поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических ценностях; в овладении профессией в высшем учебном заведении, в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем, организа-
ции себя, выбора стиля и образа жизни, разрешения конфликтов. Компетентность предполагает более высокий уровень подготовленности студента, так как включает не только знания и умения, но и опыт деятельности, достижения и личностные качества обучающегося.
Библиографический список
1. Митяева А.М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели. М.: Педагогика. 2008. , №8. С. 57-65.
2. Митяева А.М. Формирование профессиональной компетентности студентов в вузе. // Компетентностно-модульный подход в системе среднего и высшего профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции. Брянск: «Курсив», 2010. С.124-130.
References
1. MitiaevaA.M. Contents multilevel higher education in the implementation of competency models / / M. : Pedagogy, 2008. № 8. -Pp. 57-65.
2. Mitiaeva A.M. Formation of professional competence of students in high school . / AM Mitiaeva / / Competence- modular approach in secondary and higher education . Proceedings of the international scientific-practical conference . Bryansk , « Italic «, 2010.-Рр.124 -130.
УДК 378.147:372.851 Н.В. НИКОЛЬСКАЯ
учитель высшей категории средней школы №6, г. Вык-са, Нижегородская область Е.В. НИКОЛЬСКИЙ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОиОПД Нижегородского технического университета им. Р.Е.Алексеева E-mail: [email protected]
UDС 378.147:372.851
N.V. NIKOLISKAYA
teacher to high category school №6, Vyksa, Nizhegorodskiy
region E.V. NIKOLISKIY
candidate of the pedagogical sciences, assistant professor department of OIOPD, Nizhegorodskiy technical university
named after R.E. Alekseeva E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТО QUESTION ABOUT DEVELOPMENT FLEXIBILITY OF THE THINKING SCHOOLBOY ON BASE EXPLORATORY MATHEMATICAL ACTIVITY
Включение в школьный учебный процесс «активных методов обучения» позволило нам разработать программу развития памяти, внимания, логического мышления и интуиции школьников на материале поисковых задач математического содержания с обучающимися любого уровня подготовки.
Ключевые слова: программа развития, гибкость мышления, задача, мини-исследование, календарно-те-матическое планирование, творчество, самостоятельность.
Cutin in school scholastic process «active methods of the education» has allowed us to develop the program of the development to memories, attention, logical thinking and intuitions schoolboy on material of the search tasks of the mathematical contents with training any level of preparation.
Keywords: program of the development, flexibility of the thinking, task, mini-study, calendar-thematic planning, creative activity, independance.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает на выходе из начальной школы овладение учеником следующих умений:
1. решать творческие задачи на уровне комбина-
ций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические рабо-
© Н.В. Никольская, Е.В. Никольский © N.V. Nikoliskaya, E.V. Nikoliskiy
ты), разыгрывать воображаемые ситуации;
2. передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
3. определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей, находить ошибки и их исправлять;
4. учебное сотрудничество: умение договориться; распределять работу, оценивать свой вклад в общем результате деятельности [7].
В настоящий момент ученик начальных классов уже не может выступать в виде «копилки знаний, умений и навыков». Сегодня необходимо вести речь об «активном усвоении» и «активных методах обучения», о «деятельности ученика» [8].
Однако современный ученик начальных классов (из-за своих возрастных особенностей) ещё недостаточно владеет умением действовать в новой нестандартной учебно-практической ситуации.
Поэтому нами с целью развития у детей основных психических процессов на математическом материале с помощью учебно-поисковой деятельности была разработана и апробирована программа дополнительного образования «Развиваем гибкость мышления».
Под развитием гибкости мышления мы подразумеваем развитие воображения и творческих способностей ребёнка, умение найти выход из нестандартной ситуации, используя все логические структуры мышления.
Дети стараются «увидеть» в каждом «предмете» его разные стороны, свободно фантазировать, направлять творческие возможности на поиск различных способов решения задач и попытку создать свой новый «продукт».
Такой вид деятельности повышает интерес школьника к математике, развивает его способность к исследованиям.
Программа рассчитана на два года обучения (3 и 4 класс), общим объёмом 68 часов (3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа).
Изучение курса предполагает некую последовательность изложения занятий по авторским методическим разработкам.
Занятие проводится со всем классом один раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Строится оно в следующей последовательности: 1 этап - разминка «Мозговой штурм», игры с движением на внимание (физкультминутка), 2 этап - работа в группе (коллективно-творческое дело), 3 этап - индивидуальная творческая работа.
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) позволил определить гибкость как творческий процесс совершенствования своего мышления, сознания, интеллекта, личности, стремление выйти из нестандартной ситуации, используя свои способности.
По мнению Давыдова В.В., сейчас в современном обучении всё больше приобретают значение особые
виды учебной деятельности: проектирование, конструирование, программирование, планирование.
Характерной их особенностью является не изучение того, что уже существует, а создание «новых продуктов» и одновременно познание того, что лишь может возникнуть [9].
Задачей современного учителя начальных классов становится задача научить ученика тем способам работы, которые позволили бы ему дальнейшем самостоятельно конструировать для себя способы работы с новым материалом.
А затем и самостоятельно решать проблему: «Как научить самого себя действовать быстро и правильно?»
Современные школы с внедрением ФГОС постепенно становятся школами полного дня, что несомненно обеспечивает сочетание основного образования с дополнительным в урочной и внеурочной деятельности. Внеклассные занятия по данной программе позволят не только раскрыть творческие способности детей, но и подготовить их к олимпиаде по математике.
Цель программы: научить детей сознательно использовать основные логические структуры мышления при нахождении нескольких способов решений учебно-практических, творческих и проектных задач.
Задачи:
• развивать логическое мышление (операции сравнения, анализа, обобщения, гибкость мыслительных процессов), ориентируя деятельность детей на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности;
• развивать произвольное внимание (устойчивость, концентрацию, переключение, самоконтроль) и память учащихся;
• расширять их речевое поле;
• формировать учебную мотивацию;
• развивать личностную сферу.
Данный курс построен на материале поисково-творческих задач математического содержания для обучающихся любого уровня подготовки.
В него вошли разноплановые развивающие задания различной степени сложности, имеющие несколько способов решения.
В вопросе развития гибкости мышления основную роль играют задачи повышенной трудности (олимпиад-ный уровень), требующие от учеников применения нетрадиционных подходов к их решению.
Включение в занятия разминки в виде «мозгового штурма», развивающих игр на комбинирование, планирование, анализ, применение групповых форм работы с целью получения нового «продукта» - всё это создаёт положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность школьника протекает наиболее эффективно.
Работая в группах, обучающиеся могут получать задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию, либо совершенно одинаковые задания, но тогда их решения позволят сравнить разные подходы к данной проблеме.
Таблица 1.
Календарно - тематическое планирование по программе
«Развиваем гибкость мышления»
Блоки Разделы Тематика занятий Кол. часов
3 класс 1. Понятия умножения и деления.(6ч.) 1. Вводное занятие. 2. Арифметические орешки. 3. Поиск закономерностей. 4. Математическое домино. 5. Сказочные числа. 6. Шифровки. 1 1 1 1 1 1
2. Свойства умножения.(3ч.) 1. Страна Пифагория. 2. Секреты умножения. 3. Старинные задачи. 1 1 1
3. Умножение и деление многозначных чисел.(11ч.) 1. Занимательные вопросы. 2. Математическое лото. 3. Предметные таблицы. 4-5. Задачи со сказочным сюжетом. 6. Лабиринты в математике. 7. Моделирование сложных текстовых задач. 8. Анаграммы. 9-10. Математические сказки. 11. Загадочные числа. 1 1 1 1 1 1 1
4. Действия с многозначными числа-ми.(10ч.) 1. Сложные уравнения. 2. Уравнения в задачах. 3. Найди ошибки. 4-5. Интересные задачи. 6. В царстве Смекалки. 7-8. Геометрические задачи. 9. Игровая кладовая. 10. Игры со спичками. 1 1 1 1 1 1
5. Приёмы устного умножения.(4ч.) 1-2. Магический квадрат. 3. Числовые ребусы. 4. Итоговое занятие. Математическая олимпиада. 3 класс Итого: 1 1 34
4 класс 1. Действия с многозначными числами (7ч.). 1. Вводное занятие. 2. Арифметические головоломки. 3. Игры с циферблатом. 4. Математические «ловушки». 5. Клуб весёлых математиков. 6-7. Задачи на логику. 1 1 1 1 1
2. Приёмы устных вычислений по отношению к четырём арифметическим действиям.(6ч.) 1. Ребусы. 2. Шифр алгебраического характера. 3. Математическое лото. 4-5. Задачи от Г. Остера. Наше творчество. 6 Метяграммы 1 1 1 2 1
3. Анализ и решение текстовых за-дач.(8ч.) 1. Задачи, развивающие кругозор. 2. Математические цепочки. 3-4. Логические и комбинаторные задачи. 5-6. Задачи с определённым содержанием. 7. Графический способ решения задач. 8. Сюжетные задачи. 1 1 2 2 1 1
4. Периметр. Площадь. Объём.(7ч.) 1. Периметр фигур. 2-3. Задачи с геометрическим содержанием. 4. Сюжет русской народной сказки в основе задач. 5. Логогрифы. Сочиняем сами. 6. Математика в кроссвордах. 7. Составление математического кроссворда. 1 1 1 1 1
5. Понятие дроби.(6ч.) 1-2. Задачи на нахождение доли числа и обратные им. 3. Математический калейдоскоп. 4.Старинные денежные единицы. 5. Использование графов. 6. Итоговое занятие. Математическая олимпиада, 4класс. Итого: 1 1 1 1 34
Творческая работа мысли вызывает чувство удовлетворения и положительные эмоции, а вместе с тем - стремление во что бы то ни стало довести работу до конца, ведь положительные эмоции обладают созидающей силой при обучении математике.
Систематическая работа с детьми в данном режиме способствует:
• развитию гибкости мышления и умению проводить мини-исследования;
• развитию творческих задатков и склонностей;
• овладению различными способами и методами решения задач;
• овладению устной математической лексикой;
• развитию коммуникативных навыков;
• положительному отношению к заданиям проблемно-поискового характера;
• проявлению самостоятельности;
• готовности детей к дальнейшему саморазвитию.
Отдельные индивидуальные и групповые задания
можно использовать как при проведении уроков математики в классах развивающего обучения, так и в классах, работающих по традиционной системе.
Содержание программы
«Развиваем гибкость мышления» Блок 1 (3 класс).
Раздел 1. Понятия умножения и деления.
Вводное занятие. Определение уровня развития основных логических структур мышления учащихся. (Тестирование.)
Арифметические орешки. «Загадочные» числа. «Волшебные» знаки. Тема для исследований: «История появления науки математики».
Поиск закономерностей. Смысл слова закономерность. Закономерности в числах и фигурах. Закономерности в буквах и словах. Составление закономерностей.
Математическое домино. Связь умножения со сложением. Умножение на 0 и на 1. Слова с цифрой 3. Старая китайская игра «Необыкновенное домино».
Сказочные числа. Сказочные числа на числовой прямой. Как устроено многозначное число. Графическое изображение умножения. Тема для исследований: «Великий Архимед».
Шифровки. Буквенные шифровки. Шифрованное письмо. Составление шифра.
Раздел 2. Свойства умножения.
Страна Пифагория. Игра «Поиск девятого». Строим таблицу Пифагора. Тема для исследований: «Школа Пифагора».
Секреты умножения. Переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения. Рифмы в таблице. Умножение на пальцах (таблица на 9). Составление памятки «Секреты умножения».
Старинные задачи. Строение задачи. Занимательные задачи XVIII века из рукописей «Арифметики» Л.Магницкого. Тема для исследований: «Великие математические открытия».
Раздел 3. Умножение и деление многозначных чисел.
Занимательные вопросы. Логические концовки. Загадки математического содержания. Задачи в стихах на умножение. Тема для исследования: «Способы умножения».
Математическое лото. Признаки делимости. Игры на развитие памяти.
Предметные таблицы. Таблицы с набором букв, геометрических фигур.
Задачи со сказочным сюжетом. Сказка и математика. Логика рассуждений. Помогаем любимому герою. Задача: «Иван против Кощея Бессмертного».
Лабиринты в математике. Выход из числового лабиринта. Игры на развитие внимания. Лабиринт «английской королевы». Разгадываем геометрическую сеть ходов. Составление лабиринта.
Моделирование сложных текстовых задач. Краткая запись как средство моделирования. Таблица. Схема. Составление модели к задаче.
Анаграммы. Игры на развитие мышления и сообразительности. Анаграммы по определённой тематике. Составление анаграмм.
Математические сказки. Решение задач: «Кто победил Змея Горыныча?», «Буратино и его друзья». Составление сказочных задач.
Загадочные числа. Три способа нахождения загадочного числа. Отгадываем задуманные числа.
Раздел 4. Действия с многозначными числами.
Сложные уравнения. Математическая терминология. Поиск корней уравнения, не выполняя вычислений. Составление и решение уравнений.
Уравнения в задачах. Этапы решения задач. Составление плана решения. Решение задач с помощью уравнений. Использование всех действий с многозначными числами. Составление задач по уравнениям.
Найди ошибки. Приёмы устных вычислений. Умножение на 11, 101.
Интересные задачи. Задачи математических олимпиад. Метод проб и ошибок, «отсекающихся вопросов», «устранения противоречий». Задачи-шутки.
В царстве Смекалки. Шаги решения логических задач. Решение «с конца». Метод исключения.
Геометрические задачи. Выделение основных частей задачи. Задачи на нахождения площади, периметра олимпиадного уровня.
Игровая кладовая. Игры на развитие внимания, памяти и сообразительности. Головоломки. Тема для исследований «Математические игры».
Игры со спичками. Четыре треугольника из спичек. Число 100. Игры «Переложи спичку», «Верные равенства», «Составь фигуру».
Раздел 5. Приёмы устного умножения.
Магический квадрат. Родина магических квадратов. Свойства квадрата. Нетрадиционный, волшебный квадрат. Четыре шага составления квадрата.
Числовые ребусы. Ребусы на умножение и деление. Зашифрованные ребусы. Правила разгадывания и составления числовых ребусов.
Итоговое занятие. Математическая олимпиада, 3 класс.
Блок 2 (4 класс).
Раздел 1. Действия с многозначными числами.
Вводное занятие. Определение уровня развития основных логических структур мышления учащихся. (Тестирование).
Арифметические головоломки. Все действия с многозначными числами. Игры на развитие мышления. Составление головоломок.
Игры с циферблатом. Деление циферблата разным количеством линий. Составление игр. Тема для исследований: «Величины и их измерение»
Математические «ловушки». Числа в разных системах счисления. Игры с числом. Поиск «ловушек». Составление заданий с ловушками.
Клуб весёлых математиков. Весёлый счёт. Задания: «Найди четвёртое», «Логические задачи», «Сложи фигуру», «Задачи-шутки». Игры-соревнования между командами.
Задачи на логику. Решение и составление логических задач. Гипотеза. Доказательство. Опровержение. Причина и следствие.
Раздел 2. Приёмы устных вычислений по отношению к четырём арифметическим действиям.
Ребусы. Числовые ребусы: «Муха», «Футбол», «Перевёртыш», «Атомный пример». Составление числовых ребусов.
Шифр алгебраического характера. Математические шифровки. Составление шифровок алгебраического характера.
Математическое лото. Игры на развитие памяти и внимания. Лото математических определений.
Задачи от Г. Остера. Наше творчество. Логика и юмор. Решение задач Г. Остера. Задачи про школу, друзей и животных. Составление задач.
Метаграммы. Зашифрованные математические знаки и геометрические фигуры. Составление метаграмм.
Раздел 3. Анализ и решение текстовых задач.
Задачи, развивающие кругозор. Задачи на все действия с десятичными дробями разнообразной тематики. Преобразование задач, приводящее к их усложнению.
Математические цепочки. Причинно-следственные цепочки.
Логические и комбинаторные задачи. Мир логики.
Причина и следствие.
Решение и составление логических задач.
Задачи с определённым содержанием. Задачи на время. Задачи на движение. Использование моделирования при решении задач на движение. Обратные задачи.
Графический способ решения задач. Различные способы решения составных текстовых задач. Тема для исследований: «Способы решения задач».
Сюжетные задачи. Составление и решение сюжетных задач. Сравнение задач, различных по сюжету.
Раздел 4. Периметр. Площадь. Объём.
Периметр фигур. Разные способы нахождения периметра. Периметр многоугольников.
Задачи с геометрическим содержанием. Вычисление площади и периметра разных фигур. Геометрические задачи олимпиадного уровня.
Сюжет русской народной сказки в основе задач. Действия с числовыми значениями величин. Составление задач по сюжетам сказок.
Логогрифы. Сочиняем сами. Стихи-загадки. Сочинение логогрифов.
Математика в кроссвордах. Разгадывание кроссвордов математического содержания. Приёмы составления кроссвордов.
Составление математического кроссворда. Кроссворды по теме «Величины», «Математические термины», «Геометрические фигуры».
Раздел 5. Понятие дроби.
Задачи на нахождение доли числа и обратные им. Решение задач на нахождение доли числа. Обратные задачи. Составление задач.
Математический калейдоскоп. Математические игры на развитие логики, памяти, внимания.
Старинные денежные единицы. Деньги как мера стоимости. Старинные задачи с именованными числами.
Использование графов при решении задач. Знакомство с понятием «граф», его элементами. Решение логических задач с помощью графов. Графическая модель задачи. Построение графов.
Итоговое занятие. Математическая олимпиада, 4класс.
Библиографический список
1. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. «Аркти», М., 2007.
2. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением. М.: «5 за знания», 2006.
3. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002. 192с.
4. ЛеоноваН.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. М.; ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. 189с.
5. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. М: Просвещение, 2007. 158с.
6. ОстапенкоМ.А. Выучить таблицу умножения? Это просто! СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. 64с.
7. Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Под общ. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова, М.: Просвещение, 2006.
8. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 162с.
9. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы и методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89», 2001. 272с.
10. ЯзыкановаЕ.В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников. М.: Чистые пруды, 2006. 32с.
11. Никольская Н.В., Никольский Е.В. Технология развития гибкости логико-математического мышления. Проблемы интеллектуального развития школьников. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2, Армавир, АГПУ, 2009. С.44-47.
12. Никольская Н.В., Никольский Е.В. Система работы с одарёнными детьми. Актуальные проблемы углубленного математического образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Адыгейский государственный университет, Майкоп, 2010. С .166-16.
References
1. QueenE.V. The Subject olympiads in grade school publishers "Arkti", Moscow, 2007.
2. KocherginaA.V., GaydinaL.I. We Teach the mathematician with uvlecheniem. - M.: "5 for knowledges", 2006.
3. Lavrinenko T.A. Tasks developping nature on matematike. - Saratov: "Lycee", 2002. - 192с.
4. Leonova N.V. The Best developping plays for детей from 7 before 11 let. -M.; OOO Publishers «HOUSE. HHI age», 2007. - 189с.
5. Mashtali O. Best methodses of the development of attention beside detey. - M: Enlightenment, 2007. - 158с.
6. OstapenkoM.A. Learn the multiplication table? This simply! - SPB.: Publishing House "Litera", 2008. - 64с.
7. The Standard of the general formation: requirements to result of the mastering the main general programs/ХПод obsch. ред. A.M. Kondakova, A.A.
8. Davydov V.V. The Theory developping education. M.: INTOR, 1996. - 162с.
9. Anufriev A.F., Kostromina S.N. As преодолеть difficulties in education детей. Psihodiagnosticheskie tables and methodses. Korrekcionnye uprazhneniya. - M.: Publishers «Osi-89», 2001. - 272с.
10. YazykanovaE.V. Learn to learn: developping occupations for younger schoolboy - M.: CHistye ponds, 2006. - 32c.
11. NikoliskayaN.V., NikoliskiyE.V. Technology of the development to flexibility logician-mathematical thinking. The Problems of the knowledge-based development schoolboy. The Material IV All-russian scientifically-practical conference. A Part 2, Armavir, AGPU, 2009. - S.44-47.
12. Nikoliskaya N.V., Nikoliskiy E.V. The System of the work with gifted детьми. The Actual problems deepened mathematical formation. The Material All-russian scientifically-methodical conference. The Adygei state university, Maykop, 2010. - S.166-16.
УДК 378.147 О.Н. ОВСЯННИКОВА
кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО России
E-mail: [email protected]
UDC 378.147
O.N. OVSYANNIKOVA
candidate of pedagogy science, associate professor,
Academy FSO of Russia E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
THE MAIN CONDITIONS IN THE CREATIVITY DEVELOPMENT OF STUDENTS DURING STUDYING A FOREIGN LANGUAGE
Основными условиями развития креативности обучающихся являются деятельность преподавателя (педагогика сотрудничества), взаимодействие преподавателя и студента, развитие мотивации к изучению иностранного языка, широкое использование проблемных заданий на занятиях. Создание благоприятного климата на занятиях также является важной составляющей этих условий.
Ключевые слова: креативность, педагогика сотрудничества, мотивация, условия, проблемные задания.
The main conditions of students' creativity development are teacher's activity (collaboration pedagogics), close cooperation between the teacher and students, motivation advance in studying a foreign language, a wide usage of problem tasks at the lessons. Creating favorable climate at the lessons is one the important component of these conditions.
Keywords: creativity, collaboration pedagogics, motivation, conditions, problem tasks.
В современном обществе востребованы самостоятельные и инициативные специалисты, которые способны постоянно развивать свою личность и деятельность. Именно такие специалисты могут успешно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому изменению знаний, овладению навы-
ков и умений, освоению новых сфер деятельности. Поэтому в процессе теоретического анализа формирующих воздействий и в ходе дальнейшей их апробации были выявлены и обоснованы определенные условия, способствующие развитию креативности обучающихся в вузе на занятиях по иностранному языку.
Обучение иностранным языкам на протяжении всей
© О.Н. Овсянникова © O.N. Ovsyannikova