УДК 376.3 ББК 74.5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Е. Ю. Рау, А. С. Чайкина
Аннотация. В статье авторы приводят данные теоретического анализа специальной литературы об истоках развития и преемственности в логопедии идей о семейной психолого-педагогической реабилитации .заикающихся дошкольников с целью обоснования актуальности и целесообразности развития данного направления в настоящее время. Рассматриваются различные научные подходы, выделяются факторы риска появления, развития заикания, а также коммуникативных аспектов его проявления. Обобщаются теоретические предпосылки семейно-ориентированного подхода при устранении заикания у дошкольников, а также оптимальные педагогические условия для его реализации.
Данный подход обосновывается примерами из научных исследований, от классического периода начала-- середины XX века (в работах И. А. Сикорского, Г. Д. Неткачева, Э. Фрешельса, В. А. Гиляровского, представителей профессиональной династии Ф. А.и Е. Ф. Рау, Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной и других), до новейших разработок XXI века (в работах Ю. Б. Некрасовой, Н. Л. Карповой, Е. Ю. Рау, А. В. Голубиной, А. С. Чайкиной и других), в которых высказывались идеи и описывались системы семейно-ориентированной психолого-педагогической коррекции заикающихся. Однако, по мнению авторов, данное направление на современном этапе недостаточно разработано в плане отсутствия описания принципов, этапов, технологий, условий, отраженных в специальной программе семейной психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников.
На основании теоретико-аналитического исследования авторы обосновывают актуальность создания специальной программы, опираясь на междисциплинарный психолого-педагогический подход, в основе которого - создание специальныхусловий для формирования коррекционно-речевой, коммуникативной микросреды как на логопедических занятиях, так и в семье.
Учитывая представленный в статье материал теоретического анализа в рамках междисциплинарных исследований, авторы, подчеркивая актуальность и новизну данного подхода, делают основной вывод о том, что для его развития необходима интеграция логопедических и психокоррекционных технологий в системе преодоления заикания у дошкольников.
Ключевые слова: коррекция заикания у дошкольников, логопсихокоррекция, семейное окружение, структура заикания, коммуникация.
THEORETICAL BASIS OF A FAMILY-ORIENTED PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION PROGRAM FOR STUTTERING PRESCHOOLERS
E. Yu. Rau, A. S. Chaykina
Abstract. The article presents the data of a theoretical analysis of the special literature on the origins of development and continuity in speech therapy of ideas about family psychological and pedagogical rehabilitation of stuttering preschoolers in order to substantiate the relevance and feasibility of developing this area at the present time. Various scientific approaches are considered, the risk factors for the occurrence and development of stuttering, as well as the communicative aspects of its manifestation, are highlighted. The theoretical background of the family-oriented approach in the elimination of stuttering in preschool children is summarized, as well as the optimal pedagogical conditions for its implementation.
This approach is substantiated by examples from scientific studies, from the classical period of the beginning to the middle of the 20th century (in the works of I. A. Sikorsky, G. D. Netkachev, E. Freschels, V. A. Gilyarovsky, representatives of the professional dynasty of F. A. and E. F. Rau, N. A. Vlassova, R. E. Levina and others), up to the latest developments of the XXI century (in the works of Yu. B. Nekrasova, N. L. Karpova, E. Yu. Rau, A. V. Gol-ubina, A. S. Chaikina and others), in which ideas were expressed and the systems of family-oriented psychological and pedagogical correction of stutterers were described. However, according to the authors, this trend at the present stage is not sufficiently developed in terms of the absence of a description of the principles, stages, technologies, and conditions reflected in the special program of family psychological and pedagogical rehabilitation for stuttering preschoolers.
On the basis of theoretical and analytical research, the authors substantiate the relevance of creating a special program based on an interdisciplinary psychological and pedagogical approach, based on the creation of special conditions for the formation of a correctional speech, communicative microenvironment both in speech therapy sessions and in the family.
Considering the material presented in the article on the theoretical analysis in the framework of interdisciplinary research, the authors, emphasizing the relevance and novelty of this approach, make the main conclusion that its development requires the integration of speech therapy and psycho-correction technologies in the system for overcoming stuttering in preschool children.
Keywords: stuttering treatment in preschool children, logo-psycho-correction, family environment, stuttering structure, communication.
Обоснованием целесообразности развития данного направления в системе устранения заикания у дошкольников может служить анализ его научно-педагогических истоков, отражающих, с нашей точки зрения, преемственность наиболее значимых и фундаментальных идей и подходов. Таким образом, прежде всего необходимо выделить основные составляющие в структуре заикания в целом и у дошкольников в частности.
Одно из первых определений данной формы речевой патологии принадлежит И. А. Сикорскому, который трактует заикание как внезапное нарушение непрерывности речевого потока в связи с судорогой, наступившей в мышечных органах периферических отделов речевого аппарата (артикуляционном, дыхательном, голосовом) «как единого целого» [1, с 1]. Это, по мнению Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау, приводит к нарушению темпа, ритма и плавности уст-
ной речи в условиях речевого общения [2, с. 15]. Несмотря на разнообразие, а порой и противоречивость научных подходов к вопросам изучения заикания как одной из форм речевой патологии, в специальной литературе утвердилась концепция о сугубо коммуникативном характере этого нарушения. Это отражено в работах многочисленных авторов классического и современного периода, посвященных исследованиям данной проблемы.
Особый интерес представляет тот факт, что речевые судороги (в виде разных форм заикания) непостоянны и зависят от условий ситуационного общения заикающегося, а также использовании ими сложных языковых конструкций в спонтанном монологе и диалоге. В связи с этим особый интерес представляет описанная многими авторами нестабильность проявления заикания у лиц разного возраста в зависимости от разнообразия условий общения (И. К. Хмелевский, 1897; Г. Д. Неткачев, 1909; Г. Н. Каминка, 1910; А. Куссмауль, 1910; И. П. Тяпугин, 1930; Э. Фрешельс, 1931; Ф. А. Рау и Е. Ф. Рау, 1933; Х. Лагузен, 1938; Н. И. Жин-кин, 1959; М. Зееман, 1962; Ю. Б. Некрасова, 1969-1992; И. Ю. Абелева., 1976; А. Б. Хавин, 1977; Е. Ю. Рау, 1995 и др., в публикациях которых имеются указания на утяжеление пароксизмов заикания в процессе ситуационного общения и неожиданное исчезновение при отсутствии собеседника, в одиночестве (кроме случаев неврозопо-добного заикания, характеризующегося наличием резидуальных явлений органического поражения ЦНС, по данным Л. И. Беляковой, 1981-1999)). Если рассматривать заикание у детей, то, по мнению О. Беркан, К. Н. Корниловой, А. М. Леушиной, пароксизмы заикания у дошкольников могут наступать при незнакомых людях или, наоборот, в общении с семьей при эмоциональном возбуждении и внезапно прекращаться или возобновляться в ситуациях особой ответственности (при выступлении на празднике, при ответах на вопросы воспитателя в группе детского учреждения и т. д.). Очевидно, что при разговоре с игруш-
ками или комментировании действий с ними в спонтанной одиночной игре у ребенка временно «исчезает» заикание, что часто вводит в заблуждение родителей и педагогов о «мнимости» данного нарушения. Если говорить о случаях утяжеления заикания в зависимости от использования сложных по степени самостоятельности видов речи и смысловых конструкций в монологах и диалогах (рассказ, пересказ, ответы на вопросы), а также ослабление и исчезновение заикания при чтении стихотворения наизусть, при произнесении автоматизированных конструкций (счет, название дней недели, месяцев в году, строчек из песни и др.), в отраженно-сопряженных видах речи и при пении.
В этой связи интересна научная точка зрения основоположника психолого-педагогической классификации речевых нарушений Р. Е. Левиной, которая утверждала, что при использовании сложных видов речи дети часто испытывают состояние эмоционального напряжения, вызванного трудностями построения схемы содержания высказывания и переживаний при передаче его смысла [3, с. 11]. Это может повлиять на изменение речевой плавности и появление судорожных запинок в связи с недостаточной сформированностью процессов координации смысловых, произносительных и эмоционально-регуляторных механизмов в процессе общения ребенка в целом (Р. Е. Левина, Л. И. Белякова, Е. Ю. Рау, Е. С. Казбанова и др.).
По мнению других специалистов, единичные нарушения речевой плавности начинают повторяться более регулярно, переходя в устойчивое условно-рефлекторное заикание (Ю.Б. Некрасова, Е. Ю. Рау), как патологическое состояние (Л. З. Арутю-нян). При этом в речи при наличии заикания усиливаются показатели неплавности речи с нарушением ее темпа, а также словесного и синтагматического ритма с отсутствием и искажением границ текста в виде специальных пауз «хезитации», «люфт»-пауз, а также логических и психологических акцентов.
Важно подчеркнуть, что на наличие у заикающихся детей трудностей в общении неречевого характера (проявление раздражительности, импульсивности, заторможенности, негативизма) указывали Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау, Р. Е. Левина, а затем и Л. Н. Мещерская, В. В. Селиверстов, Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова и другие. Эти явления были заметны в особенностях коммуникативного поведения, отражающихся в позах, мимике, отсутствии зрительного контакта, специфических сопутствующих движениях головы, тела, рук и ног.
Целый ряд специалистов, изучавших нарушения речевой плавности заикающихся в целях профилактики и коррекции заикания (И. Ф. Павалаки, Е. Ю. Рау, Е. С. Авдеева, А. С. Чайкина), ссылаются на наличие предпосылок к появлению заикания, генетического и социально обусловленного характера.
В качестве генетической предпосылки необходимо выделить дезорганизацию мо-торно-ритмических процессов в целом, обусловленную неуравновешенностью и подвижностью нервных процессов с преобладанием системы возбуждения.
В качестве социально обусловленных факторов важнейшими являются специфические условия неблагоприятной коммуникативно-речевой атмосферы при воспитании ребенка в семье, формирующие у него повышенную речевую тревогу, излишнюю эмоциональную реактивность и постоянную готовность к демонстрации невротических реакций, импульсивное речевое поведение и недостаточный самоконтроль его реализации в условиях общения с людьми.
В этой связи представляет интерес исследование Э. Л. Носенко лиц, не страдающих заиканием, в условиях стресса. Автор приводит данные об изменении параметров темпа (его ускорении) и ритма речи (дизритмии), показателей тембра, высоты и громкости голоса, затруднении связности речи и ее реализации в целом.
При длительном наблюдении за примерами особенностей речевого общения семейного окружения заикающихся детей от-
мечалось проявление эмоционального напряжения, волнения и раздражения (А. С. Чайкина).
Эти данные послужили для обоснования идеи создания авторской программы семейной психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников, что прежде всего отразилось на преемстве идей и подходов профессиональной династии Ф. А. Рау и Е. Ф. Рау, на основании опубликованных ими в 1933 г. первых в России учебно-методических пособий для заикающихся дошкольного и ясельного возраста. Этим авторам принадлежит распространение правильных взглядов на раннее начало перевоспитания речи и на применение коллективного метода в работе с заиками-дошкольниками. По мнению Ф. А. Рау, «работа с детьми-заиками заключается не только в перевоспитании больной речи ребенка, но также и в перевоспитании его психики и поведения. Через привитие навыка говорить связно и ритмично мы оздо-равливаем заикливую речь ребенка. Через коллективное перевоспитание поведения и мышления ребенка мы оздоравливаем его психику» [4, с. 17].
Организация процесса развития слитной речи у заикающихся дошкольного и ясельного возраста проводилась в условиях соблюдения правил речевого режима как на занятиях у логопеда, так и в семье. Вместе с тем ведущая роль в перевоспитании речи придавалась образцу речи логопеда (подражанию) как для ребенка, так и для его семьи. Авторы предлагают поэтапное усвоение ребенком норм ритмичной, спокойной, неторопливой речи, начиная от сопряженно-отраженных видов (как наиболее легких, сохранных от появления речевых судорог), постепенно закрепляя эти умения в более самостоятельных видах речи (вопросно-ответной, пересказе, самостоятельном рассказе и спонтанной речи при эмоциях).
Семья при этом становится посредником правильной речи для ребенка с заиканием и не только способствует автоматизации навыка правильной речи, но и являет-
ся гарантом профилактики рецидивов заикания (из материалов специального обращения Ф. А. Рау к родителям детей, посещающих логопедические группы [4, с. 17]).
Идеи вовлечения семьи в коррекцион-ный процесс высказывались и продвигались позднее (1969-2000) автором уникального метода социореабилитации заикающихся подростков и взрослых Ю. Б. Некрасовой и последователями ее научно-практической школы (Н. Л. Карповой, Е. Ю. Рау). Авторская модель семейной психолого-педагогической реабилитации Е. Ю. Рау [5] разрабатывалась на основании теоретических положений Ю. Б. Некрасовой о влиянии феноменов обратной связи («Эхо», «Зеркало», «Кинези») на формирование патологического стереотипа речевой судо-рожности и «страдания» личности при хро-нификации заикания у взрослых [6, с. 35], а также исследованиях семей заикающихся, проводимых Н. Л. Карповой, указывающих на необходимость их вовлеченности в процесс «лечебного перевоспитания» стереотипов семейных взаимоотношений [7, с. 40]. В работах научной школы Е. Ю. Рау также имеется ряд исследований, проводимых совместно с Е. Н. Садовниковой, В. П. Мерз-ляковой, О. А. Бегловой, Е. С. Авдеевой, А. С. Чайкиной по изучению влияния семьи как источника подражания отрицательным поведенческим и коммуникативно-речевым эталонам, зачастую приводящим к появлению, развитию и хронификации заикания у детей [5, с. 259; 8, с. 111; 9, с. 41].
Учитывая все изложенное выше, в системе профилактики и коррекции заикания у детей дошкольного и ясельного возраста необходимо было создать такую модель их психолого-педагогической абилитации и реабилитации, которая бы учитывала следующие принципы, этапы, основные технологии и педагогические условия.
Среди основополагающих принципов процесса семейной психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников необходимо выделить следующие:
1. Принцип комплексной логопсихоло-гической диагностики, который предполага-
ет выявление речевых (собственно судорожных, темпо-ритмических) и неречевых (коммуникативно-поведенческих) нарушений в комбинированной структуре заикания дошкольников, а также особенности речевой коммуникации их семейного окружения.
2. Принцип предвосхищения положительных результатов семейной реабилитации реализуется с целью формирования стойкой мотивации успеха у детей и родителей с помощью специально организованных встреч с бывшими пациентами, прошедшими курс коррекционного обучения и демонстрирующими свои успехи, а также показа видеофильмов, отражающих динамику состояния речи бывших заикавшихся.
3. Принцип интегрированного использования логопедических и психокоррекци-онных технологий в системе устранения заикания у дошкольников, которая включает в себя единство педагогики, психологии, логопедии и предполагает возможность подготовки специалиста междисциплинарной квалификации семейного логопсихо-лога (логопсихотерапевта), с использованием немедицинских методов комплексной реабилитации в «связке» логопедических и арт-педагогических технологий (игр, театрализации, библио-сказкотерапии, ручной и изобразительной деятельности, коммуникативной ритмотерапии, телесно-двигательных техник, сенсорно-образной релаксации и др.).
4. Принцип создания оптимальных условий для разрушения коммуникативно-речевых стереотипов как у детей, так и у семейного окружения путем максимального вовлечения в процесс психолого-педагогической реабилитации членов семьи (родителей, ближайших родственников, братьев и сестер разного возраста).
5. Принцип организации коррекционно-речевой микросреды на занятиях логопсихо-лога на основании учета механизма формирования свободного от заикания условно-рефлекторного навыка в системе «эхо, кине-зи, зеркало» с последующим перенесением полученных навыков речевой коммуникации в систему коммуникации семьи.
6. Принцип подготовки «компетентного родителя» для поддержания полученных навыков плавной речи, что способствует надежной профилактике рецидивов заикания после прохождения психолого-педагогической реабилитации.
7. Принцип интенсивности в процессе разрушения коммуникативно-речевых стереотипов у детей и взрослых, а также наиболее длительной поддержки семьи в форме организаций специальных последующих микрокурсов и тренингов.
Таким образом, данный подход направлен на развитие интеграции логопедических и
психокоррекционных технологий в системе преодоления заикания, объединяя и развивая современные идеи школы Ю. Б. Некрасовой [10, с. 90], с одной стороны, и классические подходы представителей профессиональной династии Рау [4, с. 141; 11, с. 78] - с другой.
В связи с этим последователями школы Е. Ю. Рау (Е. Н. Садовникова, В. П. Мерзляко-ва, О. А. Беглова, Е. С. Авдеева, С. В. Гусаров, А. С. Чайкина, А. И. Прилепа, Е. Ю. Андронова, Д. В. Шапран) был разработан, апробирован ряд модернизированных технологий, а также была доказана их продуктивность [9, с. 42].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сикорский И. А. Заикание. - М.: Астрель, 2005.
2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. - М.: Академия, 2012.
3. Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология. - 1969. - № 3. - С. 9-17.
4. Рау Ф. А. Перевоспитание речи. Методы работы. - М., 1933. (Перепечатано частично: Логопедия. Заикание. Хрестоматия. - М.: Академия, 2003. - С. 12-17, 135-143).
5. Рау Е. Ю., Чайкина А. С. Роль коммуникативно-речевых компетенций родителей в развитии речевой неплавности у детей с заиканием // МИР специальной педагогики и психологии: науч.-практ. альманах. Вып. 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017. - С. 256-262.
6. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством / под ред. Н. Л. Карповой. - М.: Смысл, 2006.
7. Семейная групповая логопсихотерапия. Исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. - М.: Нестор-История, 2011.
8. Рау Е. Ю., Садовникова Е. Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заикающихся дошкольников // Психолингвистика и современная логопедия: сб. ст. - М.: МПГУ, 1997.
9. Рау Е. Ю. Преемственность традиций и новизна в развитии методов реабилитации заикающихся // Логопедия сегодня. - М.: Образование, 2012. - №. 4. - С. 38-42.
10. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С. 90.
11. Рау Е. Ф., Власова Н. А. Методы работы но перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста / под ред. Ф. А. Рау. - М.: Учпедгиз, 1933.
12. Авдеева Е. С. Обоснование использования коммуникативной ритмотерапии при устранении заикания у подростков и взрослых // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2010. - Вып. 9. - С. 66-74.
13. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребус, 1993.
14. Габриял Т. М. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заиканием // Дефектология. - 1972. - № 5. - С. 23-28.
15. Лагузен Х. Способы излечения заикания. - СПб., 1938.
16. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М.: Академия, 2003.
17. Неткачев Г. Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. - М., 1909.
18. О возможности оценки эмоциональной устойчивости человека по характеристикам
его речи / Э. Л. Носенко, П. Е. Ельчанинов, Н. В. Крылова, Е. В. Петрухин // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 46-56.
19. Павалаки И. Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи заикающихся дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.
20. Рау Е. Ю. Значение стресса и фрустрации в возникновении и развитии невротического заикания // Заикание: проблемы теории и практики: сб. ст. - М.: Национальный книжный центр, 2016.
21. Рау Е. Ю., Андронова Е. Ю. Комплексная диагностика речевых и неречевых проявлений при заикании у дошкольников // МИР специальной педагогики и психологии: науч.-практ. альманах. Вып. 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017. - С. 15-19.
22. Рау Е. Ю., Прилепа А. И. Коррекция психофизических проявлений в структуре заикания у подростков и взрослых средствами сенсорно-образной релаксации // МИР специальной педагогики и психологии: науч.-практ. альманах. Вып. 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017. - С. 201-205.
23. Рау Е. Ю, Казбанова Е. С. Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания // Логопед. - 2004. - № 6. - С. 47-50.
24. Фрешельс Э. Заикание: Ассоциативная афазия. - Л.: Госмедиздат, 1931.
REFERENCES
1. Sikorskiy I. A. Zaikanie. Moscow: Astrel, 2005.
2. Belyakova L. I., Dyakova E. A. Logopediya. Zaikanie. Moscow: Akademiya, 2012.
3. Levina R. E. K probleme zaikaniya u detey. Defektologiya. 1969, No. 3, pp. 9-17.
4. Rau F. A. Perevospitanie rechi. Metody raboty. Moscow, 1933. (Perepechatano chastich-no: Logopediya. Zaikanie. Khrestomatiya. Moscow: Akademiya, 2003. Pp. 12-17, 135143).
5. Rau E. Yu., Chaykina A. S. Rol kommunikativno-rechevykh kompetentsiy roditeley v razvitii rechevoy neplavnosti u detey s zaikaniem. In: MIR spetsialnoy pedagogiki i psik-hologii: nauch.-prakt. almanakh. Vyp. 7. Moscow: LOGOMAG, 2017. Pp. 256-262.
6. Nekrasova Yu. B. Lechenie tvorchestvom. Moscow: Smysl, 2006.
7. Karpova N. L. (ed.) Semeynaya gruppovaya logopsikhoterapiya. Issledovanie zaikaniya. Moscow: Nestor-Istoriya, 2011.
8. Rau E. Yu., Sadovnikova E. N. Sovremennyy podkhod k vosstanovleniyu kommunikatsii zaikayushchikhsya doshkolnikov. In: Psikholingvistika i sovremennaya logopediya. Coll. of works. Moscow: MPGU, 1997.
9. Rau E. Yu. Preemstvennost traditsiy i novizna v razvitii metodov reabilitatsii zaikayush-chikhsya. Logopediya segodnya. Moscow: Obrazovanie, 2012, No. 4, pp. 38-42.
10. Nekrasova Yu. B. Osnovnye printsipy korrektsii narusheniya rechevogo obshcheniya. Vo -prosy psikhologii. 1986, No. 5, pp. 90.
11. Rau E. F., Vlasova N. A. Metody raboty no perevospitaniyu rechi u detey-zaik doshkol-nogo ipreddoshkolnogo vozrasta. Moscow: Uchpedgiz, 1933.
12. Avdeeva E. S. Obosnovanie ispolzovaniya kommunikativnoy ritmoterapii pri ustranenii zaikaniya u podrostkov i vzroslykh. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy. Pyatigorsk, 2010. Iss. 9, pp. 66-74.
13. Arutyunyan (Andronova) L. Z. Kak lechit zaikanie: metodika ustoychivoy normalizatsii rechi. Moscow: Erebus, 1993.
14. Gabriyal T. M. Analiticheskoe izuchenie situatsiy, svyazannykh s zaikaniem. Defektologiya. 1972, No. 5, pp. 23-28.
15. Laguzen Kh. Sposoby izlecheniya zaikaniya. St. Petersburg, 1938.
16. Belyakova L. I., Dyakova E. A. (comp.) Logopediya: Zaikanie: Khrestomatiya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2003.
17. Netkachev G. D. Zaikanie. Novyy psikhologicheskiy sposob lecheniya. Moscow, 1909.
18. Nosenko E. L., Elchaninov P. E., Krylova N. V., Petrukhin E. V O vozmozhnosti otsenki emotsionalnoy ustoychivosti cheloveka po kharakteristikam ego rechi. Voprosy psikholo-gii. 1998, No. 3, pp. 46-56.
19. Pavalaki I. F. Tempo-ritmicheskaya organizatsiya dvizheniy i rechi zaikayushchikhsya doshkolnikov. PhD dissertation (Education). Moscow, 1996.
20. Rau E. Yu. Znachenie stressa i frustratsii v vozniknovenii i razvitii nevroticheskogo zai-kaniya. In: Zaikanie: problemy teorii i praktiki. Coll. of works. Moscow: Natsionalnyy knizhnyy tsentr, 2016.
21. Rau E. Yu., Andronova E. Yu. Kompleksnaya diagnostika rechevykh i nerechevykh proy-avleniy pri zaikanii u doshkolnikov. In: MIR spetsialnoypedagogiki i psikhologii: nauch.-prakt. almanakh. Iss. 7. Moscow: LOGOMAG, 2017. Pp. 15-19.
22. Rau E. Yu., Prilepa A. I. Korrektsiya psikhofizicheskikh proyavleniy v strukture zaikani-ya u podrostkov i vzroslykh sredstvami sensorno-obraznoy relaksatsii. In: MIR spetsialnoy pedagogiki i psikhologii: nauch.-prakt. almanakh. Iss. 7. Moscow: LOGOMAG, 2017. Pp. 201-205.
23. Rau E. Yu, Kazbanova E. S. Narushenie temporitmicheskoy organizatsii rechi doshkol-nikov i mladshikh shkolnikov kak faktor riska poyavleniya zaikaniya. Logoped. 2004, No. 6, pp. 47-50.
24. Fröschels E. Zaikanie: Assotsiativnaya afaziya. Leningrad: Gosmedizdat, 1931. (in Russian)
Рау Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, профессор Кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета
e-mail: [email protected]
Rau Elena Yu., PhD in Education, Professor, Speech-language Pathology Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Чайкина Анастасия Сергеевна, аспирант Кафедры логопедии Московского государственного педагогического университета
e-mail: [email protected]
Chaykina Anastasiya S., Post-graduate student, Speech-language Pathology Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2019 The article was received on 11.04.2019