Научная статья на тему 'Методическая система развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе'

Методическая система развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / ФОРМЫ / СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Любовь Владимировна

В данной статье представлено теоретическое обоснование и разработка методической системы, обеспечивающей высокий уровень развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая система развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе»

УДК 152.32

Павлова Любовь Владимировна

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка Магнитогорского государственного университета, [email protected], [email protected], Магнитогорск

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Pavlova Lubov Vladimirovna

Candidate of Pedagogy, professor, Head of the English Department of the Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk

METHODICAL SYSTEM OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS’ HUMANITARIAN CULTURE IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Проблема развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе является актуальной в современных условиях модернизации высшего профессионального образования. Обращенность к личности, раскрытие её творческого потенциала, развитие способностей человека преобразовывать существующую действительность - это приоритет и непреходящая ценность современных образовательных систем. Решение данных задач связано с рассмотрением гуманитарных аспектов образования, его человеческого измерения. Гуманитарная культура обеспечивает гармонию внутреннего мира личности, единство ее жизненного опыта, знаний, норм поведения и идеалов, является мерой становления человеческого в личности, обществе, «своеобразной социально-генетической программой деятельности человека и общества», формой проявления истинной сути человеческой истории и культуры [1, с. 302].

Различные аспекты гуманитарной культуры отражены в исследованиях Л. И. Арнольдова, Т. Г. Браже, С. И. Иконниковой, И. Ф. Исаева, М. С. Кагана, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, А. С. Запесоцкого и др.

Опираясь на работы вышеупомянутых авторов, мы определяем гуманитарную культуру личности как целостное личностное образование, проявляющееся в - образованности как совокупности усвоенных гуманитарных знаний, общечеловеческих ценностей, способов познания и категоризации окружающего мира; - гуманистических ценностных ориентациях, целостном мировоззрении, разнообразии духовных и эстетических потребностей, социально-ответственном поведении; - способности к адекватному общению на межличностном, межкультурном уровнях; - готовности к активной творческой деятельности по усвое-

нию и созданию социокультурного опыта, обеспечивающее социальную и культурную интеграцию личности в постоянно изменяющемся поли-культурном мире.

Предметное изучение различных аспектов гуманитарной культуры показывает,что проблема построения системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе и определение педагогических путей её реализации недостаточно разработана. Решение данной проблемы требует построения целостной методической системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе, обеспечивающей высокий уровень гуманитарной культуры выпускника вуза.

Уточним, что мы имеем в виду под методической системой. В педагогических исследованиях под методической системой или целостной методикой понимают единство целей, содержания, технологий, методов и средств конкретного способа или типа обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития личности. В методической системе технологии, методы, приёмы и средства выступают способами (методическими механизмами) реализации цели и содержания на конкретных этапах педагогического процесса [8, с. 92].

Таким образом, мы рассматриваем методическую систему как специфическую деятельность по разработке технологий, методов, приёмов средств и форм развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования, направленную на формирование у студентов:

- совокупности гуманитарных, общекультурных знаний о языке, обществе, концептуальной картине мира, целостного мировоззрения;

- умений адекватного межкультурного взаимодействия, социально ответственного поведения, выбора социально ценных установок, критического анализа собственной деятельности;

- качеств социально интегрированного субъекта толерантного к другим людям, культурным моделям, готового к постоянному самообразованию.

Разрабатываемая система направлена на реализацию следующих основных функций: методическое обеспечение процесса развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе; разработка методики развития гуманитарной культуры студентов в вузе; коррекция методики развития гуманитарной культуры стеден-тов в вузе; оценка полученного результата методической системы.

Функция разработки методики развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе на уровне организации, диагностики, проектирования нанравлена на разработку таких методов, приёмов, средств, форм организации иноязычного образования, которые обеспечили бы формирование социально интегрированного субъекта с высоким уровнем развития гуманитарной культуры.

Функция реализации методической системы развития гуманитарной культуры студентов в вузе связана с апробацией учебно-методического комплекса, который включает учебные программы, технологии, приемы, средства и формы реализации.

Функция оценки и коррекции методической системы направлена на изменение средств, содержания, форм, технологий, приёмов развития гуманитарной культуры студентов в процессе апробации комплекса методического обеспечения при отсутствии положительной динамики. Данная функция обеспечивает обратную связь с практикой и придает целостность и законченность рассматриваемой системы.

Рассмотрим компонентный состав методической системы.

Мы полагаем необходимым включить в разрабатываемую нами методическую систему такие элементы как социальный заказ, цель, содержание, технологии, методы, приемы, средства, формы и результат. В этом случае наша методическая система подразумевает единство целей, содержания, технологий, методов приёмов, средств и форм конкретного типа обучения, воспитания и развития личности. При этом технологии, методы, приемы, средства и формы выступают способами (методическими механизмами) реализации цели и содержания образования и достижения результата - развития гуманитарной культуры студентов вуза.

Структура методической системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе представлена на рис. 1.

Рассмотрим компоненты и связи предложенной системы. Социальный заказ на подготовку специалиста с высоким уровнем гуманитарной культуры, обеспечивающей успешную социализацию личности в постоянно меняющемся поликультурном социуме, обусловливает цель, которая выражается в методическом обеспечении процесса развития гуманитарной культуры студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе. Под методическим обеспечением мы понимаем специфическую деятельность по разработке содержания, технологий, методов, приемов, средств и форм, реализация которых позволит развить высокий уровень гуманитарной культуры специалиста в процессе его профессиональной подготовки в вузе.

Реализация методической системы осуществляется на основе конкретного содержания. По нашему мнению содержательный компонент является основным системообразующим компонентом. В содержательный компонент мы включаем учебные материалы (учебные программы, учебно-методические пособия и методические рекомендации), направленные на развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.

Рис, 1. Структура методической системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе

В комплекс учебных материалов вошли авторские сквозные междисциплинарные программы по английскому языку и культуре изучаемого языка, учебно-методический комплекс для практикума по культуре речевого общения (английский язык), научно-методические рекомендации к ним. Разработка содержательного компонента методической системы потребовала разработки сквозных междисциплинарных программ, направленных на последовательное систематическое коммуникативное, когнитивное, духовное, художественное развитие студентов в процессе иноязычного образования.

Мы полагаем, что для эффективного развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе необходима целенаправленная межпредметная координация содержания смежных дисциплин. Анализ учебных планов и программ показывает, что в содержании ряда предметов имеет место тематическое взаимопроникновение, обусловленное историко-хронологическим принципом изучения той или иной темы. Например, культура первобытного общества, античная культура, культура средневековья, эпоха возрождения, эпоха просвещения являются одновременно предметом рассмотрения в курсах «История и культура стран изучаемого языка», «Мировая художественная культура», «Музееведение».

Кроме того, наблюдается очевидное тематическое взаимодействие между такими дисциплинами как политология, правоведение, философия, экономика, история и культура стран изучаемых языков с одной стороны; и социология, психология, этика и введение в теорию межкультурной коммуникации, с другой стороны. Разработка сквозных междисциплинарных программ позволяет избежать дублирования и обеспечить необходимую тематическую интеграцию.

Межпредметная координация взаимодействия содержания учебных дисциплин должна осуществляться в таких направлениях как: повышение научного уровня обучения и развития студентов; расширение их общей эрудиции и культуры; формирование научного мировоззрения; усиление социокультурно-развивающей направленности всех звеньев учебно-воспитательного процесса в вузе; формирование на этой основе системы социально-значимых умений и навыков.

В этой связи нами разработана сквозная междисциплинарная программа для курса «Великобритания: язык, общество и культура», которая позволяет осуществить реальную межпредметную интеграцию в рамках преподавания таких дисциплин как «Практический курс английского языка», «Практикум по культуре речевого общения», «Культурология», «История и культура страны изучаемого языка», «Философия», «Социология», «Введение в теорию межкультурной коммуникации».

Учебно-методические пособия по таким темам как «Живопись», «Музыка», «Характер», «Клонирование», «Экология» в прагматическом аспекте обеспечивают формирование навыков и умений иноязычного общения на меж-культурном уровне, а в развивающем и воспитательном аспектах благодаря прблемному, междисциплинарному, культуроведческому характеру целе-

направленно приобщают студентов к мировому культурному наследию,к культуре взаимодействия человека, природы и общества, прививают систему общечеловеческих, интерсоциальных ценностей, формируют рефлексивную оценку, а также активную гражданскую позицию студентов при обсуждении затрагиваемых общекультурных, гуманитарных глабальных проблем.

Научно-методические рекомендации раскрывают пути, приемы и средства развития гуманитарной культуры студентов при использовании различных учебных материалов в практике изучения иностранного языка.

Овладение содержанием происходит посредством педагогических технологий, обеспечивающих развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе. С учетом цели исследования, социального заказа, выраженного в государственном стандарте, в соответствии с выделенными нами системным, деятельностным, личностно-ориенти-рованным и культурологическим подходами, мы определили следующие технологии развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования: технология интерактивного группового обучения; технология коммуникативного обучения иноязычной культуре; проблемно-культуроведческая технология; игровая технология; проектная технология; компьютерно-информационные технологии.

В рамках данных технологий возможно соединение мотивированной, целенаправленной, лингво-культурной практики с познавательной, иссле-довательско-информационной, ценностно-ориентационной, культуроведчес-кой, художественной и рефлексивной видами деятельности, что формирует социальные и культурные потребности и ценностные ориентации обучающихся, обеспечивает когнитивное, коммуникативное, духовное, рефлексивное и художественное развитие студентов, а также их позитивную социализацию и культурную интеграцию в современном, постоянно меняющемся поликультурном мире.

Методы представлены тремя категориями: 1 - методы стимулирования и мотивации развития гуманитарной культуры у студентов; 2 - методы организации деятельности по развитию гуманитарной культуры; 3 - методы овладения гуманитарной культурой. Практическая реализация методов и технологий осуществляется посредством комплекса приемов развития гуманитарной культуры студентов

В комплекс приемов развития гуманитарной культуры мы включили 4 группы приемов: игровые, рефлексивные, информационно-познавательные, творчески-развивающие.

Рассмотрим специфику приемов, включенных в комплекс. Игровые приемы, охватывающие дидактические игры, ролевые и деловые игры, обеспечивают игровое овладение социальными отношениями, общечеловеческими нравственными нормами, приобретение социального опыта и его активное воспроизведение и создают условия для формирования социально-значимых качеств обучающихся.

Процесс развития гуманитарной культуры взаимосвязан с процессом культурного самоопределения личности, как осознания личностью своего места в спектре культур и целенаправленной деятельности на причисление личностью себя к той или иной культурной группе [7, с. 41]. Рефлексивные приемы по развитию гуманитарной культуры направлены на осознание студентами себя культурно-историческими субъектами, способными находить социальные и социокультурные сходства между представителями различных культурных и социальных групп стран соизучаемых языков, выделять общие интерсоциальные ценности как основу для создания общего значения происходящего, а также эти приемы направлены на осознание студентами своей позиции и ответственности за все происходящее в стране и мире.

Информационно-познавательные приемы ориентированы на развитие умений поиска, анализа и интерпретации культурно-значимой информации, развитие способности гибкого использования различных видов информации, развитие критического мышления, развитие умений аргументации и развитие когнитивных стратегий, стимулирующих познавательную, мыслительную деятельность личности.

Творчески-развивающие приемы, представленные такими приёмами как дискуссия, проблемные задачи, проекты, создают дидактические возможности для социокультурного развития студентов и интегрирования гуманитарных знаний (философских, социологических, культурологических) в практике иноязычного общения на широкой междисциплинарной основе, развивают умения понимать точку зрения другого, проявлять терпимость к иным взглядам, осмысливать свои ценности, вырабатывать общечеловеческие интерсоциальные ценности, а также способствуют формированию личностного отношения к глобальным проблемам окружающей жизни, осознанию общечеловеческих нравственных норм, тем самым развивая социаль-но-значимые качества студентов.

Основными средствами методической системы являются лингвокультурологические спецкурсы, а также текстовые, аудио и визуальные материалы общегуманитарного и культуроведческого характера. Охарактеризуем выделенные нами средства.

Для развития гуманитарной культуры студентов используются лингвокультурологические спецкурсы, которые обогащают студентов фоновыми знаниями о языке и культуре во всем богатстве их проявлений.

Спецкурс «Лингвокультурологическая интерпретация художественного текста» направлен на формирование умений проникнуть в художественную ткань текста, осмыслить эстетическую ценность прочитанного. Знакомясь с основными теоретическими направлениями лингвостилистики текста, изучая произведения британских и американских авторов, студенты учатся видеть многоаспектность возможного толкования текста, специфику драматического произведения, учатся анализировать контекст и подтекст, выявлять базовые ценности, представляющие образ и стили жизни представителей изучаемого лингвосоциума, осознать собственные сходные или

различные ценностные ориентации, сравнивать и сопоставлять их с общечеловеческими, интерсоциальными ценностями.

Лингвокультурологические спецкурсы: «Язык и социокультурный контекст», «Язык и межкультурная коммуникация» знакомят студентов с особенностями речеупотребления в различных социокультурных контекстах, помогают осознать дополнительные смысловые нагрузки, политические, культурные, исторические коннотации слов, словосочетаний и высказываний. Таким образом, студенты получают представления о богатстве, многообразии культур мира, обретают культурную восприимчивость и толерантность, глубже осознают свою социокультурную идентичность.

Текстовые, аудио и визуальные материалы общегуманитарного и куль-туроведческого характера содержат имплицитную и эксплицитную информацию о культуре как в историческом аспекте, так и об образе и стилях жизни соизучаемых культурных сообществ, а также представляют факты и явления иноязычной культуры в интерпретации как носителей, так и нено-сителей языка. Весьма важным фактором отбора является социализирующий фон текстовых, аудио и визуальных материалов, который выражается в прогнозировании важности материалов для выбора студентами своей жизненной философии, для общения с инокультурными собеседниками, а также в оценке степени ориентированности материалов на формирование у студентов толерантности, культурной восприимчивости, обучение этике общения, преодоления конфликтов, формирование умений выступать в роли медиатора культур [5].

Итак, использование таких средств как сквозные междисциплинарные программы, лингвокультурологические спецкурсы, текстовые, аудио и визуальные материалы общегуманитарного и культуроведческого характера позволяют соединить задачи соизучения общественной и культурной жизни стран и народов изучаемого языка с задачами развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.

Основными формами методической системы развития гуманитарной культуры студентов выступают интерактивные, групповые формы и самостоятельная работа студентов. Данные формы, на наш взгляд, логически укладываются в канву современных стратегий личностно-ориентирован-ного, гуманистически- развивающего обучения.

В. Я. Ляудис полагает, что существенным компонентом реорганизации является «решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта», богатого радостью повседневного сотрудничества и сотворчества» [2, с. 16].

При коллективном сотрудничестве меняется функция преподавателя, изменяется его позиция по отношению к студенту. Преподаватель стано-

вится партнером (субъект-субъектная основа взаимодействия), стимулирующим творческое взаимодействие членов коллектива, способствующим установлению доброжелательных взаимоотношений в группе.

Экспериментальные исследования выявили положительные изменения личностных качеств обучаемых в условиях групповой учебной деятельности, которая порождает взаимоотношения ответственной зависимости [3; 4].

Преимущества активной коллективной учебно-познавательной деятельности по сравнению с индивидуально-фронтальными формами обучения выступают в педагогическом и психологическом аспектах учебно-воспитательного процесса. В педагогическом аспекте выявляется четкая зависимость повышения уровня познавательной активности обучающихся от группового взаимодействия. Пытаясь осознать себя, студент сравнивает себя с другими, таким образом познавая свои достоинства и недостатки. Таким образом, совместная коллективная учебно-познавательная деятельность создает оптимальные условия для активизации возможностей каждого студента и развивает способность правильно воспринимать других, адекватно оценивать себя, свои поступки, результаты своей деятельности.

Самостоятельная учебная деятельность студента представляет собой учебно-познавательную деятельность, регулируемую и управляемую студентом как субъектом данной деятельности и направленной на освоение гуманитарных знаний и умений и культурно- исторического опыта. Самостоятельная работа выступает формой, в которой организуется и осуществляется учебно-познавательная деятельность без непосредственного руководства со стороны преподавателя. Примером самостоятельной учебной деятельности являются проектные задания, в основе которых лежит продуктивный характер учебной деятельности. Умение самостоятельно изучать язык и культуру, овладевать гуманитарными знаниями и умениями, таким образом, является основой самообразования личности как «образования через всю жизнь» и выражается в социальной адаптивности и академической мобильности студентов.

Опираясь на классификации уровней, предложенные В. А. Сластениным,

Н. М. Яковлевой [6; 9] мы выделили следующие уровни развития методической системы: организационный, диагностический, проектировочный. Все три уровни взаимосвязаны и каждый предыдущий обусловливает последующий. Выделение уровней предполагает, что методическое обеспечение предусматривает такие средства и технологии, реализация которых в дальнейшем обеспечивает развитие гуманитарной культуры студентов на уровне организации, диагностики и проектирования в процессе иноязычного образования в вузе.

Итак, давая оценку разработанной нами методической системе развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования необходимо отметить, что главным её достоинством является универсальность, которая обеспечивает её независимость от конкретной реализации в высшем профессиональном учебном заведении. Эта универсальность обес-

печивается целостностью системы, так как все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат, а также открытостью и динамичным характером методической системы, поскольку содержание компонентов варьируется в зависимости от социального заказа и имеет потенциальные возможности совершенствования в процессуальном плане, а также возможности обеспечения обратной связи и коррекции полученного результата.

Библиографический список

1. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика [Текст] / А. С. Запесоцкий. - М., 2002. - 456 с.

2. Инновационное обучение: Стратегия и практика [Текст] - Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 3-10 октября 1993 г. / Под ред. В. Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1994.-203 с.-С. 16.

3. Нелисова, И. Е. Личность в условиях групповой учебной деятельности [Текст] / И. Е. Нелисова. - М., 1982. - 176 с.

4. Немов, Р. С. Социально-психологическое обеспечение и возможности метода интенсивного обучения языку [Текст] / -Активизация учебной деятельности. - М., 1982. - 176 с.

5. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В. В. Сафонова. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996.-237 с.

6. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: МГПИ, 1980. - 183 с.

7. Сысоев, П. В. Концепция языкового пол и культурно го образования (на материале культуроведения США) [Текст]: Монография. / Г1. В. Сысоев. - М.: Еврошкола, 2003. - 406 с.

8. Хрестоматия по педагогике [Текст]: учеб. пособие для учащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 ч. / сост. О. П. Морозова. -Барнаул: БГПУ, 1999. - Ч. 2. - С. 91-96.

9. Яковлева, Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1991. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.