СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 376.37
Борисова Елена Альбертовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, Биробиджан.
Е-mail: Ьог-е1епаг9и@уа^ех. ги
ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ КАК КАЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Аннотация. Цель данной статьи - раскрыть содержание логопедической работы по формированию плавной речи детей, страдающих заиканием. Заикание - это сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к дефектам и сбоям системы общения, отрицательно влияет на развитие личности ребенка: порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает появление нежелательных качеств характера - застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Поэтому проблема ранней коррекции заикания у детей младшего дошкольного возраста является крайне актуальной.
Методика и результаты работы. С клинических, физиологических, психологических и психолого-педагогических позиций дается теоретическое обоснование и описывается экспериментально-практическая апробация авторской методики развития плавного говорения и устранения заикания у дошкольников. Показан поэтапный процесс формирования правильной, свободной, бессудорожной речи: 1) введение режима ее ограничения с целью сокращения неверной вербальной продукции; 2) обучение навыку длительных фонационных и речевых выдохов; 3) развитие координации и ритмизации движений, помогающих произнесению слов и фраз; 4) становление ситуативной речи на материале сначала коротких, а затем развернутых предложений; 5) обучение связным текстовым высказываниям. Приводятся данные пост-
экспериментального диагностического обследования заикающихся дошкольников, подтверждающие эффективность разработанной автором методики.
Научная новизна предлагаемого подхода к коррекции и устранению заикания у детей младшего возраста заключается в том, что в авторской технологии сочетаются взаимодополняющие друг друга направления логопедической работы: формирование соответствующей возрастным нормам связной речи; помощь детям в освоении лексико-грамматических средств языка; развитие коммуникативных навыков.
Практическая значимость. Применение в коррекционно-педагогичес-ком процессе изложенных в статье методических рекомендаций будет способствовать формированию коммуникативной готовности детей к школьному обучению, приобретению ими опыта положительного взаимодействия с окружающими. Своевременные меры по полноценному овладению речью заикающимися детьми помогут предупредить возможные отклонения в их психическом развитии, избежать многих трудностей при их социальной адаптации.
Особо подчеркивается, что залогом успешной логопедической работы по коррекции заикания является активное взаимодействие специалистов с воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.
Ключевые слова: заикание, дошкольный возраст, плавность речевого высказывания, логопедическая работа.
Borisova Elena A.
Oandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Correctional Pedagogics, Psychology and Logopedics Department, Sholom Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan. Е-mail: [email protected]
FLUIDITY SPEECH FORMATION AS A QUALITATIVE CHARACTERISTIC OF THE ORAL STATEMENT OF PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH STUTTER
Abstract. The research objective is to disclose the subject matter of speech therapy work focused on fluidity speech formation of preschool age children, suffering stutter. Stutter is a difficult disorder of articulation organs such that the tempo-rhythmical organisation of statements is distressed that leads to defects and failures of dialogue system, negatively influences on individual development of the child; more specifically it generates the mental stratifications, specific features of emotional-volitional sphere, and causes undesirable qualities of character such as shyness, indecision, isolation, negativism. The author notes that the problem of early stutter correction among junior preschool-aged children considered as topical and immediate issue.
Methods. Concerning the clinical, physiological, psychological and psychologic-pedagogical positions, the author summarizes theoretical framework; an experimentally-practical approbation of an author's method of speech fluidity and stutter abolition of preschool children is described. Stage-by-stage process of correction, spontaneous and non-convulsive speech formation: 1. restraint mode ap-
plication in order to decrease incorrect verbal output; 2. training exercises to long phonatory and speech expiration; 3. development of coordination and movements rhythm helping to pronounce words and phrases; 4. formation of situational speech, at first consisted of short sentences, then passing to long ones; 5. training to coherent text statements. The research demonstrates data analyses of post-experimental diagnostic examination of stuttering preschool children, proving the efficiency of the author's applied method.
Scientific novelty. The research findings demonstrate a specific approach to correction and stutter abolition of preschool children. Proposed author's approach consists of complementary to each other directions of speech therapy work which are combines in the following way: coherent speech formation corresponding to age norms; the assistance in development of lexical and grammatical means of language; development of communicative skills.
Practical significance. The identified methodological recommendations while correction-pedagogical process can be used for formation of communicative children readiness to school training and gaining experience of positive interaction with people around them. Timely measures aimed at speech acquisition of stuttering preschool children can warn possible deviations in mental development and prevent many difficulties due to their social adaptation. It is especially underlined that the guarantee of successful speech therapy work on stutter correction should be aimed at active interaction of experts with teachers of preschool educational institutions and parents.
Keywords: stutter, preschool age, fluidity of the speech statement, speech therapy (logopedic) work.
Заикание - одно из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Р. Е. Левина подчеркивает, что при заикании страдает преимущественно коммуникативная функция [4]. Ограниченность речевого общения, неизбежная в этом случае, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает развитие нежелательных качеств характера - застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это может ухудшить школьную адаптацию, успеваемость, а в дальнейшем стать причиной проблем при выборе профессии. Поэтому чрезвычайно важно как можно раньше начинать логопедическую работу по коррекции и преодолению заикания у детей дошкольного возраста.
При заикании вследствие судорог в речевом аппарате происходит сбой темпо-ритмической организации речи. Это в первую очередь сказывается на плавности высказываний и внешне проявляется в прерывании говорения вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Сложность данного речевого нарушения связана с тем, что темпо-ритмическая организация устной
речи - стержень, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и полный комплекс просодических характеристик [1, с. 5]. Кроме того, тяжесть заикания может усугубляться наличием общего недоразвития речи. В этом случае в коррекции заикания детей дошкольного возраста эффективно применять разработанную нами технологию, представляющую собой сочетание взаимодополняющих друг друга направлений логопедической работы:
1) развития правильной, свободной от заикания речи;
2) формирования лексико-грамматических средств языка и связной речи;
3) обретения ребенком коммуникативных навыков [2].
Данная технология была успешно апробирована и внедрена
в практику на базе МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана.
В нашей статье мы подробно остановимся на первом направлении логопедической помощи и поэтапно рассмотрим некоторые особенности коррекционного воздействия на детей, страдающих заиканием.
1. Режим ограничения речи
Основная цель данного этапа - обучение детей простейшим формам ситуативной речи в условиях ее ограничения. Для этого с начала учебного года в группе вводится четкий распорядок дня, к соблюдению которого привлекаются и родители. Строгий режим устанавливается с тем, чтобы сократить неверную вербальную продукцию детей. На логопедических занятиях и на занятиях с воспитателем дети ориентируются на общение при помощи невербальной коммуникации. Они кивают или качают головой, давая положительные или отрицательные ответы на вопросы взрослых. В качестве основной «работает» инструкция «покажи». Например, при изучении темы «Овощи» воспитанникам предлагаются следующие задания: «Покажите, где помидор?», «Покажите, где дети собирают огурцы?», «Она оранжевая, вытянутая, крепкая, сладкая, полезная. Покажите, что это?» Дети имитируют движения, которые производятся при вскапывании грядки, высаживании семян, поливке всходов, рыхлении земли, прополке
травы, сборе урожая и т. п. При ограничении устного высказывания вся речевая работа направлена на развитие слухового внимания, понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря.
При необходимости речевого общения допускаются лишь очень простые формы речи, в которых у детей отсутствует заикание. Ребенок может сказать шепотом, ответить односложно или одним коротким словом на вопрос взрослого. Например:
Логопед: Что ты сейчас положил в корзинку?
Ребенок: Овощи.
Логопед: Сколько овощей лежит в корзинке?
Ребенок: Много.
Подобные ситуативные высказывания рекомендуются и в качестве домашних заданий:
1) Мама: Выбери из всех овощей в пакете только огурцы и положи их в раковину. (Ребенок выполняет инструкцию мамы.)
2) Мама: Что мы сейчас с тобой моем?
Ребенок: Огурцы.
Мама: Что мы сделаем из огурцов?
Ребенок: Салат.
Таким образом, с одной стороны, речевая продукция детей купируется, а с другой - дети вовлекаются в условия элементарного, но контролируемого диалога, в рамках которого происходит овладение простейшими формами ситуативной речи.
2. Формирование длительного фонационного и речевого выдоха
Этот этап работы предполагает обучение навыкам рационально распределять выдыхаемый воздух при произнесении отдельных гласных звуков или их сочетаний. Приемами, помогающими детям в длительном и плавном произнесении, являются дирижирование, элементы танцевальных движений (легкие повороты, полуприседания, покачивающие движения руками и т. п.), легкие прихлопывания или притопывания, задающие ритм и темп произносимым звуковым рядам.
Для формирования речевого выдоха в упражнения включаются специально подобранные слоги, слова и фразы. Например, проходя по дорожке, дети произносят на плавном выдохе сочетание слогов «топ-топ-топ»; имитируя звук дождя, проговаривают «кап-кап-кап» и вы-
полняют при этом соответствующие движения кистями рук; подражая купающимся утятам, пытаются сказать «буль-буль-буль» и ритмично взмахивают руками «крылышками».
В ходе обучения навыку речевого выдоха детям дается образец слова с несколько протяжным произнесением ударного гласного:
Логопед: Послушайте, как я назову эти картинки: гру-у-уша, сли-и-ива, фру-у-укты.
После овладения этим навыком отдельные слова объединяются, и дети учатся произносить цепочки слов, экономно расходуя выдыхаемый воздух:
Логопед: Давайте перечислим угощения, которые приготовила бабушка. Все слова нужно произнести слитно, плавно, вот так: пиро-ги-ватрушки-плю-у-ушки.
Этот же навык отрабатывается и на материале предложений. Дети знакомятся с правилом: предложение произносим плавно, слитно, как одно слово. Длинные, сложные предложения дети членят на смысловые отрезки, учатся делать паузы для дополнительного добора воздуха.
В работе активно используется прием двигательной ритмизации речевого высказывания: во время проговаривания различного по сложности речевого материала дети имитируют игру на пианино, производят прихлопывания, притопывания, движения рук («Счита-лочки», «Утята» и др.), задающие темп и регулирующие ритм речевых движений. Полезно использование комплекса пальчиковых игр, речевой материал которых способствует обогащению и активизации словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения в соответствии с изучаемыми на занятиях лексическими темами [3].
Следует отметить, что формирование дыхания продолжается в течение всего курса коррекционно-педагогической работы.
3. Развитие координации и ритмизации движений, помогающих произнесению слов и фраз
Во время этого этапа производится развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений. Для этого эффективно использование элементов логорит-мики.
Первоначально на занятиях детей обучают воспринимать и воспроизводить неречевой ритм. В соответствии с предъявленным образцом воспитанники выполняют серии ударов, стуков, хлопков и т. п., сохраняя заданный ритмический рисунок (например, упражнения «Веселые барабанщики», «К нам гости пришли», «Топотушки» и др.).
Далее детей знакомят с графическими моделями ритмических рисунков: сначала учат соотносить услышанное с соответствующим рисунком:
«Веселый дождик»:
«Кап-кап, кап-кап, кап-кап»; «Кап, кап-кап-кап, кап, кап-кап-кап».
«Строим дом»:
«Тук-тук, тук-тук»; «Тук, тук-тук-тук, тук, тук-тук-тук» и т. п.
А затем учат «читать» эти рисунки, производя различные виды ритмов.
В дальнейшем эта работа проводится на материале слоговых рядов и включается в содержание не только фронтальных, но и индивидуальных занятий. Так, в ходе автоматизации звука [л] ребенку предлагается задание: «Произнеси, повторяя слог ла в соответствии с ритмом, который я тебе простучу». Или: «Посмотри на схему: | | | | | | . Простучи изображенный на ней ритмический рисунок. Произнеси слог лу, повторяя этот ритмический рисунок».
Очень важно выработать ритмическую речевую артикуляцию в сочетании с дополнительной двигательной стимуляцией. Например: рассказывая чистоговорки, стихотворения, дети сопровождают процесс говорения покачивающим движением руки, похлопыванием рукой по столу или по колену, имитацией игры пальцами на пианино, притопыванием ногой и т. п. Движение организует, ритмизует рече-
вую продукцию, задает определенный темп, что облегчает ребенку процесс высказывания.
Активное использование в работе игр, в которых речи и движениям обязательно сопутствует звуковое или музыкальное сопровождение, дают хорошие результаты. Скорость и темп при этом подбираются индивидуально для каждого ребенка. Если его речь характеризуется ускоренным темпом, то движения и сопровождающие их слова искусственно замедляются. При наличии замедленных движений и темпа речи игры проводятся, наоборот, в более быстром темпе.
4. Обучение ситуативной речи на материале коротких
и развернутых фраз
Первые короткие фразы, которым мы начинаем обучать заикающихся детей, - это слова, начинающиеся на ударный гласный звук. С одной стороны, это продолжение работы по формированию речевого выдоха, с другой - начало обучения самостоятельному устному высказыванию. Закрепляя имеющиеся навыки речевого выдоха, дети повторяют речевой образец, самостоятельно называют картинки, отвечают на вопросы. В дальнейшем они учатся плавному голосоведению на материале других слов, при этом им объясняется, что слово нужно слегка протянуть (выделить главный звук - ударную гласную). На занятиях и во время специально организованных игр и речевых ситуаций дети сначала отвечают односложно. Например:
Логопед: «Кто изображен на картинке?»
Дети: «Ма-ама».
Логопед: «Какая мама?»
Дети: «До-обрая»; «Весе-елая»; «Краси-ивая».
Логопед: «А чья это дочка?»
Дети: «Ма-амина».
Затем фразы усложняются, увеличиваются до двух (а в дальнейшем и более) слов. У детей формируется навык правильного голосоведения с использованием речевого выдоха: фраза проговаривается как одно длинное слово, при этом слегка растягивается главное слово.
Логопед: «Кто это?»
Дети: «Это ба-абушка».
Логопед: «Какая бабушка?»
Дети: «Бабушка до-обрая». «Бабушка ста-аренькая».
Логопед: «Что делает бабушка?»
Дети: «Бабушка вя-яжет».
Логопед: «Кто вяжет?»
Дети: «Ба-абушка вяжет».
Для активизации развернутой фразы детям предлагаются задания и игры, в которых они должны пользоваться полными распространенными предложениями. К ответам на логопедических занятиях и на занятиях с воспитателем предъявляется требование отвечать полным предложением. При этом правило голосоведения остается прежним: предложение произносится как одно длинное слово.
Как и на предыдущих этапах, используется прием двигательной ритмизации. При проговаривании детьми слов и фраз основной акцент смещается на ведущую руку, движения которой синхронизируются с произнесением речевого материала. При этом с одними детьми движение ладошки может сопровождать каждое слово: «Мама-варит-кашу», «Папа-читает-газету». В работе с другими детьми движение ладошки будет соответствовать слоговой структуре слова и фразы в целом: «Ма-ма-ва-рит-ка-шу», «Па-па-чи-та-ет-га-зе-ту». Второй вариант синхронизации используется, когда в речи ребенка преобладают тонические судороги. Кроме того, этот прием способствует искусственному замедлению темпа речи в случаях его чрезмерного ускорения.
Вопросно-ответная форма речи вводится постепенно с учетом индивидуальных речевых возможностей ребенка. Отработка навыка общения начинается с коротких фраз - односложных ответов на вопросы. Затем эти фразы-ответы все более усложняются. На первых порах вопросы задаются таким образом, чтобы их формулировка включала в себя все слова для ответа, а детям необходимо было повторить их с утвердительной интонацией:
Логопед: «Это кошка?»
Дети: «Это кошка».
Логопед: «Кошка пушистая?»
Дети: «Кошка пушистая».
Впоследствии вопросы включают только отдельные слова для ответа:
Логопед: «Это кто?»
Дети: «Это собака».
Логопед: «Что грызет собака?»
Дети: «Собака грызет косточку».
На заключительных этапах работы вопросы предполагают самостоятельные ответы детей.
Большое внимание уделяется развитию умений не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Так, при проведении лексических занятий на закрепление и активизацию предметного словаря дети учатся спрашивать: «Кто это?» и «Что это?», а также уточняют назначение каждого предмета: «Для чего нужен?»; знакомясь с прилагательными, они упражняются в постановке соответствующих вопросов: «Какой?», «Какая?». Для подобных упражнений используются реальные предметы или картинки и карточки-символы, демонстрирующие величинные, цветовые, вкусовые и другие характеристики предметов, действия с ними, их назначение.
Для постановки развернутых вопросов применяются схемы, модели предложений, сюжетные картинки с частичным раскрашиванием. Ориентируясь на предварительно составленное предложение и опорное слово, выделенное на схеме (модели, картинке), дети пытаются формулировать вопросы и задавать их друг другу.
Эффективен и такой прием тренировки задавать вопросы, как игра «Угадай, что я загадал(а)». Дети задают вопросы, запрашивая необходимую информацию для того, чтобы узнать загаданное животное, игрушку, предмет мебели и т. п. На начальных этапах используются опорные схемы, помогающие детям выстраивать логическую последовательность вопросов. Потом подобные занятия проводятся без наглядной опоры.
5. Переход к спонтанным текстовым высказываниям
Это заключительный этап работы по развитию связной речи заикающихся дошкольников. Дети обучаются пересказу, составлению рассказов по сюжетной картине или серии сюжетных картин, описательных рассказов и др. В ходе развернутых речевых высказываний они должны применять полученные навыки речевого выдоха, правильного голосоведения и т. д.
Для изменения условий речевой деятельности на отдельных логопедических занятиях, а также во время режимных моментов организуется инсценирование сказок, прочитанных произведений. Эти
инсценировки могут в дальнейшем включаться в сценарии детских утренников и развлекательных мероприятий.
Эффективность описанной технологии подтверждается данными постэкспериментального диагностического обследования заикающихся дошкольников (таблица).
Результаты формирования плавности речевого высказывания у дошкольников с заиканием
Уровни Количество детей
Начало обучения Окончание обучения
чел. % чел. %
Низкий 15 50 - -
Средний 15 50 5 17
Высокий - - 25 83
Прокомментируем содержание таблицы. Низкий уровень владения свободной от заикания речью, который в начале логопедической работы был выявлен у 50% детей, характеризовался тем, что в процессе говорения у них наблюдались частые судорожные запинки. Они появлялись во время сопряжено-отраженного рассказывания заученных стихотворений или при произнесении отрепетированного речевого материала. Появление судорог было отмечено даже в знакомой, привычной для детей обстановке при общении с близкими и хорошо знакомыми людьми. В тяжелых случаях пароксизмы заикания появлялись при произнесении ребенком отдельных слов, слогов и даже отдельных звуков. После проведенной логопедической работы низкого уровня выявлено не было ни у одного дошкольника.
Средний уровень владения свободной от заикания речью, который до начала логопедического эксперимента был выявлен у 50% воспитанников, снизился до 17% от общего количества детей. В речи дошкольников наблюдались редкие запинки при произнесении заученного, отрепетированного речевого материала в сложной ситуации речевого общения (в присутствии незнакомых людей, в непривычной обстановке). Однако в условиях эмоционального дискомфорта запинки появлялись и в обычной для ребенка обстановке. Пароксизмы заикания часто фиксировались и при произнесении сложных в лексическом и грамматическом плане фраз, если речевой материал был малознакомым или незнакомым.
В завершение охарактеризуем высокий уровень владения навыком плавного высказывания, которого после проведенной логопедической работы достигли 83% детей, участвовавших в эксперименте. Речь большинства из них можно описать как плавную, соответствующую возрастной норме. У отдельных детей редкие пароксизмы заикания появлялись лишь в условиях эмоционального дискомфорта или при произнесении сложных в лексическом и грамматическом плане фраз в связных рассказах и в спонтанной речи.
Формирование плавного речевого высказывания у дошкольников с дефектом заикания - процесс сложный и специфичный. Только тесное взаимодействие в этом процессе логопеда с воспитателями и родителями может способствовать результативности логопедической работы по коррекции детской речи.
Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. О. Л. Алексеевым
Литература
1. Белякова Л. И. Патофизиологические механизмы // Заикание. Москва: Медицина, 1978. С. 59-81.
2. Борисова Е. А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи / / Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 108-118.
3. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет / / Логопед. 2006. № 1. С. 65-74.
4. Левина Р. Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. Москва: Педагогика, 1975. С. 3-22.
5. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Москва: Владос, 2000. 208 с.
6. Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955.
7. Seeman M. Sprachstörungen bie Kindern. Stuttgart. 1973.
Referens
1. Beljakova L. I. Patofiziologicheskie mehanizmy. [Path physiological mechanisms]. Zaikanie. [Stuttering]. Moscow: Medicine, 1978. P. 59-81. (In Russian)
2. Borisova E. A. Novyj podhod k ustraneniju zaikanija u doshkol'nikov, imejushhih obshhee nedorazvitie rechi [New approach to eliminate stuttering in Preschoolers with speech maturation general]. Obrazovanie i nauka. [Education and science.]. 2011. № . 4 (83). Р. 108-118. (In Russian)
3. Borisova E. A. Pal'chikovye igry dlja detej 4-5 let. [Finger games for children 4-5 years]. Logoped. [Speech therapist]. 2006. № 1. Р. 65-74. (In Russian)
4. Levina R. E. Zaikanie u deti [Stuttering in children]. Overcoming stuttering in preschoolers. Moscow: Pedagogy, 1975. Р. 3-22. (In Russian)
© E. A. Bopucoea
5. Seliverstov V. I. Zaikanie u detej: psihokorrekcionnye i didakticheskie osnovy logopedicheskogo vozdejstvija. [Of stuttering in children: Psihokorrekcionnye and didactic principles into effect]. Moscow: Vlados, 2000. 208 p. (In Russian)
6. Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955. (Translated from English)
7. Seeman M. Sprachstörungen bie Kindern. Stuttgart. 1973. (Translated from English)