Научная статья на тему 'Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи'

Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2592
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / STAMMERING / COMMON SPEECH DEFICIENCY / LINGUISTIC MEANS / COMMUNICATION SKILLS AND HABITS / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Елена Альбертовна

В статье раскрывается педагогическая технология устранения заикания у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, доказывается ее необходимость и эффективность применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Approach to Stammering Elimination of Preschoolers with Speech Deficiency

The paper deals with pedagogical technique of preschoolers stammering elimination aggravated by common speech deficiency. The necessity and effectiveness of the technique application is proved.

Текст научной работы на тему «Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи»

СПЕЦИАЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ

ПЕДАГОГИКА

УДК 376.37

Е. А. Борисова

НОВЫЙ ПОДХОД К УСТРАНЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация. В статье раскрывается педагогическая технология устранения заикания у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, доказывается ее необходимость и эффективность применения.

Ключевые слова: заикание, общее недоразвитие речи, языковые средства, коммуникативные умения и навыки, дошкольный возраст.

Abstract. The paper deals with pedagogical technique of preschoolers stammering elimination aggravated by common speech deficiency. The necessity and effectiveness of the technique application is proved.

Index terms: stammering, common speech deficiency, linguistic means, communication skills and habits, preschool age.

Рассматривая современные научные представления о проблеме речевого развития дошкольников, страдающих заиканием, мы проанализировали различные подходы к пониманию сущности понятий «речь», «общение», «речевая деятельность», «речевое развитие», «речевые и коммуникативные умения и навыки» в психолого-педагогическом (Б. Г. Ананьев,

А. А. Бодалев, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. Е. Левина, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн и др.), психолингвистическом (А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя) и нейропсихологическом (Т. В. Ахутина, А. Р. Лурия) аспектах. Мы придерживаемся взглядов отечественных исследователей на роль общения как одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора его формирования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) и на заикание как нарушение системы общения, приводящее к изменениям личности (И. Ю. Абелева, Л. З. Андронова, Л. И. Белякова, Н. И. Жинкин и др.). Вслед за мно-

гими учеными мы считаем проблему развития речи комплексной, поскольку она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики и психолингвистики (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др.). В решении этой проблемы значимую роль играет правильно организованная коммуникация.

Анализ подходов к изучению причин, механизмов, симптоматики заикания с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И. Ю. Абелева, Л. И. Белякова, Н. А. Власова. Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Е. Ю. Pay, В. И. Селиверстов, И. А. Сикорский, Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова и др.) позволяет говорить о заикании как о тяжелом речевом расстройстве с преимущественным нарушением коммуникативной функции. Сведения о речевом развитии дошкольников с заиканием (Н. А. Власова, Г. А. Волкова, Е. А. Дьякова, Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и др.) дали нам возможность говорить о разнородности уровней речевого развития у детей с заиканием: им могут быть свойственны как недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка, так и общее недоразвитие речи (ОНР) [1-6].

Учитывая, что в процессе речевого развития у ребенка формируются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения, в коммуникативном процессе (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и др.), мы проанализировали различные классификации речевых и коммуникативных умений и навыков (М. М. Алексеева, А. А. Леонтьев,

В. Б. Липатова, М. И. Рузская, Г. Б. Фомичева и др.). Детям с заиканием в силу особенностей речевой симптоматики наиболее доступна такая форма связной речи, как диалог. Рассмотрев определения и характеристики коммуникативных умений и навыков, а также предложенные А. В. Чулковой критерии сформированности диалогической речи, в качестве коммуникативных мы выделили такие умения и навыки, как владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование, составление диалога [7].

Большинство методик устранения заикания у детей дошкольного возраста (Л. З. Арутюнян, М. А. Виноградова, Г. А. Волкова, И. Г. Выгодская, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Е. Ф. Рау, В. И. Селиверстов, Н. А. Че-велева и др.) предназначено для работы с заикающимися детьми с нормальным уровнем речевого развития. Практика же показывает увеличение количества детей, заикание у которых осложнено ОНР. Представленные в литературе отдельные попытки включить в логопедическую работу развитие словаря и грамматического строя речи не отражают в полной мере особенности устной речи заикающихся дошкольников с ОНР и специфику коррекционной работы с ними [3, 5, 6].

Экспериментальное исследование проводилось нами на базе специализированных логопедических групп для детей с заиканием МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана. В эти группы входят дети с неврозоподобной формой заикания.

Констатирующий эксперимент, включавший ориентировочный, основной и заключительный этапы, предусматривал изучение уровня сформированности у испытуемых

• языковых средств;

• коммуникативных навыков;

• владения правильной, свободной от заикания речью.

На ориентировочном этапе было проведено сопоставительное обследование детей разных логопедических групп: с заиканием и с ОНР с целью изучения уровня сформированности языковых средств (звуко-произношения, лексико-грамматического строя и связной речи). Детям были предложены четыре серии заданий; успешность выполнения диагностических проб в каждой из них оценивалась в баллах от 1 до 5. Суммарный балл переводился в процентный эквивалент, служивший показателем успешности развития каждого из речевых компонентов (рис. 1).

3 4

Компоненты речи

Рис. 1. Сравнительные показатели успешности выполнения экспериментальных проб детьми старшего дошкольного возраста:

1 - звукопроизношение; 2 - грамматический строй; 3 - словарь; 4 - связная речь

I I - ОНР; 11111 - заикание

Обнаружилось, что у детей с заиканием, участвовавших в эксперименте, имеются характерные для общего недоразвития речевые ошибки. Незначительность расхождений в показателях успешности выполнения

экспериментальных проб (менее 10 %) подтвердила наше предположение

о наличии проявлений ОНР у этих детей.

В ходе дальнейшего анализа результатов обследования у дошкольников с заиканием показатели успешности развития языковых средств были соотнесены с тремя уровнями: низким (0-49 %), средним (50-79 %) и высоким (80-100 %) (рис. 2).

40 30

40

ж ж

уш

Компоненты речи

Рис. 2. Уровни сформированности у детей дошкольного возраста с заиканием и с ОНР речевых компонентов:

1 - грамматический строй, 2 - словарь, 3 - связная речь

И - низкий; \ ' \ ' \ - средний; □ -

высокий

Представленные на рисунке данные свидетельствуют о том, что у старших дошкольников с заиканием преобладает низкий уровень развития связной речи, средний уровень развития грамматического строя, словаря и навыков словообразования. Наличие у отдельных детей высокого уровня развития словаря и грамматического строя свидетельствуют лишь об относительном благополучии: нижний порог процентного содержания данного уровня (80-85 %) и наличие характерных речевых ошибок, выявленных в процессе обследования, позволяют судить о незначительно выраженном ОНР (IV уровень) у этой части детей.

На основном этапе проводилось изучение уровня сформированности коммуникативных навыков и уровня владения свободной от заикания речью.

Для выявления особенностей сформированности коммуникативных навыков было проведено изучение у детей с заиканием степени владения

речевым этикетом, запроса информации, реплицирования, составления диалога [7]. Сформированность умений определялась по следующим показателям: объем и вариативность фраз речевого этикета; использование различных типов вопросов, самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; речевая активность; объем и характеристика диалогических единств в составленных диалогах; конструкции предложений, наличие обращений, речевых ошибок. Собранный фактический речевой материал (ответы детей) позволил определить уровни развития коммуникативных навыков: низкий, средний и высокий (рис. 3).

50

О О

ю И

40

27 Л 3

и

12 3 4

Коммуникативные навыки

Рис. 3. Уровни сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием:

1 - речевой этикет, 2 - запрос информации, 3 - реплицирование, 4

составление диалога

И - высокий; \\'\\ - средний; □ - низкий

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который был использован нами при обработке результатов, подтвердил статистическую значимость корреляции между значениями сформированности языковых средств и коммуникативных навыков (коэффициент корреляции равен 0,69).

Это позволяет утверждать, что недостаточная сформированность средств языка сказывается на качестве коммуникативных навыков.

Для определения способности детей с заиканием пользоваться свободной от заикания речью была изучена зависимость появления пароксизмов заикания от степени речевой самостоятельности и подготовлен-

ности к речи, от окружающей обстановки, от структурной сложности речевого материала, а также прослежена частотность проявления пароксизмов заикания. Обработка результатов осуществлялась с помощью критериев и соответствующих им оценок в баллах, согласно которым были определены уровни владения детьми плавной речью (рис. 4).

ш

го

с;

ш

о

о.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

33

73

60

40

27

57

43

43

20

1

37

1 2 3 4 5

Критерии плавности речи

Рис. 4. Уровни владения детьми с заиканием плавной речью:

1 - самостоятельность, 2 - подготовленность, 3 - окружающая обстановка, 4 -структурная сложность, 5 - частота проявления

?? - высокий; I ^ 1 - среднии

; □

Заключительный этап предполагал обработку и анализ полученных данных (табл. 1). Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что у заикающихся дошкольников имеются дефекты звуко-произношения и звуковой структуры слова; присутствуют характерные для ОНР нарушения лексико-грамматической стороны речи, которые отражаются на уровне развития связной речи. Проявления ОНР, осложняя заикание, сказываются на качестве коммуникативных навыков. В наименьшей степени у данной категории детей сформированы навыки, связанные с запросом информации (умением задавать вопросы), составлением и ведением диалога. Недостаточный уровень сформированности языковых средств и коммуникативных навыков снижают речевую активность дошкольников с заиканием и сказываются на плавности их речи, поскольку провоцируют появление пароксизмов заикания.

Таким образом, можно констатировать, что в устной речи заикающихся дошкольников, кроме судорожной симптоматики, могут иметь место характерные признаки ОНР. Это обстоятельство требует организации коррекционно-педагогического процесса, направленного не только на

преодоление нарушений плавности речевого потока, развитие у дошкольников коммуникативных навыков в различных ситуациях речевого общения, но и на обогащение содержательной стороны высказывания, развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления ^'^\исследования Уровень Развитость языковых средств Сформированность коммуникативных навыков Владение свободной от заикания речью

Количество детей

абс. % абс. % абс. %

Низкий 7 12 24 40 33 55

Средний 44 73 30 50 27 45

Высокий 9 15 6 10 - -

С учетом данных научно-методической литературы, констатирующего эксперимента, концептуальных положений мы разработали педагогическую технологию устранения заикания у детей с ОНР. Для определения ее эффективности испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную (КГ и ЭГ), по 30 человек в каждой. В контрольной группе применялась традиционная методика устранения заикания, ориентированная на детей с нормальным уровнем речевого развития. Работа в экспериментальной группе осуществлялась с использованием педагогической технологии, предполагающей формирование не только правильной, свободной от заикания речи, но и языковых средств и коммуникативных навыков [4].

Названная технология содержит следующие блоки: исходно-диагностический, коррекционно-технологический и итогово-диагностический. Коррекционно-технологический блок включает в себя три этапа (подготовительный, начальный, основной) и отражает приоритетные направления логопедической работы по устранению заикания у дошкольников с ОНР. Поэтапная коррекция проводилась с учетом выраженности судорожной симптоматики и речевых возможностей детей. Заикающиеся дошкольники условно были разделены на три группы в зависимости от выраженности проявлений ОНР, в соответствии с уровнями развития у них языковых средств. Анализ речевых возможностей детей позволил дифференцировать задания в ходе подготовки и проведения занятий, а также максимально их индивидуализировать путем подбора речевого материала, наполняемости занятий упражнениями, комплектования домашних заданий. Дети с низким уровнем речевого развития активнее других были во-

влечены в коррекционную работу, которую проводили воспитатели по заданию логопеда.

Целью подготовительного этапа являлось создание условий для устранения заикания у дошкольников с ОНР, поэтому он предусматривал

• изучение медицинской и педагогической документации;

• знакомство с родителями, проведение с ними бесед о причинах и механизмах заикания, о результатах обследования и особенностях предстоящей коррекционной работы;

• внесение совместно с воспитателями изменений, дополнений в тематический план;

• согласование требований к речи детей и взрослых (в том числе родителей) для создания единого речевого режима.

На начальном этапе коррекционная работа строилась в условиях ограничения речи детей и включала в себя развитие общей произвольной, артикуляционной и мимической моторики, проведение расслабляющих упражнений, выработку речевого дыхания, формирование слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти, подражательности, пополнение пассивного словаря. Основной целью на этом этапе являлось обучение детей простейшим формам ситуативной речи.

На основном (тренировочном) этапе в ходе развития лексико-грамматических средств языка и связной речи, формирования правильной, свободной от заикания речи на постепенно усложняющемся речевом материале, закрепления ситуативной речи, ее усложнения и овладения детьми самостоятельной контекстной речью проводилась работа по развитию способности детей использовать языковые средства в целях устного общения в разных коммуникативных ситуациях. Логопедическая коррекция осуществлялась на групповых и индивидуальных занятиях и включала в себя три направления:

1. Устранение заикания, формирование правильной, свободной от заикания речи. Действия логопеда были направлены на дальнейшее овладение речевым дыханием, развитие координации и ритмизации движений, обучение ситуативной речи на материале коротких, а затем развернутых фраз, нормализацию просодической стороны речи, переход к спонтанной речи через обучение самостоятельной контекстной речи. Активно использовался прием двигательной ритмизации речевого высказывания: во время проговаривания различного по сложности речевого материала дети производили прихлопывания кистью руки, притопывание ногой, движения пальцами рук («Считалочки», «Утята» и др.), задающие темп и регулирующие ритм речевых движений. Для того чтобы подобные упражнения способствовали дополнительно обогащению и активизации

словаря, закреплению у детей навыков словообразования и словоизменения, мы разработали комплекс пальчиковых игр по изучаемым лексическим темам.

2. Коррекция общего недоразвития речи. Коррекция предусматривала устранение дефектов звукопроизношения; уточнение, расширение и активизацию словарного запаса; формирование грамматического строя языка; обучение связной речи. Дети с высоким уровнем речевого развития на занятиях и вне учебы привлекались к корректировке допускаемых сверстниками фонетических, морфологических, синтаксических ошибок. На занятиях по развитию связной речи их пересказы и самостоятельные рассказы служили дополнительным образцом для более слабых в речевом развитии детей. Это позволяло формировать у них функцию контроля и самоконтроля за смысловой и содержательной стороной речи, с одной стороны, и активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй и содержательно обогащать связную речь - с другой. С детьми с низким уровнем работа по развитию речи проводилась и на индивидуальных занятиях в процессе коррекции нарушений звукопроизношения. В работе применялись методы и приемы, рекомендованные для коррекции ОНР у дошкольников (Б. М. Гриншпун, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюко-ва, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева и др.).

3. Формирование коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки вырабатывались путем обучения навыкам употребления штампов речевого этикета, запроса информации, реплицирования, составления диалога. В качестве приемов работы использовались моделирование игровых ситуаций общения, инсценировки, драматизации, настольный и пальчиковый театр. Мы учитывали уровень речевого развития и сфор-мированности коммуникативных навыков и их причинно-следственную зависимость. Поэтому с детьми со средним и низким уровнями владения языковыми средствами речевой материал сначала нарабатывался и закреплялся в дидактических, речевых играх, с привлечением наглядного и практического сопровождения. Кроме того, учитывалась способность детей пользоваться плавной, свободной от заикания речью. Поэтому дети с выраженными проявлениями заикания на начальных этапах работы привлекались к невербальным ситуациям общения, для инсценировок их речевые высказывания были минимизированы, подбирались с учетом речевых возможностей, а в диалогах этим детям предлагались пассивные, ведомые позиции. В дальнейшем их речевые роли активизировались.

Итогово-диагностический блок предполагал проведение контрольного этапа эксперимента с целью определения эффективности разработанной нами педагогической технологии (табл. 2).

Представленные результаты демонстрируют перераспределение детей по уровням сформированности языковых средств, коммуникативных навыков, владения свободной от заикания речью. При наличии положительной динамики в обеих группах показатели детей экспериментальной группы по всем направлениям обследования превышают показатели детей контрольной группы.

Таблица 2

Уровни сформированности изучаемых параметров у дошкольников с заиканием и ОНР в ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента

Направления исследования Развитие языковых средств Сформированность коммуникативных навыков Владение свободной от заикания речью

Количество детей

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Уровень \ абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

Низкий 5 17 - - 1 3

Средний 5 17 21 70 16 53 17 57 5 17 14 47

Высокий 25 83 9 30 14 47 8 26 25 83 15 50

Достоверность данных контрольного этапа экспериментального исследования подтверждена результатами статистического анализа с использованием х2-критерия Пирсона, который показал, что эффект изменений в экспериментальной группе обусловлен именно применением предложенной нами педагогической технологии устранения заикания у детей с ОНР.

Обобщая результаты проведенного исследования, отметим, что в ходе всестороннего анализа специальной литературы уточнено содержание понятия «речевое развитие» ребенка с заиканием. Экспериментально выявлены особенности речевого развития детей данной группы. Установлено, что недостаточная сформированность средств языка сказывается на качестве коммуникативных умений, что в целом снижает речевую активность дошкольников, провоцирует появление пароксизмов заикания. Теоретически обоснована и разработана педагогическая технология устранения заикания у старших дошкольников с ОНР.

При построении и реализации педагогической технологии учитывалась взаимообусловленная зависимость между уровнями сформированно-сти языковых средств и коммуникативных навыков. Подтверждено предположение о том, что эффективность педагогической технологии устранения заикания у старших дошкольников с ОНР достигается путем реализации тесно переплетающихся и взаимодополняющих друг друга

направлений логопедической работы: вырабатывания правильной, свободной от заикания речи путем использования традиционных логопедических технологий; формирования лексико-грамматических средств языка и связной речи; обучения коммуникативным навыкам, позволяющим использовать языковые средства в коммуникативном процессе.

Литература

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. М.: Академия, 2003. 208 с.

2. Борисова Е. А. К вопросу об общем недоразвитии речи заикающихся дошкольников / / Специальная педагогика: настоящее и будущее. Хабаровск: Изд-во Дальневост. гос. гуманитар. ун-та, 2007. С. 110-113.

3. Борисова Е. А. Педагогическая технология устранения заикания у дошкольников с ОНР // Современность и пути развития специального образования. Ч. 2: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 45летнему юбилею Ин-та специального образования / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. С. 39-46.

4. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избр. тр. / ред-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.

5. Репина З. А., Борисова Е. А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Спец. образование: науч.-метод. журнал / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2009. № 3. С. 64-70.

6. Селиверстов В. И. Заикание у детей. М.: Владос, 2000. 208 с.

7. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.