Научная статья на тему 'Концептуальная модель развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе'

Концептуальная модель развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ / РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ / УРОВЕНЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Любовь Владимировна, Цыганова Ольга Денисовна

В данной статье представлено теоретическое обоснование и разработка концептуальной модели, обеспечивающей высокий уровень развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования студентов в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе»

5. Закон РФ от 10.07.1992 «Об образовании» [Текст] // Вестник образования. 1992. № 11. С. 2-59.

6. Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего [Текст] / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий - М., 1997

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. М.: Изд-во Центр гуманитарной литературы, 2004.

8. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество [Текст] / Н. Н. Моисеев. -М.: Устойчивый мир, 2001

9. Постановление Правительства РФ «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» от 13.04.92; Приказ Миннауки России «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» от 30.04.92

10. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования [Текст] / Ю. В. Сенько. - М, 2000. 240 с.

УДК 152.32

Павлова Любовь Владимировна

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка Магнитогорского государственного университета, pavlovaluba405@mail.ru, english@ masu.ru, Магнитогорск

Цыганова ОльгаДенисовна

Старший преподаватель кафедры перевода и переводоведения Магнитогорского государственного университета, engphilol@masu.ru, Магнитогорск

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Pavlova Lubov Vladimirovna

Candidate ofPedagogy, professor, Head of the English Department of the Magnitogorsk State University,pavlovaluba405@mail.ru, english@masu.ru, Magnitogorsk

Tsyganova Olga Denisovna

Senior teacher of translation department, of the Magnitogorsk State University, engphilol@ masu.ru, Magnitogorsk

CONCEPTUAL MODEL OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS’HUMANITARIAN CULTURE IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Проблема развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе является актуальной в современных условиях модернизации высшего профессионального образования. Актуальность

данной проблемы определяется комплексом факторов, важнейшим из которых является опыт реформирования российского образования в контексте его гуманизации, экологизации, междисциплинарной интеграции и ориентации на общекультурное, гуманитарное развитие обучающихся. Образование всегда выступало и выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек адаптируется к условиям изменяющегося социума и приобретает необходимые базисные качества для постоянного общего и профессионального развития. Так, современное образование должно обеспечивать возможность овладения базовой гуманитарной культурой, включающей оптимальную совокупность ценностных ориентаций и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную и профессиональную устойчивость.

Поясним, что мы имеем в виду под гуманитарной культурой личности. Различные аспекты гуманитарной культуры отражены в работах Л. И. Арнольдова, Т. Г. Браже, С. И. Иконниковой, И. Ф. Исаева, М. С. Кагана, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, А. С. Запесоцкого и др.

На основе анализа работ по исследуемой проблеме мы определяем гуманитарную культуру личности как целостное личностное образование, проявляющееся в:

- образованности как совокупности усвоенных гуманитарных знаний, общечеловеческих ценностей, способов познания и категоризации окружающего мира;

- гуманистических ценностных ориентациях, целостном мировоззрении, разнообразии духовных и эстетических потребностей, социально-ответственном поведении;

- способности к адекватному общению на межличностном, межкультур-ном уровнях;

- готовности к активной творческой деятельности по усвоению и созданию социокультурного опыта, обеспечивающее социальную и культурную интеграцию личности в постоянно изменяющемся поликультурном мире.

Предметное изучение различных аспектов гуманитарной культуры показывает, что проблема построения системы развития гуманитарной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе и разработка педагогических механизмов её реализации остались на периферии научного внимания. Сегодня в педагогической науке теоретически не проанализированы концептуальные основы развития гуманитарной культуры личности в учебном процессе как целенаправленной, педагогически организованной, продуктивной деятельности, не разработана целостная модель развития гуманитарной культуры студентов в процессе изучения иностранных языков, не определена шкала и технология оценки уровней развития гуманитарной культуры.

Решение данных проблем перспективно на пути разработки целостной концепции и модели развития гуманитарной культуры студентов в процессе

иноязычного образования в вузе, обеспечивающей высокий уровень гуманитарной культуры выпускника вуза.

Прежде чем приступить к построению модели, уточним понятия «модель», «концептуальная модель» и «моделирование». Обоснование метода моделирования представлено в работах В. Г. Афанасьева, Б. А. Глинского, И. Б. Новик, Ю. А, Конаржевского, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, В. А. Штоффа и др.

Моделирование - это теоретический метод научного познания, сущность которого заключается в воспроизведении характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения, называемом моделью. Второй из объектов, называющийся моделью первого находится в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способен замещать его на определенных этапах познания и даёт при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [10, с. 107]. Использование моделирования в теоретическом исследовании -это не просто способ схематического и четкого представления целостного явления для упрощения понимания сложноорганизованных систем. Это возможность ясно представить целостную картину изучаемой сферы и сузить зону экспериментально-теоретического поиска [8, с. 70]

В. А. Штофф определяет модель как мысленно представляемую или материализованную систему, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, дает новую информацию об этом объекте. Такого рода модель дает «обобщенный абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентирует существенные структурно-фнкциональные связи объекта педагогического исследования, представленной в требуемой наглядной форме и способной давать новое знание об объекте моделирования» [11, с. 92].

В своем исследовании мы будем опираться именно на это определение, поскольку оно позволяет построить модель исследуемого объекта в виде педагогической системы, отражающей его существенные структурно-функциональные связи в органическом единстве всех его свойств.

В рамках нашего исследования мы считаем необходимым разработать концептуальную модель, которая отражает систему, направленную на реализацию разработанной целостной концепции. Речь идет о концепции развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.

При моделировании концептуальной модели нами были учтены следующие требования к моделированию (Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин,

В. Н. Михеев, В. А. Штофф и др.): модель должна представлять и описывать систему, имеющую цель и результат; модель находится в некотором соотношении сходства и различия с оригиналом; модель замещает оригинал в определенных отношениях в процессе исследования; модель должна обеспечивать возможность получения нового знания об оригинале в результате исследования.

В качестве технологии построения концептуальной модели мы используем технологию системного проектирования, в основе которой находятся принципы и методы системного анализа, выбранного нами в качестве методологической базы исследования. Руководствуясь приведенными положениями, определим и обоснуем цель, результат, субъекты, участвующие в процессе развития гуманитарной культуры.

Цель создания модели - проектирование процесса развития гуманитарной культуры студента в ходе иноязычного образования в вузе. Предлагаемая модель обусловлена социальным заказом общества, заключающемся в подготовке специалистов с высоким уровнем гуманитарной культуры, обеспечивающей успешную социальную адаптацию и интеграцию личности в постоянно меняющемся поликультурном социуме. Целью концептуальной модели является эффективное развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.

Развитие системы определяется как качественное, позитивное изменение, обеспечивающее её более высокую эффективность, либо приобретение системой каких-либо новых функций [2]. П. В. Алексеев, А. В. Панин к основным признакам развития системы относят качественный характер изменений, их направленность и необратимость [1]. В качестве результата функционирования предложенной системы мы рассматриваем определенный уровень развития гуманитарной культуры, который обеспечивает переход системы на новую, более высокую стадию развития.

Данная, определенная нами цель моделирования как компонента модели является её ближайшей целью. Отдаленная, перспективная цель системы состоит в развитии личности как самостоятельного субъекта культурно-исторического процесса, способного к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе законов и норм поведения, в соответствии с моральноценностными установками, проявляющего готовность к социальному и культурному сотрудничеству с другими людьми, культурами и обществами.

Следовательно, предлагаемая модель должна стимулировать студентов к развитию их гуманитарной культуры как своеобразной профессиональнозначимой деятельности в процессе иноязычного образования в вузе, таким образом, переводя цель из внешнего плана во внутренний. Концептуальная модель развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе представлена на рисунке.

Субъектами в разработанной модели являются преподаватели и сами студенты вуза. Они обосновывают цель, корректируют средства, методы, формы, и результаты своей совместной деятельности, ведущей к достижению высокого уровня развития гуманитарной культуры.

Структура модели развития гуманитарной культуры студентов включает четыре компонента: содержательный, технологический, организационный, результативный. Охарактеризуем каждый из компонентов.

Концептуальная модель развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.

Содержательный компонент демонстрирует предметную специфику процесса развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе. В качестве составляющих данного компонента выделены следующие блоки: лингвистический, межкультурный и интерсоциальный.

Лингвистический блок включает комплекс лингвокультурных знаний, умений, навыков как основу эффективного владения иностранным языком. В процессе иноязычного образования в вузе студент овладевает языковой и речевой компетенцией, что представляет собой адекватный уровень владения всеми аспектами языка: фонетикой, лексикой и грамматикой. Лингвистическая компетентность также включает знания о норме языка (родного и иностранного), словоупотреблении, о правилах использования лексических единиц для построения речевого высказывания в соответствии с социальным контекстом: социальным статусом собеседников, обстановкой, в которой протекает общение, ролевыми функциями участников общения и т. д.

Под межкультурным блоком содержательного компонента модели развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе мы понимаем особый вид образовательной деятельности, который выражается в приобщении студентов к культуре стран изучаемых языков, в результате которого студент познаёт национальные культуры и их отражение в образе и стиле жизни людей, приобретает способность сопоставлять и сравнивать родную и иноязычную культуры, находить в них общее и культурно-специфическое, формирует умения адекватно осуществлять иноязычную коммуникацию в ситуациях межкультурного общения, выступая в роли субъекта диалога культур. Усвоение содержания межкультурного блока способствует формированию социокультурной толерантности, т. е. способности понимать и принимать людей, принадлежащих иной культуре, иным социумам, различать их специфические особенности, обусловленные национальными факторами. Это важное качество характеризует гуманитарно-развитую личность, обусловливает её готовность осуществлять равноправный диалог культур.

Выделение интерсоциального блока в рамках содержательного компонента разрабатываемой нами модели связано с тенденцией к гуманизации и интерсоциальности современного образования. Интерсоциальное образование - это образование, основанное на интегративных, гуманистических (интерсоциальных) ценностях, содержательным ядром которых являются общечеловеческие ценности. А. Я. Найн отмечает, что сущность интерсоциального образования заключается в выработке у каждого человека нового мышления с его интерсоциальным началом, воспитанием людей в духе общечеловеческих (интерсоциальных) ценностей,подготовке каждого человека к выполнению интерсоциальных ролей [5, с. 21]. Также для нас представляет интерес точка зрения

О. В. Лешер, которая полагает, что специфическая сущность интерсоциального образования молодежи состоит в её интерсоциальной направленности, в формировании интерсоциального аспекта научного мировоззрения студенческой молодежи [4]. Мы полагаем, что иноязычное образование имеет особые возможности для реализации интерсоциального аспекта образования и воспитания личности. Это обусловливается в первую очередь характером дисциплины ’’иностранный язык” По мере усиления социологизации учебного курса по иностранному языку, которое выражается во включении в тематику иноя-

зычного общения социально острых проблем жизнедеятельности стран изучаемого языка и глобальных проблем развития человеческой цивилизации в XXI в., усиливаются социализирующие свойства иностранного языка как учебного предмета. Межпредметность иностранного языка предполагает, что содержанием речи на иностранном языке могут быть актуальные проблемы из различных областей гуманитарного знания: истории, политики, социологии, психологии, культурологии, социальной психологии, социолингвистики и т. д. Мы в полной мере разделяем мнение В. В. Сафоновой о необходимости формирования у обучающихся представления об образе мира (языковой, этнической, политической, социально-экономической картине мира, культурном многообразии мира), о социальных нормах, традициях, обычаях, о системе ценностей (нравственных, социально-политических, социально-экономических, религиозно-философских) как фундаментальных нормах, обеспечивающих целостность социальной системы [7, с. 159].

С учетом вышесказанного мы включаем в интерсоциальный блок содержательного компонента общекультурные и общегуманитарные знания о системе ценностей принятых в соизучаемых обществах, об исторической памяти стран изучаемого языка и человеческой цивилизации, о политической, экономической , научной, художественной, религиозной культуре, их отражении в философии и стиле жизни различных слоев общества страны изучаемого языка и их влиянии на мировую культуру, и сведения

о связи и соотношении системы ценностей страны изучаемого языка с универсальными ценностями мировой культуры. Усваивая содержание интерсоциального блока, студент познает духовное наследие стран и народов, историю и культуру страны изучаемого языка в контексте развития человеческой цивилизации, универсальные способы познания культуры и окружающего мира, систему общечеловеческих ценностей и формируется как международно-ориентированная личность с высоким уровнем гуманитарной культуры.

Технологический компонент представляет педагогические технологии, обеспечивающие развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе. В соответствии с целью нашего исследования, социальным заказом государства и общества, выраженном в государственном стандарте, с учетом выделенными нами системным, деятельностным, личностно-ориентированным, рефлексивным, аксиологическим и культурологическим подходами мы выделяем актуальные для нас педагогические технологии, а именно: технология коммуникативного обучения (А. А. Алхазишвили, Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев и др.); технология интерактивного группового обучения (В. К. Дьяченко,

А. С. Соколова, Г. А. Китайгородская и др.); проблемно-культуровед-ческая технология (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев и др.); социо-игровая технология (М. Ф. Стро-нин, Д. Б. Эльконин, С. А. Шмаков и др.); проектная технология (И. А. Зимняя, Е. С. Полат и др.); информационно-коммуникацион-

ные технологии (Е. С. Полат, А. В. Хуторской, Г. А. Селевко, В. А. Извозчиков,

С. В. Титова и др.);

Реализация процесса развития гуманитарной культуры происходит с использованием универсальных методов, характерных для целостного педагогического процесса. Из существующих определений метода обучения наиболее оптимальным мы считаем определение, данное Ю. К. Бабанским. «Метод обучения есть способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения» [6]. Мы разделяем мнение Ю. К. Бабанского о том, что образовательный процесс носит активный, двусторонний характер и методы обучения являются одновременно и методами воспитания и развития личности и считаем, что выбор того или иного метода зависит от конкретной учебно-воспитательной задачи, индивидуальных особенностей обучающихся, условий протекания учебного процесса.

Поскольку развитие гуманитарной культуры осуществляется в рамках целостного педагогического процесса,то используемые в нем методы должны отражать его мотивирующую, деятельностную, организующую и контролирующие функции. С учетом вышесказанного в рамках технологического компонента нами выделены методы, которые представлены тремя категориями:

1 - методы овладения гуманитарной культурой - анализ, структуризация, категоризация, рефлексия, интерпретация, обобщение;

2 - методы организации деятельности по развитию гуманитарной культуры - проблемные, исследовательские, рефлексивные, игровые, проектные, контекстные, творческие;

3 - методы стимулирования и мотивации развития гуманитарной культуры у студентов - поощрение, создание ситуации успеха, рефлексия вербального и невербального поведения, поиск сотрудничества и др.

Методы реализуются посредством комплекса приемов, в который входят следующие группы приемов: игровые, информационно-познавательные, рефлексивные, творчески развивающие.

Основными формами развития гуманитарной культуры студентов являются: а) интерактивные групповые формы учебной деятельности, б) самостоятельная деятельность студентов на основе индивидуальной личностной образовательной траектории. При этом используются следующие средства: лингвокультурологические спецкурсы, текстовые аудио и визуальные материалы общегуманитарного, культуроведческого характера.

Важным компонентом модели развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования является организационный компонент. Основу данного компонента составляют взаимосвязанные этапы развития гуманитарной культуры:

1. Мотивационно-адаптационный - предполагает активизацию социальной позиции, осознание, коррекцию, формирование ценностного отношения к учебно-познавательной и профессиональной деятельности по иностран-

ному языку, к процессу развития гуманитарной культуры. М. С. Каган отмечает, что именно то, что особенно ценно, значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень его личности [3]. На данном этапе происходит определение наличного уровня гуманитарной культуры студентов, формирования ценностного отношения к её развитию, формирование представления о будущей профессии и важности гуманитарной культуры в системе социальных и профессиональных идеалов.

2. Теоретико-практический этап означает формирование профессионально значимых лингвокультурных знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе. На данном этапе осуществляется активное включение студентов в личностно-значимую учебно-познавательную деятельность по овладению знаниями об истории, культуре, экономике, национальном менталитете, социокультурных особенностях образа жизни страны изучаемого языка. Обучающиеся учатся выявлять общее и различное в исторически сложившихся культурных моделях развития, познают специфику взаимодействия общечеловеческих, национальных и классовых интересов во внутренней и внешней политике родной страны и стран изучаемых языков, совершенствуют коммуникативные умения необходимые для осуществления адекватного, межкультурного взаимодействия. Междисциплинарные сквозные программы по иностранному языку, мировой художественной культуре, культурологии, этике, философии позволяют рассматривать страны изучаемых языков в широком общецивилизационном контексте, обогащая студентов знаниями о духовном мировом наследии, общечеловеческих ценностях, культуре взаимодействия человека и государства, человека и общества в странах изучаемого языка, общеинтеллектуальными умениями вычленять, обобщать и интерпретировать социокультурную информацию, содержащуюся в различных типах устного и письменного текста, общекультурными навыками работы с различными видами справочной, научной, художественной литературы на родном и иностранном языках. Все эти профессионально значимые знания, умения и навыки обеспечивают развитие гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе.

Апробирующе-стабилизирующий этап Целью данного этапа является формирование комплекса компетентностей гуманитарно-развитой личности на основе приобретенных знаний, умений и навыков путем их рефлексии, обратной связи и мониторинга. Механизм обратной связи в процессе развития гуманитарной культуры обеспечивает соотнесение полученной информации и результатов собственной деятельности и поведения с целями обучения, обнаружение дефицита умений и навыков, пробелов в знаниях, неадекватных установок и позволяет студенту осуществлять своевременную корректировку своей деятельности по развитию гуманитарной культуры. На основе творческой самостоятельной деятельности и рефлексии собственного опыта происходит переход из потенциального, когнитивного

(компетенция) в актуальное, личностное качество - компетентность и формируются профессионально-значимые компетентности гуманитарно развитой личности: коммуникативная, когнитивная, информационно-когнитивная, аксиологическая, рефлексивно-деятельностная, художественная.

Поскольку наша концептуальная модель репрезентирует образовательный процесс, вслед за В. А. Сластениным [9] мы выделяем следующие функции: аксиологическую, адаптирующую, передачи культурного наследия, компенсаторную, креативную, регулятивную. В зависимости от цели и содержания каждого этапа их основными функциями являются: на мотивационно-адаптационном этапе - аксиологическая (обеспечивает формирование ценностного отношения и организацию процесса с учетом базовых ценностей студента) и адаптирующая (обеспечивает адаптацию студента к условиям учебного процесса вуза) функции. На теоретико-практическом этапе главными функциями являются функция передачи культурного наследия (обусловливает приобщение студентов к культурному многообразию мира и усвоению ими общечеловеческих, интерсоциальных ценностей) и компенсаторная функция (восполнение недостающих знаний путем использования специальных стратегий). На апробирующе-стабилизирующем этапе ведущими являются креативная (позволяющая развить творческий потенциал студентов в творческой совместной деятельности) и регулятивная (отслеживание и корректировка процесса развития гуманитарной культуры).

В концептуальную модель включены педагогические условия, к которым мы относим следующие:

1. Конструирование содержания гуманитарного образования в вузе в соответствии с профессиональными потребностями студентов.

2. Социокультурное насыщение образовательного процесса по иностранному языку в вузе.

3. Создание социально-интегрирующей, образовательной среды в вузе.

Следующим компонентом модели развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе является результативный. Результативный компонент включает уровни развития гуманитарной культуры студентов, критерии и показатели, диагностику и методы математической статистики.

При определении уровней развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования мы исходили из ведущих положений теории деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.). С учетом выделенных данными учеными уровней деятельности мы выделяем три уровня развития гуманитарной культуры студентов. Поскольку высокий уровень гуманитарной культуры личности обеспечивает её успешную социализацию и культурную интеграцию в современном обществе, то соответственно, мы выделяем следующие уровни развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе: низкий уровень - социокультурно-неориентированный; средний уровень-социокультурно-адаптированный; высокий уровень - социокуль-

турно-интегрированный. Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Переход на каждый последующий уровень означает более высокую стадию развития гуманитарной культуры.

При выделении критериев и показателей развития гуманитарной культуры студентов мы опирались на работы Т. А. Ильиной, В. М. Полонского, М. Н. Скаткина, В. В. Сафоновой, Н. Д. Гальсковой, И. А. Зимней. В качестве критериев и показателей развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования выделен комплекс знаний, умений и качеств гуманитарно-развитой личности, представленные в информационно-когнитивном, коммуникативном, аксиологическом, художественном, рефлексивно-деятельностном компонентах гуманитарной культуры личности, т. е. комплекс соответствующих компетентностей.

Итак, спроектированная нами модель обладает всеми признаками системы, а именно:

- целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, выполняют определенную функцию, способствуют достижению планируемого результата, который выражается в высоком уровне развития гуманитарной культуры студента;

- наличием инвариантных компонентов (социальный заказ, государственный образовательный стандарт, цель, теоретико-методологические основы решения проблемы) и вариативных компонентов (средства, механизмы достижения цели);

- открытостью, т. к. каждый компонент взаимодействует с внешней средой: данная система, с одной стороны сама испытывает влияние среды, с другой -оказывает на неё влияние, организуя её в соответствии с целью;

- динамичностью, т. к. содержание компонентов может меняться в зависимости от социального заказа и предполагает совершенствование в процессуальном плане и в оценке качественной характеристики результата - уровней;

- линейно-возвратным характером, выражающимся в обеспечении оперативной обратной связи, корректирующей недостатки полученного результата.

Особенностью данной модели является интерсоциальная, гуманитарнокультурологическая доминанта, выраженная на содержательном, операциональном и функциональном уровнях в каждом компоненте.

Библиографический список

1. Алексеев, П. В. Философия: Учебник [Текст] / П. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: «Проект», 1998. - 568 с.

2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев - Казань : Изд-во КГУ, 1996. - 567 с.

3. Каган, М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

4. Лешер, О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи [Текст]: теория и практика: дис. д-ра пед. наук. О. В. Лешер - Челяб. гос. ун-т. - Челя-бинск,1997. - 289 с.

5. Найн, А. Я. Программа и методика исследования проблемы «Основы концепции интерсоциального образования» [Текст] / А. Я. Найн - Челябинск: ЧГИФК, 1992. - 80 с.

6. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. -608 с.

7. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] /В. В. Сафонова. - Воронеж: ИСТОКИ, 1996. - 237 с.

8. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е Изд., испр. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. -336 с.

9. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] /

В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с.

10. Философский словарь [Текст] / Под. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.

11. Штофф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штофф. - М.: Наука, 1966. - 301 с.

УДК 373.1

Боровских Татьяна Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры неорганичекой химии и методики преподаванияхимииМПГУ, Tabor911@yandex.ru, Москва

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Borovskikh Tatyana Anatolyevna

Candidate of pedagogical science, docent Moscow State Pedagogical University. Department oflnorganic Chemistry andMethods ofTeaching Chemistry, Tabor911@yandex.ru, Moscow

DESIGN OF INDIVIDUALIZED TEACHING TECHNOLOGY

Понятие технологии в последние годы стало едва ли не самым часто употребляемым педагогическим термином. Создается впечатление, что российская педагогическая наука и система образования вступили в новую технологическую эпоху. Действительно, сегодня в практике школ получили распространение различные педагогические технологии, целью которых является максимальная индивидуализация обучения. Среди них модульно-рейтин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.