Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
групповое взаимодействие / заикание / наставничество / коммуникация / личность / плавность речи / group interaction / stuttering / mentoring / communication / personality / speech fluency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беглова О. А.

В данной статье представлена практика наставничества как оптимальная форма организации группового взаимодействия в системе устранения заикания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GROUP INTERACTION IN STUTTERING RECOVERING THERAPY

The article presents the practice of mentoring as the optimal form of group interaction in stuttering therapy.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ»

ЗАИКАНИЕ КАК НАРУШЕННОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Беглова О.А. (Москва, ГБОУ № 1155), Авдеева Е.С. (МБДОУ Д/С № 45) [email protected], [email protected]

Аннотация: В данной статье представлена практика наставничества как оптимальная форма организации группового взаимодействия в системе устранения заикания.

Ключевые слова: групповое взаимодействие, заикание, наставничество, коммуникация, личность, плавность речи.

THE ROLE OF GROUP INTERACTION IN STUTTERING RECOVERING THERAPY Beglova OA. (Moscow, SBOU № 1155), AvdevaE.S.(MB OU ОУ K/g № 45) [email protected], e. [email protected]

Annotation: The article presents the practice of mentoring as the optimal form of group interaction in stuttering therapy.

Key words: group interaction, stuttering, mentoring, communication, personality, speech fluency.

Проблема заикания изучается в рамках различных современных научных направлений. Одним из них является логопсихотерапевтическое, создателем которого стала доктор психологических наук Ю.Б. Некрасова. В основе данного направления лежит индивидуально-личностный подход к коррекции заикания. Толчком для развития логопсихотера-певтического подхода послужило появление и использование К.М.Дубровским метода одномоментного снятия заикания посредством эмоционально-стрессовой терапии. В настоящее время логопсихотерапевтический подход развивает несколько научно-практических школ (Л.З.Арутюнян, Е.Ю.Рау, Н.Л.Карпова, Е.Н.Садовникова). Последователи школы кандидата педагогических наук, профессора Е.Ю.Рау (А.П.Канари, В.П.Мерзлякова, О.А.Беглова, С.В.Гусаров, Е.С.Авдеева, А.С.Чайкина, А.Ю.Прилепа, Е.Н. Люлина) ведут активную научно-практическую деятельность по изучению и коррекции заикания у пациентов всех возрастных категорий.

Мы рассматриваем заикание как нарушение речевой плавности, которое одновременно является коммуникативно-ситуационным феноменом, отличающимся от других форм речевой патологии непостоянством проявления и зависящим от коммуникативных условий. Отмечаются ослабление и исчезновение заикания при комфортном речевом общении и его усугубление в эмоционально значимых ситуациях коммуникации. Именно коммуникативная природа данного нарушения диктует необходимость организации групповой формы коррекционной работы. Однако, для достижения устойчивых результатов необходимо активное включение семейного окружения в групповой процесс реабилитации с целью создания и поддержания мотивации, обеспечения терапевтической речевой среды и последующего делегирования функций логопеда членам семьи в форме наставничества. Именно создание и поддержание группового взаимодействия в системе устранения заикания является актуальной проблемой настоящего исследования.

Цель статьи - обоснование наставничества как оптимальной формы организации группового взаимодействия в комплексной реабилитации заикающихся.

Групповое взаимодействие начинается уже на этапе знакомства всех членов группы на организационном занятии комплексной психолого-педагогической методики семейной реабилитации заикающихсяЕ.Ю. Рау, где происходит диагностика текущего состояния плавности речи и психологических особенностей участников. Данное занятие проходит в форме публичного собрания, на котором пациенты и члены их семей рассказывают о причинах и развитии заикания. Личные истории заикания каждого участника группы вызывают сочувствие и сопереживание всех присутствующих, что влияет на создание определенной коррекционной атмосферы. Формируются особые положительные саногенные состояния, связанные с удовольствием от процесса выполнения диагностических заданий, инсайта, катарсиса (психологической разрядки), уверенности в достижении цели, приводящих впоследствии к стойким новообразованиям личности через последовательное рождение их, пролонгирование и закрепление. Эти состояния зарождаются еще на этапе индивидуального консультирования семьи и на подготовительном этапе и содействуют скорейшему выздоровлению заикающихся. Подготовительный этап включает в себя выявление особенностей протекания заикания посредством методов дистанционной диагностики (дневник мамы по опорным вопросам, позволяющий собрать анамнез; анализ специально подобранных сказок; видеозаписи ответов на вопросы с помощью анкетирования).

На коротком основополагающем этапе особые саногенные состояния максимально ярко проявляются и выражаются в виде катарсиса в момент запуска логопедом плавной речи у каждого заикающегося участника группы. Члены семьи, отмечая успех своего ребенка и других детей, испытывают чувство сопереживания, видя первые речевые победы и слушая бессудорожную речь, что отражается в дневниках, которые близкие ведут на протяжении всего курса. На данном занятии формируется активная мотивационная вовлеченность не только заикающихся пациентов, но и их ближайшего семейного окружения, благодаря которой появляется возможность соблюдать единые требования по формированию плавной речи ко всем участникам группового взаимодействия. Как следствие, к режиму молчания, обязательному для всех заикающихся пациентов на основном интенсиве, присоединяется вся семья, что является оптимальным условием формирования терапевтической речевой среды вне занятий. Организация молчания стимулирует пациентов активно применять возможности невербальной коммуникации.

Тренируя бессудорожную речь только на занятиях, заикающиеся, а также члены их семьи являются активными участниками группового процесса на протяжении всего курса, выполняя совместные упражнения по формированию и закреплению навыков плавной речи. Работа проводится в разных формах: в парах, тройках, четверках, что способствует как улучшению качества речи всех участников группового процесса, так и развитию невербальной и вербальной коммуникации.Такжепосредством группового взаимодействия раскрывается личность каждого участника курса и внимание к сильным сторонам индивидуума со стороны, как самого пациента, так и членов группы, мотивирует всех на изменение своего речевого поведения.

Важным критерием организации групповой работы являются ограничения в выборе партнера для коммуникации: им не должен быть член семьи. Члены одной семьи никогда на находятся рядом друг с другом, а всегда разделены другими участниками. Таким образом, мы расширяем круг взаимодействия всех членов группы, вовлекая каждого в коррекционный процесс. Семьи становятся заинтересованы не только в излечении "своего" заикающегося, но и других пациентов группы. При этом члены семьи овладевают навыками плавной речи наравне с заикающимися, становясь компетентно подготовленными. Именно поэтому становится возможным организовать практику наставничества, которая появляется на следующем этапе -поддерживающем.

Под наставничеством мы понимаем практику поддержки и контроля членами одной семьи заикающегося другой семьи.

В достаточной мере овладев техникой плавной речи и имея представление о характере требований логопедов, наставники достаточно мотивированы на данный вид деятельности. Они понимают, что в то время как они оказывают помощь заикающемуся из другой семьи, их ребенку также помогает другой наставник.

Поддержка и контроль осуществляется в дистанционной форме в общем чате в мессенджере, в который ежевечерне отправляется заполненный чек-лист, содержание которого меняется каждую неделю поддерживающего курса. В чек-листе отмечены параметры, которые оцениваются наставниками и включают в себя правила техники плавной речи для отработки в домашних условиях и на функциональных тренировках (общение с незнакомыми людьми в различных ситуациях).

Чек-лист 1

Фамилия, имя наставника

Фамилия, имя ребенка

Упражнения Дни недели

пн Вт ср чт пт сб Итог

1 Артикуляционная гимнастика

2 Дыхательная гимнастика

3 Работа с текстами (повторение прошлого материала), чтение их под метроном с жестами на тот или иной звук

4 Упражнения с пробкой во рту

5 Аудиозапись (5 коротких вопросов на улице, в магазине)

6 Ритмические упражнения под метроном (с движениями, предметами, со словами)

Чек-лист 2

Фамилия, имя наставника

Фамилия, имя ребенка

N Упражнения Дни недели

пн Вт ср чт пт сб 1тог

1 Отработка акцента на первый слог в любых словах и предложениях

2 Замедление и ускорение темпа речи при чтении

3 Отработка придыхательных звуков (чтение, составление предложений, игра в слова -

на выбор)

4 Дыхательная гимнастика под музыку

5 Запись ежедневных 5 звонков

6 итмические упражнения под музыку

Чек-лист 3

Фамилия, имя наставника

Фамилия, имя ребенка

Упражнения Дни недели

н т р т т б Итог

Отр аботка акцента на первый слог в любых словах и предложениях при чтении пройденных притч

Замедление и ускорение темпа речи при пересказе любой части любой изученной сказки

Декламация стихов по всем звукам наизусть с изменением высоты голоса (каждый день одно стихотворение из пройденного материала) с показом рукой выше-ниже

Декламация стихов из пройденного с изменением силы голоса (громко - тихо) также с показом рукой громче - тише. Одно из стихотворений должно быть тем, которое мы давали индивидуально каждому в начале курса!

Отчет в письменной форме о 5 ЛЮБЫХ разговорах (личное общение и по телефону) с незнакомыми людьми с указанием формы общения (например, трем позвонил, с двумя побеседовал по пути из школы домой)

Каждое упражнение ежедневно записывается (на 2-3 минуты) и высылается наставнику. Наставник в чек-листе отмечает:

• Закрашивает квадратик полностью, если задание выполнено качественно;

• Закрашивает половину квадратика, если задание выполнено недостаточно хорошо (не всегда соблюдает технику; выполняет, но не в полную силу);

• Не закрашивает, если задание не выполнено или выполнено плохо.

Через месяц реализации практики наставничества с учетом еженедельной смены пары "наставник-наставляемый" наблюдается стабильный уровень поддержания мотивации к выполнению рекомендаций логопедов. Семьи продолжают работать над совершенствованием техники собственной речи с высокой степенью вовлеченности, о чем свидетельствуют заполненные чек-листы.

Таким образом, у логопедов появляется эффективный долговременный инструмент для формирования и контроля коммуникативно-речевого поведения пациентов, работающих над плавностью речи и над своей личностью. Происходит воспитание личности и изменение уклада жизни семьи. Пациенты и члены их семьи переходят на другой уровень коммуникативного взаимодействия.

Литература

1. Беглова О. А., Авдеева Е.С. Поддержка навыков плавной речи в рамках авторского микрокурса в сборнике "Логопедия: современный облик и контуры будуще-го":матер.Всерос.науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Москва, 24-25 октября 2019 г.). М.: Логомаг, 2021. С. 19-23.

2. Беглова О. А. Коррекция психофизических проявлений в структуре заикания подростков и взрослых средствами танцевально-двигательных техник: дис. ... канд.пед. наук. М.: МПГУ, 2009. 158 с.

3. Карпова Н. Л. Работа с книгой в системе семейной групповой логопсихотерапии // Библиотека и чтение в структуре современного образования: матер.межрегион. науч. конф. (29 октября 2009 г.). М.: Наука, 2009. С. 94-96.

4. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 222 с.

5. Макаускиене В. Нарушение плавной речи: теория и практика.УкаеШега, 2021. 482 с.

6. Мерзлякова В. П.,Рау Е. Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М.: В. Секачев, 2011. 136 с.

7. Рау Е. Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям: дис. ... канд. пед. наук: М.: МГПИ, 1995. 231 с.

8. Харрисон Д. Переосмысление заикания. СПб.: Скифия, 2015. 801 с.

9. Шевцова Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. М.: В. Секачев, 2009. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.