12. Никольская Н.В., Никольский Е.В. Система работы с одарёнными детьми. Актуальные проблемы углубленного математического образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Адыгейский государственный университет, Майкоп, 2010. С .166-16.
References
1. QueenE.V. The Subject olympiads in grade school publishers "Arkti", Moscow, 2007.
2. KocherginaA.V., GaydinaL.I. We Teach the mathematician with uvlecheniem. - M.: "5 for knowledges", 2006.
3. Lavrinenko T.A. Tasks developping nature on matematike. - Saratov: "Lycee", 2002. - 192с.
4. Leonova N.V. The Best developping plays for детей from 7 before 11 let. -M.; OOO Publishers «HOUSE. HHI age», 2007. - 189с.
5. Mashtali O. Best methodses of the development of attention beside detey. - M: Enlightenment, 2007. - 158с.
6. OstapenkoM.A. Learn the multiplication table? This simply! - SPB.: Publishing House "Litera", 2008. - 64с.
7. The Standard of the general formation: requirements to result of the mastering the main general programs/ХПод obsch. ред. A.M. Kondakova, A.A.
8. Davydov V.V. The Theory developping education. M.: INTOR, 1996. - 162с.
9. Anufriev A.F., Kostromina S.N. As преодолеть difficulties in education детей. Psihodiagnosticheskie tables and methodses. Korrekcionnye uprazhneniya. - M.: Publishers «Osi-89», 2001. - 272с.
10. Yazykanova E.V. Learn to learn: developping occupations for younger schoolboy - M.: CHistye ponds, 2006. - 32c.
11. NikoliskayaN.V., NikoliskiyE.V. Technology of the development to flexibility logician-mathematical thinking. The Problems of the knowledge-based development schoolboy. The Material IV All-russian scientifically-practical conference. A Part 2, Armavir, AGPU, 2009. - S.44-47.
12. Nikoliskaya N.V., Nikoliskiy E.V. The System of the work with gifted детьми. The Actual problems deepened mathematical formation. The Material All-russian scientifically-methodical conference. The Adygei state university, Maykop, 2010. - S.166-16.
УДК 378.147 О.Н. ОВСЯННИКОВА
кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО России
E-mail: ovsoksana@rambler.ru
UDC 378.147
O.N. OVSYANNIKOVA
candidate of pedagogy science, associate professor,
Academy FSO of Russia E-mail: ovsoksana@rambler.ru
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
THE MAIN CONDITIONS IN THE CREATIVITY DEVELOPMENT OF STUDENTS DURING STUDYING A FOREIGN LANGUAGE
Основными условиями развития креативности обучающихся являются деятельность преподавателя (педагогика сотрудничества), взаимодействие преподавателя и студента, развитие мотивации к изучению иностранного языка, широкое использование проблемных заданий на занятиях. Создание благоприятного климата на занятиях также является важной составляющей этих условий.
Ключевые слова: креативность, педагогика сотрудничества, мотивация, условия, проблемные задания.
The main conditions of students' creativity development are teacher's activity (collaboration pedagogics), close cooperation between the teacher and students, motivation advance in studying a foreign language, a wide usage of problem tasks at the lessons. Creating favorable climate at the lessons is one the important component of these conditions.
Keywords: creativity, collaboration pedagogics, motivation, conditions, problem tasks.
В современном обществе востребованы самостоятельные и инициативные специалисты, которые способны постоянно развивать свою личность и деятельность. Именно такие специалисты могут успешно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому изменению знаний, овладению навы-
ков и умений, освоению новых сфер деятельности. Поэтому в процессе теоретического анализа формирующих воздействий и в ходе дальнейшей их апробации были выявлены и обоснованы определенные условия, способствующие развитию креативности обучающихся в вузе на занятиях по иностранному языку.
Обучение иностранным языкам на протяжении всей
© О.Н. Овсянникова © O.N. Ovsyannikova
истории человечества играло и продолжает играть важную роль. На современном этапе, как подчеркнуто во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, перед образованием стоят грандиозные задачи, требующие его радикального «преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось, особенно в области обучения иностранным языкам» [2].
Это обусловлено, с одной стороны, масштабностью и темпами прогресса современного мира, в котором образование выступает как важнейший компонент культурного и социально-экономического постоянного развития человека, сообществ и наций. С другой стороны, в обществе существует глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область духовности и нравственности. Поэтому проблемы образования всегда находятся в центре внимания ученых разных наук культурологии, педагогики, социологии, психологии и др.
Анализируя многочисленные исследования по проблеме развития креативности, можно сделать вывод, что сформированность творческой деятельности в первую очередь определяется уровнем развития творческого мышления и интеллекта личности. В процессе творческой деятельности интеллектуальные умения сильно переплетаются друг с другом, выступая в органическом единстве и взаимосвязи [1].
Мы полагаем, что при поэтапном формировании креативности обучающегося критерии и показатели интеллекта и творческого мышления должны рассматриваться дифференцированно и в динамике на разных этапах обучения. Поэтому о развитости креативности и интеллекта, в целях получения нужного представления, можно судить исходя из того, что на первом этапе большое внимание уделяется умственным умениям, а на последующих этапах берется оценка творческого мышления.
Одним из положительных условий развития креативности является деятельность поведения преподавателя, так как в конечном итоге не знания и не отдельные умения обеспечивают развивающий эффект, а их воплощение и реальное поведение. Преподавателю необходимо активно использовать свой творческий потенциал, соответственно, он переходит к "педагогике сотрудничества", меняет авторитарный стиль общения на демократический, чтобы добиться хороших результатов обучения. Роль преподавателя - "внешнего организатора" - недостаточна, так как между участниками должно быть взаимодействие, т.е. взаимная связь собеседников. Преподаватель является не только организатором взаимодействия, но и его непосредственным участником [4].
Следует отметить, что взаимодействие личности студента и преподавателя, осознание и принятие ими творческой деятельности, способность к восприятию инноваций; активная позиция студентов, творческая атмосфера на занятиях, компетентность преподавателя являются основой данных условий. Активный познавательный интерес в мотивационной структуре личности обучающегося будет преобладать, если работа педагога
и обучающихся будет направлена на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности, которые активизируют умственные способности. Следовательно, творческий характер учебной деятельности обеспечивается направлением участников процесса обучения на творчество. Тогда требуемые репродуктивные действия станут неотъемлемой частью собственно творческого процесса. Творческий процесс в обучении понимается не только как овладение механизмами деятельности, а как процесс формирования нужных для творчества личностных качеств.
Для этого нужно создать следующие необходимые дидактические условия:
- соответствие способов и форм развития креативности;
- выполнение управления развития креативности у студентов на базе паритетных субъект-субъектных отношений в процессе непрерывного взаимодействия активной деятельности обучающихся и конструктивной деятельности преподавателя;
- реальное право выбора студентом соотношения индивидуальной работы и способа защиты результатов своей деятельности.
Развитие креативности студентов определяется следующими педагогическими условиями: мотивацией, которая является отражением потребности в усовершенствовании себя как субъекта деятельности; организацией инновационного обучения, где основными аспектами выступают: критическое отношение к обыденности, насущные проблемы действительности, открытость среде и новшествам, которые кардинально преобразуют отношение к миру, большое стремление к самореализации.
Целесообразно использовать такие методы, формы и средства обучения, направленные на развитие у студентов креативности, чтобы умело организовать специальное управление учебной деятельностью обучающихся с целью достижения ими хороших результатов в процессе изучения иностранного языка, а также развивать креативность на основе поэтапного вовлечения студентов в решение проектов постепенно возрастающей сложности.
Основная роль преподавателя состоит в том, чтобы создать условия студентам, чтобы преодолеть противоречия между ограниченной языковой базой и возрастающими от курса к курсу их познавательными потребностями. Преподавателю необходимо научить студентов правильно использовать знания из других предметных областей. Интегративно-технологический подход прекрасно подходит в этих целях, т.е. процесс объединения в единое целое различных сведений для достижения цели развития личности, где гармонично сочетаются акмеологический и технологический подходы в подготовке будущих специалистов.
Одним из важных условий развития креативности студентов является организация процесса учебной деятельности на основе проблемных учебных заданий, чтобы выполнить такие задания, обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность, которая вызывает у
них стремление к более глубокому познанию предмета изучения.
Действительно, использование метода проектов на занятиях по иностранному языку рассматривается как проверенный способ достижения дидактической цели. Студенты разрабатывают проблему основательно, в итоге она завершается практическим результатом, которым и является сам продукт, который может представлять собой материальное проявление их индивидуальной или совместной, аналитической, исследовательской и творческой деятельности. Это может быть представлено в виде сценария видеофильма, презентации, аудиозаписи, альбома, реферата, стенгазеты и так далее.
Во время создания проекта обучающиеся учатся самостоятельно получать знания, пользуются разными источниками, приобретают коммуникативные навыки и умения, знакомятся с разными аспектами культуры, при этом активно используют исследовательские методы. Все это помогает им быстрее разрешить разнообразные ситуации, быстрее приспособиться к изменяющимся условиям, плодотворно работать в различных коллективах.
Сегодня студенты не всегда могут активно применять свои способности в реальной учебной ситуации. Некоторые студенты не могут не только организовать самостоятельное исследование, но и делать записи и вести работу самостоятельно. Проектная работа прекрасно подходит для привития и закрепления всех этих практических навыков, которые смогут обеспечить самостоятельность и эффективность обучения.
Преподавателям необходимо создавать благоприятную творческую атмосферу, попытаться распознать в каждом студенте потенциального творца. Многие преподаватели обладают педагогическим тактом, способны справедливо оценивать результаты деятельности студентов, они могут убедить обучающихся не с позиции своего большого авторитета, а используя строго научные аргументы и факты, они отличаются высокой работоспособностью и имеют большое стремление помочь студенту. Такие преподаватели характеризуются широким кругозором, обширными профессиональными знаниями и высокой гуманитарной подготовкой, поэтому наиболее успешно могут осуществлять развитие креативности у обучающихся.
Важную роль в развитии креативности у студентов играет создание мотивов и условий, в которых они смогут всецело проявлять свою познавательную активность, испытывать реальное стремление использовать приобретенные знания, сформированные речевые навыки и умения в своей будущей профессиональной деятельности. В свою очередь, целесообразно использовать информативный и познавательный материал на занятиях, чтобы направлять их на развитие у них профессионально важных личностных качеств.
Для этих целей важно также использовать основные элементы проблемного обучения, которые основаны на организации поисковой деятельности обучающихся, на нахождении и разрешении ими различных жизненных
и профессиональных столкновений. Для этого в обучении необходимо применять определенные приемы и методы. С этой целью целесообразно использовать объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый способы, проблемный и исследовательский методы обучения для взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
Студентов следует научить правильно определять проблемы, умело переносить знания, умение и навыки в новую ситуацию, найти новые характеристики в знакомом объекте (альтернативное мышление), уметь синтезировать, комбинировать ранее освоенные способы деятельности в новые виды деятельности (синтетическое комбинационное мышление).
Вышеназванные методы помогают обучающимся разобраться с основными понятиями и определениями самостоятельно, а не получить их в готовом виде от преподавателя.
Важно помнить, что проблемы должны соответствовать потребностям и интересам определенной группы студентов, т.е. активно использовать принцип положительной мотивации (учитывать основные интересы личности и уровень ее рефлексии). Иногда значимая проблема в одной группе не окажется важной для другой; а представленная проблема в данный момент или в данном месте может стать совсем неактуальной через какой-то промежуток время, поэтому необходимо уделять большое внимание гибкости в разработке учебных ситуаций. Следует, чтобы обучающиеся принимали активное участие в определении учебных проблем наряду с преподавателем и в разработке способов их решения. Выявленная проблема может допускать выбор множественных способов решения, воздействовать на механизмы принятия решения, тем самым развивать дивергентное мышление.
Учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всей группы. Наиболее важные проблемы - это те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех [5].
Необходимо учитывать то, что проблемы должны отвечать возрастным особенностям обучающихся. Причем часто это зависит не столько от выбора проблемы, сколько ее формулировки и отбора подходящего материала для ее решения. В одной группе подобная проблема может быть решена успешно одними студентами, а другими участниками только на следующей ступени обучения.
При выборе проблемы важно учитывать наличие нужных материалов. Многие трудности являются прямым следствием того, что студенты берутся за проблемы, для решения которых нет достаточной литературы и материалов в наличии либо невозможно собрать необходимые данные. Это может привести к поверхностному обучению, основанному не на доказательном исследовании и ненадежных знаниях, неблагоприятно влияет на развитие креативности учащихся.
Следовательно, прежде чем выбрать важную учебную проблему, преподаватель обязан убедиться в том,
что обучающиеся обеспечены необходимым материалом. Вместе с тем, не нужен тщательный контроль и излишняя опека со стороны преподавателя, чтобы позволить обучающимся увидеть самим различие в степени сложности разных учебных проблем.
Когда преподаватель отбирает учебные проблемы, ему необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт большинства студентов. Преподавателю следует заранее определить пробелы в знаниях своих учеников; наметить направления и ориентировать их на выбор насущных проблем, он должен избегать ненужного повторения с предыдущей ступени обучения. Однако следует иметь в виду, что слишком подробная разработка планирования может привести к надуманности и неестественности. Проблемы должны соответственно появляться из опыта и потребностей многих обучающихся. Преподавателю следует использовать любую возможность и любую подходящую ситуацию. Не стоит порождать проблемы искусственно или навязывать их только для того, чтобы ликвидировать тот или иной пробел в знаниях.
Выражением общей направленности соответствующих дидактических поисков может служить следующее: "Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия обучающихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум учащихся будет сосредоточен не на учебе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом преподавателя, с другой стороны, становится создание условий, которые пробуждают самообразовательную активность или учение и такое взаимодействие с уча-
щимися, при котором учение становится следствием этой активности" [3].
В процессе изучения иностранного языка надо создавать такие ситуации, которые дают студентам возможность познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно определять и находить эти понятия на предложенных примерах. При изучении зарубежных научно-технических достижений можно включать альтернативные точки зрения, отсутствие имеющихся объяснений, сомнения в правдивости выводов.
Также развитие креативности студентов протекает успешнее, если создаются соответствующие условия общесоциального, экономического, психологического, научного и педагогического характера.
Изучение иностранного языка будет протекать благополучно, если обучающиеся, вовлекаясь в творческую деятельность, будут заниматься в комфортном психологическом климате на занятиях.
Такая форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств, потому что может принести положительную динамику креативности обучающихся, вызывает у них большой интерес, разнообразит занятия, а также развивает их способности общения, что способствует мотивации к изучению иностранного языка.
Необходимо отметить, что творчество должно сопутствовать процессу профессионального развития и становления будущего специалиста, поскольку такими качества, которые определяют истинно креативную личность, являются гибкость и оригинальность мышления, способность увидеть, понять и решить существующие насущные проблемы, генерировать новые гипотезы, смогут обеспечить формирование конкурентоспособного специалиста.
Библиографический список
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. 287 с.
2. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. СГУ М., 1999. 136 с.
3. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 112 с.
4. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. М.: "Просвещение" 1991. 282 с.
5. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Воронеж, 1987. 174 с.
References
1. Bogoyavlenskaya D.B. An intellectual activity as a problem of creativity. Rostov-na-Donu, 1983. 287 p.
2. Higher education in XXI century: approaches and practical measures / SGU M., 1999. 136 p.
3. LernerI.Y. Didactic basics of the teaching techniques. M., 1981. 112 p.
4. Rogova G.V. Teaching methodology of foreign languages. M.: "Prosvyashcheniye" 1991. 282 p.
5. Safonova V.V. Problem tasks at the lessons of English in a comprehensive school. Voronezh, 1987. 174 p.