Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
723
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПЛАВНОСТЬ РЕЧИ / ФОРМИРОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUTTERING / DIAGNOSTICS / INTEGRATED APPROACH / FLUENCY OF SPEECH / FORMATION / CORRECTION / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серебрякова Наринэ Витальевна, Шашкина Гульнара Рустэмовна

В статье рассматриваются технологии реабилитации заикающихся дошкольников в России и за рубежом, трудности формирования плавной речи у дошкольников с заиканием, отношение студентов - будущих логопедов к проблемам реабилитации заикающихся дошкольников, направление и содержание психолого-педагогической работы заикающихся дошкольников в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES FOR REHABILITATION OF PRESCHOOLERS WITH STUTTERING IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article discusses the rehabilitation technologies of stuttering preschoolers in Russia and abroad, the difficulties of forming fluent speech among preschoolers with stuttering, the attitude of students - future speech therapists to the problems of rehabilitation of stuttering preschoolers, the direction and content of the psychological and pedagogical work of stuttering preschoolers in the context of inclusive education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Серебрякова Наринэ Витальевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Шашкина Гульнара Рустэмовна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются технологии реабилитации заикающихся дошкольников в России и за рубежом, трудности формирования плавной речи у дошкольников с заиканием, отношение студентов -будущих логопедов к проблемам реабилитации заикающихся дошкольников, направление и содержание психолого-педагогической работы заикающихся дошкольников в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: заикание, диагностика, комплексный подход, плавность речи, формирование, коррекция, инклюзивное образование.

Annоtation. The article discusses the rehabilitation technologies of stuttering preschoolers in Russia and abroad, the difficulties of forming fluent speech among preschoolers with stuttering, the attitude of students - future speech therapists to the problems of rehabilitation of stuttering preschoolers, the direction and content of the psychological and pedagogical work of stuttering preschoolers in the context of inclusive education.

Keywords: stuttering, diagnostics, integrated approach, fluency of speech, formation, correction, inclusive education.

Введение. Овладение речью является важнейшим условием развития высших психических функций ребенка. От того, насколько своевременно и правильно развивается речевая деятельность ребенка, зависит его дальнейшее обучение в школе. Нарушение речевого общения отрицательно влияет не только на формирование личности ребёнка, но и на его социальную адаптацию.

Трудности речевого общения являются одним из симптомов заикающихся детей. По данным Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой заикание характеризуется сложной симптоматикой, хроническим течением и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в дошкольном возрасте, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, сопровождается нарушением фонационного дыхания и логофобией [6].

В настоящее время существует большое количество авторских методик коррекционной работы с заикающимися дошкольниками и взрослыми, как в России, так и за рубежом, и нет ни одной универсальной технологии, которая помогла бы всем и навсегда.

В странах Европы и в США под заиканием понимают «особую манеру говорения», сертифицированные специалисты по плавности речи обучают ребенка с заиканием адаптироваться в среде сверстников, применяя подход «заикайся более плавно».

В России существуют три основных подхода при диагностике и коррекции заикающихся дошкольников: комплексный подход (медицинская реабилитация в условиях стационара), психолого-педагогический подход в дошкольных образовательных учреждениях и логопсихотерапевтический подход в частных образовательных организациях.

Традиционно занятия осуществляют с помощью логопедических функциональных тренировок (или логопедического тренинга). По мнению Т.Г. Визель, широко распространены системы методов, заимствованные из вокальных техник, приемов сценической речи и собственно логопедические методы. Основным из них является прием ритмизированной речи, «выпуклый» на начальных этапах и нивелированный к завершению логопедической работы [3].

После обучения такому приему у заикающихся сохраняется ритмичная (чуть скандированная) плавная речь, но в ситуации эмоционального общения, когда человеку надо проявить себя, как личность, показать свой внутренний мир, свои чувства и эмоции, человек забывает о контроле над речью и вновь начинает заикаться. Для достижения уверенной и стойкой плавной речи более продуктивным является полный стиль произношения (стиль мудреца или сказочника) и стиль синхронизации речи с рукой (дирижирование или пальцевая техника, как при игре на пианино).

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования было изучение отношения студентов - будущих логопедов к проблемам реабилитации заикающихся дошкольников в условиях инклюзивного образования. В нашем исследовании приняли участие 82 студента дневной формы обучения ИСОП ГАОУ ВО МГПУ (42 студента 3 курса и 40 студентов - 4 курса), обучающихся по профилю «Логопедия». Опросник состоял из 27 вопросов, на которые учащиеся должны были ответить в свободной форме с использованием кратких и развернутых ответов. Вопросы условно можно разделить на блоки: анализ технологий реабилитации заикающихся дошкольников с России и за рубежом; особенности речи заикающихся дошкольников; анализ техник формирования плавной речи; плюсы и минусы инклюзивного образования заикающихся. По данным ответам на вопросы был проведен анализ процентного соотношения положительных и отрицательных ответов.

Таблица 1

Анализ результатов изучения отношения студентов 3 и 4 курсов в %

Блоки опросника Студенты 3 курса (42-100%) Студенты 4 курса (40-100%)

+ ответ - ответ + ответ - ответ

(в сравнении с предполагаемым) (в сравнении с предполагаемым) (в сравнении с предполагаемым) (в сравнении с предполагаемым)

1. Технологии 88,1 11.9 92,5 7,5

реабилитации

заикающихся

дошкольников с России и за рубежом.

2. Особенности речи 83,3 16,7 82,5 17,5

заикающихся

дошкольников.

3. Анализ техник 90,5 9,5 85,0 15,0

формирования

плавной речи.

4. Плюсы и минусы 88,1 11,9 82,5 17,5

инклюзивного

образования

заикающихся.

Анализ анкетирования показал, что блок вопросов о технологиях реабилитации заикающихся дошкольников с России и за рубежом оказался успешным для многих студентов, участвующих в исследовании. Практически все студенты понимают важность знаний технологий реабилитации заикающихся для организации своей работы в будущем, умеют сравнивать технологии обучения заикающихся дошкольников в России и за рубежом, выделяют плюсы педагогического подхода к коррекции заикания в России и модели «модификации заикания» за рубежом.

Анализируя ответы студентов по блоку №2, можно видеть, что процент успешности ответов на вопросы данного блока практически не отличается у студентов 3 и 4 курсов (83,3% к 82,5%). Приятно отметить, что знания, заложенные на 3 курсе при чтении дисциплины «Логопедия (Темпо-ритмические нарушения)», сохраняют свой высокий процент к 4 курсу.

Анализ техник плавной речи также показал высокие результаты (90,5 успешных ответов у студентов 3 курса и 85,0 - у 4 курса). Ответы на вопросы, связанные с отношением к инклюзивному образованию дошкольников с заиканием, доказывают, что значительно большинство студентов положительно относятся к инклюзивному образованию. Многие студенты отмечают, что зарубежные интегративные технологии можно применять в коррекционной работе в наших условиях.

Следует отметить, что после проведенного опроса, мы внесли некоторые дополнения в читаемый курс по заиканию и особое внимание уделили анализу современных технологий реабилитации дошкольников с заиканием в условиях инклюзивного образования.

Изучение и коррекция заикания у детей дошкольного возраста в настоящее время проводится в различных типах учреждений: в медицинских учреждениях, в дошкольных образовательных организациях, в учреждениях социальной защиты. Основные подходы коррекции заикания проводятся с разных позиций: клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических.

Сочетание логопедической работы с медикаментозной терапией, физиотерапией, психотерапией и логопедической ритмикой позволяет добиться стойких результатов по формированию плавной речи.

Комплексная система преодоления у дошкольников в условиях стационара была разработана Н.А. Власовой и В.С. Кочергиной [4] и внедрена в практику работы специализированных учреждений Москвы профессором В.М. Шкловским [11].

В Центре патологии речи и нейрореабилитации Г. Москвы комплексная система преодоления заикания с детьми дошкольного возраста проводится с применением уникальных авторских методик реабилитации детей с речевой патологией. Оказание помощи осуществляется мультидисциплинарной бригадой, куда входят: логопед, психиатр, невролог, психотерапевт, нейропсихолог, врач лечебной физкультуры, физиотерапевт и педиатр. Современные методы лечебной, восстановительной и коррекционно-развивающей работы базируются на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Широко представлена вариативность форм оказания помощи: амбулаторный режим, дневной стационар, круглосуточное пребывание.

Комплексный подход при коррекции заикания в условиях медицинских учреждений г. Казани базируется на клинико-нейрофизиологической характеристике функциональных заболеваний центральной нервной системы у детей, на патогенетических механизмах клинических форм заикания. Доктор медицинских наук Г.И. Сафиуллина отмечает, что актуальными являются вопросы при дифференцировании невротических и неврозоподобных нарушений, их клинической систематизации [9].

Лечение заикания в настоящее время ориентировано, в основном, на медикаментозную терапию. Вместе с тем, известные недостатки фармтерапии (частые побочные действия и недостаточная эффективность) повышают актуальность более широкого использования немедикаментозных способов воздействия. Все шире применяются различные методы рефлексотерапии, в частности, точечный массаж, акупунктура, лазерная, электростимуляционная рефлексотерапия, такие методы традиционной медицины как ароматерапия, гирудотерапия и др.

Одной из эффективных технологий коррекции заикания у лиц разного возраста, в том числе у детей дошкольного возраста, является методика Л.З. Андроновой-Арутюнян. Она разработала ритмизированную пальцевую регуляцию произносительного акта (на движения пальцев рук, как при игре на пианино, накладывается слоговой ритм фразы) и разнообразные методы адаптации приобретенных навыков

правильной речи в различных жизненных ситуациях (подготовка к публичному выступлению и выступление перед незнакомой аудиторией) [1].

В методических рекомендациях по реабилитации заикающихся Е.Ю. Рау и Е.Н. Садовниковой отмечается, что ведущей формой логопсихотерапии при лечении заикания детей дошкольного возраста является рациональная психотерапия, пронизывающая всю работу логопеда. Сущность такой формы психотерапевтического воздействия подчинена одной общей цели: перевоспитанию речи и личности заикающегося ребенка [8].

В правильно организованной логопедической группе заикающиеся дети вновь обретают утраченный коллектив. Они начинают участвовать в общих играх, активно пользуются речью, свободно разговаривают с другими детьми. Все это привлекает участников в такой коллектив, делает желанным его посещение, снижает психическую травмированность и повышает эффективность лечения заикания.

В первой же беседе внимание ребенка фиксируется на правильной, спокойной речи, предъявляются посильные речевые требования. Такое облегчение в речи исключительно благоприятно отражается на всем поведении заикающегося ребенка.

Дети дошкольного возраста очень внушаемы, и эта их особенность используется в психотерапевтических беседах на самые различные темы: об их поведении, речи, играх, взаимоотношениях с товарищами и т. д. Большинство бесед с детьми проводится в группе. При помощи таких бесед у ребенка удается преодолевать страхи, часто возникающие одновременно с заиканием. В отдельных случаях прибегают и к индивидуальным психотерапевтическим беседам и внушению.

Особое место в логопсихотерапии занимает мышечная релаксация. Для снятия мышечного напряжения при лечении заикания у дошкольников рекомендуются специальные виды психотерапии для общего мышечного расслабления.

Для детей дошкольного возраста применяют систему релаксация по методу Ж. Берже и Л. Мишо с использованием элементов метода «прогрессивной мышечной релаксации» Э. Джекобсона. Релаксация, целью которой является снижение тонуса мышц и эмоционального напряжения, имеет широкие показания к применению (заикание, двигательные расстройства, фобии и т. д.) и может быть применена к детям, начиная с 5-летнего возраста.

В детской практике техника релаксации имеет свои особенности. Прежде всего, следует путем спокойной, ласковой беседы установить с ребенком тесный контакт, в доступной форме донести до его сознания то, что от него потребуется в дальнейшем. В детский лексикон будут вводиться новые слова (кисть, предплечье) и новые понятия (расслабление, напряжение), значение которых детям неизвестно, но станет понятным, если им показать, что какими вялыми, расслабленными становятся лапки у надувного резинового кота, когда из него выпустим часть воздуха.

Состояние напряжения дети могут увидеть в сжатой пружине натянутого лука. А названия частей тела хорошо запомнятся, если использовать различные варианты игры в «доктора Айболита».

Сеансы релаксации можно проводить в логопедическом кабинете, где есть необходимая для этого обстановка (помещение, кровати или шезлонги). Обучение расслаблению мышц ведется поэтапно, с переходом от простого к сложному. Сеансы желательно проводить ежедневно.

М.Е. Хватцев в методических рекомендациях о лечении заикания «Заикание - недуг устранимый», отмечал, что детям (и взрослым) необходимо разъяснять и внушать мысль о полной возможности говорить без заикания, постоянно убеждая их в этом.

Подобное воспитание обязательно должно протекать в коллективе - в семье, в детском коллективе, в общении с другими детьми. Начинать занятия надо с режима молчания или с щадящего речевого режима, когда говорить нужно, как можно меньше. Устную речь можно заменить жестами и мимикой.

Взрослые из ближайшего окружения ребенка также должны разговаривать с заикающимися детьми спокойно, медленно и плавно. Необходимо научить ребенка правильной удобной позе: ноги стоят крепко, грудь и плечи развернуты, голова поднята.

Детей необходимо учить, как правильно общаться с собеседником. Во время речи надо смотреть в глаза слушающему. Этим преодолевается свойственная многим заикающимся стеснительность, робость, вырабатывается смелость, сила воли. Необходимо внушать, что слова нужно произносить медленнее обычного. Можно пробовать говорить более низким или более высоким голосом.

В процессе упражнений по формированию элементов самовнушения необходимо придерживаться основных правил речевой деятельности.

Е.Ю. Рау в международном речевом центре «РАУ» (Москва) на занятиях по преодолению заикания использует метроном, прибор, который отбивает определенный ритм. Под звуки метронома дети выполняют различные действия с предметами (передача мяча по кругу, перекладывание мешочков с крупой из одной руки с другую), отхлопывание с одновременным проговариванием различных слов и простых фраз.

Е.Н. Садовникова проводит занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в речевом центре «Зеркало» (г. Москва), продолжая традиции Ю.Б. Некрасовой. Заикание, прежде всего, рассматривается, как нарушение общения. Поэтому вся логопсихокоррекционная работа проводится с группой детей. Для расслабления мышечного тонуса Е.Н. Садовникова использует элементы мышечной релаксации, методы логопедической ритмики, элементы аутогенной тренировки. На завершающем этапе применяет технологию озвучивания детских мультфильмов по ролям.

Методы рациональной психотерапии активно применяются в работе с детьми дошкольного возраста логопедами с целью регуляции эмоционального состояния, расслабления мышечного тонуса и формирования уверенности в достижении стойких результатов плавной речи.

Современные педагогические технологии реабилитации заикающихся дошкольников предполагают поэтапное и последовательное усложнение речевых упражнений в процессе игровой деятельности дошкольников (Г.А.Волкова [5]) или при прохождении программы детского сада (С.А. Миронова [7]).

Психолого-педагогический подход коррекции заикания С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой направлен на формирование плавной речи и на развитие лексико-грамматических средств. Несмотря на различные методы коррекционной работы с заикающимися дошкольниками и младшими школьниками, не существует целостной модели логопедической коррекции заикания у детей с ОНР.

Педагогические технологии коррекции комбинированного заикания (заикания, сочетающего с общим недоразвитием речи) представлены в диссертационном исследовании Е.А. Борисовой [2]. По данным

экспериментального исследования заикание у детей чаще проявляется на сложном лексико-грамматическом материале, в эмоционально значимых ситуациях общения, а бедность языковых средств не только затрудняет формирование коммуникативных умений и навыков, но и усугубляет речевую симптоматику в целом. Для эффективной коррекции заикания у дошкольников с ОНР, кроме развития коммуникативных навыков, развивают лексико-грамматические средства языка и связную речь. Перспективно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий рассчитано на устранение заикания в условиях логопедических групп и логопунктов дошкольных образовательных организаций.

Современные представления о развитии плавной речи детей от 2 до 4 лет базируются на принципе раннего музыкально-ритмического развития и сочетании занятий по развитию речи с ритмикой. Чем раньше ребенок начнет слушать и понимать музыку, тем быстрее он освоит музыкально-ритмические движения, тем быстрее у научится говорить медленно, плавно, выразительно.

По результатам исследований речевых возможностей и чувства ритма детей раннего возраста мы разработали содержание занятий по развитию речи и ритма движений детей раннего возраста. В условиях группы кратковременного пребывания дошкольной образовательной организации все занятия специалисты проводят в первой половине дня 2 - 3 раза. Продолжительность занятий от 15 до 18 минут в соответствии с возрастной нормой, материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей. [9].

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь. Логопед особое внимание уделяет развитию пониманию речи и выполнению простых инструкций, обогащению и актуализации словарного запаса, развитию простой фразы. Преподаватель ритмики или музыкальный руководитель большое внимание уделяет упражнениям на различные виды ходьбы и бега, на развитие фонационного дыхания, на регуляцию мышечного тонуса, темпа и ритма движений в музыкальных играх и регуляцию спокойного эмоционального состояния.

Выводы. Выбор современных технологий коррекции заикания у детей дошкольного возраста достаточно велик и разнообразен. Знание основных направлений, подходов и технологий комплексной работы позволит логопеду в условиях инклюзивного образования подобрать наиболее эффективную методику коррекции заикания с учетов типа учреждения, возраста детей и возможностей организации совместной работы разных специалистов. Многие специалисты, работающие с заикающимися дошкольниками, приходят к заключению, что лучше заикание предупредить, чем его исправлять. Коррекцию заикания следует начинать с появления его предвестников: заметного замедления или убыстрения темпа речи ребенка, частого повторения отдельных слогов или слов. Только логопедические технологии в коррекции заикания не всегда могут быть эффективными. Сочетание педагогических и психологических технологий, дополненные медикаментозной терапией, позволяют добиться хорошей динамики в формировании плавной речи заикающихся дошкольников.

Литература:

1. Андронова-Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). М.: Эребус, 1993 - 160 с. ил.

2. Борисова Е.А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Екатеринбург: Образование и наука, 2009, № 11 (68). С. 114-122.

3. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М.: аст, 2012. С. 224.

4. Власова Н.А., Кочергина В.С. Заикание излечимо. М.: Медицина, 1965.С. 36.

5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Детство-Пресс, 2003. С. 240.

6. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. С. 184.

7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда. М.: Сфера, 2007, С. 192.

8. Садовникова Е.Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода. Курс лекций (с практическими материалами для коррекции речевых и личностно-коммуникативных нарушений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте). Москва, Логомаг, 2014. С. 158.

9. Сафиуллина Г.И. Заикание, тики, энурез. / Г.И. Сафиуллина. - Казань: Медицина, 2006. - 126 с.

10. Шашкина Г.Р. Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах. В сб.: Специальное образование. Материалы VIII Международной конференциию Под общей редакцией В.Н. Скворцова. 2012.С. 218-221.

11. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова). М.: 1974. С. 197-208.

Педагогика

УДК 37.022

старший преподаватель кафедры начального образования Сидорова Евдокия Эдуардовна

ФАГОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Смирнова Екатерина Ивановна

ФАГОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается такой инновационный прием, как ИКТ-средство по организации смыслового чтения в начальной школе. Раскрытие термина «смысловое чтение» как познавательного универсального учебного действия в психолого-педагогической литературе. Выделены два вида текста и возможные задания к ним, используя платформу Google-форма и сервис LearningApps.org. В экспериментальной части даны пробные уроки и проведен опрос среди учеников четвертого класса.

Ключевые слова: ИКТ-средство, инновационный прием, младший школьник, несплошные тексты, смысловое чтение, сплошные тексты, чтение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.