Научная статья на тему 'Профессиональная культура как ценностная основа формирования профессионально-мобильной личности инженера'

Профессиональная культура как ценностная основа формирования профессионально-мобильной личности инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1879
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ / ИНЖЕНЕР / PROFESSIONAL CULTURE / VALUE FOUNDATION / PROFESSIONALLY MOBILE PERSONALITY / KEY COMPETENCES AND QUALIFICATIONS / ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

В статье автор рассматривает профессиональную культуру инженера как ценностную основу формирования его профессионально-мобильной личности. По мнению автора, именно через профессиональную культуру, представленную ключевыми компетенциями и квалификациями, проявляются цели, мотивы, идеалы, мировоззренческие установки личности как человека и как профессионала. В свою очередь, ключевые компетенции и квалификации формируются у инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Предполагаемый результат воздействия педагогического потенциала гуманитарных дисциплин на формирование профессиональной культуры мобильной личности инженера описан в статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional culture as a value foundation of engineer’ s professional mobility formation

The author addresses to the investigation of an engineer’s professional culture as the bases of his professional mobility formation. The author considers that only through professional culture, presented by the key competences and qualifications, the goals, motives, ideals and person’s ideology as a man and a professional are transferred. The key competences and qualifications are formed in the process of humanitarian subjects’ study. The article describes supposed result of humanitarian subjects’ pedagogic potential influence on professional culture formation of a mobile engineer.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура как ценностная основа формирования профессионально-мобильной личности инженера»

УДК 378.035.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ИНЖЕНЕРА

© Каплина Светлана Евгеньевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Забайкальского государственного университета г. Чита, Россия

E-mail: kse2000@list.ru

В статье автор рассматривает профессиональную культуру инженера как ценностную основу формирования его профессионально-мобильной личности. По мнению автора, именно через профессиональную культуру, представленную ключевыми компетенциями и квалификациями, проявляются цели, мотивы, идеалы, мировоззренческие установки личности как человека и как профессионала. В свою очередь, ключевые компетенции и квалификации формируются у инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Предполагаемый результат воздействия педагогического потенциала гуманитарных дисциплин на формирование профессиональной культуры мобильной личности инженера описан в статье.

Ключевые слова: профессиональная культура, ценностная основа, профессионально-мобильная личность, ключевые компетенции и квалификации, инженер.

PROFESSIONAL CULTURE AS A VALUE FOUNDATION OF ENGINEER' S PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION

Kaplina Svetlana E.

doctor of Education, professor, head of Foreign Languages Department, Transbaikal State University Chita, Russia

E-mail: kse2000@list.ru

The author addresses to the investigation of an engineer's professional culture as the bases of his professional mobility formation. The author considers that only through professional culture, presented by the key competences and qualifications, the goals, motives, ideals and person's ideology as a man and a professional are transferred. The key competences and qualifications are formed in the process of humanitarian subjects' study. The article describes supposed result of humanitarian subjects' pedagogic potential influence on professional culture formation of a mobile engineer.

Keywords: professional culture, value foundation, professionally mobile personality, key competences and qualifications, engineer.

Сегодня в условиях модернизации отечественного образования, в сложившейся социокультурной и экономической ситуации в стране все более значимым становится подготовка не только высокопрофессиональной, творческой, конкурентоспособной, но и профессионально мобильной личности. Активная интеграция России на мировой рынок способствовала изменению квалификационных требований к уровню знаний специалистов. Квалификационные требования к специалисту вышли за пределы профессиональных стандартов и предполагают более широкий спектр знаний и умений, формируемых благодаря образовательному, развивающему и воспитательному потенциалу предметов гуманитарного цикла.

В рамках нашего исследования мы определяем профессиональную мобильность как некоторую категорию, имеющую универсальный характер, поскольку она включает в себя профессионализм, мастерство, креативные способности, высокий интеллект и культурно-нравственные ценности личности. Профессиональная мобильность представляет собой некий желаемый образ специалиста, харак-

теризует типологические особенности, присущие ему как профессионалу и личности, проявляющиеся в личностно-гуманном отношении к действительности в смысловых границах существования специалиста в пространстве профессионального бытия.

В проектировании системы формирования профессиональной мобильности будущего инженера при изучении гуманитарных дисциплин мы прибегаем к компетентностному подходу, который получает все большее распространение в связи с тем, что образование может быть представлено в единстве двух аспектов.

Во-первых, это социальный аспект, выражающийся в том, что образование выполняет ряд социальных функций, например, готовит специалистов для рынка труда.

Во-вторых, культурно-антропологический аспект, который выражается в том, что образование формирует личность исходя из определенных культурных ценностей, удовлетворяет потребности личности в саморазвитии, самопознании, познании окружающего мира. Благодаря данному подходу мы получаем возможность изучить систему ценностей современного инженера и его заинтересованность в процессе формирования профессиональной мобильности [3].

Так, современные ученые Л. Н. Коган и В. С. Библер справедливо выделили три ее составляющие: духовные ценности, общение и творческую деятельность как форму свободного решения и совершенствования жизнедеятельности в сознании и всеобщей ответственности как процесс порождения каждым индивидом своего бытия. По мнению же Г. П. Выжлецова, культура «есть реализация высших ценностей», а ценности являются также ядром как общей, так и профессиональной культуры человека. Следовательно, ценностные ориентации будущего инженера на профессиональную культуру, по нашему мнению, это достаточно сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие целевую направленность различным мотивам и интересам субъекта деятельности в ходе решения различных профессиональных проблем с целью формирования профессиональной мобильности. Культура влияет на поведение, общение, отношение не прямо, а опосредованно — через профессиональные ценности, нормы, роли. Система профессиональных ценностных ориентиров образует пространство развития личности инженера, в поле которого идет присвоение ценностей культуры профессиональной деятельности.

Это означает, что инженер должен не только обладать широким кругозором общих и специальных знаний, но и одновременно быть готовым приобрести новые, чтобы приспособиться к динамично изменяющимся условиям рынка труда. Кроме того, именно сформированность этих качеств у современного специалиста служит основой его профессиональной культуры, фундаментом профессиональной мобильности, открывающих возможности для вхождения в поле профессиональной деятельности.

Таким образом, в структуре «профессиональная культура» можно выделить две составляющие. Одна традиционно связана с профессиональными знаниями, которыми должен владеть специалист (ключевые компетенции); другая связана с качественной гуманитарной характеристикой профессиональной культуры как части общей духовной культуры личности (ключевые квалификации) [2].

Понятие «компетенция», выступая в качестве одного из центральных понятий категории профессиональная культура, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрирует близкородственные знания и умения, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности. При таком подходе компетенция характеризуется как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основанная на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить систему действий для успешного решения проблемы. Компетенция также предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

На основе теории компетенций, разработанной Ю. А. Тихомировым, Т. Н. Лобановым, а также принимая во внимание труды современных ученых А. М. Павлова, Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюк в области теории компетенций, мы представили следующую их структуру относительно предмета нашего исследования (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика ключевых компетенций мобильного инженера

Показатель качества образования Содержание показателя Критерии оценки показателя

Социальные компетенции Способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей и др. Обмениваться информацией. Способствовать сотрудничеству. Использовать критику и самокритику. Уметь улаживать разногласия и конфликты. Проявлять эмоциональную устойчивость в ситуациях социально-профессиональной напряженности. Проявлять терпимость к другим мнениям и позициям. Оказывать при необходимости помощь. Участвовать в работе команды

Познавательные компетенции Способность к систематизации, оценке учебно-профессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей и др. Самостоятельно обрабатывать информацию. Структурировать информацию. Уметь конспектировать. Самостоятельно учиться. Переносить освоенные способы учения в новые ситуации. Устанавливать межпредметные связи. Находить источники информации

Методические компетенции Способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов, способов при выполнении учебно- профессиональных заданий Применять различные приемы учения. Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Правильно обращаться с аудиовизуальной техникой. Выбирать соответствующие методы решения проблемы. Находить и оценивать альтернативы решения проблемы

Организационные компетенции Способность и готовность самостоятельно организовывать учебно- профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки Определять цели работы. Определять порядок работы. Обобщать результаты. Осуществлять самоконтроль. Выявлять ошибки. Использовать в работе ранее полученные результаты. Оценивать и корректировать планы. Определять временной режим работы. Уметь противостоять неуверенности и неопределенности

Специальные компетенции Способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм Применять знания и умения на практике. Рационализировать отдельные производственные процессы. Гибко перестраиваться в новых ситуациях. Обеспечивать качество выполняемой работы. Определять параметры рабочих процессов и оценивать их. Использовать профессиональную терминологию. Соблюдать технику безопасности. Уметь использовать новые технологии информационного и коммуникационного взаимодействия

Наряду с ключевыми компетенциями особое значение в деятельности современного специалиста принадлежит профессиональным качествам, которые являются важным компонентом профессиональной культуры будущего инженера. В зарубежной педагогике данные социально-профессиональные качества получили название ключевых квалификаций. К ним традиционно относят такие качества, которые имеют широкий радиус действия, профессионально и психологически готовят специалиста к освоению новых направлений и профессий, обеспечивают его готовность к инновациям в будущей деятельности. Именно ключевые квалификации обеспечивают подготовку профессионально мобильного инженера.

Таким образом, ключевые квалификации — это личностные и межличностные качества, способности, умения и навыки, которые обусловливают продуктивность деятельности специалиста в многообразных ситуациях профессиональной жизни.

Основная идея формирования ключевых квалификаций заключается в том, чтобы подготовить новое поколение специалистов, в частности инженеров, способных адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного вида труда к другому, обладающих знаниями, умениями и способностями, необходимыми для широкого круга профессий. Так работы ведущих немецких педагогов и психологов Р. Бадера, У. Клейн, А. Шелтона и других послужили основой составления каталогов ключевых квалификаций. В частности, А. Шелтон выделяет следующие ключевые квалификации рабочих широкого профиля:

• общеобразовательные знания, умения, навыки широкого профиля (культура речи, иноязычная компетентность, базовое технологическое и экономическое образование);

• общеобразовательные знания и умения в области измерительной техники, технико-технологической диагностики, чтения и разработки технической документации, охраны труда, необходимые для широкого круга деятельности;

• когнитивные способности (способности к переносу знаний и умений из одного вида профессиональной деятельности в другой, самостоятельность и критичность мышления);

• общие психомоторные способности (координация действий, выносливость, быстрота реакций, ручная сноровка, концентрация внимания и др.);

• личностные качества (надежность, ответственность, оптимизм, мотивация достижения, стремление к повышению качества работы);

• социальные способности (ориентация на сотрудничество, готовность к кооперации, коммуникативность, толерантность, справедливость) [2].

Аналогичные требования к подготовке профессионально мобильных специалистов были сформулированы и в отечественной педагогике П. Р. Атутовым, С. Я. Батышевым, Т. И. Заславской и др. Главное внимание обращалось на подготовку рабочих, способных осуществлять профессиональную деятельность в широком аспекте, в основе которой интеграция рабочих профессий.

Главным отличием зарубежного и отечественного подходов является то, что первыми был введен дополнительный термин «ключевые квалификации», имеющий самостоятельное значение и не связанный с определенной профессией, а вторыми — дополнено само понятие «квалификация».

Таким образом, формирование и развитие у студентов ключевых квалификаций, которые включают коммуникативность, ответственность, рефлексию, способность к саморазвитию, повышенную профессиональную активность, являются одним из этапов процесса формирования профессиональной мобильности специалиста и важной характеристикой его профессиональной культуры.

Опираясь на вышесказанное, нам представляется целесообразным организовывать учебно-воспитательный процесс в техническом вузе, направленный на формирование профессиональной мобильности с использованием педагогического потенциала гуманитарных дисциплин, обеспечивающих ценностную основу мобильности инженера (табл. 2).

Таблица 2

Предполагаемый результат воздействия педагогического потенциала гуманитарных дисциплин на формирование профессионально мобильной личности инженера

Наименование

Возможности воздействия

Результат воздействия

История

Прошлое человечества в его неповторимости и многообразии; развитие ценностных ориентаций; умение решать морально-нравственные проблемы

Познавательная компетентность; социальная компетентность; полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Культурология

Духовная сфера жизни общества; постижение культурного потенциала общества;

изучение опыта деятельности, включающего ее творческий момент; виды и способы преобразовательной деятельности общества

Социокультурная компетентность; познавательная компетентность; методическая компетентность; организационная компетентность; полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Политология

Ообъективно-исторические основы политики и власти;

суть деятельности лидеров и партий; поведение отдельных групп и классов общества

Социально-правовая компетентность; специальная компетентность; полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Правоведение

Гражданская культура; воспитание толерантности; возможности правовой системы государства

Социально-правовая компетентность; специальная компетентность; полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Экономика

Экономическая сфера жизни общества

Познавательная компетентность; социальная компетентность; профессиональная адаптация; полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Социология

Социальная сфера жизни общества; социальные отношения; механизмы функционирования и развития социальных общностей

Социальная компетентность; полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

профессиональная адаптация; экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Философия

Духовная сфера жизни общества; философско-мировоззренческие положения

Персональная компетентность; познавательная компетентность; полифункциональные метапрофессиональ-ные качества;

экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Психология

Личность как целостная система; психосоциальная, психопрактическая проблематика

Персональная компетентность; методическая компетентность; организационная компетентность; профессиональная адаптация;

Наименование Возможности воздействия Результат воздействия

полифункциональные метапрофессиональ-ные качества; экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Педагогика Сущность, цели, задачи воспитания; роль воспитания в развитии общества и личности Персональная компетентность; методическая компетентность; организационная компетентность; профессиональная адаптация; экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Этика и эстетика Элементы духовной сферы общества; развитие гуманитарной культуры; владение этическими нормами профессии Познавательная компетентность; социальная компетентность; методическая компетентность; экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Русский язык Способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией; культура речи; умение вести диалог Лингвистическая компетентность; социолингвистическая компетентность; коммуникативная компетентность; экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Логика Формы и средства мысли, необходимые для познания Дискурсивная компетентность; социальная компетентность; экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Иностранный язык Коммуникативные умения; развитие межкультурной коммуникации Лингвистическая компетентность; социолингвистическая компетентность; коммуникативная компетентность; экстрафункциональные метапрофессиональ-ные качества

Таким образом, ценностную основу формирования профессионально мобильной личности инженера составляет его профессиональная культура, а именно ключевые компетенции и квалификации, в которых проявляются цели, мотивы, идеалы, мировоззренческие установки личности как человека и как профессионала.

Именно культурные и личностные ценности формируют готовность будущего профессионально мобильного инженера к применению гуманитарных знаний в своем жизненном опыте действия и взаимодействия в конкретной социальной и профессиональной среде. Ведь еще в начале 20-го столетия русский инженер-механик и философ техники П. К. Энгельмейер сказал: «Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекала внутри мастерских и требовала от него только чисто технических познаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом, и экономистом, и социологом» [1, с. 24].

Вышесказанное свидетельствует о необходимости организации учебно-воспитательного процесса в техническом вузе с использованием педагогического потенциала гуманитарных дисциплин, обеспечивая тем самым развитие интереса студентов к литературе, иностранному языку, социологии, достижениям и ценностям мировой культуры, формирование гражданской активности и способности выявлять мировоззренческий аспект в любой отрасли науки и техники.

Литература

1. Вражнова М. Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз — предприятие»: дис. ... д-ра пед. наук. — Казань, 2005. — 413 с.

2. Каплина С. Е. Профессиональная мобильность: Основы. Концепции. Технологии. — Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. — KG, 2011. — 490 p.

3. Каплина С. Е. Технология формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 2. — С. 154165.

Literatura

1. Vrazhnova M. N. Sistema professionalnoy adaptatsii studentov tehnicheskih vuzov v usloviyah vzaimo-deystviya «vuz — predpriyatie»: dis. ... d-ra ped. nauk. — Kazan, 2005. — 413 s.

2. Kaplina S. E. Professionalnaya mobilnost: Osnovyi. Kontseptsii. Tehnologii: nauch. izd. — Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. KG, 2011. — 490 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kaplina S. E. Tehnologiya formirovaniya professionalnoy mobilnosti buduschih inzhenerov v protsesse izuche-niya gumanitarnyih distsiplin // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2008. — № 2. — S. 154-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.