10. Khaibulaev MH, Gadzhikurbanova GM Interactive technology development research competence of the future teacher of vocational training // Southern Federal University / Jurisprudence. - Rostov-on-Don, 2013. - №8.
О РОЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ
Мамедяров Д. М., к.п.н., ст. преподаватель каф. ЕНд ЧОО ВО «Социально - педагогический институт», Дербент
Аннотация. В данной статье рассматриваются приемы повышения познавательного интереса к математике, о роли использования логических задач, головоломок, ребусов, шарад и так далее. Приводятся примеры задач на смекалку, математические орешки, множество ребусов, которые будут полезны не только учителям математики, но всем, кто хочет развивать сообразительность, находчивость и смекалку.
Ключевые слова: Познавательная деятельность, интерес к предмету, головоломки, ребусы.
ENTERTAINING ON THE ROLE OF MATHEMATICS IN LEARNING
Mamedyarov M. D., c.p.n, lecturer of the department ENd ChOO VO "Social pedagogical Institute", Derbent
Abstract. This article discusses methods of improving the cognitive interest in mathematics, the role of the use of logical problems, puzzles, rebuses, charades, and so forth. Examples of tasks thinking, mathematical nuts, lots of puzzles, which will be useful not only to mathematics teachers, but anyone who wants to develop ingenuity, resourcefulness and ingenuity.
Key words: Cognitive activity, interest in the subject matter, puzzles, riddles.
Понятие «занимательная математика» включает множество интересных элементов, которые могут быть использованы учителями, как на уроке, так и во внеклассной работе с целью более успешного решения педагогических задач. К «занимательным» элементам можно отнести математические задачи и задачи - шутки, загадки, ребусы, а также кроссворды и прочие. Именно во внеурочной работе создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм занимательной математики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала помогают его закреплению. Во внеклассной же работе, кроме известного оживления занятий и углубления знаний, они способствуют развитию у подростков исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, часто вносит элементы здорового отдыха, создает у детей радостное настроение [1].
Участвуя в каких- либо занимательных мероприятиях, школьник развивает свои творческие силы, что способствует обогащению новыми знаниями, расширению.
Общего и математического кругозора. Плодотворное влияние учителя на рост творческого потенциала учащихся, развитие математических способностей особо сказывается при рациональном подборе, постепенном усложнении материалов занимательной математики: задач, вопросов, кроссвордов и т. д. Учащиеся испытывают огромный интерес к занимательности, нередко многие из них проявляют творческую активность при составлении задач для викторин. Такую работу, бесспорно, необходимо поощрять. Только при этом условии учитель сможет вызвать интерес у учеников к такой непростой науке, как математика. Почти все формы занимательной математики являются массовыми средствами воспитательного воздействия на учащихся. Каждый из них свойственно свое построение и содержание, которые определяют возможность применение ее в конкретных условиях внеурочных занятий. Очень важно, что практически все формы занимательной математики несут в себе ту или иную степень игры [3].
А, как нам известно, привить интерес, а может и любовь к сложному предмету, можно лишь через игру.
Одним и из видов занимательных заданий по математике являются задачи.
Их решение требует от учеников творческого подхода, смекалки и логического мышления. Такого рода задачи можно использовать на уроках, факультативах, олимпиадах и во внеклассных мероприятиях. Приведем несколько задач с числами. Этот тип задач называют математическими орешками.
Задача 1.Получить 7, записав ее пятью двойками.
Ответ:7 = 2+2:2+2 2.
Задача 2. Получить 28 , записав это число пятью двойками.
Ответ: 28 = 2+2+2+22.
Задача 3. Записать 100 шестью девятками.
Ответ: 99+99:99.
Задача 4.Записать шестью пятерками число 101.
Ответ: (5+5)(5+5)+5:5 = 101
Задача 5. Записать шестью четверками число 101.
Ответ: 4444:44= 101
Задача 6. Записать число 1000 с помощью восьми восьмерок.
Ответ: 888+88+8+8+8 = 1000
Задача 7.Записать 1, используя все десять цифр.
Ответ: 1234567890. Возможны и другие варианты.
Задача 8.Назовите состоящие из одинаковых цифр числа, сумма которых равна их произведению. При этом числа должны состоять не менее, чем из двух цифр.
Ответ: это числа 11и 1,1. При сложении и перемножении результат равен
12,1.
Задача 9. Какой знак надо поставить между числами 2и 3, чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трех?
Ответ: запятую.
Задача 10.Написать 20, не пользуясь действием вычитания и употребляя только Цифры 1, 3. 5,7, причем каждую из них ровно по три раза.
Ответ: 1+3+5+7+ — + — = 20 и т. д.
75 11
Самыми интересными и любимыми заданиями для учащихся являются загадки.
Применение загадок во время урока оживляет учебный процесс, делая ее увлекательным. Очень полезно привлекать самих учеников к составлению математических загадок. Это будет способствовать развитию познавательной деятельности, воображения, логического мышления и творческих способностей.
Приведем несколько таких задач.
Задача 1. В церкви горело 7 свечей. Попадья чихнула и потушила 2 свечи. Сколько осталось?
Ответ: остались две свечи, остальные сгорели
Задача 2. Летела стая уток: одна утка впереди и две сзади. Одна сзади и две впереди, одна между двумя и три вряд.
Сколько было уток?
Ответ: три утки летели одна за другой.
Задача 3. В комнате четыре угла, в каждом углу по мешку, на каждом мешке по кошке, против каждой кошки по три кошки, на хвосте у каждой кошки по кошке.
Сколько всего кошек в комнате?
Ответ: четыре кошки.
Задача 4.Вблизи берега стоял корабль, с борта которого была спущена веревочная лестница с десятью ступеньками. Расстояние между ступенками-30 см. Воды касается нижняя ступенька. Прилив поднимает воду за 1 час на 15 см. Через какое время вода покроет третью ступеньку?
Ответ: никогда, потому как с водой поднимается корабль и лестница.
Задача 5. Полторы корзины с грибами стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 корзинок?
Ответ: 13 рублей.
Задача 6. В сундуке у купца лежат килограмм гривенников и полкилограмма двугривенных. Что из них дороже?
Ответ: килограмм гривенников.
Задача 7. На тарелке лежат три груши. Как разделить их между тремя девочками так, чтобы одна груша осталась в корзине?
Ответ: отдать одну грушу вместе с корзиной.
Задача 8. В 12 часов дня из Москвы в Саратов выходит автобус с пассажирами. Через час из Саратова в Москву выезжает велосипедист и едет по той же дороге, но медленнее, чем автобус. Кто будет дальше от Москвы - пассажиры автобуса или велосипедист, когда они встретятся?
Ответ: во время встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы.
Задача 9. Как из четырех спичек получить 15, не ломая их?
Ответ: сложить римскими цифрами XV.
Задача 10. Как посадить 6 мальчиков на два стола и один стул так, чтобы и на стуле и на каждом из столов сидело бы нечетное число мальчиков?
Ответ: Стул поставить на стол, тогда и на столе и на стуле будет сидеть нечетное число мальчиков [4].
Немаловажное значение для повышения познавательного интереса к математике имеет разгадывание кроссвордов на математическую тематику.
Для развития интереса к предмету, логического мышления и исследовательских навыков учащихся (особенно старшеклассников) большую роль играют головоломки - криптарифмы. Криптарифм - это математический ребус, в котором зашифрован пример на выполнение одного из арифметических действий. При этом одинаковые цифры шифруются одной и той же буквой, а разным цифрам соответствуют различные буквы. Считается, что никакое число не должно начинаться с нуля.
Например. Замените буквы цифрами так, чтобы пример на сложение был верен. Разным буквам не могут соответствовать одинаковые цифры. БУТгБХБ + БЗУгББББ +ВБ82РБРР ХУОТРШБ
Ответ: 34723911 +30821311 33021311
98566533 и так далее [2].
Приведем несколько ребусов, в которых используется комбинации букв, цифр или нот. Например:
Надо отгадать слова, зашифрованные в этих ребусах
100 Л 1.Ответ: стол
000 2. Ответ: трио
ПО 2 Л 3. Ответ: подвал
С З Ж 4.Ответ: стриж
3 КО 5. Ответ: трико
Р1А
6.Ответ: родина
7А
7.Ответ: семья
40 А 8.Ответ: сорока
ПА 3 О Т 9.Ответ: патриот
ВИ 3 НА 10.Ответ: витрина
ду
_й_
11. Ответ: Дунай [1, с 276 - 279]
Не секрет, что в любом виде человеческой деятельности - в игре, труде или учебе - человеку постоянно нужны сообразительность, находчивость, догадка и умение рассуждать. Эти важные качества можно воспитать и постоянно развить решениями задач, рассчитанных на применение первичных навыков смекалки начальных логических действий.
Всякое несложное игровое задание, рассчитанное на сообразительность, обычно содержит в себе забавную «изюминку», которую приятно разгадать. Тогда разум человека получает легкую и не требующую особенных усилий «подкачку на ходу», способствующую его развитию. Вот почему такое широкое распространение всегда имели разного вида задачи - развлечения, отгадыванием которых можно заниматься буквально в любую свободную минуту - и приятно, и полезно.
Литература:
1.Агапова И. А., Давыдова М. А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время. Волгоград: Учитель, 2009, 343 с.
2.Нестерова Д. В. Энциклопедия лучших игр со словами и цифрами. М: Ри-поль классик, 2008 - 256 с.: ил.
3. Очаковская О.А. Степенные моменты функций с нулевыми интегралами по шарам фиксированного радиуса. // Вестник Социально-педагогического института. 2016. №1. С. 58-63.
4. Щербакова Ю.В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях, 5-6 классы. М: Глобус, 2008 - 174 с.
Literature:
1. Agapov I. A., Davydova, M. A. Puzzles, charades, riddles in the classroom and in extracurricular time. Volgograd: Teacher, 2009, 343 p.
2. Nesterova D. V. encyclopedia of the best games with words and numbers. M: Ripoll classic, 2008 256 p.: Il.
3. Ochakovskaya O. A. Exponential moments of functions with zero integrals over all balls of fixed radius. // Bulletin of Socio-pedagogical Institute. 2016. No. 1. P. 58-63.
4. Shcherbakov, Y. V. Entertaining mathematics in the classroom and extracurricular activities, a 5-6 classes. M: globe 2008 - 174 p.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Зубаилова П.Ф., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии
Феталиева Л.П., к. фил. н., доцент кафедры педагогики и психологии,
е-mail:laura-p888@mail.ru ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент
Аннотация. В статье рассмотрены приемы работы учителя в инклюзивном классе, где учатся младшие школьники с нарушением интеллекта. Описаны некоторые приемы, которые можно порекомендовать педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обоснованы достоинства инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением интеллекта, цели обучения, методы и приемы, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план.
TECHNIQUES OF TEACHING YOUNGER STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Zubailova P.F., Fatalieva L. P., c.fil.n, associate professor of the department of pedagogy and psychology ChOO VO "Social pedagogical institute", Derbent
Abstract. The article examines the practices of teachers in inclusive class, where they learn to younger students with disabilities. Describes some techniques that can be recommended to teachers working with children with disabilities. It justifies advantages of inclusive education of children in secondary school.
Key words: inclusion, inclusive education, children with disabilities, children with intellectual disabilities, learning objectives, methods and techniques, individual education program, individualized education plan.
Цель образования заключается в достижении учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии. Что же это такое?
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описа-