Научная статья на тему 'Коррекция общего недоразвития речи у заикающихся дошкольников'

Коррекция общего недоразвития речи у заикающихся дошкольников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
879
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Е. А.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей развития устной речи заикающихся дошкольников; приводятся данные, свидетельствующие о наличии общего речевого недоразвития у этой категории детей; затрагиваются вопросы организации коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи у заикающихся дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция общего недоразвития речи у заикающихся дошкольников»

КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Борисова Е.А.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, г. Биробиджан

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей развития устной речи заикающихся дошкольников; приводятся данные, свидетельствующие о наличии общего речевого недоразвития у этой категории детей; затрагиваются вопросы организации коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи у заикающихся дошкольников.

Речь занимает особое место в системе психических функций человека. В процессе общения речь и язык человека приобретают важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности. Как и любая другая функциональная система, речь оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования. Нарушение речевого механизма влечет за собой изменения во всей структуре личности, накладывая отпечаток на ее психофизиологическое состояние и социальное поведение [1, 2, 9].

Заикание как нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванное судорогами в мышцах речевого аппарата, относится к одному из самых распространенных расстройств речи: по приведенным в литературных источниках данным им страдает около 2 % населения нашей страны и 3-4 % - Европы [1]. Возникая обычно в раннем детстве, при отсутствии необходимой помощи оно может сохраняться многие годы, затрудняя выбор профессии, являясь помехой в обучении и в личной жизни [5].

Основу заикания как формы речевой патологии составляет нарушение вербальной коммуникации. Чевелева Н.А., Миронова С.А., Ястребова А.В., Шукурова О.С. и др., подходя к определению заикания с позиций характеристики уровня общения ребенка, рассматривали заикание как «расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции».

Сложность этой речевой патологии выражается в том, что заикание затрудняет свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на поведение ребенка, на всю его личность, препятствуя раз-

♦ Заместитель заведующего кафедрой Логопедии, старший преподаватель

витию многих личностных характеристик ребенка, затрудняя в дальнейшем его социальную адаптацию [5-6].

Начало заикания чаще всего приходится на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), когда развитие речи у детей еще не закончено, когда ребенок овладевает фразовой речью и более сложными способами устной коммуникации.

Ястребова А.В. указывает на тот факт, и это подтверждается нашими наблюдениями, что в большинстве случаев заикание имеет место при усложненных формах устного общения. В зависимости от содержания высказывания заикание может усиливаться или уменьшаться, а порой и вообще не проявляться. Наибольшее количество запинок отмечается в высказываниях, содержанием которых являются мыслительные операции, а также в высказываниях, содержащих личностную оценку собственного поведения [9]. Многими авторами отмечается провоцирующее действие смысловой, грамматической, эмоциональной сложности предполагаемого текста высказывания [1, 2, 5].

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что содержание высказываний является для заикающихся детей одним из ситуативных факторов, оказывающих определенное влияние на проявление дефекта.

Проводимые различными учеными исследования экспрессивной речи заикающихся детей свидетельствуют о наличии у них фонетико-фонема-тических и лексико-грамматических нарушений. Волкова Г.А. отмечает среди речевых нарушений заикающихся дошкольников 66,7 % случаев фонетико-фонематического недоразвития, 34 % - отклонений в развитии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи [2].

По данным А. В. Ястребовой примерно в 20-25 % случаев заикание сочетается с недостаточной сформированностью средств языка [9].

Селиверстров В.И. также находит причину многих речевых запинок в неумении правильно оформить словами свою мысль, что может зависеть от ограниченного словарного запаса. Поэтому первоочередное место в работе по развитию речи он отводит расширению у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса, развитию способности последовательно излагать свои мысли [7].

С целью подтверждения этих данных на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджан было проведено обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием и с заиканием. Результаты обследование показали наличие у заикающихся дошкольников нарушений различных сторон речи, характерных для общего недоразвития. Так, примерно у половины заикающихся дошкольников имеются недостатки формирования грамматического строя (уровень его сформированности в среднем составляет 62 %, причем, у 20 % обследованных детей данный показатель составляет 40 %). У детей

наблюдаются недостатки употребления падежных и родовых форм, ошибки при образовании форм множественного числа, неточность употребления предлогов, ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными. Причем наиболее ярко данные недостатки проявляются в самостоятельных связных высказываниях.

Недостаточный уровень развития словарного запаса наблюдается у 55 % заикающихся дошкольников (средний показатель успешности выполнения заданий составляет 65 %, у 15 % детей он ниже - 56 %). Дети испытывают наибольшие затруднения при узнавании и самостоятельном назывании профессий и действий, связанных с ними, затрудняются в образовании слов, обозначающих названия профессий, от существительных и глаголов. Не меньшие трудности вызывают у детей названия частей предметов. При назывании детенышей животных производят замены нужных слов уменьшительно-ласкательными формами (коровки, козочки, маленькие собачки) или образуют неправильные формы (козленки, свинь-ята, свинюшки, котенки). Дети часто употребляют неточно или уподобляют приставки при образовании приставочных глаголов движения (подошел - пришел, перешел - пошел и т.д.). При подборе эпитетов ведущим выступает обычно такой признак как цвет (яблоко - красное, желтое, зеленое; платье - желтое, розовое, белое), поиск и называние других признаков чаще всего ведется при наводящей помощи логопеда. Отмечаются затруднения и в употреблении антонимов: к словам высокий, длинный, широкий подбирается слово маленький, часто антоним образуется при помощи приставки не: невысокий, недлинный, неширокий. Большое количество ошибок выявляется в ходе обследования при образовании относительных (соломная шляпа, ледная (льдущая, льдиная) горка, сливочное (сливное, сливяное) варенье и др.) и притяжательных прилагательных (хвост чей? - кошин, собакин (собачин), лисин (лисячий, лисучий), мед-ведин (медвежоный, медвежачий) и. др.).

Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах связной речи (пересказ, составление рассказа по одной картине или серии сюжетных картин). При обследовании связной речи выяснилось, что у всех детей имеется низкий уровень развития навыков составления связных рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, навыков пересказа. В среднем он составляет 46 %. На качество рассказов накладывает отпечаток недостаточный уровень сформированности лексических и грамматических средств, что требует постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда. Рассказы детей по сюжетной картине и серии сюжетных картин характеризуются непоследовательностью, нарушением смысловой целостности, отсутствием связующих звеньев, низкой инфор-

мативностью. Часто, правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, допускают словесные замены, которые часто бывают неадекватными, при передаче сюжетной линии заменяют или опускают действующие персонажи.

Приведенные данные свидетельствует о том, что среди заикающихся дошкольников можно выделить особую категорию детей - заикающиеся с общим недоразвитием речи. Ястребова А.В. указывает, что для этой категории детей типичным является запаздывание по срокам появления фразовой речи: дети позже начинают говорить, накопление слов и грамматических форм происходит медленно и со значительными трудностями [7].

В связи с этим остро встает вопрос об организации такой коррекцион-но-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, чтобы в ходе устранения или ослабления судорог и сопутствующих расстройств дыхания, голоса и моторики, формирования правильного отношения к своему речевому дефекту, преодолевать недостатки и нарушения устной речи, что в конечном итоге будет способствовать активизации речевого общения.

Для работы с заикающимися дошкольниками предлагается ряд методик, которые отличаются друг от друга разным подходом к выбору речевой деятельности и речевых ситуаций, использованием разных вспомогательных средств или приемов. При этом их объединяет общее стремление реализовать в практике принципы систематичности и последовательности [8]. Это методики Н.В. Власовой и Е.Ф. Рау, В.И. Селиверстова, С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой, Г.А. Волковой, И.Г. Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской и др.

Все методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками предполагают поэтапное и последовательное усложнение речевых упражнений и речевых ситуаций в зависимости от степени речевой самостоятельности детей в процессе одного из видов деятельности ребенка или при прохождения программы детского сада с использованием игр и игровых приемов.

На наш взгляд, наиболее оправданной является организация коррекци-онной работы по устранению ОНР у заикающихся дошкольников при изучении лексических тем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Либо они согласуются так, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме.

К каждой лексической теме логопед подбирает речевой материал, определяет конкретные коррекционные цели и приемы их реализации. При этом упражнения на обогащение и активизацию словаря, формирование

навыков словоизменения и словообразования проводятся на фоне охранительного речевого режима, сочетаются с заданиями на выработку у заикающихся дошкольников правильного речевого дыхания, фонационного выдоха, рациональной голосоподачи, плавного голосоведения, развития просодической стороны речи, координации и ритмизации движений, регуляции эмоционального состояния. Подобный подход к организации логопедической работы с заикающимися дошкольниками будет способствовать не только устранению речевого недоразвития, но и активизации речевого общения в целом.

Успех работы по устранению ОНР у заикающихся дошкольников непременно зависит от того, насколько скоординированными будут усилия всех участников коррекционно-педагогического процесса, организатором которого является учитель-логопед. При этом важным звеном в его деятельности является диагностика речевого развития. В работе с данной категорией дошкольников обследование касается не только изучения симптоматики заикания, выявления порога свободной от запинок речи, но и качественного анализа всех сторон речи заикающегося дошкольника, что позволит планировать и осуществлять коррекционную работу наиболее эффективно.

Список литературы:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. - М.: Академия, 2003. - 208 с.

2. Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов / Логопедия: Заикание: Хрестоматия / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - С. 148-153.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

4. Калягин В. Если ребенок заикается. - СПб: Питер Ком, 1998. - 192 с.

5. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. - М.: Владос, 2004. - 128 с.

6. Одинцова Т.С. Заикание у детей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. -288 с.

7. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2003. - 240 с.

8. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.: Владос, 2000. - 208 с.

9. Чевелева Н.А. Заикание у детей / Логопедия: Заикание: Хрестоматия / Сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - С. 153-163.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.