Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей'

Теоретические предпосылки развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ И УМЕНИЯ) / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ACMEOLOGICAL POTENTIAL (ACMEOLOGICAL ORIENTATION / COMPETENCE AND SKILLS) / A DEVELOPMENT MODEL / TECHNOLOGY / HEURISTIC ACADEMIC-TRAINING ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земцова Валентина Ивановна, Леонтьева Елена Андреевна

В статье представлено теоретическое обоснование развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей на основе технологии организации эвристической учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical ideas on the development of the acmeological potential of the students of pedagogical faculties

The article gives essential theoretical ideas on the development of the acmeological potential of the students of pedagogical faculties on the basis of the technology of organization of heuristic academic-training activities.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей»

СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

ББК Ч 48-951.663

В. И. Земцова, Е. А. Леонтьева

Орск

TEOPETOTECME ИPEДПOCЫЛKИ РАЗВИТИЯ AKMEOЛOГИЧECKOГO nOTF.HIIIIA.IA CTУДEИTOB ИEДAГOГИЧECKИX CИEЦИAЛЬИOCTEЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: акмеологический потенциал (акмеологическая направленность, грамотность и умения); модель развития; технология; эвристическая учебно-профессиональная деятельность студентов.

АННОТАЦИЯ. В статье представлено теоретическое обоснование развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей на основе технологии организации эвристической учебнопрофессиональной деятельности.

THEORETICAL IDEAS ON THE DEVELOPMENT OF THE ACMEOLOGICAL POTENTIAL OF THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL FACULTIES

KEY WORDS: acmeological potential (acmeological orientation, competence and skills); a development model, technology; heuristic academic-training activities of students.

ABSTRACT. The article gives essential theoretical ideas on the development of the acmeological potential of the students of pedagogical faculties on the basis of the technology of organization of heuristic academic-training activities.

ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

V. I. Zemtsova, E. A. Leontyeva

Orsk

вательной инициативы «Наша новая школа», принятой Президентом РФ в 2010 г., состоит в том, что в условиях модернизации и инновационного развития «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способ-

ущность национальной образо-

ность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [1]. Раскрытие учительского потенциала должно способствовать решению главных задач современной школы: «раскрытие

способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. Наибольшее раскрытие потенциала педагога выражается в активизации его акмеологического потенциала (АП) — потенциала достижений и постоянного самосовершенствования. Поэтому при подготовке студентов педагогических специальностей к их будущей профессиональной деятельности одним из важнейших направлений должно стать создание условий для увеличения вероятности самореализации личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности, т. е. для развития его акмео-логического потенциала.

Проблема достижения человеком своего «акме» в профессиональном и личностном развитии изучалась многими зарубежными и отечественными психологами (Б. Г. Ананьев, Ш. Бюлер, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, А. Мас-лоу, В. Франкл, А. А. Бодалев, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, А. С. Гусева, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.). Потенциал личности и возможность использования человеком своих внутренних ресурсов с наибольшей отдачей рассмотрены в исследованиях Ю. А. Гагина, Н. Н. Альтшуллера, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Рындак.

Проблемой развития характеристик личности учителя, способствующих его самосовершенствованию в профессиональном плане, занимался ряд исследователей: Д. Н. Мотыгуллин предложил понятие «акмеологический потенциал учителя» и обосновал эффективность использования технологий разноуровневого и проектного обучения при его формировании; Н. Е. Кузнецова и

Н. А. Печказова исследовали акмеологи-ческую направленность, акмеологиче-скую грамотность и акмеологическую культуру как важные характеристики

учителя акмеологической школы; А. А. Деркач, И. Э. Вегерчук, Э. Ф. Зеер,

О. Г. Коломиец, Е. П. Кондратьева, Е. В. Селезнева изучали акмеологиче-скую культуру личности педагога как составляющую психологической культуры.

Д. Н. Мотыгуллин определяет акмео-логический потенциал учителя как «готовность и способность будущего учителя к профессиональному совершенствованию» [2. С. 45] и выделяет в структуре акмеологического потенциала два основных компонента: профессиональный потенциал, под которым понимается профессиональная компетентность, и адаптационный потенциал, т. е. адаптацию к меняющейся системе труда. Основываясь на функциональной модели, разработанной Н. В. Кузьминой для анализа деятельности преподавателя, он подводит практически всю систему теоретической и практической подготовки студента педагогической специальности, которая, по сути, является «педагогической готовностью» [2. С. 47], под понятие «акмеологический потенциал».

Авторы данного исследования предлагают следующее определение понятия. «Акмеологический потенциал педагога» — это интегративное образование, объединяющее в себе такие характеристики учителя, которые являются основой для самостоятельной педагогической деятельности, постоянного самосовершенствования, достижения педагогического мастерства и помогают ему самореализоваться в профессиональном плане. Структура акмеологического потенциала педагога включает в себя три компонента: 1) ценностно-мотивационный — ак-меологическая направленность (совокупность мотивов и ценностей, определяющих творческий характер педагогической деятельности, стремление к достижению вершин своего профессионального мастерства, повышению квалификации и обогащению опыта творче-

ской деятельности, осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике, активную жизненную позицию и положительное отношение к своей работе); 2) когнитивный — акмеологическая грамотность педагога (система знаний по педагогике, психологии, акмеологии и методике, знаний комплексных диагностик личностных качеств учителя, его когнитивных и креативных способностей и познавательных ценностей, знаний основ самовоспитания и самообразования в процессе своей педагогической деятельности); 3) операциональный — акмеологические умения (умение выстраивать программу личностного развития и подбирать средства ее достижения, умение постановки задач на разных этапах своей жизнедеятельности, умения рефлексировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности и отношений субъ-

ектов педагогического процесса, умение самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, умения творческой и сотворческой деятельности).

Анкетирование студентов педагогических специальностей первого и пятого курсов Орского гуманитарно-технологического института (по 60 человек на каждом курсе) на констатирующем этапе эксперимента показало, что ни у одного пятикурсника не преобладает мотив к достижению успеха и только у 3,6% первокурсников действия направляются именно этим стремлением.

Диагностика уровней развития выделенных компонентов акмеологического потенциала педагога показала, что имеются незначительные отличия изучаемых характеристик личности у недавних абитуриентов и выпускающихся студентов педвуза (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов по уровням развития компонентов акмеологического потенциала на констатирующем этапе эксперимента (в процентах)

Уровни 1 курс 5 курс

Акмеологиче-ская направленность Акмеологиче-ская грамотность Акмеологиче- ские умения Акмеологиче-ская направленность Акмеологиче-ская грамотность Акмеологиче- ские умения

Высо- кий 16,0 15,4 14,0 6,0 27,3 25,0

Сред- ний 25,0 23,2 19,3 36,7 37,5 29,5

Низкий 59,0 61,4 66,7 57,3 35,2 45,5

Проведенное исследование выявило противоречие между необходимостью целенаправленного развития акмеоло-гического потенциала будущих педагогов и недостаточной теоретической разработанностью моделей его развития в высшей школе. Одной из таких моделей является технология организации эвристической учебно-профессиональной деятельности (ЭУПД) студентов педагогических специальностей, которая позволяет наиболее полно раскрыть внутренние резервы будущих учителей. Фор-

мы и методы эвристического обучения «развивают способность понимать пути и методы продуктивной учебнопознавательной деятельности, творчески копировать их; заставляют человека осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственных целей, действовать продуктивно в личной, образовательной и профессиональной областях» [3], а следовательно, развивать и активизировать свой акмео-логический потенциал.

Теоретическое обоснование сконст-

руированнои модели развития акмеоло-гического потенциала студентов педагогических специальностей включает: определение понятия «развитие акмеоло-гического потенциала учителя», характеристики признаков этого процесса, выбор соответствующего подхода. Раскроем содержание данного обоснования.

Под развитием акмеологического потенциала учителя авторы понимают количественные и качественные изменения в системе мотивов, знаний и умений, способствующих достижению педагогом своего акме. Этот процесс характеризуется необратимым характером изменений

ратимости и направленности авторами исследования были выявлены стадии развития акмеологического потенциала учителя, на каждой из которых происходит качественное преобразование его компонентов. Признаком развития акмеологического потенциала педагога является также закономерный характер изменений в подсистемах профессионализма личности и профессионализма деятельности.

В исследовании были выделены три стадии развития акмеологического потенциала студентов: ориентация, становление и совершенствование. Со-

На I стадии:

- формируется положительная мотивация к получению педагогической профессии;

- происходит осознание студентами основных требований, предъявляемых к ним профессией;

- осваиваются начальные знания основ педагогики и смежных с нею наук;

- студенты знакомятся с диагностиками личностных и профессиональных качеств учителя;

- формируются начальные педагогические умения и навыки;

- происходит осознание студентами необходимости профессионального самосовершенствования.

II стадия Становление (2-4 курсы)

с>

На II стадии:

- формируется устойчивое, положительное отношение к педагогической профессии;

- растут притязания личности студента в области своей будущей профессии; появление мотива достижения (стремления к успеху);

- студенты расширяют знания по основам психолого-педагогических наук, осваивают спецкурс по акмеологическим основам;

- повышается уровень общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки студентов;

- студенты овладевают умениями составлять программу личностного и профессионального развития и совершенствования, проводить рефлексию и самоанализ, корректировать свою деятельность на основе результатов анализа;

- растет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической деятельности.

III стадия Совершенствование

(5 курс)

На III стадии:

- студенты испытывают удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью и стремление к дальнейшему осуществлению и совершенствованию своей профессионально-педагогической деятельности;

- студенты осознают личную гражданскую и профессиональную ответственность за результаты своей педагогической деятельности;

- интегрируются в систему знания по педагогике, психологии, методике и акмеологии, о комплексных диагностиках личностных и профессиональных качеств учителя;

- студенты овладевают умением объективно оценивать свои способности, потребности и перспективы; умением составлять программу личностного развития и намечать способы и средства повышения своего профессионального мастерства;

- у студентов развивается способность творческого подхода к решению профессиональных задач;

- растут общая зрелость и устойчивость личности студентов.

Рис. 1. Стадии развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей

В педагогическом эксперименте был обнаружен ряд закономерностей и сформулированы соответствующие им принципы развития акмеологического потенциала студентов. Охарактеризуем первую закономерность. Исследование выявило, что необходимой предпосылкой для достижения и проявления человеком состояния «акме» является способность человека к самореализации по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоот-ношение, самооценка, уровень притязаний, саморегуляция, самоорганизация. Эта закономерность позволила сформулировать принцип субъектной направленности (реализация этого принципа означает развитие способности будущего педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной жизнедеятельности, к себе самому с целью критического анализа, оценки эффективности для развития своей личности и личности ученика). Вторая закономерность, обнаруженная в ходе исследования, выражает зависимость развития акмеологического потенциала личности студентов педагогических специальностей от наличия в вузе мониторинга данной личностной характеристики и осуществляемой коррекции ее развития, которая учитывает особенности временного этапа обучения студента. Из этой закономерности вытекает принцип диагностируемое™ (разработка и применение диагностического аппарата оценки уровня развития акмеологического потенциала личности студентов). Сущность третьей закономерности заключается в том, что эффективность развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей зависит от определения ими своего возможного «акме», построения своей жизненной перспективы в начале своего профессионального пути, самостоятельного конструирования не-

которых проектов «будущего». Эта закономерность позволяет сформулировать принцип прогнозируемоеги (прогнозирование предполагаемых вершин и достижений деятельности субъектов образовательного процесса; выявление и развитие у студента индивидуальной стратегии и тактики в построении собственного жизненного и профессионального пути).

В основу построения модели развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей был положен личностно-деятельностный подход. Такая позиция позволяет соответствовать важному методологическому принципу единства личности и деятельности.

На основании выделенных компонентов акмеологического потенциала учителя, закономерностей и принципов его развития, основных положений личностно-деятельностного подхода авторы данного исследования разработали структурно-содержательную модель развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей на основе их эвристической учебно-профессиональной деятельности (см. рис. 2).

Эвристическая учебно-профессиональная деятельность студентов сочетает признаки эвристической образовательной деятельности [4. С. 80] и учебнопрофессиональной деятельности. Таким образом, можно определить, что эвристическая учебно-профессиональная деятельность студентов — это деятельность, имеющая целью участие студента в конструировании всех элементов процесса приобретения новых знаний и нового опыта — смысла, целей, содержания, оптимального выбора форм и методов обучения и самообразования, индивидуальной траектории освоения образовательных областей — и представляющая собой совокупность учебных

действий, базирующихся на эвристическом применении студентами общеучебных и профессиональных умений. Педагогический эксперимент показал, что основой организации такой деятельно-

сти могут быть открытые эвристические задания (ОЭЗ), которые позволяют студентам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания.

Рис. 2. Структурно-содержательная модель развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей в эвристической учебно-профессиональной деятельности

«Открытые эвристические задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный студентом результат. Открытые эвристические задания предполагают лишь возможные направления» [4. С. 80].

Открытые эвристические задания при развитии акмеологического потенциала студентов выполняют ряд функций: развивающую, дидактическую, познавательную, мобилизующую, — так как при выполнении такого рода заданий студенты овладевают профессиональными знаниями и умениями, не просто изучают учебный материал, но конструируют

Основные типы открытых эвристических заданий

собственные образовательные продукты, а следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории студентов, изучающих одни и те же учебные темы, стимулируется мотив к достижению успеха, мотивы творческого применения системы знаний и умений, таким образом, актуализируются компоненты акмеологического потенциала будущих учителей. Авторами был разработан комплекс открытых эвристических заданий на основе методики, предложенной А. В. Хуторским [4. С. 176]. Примеры различных типов открытых эвристических заданий (на примере учебной дисциплины «Методика преподавания иностранного языка») представлены в таблице 2.

Таблица 2

развитию акмеологического потенциала студентов

№ Типы ОЭЗ Направление конструирования ОЭЗ Формулировка задания

1 Когнитивного типа Опыт Разработайте и проведите на производственной практике педагогический эксперимент: выявите эффективность усвоения лексических единиц при использовании различных форм работы учащихся

2 Креативного типа Сделай по-своему Предложите свою последовательность изучения букв на начальном этапе изучения языка

3 Организационнодеятельностного типа Оценка Проанализируйте видеофрагмент урока английского языка. Определите функции, осуществляемые учителем в ходе урока. Составьте рейтинг этих функций по степени значимости. Аргументируйте свой рейтинг-лист. Сравните свой результат с другими результатами в группе. Составьте рекомендации для учителя по улучшению фрагмента урока

Педагогический эксперимент проводился на двух факультетах (иностранных языков и филологическом) Орского гуманитарно-технологического института. Итоговая диагностика обнаружила количественные изменения в уровнях развития компонентов акмеологического потенциала выпускников педвуза, отраженные в таблице 3. В результате эксперимента были выявлены также следующие качественные изменения в акмеоло-

гическом потенциале студентов: 1) произошли изменения в мотивационном компоненте, а именно смещение акцентов на мотив достижения успеха, повышение уровня притязаний, появление и усиление мотивов, определяющих творческий характер педагогической деятельности, рост положительного отношения к своей профессии; 2) формируются интегративные межпредметные связи в системе профессионально зна-

чимых знаний; 3) развивается способность мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и продвигаться к своему акме в профес-

сиональном плане; 4) возрастает умение объективного оценивания своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам.

Таблица 3

Распределение студентов по уровням развития компонентов акмеологического потенциала педагога на итоговом этапе экспери-

Уров- ни 1 курс 5 курс

Акмеологиче-ская направленность Акмеологиче-ская грамотность Акмеологиче-ские умения Акмеологическая направленность Акмеологическая грамотность Акмеологиче-ские умения

Высо- кий 16,0 15,4 14,0 24,7 37,0 45,3

Сред- ний 25,0 23,2 19,3 54 43,1 44,2

Низ- кий 59,0 61,4 66,7 21,3 19,9 10,5

Данные результаты доказывают эф- дентов педагогических специальностей в

фективность предложенной модели раз- эвристической учебно-профессиональ-

вития акмеологического потенциала сту- ной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.

2. МОТЫГУЛЛИН Д. Н. Формирование акмеологического потенциала будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 2001.

3. БУЛАНОВА-ТОПОРКОВА М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. URL: http://www.pedlib.ru/Books/i/ 0266/1_0266-165.shtml.

4. ХУТОРСКОЙ А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.

© Земцова В. И. , Леонтьева Е. А. , 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.