Научная статья на тему 'Формирование нравственных качеств студентов в гуманитарной среде технического вуза в контексте изучения учебной дисциплины «Иностранный язык»'

Формирование нравственных качеств студентов в гуманитарной среде технического вуза в контексте изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / HUMANITARIAN MEDIUM / HUMANITARIAN DISCIPLINE IN TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION / MORAL UPBRINGING / TEACHING AND UPBRINGING METHODS AND MODES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Екатерина Владимировна

В статье представлена структура нравственного воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях гуманитарной среды, с использованием специально разработанных методов и приемов обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of students’ moral qualities in the humanitarian medium of a technical higher education institution in the context of studying the discipline “Foreign Language”

The article presents the structure of students’ moral upbringing in a technical higher education institution during humanitarian disciplines studying in the conditions of the humanitarian medium, with the specially designed teaching and upbringing methods and modes usage.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных качеств студентов в гуманитарной среде технического вуза в контексте изучения учебной дисциплины «Иностранный язык»»

ного образования: отраслевой аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2012. - № 6. - С. 105-108.

11. Титова Г.Ю. Организация самостоятельной работы студентов на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в педвузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2005. - 186 с.

12. Чеснокова Г. С. Системный подход в профилактике кризисов профессионального развития

учителя // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2012. - № 2. - С. 41-45.

13. Чичиланова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку (французскому). - Челябинск: Челябинский государственный агроинженерный университет, 2008. - 66 с.

УДК 378+811.1

Баранова Екатерина Владимировна

Волжская Государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород

katjakatusheva@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ГУМАНИТАРНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

В статье представлена структура нравственного воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях гуманитарной среды, с использованием специально разработанных методов и приемов обучения и воспитания.

Ключевые слова: гуманитарная среда, гуманитарная дисциплина в техническом вузе, нравственное воспитание, методы и приемы обучения и воспитания.

Проблемами создания и моделированием гуманитарной среды вуза занимались . многие ученые (Г. А. Жданова, О. Л. Ко-лоницкая, Л.А. Коняева, В.Л. Кургузов, Л.В. Петрова, Р.М. Петрунева и др.). Нравственное воспитание студентов технического вуза в условиях гуманитарной среды учебной дисциплины гуманитарного цикла, недостаточно полно разработано в педагогике.

Нельзя не согласиться с Л.А. Коняевой, что одним из условий успешности нравственного воспитания студентов технического вуза является наличие гуманитарной среды, представляющей собой совокупность различных видов деятельности, которые, в свою очередь, ведут к формированию ценностных ориентаций, мировоззрения, мотивации и культуры во всех ее проявлениях [2].

В техническом вузе при создании гуманитарной среды учебной дисциплины гуманитарного цикла необходимо учитывать ряд особенностей. Несмотря на то, что для формирования профессиональных компетенций и личностных качеств гуманитарные дисциплины играют одну из важных ролей, количество отведенных на них часов очень незначительно. Следовательно, для того чтобы обучение и воспитание на занятиях по гуманитарным дисциплинам было максимально эффективным, особого внимания требует построение каждого занятия, где должны быть представлены: 1) педагогическая интерпретация содержания учебного материала, которая представит изучаемый материал с точки зрения ценностного содержания; 2) регу-

лирование взаимоотношений в учебной группе между преподавателем и студентами, их гуманизация, когда большое значение имеют профессиональные умения преподавателя и его личные качества; 3) организационная сторона учебного процесса, которая включает продуманную, целенаправленную деятельность преподавателя и познавательную деятельность студента, который получая знания, может раскрыть его ценностный смысл и определить его значимость для собственной жизни.

Учитывая вышесказанное, мы представляем структуру нравственного воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях гуманитарной среды с точки зрения поэтапного появления и фиксирования в сознании молодого человека сформированных нравственных качеств.

При изучении гуманитарных дисциплин, в первую очередь студент получает определенные знания, в том числе и касающиеся нравственных категорий, таких как нравственные ценности.

В ходе прохождения собственного социально-нравственного опыта, параллельно с усвоением нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, студент приобретает нравственные понятия - о добре и зле, о счастье и несчастье, о вере и т.д. Нравственные понятия можно рассматривать, как определенный вектор поведения, которым руководствуется молодой человек в той или иной жизненной ситуации.

Нравственные убеждения появляются, когда нравственные понятия проходят через личностное

-Гуманитарная среда -

педагог

I

гуманитарная дисциплина ♦

нравственные ценности +

нравственные понятия

нравственные убеждения +

сформированные нравственные качества

I

студент

Рис. 1. Структура нравственного воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях гуманитарной среды

осмысление и переживание, и превращаются в потребность человека действовать так, а не иначе. Именно на этом уровне человек готов сделать свой нравственный выбор, проявив свои сформированные нравственные качества.

Несомненно, при построении каждого занятия следует ориентироваться на воспитательный потенциал учебного процесса. Воспитательный потенциал - скрытые в учебном процессе возможности оказывать влияние на становление личности учащегося. Педагог, зная о скрытых возможностях, актуализирует их, вводит в реальность ученья [4].

Представленная в нашем исследовании структура нравственного воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях гуманитарной среды, была апробирована в Волжской государственной академии водного транспорта (г. Нижний Новгород) на занятиях по такой гуманитарной дисциплине, как «Иностранный язык» (английский язык).

Спецификой предмета «Иностранный язык», как и любого другого гуманитарного предмета, в техническом вузе является тот факт, что преподаватель должен таким образом подобрать материал и выстроить занятие, чтобы умело сочетались профессиональный (обучающий) и воспитательный компоненты в условиях гуманитарной среды, которая представляет собой детально разработанную систему методов и приемов для раскрытия нравственно-ценностного смысла изучаемого предмета в мире культурных и духовных взаимоотношений преподавателя и студентов, построенных на основе гуманизма.

Опираясь на исследование Л.В. Павловой [3] выделим следующие педагогические методы, способствующие нравственному воспитанию студентов технического вуза при изучении гуманитарной дисциплины «Иностранный язык»: 1) коммуника-

тивный (А.А. Алхазишвили, Е.И. Пассов, А.А. Леонтьев и др.); 2) группового взаимодействия (В.К. Дьяченко, Р.С. Немов, Г.А. Китайгородская и др.); 3) проблемно-культуроведческий (М.И. Мах-мутов, А.М. Матюшкин, П.В. Сысоев и др.); 4) игровой (М.Ф. Стронин, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков и др.); 5) проектный (И.А. Зимняя, В.В. Нико-лина, Е.С. Полат и др.).

При коммуникативном методе и методе группового взаимодействия, происходит обсуждение той или иной проблемы, и складываются определенные точки зрения. В общении студенты имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, получить оценку своих поступков.

Проблемно-культуроведческий метод позволяет перенести акцент на ценностно-ориентационное, интерсоциальное содержание процесса нравственного воспитания студентов средствами гуманитарной дисциплины, в нашем случае, средствами иностранного языка. Этот метод представляет собой двусторонний процесс, который включает деятельность преподавателя по проблемному изложению и представлению учебного материала, реализующуюся в определении ценностно-формирующего, социализирующего потенциала учебного материала, подготовке комплекса проблемных, культуровед-ческих заданий, направленных на активизацию мыслительной и речемыслительной деятельности студентов в ходе овладения социокультурными, интерсоциальными знаниями и социокультурными умениями.

Следующим эффективным методом является игровой метод обучения и его практическое применение, в нашем случае, в форме сюжетно-ро-

левой игры, направленной на формирование нравственных качеств студентов, где содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственных качеств будущего специалиста. Студенты усваивают моральные нормы поведения через специально созданные проблемные ситуации. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия, при котором «происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которое направлено взаимодействие» [1].

На занятиях по иностранному языку у студентов Волжской государственной академии водного транспорта метод сюжетно-ролевой игры применяется достаточно часто, в основном на заключительном этапе работы над лексико-грамматической темой.

Ролевые игры были посвящены различным темам: на уровне разговорного английского языка -«East or West, Номе is best» («В гостях хорошо, а дома лучше»), где студенты рассказывали об отношении к своей Родине, к своему дому, семье от лица городского жителя, жителя деревни, иммигранта, беженца и др.; на уровне профессионального английского языка по специальности «Защита окружающей среды» - «An investigation» («Расследование»), когда студенты пытались найти виновного в загрязнении озера в одном из промышленных городов от лица коренных жителей города, представителей власти, директора завода, представителя Green Peace и др. Каждое занятие, проведенное в форме ролевой игры, вызывает у студентов неподдельный интерес и искренние переживания по поводу затронутых вопросов.

Процесс нравственного самовоспитания студентов неразрывно связан с развитием умений самостоятельного поиска гуманитарного знания, умений извлечения ценностных смыслов из содержания гуманитарных дисциплин и их осознания и преобразования в собственные жизненные ориентации. Примером самостоятельной учебной деятельности являются проектные задания.

Студенты Волжской государственной академии водного транспорта в соответствии со своим уровнем изучения иностранного языка выполняют различные проектные задания.

Так, например, студенты I курса факультета «Кораблестроение. Гидросооружения и Защита окружающей среды» участвовали в конференции под названием «My world» («Мой мир»), где были представлены разнообразные материалы (форму представления студенты выбирали сами). Свой мир студенты отобразили в рисунках с текстовым пояснением, в написанных эссе («I am in a big world» / «Я в большом мире», «The world is my friend» / «Мир - это мой друг» и др.), были показаны видео-ролики, рассказывающие о семьях студентов, их истории и традициях.

Студенты IV курса участвовали в конференции-дискуссии «Is there difference between us?» («Есть ли разница между нами?»). Участники конференции представили свои доклады, описывающие различные сферы жизнедеятельности в англо-говорящих странах (образование, здравоохранение, культура, промышленность, экология, религия), а также высказывали свои точки зрения по поводу схожести или различий с Россией, которые являлись предметом дальнейших дискуссий.

На занятиях по иностранному языку мы уделяем особое внимание разработке приемов, способствующих нравственному воспитанию студентов, которые могут быть применены при изучении гуманитарных дисциплин в техническом вузе.

Ценностно-определяющий прием - расстановку объектов и явлений по различным критериям, где главную роль играет ценностная ориентация студента.

Например, на занятии по английскому языку, при тренировке лексической и грамматической сторон речи совместно со студентами было проведено исследование динамики изменений в ценностной ориентации. Студентам экологического факультета I и IV курса был предложен список человеческих качеств, которые они должны были расставить

Оцениваемые качества (ценности) Выбор учащихся Ранг оценки

I курс IV курс I курс IV курс

внимание к окружающим 71% 45% 4 5

профессионализм 73% 89% 3 1

беспристрастность 37% 9% 7 10

эрудиция 48% 76% 6 3

инициативность 12% 15% 10 9

доброта 84% 80% 2 2

аккуратность 17% 38% 9 7

сопереживание 65% 35% 5 8

толерантность 32% 43% 8 6

любовь к природе 86% 69% 1 4

Таблица 1

Изменение ценностных ориентаций студентов за время обучения в техническом вузе

в порядке уменьшения их важности для человека, работающего по специальности «Защита окружающей среды».

Из таблицы видно, что студенты I курса отдают предпочтение таким высоконравственным качествам, как любовь к природе - 86%, доброта - 84%, внимание к окружающим - 58%. В данном случае сказывается целенаправленная, всесторонняя воспитательная работа, проводимая с учащимися в школе, как с помощью внеклассных мероприятий, так и с помощью предметов гуманитарного цикла.

На старшем курсе студентов интересуют в основном профессиональные качества: профессионализм - 89%, эрудиция - 76%. Такие качества, как сопереживание (35%), внимание к окружающим (45%) остаются для студентов IV курса на втором плане. Это еще раз доказывает недостаточную воспитательную нагрузку процесса обучения в вузе.

В работе со студентами IV курса был использован прием эмпатии при изучении темы «Traffic» («Транспорт»). Студентам было предложено в парах составить и презентовать всей группе диалоги. Преподаватель раздал каждой паре карточки, где были определены роли и ситуации, связанные с проблемами, затронутыми в изучаемой теме «Транспорт».

Пример

Mrs. Ross and her little child live in a downtown area, which is congested with traffic. Her child is constantly ill, he is coughing because of smog, but she cannot even call an ambulance. She explains the situation to Mr. Ground, one of the authorities. They try to find the way out.

Миссис Росс живет с маленьким ребенком в центре города, загруженном транспортом. Ребенок постоянно болеет, кашляет из-за смога, но она не может даже вызвать машину скорой помощи. Миссис Росс объясняет ситуацию одному из руководителей города, мистеру Граунду. Они пытаются найти выход.

Студенты, разрешая конфликт, давая совет по устранению проблемы, проникают в мысли и чув-

ства другого собеседника, сравнивают и учитывают ценности. При этом студенты развивают не только умения эмпатического восприятия, но и коммуникативную толерантность, готовность к адекватной оценке и самооценке, умение культурной рефлексии.

Бесспорно, большую роль в духовно-нравственном воспитании играет литература. К сожалению, в преподавании иностранного языка в техническом вузе литературный компонент крайне ограничен, но преподаватели кафедры иностранного языка Волжской государственной академии водного транспорта стараются выделить время на каждом уроке для чтения и обсуждения произведений английской или американской литературы на языке оригинала (Агата Кристи, Артур Конан Дойль, Бернард Шоу, Джек Лондон, Марк Твен, О. Генри, Оскар Уайльд, Уильям Сомерсет Моэм и др.).

Таким образом, мы видим, что процесс нравственного воспитания в условиях гуманитарной среды учебного предмета «Иностранный язык» в техническом вузе существует не отдельно от обучения, а является его неотъемлемой частью и важным условием для формирования гармоничной высоконравственной личности студента. Кроме того, благодаря применяемым на занятиях методам и приемам в процессе поэтапного формирования в сознании студентов нравственных качеств повышается эффективность нравственного воспитания будущего специалиста-профессионала.

Библиографический список

1. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. - 2002. - № 3. - С. 134-139.

2. Коняева Л.А. Гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса как основа формирования ценностных ориентаций студентов: Авто-реф. ... канд. пед. наук. - Кемерово. - 2004. - 22 с.

3. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза. - М.: Издательский дом «Академия Естествознания». - 2010. - 303 с.

4. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. // Классный руководитель. - 2010. - № 1. - С. 116-128.

Лаборатория самостоятельного развития: стратегии изучения иностранного языка студентов университета

УДК 81'24:378

Овчинникова Тамара Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский государственный университет

ote@Jmail.ru

ЛАБОРАТОРИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье исследуется развитие стратегий изучения иностранного языка студентов университета в самостоятельной работе как процесс, в центре которого находится вторичная языковая личность со своими особенностями и предпочтениями. По мнению автора, компетентность в области стратегий изучения иностранного языка студентов — условие успешного владения английским языком.

Ключевые слова: стратегия, изучение иностранного языка, языковая личность.

Проблема развития стратегий изучения иностранного языка студентов университета в самостоятельной работе - одна из ключевых для осуществления личностного развития обучаемых с позиции лингводидактики.

Предметом данного исследования являются стратегические аспекты личностно-ориентирован-ного подхода к изучению иностранного языка студентами университета. Теоретической задачей исследования является разработка идей развития личностных стратегий в самостоятельной работе студентов, совершенствования их вторичной языковой личности для формирования иноязычных компетенций будущих профессионалов. Данный подход формирует способность обучающихся взглянуть как бы внутрь процесса формирования собственных стратегий изучения иностранного языка, а точнее внутрь своеобразной лаборатории развития своей вторичной языковой личности, чтобы самим оценить эффективность стратегий или пересмотреть их использование.

Несмотря на важные достижения в реализации отдельных положений личностно-ориентированно-го подхода, еще остается нерешенным ряд задач, среди них - недостаточное внимание к стратегическим предпочтениям студентов, т.к. каждый человек «уникален и неповторим, в ходе его обучения у него формируются индивидуальные познавательные стратегии, которые слабо учитываются педагогом» [7, с. 5].

Что касается прагматической стороны исследования стратегий изучения иностранного языка студентов, то данное знание может рассматриваться как актуальное, потому что в современной России востребована личность, способная находить рациональные пути решения проблем, которыми так богата действительность в условиях неустойчивого равновесия экономики. Осознанное владение иноязычными стратегиями повышает статус будущих профессионалов в научной, коммуникативной деятельности.

О важности формирования социально активной личности свидетельствует ряд документов, принятых на федеральном уровне: Национальная доктрина развития образования в России, Концепция

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Современное лингвообразование призвано обеспечивать условия, направленные на развитие иноязычных компетенций. Развитие данных компетенций студентов следует осуществлять на основе принципа развития вторичной языковой личности. На сформированность иноязычной компетентности несомненное влияние оказывает «уровень развития лингвистических способностей, вербальная активность, а также сфера психотипологических характеристик личности субъекта» [9, с. 10]. Но основная задача педагогики - не оценка обучаемых по их одаренности, а осознание субъектами процесса обучения своих способностей и склонностей, что предполагает активное эксплуатирование заложенных природой задатков к изучению иностранного языка.

«Алгоритм учебных действий, заданный учебником или преподавателем, при котором процессуальная сторона индивидуальной работы студентов остается неосознаваемой как преподавателем, так и студентами, ограничивает освоение языка, хотя все студенты, изучающие иностранный язык, в процессе обработки иноязычной информации и выполнения различных учебных задач сознательно или бессознательно используют личностные стратегии изучения иностранного языка» [4, с. 103].

Без активного использования студентами личностных стратегий трудно осуществима академическая мобильность как возможность самостоятельно формировать собственную образовательную траекторию и учебный стиль. По сути, теория развития личностных стратегий изучения иностранного языка может быть рассмотрена в качестве азов теории самостоятельного изучения иностранного языка.

Начало формирования стратегий приходится на школьные годы, их развитие продолжается в течение жизни, пока длится процесс изучения иностранного языка. Следует отметить, что такие субъективные факторы как когнитивный стиль, социальная, гендерная принадлежность, семья, мотивация, стали изучаться в теории обучения иностранному языку сравнительно недавно. Внимание к таким исследованиям обусловлено интересом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.