Научная статья на тему 'Организация факультатива по математике на материале не стандартных задач'

Организация факультатива по математике на материале не стандартных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация факультатива по математике на материале не стандартных задач»

________ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ НА МАТЕРИАЛЕ..._______________

2. Каган, М. С. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. Пособие / Каган М. С., Сергеев К. А., Светлов Р. В. и др.; Под ред. Кагана М. С. и др-Спб: Изд-во Санкт-Петербург, госуд. ун-та, 1995. - 309 с.

3. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева. -Спб.: ЛОИРО, 2000.-200 с.

4. Макарова, Е. Г. Преодолеть страх, или искусствотерапия/Е. Г. Макарова-М.: Школа-Пресс, 1996. -303 с.

5. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н Комисарова, Т. А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.

УДК 179.010

Е. Л. Горская

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ НА МАТЕРИАЛЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведении из истории математики. На таких занятиях учитель может в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Внеклассная работа по математике осуществляется в различных формах. Это могут быть: внеклассное занятие; факультатив по математике; стенгазета; утренник; математические конкурсы; олимпиады.

Как показывают психологические исследования и наши наблюдения, учащиеся начальной школы, нередко обнаруживают полную беспомощность в простейших ситуациях, где требуется проявить минимум умственной инициативы, сообразительности.

Не случайно, поэтому за последние годы в методической печати уделяется большое внимание решению так называемых нестандартных задач, развивающих эвристическое мышление.

Многолетний опыт в работе с детьми младшего школьного возраста подтверждает идею построения системы факультативных занятий по математике на нестандартных задачах. Можно привести не одну ссылку на исследования психологов и математиков, свидетельствующую о высокой эффективности этого метода и его благотворном влиянии на развитие гибкости, глубины, логичности мышления.

Некоторые нестандартные задачи с большим или меньшим основанием можно отнести к учебным занимательным задачам и включать их в качестве составной органической части в изучение определённых разделов начального курса математики. Но много и таких, которые трудно увязать с темой урока или которые требуют длительного обдумывания, рассуждения. Такие задачи целесообразно предложить во внеурочное время.

Большие возможности для этой работы предоставляет организация факультатива по математике, целью которого является обучение детей решению нестандартных задач, посредством которого создаются условия для развития у детей творческого потенциала, познавательной активности, мыслительной деятельности.

Для решения нестандартных задач нет необходимости изучать какой-либо дополнительный материал. Большинство упражнений этого вида тесно связано с обязательным учебным материалом, но требует определённого творческого подхода учащихся, умения самостоятельно мыслить и применять полученные знания. Решение таких задач способствует развитию инициативы и активности учащихся, Поэтому абсолютное большинство задач может быть рассмотрено на факультативном занятии, а некоторые на уроке без выставления отрицательных отметок.

Особенность нестандартных задач состоит в том, что они в большей степени, чем стандартные задачи, способствуют развитию мыслительных операций, вариативности, гибкости, абстракции мышления.

Для них характерно не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Это могут быть задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.

Обязательными при проведении занятий является соблюдение условий безоценочности, принятия, поддержки. Для реализации этих условий нужно восхищаться каждой идеей ребенка, исключается всякая критика личности и деятельности детей, принимать и выслушивать все ответы, создать климат взаимного доверия, использовать принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

К каждому занятию готовится цикл из 4-5 задач разной трудности и разного вида. Важно, что дети не знают, как именно задачи располагаются

_______ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ НА МАТЕРИАЛЕ...

по трудности. Обязательно есть задания, посильные всем учащимся, для того чтобы каждый на занятии испытал радость успеха и поверил в свои силы. Если возникают затруднения, не объясняется сразу готовое решение, а даётся «подсказка», указывается направление, в котором следует искать.

Одним из приёмов, облегчающих работу, заключается в том, что подбираются задачи, интересные для детей. Условия излагаются в виде сказки или истории, в которой участвуют сказочные персонажи, т. к. детям лучше удаётся то, что их увлекает.

Занятия проводятся в форме игры, сказки, консультации, матбоя и др. Работают парами, в группах, самостоятельно.

Формы и методы работы с нестандартными задачами могут быть различны, главное, чтобы они способствовали развитию детей.

Сейчас в начальной школе учителя не имеют достаточного количества методических разработок по организации работы с нестандартными задачами. Если и используются они на уроке, на внеклассных занятиях, то каждая задача решается как новая, без использования закономерностей, лежащих в основе определенного класса задач, не применяются общие подходы там, где это возможно, Как правило, такая работа ведется стихийно. Чаще всего, учитель предлагает такие задачи для коллективного устного решения. Одной из причин является неумение учащихся кратко оформить условие, решение задачи, сделать чертеж.

Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от ряда условий.

Во-первых, задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности. Задачи должны быть рассчитаны на «зону ближайшего развития», представлять собой преодолимую трудность, В противном случае, работа будет проходить механически и не повлияет на развитие математического мышления, творческой активности, навыков самостоятельного поиска решения.

Во-вторых, учащимся нужно осознать некоторые приемы, общие подходы к решению нестандартных задач. Важно избежать хаотичности и систематизировать у детей знания о способах решения задач.

В-третьих, необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения. Проблема состоит в том, что, решая с детьми задачу повышенного уровня сложности, учитель испытывает трудности методического характера: с одной стороны, дети должны справиться с задачей с максимальной долей самостоятельности - только такой путь полезен для их математического развития. С другой стороны, задача повышенного уровня сложности чаще всего имеет трансформированное условие, сложные речевые обороты в формулировках, не лежащие на поверхности связи между данными и искомым и т. п.

Главная трудность для ребенка в работе над такой задачей - разобраться в

условии и построить наглядно воспринимаемую модель ситуации задачи, которая определит путь ее решения. В этом плане наиболее эффективным путём поиска решения является прием графического моделирования. Однако, это происходит лишь в том случае, если дети самостоятельно и осознанно проходят весь путь моделирования, а не получают в готовом виде конечный результат этого процесса. Нужно добиваться того, чтобы ученики самостоятельно могли построить чертёж или схему, сделать рисунок, Однако каждый ребенок вправе выбирать свой способ моделирования и с этой целью необходимо познакомить учащихся с разными способами моделирования, предоставив детям право выбора. Необходимо вооружать детей «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

В период работы факультатива происходят заметные изменения в мыслительной деятельности учащихся. Возрастает самостоятельность в нахождении и использовании вспомогательных средств и приёмов, подход к решению задач становится более гибким, рассуждения становятся последовательными, логичными. Возрастает интерес к самому предмету математики.

УДК 179.10:021

Л. Е. Смирнова

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ШКОЛЬНИКОВ

Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Компьютер для ребенка - это игрушка. Задача педагога - помочь ему от любопытства к занимательной игрушке перейти на более высокую ступень интеллектуального развития - формирования интереса к познанию математики.

Одним из актуальных направлений в исследованиях компьютеризации обучения является решение комплекса проблем, связанных с разработкой и использованием компьютерных игр в обучении детей школьного возраста.

Определение компьютерной игры дал Томас Йорки: «Под компьютерными играми мы понимаем явные или скрытые методы трансформации окру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.