УДК 378.147 ББК 378
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
О.Н. Овсянникова
Аннотация. Акмеологический подход дает человеку свободу мысли, уверенность в своих силах, способствует расширению кругозора, в том числе технического. Благодаря такому подходу происходит достижение высокого культурного уровня и обретение прочных знаний.
Развитие креативности студентов предусматривает необходимость построения учебного процесса как модели творческой деятельности, поскольку преподавание главным образом направлено на формирование и развитие умений и навыков в предметной области, не учитывает в полной мере возможности развитие креативности обучающихся.
Основные направления развития креативности студентов в теории и практике высшего образования определяют необходимость организации профессионального обучения как исследовательской деятельности в контексте значимой проблемной ситуации, а также переход на гибкие модели организации учебного процесса.
Использование активных методов обучения позволяет целостно раскрыть явления достижения, удержания и преодоления вершины «акме» обучающихся.
107
Ключевые слова: акмеология, креативность, активные методы, метод проектов.
ACMEOLOGICAL APPROACH
IN THE CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS
WITHIN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
H O.N. Ovsyannikova
Abstract. Acmeological approach provides freedom of thoughts, self-reliance, a wide mental outlook, including the technical one. Due to this approach a high standard of culture is achieved and grounded knowledge is obtained.
The development of students' creativity includes modelling an educational training as a creative activity model because teaching is generally aimed at forming and devel-
oping of skills and abilities in object domain, that is why, the potentialities of students' creativity development aren't properly considered.
In theory and practice of the higher education the main ways of the students' creativity development define the necessity of occupational training organization as research activities to find out the solution of the problem situation, and also the transition to flexible models of training process organization.
The usage of active methods in teaching allows the students to achieve properly the progress, keeping and overcoming the phenomena of the «acme» peak.
Keywords: acmeology, creativity, active methods, project method.
В настоящее время повысилась значимость иностранного языка как образовательной гуманитарной дисциплины. Происходящие изменения в политической и экономической жизни общества оказали большое влияние на систему иноязычного образования.
Анализ качества изучения иностранного языка в вузах показывает, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют в полной мере раскрыть потенциальные способности студентов к изучению языка. Это объясняется тем, что преподавание направлено 108 на формирование и развитие умений и навыков в предметной области, не учитывает в полной мере возможности развитие креативности обучающихся.
Проблема единства личностного и профессионального развития студента в высших учебных заведениях декларируется во многих педагогических исследованиях, однако она недостаточно изучена как в концептуальном, так и в процессуально-технологическом аспекте.
Считается, что в вузе специалист, в основном, получает теоретические основы знания, а практические умения и навыки приобретает в процес-
се профессиональной деятельности. Однако в условиях рыночных отношений на адаптацию не отводится много времени, поэтому, принимая во внимание акмеологический подход при подготовке специалистов, можно попытаться решить насущные проблемы.
В современных условиях принято рассматривать педагогическую акмеологию как науку о закономерностях высших достижений в целостном развитии человека на каждом его возрастном этапе в процессе непрерывного образования, включая школьное, вузовское, послевузовское и образование взрослых, а также возможности применения положений этой науки для повышения качества образования на соответствующих уровнях.
А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина главным системообразующим фактором профессионализма личности считают образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Потребность в его достижении, анализ меры продвижения в данном направлении, поиск причин, которые содействуют и препятствуют его получению, формируют профессионализм личности [1, с. 49].
Преподаватель XX
2 / 2014
Акмеологический подход, используемый в образовании, обеспечивает свободу мысли и поведенческого выбора, уверенность в своих силах, развитие широкого кругозора, в том числе технического, эрудиции и достижение высокого культурного уровня. Он ведет к изменению стиля руководства образовательным процессом с авторитарного на демократический, так как данный подход основан на гуманизации и демократизации образования.
Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, акмеология анализирует зрелость и «акме» более узко, имея в виду только овладение человеком профессией, достижения им высочайшего уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение [2, с. 59].
Акмеологический анализ, позволяющий разносторонне и целостно раскрыть явления достижения, удержания и преодоления вершины «акме» обучающихся в тесной связи с раскрытием всех специфических факторов, обусловивших приход к акме, проводится в условиях всей жизнедеятельности человека. Это видно при анализе креативной деятельности, в которой индивидуальное творческое самовыражение включено и подчинено критериям социокультурной среды. Интегральный характер акмео-логической концепции, как видно на практике, способствует появлению множества технологий и исследовательских методик [3].
Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям в их многоплановом труде, несхожесть применяемых «технологий» для получения высокого результата — все это вместе взятое определяет своеобразие содержания и формы профессионализма. Конечно же, чтобы по праву быть в числе подлинных профессионалов, человек должен развить у себя соответствующие способности, уметь правильно дифференцировать конкретный фонд знаний, навыков и умений, сформировать профессиональные позиции, а также научиться все их творчески употреблять.
Теоретической основой для изучения креативности обучающегося является рассмотрение данного феномена как личностного образования, в структуру которого могут быть включены следующие компоненты: 1) интеллектуально-творческая инициатива — сверхнормативная активность, 2) интеллектуальные способности, 3) оригинальность мышления — самостоятельность, необычность, остроумность решения; 4) спо- 109 собность к варьированию знаниями, профессиональным и социальным опытом (поиск альтернатив), 5) открытость, проявление восприимчивости и понимания к другим взглядам, уровню познания и глубины суждения, 6) стремление к разносторонней осведомленности.
Развитие креативности студента предусматривает необходимость построения учебного процесса как модели творческой деятельности. На наш взгляд, это возможно при условии осуществления индивидуально-творческого, инновационного и ак-меологического подходов к структу-
110
рированию содержания иноязычного образования.
Как показывает анализ учебных и тематических планов, условия обучения иностранному языку в неязыковых вузах не благоприятствуют развитию устной речи, потому что в центре находится чтение. На учебных занятиях по иностранному языку устная речь и письмо занимают очень скромное место в обязательном курсе. Устная речь в основном используется при обсуждении тематических текстов из разделов учебника. Это относится к недостаткам, потому что речевое умение формируется и развивается при условии регулярного и систематического подкрепления.
Основные направления развития креативности студента в теории и практике высшего образования определяют необходимость организации профессионального обучения как исследовательской деятельности в контексте значимой проблемной ситуации, выбора вариантов решения, рефлексии способов и личностного смысла, осознания себя как творческой индивидуальности; построения персонифицированных программ профессиональной подготовки, переход на гибкие модели организации учебного процесса.
Поэтому большое внимание на занятиях необходимо уделять речевой направленности, так как обучение иностранному языку происходит через общение. Для этого целесообразно использовать следующие наиболее известные методы на занятиях по иностранному языку:
• метод проектов;
• метод мозгового штурма;
• метод направленного мышления;
• метод организации понятий;
• метод комплексного решения проблем;
• метод конференции и др.
Эти методы наилучшим образом воздействуют на обучающихся во время учебных занятий и побуждают их к активности и творчеству. Использование этих методов можно начинать с первого года обучения в вузе. Для студентов младших курсов хорошо зарекомендовали себя такие формы, как побуждение к творческому поиску, деловые игры, групповые решения проблемных ситуаций, метод проектов. На занятиях со старшекурсниками можно использовать свободные творческие дискуссии, «мозговой штурм», организационно-деятель-ностные игры, метод конференции.
Остановимся более подробно на методе проектов, который способствует развитию креативности студентов, так как требуется расчленение материала на логические ступени. Этот вид деятельности позволяет глубоко погрузиться в изучаемую проблему, рассмотреть со всех сторон достоинства и недостатки изучаемого явления, достичь своего «акме».
Иногда в процессе дискуссии возникают направления, не предусмотренные преподавателем, исследования в этих направлениях также осуществляются, но это занимает больше времени. Здесь важно предусмотреть максимальное количество направлений и заранее определить источники информации, чтобы начать работу как можно быстрее, пока желание не прошло. Ничто так не охлаждает, как необходимость отложить интересную работу из-за отсутствия источников. Это приносит и создает стимул для дальнейших
Преподаватель
2 / 2014
творческих поисков, обостряет педагогическую интуицию преподавателя, формирует внимательность в отношении к различным проявлениям способностей.
Данный метод успешен при соблюдении определенных условий. Это происходит тогда, когда на занятии царит атмосфера равенства, непринужденности. Во время продуктивного этапа следует пресекать любые попытки критики, потому что одно предложение может спровоцировать другое. Здесь легко можно увидеть преимущество группового творчества, так как идет непрерывный поток мыслей, и скорость процесса напоминает нам снежный ком.
В основе этого метода лежит условное разделение на творческое и критическое мышление. Первое из них направлено на генерацию новых идей и оно полностью свободно от всяких стереотипов и запретов. Большое внимание уделяется игре воображения, которая возможна лишь тогда, когда человек находится в свободном и раскрепощенном состоянии. А в это же время критическое мышление осуществляет анализ и отбор возникших идей, требует серьезного подхода к делу, строгости и учета реальных возможностей.
Следует отметить, что иностранный язык обладает большим потенциалом в плане развития личностной культуры. Язык, являясь универсальной формой первичной концептуализации мира, выступает как часть культуры, как ее продукт. С другой стороны, язык является орудием культуры. Он формирует личность человека — носителя языка через заложенное в языке видение мира, менталитет, отношение к людям, то есть
через культуру народа, пользующегося им как средством общения.
При выборе тех или иных выразительных средств языка человек, хотя и руководствуется традицией и культурой использования языковых средств, в то же время вкладывает в них свои способы самореализации, установки, личностный смысл.
При этом акцент делается на развитие личности, ее нравственное самосовершенствование, обретение культуры иноязычного общения, в состав которой входят культура взаимодействия, восприятия, овладение ролевым репертуаром речевых и неречевых действий.
Для достижения хороших результатов в обучении иностранному языку целесообразно устранить, существующие слабые стороны в формировании студента как личность: недостаток целеустремленности, несфор-мированность привычки к повседневному трудовому усилию, подверженность влиянию товарищей, склонных к пустому времяпрепровождению. В итоге мы получаем субъект деятельности, который при других условиях развития его личности мог бы выйти на прочное усвоение требуемого уровня владения иностранным языком, но у этого человека не получиться достичь уровня акме.
А.А. Бодалев считает, что у человека присутствуют микроакме на каждой возрастной ступени жизни, которые можно считать предвестниками, конечно, при отсутствии резко неблагоприятных обстоятельств, ма-кроакме [4, с. 125].
Необходимо отметить, что реализация акмеологического подхода в рамках развития креативности студентов в процессе изучения ино-
111
ВЕК
112
странного языка предполагает также изменение функций преподавателя. Конструктивная, организаторская и коммуникативно-обучающая функции его деятельности наполняются новым содержанием. На первый план выходит потребность создания благоприятного климата на занятиях, сотрудничества и сотворчества с обучающимися.
Большое значение имеет использование преподавателем методов и средств, которые развивают креативность у обучающихся и мотивируют их стремление к творчеству, к самовыражению, что в целом способствует повышению качества усвоения дисциплины и развитию их креативности и таким образом способствует профессиональному росту будущих специалистов.
Таким образом, акмеологическая составляющая в процессе развития креативности у будущих специалистов позволяет осмыслить закономерности развития личности, соотнести индивидуальное и творческое начало, стимулировать рефлексивное выполнение действий, способствовать повышению мотивации к изучению предмета.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма [Текст] / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М. : Луч, 1993.
2. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Брдалев. - М. : Флинта: Наука, 1998.
3. Вишнякова, Н.В. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения [Текст] / Н.В. Вишнякова. - Минск : РИВШ при БГУ, 1995. - 286 с.
4. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды [Текст] / А.А. Бодалев. - Воронеж, 1996.
REFERENCES
1. Derkach A.A., Kuz'mina N.V. Akmeologia: puti dostizheniya vershin professionalizma [Akmeology: ways of achieving high levels of professionalism], M.: Luch. 1993.
2. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dosti-zheniya [The peak in the development of the adult: characteristics and conditions of achievement], M., Flinta, Nauka, 1998.
3. Vishnyakova N.V. Kreativnaya psikhopeda-gogika. Psikhologiya tvorcheskogo obu-cheniya [Creative psychopedagogy. The psychology of creative learning], Minsk: RIVSH pri BGU, 1995.
4. Bodalev A.A. Psikhologiya obshcheniya. Iz-brannye psikhologicheskie Trudy [Psychology of communication. Selected psychological works], Voronezh, 1996. ■
Овсянникова Оксана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков Академии ФСО России, [email protected] Ovsyannikova O.N., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Foreign and Russian Languages Department, Federal Guard Service Academy of Russia, [email protected]
Преподаватель ^
2 / 2014