Научная статья на тему 'Критерии и уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе'

Критерии и уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТ / ИНФОРМАЦИОННОКОГНИТИВНЫЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / КАЧЕСТВА / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Любовь Владимировна

В статье представлено теоретическое обоснование и дано описание критериев и показателей уровней развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе»

УДК 152.32

Павлова Любовь Владимировна

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка Магнитогорского государственного университета, pavlovaluba405@mail.ru, english@ masu.ru, Магнитогорск

КРИТЕРИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Pavlova Lubov Vladimirovna

Candidate of Pedagogy, professor, Head of the English Department of the Magnitogorsk State University, pavlovaluba405@mail.ru, english@masu.ru, Magnitogorsk

CRITERIA AND LEVELS OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS’ HUMANITARIAN CULTURE IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Проблема развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе является актуальной в современных условиях модернизации высшего профессионального образования. Сегодня, одним из ведущих направлений развития образовательной ситуации становится переход к гуманистической парадигме образования, которая предполагает, что наряду с задачами освоения накопленной обществом культуры, формирования ценностного отношения к природной и социальной сферам, особое место занимает изменение творческого потенциала личности, развитие её способностей преобразовывать существующую действительность. На первый план выходит воспитание молодежи в духе мира, диалога культур, уважения прав и основных свобод человека, осознания глобальной взаимосвязи и необходимости взаимодействия, терпимости и дружбы между народами, нациями, расовыми и религиозными группами, готовности к участию в решении проблем своего общества, страны и мира в целом. Таким образом, в содержание образования должна входить не только информационная составляющая, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные ориентации, система нравственно-эстетических чувств, определяющих её поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Предметное изучение различных аспектов гуманитарной культуры показывает,что проблема оценки степени сформированности гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе и разработка валидных методик по её измерению остались на периферии научного внимания. Сегодня в педагогической науке не определена шкала и технология оценки уровней развития гуманитарной культуры. Решение данной

137

проблемы возможно в контексте определения теоретических основ диагностики и мониторинга гуманитарной культуры личности.

Опираясь на научные труды Л. И. Арнольдова, Т. Г. Браже, С. И. Иконниковой, И. Ф. Исаева, М. С. Кагана, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, А. С. Запесоцкого и др., мы определяем гуманитарную культуру личности как целостное личностное образование, проявляющееся в:

- образованности как совокупности усвоенных гуманитарных знаний, общечеловеческих ценностей, способов познания и категоризации окружающего мира;

- гуманистических ценностных ориентациях, целостном мировоззрении, разнообразии духовных и эстетических потребностей, социально-ответственном поведении;

- способности к адекватному общению на межличностном, межкуль-турном уровнях;

- готовности к активной творческой деятельности по усвоению и созданию социокультурного опыта, обеспечивающее социальную и культурную интеграцию личности в постоянно изменяющемся поликультурном мире.

Уровень развития гуманитарной культуры студентов определяется по результатам двух взаимосвязанных процессов - диагностики и мониторинга.

«Диагностика - это установление, изучение и оценка полезных свойств, характеристик и признаков качества, определяющих состояние рассматриваемого объекта или явления, для выяснения причин этого состояния» [9, с. 27].

Под педагогическим мониторингом мы понимаем форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании и динамике системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе, обеспечивающую непрерывное слежение за её состоянием, оценку эффективности достижения постоянной цели и прогнозирование её развития.

Для проведения диагностики и педагогического мониторинга необходимо определить критерии и показатели. В связи с многообразием научных подходов к определению понятия «гуманитарная культура» вопрос о критериях сформированности гуманитарной культуры является наиболее сложным и дискуссионным в теории и практике.

По мнению Т. А. Ильиной критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты. Критерий должен иметь как содержательную характеристику (т. е. соотноситься с определенной целью и образовательной задачей), так и отражать уровень достигнутых результатов. Критерий всегда связан с выделением определенных показателей. Являясь средством диагностики, он прежде всего нужен для того, чтобы дать определенные ориентиры, помогающие в разработке дальнейших действий [2, с. 381].

В. М. Полонский и М. Н Скаткин разработали следующие требования к выделению и обоснованию критериев:

1. Критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является. Следовательно, в критерии должны четко отражаться природа измеряемого явления и динамика изменения, выражаемого критерием свойства;

2. Критерий должен выражаться дефиницией. То есть одни и те же фактические значения разных явлений должны при применении к ним критерия давать одинаковые качественные значения;

3. Критерий должен быть простым, т. е. допускать простейшие способы измерения с использованием недорогих и несложных методик, опросников, тестов [5; 6].

В нашем исследовании гуманитарная культура студентов вуза понимается как целостное личностное образование, включающее знания, умения и качества, отражающие совокупность компонентов гуманитарной культуры студентов (информационно-когнитивного, коммуникативного, аксиологического, художественного, рефлексивно-деятельностного). Следовательно, критериями гуманитарной культуры могут выступать составляющие её знания, умения, качества, представленные в информационно-когнитивном, коммуникативном, аксиологическом, художественном, рефлексивно-деятельностном аспектах, то есть комплекс соответствующих компетентностей.

Считаем необходимым раскрыть каждый критерий через признаки, характеризующие его.

Как отмечает Е. Н. Соловова, коммуникативная культура является стержневым компонентом, и её необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с общенаучными, академическими и информационными умениями, готовностью к решению проблем одновременно на родном и иностранном языках в единой логике. Без коммуникативной компетенции невозможно осуществлять рефлексию, а значит и эффективное проектирование и планирование собственной деятельности, о чем явно свидетельствуют исследования в области рефлективной теории и практики, труды по мыследеятельности [8, с. 39].

Показателями сформированное™ коммуникативного компонента гуманитарной культуры являются:

- знания аспектов языка и правил построения текстов, правил коммуникативного взаимодействия; знания о национальном менталитете, национальном достоянии;

- умения вприменять лексический и грамматический материал при построении высказывания на родном и иностранном языках в соответствии с коммуникативной задачей; умения найти, обработать и применить социокультурную информацию;

- способность использовать родной и иностранный языки как средство межличностного и межкультурного общения; способность понимать и принимать различия и общность в разных моделях действительности, в специфике поведения (вербального и невербального) в контексте всеобщей культуры.

Информационно-когнитивный компонент предполагает количественное накопление, каталогизацию, систематизацию различной информации, знаний. При этом знания рассматриваются как некий информационный результат познавательного процесса, его итог, откладывающийся в гуманитарной культуре студента.

Информационно-когнитивная компетентность предполагает наличие следующих признаков:

- общекультурные знания: гуманитарные, естественно-научные, экономические, политические, правовые и т. д.;

- знания о языковой и концептуальной глобальной картине мира;

- умения выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций;

- умения обрабатывать информацию (составление плана, конспектирование, аннотирование, реферирование, подготовка образов, составление библиографического описания, оформление цитат и ссылок и т. п.);

- способность управлять собственными интеллектуальными процессами;

- способность регулировать своё собственное информационное поведение в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм.

Аксиологический компонент является стержневым в структуре гуманитарной культуры, поскольку в его основе, по мнению В. А. Сластенина, -концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждую отдельную личность [7].

Значимость духовной составляющей образования, понимание его как процесса передачи ценностного отношения, ценностного поведения человека подчеркивал ещё Платон. Главной задачей образования в аксиологическом аспекте является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.

Таким образом, аксиологическая компетентность может быть представлена следующими показателями:

- знания о системе общечеловеческих иитерсоциальных ценностей и универсальных гуманистических идей; знание правовых этических, нравственных норм, регулирующих поведение человека в современном социуме;

- умения управлять своим поведением на основе морально-нравственных норм, принятых в обществе; умения вырабатывать социально ценные установки и ориентации в различных видах деятельности;

- способность принимать и разделять общечеловеческие ценности, действовать в соответствии с этими ценностями; способность к эмпатии, толерантному отношению к другим людям, к различным культурным моделям, нормам жизни и т. д.

Художественная культура представляет собой обобщённую и целостную характеристику определенных знаний, умений, оценочных представлений и образа поведения студентов в мире искусства, а также меру их участия

в распространении и приумножении ценностей культуры путем проявления себя в различных видах художественной деятельности.

Вслед за А. Г. Недосекиной [4] мы полагаем, что художественный компонент гуманитарной культуры отражает степень развитости образного мышления личности, эмоциональной отзывчивости, продуктивного воображения, умений восприятия произведений культуры.

Таким образом, художественная компетентность может быть представлена следующими признаками:

- знания основных жанров искусства; знания специфики художественной литературы;

- умения оценивать произведения искусства; умения создавать художественные образы, подбирать образные средства выражения;

- способность к душевному переживанию, восприятию гармонии и красоты;

- способность устанавливать сходства или различия, находить ассоциации, вызываемые художественным явлением.

Ещё одним важным критерием, на основании которого происходит оценка гуманитарной культуры студента вуза является сформированность рефлексивно-деятельностного компонента, который проявляется через наличие рефлексивной позиции к общекультурным знаниям, к собственной учебнопознавательной деятельности, к себе как субъекту деятельности. Исследуя педагогическую рефлексию А. Поллард и С. Тан [10] отмечают, что рефлексия не только способна обеспечить лучшее понимание задач и последствий собственных действий в процессе преподавания, но и создать необходимое мотивационное поле и реальную возможность для пополнения набора новых знаний и обучающих технологий.

С данным утверждением солидаризуется мнение Г. П. Звенигородской, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова о том, что... «интенсификация мыслительного процесса именно через вопросы и оценки способствует осознанию предметных оснований совершаемой деятельности, а также средств и способов достижения успешного развития» [1].

Рефлексивно-деятельностный компонент гуманитарной культуры характеризуется единством знания, отношения и действия. Культура представляет собой результат активной деятельности человека, который, познавая мир, познает самого себя. Уровень культуры личности определяется не только тем, что она есть в данный момент, но и тем к чему она стремится. Сохранение и развитие культуры обеспечивается за счет сознательного и ответственного выбора способов мышления и действия, ведущих к образованию самого себя. Самообразование есть наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процессом рефлексии, формированием умений и навыков самостоятельно приобретать знания и применять их в практической деятельности. Этот путь самостоятельного приобретения знаний и приобщение к культуре особенно значим в условиях информационного общества, поскольку знания устаревают настолько быстро, что человек

должен развить способность к самостоятельному постоянному добыванию знаний и приобщению к культуре.

Когда студент способен сознательно и самостоятельно выбирать цели и средства своей деятельности, управлять своей деятельностью, он одновременно совершенствует и развивает свои способности к её осуществлению, совершенствуя себя, в результате чего и происходит самообразование.

Таким образом, рефлексивно-деятельностная компетентность может быть охарактеризована следующими показателями:

- знания об основах и принципах рефлексии; знания о механизмах рефлексивного мышления;

- умения интерпретировать знания (фиксировать и анализировать свои собственные пробелы в знаниях, умениях, личностных качествах); умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- способность отбирать методы самообразовательной деятельности, соответствующие её целям и мотивам; способность к постоянному самообразованию, культурному, профессиональному и личностному развитию.

Механизмом перевода данных качественных показателей в количественные в нашем исследовании явились уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе. Согласно теории уровневого подхода, совершенствование системного целого представляет собой последовательность ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Таким образом, динамическая структура целого представляет собой закономерный порядок следования её состояний. В педагогической литературе известны следующие пути перехода с уровня на уровень: усложнение развития элементов, приводящее к усложнению структуры; создание более совершенной системы отношений между элементами, то есть создание более совершенной структуры с последующим доразвитием элементов до уровня развития структуры; одновременное совершенствование элементов и структуры [3].

В своем исследовании мы придерживаемся трехуровневой шкалы. Поскольку высокий уровень гуманитарной культуры личности обеспечивает её успешную социализацию и культурную интеграцию в современном обществе, то соответственно, мы выделяем следующие уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе:

- низкий уровень - социокультурно-неориентированный;

- средний уровень - социокультурно-адаптированный;

- высокий уровень - социокультурно-интегрированный.

Каждый уровень включает специфическую характеристику, которая определяется на основе показателей выделенных нами критериев.

Социокультурно-неориентированный уровень. На этом уровне студент демонстрирует недостаточные общекультурные знания, неглубокие знания о системе, норме и узусе языка, поверхностные знания о правовых, этических, нравственных нормах, регулирующих поведение в обществе, ограниченные знания в области искусства, бедное эмоциональное восприятие

произведений искусства, слабо ориентируется в системе общечеловеческих интерсоциальных ценностей, не имеет знаний об основах рефлексии. Студент не владеет интеллектуальными стратегиями, затрудняется в выявлении общего и культурно-специфического в моделях развития различных стран и народов, умеет частично реализовать коммуникативную задачу в общении, нетолерантен, предвзято относится к иным культурным моделям, эпизодически проявляет эмпатию к собеседнику. Выбор тех или иных ценностей студентом носит случайный характер, он не осознает свою внутреннюю позицию по отношению к интерсоциальным ценностям. Затрудняется в выборе методов самообразовательной деятельности, беспомощен при планировании, контроле и оценке своей деятельности. Не осознает необходимости в постоянном культурном, профессиональном и личностном развитии.

Социокультурно-адаптированный уровень. Данный уровень характеризуется тем, что студент обладает определенными общекультурными знаниями, знаниями различных областей искусства, имеет достаточное представление о языковой картине стран изучаемых языков, концептуальной картине мира, достаточные знания о системе языка для построения речевых высказываний, достаточно осведомлен о системе общечеловеческих интерсоциальных ценностей, о правовых, этических и нравственных нормах, регулирующих поведение человека в современном социуме. Способен установить и поддержать взаимодействие с инокультурным собеседником, не всегда проявляет эмпатию и адекватно реагирует на изменение речевого поведения партнера. В основном владеет интеллектуальными стратегиями и приемами обработки информации. Более терпим к различным культурным моделям, намечаются попытки формирования внутренней позиции по отношению к интерсоциальным ценностям. Присутствуют определенные эмоции в процессе восприятия и становится более адекватной оценка произведений искусства. Эпизодически рефлексирует и осуществляет анализ своих пробелов в знаниях, умениях, личностных качествах. Наблюдается интерес к постоянному культурному, профессиональному и личностному развитию.

Социокультурно-интегрированный уровень. Студент имеет обширные общекультурные знания, хорошо осведомлен о языковой картине стран изучаемых языков и концептуальной картине мира, обладает глубокими знаниями о системе, норме и узусе языка, фоновыми знаниями для достижения взаимопонимания и взаимодействия культур в ситуациях моно и крос-скультурного общения. Проявляет эмпатию к собеседнику. Имеет глубокие знания о системе общечеловеческих интерсоциальных ценностей, о правовых, этических, нравственных нормах, регулирующих поведение человека в современном социуме. Осознанно выбирает те или иные ценности. Устойчиво выражена внутренняя позиция по отношению к интерсоциальным ценностям. Толерантен в общении, терпим к различным культурным моделям. Высоко эрудирован в различных областях искусства, демонстрирует способность к эмоциональному переживанию и богатый ассоциативный

ряд в процессе восприятия произведений искусства. Осознанно рефлексирует и осуществляет анализ своих пробелов в знаниях, умениях, личностных качествах, самостоятельно планирует, контролирует и оценивает свою деятельность. Ярко выражен интерес к постоянному культурному, профессиональному и личностному развитию.

Все три уровня тесно связаны с друг другом и каждый последующий обусловливает предыдущий, включая и его состав. Исследование показывает, что развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе происходит постепенно, от уровня к уровню.

Таким образом, гуманитарная культура представлена нами как целостная интегративная система взаимосвязанных компонентов, которые в свою очередь находятся в постоянном развитии, судить о котором мы можем на основе уровня, а переход от низкого к более высокому уровню показателей, характеризующих каждый из критериев, свидетельствует о положительной динамике развития гуманитарной культуры студента в процессе иноязычного образования в вузе.

Библиографический список

1. Звенигородская, Г. П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе [Текст]: дис. канд. док. пед. наук/ Г. П. Звенигородская. Хабар, гос. ун-т. - Хабаровск, 1997. - 205 с.

2. Ильина, Т. А. Педагогика [Текст] /Т. А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. -486 с.

3. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогика, 1986. -143 с.

4. Недосекина, А. Г. Эстетическое и художественное освоение мира: учеб. пособие [Текст] / А. Г. Недосекина. -М.: «Прометей», 2005. - 350 с.

5. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований [Текст] / В. М. Полонский. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

6. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 234 с.

7. Сластенин, В. А. Гуманитарная культура специалиста [Текст] / В. А. Слас-тенин // Магистр. - 1991. - № 1. - С. 16-25.

8. Соловова, Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография [Текст] / Е. Н. Соловова. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.

9. Усова, А. В, Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст] / А. В. Усов - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

10. Pollard, A. Reflective teaching in the primary school / A. Pollard; S. Tann. - NY.: Cassell, 1995. - 305 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.