Научная статья на тему 'Роль преподавания социально-политических дисциплин в обеспечении политической активности студенчества'

Роль преподавания социально-политических дисциплин в обеспечении политической активности студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
413
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / : POLITICAL SOCIALIZATION / STUDENTS' POLITICAL ACTIVITY / RUSSIAN STUDENT YOUTH / HIGHER SCHOOL AS INSTITUTE OF POLITICAL SOCIALIZATION / POLITICAL VISION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зуляр Р. Ю.

Рассмотрены актуальность, значимость, функции преподавания социально-политических дисциплин и их влияние на политическую социализацию студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зуляр Р. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the Teaching Socio-political Disciplines in Support of Students' Political Activity

The article concerns the relevance and importance of the teaching socio-political disciplines, its functions and influence on the students' political socialization

Текст научной работы на тему «Роль преподавания социально-политических дисциплин в обеспечении политической активности студенчества»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ НА УК METHODOLOGY AND METHODS OF TEACHING POLITICAL SCIENCE

УДК 316.35

Роль преподавания социально-политических дисциплин в обеспечении политической активности студенчества

Р. Ю. Зуляр

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Рассмотрены актуальность, значимость, функции преподавания социально-политических дисциплин и их влияние на политическую социализацию студентов.

Ключевые слова: политическая социализация, российская студенческая молодежь, высшая школа как институт политической социализации, политическое мировоззрение, политическая активность студентов.

Изучение проблемы политической социализации актуально для любого общества, именно она обеспечивает сохранение и передачу политического опыта новым поколениям, преемственность политических институтов, норм и ценностей, и, таким образом, придает стабильность политической системе в целом. В нашей стране в 1990-е гг. советская система политической социализации была ликвидирована, а формирование новой затянулось, что актуализирует исследование условий, механизмов и факторов управления этим социально-политическим институтом.

Ключевым звеном в совокупности политической социализации является управление гражданским становлением студенчества. В студенческом городе Иркутске это имеет особую значимость и требует повышенного внимания власти, местного самоуправления и общественности. Основным институтом, в рамках которого происходит этот вид социализации, является высшая школа.

Высшая школа - это образовательное учреждение, которое институционально использует технологии обучения и воспитания, находящиеся в диалектическом неразрывном единстве. Она является одновременно средой и инструментом социализации. Информация, полученная из внешних для вуза источников, осмысливается исходя из внутренней среды учреждения. Гражданский вуз - это всегда коммуникативная вербальная демократичная среда, включенная в гражданское общество, или имеющая его элементы [3].

Высшая школа - это коммуникативная среда особого свойства. В процессе обучения молодые люди общаются не только с преподавателями, но и друг с другом, обмениваясь информацией, полученной из различных источников, вырабатывая собственную позицию, точку зрения по различным социально-политическим проблемам [3]. Таким образом, исполняя роль социального инсти-

Серия «Политология. Религиоведение»

2011. № 2 (7). С. 286-290 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

тута, высшее образование создает информационно насыщенную среду, которая и является обобщенной детерминантой политической социализации.

Здесь можно вести целенаправленную работу по политическому воспитанию личности, расширению ее знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В высших учебных заведениях политическая социализация осуществляется через изучение социально-политических и гуманитарных наук, в первую очередь истории, политологии, социологии, культурологии, дисциплин, нацеленных на формирование у молодых людей российской идентичности и гражданственности, ориентированных на демократизацию и гуманизацию социально-политических процессов.

Вуз является центральным институтом политической социализации студентов. И, несмотря на иные мнения, в том числе самих студентов, это объективное явление. Образовательная школа в деле социализации подростков менее значима, чем внешкольное окружение ученика (в первую очередь семья). Работающая молодежь проходит очередной этап социализации в трудовых коллективах, в которых политическая составляющая зачастую просто отсутствует. Студенты воспринимают и оценивают политические процессы, прежде всего, с точки зрения своего социального студенческого статуса. Полученная информация, в том числе из СМИ, обязательно анализируется на уровне студенческого и преподавательского окружения и, лишь потом, воспринимается как объективная и личностно мотивирующая.

Политическая социализация студенчества в значительной мере есть результат гражданского воспитания. Под гражданским воспитанием сегодня понимается стихийное и произвольное (продуманное) воздействие семьи, государственных, образовательных и других структур гражданского общества на личность в интересах формирования у нее гражданственности как системы личностно и профессионально важных ценностей и отношений гражданина, проявляющихся в его жизнедеятельности [2].

Гражданское воспитание студентов преследует цель - добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими гражданами своей страны - России. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готовность к осуществлению прав и реализации обязанностей граждан. Воспитание студентов в вузе традиционно строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса. Вместе с тем необходимым и правомерным является его разделение на следующие направления: воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время - в связи с объективным существованием двух форм вузовской деятельности: собственно образовательной и социальной в широком смысле.

Воспитание - управляемая социализация. Люди творят культуру, а культура формирует людей. Особо актуальным представляется сегодня социальное творчество студентов - деятельность в сфере общественных отношений. Здесь студенты могут попеременно испытывать себя в роли ведущих и ведомых участников социально значимых проектов. Они не только способны к творческой самореализации, но и настойчиво, осознанно стремятся к ней. Коллективное творчество меняет характер отношений между воспитанника-

ми и педагогами, возводя их в ранг творческого содружества, занимающего центральное место в социализации юных граждан.

Идея самодостаточности вуза как института социализации доминирует в сознании профессорско-преподавательского состава, руководства вуза и его подразделений. Поэтому поощряется взаимодействие со студентами, только предварительно одобренное соответствующими структурами вуза, из-за чего непросто складываются отношения с региональными и городскими органами, занимающимися работой с молодежью. По мнению экспертов, вузы зачастую рассматривают сотрудничество с органами власти, отвечающими за государственную молодежную политику, как дополнительную нагрузку. У вузов нет мотивации к сотрудничеству с молодежными комитетами. Все, что нужно вузам - по крайней мере, как они сами в этом уверены - это финансирование, идей у них и самих достаточно. Поэтому в вузах готовы строить отношения на основе принципа «бензин ваш - идеи наши». Им же предлагают чаще всего обратное.

Та реформаторская ситуация, которая в последние два десятилетия сложилась в системе высшего образования, не демонстрирует наличия четких целей, обеспечивающих решение задачи, создания эффективной системы политической социализации молодежи. По мнению исследователей, политическое образование (одно из составляющих политической социализации) предполагает систематическое приобретение политических знаний, расширяет познавательные и оценочные возможности личности, а политическая социализация в системе высшего образования означает интернализацию, усвоение студентом политических норм, ценностей и образцов поведения, что мы крайне редко наблюдаем в действии. Высшее образование должно интегрировать и систематизировать воздействие агентов и факторов политической социализации, преодолевать дисбаланс организованности и стихийности в процессе политической социализации в сторону организованности.

Важно на деле научить студенческую молодежь разбираться в происходящих политических событиях, различать политику и частную жизнь, выражать свою гражданскую позицию, выработать политическое мировоззрение, уметь определиться со своими политическими убеждениями, даже если они не во всем совпадают с позицией руководства страны. Студенты должны покидать стены учебных заведений не как потенциальные участники политического процесса с идеологически сформированным сознанием, а как проблемно организованные, политически грамотные и образованные люди.

Выделим противоречия в системе высшего образования между целями изучения социально-политических и гуманитарных наук и результатами: различно все, начиная от названий учебных дисциплин, количества отведенных часов на изучение той или иной дисциплины, идеологических платформ вузов, преподавателей, учебников и учебных пособий. У многих выпускников вузов отсутствует доверие к существующим институтам власти, обусловленное различием между тем, что, по мнению молодежи, государственная молодежная политика должна быть направлена на решение социально-экономических проблем студенческой молодежи, повышение ее уровня жиз-

ни и социальных гарантий на получение образования и профессии, на трудоустройство, на организацию досуга и пр., и тем, что на самом деле происходит.

Н. В. Дьяченко, например, рассуждая о преподавании в вузах политологии, отмечает: «Зачастую политология в неспециальных вузах преподается поверхностно, не актуализируя перед студентами значимости этой дисциплины для жизни каждого человека и гражданина страны. Часов отводится на них мало; чтобы уложиться в рамки программы, преподаватель вынужден сокращать объем и содержание материала, выдерживая при этом дидактические единицы. Поэтому студенты не могут позволить себе изучать тему, вникая во все нюансы политики и политических процессов, не хватает времени личностно осмыслить материал, структурировать его для себя, поработать с документами, рассмотреть однопорядковые документы через призму ретроспективы. Но при этом такое количество аудиторных часов по политологии достаточно, чтобы привести сознание студентов в хаос: в частоте сменяемых тем они не могут понять, сопоставить и сделать правильные выводы, сформировать свою личную точку зрения» [1, с. 153].

Необходимость расширения политико-информационной функции образования (проведение конференций, проблемных семинаров, диспутов и пр.) сталкивается с проблемой нехватки ресурсов. Повышение профессионального уровня преподавания социально-политических дисциплин отдано на откуп возможностей каждого вуза в отдельности, наблюдается низкий контроль качества преподавания. Уменьшение аудиторных часов на работу со студентами не дает возможности освоения прикладной проблематики этих дисциплин, необходимой студентам в решении их жизненных и профессиональных проблем.

Затянувшийся процесс принятия нового закона РФ об образовании также вносит определенную неясность в понимание роли вузовских структур и преподавателей в деле обеспечения политической активности студенчества. Раз не определено место и роль вуза в системе политической социализации молодежи, следовательно, неясен комплекс знаний, умений, навыков, которые должен формировать у нее вуз. Сегодняшнее образование - хаотичный набор рабочих программ, теорий, различных авторских методик, дезорганизуемый постоянно меняющимися государственными стандартами [1].

Формирующееся студенческое мировоззрение деструктурируют различные произвольные и ненаучные интерпретации событий и фактов, калейдоскоп методик, разрыв между теоретической базой и жизненный практикой.

Нельзя забывать, что многие установки, которые были заложены в период студенчества, личность пронесет через всю жизнь. И чем старше человек, тем сложнее изменить сложившиеся стереотипы. Перспективы выхода страны из системного и политического кризисов связаны с политической социализацией молодежи. Поколение, заканчивающее сегодня вузы, через некоторое время сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Какие политические знания получит это поколение и какие усвоит ценности, таким и будет будущее социальной практики российского общества.

Исходя из вышеперечисленных особенностей политической молодежной социализации, можно резюмировать, что, во-первых, молодежная политика государственных органов власти всех уровней, прежде всего на уровне субъ-

ектов РФ, не имеет четко скоординированных действий, направленных на расширение воспитательного и просветительского воздействия на широкие слои студенческой молодежи. Во-вторых, руководство и преподаватели вуза должны сами искать подходы к взаимодействию с органами власти на местах, что в значительной степени затягивает и усложняет процесс передачи практических знаний студентам в области политики. В-третьих, специфика некоторых, в особенности негуманитарных, специальностей не предполагает глубокого изучения политических процессов, что, в свою очередь, создает дополнительные трудности в формировании политического кругозора у всего студенческого сообщества.

Необходимо четко сформированная государственная политика на местах в отношениях с высшей школой, направленная на формирование политической социализации молодежи и создание эффективных условий для развития интеллектуального потенциала студенчества.

1. Дьяченко Н. В. Современные 1. Diachenko N. V. Contemporary проблемы в преподавании политологии в problems of the political science teaching at вузах России // Изв. Иркут. гос. ун-та. the universities in Russia // The News of Сер. Политология. Религиоведение. - The Irkutsk State University, Political sci-2010. - № 2 (5). - С. 151-158. ence, Religious studies. - 2010. - N 5.2. Стратегия воспитания в образо- P. 151-158. вательной системе России / М-во образо- 2. Educational strategy in Russian вания и науки РФ, Департамент государ- system of education / the Russian Federa-ственной молодежной политики, воспи- tion Ministry of education and science, De-тания и социальной защиты детей. - 2-е partment of state youth policy, education изд. - М., 2004. - 351 с. and children social protection. - 2-nd edi-

3. Тарасенко Л. В. Специфика поли- tion. - М., 2004. - 351 p. тической социализации молодежи города 3. Tarasenko L. V. Peculiarity of the

Таганрога // Власть. - 2006. - № 2. - youth political socialization in Taganrog //

С. 59-62. Vlast. - 2006. - N 2. - P. 59-62.

Role of the Teaching Socio-political Disciplines in Support of Students' Political Activity

R. Y. Zuliar

The Irkutsk State University, Irkutsk

The article concerns the relevance and importance of the teaching socio-political disciplines, its functions and influence on the students' political socialization.

Key words: political socialization, Russian student youth, higher school as institute of political socialization, political vision, students' political activity.

Зуляр Раксана Юрьевна - соискатель, Zuliar Raksana Yurievna - Postgraduate старший преподаватель кафедры поли- Student, Senior Lecturer, the Department of тологии и отечественной истории Ир- the Political Science and Russian History, the кутского государственного университе- Irkutsk State University,664003, Irkutsk, Karl та (664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, Marx st., 1-410b, phone 8(3952)334372, 1-410б, тел. 8(3952)334372, e-mail: rak- e-mail: raksana-m@yandex.ru sana-m@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.