УДК 37.03
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© 2015
Л. В. Белогорская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. В статье представлены особенности развития политического сознания студенческой молодежи в процессе обучения в вузе. Отмечены негативные тенденции, сохраняющиеся в молодежном политическом сознании, в том числе: недоверие к государственным и общественным структурам, экстремистские ориентации, складывание мозаичной политической культуры. Утверждается необходимость разработки нетрадиционных политических технологий в области политического развития. Определена характеристика политического сознания и выделены его основные компоненты: когнитивный, аксиологический, функциональный (социально-поведенческий).
Сформулированы принципы моделирования процесса развития политического сознания студентов, включающие: 1) наличие системных связей; 2) обеспечение регуляции процессов, происходящих в системе; 3) обеспечение возможности саморегуляции процессов, происходящих в системе; 4) наличие обратной связи (саморефлексии и взаимной рефлексии); 5) учет категории «переживание» как специфического механизма, объединяющего личное и публичное, персональную и индивидуальную идентичность в процессе активной социализации; как механизм личностного становления, соединяющий динамический (интенциональный) и когнитивный аспекты. Описана структурно-функциональная модель развития политического сознания молодежи, состоящая из четырех блоков-уровней: социально-педагогического, организационного, дидактического и субъектно-личностного. На каждом уровне отмечена взаимосвязь структурных компонентов системы, а также их функциональное назначение. Выделены уровни развития политического сознания студента, достижение которых характеризует эффективность функционирования педагогической модели: низкий уровень - информационно-нейтральный, средний уровень - избирательно-фрагментарный, высший уровень - системно-ценностный. При этом утверждается возможность промежуточных (переходных) уровней, обусловленных логикой роста-развития такой харатеристики политического сознания как его «самость». Описаны результаты проведенного экспериментального исследования политического сознания студентов по каждому из компонентов: когнитивному, аксиологическому, функциональному. Выявлено, что комплексное психолого-педагогическое обеспечение развития политического сознания студентов в единстве трех компонентов возможно через организацию результативной коллективно-творческой, социально-политической деятельности. Результатом функционирования системы развития политического сознания является формирование личности, интегрированной в социально-политическое пространство.
Ключевые слова: аполитичность, гражданственность, компетентностная модель, образовательный процесс, политическое воспитание, политическая культура, политическое сознание, социализация, студенческая молодежь.
Молодёжь играет особую роль в общественном развитии и воспроизводстве; в частности, сформированные в сознании молодежи ценности и установки детерминируют дальнейшее развитие политической системы российского общества. В советский период образовательная сфера достаточно четко регламентировалась в плане политического воспитания молодежи и моделировалась по заданному направлению. Современные условия могут характеризоваться увеличением либерализации общественной и политической жизни, что ведет к возникновению новых вариантов включения молодёжи и других социальных групп в сферу политических отношений. При этом, по мнению социологов, в молодёжном политическом сознании сохраняются негативные тенденции. Основными среди них Сорокин О. В. называет недоверие к государственным и общественным структурам, экстремистские ориентации, складывание мозаичной политической культуры [1].
Политическое сознание входит в поле действия политического воспитания, которое определяется как «процесс систематического и целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение населения, включающий формирование сознания и самосознания отдельной личности, группы и общества» [2].
Основы политических наук, а также сопряженное с ними искусство ведения переговоров, диспутов, как показывает анализ историко-педагогической литературы, изучались всегда. Одним из первых упоминаний политического воспитания в конкретной образовательной системе можно обнаружить в школах античного мира.
Особенностью спартанской педагогической системы было соединение нравственного и политического воспитания: организовывались беседы молодежи и государственных руководителей, в ходе которых рассказывалось о героях Спарты, их стойкости и мужестве. В ходе беседы молодые люди практиковали умение отвечать кратко и четко. [3, 4, 5]
Очевидно, что политические преобразования в обществе всегда оказывали огромное влияние на развитие
педагогической мысли и образовательную политику в целом. Так, для тоталитарного государства характерно стремление политической элиты формировать и контролировать процесс создания политических ориентаций [6]. Такой опыт имеют и Германия, и Россия в период советской власти.
Важно подчеркнуть, что профессиональное или универсальное политическое образование не тождественно, но противопоставлено «идеологическому образованию» (М. Оукшотт) [7]. Для демократического общества характерна такая модель политического образования, которая будет поддерживать и усиливать механизм контроля над государством со стороны общества (Дж. Сартори); идеологическое же образование предполагает безоговорочное заучивание регламентированных «идеологических текстов» [8].
Именно в силу сказанного выше теоретик М. Хеттих и др. считают, что индоктринация, существовавшая в период нацизма, не является образованием. [9]. Тем не менее, это время, когда государство физически и духовно воспитывало человека, способного в слепом подчинении решать национальные задачи и сверхзадачи. [10].
Изучение психолого-педагогических механизмов формирования политического сознания молодёжи в современных переходных условиях от неопределенности к определённому состоянию общества выявляет новые закономерности и тенденции. Политологи, а также педагоги-исследователи (М.А. Василик, К.С. Гаджиева, В.Н. Лавриненко, Б.Т. Лихачёва и др.) полагают, что новый подход к формированию политического сознания и политической культуры молодёжи требует обновления не только теории политического образования, но и в содержания, форм и методов его реализации. Таким образом, возникает объективное требование разработки нетрадиционных педагогических технологий в области политического развития.
Политическое образование - один из способов формирования гражданственности, политической культуры молодежи, их современной социализации. Политические
знания и культура необходимы сегодня любому молодому человеку, независимо от его профессиональной подготовки, ибо помогают ориентироваться в сложных политических проблемах, грамотно выстраивать отношения с властью, осуществлять за ней действенный контроль. Будущее нашего общества будет во многом зависеть от того, какую власть выберет новое поколение молодых людей, насколько осознанно и ответственно они сделают свой выбор, насколько смогут защищать и отстаивать свои права и реализовывать интересы через представительные институты.
Образовательное учреждение любого уровня призвано обеспечить процесс социального познания. Как отмечает Г. М. Андреева [11], реализация данной задачи достигается разумным сочетанием передачи определенной информации и формирования гражданина, т.е. человека, осознающего свою роль в обществе, умеющего адекватно воспринимать явления общественной жизни. Школа выполняет важнейшую функцию обогащения информационного пространства индивида. Картина социального мира не будет полной без определенного осмысления политической стороны жизни общества.
Характеризуя особенности политического осознания в студенческом возрасте, необходимо остановиться на явлении аполитичности, наблюдаемое в настоящее время в молодежной среде.
Аполитичность трактуется как пассивное, безразличное (действительное или мнимое) отношение к общественной жизни и политической деятельности [12,13]. Аполитичность, распространённая среди наиболее отсталых, несознательных слоев населения капиталистических стран, часто является результатом преднамеренно насаждаемого идеологического воздействия господствующего класса. Аполитичность может быть не только проявлением отсталости, но и сознательным выражением безразличия, индифферентности.
Аполитичность является видом политической реакции, позиции; нередко рассматривается как вид политического протеста.
Такая модель политической позиции становиться все более привлекательной для молодёжи. Однако, подобная позиция скорее - неконструктивная, неадекватная социальной сущности человека модель проявления активности.
Однако следует различать интерес молодежи к политике и ее отношение к информации о политике. Впрочем, соотношение активных участников политической жизни, и тех, кто проявляет негативное отношение к ней, остается прежним. Растет интерес к информации о политике, однако равнодушие к ней увеличивается все же огромными темпами [14].
По данным социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения 75 % россиян высказываются за более активное участие молодежи в политической жизни страны. Тем не менее, лишь 24 % респондентов смогли назвать какую-нибудь молодежную политическую организацию и только 4% опрошенных в возрасте до 30 лет в них состоят [15].
В нашем исследовании мы определили политическое сознание как совокупность социально-психологических новообразований (социально-политическая сопричастность, политическое самосознание, политическое самоопределение), обеспечивающих социально-политическую самореализацию в обществе. Под развитием политического сознания молодежи мы понимаем качественное и количественное изменение (усложнение; движение от простого к сложному) политических характеристик и свойств личности в структуре целостности всей личности. Такой подход определяется:
1) необходимостью в структуре процесса развития фиксировать проявления принципов дифференциации и интеграции, а также принципа специализации, что объективно обуславливает возможность саморазвития дифференцирующихся феноменов в их качественной харак-
теристике;
2) сложностью и многоуровневостью интегративных процессов, разграничение которых является условием их изменения и достижения нового уровня в общем развитии системного целого [16].
Таким образом, мы хотим подчеркнуть важность развития политической самости, интегрированной в процесс развития системного целого личности.
Воспитание политической личности как составляющая общего воспитания является целенаправленной деятельностью по воспитанию политической культуры личности [17] и обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [18]. Уровень политической воспитанности проявляется в определенной политической позиции личности, характеризующей взгляды, отношения и действия человека [7].
Целесообразным считаем еще раз подчеркнуть, что акцент политической социализации в настоящее время, по мнению исследователей, должен быть перенесен с политических игр на решение конкретных социальных проблем. В связи с этим возрастает роль социально-гуманитарных наук, которые должны стать не просто теоретическим полем, но инструментом для прогрессивного, поступательного развития каждой отдельной личности и общества в целом.
Нами выделены три компонента политического сознания: когнитивный, аксиологический, функциональный (социально-поведенческий). Таким образом, педагогическая работа должна быть организована по трем направлениям: познавательное, нравственно-оценочное, поведенческое.
Основываясь на рассуждениях Н.А. Бернштейна и теории функциональной системы П. К. Анохина, мы сформулировали принципы моделирования процесса развития политического сознания: наличие системных связей;
обеспечение регуляции процессов, происходящих в системе;
обеспечение возможности саморегуляции процессов, происходящих в системе;
наличие обратной связи (саморефлексии и взаимной рефлексии);
5. учет категории «переживание» как специфического механизма, объединяющего личное и публичное, персональную и индивидуальную идентичность в процессе активной социализации; как механизм личностного становления, соединяющий динамический (интенци-ональный) и когнитивный аспекты (Е. И. Изотова, Т. Д. Марцинковская) [19].
Структурно-функциональная модель развития политического сознания молодежи включает четыре блока-уровня: социально-педагогический, организационный, дидактический и субъектно-личностный. На каждом уровне прослеживается взаимосвязь структурных компонентов системы, а также их функциональное назначение.
Первый блок-уровень отражает компоненты и взаимосвязи открытой социально-педагогической системы высшего образования в области развития политического сознания.
Целевой компонент представленной модели определяется компетентностной «моделью» политического сознания студента:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования;
готовность к изменению социокультурных и политических условий деятельности;
способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать политическую информацию;
владение методологией политической науки при анализе современных политических процессов и исторического прошлого;
способность и готовность отстаивать свою гражданскую позицию.
Блок социально-гуманитарных дисциплин определяется федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для каждой специальности и(или) направления. Основополагающими для развития политического сознания в этом блоке являются дисциплины: «Политология», «История», «Социология». Для специальностей и направлений, стандарт которых не предусматривает изучение таких дисциплин, как «Политология», «Социология», рекомендуются следующие варианты организации:
а) факультативное изучение дисциплин «Политология», «Социология»;
б) работа дискуссионного клуба во внеучебной деятельности;
в) внутривузовские и межвузовские дебаты и конференции.
Второй блок-уровень модели - организационный уровень развития политического осознания молодежи. На основе анализа педагогического опыта зарубежных стран, мы пришли к выводу о необходимости институциональной интеграции в форме социального партнерства как основного условия эффективного становления и развития политического сознания молодежи. Такая институциональная связь представлена тремя компонентами: вну-тривузовское, межвузовское и межинституциональное социальное партнерство.
Дидактический уровень развития политического сознания ориентирован на процессный и технологический подходы. Процессный подход дает возможность включить развитие политического сознания в цикличный, управляемый образовательный процесс, представляющий собой совокупность взаимосвязанных непрерывных видов деятельности (действий и операций) субъектов образовательного процесса. Виды деятельности участников образовательного процесса подчинены познавательной и регулятивной функциям.
Организация познавательной деятельности студентов способствует усвоению политической информации, обеспечивает поле для анализа политической действительности. В процессе научно-исследовательской деятельности происходит расширение научно-политической осведомленности; формируется критическое мышление как основа прогностической компетенции. Историко-культурная деятельность призвана обеспечить адекватное, непредвзятое соотнесение современной политической реальности и исторического прошлого страны и общества.
Все три вида деятельности дают ориентиры относительно политического участия, т.е. способствуют выработке политических идей, представлений, убеждений.
Эффективность функционирования педагогической модели характеризуется достижением того или иного уровня развития политического сознания студента. В нашем исследовании мы выделяем три основных уровня: низкий уровень - информационно-нейтральный, средний уровень - избирательно-фрагментарный, высший уровень - системно-ценностный. Также мы утверждаем возможность промежуточных (переходных) уровней. Наличие переходных уровней определяется логикой роста-развития такой характеристики политического сознания как его «самость».
Самость - важнейшая образующая процесса становления и развития системной целостности - человек. [16, 20] Становление политической самости предполагает осмысление человеком самого себя среди других, отношение к себе и к объективно существующим политическим реалиям.
Оценочная функция политического сознания проявляется еще и в том, что формируется отношение - как особая активность, трансформирующая любую связь в субъектную плоскость. Кроме того, личностно-деятель-ностная интеграция сопровождается переносом акцента с актуализации присвоения социально-политического на
измерение себя через социально-политическое. Таким образом, в деятельности происходит выполнение этого социально-политического и выполнение себя в реальной презентации себя социуму. [16, 20].
Результатом функционирования системы развития политического сознания является формирование личности, интегрированной в социально-политическое пространство.
Интегрированный результат реализации программы развития политического сознания - приобретение студентами политологической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, активно отстаивать свою гражданскую позицию, принимать непосредственное участие в социально-политической жизни общества.
Нами было проведено экспериментальное исследование политического сознания студентов по каждому из компонентов: когнитивному, аксиологическому и функциональному.
В иерархии ценностей студентов экспериментальной и контрольной групп после проведения программы, направленной на развитие политического сознания студентов, произошли значительные изменения по доминирующим ценностям. В экспериментальной группе абсолютно доминирует показатель ценности «человек» (Mean 1,25). Другие ценности в порядке их значимости для студентов экспериментальной группы выстроились следующим образом: 2) семья (Mean 1,78); 3) знание (образование) (Mean 3,16) 4) мир без войн и национальных конфликтов (Mean 4,12); 5) труд (Mean 5,54); 6) личная собственность (Mean 6,81); 7) отечество (Mean 7,52); 8) национальная и планетарная культура (Mean 8,15); 9) среда обитания (Mean 9,01); 10) время (Mean 9,55).
В экспериментальной группе самый высокий показатель наблюдается по шкале «Социальная толерантность» (Mean 38,2), характеризующий толерантные и интолерантные проявления личности в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Данный показатель у студентов экспериментальной группы достоверно отличается от значения данного показателя у студентов контрольной группы (Mean 33,3, р=0,0032), что свидетельствует об эффективности воздействия специально организованной программы на аксиологический компонент политического сознания студентов. В целом, по основным компонентам политического сознания выявлена достоверная положительная динамика.
Следующим шагом нашего исследования стало проведение корреляционного анализа данных экспериментальной группы. Корреляционный анализ данных экспериментальной группы на контрольном этапе выявил изменения во взаимосвязи показателей компонентов политического сознания студентов, после проведения специально разработанной программы.
Таким образом, в экспериментальной группе между основными показателями компонентов политического сознания было выявлено 6 наиболее сильных корреляционных связей (положительных и отрицательных).
Отрицательные: Этническая толерантность -Соперничество (- 0,52); Соперничество - Гибкость в общении (- 0,57).
Положительные: Этническая толерантность -Сотрудничество (0,61); Этническая толерантность -Гибкость в общении (0,64); Сотрудничество - Гибкость в общении (0,71); Сотрудничество - Контактность (0,65).
Было выявлено, что такой стиль поведения в конфликтной ситуации как «Сотрудничество» имеет прямую зависимость с показателями «Гибкость в общении»
и «Контактность», также отмечена новая корреляционная связь между уровнем толерантности, как черты личности, и стилем поведения в конфликтной ситуации «Компромисс».
С одной стороны, уменьшение корреляционных связей свидетельствует о развитии основных показателей компонентов политического сознания в результате эксперимента, с другой - разрушение старых и установление новых связей свидетельствует об активном протекании процессов развития политического сознания у студентов экспериментальной группы.
Динамика показателей диагностических методик и тестов позволяет сделать вывод о том, что разработанная программа развития политического сознания студенческой молодежи в образовательной среде вуза способствует развитию основных показателей компонентов политического сознания студентов, т.к. мы наблюдали положительную динамику по основным показателям.
Таким образом, комплексное психолого-педагогическое обеспечение развития политического сознания студентов в единстве трех компонентов (когнитивного, аксиологического, функционального) возможно через организацию результативной коллективно-творческой, социально-политической деятельности.
Развитие политического сознания студенческой молодежи является основой формирования гражданской культуры личности и становления личности, способной ориентироваться в социально-политическом пространстве, реализовывать свой социально-политический потенциал. Материалы исследования могут быть использованы в практике высших учебных заведений при организации внеучебной воспитательной работы. Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций для студентов психолого-педагогических направлений, на курсах повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных педагогических программ развития политического сознания обучающихся в образовательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сорокин О. В. Формирование политического сознания молодежи в условиях трансформации современного российского общества: социокультурный аспект : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / О. В. Сорокин. Москва,
2008. 179 с.
2. Краткий терминологический словарь по дисциплине «Политология» / под ред. А. В. Гринева. СПб. : СПбГУ, 2004. 28 с.
3. Богуславский М. В. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. М., 2002.
4. Богуславский М. В. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст). М., 2007.
5. История педагогики : учеб. для аспирантов и соискателей системы послевуз. проф. образования по дисциплине «История и философия науки» / В. Г. Богуславский, В. Г. Безрогов, В. И. Блинов и др.; под ред. Н. Д. Никандрова. - Москва : Гардарики, 20Ö7 . 413 с. (История и философия науки).
6. Almond G. A. Comporative Politics. A Development Approach /, G. A. Almond G. B. Powell. Boston. 1996. P. 64-65.
7. Oakshott M. Rationalism in Politics / M. Oakshott. London. 1962. P. 116.
8. Sartori G. The Theory of Democracy Revisited / G. Sartori. Chatam, New Jersey. 1987. P. 126.
9. Vierzig Jahre politische Bildung in der Demokratie. Bonn. 1990. S. 27-33.
10. Андреева Е. А. Политическое воспитание при национал-социализме в Германии // Образование и насилие : СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2004. С. 206-212.
11. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 2004. 288 с.
12. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. 2-е изд., ист. и доп. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 512 с.
13. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. М. : Мысль, 2010.
14. Протест [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.o6s.ru
15. Молодежь в политике // Росмолодежь [Электронный ресурс]. URL : http://rosmolodezh.ru
16. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация - основа акмеологического развития : монография М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. 224 с.
17. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / 2006.
18. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. Учебное пособие. М. : Гардарики, 2005. 287 с.
19. Марцинковская Т. Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. № 3. С. 90-102.
20. Сайко Э. В. Субъект: созидатель и носитель соци-М. : Моск.о психол.-социал. ин-т; Воронеж:
© 2015
a^bHoro
MO^K, 2006. 424 c. FEATURES OF DEVELOPMENT OF POLITICAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
L.V. Belogorskaya, the candidate of pedagogical sciences, the docent of the chair «Humanities»
Nizhny Novgorod State engineer-economic university, Knyaginino, (Russia)
Annotation. The article presents the peculiarities of the development of the political consciousness of students in the learning process at the University. Negative trends prevailing in youth political consciousness, including: distrust of the state and public structures, extremist orientation, folding mosaic of political culture. The necessity of development of unconventional political techniques in the field of political development. Defined characteristics of political consciousness and highlighted its main components: cognitive, axiological and functional (social and behavioral).
The principles of modeling the process of development of political consciousness of students, including: 1) the existence of systematic relations; 2) ensuring the regulation of processes occurring in the system; 3) providing the possibility of self-regulation processes occurring in the system; 4) feedback (self-reflection and mutual reflection); 5) records the category of "experience" as a specific mechanism that combines personal and public, personal and individual identity in the process of active socialization; as a mechanism of personal development, dynamic linking (intentional) and cognitive aspects. Describes the structural-functional model of development of political consciousness of young people, consisting of four blocks of levels: social, pedagogical, organizational, didactic and subject-personal. At each level, noted the relationship of the structural components of the system and their functions. The levels of development of political consciousness of the student, the achievement of which characterizes the efficiency of pedagogical models: the low - information-neutral, medium - selectively-fragmented - system-value. It claims the possibility of intermediate (transitional) levels, due to the logic of growth-development of such features of political consciousness as his "self'. Describes the results of an experimental study of the political consciousness of students for each of the components: cognitive, axiological and functional. It was shown that complex of psycho-pedagogical support of development of the political consciousness of students in the unity of the three components is possible through the organization of effective creative, socio-political activities. The result of functioning of system of development of political consciousness is the formation of personality, integrated in the socio-political space.
Keywords: apathy, citizenship, competence model, the process of education, political education, political culture, political consciousness, socialization, students.