Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015
УДЖ 98-103. М. Б. Баликаева
К вопросу технологизации формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования
В статье рассматривается актуальность процесса формирования профессиональной мобильности посредством иноязычного профессионального самообразования будущих инженеров. Дано определение профессиональной мобильности будущих инженеров посредством иноязычного профессионального самообразования. Представлены результаты сопоставительного анализа понятия «педагогическая технология» в современной педагогике и краткий алгоритм разработки педагогической технологии.
Уделяется внимание обзору современных педагогических технологий в системе высшего профессионального образования, чьи компоненты могут в наибольшей степени способствовать эффективному формированию профессиональной мобильности будущих инженеров.
Предлагается характеристика педагогическая технологии формирования профессиональной мобильности будущих инженеров посредством иноязычного профессионального самообразования, её компоненты, принципы, задачи.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, иноязычное профессиональное самообразование будущих инженеров в техническом вузе, адаптация, профессиональная инженерная деятельность, педагогическая технология, алгоритм разработки педагогической технологии, компоненты технологии
Perspectives of Science & Education. 2015. 3 (15)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Accepted: 5 May 2015 Published: 1 July 2015 No. 3 (15). pp. 98-103.
M. B. Balikaeva
To the issue of professional mobility formation technologizing by means of the professional self-education on foreign languages of future engineers in technical higher schools
Considered the actuality of the professional mobility process formation of the future engineers in a technical higher school by means the professional self-education on foreign languages. It is given the professional mobility concept. It is represented the comparative analysis results of the "pedagogical technology" definitions in modern pedagogy and a short algorithm development of pedagogical technology.
It is paid attention to a review of modern pedagogical technologies in higher education system, whose components may be most effective to promote the professional mobility formation of future engineers.
It is offered the pedagogical technology characteristic of the professional mobility formation of future engineers by means of the professional self-education on foreign languages of future engineers components, principles, problems.
Keywords: professional mobility, professional foreign language self-education of future engineers in a technical higher school, adaptation, professional engineering activities, pedagogical technology, algorithm development of pedagogical technology, components technologies, components, principles, problems
наетЩщее время высшее ^Чрофесеи-ональное образование в современных условиях ставит своей основной Иелью подготовку востребованного на рынке ¡Труда компетентного, успешного и конкурентоспособного специалиста, социально и профессионально мобильного, готового к изменениям в жизни и профессиональной жизнедеятельности.
Большим потенциалом для формирования профессиональной мобильности выпускника технического профиля обладает иностранный язык. Иностранный язык становится инструментом образования и профессиональной инженерной деятельности средством дальнейшего самообразования. В единстве процессы иноязычного самообразования и профессиональной подготовки образуют процесс иноязычного профессионального самообразования (далее ИПС), который должен быть направлен формирование профессиональной мобильности (далее ПМ) будущего выпускника технического профиля. Формирование такого качества становится одной из приоритетных задач профессиональной подготовки современного инженера. В нашем исследовании мы остановимся на рассмотрении ПМ посредством ИПС, поскольку именно этот тип мобильности позволит решить проблему дефицита кадров на локальных рынках труда, во|никший из-за несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения. ПМ посредством ИПС способна обеспечить качество жизни индивида, определяя фундамент его личной независимости, самоуважения и благосостояния, дать больше свободы в выборе будущей профессии.
Цель данной статьи — описание разработанной технологии формирования ПМ будущих посредством ИПС. Для этого в статье были поставлены следующие задачи: 1) анализ понятия ПМ и определение профессионально-личностным качествам будущего инженера, сопряженным с мобильностью; 2) описание теории «педагогической технологии»; 3) рассмотрение профессионально-интегрированной технологии формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС.
Исследование вопросов профессиональной подготовки будущих инженеров в вузе позволило установить, что понятие ПМ тесно связано с самообразованием (Л.П.Меркулова [1]), (В.М.Вотинцева [2]), конкурентоспособностью (С.Е.Каплина [3]), профессиональной компетентностью (Н.С. Сахарова [4]), и компетенциями (В.И. Байденко [5]).
Руководствуясь положениями современного профессионального образования и требованиями работодателей, мы выявили профессионально-значимые характеристики личности инженера, позволившие конкретизировать пе-рагогическую сущность исследуемого понятия.
Так, вШруктуреличнусГи инженера выделают -
ся профессионально-личностные качества, профессионально-значимые знания и опыт профессиональной деятельности (Л.В. Горюнова) [6].
К профессионально-личностным качествам будущего инженера, сопряженным с мобильностью, относятся: мотивация, способность к адаптации, предприимчивость, активность. Профессионально-значимые знания представлены усвоением способов использования современных технологий и иноязычных средств общения в профессиональной деятельности. Опыт профессиональной деятельности представлен навыками прогнозирования, самоуправления и самооценки. Соответственно, ПМ будущего инженера рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся информационной оперативностью в условиях глобализации экономики, быстрой адаптацией к изменениям в профессиональной инженерной и научно-технической деятельности, проявляющейся в готовности к самостоятельному принятию эффективных решений в ситуации выбора, прогнозированию их последствий, инициативностью в использовании языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации.
В этой ситуации необходимо разрабатывать новые технологии обучения этому предмету, расширяющие профессиональные знания выпускников и их квалификационные возможности в рамках основной специальности. В этих условиях современному обществу требуются уже не просто переводчики или люди со знанием иностранного языка, а гораздо шире — квалифицированные специалисты, способные к межкультурному общению.
Понятие «педагогическая технология» в последнее время стало широко использоваться в теории обучения. Термин «технология» и его варианты «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» применяются в педагогической литературе и имеют множество (более трехсот) формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса [7].
По мнению И.Я. Лернера, технология — это способ организации, образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек - машина». Педагогическая технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» [8].
С точки зрения В.П. Беспалько, «педагогическая технология — проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике» [9].
Проведенный анализ педагогической литературы показал, что сегодня в содержание тер-
мяйЖжпедигогйЧебКая техйшогйя»авт®ры вкладывают различные понятия: содержательная реХНика реализации учебного процесса (В.П. Беспалько); описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков); системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кла-рин); совокупность психолого-педагогических установок, определенный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б.Т. Лихачев); продуманная в деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя (В.М. Монахов); содержит обобщение, представляемое тремя аспектами: научным, как часть педагогической науки, изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения; процессуально-описательным, как описание, алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемого результата обучения; процессуально-действенным как осуществление технологического (педагогического) процесса; функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (Г.К. Селевко); системный метод создания, применения и определения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
В зарубежной литературе под «педагогической технологией» понимают системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [10].
Таким образом, рассмотрев многочисленные определения термина, можно сказать, что педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы, способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [11].
Анализ педагогической технологии свидетельствует о ее направленности на выявление и использование личностного потенциала обучаемых. Принимая во внимание данную характеристику, встает вопрос о необходимости разработки технологии обучения, способствующей формированию профессиональной мобильности будущих инженеров. Практические потребности в профессионально мобильных специалистах на
ЮжНиином iSSBrразвития общества определяют преимущество тех или иных педагогических технологий обучения.
При проектировании педагогической технологии мы исходили из того, что содерЖание современных педагогических технологий базируется на общих принципах модернизации системы профессионального образования: целостности — единство обучения, воспитания, развития, с одной стороны, системности — с другой; фундаментальности; культуросоо-бразности; гуманизации и гуманитаризации образования; непрерывности и преемственности; деятельностного подхода; обучение в процессе исследования, исследование в процессе обучения [12].
Алгоритм разработки педагогической технологии включает в себя следующие этапы:
1. содержательный анализ будущей деятельности обучаемого, дальнейшее обучение или профессиональная деятельность, на этом этапе определяются и конкретизируются задачи на ближайшую перспективу жизнедеятельности обучаемого, с которыми он обязательно столкнется в своей будущей жизни;
2. данный этап включает определение содержания обучения на каждой его ступени: совокупности учебных предметов на каждом периоде обучения, содержание каждого учебного предмета с учетом требований социосообразно-сти, диагностичности, целенаправленности, неизбыточности, посильности, научности, систематичности и др.;
3. происходит проверка степени нагрузки обучаемых и расчет необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса (скорости усвоения). В результате определяется перегрузка и время на обучение;
4. выбираются организационные формы обучения и воспитания наиболее благоприятные для реализации намеченного дидактического процесса, в результате уточняются организация обучения и спецификация всех необходимых для этого средств (пособия, ТСО, материалы и т.д.);
5. подготавливаются материалы для осуществления отивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям, а также происходит включение их в ранее оформленное содержание учебных предметов, результат этапа — материал мотива-ционных ситуаций;
6. разрабатывается система учебных упражнений и включение их в содержательный контекст учебных пособий, результат — система упражнений, нацеленных на усвоение предметов с заданными показателями качества;
7. разрабатывается материал для объективного контроля за качеством усвоения обучаемыми знаний и действий соответственно целям
обучения и критериям оценки степени усвоения, результат — тестовый сборник, содержащий тесты по всем урокам усвоения;
8. разрабатывается структура и содержание учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, планирование уроков и домашних заданий, результат — планы учебных занятий с содержанием и методикой работы обучаемых;
9. апробирование проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса, коррекция разработанной технологии обучения [13].
Анализ современных педагогических технологий в системе высшего профессионального образования дал нам возможность выделить те из них, чьи компоненты могут в наибольшей степени способствовать эффективному формированию профессиональной мобильности будущих инженеров, а именно: технологии проблемного обучения, направленные на активизацию мыслительной деятельности в процессе решения студентами познавательных задач; профессионально-ориентированные технологии, предполагающие всестороннюю профессиональную подготовку будущих инженеров, их способность к научно-исследовательской деятельности; технологии диагностики и самодиагностики познавательных возможностей и личностных качеств будущих инженеров; современные информационные технологии, позволяющие лучше понять структуру и сущность изучаемых явлений и раскрывающие принцип наглядности на качественно новом уровне; технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения; модульно-блочные технологии [14; 15]; игровые технологии; технологии развивающего обучения с ориентацией на потенциальные возможности студента и их реализацию в познавательном процессе; технологии личност-но-ориентированнного обучения, опирающиеся на принципы природосообразности и культуро-сообразности, сотворчество (студент-студент, преподаватель-студент), диалогичность учебно-воспитательного процесса [16]; интегратив-ные образовательные технологии; технологии активного обучения, рассматриваемые в контексте многоуровневой дидактической системы по моделированию учебно-научного и социального содержания будущей профессиональной деятельности будущих инженеров; технологии игрового обучения, развивающие креативность, способность студента мыслить нестандартно, быть независимым и самостоятельным в творческом самовыражении, ответственным в решении предстоящих производственных и межличностных вопросов.
Учитывая возможности современных педагогических технологий в вопросе формирования профессиональной мобильности будущих ин-женеррв,, мылоиыта^ись создать новуютехно-
логию формирования ПМ*"будущих инженеров посредством ИПС. В нашем случае, под технологией мы понимаем такое организационное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентом в образовательном процессе, при котором происходит обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики на основе интеграции педагогической науки и практики профессионального образования с целью формирования профессиональной мобильности будущих инженеров посредством ИПС.
Предлагаемая профессионально-интегрированная технология формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС дала возможность сформулировать ряд задач, которые необходимо решить преподавателю с целью формирования ПМ будущих инженеров: стимулирование и мотивирование профессионального развития, роста, карьеры; актуализация профессионально-личностного потенциала; формирование квазипрофессиональных знаний, умений и навыков: обобщенных знаний, умений, навыков, действий, компетенций; приобретение опыта квалифицированного выполнения инженерно профессиональной деятельности; расширение содержания учебных программ посредством использования межпредметных связей; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса.
Профессионально-интегрированная задачи, содержание, методы, формы взаимодействия участников педагогического процесса.
Технология формирования профессиональной мобильности будущего инженера посредством иноязычного профессионального самообразования основывается на следующих педагогических принципах:
1) принципе целеполагания и осознанной перспективы, который предопределяет мотивацию студентов, направленную на осознанное восприятие учебного материала, реализация этого принципа предполагает: а) усвоение знаний умений и навыков; б) формирование профессиональной мобильности; в) создание условий для раскрытия творческого потенциала в профессиональной инженерной деятельности; г) формирование определенного уровня профессиональной мобильности;
2) принципе интеграции, становление инженера с широким научным кругозором и высоким уровнем профессиональной мобильности наиболее успешно решается при интегрированном подходе к образовательному процессу в вузе;
3) принципе интенсификации, под «интенсификацией» процесса формирования ПМ будущих инженеров мы понимаем комплексную систему, интегрирующую многосторонние меры (социального, психологического, методическо-
го, организационного порядка), направленные на ровышение эффективности процесса обучения в соответствии с поставленными целями и задачами;
4) принципе проблемности, формирование ПМ будущих инженеров на основе проблемного подхода, в результате чего обеспечивается творческое отношение студентов к учению и к своей будущей профессии, вырабатывается творческое воображение, формируется способность открывать новые знания, развивать квазипрофессиональные качества;
5) принципе индивидуализации обеспечивает возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям студентов, позволяет вести педагогический учет дифференциально-психологических и профессиональных особенностей, при выполнении самостоятельной работы от студента требуется достаточно высокий уровень самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и, если эта самостоятельность удовлетворяет студента, то у него появляются потребности самосовершенствования и самопознания, что говорит о его непосредственной готовности к осуществлению профессиональной мобильности;
6) принципе коммуникативного подхода, профессиональная инженерная деятельность любого специалиста немыслима без общения, при таком обучении учитываются личностные и профессиональные характеристики (природные свойства, умения, опыт, контекст деятельности, чувства, эмоции, интересы, статус), создаются условия общения, возникает коммуникативная мотивация, целенаправленность говорения, формируются взаимоотношения; 9) принципе личностно-деятельностного подхода, что позволяет реализовать комплексную дидактическую цель, определяющую структуру и содержание рабочих программ дисциплин.
Данные принципы обучения, ориентируют студентов на овладение опытом саморазвития, включают опыт профессиональной деятельности, представлен навыками прогнозирования, самоуправления и самооценки, мотивация, способность к адаптации, предприимчивость, активность, инициативностью в использовании языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации.
Согласно современной системе образования, будущий инженер должен достаточно легко ориентироваться на рынке труда к структурным изменениям рабочих мест, поэтому в разрабатываемую технологию обучения мы включили такие формы работы как, организационно-деловые игры, научно-исследовательская работа, ¡«погружение в специальность» и другие. Цель таких форм работы - разнообразить процесс обучения, придать ему эмоциональный оттенок, показать студентам то, как ИПС находит
проявление в профессиональной сфере, делает процесс учения легким, быстрым и приятным, способствует формированию профессиональной мобильности.
Вышеназванные принципы обучения ориентируют нас на разработку профессионально-интегрированной технологии формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС, включающей следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, операционный, орга-низационно-деятельностный, результативный.
Целевой компонент связан с четким определением целей разрабатываемой технологии обучения, с осознанием и принятием этих целей студентами. Целевые установки оказываю^ существенное влияние на будущих инженеров, создавая мотивационные ориентации, активизируют ИПС, обеспечивая эффективное усвоение программного материала.
Содержательный компонент представляет собой объем научных знаний, умений и навыков, которые должны освоить студенты в вузе для дальнейшей профессиональной деятельности, а также для развития у них определенных компетенций, необходимых для осуществления ПМ.
Операционный компонент включает в себя, с одной стороны, методы и формы обучения, способствующие формированию ПМ будущих инженеров посредством ИПС, с другой, ресурсы, необходимые для реализации разрабатываемой технологии в процессе обучения: учебную и методическую литературу, средства ТСО и др.
Организационно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения деятельности педагогов и обучаемых, их взаимодействие.
Результативный компонент отражает эффективность применения профессионально-интегрированной технологии формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС и характеризуется достигнутыми успехами в реализации поставленной цели.
Итак, в данной статье мы установили: 1) ПМ будущего инженера рассматривается как инте-гративное качество личности, характеризующееся информационной оперативностью в условиях глобализации экономики, быстрой адаптацией к изменениям в профессиональной инженерной и научно-технической деятельности, проявляющейся в готовности к самостоятельному принятию эффективных решений в ситуации выбора, прогнозированию их последствий, инициативностью в использовании языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации; 2) педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы, способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качеств^ реального процесса обучения; 3) Предлагаемая нами технология формирования ПМ будущих
инженеров пИРдствомРШШ!Щ|Ш 1) развивающий потенциал — может быть реализован в процессе выполнения всего комплекса разнообразных действий, производимых обучаю-ШНмися при ИПС; 2) образовательный потен-
цйял"— реализуется путем?®й1сыщ1^^я^учебного процесса актуальной информацией, касающейся непосредственно о людях, образе жизни, профессиональной активности, традициях, истории и культуры страны изучаемого языка.
ЛИТЕРАТУРА
Меркулова Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами! иностранного языка: дис...д-ра пед. наук: 13.00.08. Самара, 2008. 455 с.
Вотинцева В.М. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08. Чита, 2011. 24 с.
Каплина С.Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2008. 47с.
Сахарова Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: автореф. дис. д-ра. пед. наук. Оренбург, 2004. 41 с.
5. Байденко В.И. Болонский процесс. М.: Логос, 2004. 208 с.
6. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2006. 45 с.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.
8. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. С. 39.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. С. 5.
10. Widdowson H.J. Aspects of languages teaching. Oxford: Oxford University Press, 1995. 296 p.
11. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебник. 2-е изд. М.: ЭКМОС, 2000. 378 с.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
13. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования: дис. ...д. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02. М., 2004. С. 179-180.
14. Пономарева Л. Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалиста: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2000. 204 с.
15. Шагеева Ф. Современные образовательные технологии: опыт инженерного вуза // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 129-134.
16. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: СПГУ, 1998. С. 87.
REFERENCES
1. Merkulova L.P. Formirovanie professional'noi mobilnosti spetsialistov tekhnicheskogo profilia sredstvami inostrannogo iazyka. Diss. dokt. ped. nauk [Professional mobility formation of technical specialists by means of foreign language. Dr. ped.sci. diss.]. Samara, 2008. 455 p.
2. Votintseva V.M. Integrirovannoe obuchenie inostrannomu iazyku kak uslovie formirovaniia professional'noi mobilnosti ekonomistov. Diss. dokt. ped. nauk [Integrated learning a foreign language as a condition for the professional mobility formation of economists. Dr. ped.sci. diss.]. Chita, 2011. 24 p.
3. Kaplina S.E. Kontseptualnye i tekhnologicheskie osnovy formirovaniia professional'noi mobil'nosti budushchikh inzhenerov. Diss. dokt. ped. nauk [Conceptual and technological bases of professional mobility formation of the future engineers. Dr. ped.sci. diss.]. Cheboksary, 2008. 47 p.
4. Sakharova N.S. Razvitie inoiazychnoi kompetentsii studentov universiteta. Diss. dokt. ped. nauk [Development of foreign language competence of students of the university. Dr. ped.sci. diss.]. Orenburg, 2004. 41 p.
5. Baidenko V.I. Bolonskiiprotsess [Bologna process]. Moscow, 2004. 208 p.
6. Goriunova L.V. Professionalnaia mobil'nost' spetsialista kak problema razvivaiushchegosia obrazovaniia v Rossii. Diss. dokt. ped. nauk [Professional mobility specialist as a problem of developing education in Russia. Dr. ped.sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2006. 45 p.
7. Bespal'ko V.P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniia [Pedagogy and advanced technology training]. Moscow, 1995. 336 p.
8. Lerner I.Ia. Protsess obucheniia i ego zakonomernosti [Learning process and its laws]. Moscow: Knowledge, 1980. P. 39.
9. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoi tekhnologii [Components of educational technology]. Moscow: Pedagogy, 1989. P. 5.
10. Widdowson H.J. Aspects of languages teaching. Oxford: Oxford University Press, 1995. 296 p. (in English).
11. Samoukina N.V. Psikhologiia i pedagogika professional'noi deiatelnosti [Psychology and Pedagogy of professional activities: textbook]. Moscow: EKMOS, 2000. 378 p.
12. Arkhangel'skii S.I. Uchebnyi protsess v vysshei shkole, ego zakonomernosti, osnovy i metody [Educational process in higher education, its laws, principles and methods]. Moscow, 1980. 368 p.
13. Dmitrenko T.A. Professional'no-orientirovannye tekhnologii obucheniia v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniia. Diss. dokt. ped. nauk [Professionally-oriented learning technologies in higher teacher education. Dr. ped.sci. diss.]. Moscow, 2004. pp. 179-180.
14. Ponomareva L.N. Tekhnologiia modulnogo obucheniia kak sredstvo gumanizatsii professional'noi podgotovki spetsialista. Diss. dokt. ped. nauk [Technology of modular training as a means of humanization of professional training. Dr. ped.sci. diss.]. Stavropol, 2000. 204 p.
15. Shageeva F. Modern educational technology: the experience of engineering high school. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2006, no. 4, pp. 129-134 (in Russian).
16. Zeer E.F. Lichnostno-orientirovannoe professionalnoe obrazovanie [Student-oriented professional education]. Yekaterinburg: SPGU, 1998. P. 87.
Информация об авторе
Баликаева Марина Бембаевна
(Россия, Тюмень) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: marinabalikaeva@list.ru
Information about the author
Balikaeva Marina Bembaevna
(Russia, Tyumen) Associate Professor, PhD in Pedagogics, Associate Professor at the Department of Foreign Languages Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering E-mail: marinabalikaeva@list.ru