Научная статья на тему 'Компетентностныи подход в развитии дивергентного мышления у студентов на занятиях по иностранному языку'

Компетентностныи подход в развитии дивергентного мышления у студентов на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ / DIVERGENT THINKING / COMPETENCE APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CREATIVITY / PROBLEM TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова О. Н., Иванова О. Ю.

Компетентностный подход является важным в развитии дивергентного мышления у студентов на занятиях по иностранному языку. Коммуникативная компетенция включает в себя лингвистический, дискурсный, прагматический, стратегический и социокультурный компоненты. Активное использование проблемных заданий на занятиях неотъемлемая часть успешного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETANCE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS'' DIVERGENT THINKING AT LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE

Competence approach is very important in developing students’ divergent thinking at the lessons of foreign languages. Communicative competence includes linguistic, discourse, strategic and socio-cultural components. A wide usage of problem tasks at the lessons is an integral part of successful learning.

Текст научной работы на тему «Компетентностныи подход в развитии дивергентного мышления у студентов на занятиях по иностранному языку»

УДК 378.147 ОВСЯННИКОВА O.H.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» E-mail: ovsoksana@rambler.ru ИВАНОВА О.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ivanoks@mail.ru

UDK 378.147

OVSYANNIKOVA O.N.

Candidate of Science (pedagogy), Associate professor, Associate professor of the Foreign Languages Department Federal State Autonomous Institution of Higher Education"National Research Nuclear University "MEPhI"

Moscow

E-mail: ovsoksana@rambler.ru IVANOVA O.YU.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of Foreign languages department, Orel State University

E-mail: ivanoks@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

THE COMPETANCE APPROACH ТО THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' DIVERGENT THINKING

AT LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE

Компетентностиый подход является важным в развитии дивергентного мышления у студентов на занятиях по иностранному языку. Коммуникативная компетенция включает в себя лингвистический, дискурсный, прагматический, стратегический и социокультурный компоненты. Активное использование проблемных заданий на занятиях - неотъемлемая часть успешного обучения.

Ключевые слова: дивергентное мышление, компетентностиый подход, коммуникативная компетентность, креативность, проблемные задания.

Competence approach is very important in developing students' divergent thinking at the lessons of foreign languages. Communicative competence includes linguistic, discourse, strategic and socio-cultural components. A wide usage of problem tasks at the lessons is an integral part of successful learning.

Keywords: divergent thinking, competence approach, communicative competence, creativity, problem tasks.

В современном мире творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Изменения в жизни, происходящие за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы успешно справиться в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности, в которой большую роль играет развитие дивергентного мышления.

Современный этап развития высшего образования в России характеризуется процессами модернизации. Практическая реализация новой компетентностной образовательной парадигмы высшей школы предусматривает обеспечение каждого выпускника таким качеством образования, которое отвечает вызовам времени.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что использование традиционного подхода к проек-

тированию и организации иноязычного образования в указанной сфере не раскрывает в полной мере возможности дисциплины «Иностранный язык», позволяющие усилить эффективность развития дивергентного мышления специалиста.

Английский исследователь Дж. Гилфорд выделяет операцию дивергенции вместе с операциями преобразования и импликации в качестве основы креативности как общей творческой способности человека.

Под дивергентным мышлением он предложил понимать тип мышления, который работает в различных направлениях, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам в отличие от конвергентного мышления (схождение), которое действует тогда, когда человеку, решающему творческую задачу, надо на основе множества условий найти единственно правильное решение.

В своих исследованиях он провел глубокий анализ отношение интеллекта и креативности и сделал вывод, что интеллект определяет успешность понимания и усвоения нового материала, а дивергентное мышление детерминирует творческие достижения. Кроме того.

© Овсянникова О.Н., Иванова О.Ю. © Ovsyannikova O.N.. Ivanova О. Yu.

успешность творческой активности предопределена объемом знаний (зависящим от интеллекта) [1]

Анализируя многочисленные исследования по проблеме развития креативности, можно сделать вывод, что сформированность творческой деятельности в первую очередь определяется уровнем развития дивергентного мышления и интеллекта личности. В процессе творческой деятельности интеллектуальные умения сильно переплетаются друг с другом, выступая в органическом единстве и взаимосвязи [2].

Иностранный язык является той учебной дисциплиной, при изучении которой, конечным результатом обучения является не только усвоение языковых знаний и создание у обучающихся системного представления об иностранном языке, но сформированность практических навыков устной речи (говорение), письменной речи, слушания и понимания (аудирования), чтения. Для этих целей целесообразно развивать дивергентное мышление у студентов, которое позволяет успешно применять эти навыки для выражения своих мыслей, понимания содержания и смысла текста, то есть для решения коммуникативных задач.

При развитии дивергентного мышления большую роль отводят формированию коммуникативной компетентности, которая подразумевает умения адекватного использования иностранного языка в конкретной ситуации общения. Коммуникативная компетентность определяется как творческая способность человека пользоваться инвентарем языковых средств (в виде высказываний и дискурсов), которая складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Приобретение коммуникативной компетентности индивидом становится доминирующей целью обучения. Центр внимания педагогов переносится со структуры или системы языка (как это имело место в структурной лингвистике) на структуру речи, отличающейся ситуативностью, общекультурной и профессиональной спецификой [8].

Коммуникативная компетенция является неотъемлемой частью в развитии дивергентного мышления у студентов на занятия по иностранному языку, поскольку она включает в себя лингвистическую, дискурсную, прагматическую, стратегическую и социокультурную компетенции. Под лингвистической компетенцией понимаются знания и навыки использования грамматического и лексического материала. Дискурсная компетенция подразумевает знание и умение пользоваться языком в коммуникативных целях. Изначально прагматическая компетенция входила в социолингвистическую компетенцию. однако прагматическая компетенция лучше походит для описания знаний и способностей достигать коммуникативных целей. Стратегическая компетенция - это знание и умение избегать коммуникационных ошибок, когда существует недостаток языковых знаний или, когда ситуация развивается по неожиданному сценарию. Что касается социокультурной компетенции, то в нее входят знание и умение использовать языковые средства в соответствии с культурными особенностями и нормам поведения [4].

Появление новых информационных образовательных технологий очень сильно повлияло на деятельность преподавателей иностранного языка в неязыковом вузе. Преподавателю иностранного языка, прежде всего, необходимо учитывать, что иностранный язык обладает большим потенциалом в плане развития дивергентного мышления, которое является основой креативности у обучающихся. Дивергентное мышление происходит от латинского слова ёпещеге - расходиться, является базисом творческого мышления, который включает в себя поиск множества решений одной и той же задачи. Такой тип мышления иногда называют параллельным в отличии от линейного конвергентного мышления.

Следовательно, необходимо подчеркнуть, что при поэтапном формировании дивергентного мышления студентов критерии и показатели интеллекта и творческого мышления должны рассматриваться дифференцированно и в динамике на разных этапах обучения. Поэтому о развитости креативности и интеллекта, в целях получения нужного представления, можно судить исходя из того, что на первом этапе большое внимание уделяется умственным умениям, а на последующих этапах берется оценка творческого мышления.

Следует отметить, что взаимодействие личности студента и преподавателя, осознание и принятие ими творческой деятельности, способность к восприятию инноваций; активная позиция студентов, творческая атмосфера на занятиях, компетентность преподавателя является основой данных условий. Активный познавательный интерес в мотивационной структуре личности обучающегося будет преобладать, если работа педагога и обучающихся будет направлена на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности, которые активизируют умственные способности. Следовательно, творческий характер учебной деятельности обеспечивается направлением участников процесса обучения на творчество. Тогда требуемые репродуктивные действия станут неотъемлемой частью собственно творческого процесса. Творческий процесс в обучении понимается не только как овладение механизмами деятельности, а как процесс формирования нужных для творчества личностных качеств.

Общение и является такой закономерностью, потому что оно охватывает все аспекты образовательного процесса (содержательный, функциональный, организационный), пронизывает всю ткань этого процесса. И самое главное: только общение является каналом познания, инструментом развития, способом воспитания, средой учения. Это означает, что овладеть иноязычной культурой (вспомним, что у неё также есть четыре аспекта - познавательный, развивающий, воспитательный и учебный) можно только через общение как основу и механизм образовательного процесса [6].

Необходимо отметить, что лингвострановедческая компетенция обеспечивает изучение языка наряду с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, науке, нравах, образе жизни и традициях народа

страны изучаемого языка, что повышает мотивацию обучения студентов. Для формирования коммуникативной компетенции необходимо применять социокультурный подход. Для этого следует учитывать некоторые принципы.

1. Принцип диалога культур и цивилизаций. Согласно этому принципу необходимо проводить анализ аутентичного материала с точки зрения потенциальных возможностей его использования в студенческой аудитории, что способствует развитию креативности обучающихся. Именно на занятиях по иностранному языку происходит такой диалог культур, где студенты знакомятся не только с языковым материалом, но и реалиями присущими только определенной культуре. Активные методы обучения позволяют формировать как коммуникативную компетенцию, так и развивать дивергентное мышление у обучающихся на занятиях по иностранному языку.

2. Принцип построения проблемных заданий, которые помогут преподавателю построить такую модель обучения, при которой обучающиеся смогут отобрать, систематизировать, обобщить и толковать получаемую информацию, участвовать в работах творческого характера.

Практика подтверждает, что на развитие дивергентного мышления у студентов влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок, адаптированных к каждой возрастной категории и образовательному уровню. Поэтому все виды и формы организации творческой деятельности в этой системе направлены на формирование положительной мотивации и удовлетворенности результатом творческой деятельности, тем самым развивается дивергентное мышление.

Для развития дивергентного мышления у обучающихся на занятиях по иностранному языку активно используется проблемное обучение: специальные проблемных заданий, под которыми следует понимать особый вид интеллектуальной задачи, действия по решению которой не детерминируются или не полностью, неоднозначно детерминируются какими-либо предписаниями. То есть некоторые элементы, которые необходимы для решения поставленной задачи, неизвестны обучающемуся, и он, следовательно, должен найти сам. Под этим подразумевается опыт творческой деятельности.

Кроме проблемной задачи в проблемном обучении встречаются такие понятия, как проблема и проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией следует рассматривать определенный комплекс условий, которые необходимы для появления проблемы и решения проблемной задачи, а под проблемой рассматривается противоречие, которое требует разрешения или ее необходимо исследовать.

Главное отличие проблемной задачи от обычной состоит в наличии противоречия, которое существует между имеющимися у обучающихся знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Возникает

проблема в том, что их может быть недостаточно для решения, или имеющиеся знания вступают в противоречие с требованиями задачи.

Процесс дивергентного мышления включает в себя проблему и мыслительный поиск, которые проходят в разных направлениях семантического пространства, но отталкиваются от содержания проблемы. Следовательно, вышеуказанный вид работы успешно применяется при развитии креативности у студентов. При работе с текстами и научно-техническими статьями из научных журналов необходимо учитывать особенности синтаксических структур и других грамматических явлений в процессе обучения, что поможет снять грамматические трудности при понимании текстов.

Внеязыковом вузе работа с текстами и научными статьями занимает важное место на занятиях по иностранному языку целесообразно рассмотреть типичные текстовые проблемные задания, направленные на развитие дивергентного мышления. Противоречие, которое характерно для текстовой проблемной задачи, необходимо поместить в самом тексте: постановка проблемы без ее решения или с частичным решением, наличие смысловых «скважин», имплицитной информации. Такие тексты называют текстами с мыслительной задачей. Учебная проблема также создается преподавателем с помощью специальной обработки или представления текстового материала: удалить некоторые отрывки текста, привлечь наглядность, которая не полностью соотносится с содержанием текста, сравнить несколько текстов, которые могут представлять различные точки зрения на одну и туже проблему.

При обучении чтению научно-технических статей необходимо создавать систему проблемных задач, в основе решения которых находятся проблемные ситуации. Проблемная ситуация может рассматриваться как многомерный объект, который может состоять из следующих следующие компонентов: проблемная задача; неизвестное, в нахождении которого состоит ее решение; сам процесс решения и субъект, который осуществляет этот процесс. Каждый компонент является основанием для выделения уровней в системе проблемных задач, а его особенности для определения конкретных типов задач [5].

Развитие дивергентного мышления студентов успешно проходит в процессе учебной деятельности на основе проблемных учебных заданий, чтобы выполнить такие задания, обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность, которая вызывает у них стремление к более глубокому познанию предмета изучения.

Использование метода проектов на занятиях по иностранному языку рассматривается как проверенный способ достижения дидактической цели. Студенты разрабатывают проблему основательно, в итоге она завершается практическим результатом, которым и является самим продуктом, который может представлять собой материальное проявление их индивидуальной или совместной, аналитической, исследовательской и творческой деятельности. Это может быть представлено в виде

сценария видеофильма, презентации, аудиозаписи, альбома. реферата, стенгазеты и так далее.

Во время создания проекта обучающиеся учатся самостоятельно получать знания, пользуются разными источниками, приобретают коммуникативные навыки и умения, знакомятся с разными аспектами культуры. при этом активно используют исследовательские методы. Все это помогает им быстрее разрешить разнообразные ситуации, быстрее приспособиться к изменяющимся условиям, плодотворно работать в различных коллективах.

Для этих целей используются основные элементы проблемного обучения, которые основаны на организации поисковой деятельности обучающихся, на нахождении и разрешении ими различных жизненных и профессиональных столкновений. Для этого в обучении в необходимо применять определенные приемы и методы. С этой целью целесообразно использовать объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый способы, проблемный и исследовательский методы обучения для взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе изучения иностранного языка.

Студентов следует научить правильно определять проблемы, умело переносить знания, умение и навыки в новую ситуацию, найти новые характеристики в знакомом объекте (альтернативное мышление), уметь синтезировать, комбинировать ранее освоенные способы деятельности в новые виды деятельности (синтетическое комбинационное мышление).

Выше названные методы помогают обучающиеся разобраться с основными понятиями и определениями самостоятельно, а не получить их в готовом виде от преподавателя.

Важно помнить, что проблемы должны соответствовать потребностям и интересам определенной группы студентов, т.е. активно использовать принцип положительной мотивации (учитывать основные интересы личности и уровень ее рефлексии). Иногда значимая проблема в одной группе не окажется важной для другой; а представленная проблема в данный момент или в данном месте может стать совсем неактуальной через какой-то промежуток время, поэтому необходимо уделять большое внимание гибкости в разработке учебных ситуаций. Следует, чтобы обучающиеся принимали активное участие в определении учебных проблем наряду с преподавателем и в разработке способов их решения. Выявленная проблема может допускать выбор множественных способов решения, воздействовать на механизмы принятия решения, тем самым развивать дивергентное мышление.

Учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всей группы. Наиболее важные проблемы - это те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех [7].

Необходимо учитывать, то, что проблемы должны отвечать возрастным особенностям обучающихся. Причем часто это зависит не столько от выбора про-

блемы, сколько ее формулировки и отбора подходящего материала для ее решения. В одной группе подобная проблема может быть решена успешно одними студентами, а другими участниками только на следующей ступени обучения.

При выборе проблемы важно учитывать наличие нужных материалов. Многие трудности являются прямым следствием того, что студенты берутся за проблемы, для решения которых нет достаточной литературы и материалов в наличии либо невозможно собрать необходимые данные. Это может привести к поверхностному обучению, основанному не на доказательном исследовании и ненадежных знаниях, не благоприятно влияет на развитие креативности студентов

Выражением общей направленности соответствующих дидактических поисков могут служить следующее: "Проблема в том. чтобы найти те условия, которые следует сознать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия обучающихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум учащихся будет сосредоточен не на учебе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом преподавателя, с другой стороны, становится создание условий, которые пробуждают самообразовательную активность или учение и такое взаимодействие сучащимися, при котором учение становится следствием этой активности" [3].

Практика подтверждает, что на развитие дивергентного мышления у студентов в неязыковом вузе влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок, адаптированных к каждой возрастной категории и образовательному уровню. Поэтому все виды и формы организации творческой деятельности в этой системе направлены на формирование положительной мотивации и удовлетворенности результатом творческой деятельности.

Модернизация системы высшего образования в России предполагает расширение сферы использования иностранного языка, который рассматривается не только в качестве средства решения профессиональных задач, но и как средство реализации личности будущего военного специалиста с учетом его профессиональных интересов, мотивов и ценностей.

Необходимо учитывать то, что Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования разработаны с учетом компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов. В их основу положены требования к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций как в профессиональной, так и в социально-личностной сферах деятельности. Однако целостное развитие компетентности у будущих специалистов требует интеграции многих компетенций.

Актуальность формирования коммуникативной компетенции у студентов с хорошо развитыми креативными способностями обусловлена потребностью общества в выпускниках, владеющих новыми способами

мышления, а также заинтересованных в развитии своей компетентности с целью обеспечения эффективного взаимодействия с коллегами, в том числе зарубежными, а также реализацией академической мобильности.

Необходимо отметить, что творчество должно является основой профессионального развития и становления будущего специалиста, поскольку такими качества.

которые определяют истинно креативную личность, являются гибкость и оригинальность мышления, способность увидеть, понять и решить существующие насущные проблемы, генерировать новые гипотезы смогут обеспечить формирование конкурентно способного специалиста.

Библиографический список

1. Guilford J.P. The analysis of intelligence. N.Y., 1971. 228 p.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-ДонуД983. 287 с.

3. ЛернерП.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 112 с.

4. Мгшьруд Р.П. Теория обучения языку том 2 Лингвистическая дидактика. Тамбов, 2003. 20 с.

5. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза (на материале изучения курса иностранного языка) дис. ...канд. пед. наук. Курск: 2005,155с.

6. Пассов ЕЛ. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей. Мн.: Лексис, 2003. 184 с.

7. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Воронеж, 1987. 174 с.

8. Тер-Минасова С.Г. Личность, язык, культура. Современные теории и методики обучения иностранным языкам: под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.П. Рязанцевой. М.: Экзамен, 2004. 320 с.

References

1. Guilford J.P. The analysis of intelligence. N.Y., 1971. 228 p.

2. Bogayavlemkaya D.B. An intellectual activity as a problem of creativity. Rostov-na-Donu, 1983. 287 p.

3. Lemerl.Y. Didactic basics of the teaching techniques. Moscow, 1981. 112 p.

4. MillroodR.P. Theory of language flunking. Language didactics. Volume 2. Tambov, 2003. 20 p.

5. Ovsyamiiliiova O.N. Psihologo-pedagogical conditions of cadets' creative abilitiesdevelopment at military higher school (on a material of studying a foreign language course). Candidate thesis. Pedagogical science. Kursk: 2005, 155 p.

6. Passov E.I. Communicative foreign language education: Prepare for a dialogue of cultures: a manual for teachers / Mn.: Lexis, 2003. 184 p.

7. Safonova О* Problem tasks at the lessons of English in a comprehensive school. Voronezh, 1987.174 p.

8. Ter-Minasova S.G.Personality, language, culture. Modem theories and methods of teaching foreign languages: under the general edition L.M. Fedorova, T.I. Ryazantsevoy. Moscow: Exam, 2004. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.