УДК 316.34
Зуляр Раксана Юрьевна
Raksana Zulyar
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСТВА КАК НЕОТЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
POLITICAL SOCIALIZATION OF STUDENTS AS AN URGENT ISSUE OF CONTEMPORARY RUSSIA
Автор рассматривает современный процесс политической социализации студенческой молодежи. Происходящая ныне социализация создает новую политическую культуру общества и пре-вращает молодежь в активного участника поли -тической жизни. Анализ обосновывает необходи-мость проведения государственной политики организации политической социализации студен -чества
The author considers current process of political sociaiization of students. It creates new political culture and turns young people into an active participant of political Hfe. The analysis provided justifies the necessity of state policy of arranging political socialization of students
Ключевые слова: политическая социализация, социализация молодежи, государственная политика политической социализации
Key words: political socialization, socialization of young people, state policy of arranging political socialization
В мировой социальной практике есть институты, важность и актуальность которых не вызывают вопросов. Среди них находится система передачи социального опыта приходящим поколениям и обеспечение ими его адекватного восприятия. Этот институт именуется большинством исследователей как «социализация». Ее реализация сложна и не -однозначна, а результатами в той или иной степени недовольны обе стороны. В общественном и литературном мнении это недовольство именуется «конфликтом отцов и детей».
Смена поколений непрерывна и универсальна — в систему общественных отношений, в культурный процесс включаются все новые участники, которые должны освоить нормы и правила общества, т.е. социализироваться. Социализацию можно рассматривать как куль-
турно и исторически определенное соотношение преемственности и обновления. Ускорение технологического прогресса разрушительно действует на межпоколенческую преемственность [6; С. 37], оно ведет к подрыву позиций старшего поколения, к инверсии ролей Учите -ля и Ученика сначала на производстве, а по -том и в семье. Биологические отцы, перестав быть социальными учителями, теряют свой статус.
В эпохи быстрых перемен процесс социализации уже не выглядит как культурное наследование, и даже сама необходимость преемственности ставится под вопрос. Социальные институты не справляются со своими социализирующими функциями. Такой период переживает современная Россия. Распад СССР, переход к рыночной модели развития,
уничтожение централизованной системы планирования и распределения трудовых ресурсов, разрушение привычной идеологии, три глубоких социально -экономических кризиса за 20 лет, усиление разнонаправленной внутренней миграции и эмиграции населения - эти и другие факторы породили множество социальных трансформаций, требующих глубокого и всестороннего научного анализа.
Недоверчивое отношение молодежи к опыту и мнению старшего поколения отчасти объясняется тем, что современное общество (и не только российское) можно отнести к так называемому «префигуративному» типу. По мнению американского этнографа М. Мида, этот тип культуры возник в середине XX в. и проявляется новым способом социальной связи между поколениями. Он характеризуется переходом от экстенсивного типа социокультурного наследия, основанного на механической передаче опыта, накопленного предшествующими поколениями, к новаторскому (креативному). Образ жизни старшего поколения сегодня не господствует над поведением младшего, т.е. не является определяющей моделью поведения для молодежи [7; С. 263].
Особенно наглядно это проявляется у студенческой молодежи, которая в России начала XXI в. позиционируется как группа, в значительной степени представляющая собой один из «первых плодов» социально -политических преобразований последних десятилетий. Студенты - это треть российской молодежи, ее самая образованная часть, будущая элита, которая в ближайшие десятилетия будет определять облик страны. Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано с реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных политических сил - от правящих кругов до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».
Стержнем социализации считают полити -ческий компонент. Политическую социализацию чаще всего определяют как процесс ак-
тивного освоения человеком идеологических и политических ценностей и норм общества, их формирование в систему социально-политических установок, определяющих поведение человека в политической системе общества. В ходе политической социализации формируется социально-политическая активность личности.
Политическая социализация российских студентов не может быть продуктом заимствования достижений развитых демократических обществ. По мнению автора, это всегда результат собственного опыта. Способность граждан принимать рациональные политические решения, активно участвовать в политике не формируется стихийно, а возникает в ходе систематического, целеустремленного овладения необходимыми знаниями и опытом. По -литическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие основных политических субъектов, а с другой - влияет на политическую жизнь общества.
По мнению исследователей Ю. Загонного, В. Курило и С. Савченко, ведущим концептуальным положением, определяющим общетеоретические подходы к политической социализации молодежи в современных условиях, является понимание того, что в настоящее время социализация уже не является процессом передачи ценностей, господствующей политической культуры новым поколениям. Происходящая ныне политическая социализация создает новую политическую культуру общества и превращает молодежь в активного участника политической жизни [9].
На этом фоне важной особенностью по -литической социализации в современном российском обществе является то, что она все еще сохраняет черты советской политической социализации. Несмотря на поколенческое «разнообразие», представленное на российском политическом пространстве, большая часть населения нашей страны проходила первичную социализацию в Советском Союзе. По мнению А.В. Федоренко, должна произойти
не одна смена поколений, чтобы в обществе (в политической культуре) начали доминировать новые нормы. К числу же наиболее глубоко укорененных традиционных ценностей в политической культуре россиян относятся авторитарные установки и коллективистские ориентации, конформизм в отношении власти, этатизм и централизм [12; С. 128].
Молодежь менее критично, чем остальные возрастные группы, оценивает положение дел в стране, но и здесь 60...65 % участников социологических опросов согласны с суждением, что реформы в России идут в неправильном направлении. Минимум негативных оценок (примерно 50 %) приходится на жителей крупных городов, которые имеют больше возможностей приспособления к новым условиям общественной жизни. Большая часть студенчества рекрутируется из материально благополучных семей. Естественно, что студенты более других групп молодежи склонны одобрять происходящие в стране преобразования [4; С. 1012].
Общественное молодежное сознание включает две противоположные моральные оценки такого положения вещей. Осуждают политических деятелей и хотят изменения характера политических отношений 47 %. Но при этом каждый третий считает существующую политическую кухню если не единственно возможной, то хотя бы естественной. Значительная часть респондентов в ходе неформализованного интервью отметила, что на месте политиков, скорее всего, поступали бы так же, таковы правила игры [5].
В условиях массового манипулирования сознанием людей само политическое участие изменило для молодежи свое значение. Классические формы социально-политической активности утратили для нее интерес. Оказавшись, как и свойственно молодежи, на шаг впереди старших возрастных групп и вступив в эпоху постмодернизма, она исповедует по-стматериалистические гуманистические ценности, среди которых доминируют эгалитар-ные и «зеленые» ориентации. Современная
российская студенческая молодежь, как и во многих странах мира, имеет вполне отчетливые ценностные представления, но при этом не выдвигает из своей среды социально -политического лидера, способного конвертировать эти убеждения в политическую программу [13; С. 94-98].
Политическая социализация студенчества в России имеет преимущественно стихийный характер, поскольку в рамках существующей политической системы институты политической социализации находятся в процессе сложной и противоречивой эволюции. В современных условиях не обнаруживается единый орган, призванный осуществлять системные связи субординации и координации по становлению гражданственности молодёжи, её политической социализации. Переходные процессы в российском обществе привели не только к изменению основных ролей институ -тов политической социализации, но и к разрушению системных связей между ними.
Современной характерной чертой молодежи является ее негативное отношение к политике. Как показывают результаты социологического исследования, в Иркутской области в 2008 г. большая часть молодёжи (48,6 % мужчин и 39,8 % женщин) считала, что политика -это деятельность людей и групп для получения доступа к власти. Поэтому и занятия политикой студенты в большинстве своем считают бесполезной тратой времени. Такую форму проведения использования свободного времени, как политическая деятельность, называют 0,4 % иркутской студенческой молодежи. Чуть более 50 % студентов интересуются политикой от случая к случаю, 25 % не интересуются вообще, и только 10,8 % - постоянно; 95 % студентов Иркутского технического университета, по данным опроса 2007 г., не принимают никакого участия в деятельности политических партий, 3 % принимают участие в работе политической организации «Единство» [8; 1; С. 95].
В значительной степени негативное отношение к политике и политической деятельности обусловлено каналами получения ин-
формации о политическом процессе. В 2005 г. в ходе опроса в Таганрогском государственном педагогическом институте выявлено, что более 50 % респондентов вообще не пользуются официальными источниками информации, предпочитая получать ее в процессе непосредственного межличностного контакта; 21 % опрошенных регулярно смотрит общественно -политические программы по ТВ. Менее 15 % слушают ее по радио. Немногим более 10 % молодых людей получают политическую информацию из газет и журналов [11].
К получаемой через СМИ информации отношение у студентов неоднозначное. В 2008 г. среди иркутской студенческой молодежи 45,8 % опрошенных склонялись к мнению, что СМИ -это «глаза и уши народа», 17,5 % определяли их как «четвёртую власть», 13,0 % выразили мнение, что это «страшное оружие в руках власти», лишь 8,3 % определили СМИ как «средства для отдыха»; 38,0 % молодых людей, принявших участие в опросе, склонялись к мнению, что влияние СМИ на сознание молодёжи достаточно сильное, 28,1 % - предположили, что оно нейтральное, 15,6 % - считали его слабым [2]. При этом следует учитывать, что в освещении политических событий над журналистами довлеет «сенсационный подход».
Другим важнейшим инструментом политической социализации студентов является их непосредственное окружение. Несмотря на противоречивые тенденции в развитии взаимоотношений преподавателей и студентов, первые оказывают значительное влияние на формирование личности своих учеников. Почти половина опрошенных студентов ТГПИ (46,3 %) прислушиваются к мнению педагогов относительно политических событий. Студенты охотно обсуждают в аудиториях социально -политические проблемы. По мнению ряда опрошенных (34,3 %), такая форма приобщения к политической жизни вызывает у них больший интерес по сравнению с аналогичными телевизионными передачами. В процессе обучения в вузе молодые люди общаются не только с
преподавателями, но и друг с другом, обмениваясь информацией, полученной из различных источников, вырабатывая собственную позицию, точку зрения по различным социально -политическим проблемам [11].
Одной из причин отрицательного или безразличного отношения студенчества к политической жизни и участию к ней является, по мнению автора, потускнение ее демократического идеала. Ведущие политологи уже давно говорят о кризисе демократии, ее основных институтов и идей и предлагают многочисленные рецепты ее «оздоровления» и даже модернизации. Российская действительность характеризуется тем, что мы не очень хорошо понимаем, на какую демократию следует ориентироваться и какую демократию мы в настоящий момент строим. По мнению А.В. Федоренко, в России по-настоящему еще не определено политическое устройство общества, что накладывает свой отпечаток на политическую социализацию [12; С. 128-133].
Студенческой молодежи в силу ее возрастных и интеллектуальных особенностей свойственно стремление к объединению с единомышленниками и активное участие в общественной жизни вуза и страны. Молодежи нужна школа политической жизни, реальное участие и реальное влияние. Студенты московских вузов (72 % опрошенных) хотели бы более активно участвовать в общественной жизни. По мнению Н. Лясникова и Ю. Ляснико-вой, молодежные движения, хотя бы и организованные сверху, лучше квот для молодежи. Ощущение служения обществу, пережитое в молодые годы, может помочь современным юношам и девушкам сохранить нравственные, духовные основы существования и возрождения России [5].
В Байкальском регионе государственные органы демонстрируют новые подходы к политической социализации студенчества. В частности, в сентябре 2006 г. в Иркутске в рамках IV Байкальского экономического форума прошла Межрегиональная НПК «Молодежь глазами молодежи». По оценке зампредседателя
Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту Л. Бойцова, проведение на форуме молодежной секции стало доброй традицией, ничего подобного в других регионах России нет. По его мнению, проведение подобных мероприятий - это ожидание властью новых идей и предложений от молодежи. В работе конференции приняли участие представители власти, комитета по молодежной политике Ир -кутской области, студенты и аспиранты, преподаватели из различных вузов Читинской, Иркутской областей, Республики Бурятия, Красноярского края.
В Иркутской области в 2007 г. при региональном Законодательном Собрании учрежден Молодежный парламент (МП) в составе 25 депутатов, из разных городов и районов области. В феврале 2009 г. его очередное заседание провел председатель Молодежного парламента А. Войткевич, в ходе которого сопредседателем МП был избран новый спикер Заксобра-ния Л. Берлина. В сессии приняли участие депутаты Законодательного Собрания, а также члены Наблюдательного совета МП - министр культуры и архивов Иркутской области В. Барышников, заместитель министра по физической культуре, спорту и молодежной политике И. Иванов. Депутаты выработали программу работы парламента в изменившихся социально -экономических условиях [10].
Комитет по делам молодежи Республики Бурятия и Центральной избирательной комиссии РБ совместно со Школой молодого политолога Бурятского государственного университета организовал волонтерское движение «Равный обучает равного». Смысл и идея данного мероприятия заключается в организации студентов для того, чтобы они проводили всевозможные тренинги, семинары, показы обучающих видеофильмов, организовывали встречи с известными политическими деятелями со студентами средних специальных учебных заведений и учениками старших классов школ Бурятии. Основной целью данного проекта является повышение политической грамотности избирательной активности моло-
дежи республики [3].
Анализ политической социализации современного российского студенчества показывает, что, несмотря на ее значение, понимание и объективную расположенность к ней политических элит, она реализуется неудовлетворительно . Главной причиной этого, по мнению автора, является неэффективность государственной молодежной политики и пренебрежение к ней со стороны региональных политических элит. Вместе с тем, несмотря на все усилия российского правящего класса построить государственную систему в соответствии со своими представлениями, ее будущее определит современное студенчество. Свидетельством этого являются голосования в сети Руне -та, результаты которых принципиально расходятся с предпочтениями современных голосующих на избирательных участках. Студенчество - это основной инструмент современного российского государственного строительства. Его политические предпочтения определит социализация. Сегодня она происходит стихийно и в значительной степени - вне государ -ственной политики. Ее основными внешними субъектами выступают педагогические коллективы вузов, журналисты СМИ (в т.ч. Интерне -та), однокурсники и представители политических партий.
Расчет на самостоятельную демократически и патриотически ориентированную социализацию российских студентов через их самостоятельную социально-политическую активность оказался несостоятельным. Значительная часть студентов нуждается во внешней организации своей политической социализации. Без активной роли государства позитивная патриотическая социализация российского студенчества невозможна. Государственная политика организации политической социализации студенчества должна быть направлена по пяти основным направлениям:
1) создание системы выработки и реализации государственной молодежной политики от Совета Министров до поселений;
2) концептуальное обоснование мировоз-
зренческих принципов через преподавание социально-гуманитарных дисциплин в учебном процессе;
3) непосредственную поддержку вузовских органов студенческого самоуправления как первичных общественных объединений;
1. Гузик, М.В. СМИ как фактор формирования политической культуры молодежи [Текст] / М.В. Гузик //Иркутская социологическая школа на рубеже XXI века. - Иркутск, 2008.
2. Информационное поле современной молодежи [Электронный ресурс] // и№:
Ьйр://с$1ит.атр1гк.ш/?1д=59 (дата обращения:
07.02.2009).
3. Корытова, А.С. Оптимизация процесса политической социализации учащейся молодежи [Электронный ресурс] / А.С. Корытова // и№: Ііар://шшТ$рілі/іпдех.рЬр? option=com_content&task=view&id=24&Itemid=29 (дата обращения: 07.02.2009).
4. Левада, Ю. Общественное мнение на переломе эпох: ожидания, опасения, рамки. К социологии политического перехода [Текст] / Ю. Левада // Мониторинг общественного мнения. - 2000. - № 3.
5. Лясников, Н. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Н. Ляс-ников, Ю. Лясникова //
Ц^Ыр/^ш.дитеппЬ/ЫЫЫек Buks/Sodolog/Li asnikov/_ ОиЬКиИ_2_1_4.рЬр (дата обращения:
07.02.2009).
6. Мангейм, К. Очерки социологии знания: Проблема поколений — состязательность — экономические амбиции [Текст]/К. Мангейм. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - 162 с.
7. Мид, М. Культура и преемственность.
Коротко об авторе_______________________________
Зуляр Р.Ю., преподаватель кафедры политологии и отечественной истории, Иркутский государственный университет (ИрГУ) [email protected]
Научные интересы: политическая социализация, молодежная и студенческая политическая социализация, политология
4) содействие организации молодежных СМИ и развитие соответствующих сетевых ресурсов;
5) содействие трудоустройству выпускников вузов и создание условий для достойного проживания молодых семей. Литература
Исследование конфликта между поколениями [Текст]//Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. /Пер. с англ. - М.: Наука, 1988. - 432 с.
8. Политическое поведение и гражданская позиция молодежи [Электронный ресурс] // URL: http://csium.ampirk.ru/?id=60http://csium.ampirk.ru/?id =60 (дата обращения: 07.02.2009).
9. Пробийголова, Н. Некоторые тенденции процесса политической социализации молодежи [Электронный ресурс] / Н. Пробийголова // URL: http://allaaria.ru/vid/magcontent. php3-quest-c-eq-843-and-m-eq-1 -and-n-eq-42http://allaariafu/vid/ magcontent.php3-quest-c-eq-843-and-m-eq-1-and-n-eq-42 (дата обращения: 07.02.2009).
10. Семенова, Т. Людмила Берлина: молодежный парламент должен иметь амбициозные цели [Электронный ресурс] / Т. Семенова // URL: http://irk.gov.ru/ (дата обращения: 13.02.2009).
11. Тараоенко, Л.В. Специфика политической социализации молодежи города Таганрога [Электронный ресурс] / Л.В. Тарасенко // URL: http://wwwTranspress.ru/articles/0602 /02_07.shtml (дата обращения: 07.02.2009).
12. Федоренко, А.В. Политическая социализация в современной России и проект «коммуникативной демократии» [Текст] /А.В. Федоренко // Вестник РУДН. Серия Социология. - 200S. - № 1 (8).
13. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска /Текст]/В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. - М.: Наука, 2001. - 230 с.
______________________________Briefly about author
R. Zulyar, lecture, department of Political Science and Russian History, Irkutsk State University
Research interests: political socialization, young people and students socialization, political science
бб