УДК 371.9:616.2 ББК 74.57:56.84
С.В. Гусаров
эволюция научных направлений к пониманию заикания в специальной
ПЕДАГОГИКЕ: ПЕРСПЕКТИВы ПРИМЕНЕНИЯ
современных технических средств
КАК ИНТЕГРАТИВНых IT-ТЕхНОЛОГИй В СОСТАВЕ комплексной психолого-педагогической коррекции
Статья посвящена осмыслению сложившихся на сегодняшний день научных подходов, исследующих проблемы заикания. Данная работа дополняется рассмотрением методов устранения заикания с помощью современных технических средств, как перспективной интегратив-ной технологии, при условии учета коммуникативно-ситуационной феноменологии заикания в составе комплексной психолого-педагогической коррекционной работы.
Ключевые слова: Заикание у взрослых, проблематика заикания, технические средства коррекции, звукозаглушение речи, звукоусиление голоса, задержанная акустическая обратная связь, ритмизация речи, смещенная по частоте акустическая обратная связь, коммуникативно-ситуационный феномен.
S.V. Gusarov
EVOLUTION OF THE SCIENTIFIC FIELDS IN SPECIAL PEDAGOGY TOwARDS UNDERSTANDING OF STUTTERING: PROSPECTS OF APPLICATION OF THE MODERN TECHNICAL MEANS AS AN INTEGRATIVE IT-TECHNOLOGIES IN THE complex PSYCHOLOGICAL AND SPECIAL EDUCATION
Understanding the approaches to the problem of stuttering is discussed. The study is also complemented by examination of the methods of stuttering treatment by means of technical tools, such as AAF devices, as a promising integrative technology for development an all-inclusive programs by using the technical means, taking into account the whole complex both of verbal and psychophysical manifestations of stuttering.
Key words: Stuttering in adults; approaches in stuttering therapy; anti-stuttering devices; AAF; DAF; FAF; masking noise; voice enhancement devices; metronome/rhythm effect.
CO
о ^
ro о
m
d
Несмотря на сохраняющийся на протяжении веков интерес и многочисленные исследования, относящиеся к проблематике, связанной с заиканием, до сих пор не существует единых представлений, целостной концепции, объясняющей центральные причины и механизмы в структуре данного нарушения.
Как одно из тяжелых расстройств экспрессивной речи заикание известно с
древнейших времён. Судорожное состояние органов речи неоднократно описывалось различными авторами того времени. Так, например, Плутарх (I в. н.э.), тонко подмечая особенности речи Демосфена, называет данное явление «рваной речью». Также явления судорожности речевого аппарата в разное время (130— 690 гг.) описывали Гален, Эций Амид-ский, Павел Агинский. В XVI в. появляет-
ся ряд подробных описаний расстройств речи и их устранения (Авиценна, Мерку-риалис). Однако считается, что заикание как самостоятельное речевое расстройство впервые выделил Жан Марк Гаспар Итар (фр. Jean-Marc-Gaspard Itard; 1775— 1838). Коломбо (Colombaut) в 1830 г. публикует работу «О заикании и других дефектах речи», в которой выражает мнение, что заикание является дефектом, приобретенным в результате неправильного воспитания, в отличие от дефектов, обусловленных врожденными органическими причинами. Также Коломбо отмечает, что заикание имеет тенденцию к усилению в результате отягощения болезни негативными сопутствующими факторами, к примеру усталостью [14, с. 17].
Х. Лагузен (1838 г.), автор первого опубликованного в России (г. Санкт-Петербург) исследования, посвященного заиканию, считал судорожные движения артикуляторных органов более следствием, чем причиной недуга. Причины же, по мнению автора, кроются в слабости (болезненности) нервной системы, которая часто «срабатывает» в результате психической травмы. Здесь интересно отметить, что уже в начале XIX в. Лагу-зен предлагает способ устранения заикания, где наряду с приёмами дидактики использовались приёмы воспитания уверенности в успехе, избавления от недуга, благодаря устранению страха речевого высказывания [5].
Р. Коэн (Cohen) в 1886 г. предлагает систему темпо-ритмических упражнений для заикающихся сиспользованиемметро-нома. Таким образом, начиная с XIX столетия мы можем наблюдать всё возрастающее внимание научного сообщества к проблеме заикания. Постепенно формируются два направления, преобладающие в науке второй половины XIX - первой половины XX столетия. Представители первой группы (Г. Гутцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский, И.К. Хмелёвский, Э. Ан-дрес), рассматривая заикание, отдавали предпочтение речевой судорожности как первичному симптому. Впрочем, не отвергая и психологическую надстройку, которой, однако, придавался вторичный характер. Сторонники психологического
(или медико-психологического) подхода, с другой стороны (Т. Гепфнер, Э. Фре-шельс, А. Либман, Х. Лагузен, Д.Г. Неткачев, Г. Каменка), в структуре данного нарушения считали доминантным либо не менее значимым психологический аспект, [4, с. 114].
И.А. Сикорский (1889 г.) описывает заикание как внезапное нарушение непрерывности речевого потока, вызванного судорогой, в одном из отделов периферического речевого аппарата как единого физиологического целого. Также автор предложил классифицировать речевую судорожность (артикуляционную, дыхательную, голосовую) с учетом её локализации. В тоже время, придавая серьезное значение психологическим факторам, автор рекомендовал при устранении заикания применять психотерапевтическое воздействие совместно с речевыми упражнениями. Э. Фрешельс (1930, 1931 гг.) дифференцировал речевые судороги по их типам (тонические, клонические, смешанные), отмечая, что одним из центральных аспектов заикания является специфическое психическое состояние, на фоне которого возникает осознание расстройства речи [15].
С точки зрения Д.Г. Неткачева (1909 г.), заикание понимается как психоневроз, проявляющий себя в навязчивых душевных состояниях (отрицательные мысли, фобии, негативные эмоциональные переживания, мнительность, тревожность), на фоне которых развивается речевая судорожность. И.К. Хмелёвский (1897 г.) акцентировал внимание на принципе индивидуального подхода и отмечал, что для успешного закрепления результатов необходимо продолжительное время, в течение которого следует соблюдать определённые условия и делать повторные упражнения, так как вновь образованные связи необходимо превратить в устойчивые процессы [8].
С точки зрения исторической значимости для практики устранения заикания, нельзя не упомянуть австралийского логопеда, основателя «Британского логопедического сообщества», Лайнела Лога (Lionel Logue, 1800-1953 гг.), с чьим именем связаны инновационные для
<и
ЕЕ х
(О j
л * *
а * §
CCÜO
0 I- Ф
К <U L-5 Q-P
1 ° л
£ i ^
1 i £
л o ^ M 0 o
2 io sic; i x o л <u x S ь s i x "
1 Z OÍ >s
ф I
^ o 'S s * s £ <u
ibJC
С 0 5
3 " g л к ü
ci °
slp
X ¥ Я з ^ о
= s °
T а- со
T -O s и tr
к s ° s i- c; o
o <u i
¡5S
2 o-i-cd
O
m
о ^
го о
QD
С)
того времени технологии, позволившие королю Британии Георгу VI (Georg VI, 1895-1952 гг.), после восьми лет бесплодных попыток, избавиться от заикания. Отличительной чертой методов Лога являлось использование жестов, ритма и специальных «риторических устройств» - технических средств, позволяющих временно изменить речевой паттерн с помощью приёмов «звукозаглу-шения» и «звукоусиления» собственной речи заикающегося [25].
В 30-е годы XX столетия значительный вклад в понимание заикания вносят работы Ю.А. Флоренской, выделившей тахилалию и парафразию как самостоятельные единицы из группы неврозов. Анализируя существующие на тот момент подходы к понимаю заикания, авторы (Ю.А. Флоренская, З.С. Ходорова) отмечают, что сторонники так называемой спастически-координационной теории (Г. Гутцман, А. Куссмауль, И.А. Сикор-ский), видевшие первичный симптом заикания в судорожности речи, вместе с тем отмечали их функциональный характер, особо подчеркивая ситуативную обусловленность судорожных проявлений. Н.П. Тяпугин (1949 г.) рассматривает проблему заикания через призму учения И.П. Павлова, понимая данное нарушение как функциональное, включающее в себя нарушение как речевой, так и ряда неречевых функций. К 60-м годам XX века интерес к данной проблеме возрастает. Заикание рассматривается с позиции преимущественного нарушения коммуникативной функции речи (Л.В. Левина, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.). Р.Е. Левина (1981 г.) отмечает, что данное нарушение возникает лишь в период овладения ребёнком средствами вербальной коммуникации, демонстрируя затруднения, сопутствующие развитию речевой функции [18].
Исследования Л.И. Беляковой (19751985 гг.) позволили выявить ряд зависимостей между электрофизиологическими показателями заикающихся и их клиническими данными, что позволило говорить о двух наиболее репрезентативных группах заикающихся (невротическом и неврозоподобном заикании),
их дифференцированной диагностике и патогенезе [2].
Куршев В.А. (1973 г.), основываясь на данных исследований многочисленной экспериментальной выборки, ведущую роль в возникновении и развитии заикания придаёт психической травме, подчеркивая возникновение вторичных факторов на фоне активной психотравмы, что совпадает с точкой зрения авторов, полагающих наличие психогенных причины, в основе данного нарушения (В.Н. Мясищев, М.Е. Хватцев и др.) [16].
В.М. Шкловский (1966, 1967 гг.), основываясь на данных изучения кож-ногальванической реакции заикающихся взрослых, дифференцирует больных по трём группам (в соответствии с выраженностью корреляции моторных нарушений и расстройств эмоционального генеза). Так в первую группу вошли лица, физиологические проявления заикания которых не повлияли на их взаимоотношения с окружением. Во вторую (наиболее многочисленная) - лица с выраженным логофобическим синдромом, ситуативно-обусловленным наиболее значимыми ситуациями речевого общения. Третью группу представили лица с резко выраженным ощущением собственной неполноценности, логофобией, эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями и дезорганизацией личностных характеристик. Полученные данные наглядно демонстрируют, что физиологические проявления заикания лишь часть общей картины данного нарушения [19].
Н.М. Асатиани выделяет страх речи в отдельный компонент и предлагает его диагностировать как независимый, от речевых судорог, аспект, отмечая, что заикающийся может одновременно говорить плавно и испытывать страх, в то же самое время [1].
Таким образом, становится очевидным, что у заикающихся, реакция аффекта, как правило, закрепляется с течением времени трансформируясь в условный патологический рефлекс, подкрепляемым эмоционально-значимыми раздражителями, могущими вызывать отрицательные психические и вегетативные
состояния, еще до начала актуального речевого общения, зачастую сопровождаемые отклонениями двигательной сферы, проявляющимися в виде сопутствующих и ритуальных движений, в процессе речи.
С 90-х гг. в отечественной коррек-ционной педагогике активно разрабатывается логопсикоррекционное направление (Л.З. Андронова-Арутюнян, Н.Л. Карпова, В.П. Мерзлякова, Е.Ю. Рау, Е.Н. Садовникова, О.А. Беглова и др.), в котором заикание рассматривается прежде всего с позиций нарушенного интерперсонального речевого взаимодействия, возникающего при наличии двух и более партнеров по общению (Некрасова Ю.Б., Рау Е.Ю.) [9, с. 4].
Е.Ю. Рау подчеркивает, что «ситуационно-коммуникативная зависимость заикания от условий общения представляет собой психологический феномен, принципиально отличающий заикание от всех других форм речевой патологии», который мы можем рассматривать как вариант фрустративного поведения, обуславливающего индивидульно-типичные способы защиты [10, с. 18].
Несколько обособлено в общей картине выступает способ устранения заикания с помощью технических средств, портативных устройств различного типа, с помощью которых, методами, воздействующими на слухо-речевую связь, достигается временное изменение восприятия собственной речи.
Это такие известные на сегодняшний день методы, как: звукозаглушение речи белым шумом (masking noise), звукоусиление (voice enhancing), ритмизация (rhythmic speech; metronome-rhythm), смещенная по частоте акустическая обратная связь (FAF - frequency-shifted auditory feedback), искусственное эхо (DAF -delayed auditory feedback).
Активное изучение методов "технического" воздействия на речь началось в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века. Наибольший вклад в изучение и развитие данного направления внесли:
• B.S. Lee (1951): открытие «эффекта отставленной речи», послужившее началом для дальнейших исследований в об-
ласти влияния задержки речевого сигнала на речь заикающихся [24];
• исследования И.В. Данилова и И.М. Черепанова (1970), проведенные с использованием технических средств и посвященные изучению воздействия звуковых и визуально-световых прерывистых раздражителей на речь заикающихся [3];
• исследования В.А. Раздольского (1974) о воздействии способа "звукоусиления", на речь заикающихся [11];
• исследования Л.Н. Мещерской (1977) в аспекте изучения такого способа воздействия на речь, как «искусственное эхо», на фоне «звукозаглушения» речи белым шумом [7];
• исследования J.A. Maraist и C. Hutton (1957), посвященные влиянию метода "звукозаглушения" (auditory masking) на речь заикающихся [26];
• исследования J.P. Brady (1971) о воздействии метода ритмизации речи с помощью метронома [21];
• исследования R.J. Ingham и G.Andrew (1971) о влиянии задержанной акустической обратной связи на речь заикающихся [20];
• исследования P. Howell (1987) о смещенной по частоте акустической обратной связи (frequency-altered feedback) [23].
• Данные методы нашли свое воплощение в ставших уже «историческими» и современных приборах воздействия на речь заикающихся, таких как:
• «Эхо-магнитофоны» (1965) М.Е. Хва-тцева и B. Adamczyk, на базе эффекта отставленной речи B.S. Lee, результат совместной работы отечественных и зарубежных исследователей [17];
• Первые переносные (портативные) приборы «Эхо» и «АИР-2» (Б.А. Котов, Л.Я. Миссуловин и др.) были разработаны в 1979-1982гг. [6];
• R.L. Webster (1979) разработал компьютерную программу по контролю за речью на базе приёма замедленной речи, осуществлявшую мониторинг речевого темпа с помощью специального переносного устройства [27];
• Портативный аппарат "Edinburg Masker" (1976) A.D. Dewar и J.K. Anthony,
i
E x
TO j
>s
л * * ^rc 'S
сии
0 К) ^ ° T
К <U L-5 Q-P
1 ° л
£ i s
1 i и
л о ^ П 0) о
2 io
Sic I X о Л Ф X
S ь s
1 X " Ii с OÍ >s с í О
ф I
'S S -ii
oje
С 0 5
3 " g л к а
с I ®
sip
X ¥ Я
■¡50
= S °
т 2- m
т -О s СО 4т К S 0 Sl-C 3"b¿ о Olli
¡5S
2 Q-I-cd
о
m о
Œ
го о
DD
С)
в котором применялся метод «звукозаглу-шения» речи белым шумом [22].
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели технических устройств, работа которых базируется на описанных нами методах воздействия на слухо-речевую связь:
• Отечественные портативные приборы АКР-01 «Монолог» (2002) и «Золотой голос» (2006);
• Ряд зарубежных мобильных устройств, таких как: "SpeechEasy" (2003), "Small Talk", "The Facilitator Model 3500" (2006), "School DAF" (2003) и др.
• Программные приложения "Stuttering Cure", "DAF-FAF Assistant", "Metronome Beat" и др., реализуемые в современных смартфонах.
Анализ доступных нам литературных источников показал, что, несмотря на серьезный потенциал для применения технических устройств в коррекцион-ной педагогике как средства устранения заикания, их результативность на сегодняшний день неоднозначна, а научные данные об их эффективности немногочисленны и спорны. На наш взгляд, это связано с тем фактом, что в общем и целом данные методы применяются обособленно, без учета «коммуникативно-ситуационной феноменологии» заикания. Также стоит отметить, что на сегодняшний день не существует методики, направленной на устранение заикания с помощью технических средств, в которой бы учитывались такие факторы, как: «фрустративное поведение» при заикании, его «ситуационная обусловленность» и изменчивость проявлений речевой судорожности, в зависимости от условий актуального речевого общения.
Кратко резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что в историческом педагогическом процессе к настоящему моменту сформировался ряд научных направлений, каждое из которых подчеркивает те или иные аспекты в общей картине заикания, обуславливающие его специфику:
• Клинико-педагогическое направление (В.Г. Асатиани, Л.И. Белякова, Н.А. Власова, В.Г. Казаков, Ю.О. Филатова и др.), представители которого
рассматривают заикание как сложный комплекс симптомов, включающий ряд соматических, поведенческих и психофизических проявлений.
• Психолого-педагогическое (Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.) рассматривает заикание как нарушение, преимущественно коммуникативной функции речи при недостаточно сформированной речевой функции, обуславливающей трудности в операциях подбора слов, формировании синтаксиса, выборе грамматических конструкций.
• Психолингвистическое (Н.Ю. Абе-лева, Н.И. Жинкин и др.) - заикание понимается как нарушение непрерывности отбора звуковых элементов, в процессе составления словесного алгоритма, вследствие нарушенного подкоркового механизма авторегулирования. Далее, по механизму обратной связи, патологический речевой сигнал автоматизируется, беря под контроль определенный участок коры головного мозга. Выделяя четыре стадии порождения речевого высказывания, авторы полагают, что на стадии готовности к речи (третья стадия) заикающийся предвосхищает будущий результат нарушенной речи.
• Клинико-психологическое направление (В.Н. Мясищев, А.Б. Хавин, В.М. Шкловский и др.) - заикание рассматривается как системный речедвигатель-ный невроз, в котором авторы выделяют три группы, дифференцированные по степени нарушения взаимоотношений заикающегося с социальной средой.
• Клинико-психолого-педагогиче-ское (В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева) - заикание, представлено как нарушение речевой функции при наличии нервно-психологических особенностей. Авторами подчеркивается тенденция к необъективной оценке заикающимися любых, связанных с речевым актом состояний [13].
• Нейропсихологическое (И.В. Данилов, И.М. Черепанов и др.) указывает на особенности формирования при заикании функциональной асимметрии головного мозга, с угнетением доминантности левого полушария по речевой функции. Анализируя данное направление,
Е.Н. Садовникова отмечает что «преимущественно функциональный характер сложного дефекта при заикании и наводит нас на мысль о наличии механизма обкрадывания одних функций за счёт патологической активности других и перевозбуждения соответствующих участков мозга» [12].
• Логопсихокоррекционное направление (Л.З. Андронова, Н.Л. Карпова, В.П. Мерзлякова, Ю.Б. Некрасова, Е.Ю. Рау, Е.Н. Садовникова и др.) рассматривает заикание как комплексную проблему страдания личности, возникающую вследствие нарушения межличностной речевой коммуникации, в ходе которой посредством обратной связи суммируются следующие феномены: «Эхо» (восприятие собственной патологической речи), «Кинези» (ощущение мышечно-двигательного дискомфорта), «Зеркало» (представление себя глазами собеседника). При одновременном воздействии данных феноменов происходит стойкое закрепление патологического состояния, выраженное комплексом негативных психических состояний, отрицательной речевой готовности, повышенной ориентировочной реакции, ограничивающих свободу оперирования психофизическими личностными аспектами в процессе актуального речевого общения.
• Устранение заикания с помощью технических средств (Л.Н. Мещерская,
Л.Я. Миссуловин, В.А. Раздольский, М.Е. Хватцев, R.J. Ingharm, R.L. Webster и др.) - перспективное направление, имеющие большой потенциал, в связи с современными тенденциями к непрерывному совершенствованию электронных устройств и эволюции IT-технологий последнего десятилетия, тем не менее нуждающееся, по нашему мнению, в более масштабном научном подходе, позволяющем учитывать всю сложную совокупность как речевых, так и психофизических проявлений заикания.
В заключение отметим, что, при определенных различиях, в научных подходах к пониманию заикания специалисты единодушно выделяют нарушенное речевое общение как один из центральных аспектов в составе данного нарушения, которое, закрепляясь, зачастую приводит к негативному изменению характеристик личности, социальной дезинтеграции, существенному снижению поисковой активности. Данный факт порождает определенное противоречие между практической необходимостью в решении проблемы нарушенного речевого общения и недостаточной теоретической разработкой научных принципов, интегратив-ных методов и приёмов восстановления утраченных коммуникативно-речевых функций, особенно же в наиболее сложных для заикающихся, актуальных условиях речевого общения.
Библиографический список
1. Асатиани, Н.М. Особенности клиники и течения невроза навязчивых состояний [Текст]: авто-реф. дис. ... д-ра мед. наук / Н.М. Асатиани; АМН СССР. - М., 1966. - 24 с.
2. Белякова, Л.И. Особенности электроэнцефалограммы больных с заиканием [Текст] / Л.И. Белякова // Журн. невропатол. и психиатр. - 1975. - № 12. - С. 31-45.
3. Данилов, И.В. Патофизиология логоневрозов [Текст]: монография / И.В. Данилов, И.М. Черепанов. - Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1970. - 136 с.
4. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - М.: Парадигма, 2012. - 216 с.
5. Лагузен, Х. Способы излечения заикания [Текст] / Х. Лагузен. - СПб.: Государственное мед. изд-во, 1838. - 32 с.
6. Миссуловин, Л.Я. Применение аппарата «Эхо» при устранении заикания [Текст]: метод. рекомендации / Л.Я. Миссуловин — Л.: Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т, 1979. - 24 с.
7. Мещерская, Л.Н. Применение внешнего акустического воздействия при устранении заикания у подростков и взрослых [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Мещерская. - Л., 1977. - 21 с.
8. Неткачев, Г.Д. Заикание. Новый психологический способ лечения [Текст] / Г.Д. Неткачев. -М.: Медицина, 1909. - 266 с.
<и
ЕЕ х
СО j £££ л * *
а * §
CCÜO
0 I- Ф
К <U L-5 Q-P
1 ° л
I i £
л о "т
n о о ^
Sic I X о Л Ф X S ь s S X "
Ii с Ol >s с i О Ü ф I
■5 О ф ф
oje С О 5
3 о § л к а
с I ®
sip
X ¥ Я ■¡so
^ 5 °
т О- со
т -Q S
К S О Sl-C а-ьг о
О ф I
¡58
й 0-I-
J5 ф|Л cd
о
9. Некрасова, Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.Б. Некрасова. - М., 1968. - 18 с.
10. Рау, Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Рау. - М., 1995. - 179 с.
11. Раздольский, В.А. Применение звукоусиления речи в логопедической работе с заикающимися [Текст]: автореф. дис. .канд. пед. наук / В.А. Раздольский. - М., 1974. - 21 с.
12. Садовникова, Е.Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода [Текст]: курс лекций / Е.Н. Садовникова. - М.: Логомаг, 2014. - 158 с.
13. Селиверстов, В.И. Неблагоприятные факторы микросреды в нарастании болезненной фиксации на своём дефекте у заикающихся детей и подростков [Текст] / В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: сб. научн. тр. - М., 1962. - С. 100-108.
14. Сикорский, И.А. Заикание [Текст] / И.А. Сикорский. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 191 с.
15. Фрешельс, Э. Заикание. Ассоциативная афазия [Текст] / Э. Фрешельс. - М.: Государственное мед. изд-во, 1931. - 171 с.
16. Хватцев, М.Е. К проблеме заикания (Этиология и симптоматика) [Текст] / М.Е. Хватцев // Ученые записки: в 275 т. Т. 256. - Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1963. - С. 221-228.
17. Хватцев, М. Е. Опыт устранения заикания с применением технических звуковых средств [Текст] / М.Е. Хватцев // XVIII Герценовские чтения: Педагогические науки: сб. научн. тр. — Л.: Педагогика, 1965. - С. 32-38.
18. Чевелева, Н.А. Речь заикающихся детей [Текст] / Н.А. Чевелева // Дефектология. - 1971. -№ 1. - С. 17-21.
19. Шкловский, В.М. Значение доминантности полушарий головного мозга по речи при заикании [Текст] / В.М. Шкловский // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 20-31.
20. Andrews, G., Ingharm, R.J. Stuttering: Consideration in the evaluation of treatment. The British Journal of Disorders of Communication, 1971. № 6. P. 129-138.
21. Brady J.P. Metronome-conditioned speech retraining for stuttering. Behavior Therapy, 1971. № 2. P. 129-150.
22. Dewar A., Dewar A.D., AnthonyJ.K. The effect of auditory feedback masking on concomitant movements of stammering. British Journal of Disorders of Communication, 1976. № 11. P. 95-102.
23. Howell P., El-Yaniv N. and Powell D.J. Factors affecting fluency in stutterers, In H. F. M. Peters and W. Hulstijin (eds), Speech Motor Dynamics in Stuttering. New York: Springer, 1987. № 12. P. 361-369.
24. Lee B.S. The acoustic feedback: J. Speech Hearing Dis. New York: Scientific American, 1951. P. 477.
25. Logue Mark; Peter Conradi. The King's Speech: How One Man Saved the British Monarchy. London: Quercus Books, 2010. P. 242.
26. Maraist J.A., Hutton C. Effects of auditory masking upon speech of stutterers. Journal of Speech and Hearing Disorders, 1957. № 22. P. 385-389
27. Webster R.L. Empirical considerations regarding stuttering therapy. Controversies about Stuttering Therapy. Baltimore: University of California Press, 1979. P. 199.
References
1. Asatiani N.M. The features of clinic and course of compulsion neurosis. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Medicine). M.: Academy of Medical Sciences of the USSR., 1966. P. 24. [in Russian].
2. Belyakova, L.I. Features of the electroencephalogram of patients with stuttering. Zhurnal nevropat. i psichiatrii, 1975. № 3. P. 31-45. [in Russian].
3. Danilov I.V., Cherepanov I.M. Pathophysiology ofthe logoneuroses. L.: Meditsina. Leningr. otd-niye, 1970. P. 136 [in Russian].
4. Lalaeva R.I., Paramonova L.G., Shahovskaya S.N. Speech therapy in tables and diagrams. M.: Paradigma, 2012. P. 216 [in Russian].
5. Laguzen H. The methods for a stuttering treatment. SPb.: Gosudarstvennoye med. izdatelstvo, 1838. P. 32. [in Russian].
6. Missulovin L.Y. Application of the "Echo" device for a stuttering treatment. L.: Leningr. n.-i. psikhonevrol. in-t, 1979. P. 24. [in Russian].
7. Meshcherskaya L.N. The use of an external acoustic impactfor a stuttering treatment/in adolescents and adults: Author'abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Leningrad, 1977. P. 23. [in Russian].
8. Netkachev G.D. Stuttering. The new psychological way in stuttering treatment. M.: Meditsina, 1909. P. 266. [in Russian].
9. Nekrasova Y.B. An integrated (speech therapy and psychotherapy) impact in stuttering treatment in adults. Author's abstract. Dis ... cand. of sciences (Education). Moscow, 1968. P. 18. [in Russian].
10. Rau E.Yu. Psycho-pedagogical adaptation system the adults who stutter to problematic speech-situations. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 1995. P.179. [in Russian].
11. Razdolsky V.A. The use of voice enhancement in speech-therapy with people who stutter. Author's abstract. Dis. ... cand. ofsciences (Education). M., 1974. P.21. [in Russian].
12. Sadovnikova E.N. Psycho-logo-therapeutic approach in stuttering M.: Logomag, 2014. P. 158. [in Russian].
13. Seliverstov V.I., Zaitseva L.A. Unfavorable factors in the growth of the micro-morbid fixation on his defects in children and adolescents who stutter. Teaching the children with speech disorders: sb.nauch.trudov. M., 1962. P. 100-108. [in Russian]
14. Sikorsky I.A. Stuttering M.: AST: Astrel: Tranzitkniga, 2006. P.191. [in Russian].
15. Freshels E. Stuttering. Associative Aphasia. M.: Gosudarstvennoye med. izd-vo, 1931. P.171. [in Russian].
16. Hvattsev M.E. The problem of stuttering (etiology and symptomatology). Scientific notes. Collect. of 275 vols. L.: Leningr. gos. ped. in-t, 1963. V. 256. P. 221-228. [in Russian].
17. Hvattsev M.E. The Experience of stuttering treatment by means of technical-sound-tools. XVIII Gertse-novskie chtenia:Education: sb. nauch. trudov. L.: Pedagogika, 1965. P.32-38. [in Russian].
18. Cheveleva N.A. The stuttering children's speech. Defektologia, 1971. №1. P. 17-21. [in Russian].
19. Shklovsky V.M. The value of the dominance of cerebral hemispheres by a speech in stuttering. De-fekoktologia,1976. №1. P.20-31. [in Russian].
20. Andrews, G., Ingharm, R.J. Stuttering: Consideration in the evaluation of treatment. The British Journal of Disorders of Communication, 1971. № 6. P. 129-138.
21. Brady J.P. Metronome-conditioned speech retraining for stuttering. Behavior Therapy, 1971. № 2. P. 129-150.
22. Dewar A., Dewar A.D., AnthonyJ.K. The effect of auditory feedback masking on concomitant movements of stammering. British Journal of Disorders of Communication, 1976. № 11. P. 95-102.
23. Howell P., El-Yaniv N., Powell D.J. Factors affecting fluency in stutterers, In H. F. M. Peters and W. Hulstijin (eds), Speech Motor Dynamics in Stuttering. New York: Springer, 1987. № 12. P. 361-369.
24. Lee B.S. The acoustic feedbback.. J. Speech Hearing Dis. J. Speech Hearing Dis. New York: Scientific American, 1951. P. 477.
25. Logue Mark; Peter Conradi. The King's Speech: How One Man Saved the British Monarchy. London: Quercus Books, 2010. P. 242.
26. Maraist J.A., Hutton C. Effects of auditory masking upon speech of stutterers. Journal of Speech and Hearing Disorders, 1957. № 22. P. 385-389
27. Webster R.L. Empirical considerations regarding stuttering therapy. Controversies about Stuttering Therapy. Baltimore: University of California Press, 1979. P. 199.
Сведения об авторе: Гусаров Сергей Валериевич,
аспирант, кафедра логопедии, Московский государственный педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Gusarov Sergey Valerievich,
Post graduate student,
Department of Speech-Language Pathology, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]