А. И. Терентьева
(Мурманск)
содержательно-структурный образовательный ресурс
РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассмотрен содержательно-структурный образовательный ресурс развития политической культуры студентов, развивающий потенциал гуманитарных дисциплин, способствующих политико-культурной ориентированности вузовского образования студента как зрелой личности. Раскрыта экспериментальная основа преподавания социально-политических дисциплин, позволяющая формировать политические потребности, знания и умения студентов
В современных условиях одной из приоритетных задач высшего образования становится развитие у студентов политической культуры в качестве базисного качества зрелой личности и показателя гражданской позиции. Это порождает необходимость выявления роли и возможностей образовательного процесса вуза в развитии политической культуры будущего специалиста [2, 4].
Наше исследование направлено на анализ ресурсного потенциала образовательного процесса, который мы рассматриваем как имеющиеся возможности вузовского образования для социализации личности и развития политической культуры студентов.
Выделение условий политической социализации и описание этого процесса являются начальными этапами на пути изучения политического развития человека. Однако существуют трудности в решении данной проблемы, так как психологические подходы излишне «психологизируют» процесс социализации, а социологический и политологический анализ игнорирует внутренний фактор, делая акцент на социальные и культуральные условия.
Под политическим развитием личности мы понимаем усвоение ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. В результате политического развития личности формируется культура и система осознанных социально-политических установок, а также проявляется политическая активность субъекта (студента, учащегося).
Нельзя рассматривать политическое развитие личности как процесс, всегда имеющий определенное начало и конец. В ряде случаев социализация может притормозиться на определенном этапе. Учитывая закон разновременности развития, следует рассматривать политиче-
скую социализацию как многоуровневый системный процесс, в котором сплетаются закономерности интеллектуального, нравственного, социального, политического развития [1, 2].
Отсюда следует, что различно время наступления физической, гражданской, умственной зрелости человека и его трудоспособности. При этом развитие человека не исключает целостности, которая обеспечивается наличием меж-функциональных связей. В данном случае складывается определенная периодизация. Исследовать ее возможно через выявление характера связей между отдельными параметрами политического развития (социальными представлениями, ценностными ориентациями, характеристиками социальной идентичности и др.).
Системообразующим фактором политического развития личности всегда должно быть осознание ею своего социального общественного интереса [4]. Предпосылки политического развития студента обусловлены прежде всего возрастными новообразованиями. Для отечественной педагогики и психологии характерен оптимистический взгляд на творческие возможности юношеского возраста. Необходимо учитывать данные экспериментальной психологии (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, К. Юнг), согласно которым становление «Я» юноши происходит к экстремальных условиях «кризиса идентичности», преодоления «эгоцентризма детского мышления» и т.д. Вместе с тем нет серьезных оснований считать эти противоречия фатальными, поскольку они в известной мере могут быть сглажены и разрешены с помощью педагогической поддержки.
Но если иметь в виду весь комплекс формируемых личностных свойств, глубинные качественные изменения в потребностной сфере, ориентациях студентов, их «зону ближайшего раз-
вития» (Л. С. Выготский), то в контексте новой, культуроцентрической парадигмы высшего образования вполне правомерно вести речь о формировании основ политической культуры студента [7].
На практике, наблюдая за развитием политической культуры студентов разных курсов, мы убеждались, что политическое развитие отдельных возрастных групп имеет значительные качественные различия, которые коренятся в различном умении пользоваться теми или иными культурными формами поведения, приобретении навыков, сформировавшемся характере и т.д.
Исследование показало, что политическое развитие студентов может начинаться с мобилизации наиболее простых, заложенных природой тенденций. Затем оно проходит через фазу учения, когда под влиянием внешних условий процесс меняет свою структуру и строится с помощью целого ряда внешних приемов и поведения. Наконец, наступает та стадия, когда эти внешние вспомогательные приемы отбрасываются как ненужные и человек выходит из этой эволюции, обладая новыми формами и приемами поведения.
Содержательно-структурный образовательный ресурс развития политической культуры студентов предполагает проектирование педагогического процесса, способствующего усвоению студентами политических знаний, взглядов, ценностей, установок. Это касается содержания высшего образования, его структуры с учётом влияния современных факторов.
В качестве главного компонента содержательно-структурного образовательного ресурса развития политической культуры студента мы рассматриваем совокупность всех вузовских курсов, способных дать представление о целостной картине мира, человеческого бытия, политической жизни общества.
Так, курс философии способствует формированию в сознании студентов современной картины мира, обеспечивает понимание основных принципов методологии познания и политического преобразования мира. В вузовском курсе истории считаем важным донести до студентов идею, что наше прошлое требует осознания человеческого единства и той меры социальной и политической ответственности, которая ложится на плечи каждого.
Курс литературы, представляющий в художественных образах отношения между людьми, формирует эстетический компонент политической культуры студентов. В развитии политической культуры студентов имеет значение
смысловое и интонационное богатство родного языка, устной и письменной речи, такие ее свойства, как точность, образность, эмоциональность, многообразие стилевых оттенков.
Культурология призвана заложить знание общих закономерностей зарождения и развития культуры: сформировать принципы следования ее требованиям в различных сферах жизнедеятельности, раскрыть специфику компонентов современной культуры, выработать умения и навыки социально-культурной деятельности, подготовить студентов к социальнокультурному творчеству. Вовлекая студента в мир культуры, культурология призвана показать многообразие, многослойность культурных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни [2].
Политологию мы рассматриваем не только как науку, но и как искусство социального воспитания студентов, по существу, как искусство сохранения, обогащения и передачи политической культуры от поколения к поколению.
Профессор Д. Хелд полагает, что в преподавании политологии в высшей школе решающее значение имеют положения о том, что приоритет при изучении этой дисциплины должен отдаваться самостоятельному анализу проблем, а не заучиванию отдельных, не связанных друг с другом положений и фактов; усилия педагогов должны быть направлены прежде всего на развитие навыков аналитического мышления; теорию и фактический материал студент должен уметь применять для определения направлений практической деятельности в сфере политики [6].
Очевидно, что склонного к политическому анализу студента непременно заинтересует конфликт интересов различных социальных групп при воспроизводстве различных обществ, столкновения противоборствующих принципов и философских позиций, оценок различными социальными группами издержек или преимуществ осуществления особых политический и экономических стратегий, условий или препятствий для реализации конкретных программных установок и т.д. Именно такой комплексный и междисциплинарный характер делает политику как научную дисциплину привлекательной для современных молодых людей и обуславливает ее важное практическое значение.
Политология развивается в тесном сотрудничестве с социологией. Политическая наука исходит из государства и исследует, как оно влияет на общество, в то время как политическая социология опирается на общество и рассматривает его влияние на государство [5].
В курсе политической социологии существует возможность комплексного рассмотрения социальных основ власти, воздействия социально -групповых конфликтов на политические институты и, наоборот, влияния политических структур на поведение социальных групп.
В процессе изучения политических дисциплин у студентов вырабатываются навыки самостоятельного анализа актуальных вопросов развития общества, возможных путей преодоления существующих и будущих политических трудностей, навыки критического отношения к изучаемому материалу, способность к самостоятельным выводам.
Практика преподавания в высшей школе показывает, что социальные науки, прежде всего, педагогика и психология, должны определить, в какой мере происходит преодоление прежних стереотипов и устаревших форм воспитания молодежи.
Сегодня идет процесс становления и развития политической культуры как самостоятельного научного направления. Российские ученые Е. А. Ануфриев и А. И. Лобачев считают, что необходимы разработка и внедрение в систему высшего образования политической педагогики как новой научной и учебной дисциплины -прежде всего с целью укрепления и развития российской государственности [1].
Политическая педагогика, объединяя основополагающие начала становления и развития личности, в наиболее эффективной и оптимальной форме способна обеспечить научно выверенное формирование политически активной личности [3].
Особо подчеркнем, что при всей сложности и многогранности политической культуры степень ее развития в учебной деятельности студентов вуза должна изучаться на основе психо-лого-педагогическая диагностики.
В то же время исследование показывает, что большинство преподавателей приступают к обучению без предварительной диагностики уровня развития политической культуры студентов. Отсутствие объективных критериев исключает целенаправленность воздействий, а количественный показатель успеваемости студентов требует качественной интерпретации.
Только прямые замеры качества политической культуры с помощью объективных показателей позволяют повысить эффективность процесса обучения.
Из множества показателей политической культуры остановимся на качестве политических знаний.
Диагностируются внутривозрастные типические особенности деятельности студентов, каждый тип - обобщение однородных индивидуальных характеристик. При такой дифференциации учебного процесса воздействие на обучаемых осуществляется косвенным и опосредованным путем. Опора на типовые свойства позволит перейти на учет общих свойств и закономерностей в познавательной деятельности студентов.
Например, по курсу «Политология» диагностируются внутривозрастные типические особенности деятельности студентов. Многообразие индивидуальных различий сводится к разновидности типов, каждый из которых - обобщение однородных индивидуальных характеристик.
Диагностировались студенты нескольких вузов г. Мурманска (Мурманский государственный педагогический университет, Мурманский государственный технический университет, Мурманский гуманитарный институт) - всего 90 человек. В ответах на первый вопрос: «Что такое политика?» - можно было выделить несколько разновидностей.
В работах 12% студентов отмечалось, что «политика - это стремление к участию во власти», «политика - это борьба интересов, процесс управления», подчеркивался многомерный характер политической сферы жизни, вид активности социальных субъектов, тип социальных отношений. Авторы работ продемонстрировали систематические знания.
Познавательная деятельность авторов другой разновидности ответов (17%) ограничивалась знанием некоторых фактов. Например, политику рассматривали как проявление отношения социальных субъектов к государственной власти. Научная картина мира оставалась неизвестной.
Третья, наиболее многочисленная разновидность ответов (25-35%) свидетельствовала о том, что привязанность их авторов к бытовым представлениям сдерживала усвоение обобщенных знаний.
Ответы на вопрос: «Почему в России доля апатичных людей в составе населения достаточно велика?» - тоже оказались неоднородными.
В лучших работах (от 40 до 50%) отмечалась сущность рассматриваемого явления. Студенты писали, например, что «политическая апатия в России обусловлена недоверием к политическим институтам, конфликтом ценностей, низким уровнем доходов большинства населения, политико-правовым нигилизмом» и т.д. При этом подчеркивалось, что «рост доли апатич-
ных людей свидетельствует о кризисе легитимности политической системы».
Третий диагностический вопрос: «Какое значение имеет изучение политологии для развития политической культуры?» - был рассчитан на применение ранее изученного материала и предполагал отказ от привычных способов решения.
В большинстве ответов (51%) перечислялись вопросы и проблемы, изучаемые политологией: политическая власть, механизмы ее функционирования, роль политических институтов, политических партий и т.д., подчеркивалась роль знаний о политике в жизни современных студентов, однако сама задача оставалась нерешенной.
В рамках нашего исследования актуальным является психологический аспект содержания политики, он находит свое выражение в различных проявлениях, таких как политическое безразличие, ведущее к тотальному общественнополитическому пессимизму, политический консерватизм, политическая адаптация, политический радикализм, политическое иждивенчество, политическая инициатива, политическое соперничество, политическое творчество и т.д. [7].
Утверждаясь и развиваясь, политическая педагогика и политическая психология не повлекут утрату тех или иных отраслей знаний, самостоятельных научных дисциплин. Напротив, они обеспечивают преподавателям и ученым, государственным органам и общественным организациям, всем участникам политических процессов возможность эффективно формировать и развивать личность студента, обеспечивая тем самым дорогу для утверждения реальной демократии, правового государства и гражданского общества.
Психолого-педагогические дисциплины способствуют развитию у студентов диалогического мышления, формированию у них системы знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности, о социально - психологических закономерностях его взаимодействия, о сущности, содержании и развитии образовательных процессов.
В экспериментальной части нашего исследования имеет место трехуровневая структура преподавания социально - политических дисциплин в вузе.
Студентам первого уровня мы предлагаем читать в 3-м или 4-м семестре специальный курс «Современная демократия: истоки, становление, функционирование», в результате изучения которого они получают знания о современных политических системах на уровне фактов. В ходе вводного курса студенты знакомятся с такими базовыми понятиями и категориями политической науки, как политика и политическая власть, личность в политике, политическое поведение и политическое участие, политическая система, политические институты и процессы, политическая идеология и политическая культура, политическое развитие и модернизация, демократия и др. В результате изучения вводного курса у студентов формируется способность самостоятельно анализировать политические процессы.
В 7-8-м семестрах изучается основной курс «Политология» со всеми основными разделами: история политических учений, политический процесс, субъекты политических отношений и др.
На третьем уровне обучения осуществляется подготовка специалистов с более высокими ориентирами, студентам предлагается выбрать из определенного перечня спецкурс для обязательного прослушивания (кратология, политическая психология, политическая педагогика и др.)
Опытно-экспериментальная работа, проведённая в мурманских вузах в 2004-2009 годах, доказала эффективность использования в образовательном процессе вуза содержательноструктурного потенциала развития политической культуры студентов.
Вузовский образовательный процесс, основанный на ресурсном подходе, как показывает наше исследование, расширяет политический кругозор студентов, увеличивая шанс сделать рациональный выбор, например, в период избирательных кампаний, развивает политическую компетентность, формирует гражданскую позицию.
Литература
1. Ануфриев Е. А., Лобачев А. И. Политическая педагогика: становление и развитие // Социально-гуманитарные знания. - 2000. -№6. - С.110-129.
2. Батракова С. Н. Образовательный потенциал педагога как «человека культуры» // Высшее образование в России. - 2009. - №5. - С.105-108.
3. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология - М.: Новая школа, 1996.
4. Кондаков А. М. Ресурсный подход в сфере образования. - М., 2005.
5. Lipset S. M. Political Man. The Social Bases of Politics. Expanded Edition. - Baltimore, 1981.
6. Политика как научная дисциплина по Д. Хелду // Полис. -1991. - №5. - С.146-148.
7. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1992. - 232 с.
--------^------------