семинарским занятиям, перед которыми студент должен разобрать теорию по теме занятия и пройти тестирование.Все тесты снабжены вариативностью, что позволяет при каждом запуске теста, получать задания с новыми исходными данными. Студенты могут проходить тестирование в любом удобном для себя месте и выбирать время прохождения теста.
При организации самостоятельной работы студентов компьютерное тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Компьютерное тестирование позволяет обеспечить эффективный предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений. Тем не менее, компьютерное тестирование не должно полностью исключать другие методы контроля самостоятельной работы студентов. Наоборот, комбинация компьютерного тестирования с другими инновационными методами контроля позволяет получить объективную оценку и высокий уровень профессиональных компетенций. Использование тестирования в реальной педагогической деятельности позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения.
Выводы. Тестирование - один из наиболее эффективных методов оценки знаний студентов. К достоинствам метода относится объективность оценки; оперативность, быстрота оценки; простота и доступность; пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки. Компьютерное тестирование характеризуется применением различных видов тестов, разнообразными формами подачи информации (графическая, аудиовизуальная, мультимедийная), автоматизируемым процессом проверки тестовых работ и систематизацией результатов. Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля самостоятельной работы студентов.
Условиями эффективного применения педагогических тестов при организации и контроле самостоятельной работы студентов выступают соответствие содержания педагогических тестов закономерностям формирования профессиональных компетенций, применение ИКТ и сетевых технологий, вариативность организационных форм тестового контроля. Тестирование необходимо рассматривать как продуктивную дидактическую технологию, поскольку оно позволяет построить процесс организации и контроля самостоятельной работы студентов с усвоением теоретического мате риала и его контролем, что приводит к активизации процесса обучения. Применение педагогических тестов, как и любых других методов, технологий, средств обучения и контроля должно быть адекватным, сочетающимся с другими видами педагогической деятельности.
Литература:
1. Аванесов В.С. Проблема объективности педагогических измерений [Текст] // педагогические измерения. №3, 2008. С. 3-20.
2. Жирякова А.В. Использование сетевых технологий при организации самостоятельной работы студентов ВУЗа [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-5. С. 76-83.
3. Петрова Н.П., Гшиянц Р.Э Формы компьютерного тестирования в образовании [Текст] // В сборнике: "ЭРН0-2015" Электронные ресурсы в непрерывном образовании Труды IV Международного научно-методического симпозиума. 2015. С. 70-76.
4. Рушингина О.И. Педагогическое тестирование как метод формирования общенаучных компетенций школьников [Текст] // Наука и школа. 2017. № 3. С. 184-189.
5. Умарова У. Б. Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 887-889. — URL https://moluch.ru/archive/67/9692/ (дата обращения: 18.08.2018)
6. Цветкова Ю.А. К вопросу о педагогическом тестировании в системе оценки уровня знаний студентов высших учебных заведений [Текст] // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 232-234.
7. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие [Текст] // - М.: Логос, 2002.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент III курса, магистратура Проскурякова Анастасия Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы распространенности, причины и типы заикания у детей дошкольного возраста. Также приводится коррекционная работа, ее направленность с педагогическим учетом возрастных и психофизиологических особенностей, формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Ключевые слова: заикание, коррекционная работа, логопедическое воздействие, воспитание речи, лечение заикания.
Annotation. This article discusses the prevalence, causes, and types of stuttering in children of preschool age. Also provides remedial work and its orientation with the teaching according to age and physiological characteristics, the formation in children of skills of independent use of a speech without stuttering.
Keyword: Stuttering, remedial work, speech-language therapy impact the education of speech, stuttering treatment.
Введение. Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи.
С рождением у ребенка начинает функционировать кора больших полушарий. Её развитие протекает под приоритетным контролем подкорковых образований в силу их опережающего созревания [5, с. 13].
Развитие речевой функции принято оценивать по этапам речевого онтогенеза, где сначала появляется гуление, лепет и только после этих этапов первые «псевдослова». Зоны мозга, обеспечивающие речевую артикуляцию и кинетику новорожденного, вступают в работу около 5-6 месяцев. В этом возрасте при нормативном развитии ребенку доступно произнесение лепетных слогов. В возрасте около 9 месяцев к активно развивающимся сенсомоторным зонам мозга подключаются лобные области, оказывающие регулирующее воздействие на двигательные акты ребенка. У него начинает формироваться понимание речи взрослых и складываются первые простые слова. Ребенок овладевает интонационным разнообразием и усваивает методику речи [5, с. 13].
Изложение основного материала статьи. Психологическая составляющая речи определяет необходимость языковой среды для своего становления. Это естественный и наиболее эффективный путь развития, так как речевые мотивы определяются жизненными обстоятельствами и событиями.
Препятствием к овладению устной речью становятся такие эмоциональные нарушения, как агрессивность, негативизм, тревожность, повышенная эмоциональная истощаемость [5, с. 14].
Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи.
Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования речи и личности в целом. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект [7, с. 59]. В связи с этим коррекционную работу необходимо начинать и проводить в дошкольном возрасте.
Необходимо воздействовать на речь заикающегося, на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности и разными средствами получило название комплексного метода преодоления заикания [2, с. 220].
На фоне интеграционных процессов, происходящих в обществе, стремительно изменяется содержание обучения молодежи, так как основным средством получения информации является как родная, так и иноязычная речь. Требования лингвокультурного социума определяют широкий набор компетенций, обладая которыми современная личность оказывается способной плодотворно существовать в обществе, реализуя свою самобытность, но сохраняя национальные традиции и культуру [5, с. 12].
Для формирования полноценной личности большое значение имеет овладение правильной, чистой речью. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. И наоборот, речь с заиканием весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими, и нередко накладывают тяжелый отпечаток на характер человека, затрудняет его социальную адаптацию [4, с. 34].
Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции, так и во всем теле. Любые, даже незначительные, ситуации становятся источниками стресса для слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь.
По мнению В.И. Лубовского, количество детей с нарушениями речи увеличивается [6, с. 15]. К специфическим закономерностям речевого недоразвития ученый относит:
1) отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к 2 годам или простых выражений или фраз из двух слов к 3 годам;
2) ограниченное словарное развитие; чрезмерное использование небольшого набора общих слов;
3) трудности в подборе подходящих слов и слов - заменителей;
4) сокращенное произношение слов, предложений;
5) незрелая структура предложений;
6) синтаксические ошибки;
7) обобщенное употребление правил;
8) отсутствие плавности в построении предложений; трудности в установлении последовательности при пересказе событий прошлого;
9) недостаточность развитости разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения;
10) навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка.
Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если он сам не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним, постепенно пополняя его словарный запас, необходимый для дальнейшего развития речи [8, с. 41].
В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свои поведение и позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимоуважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.
В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта,- страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, и т.д., логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в своей работе. Формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуального реагирования [8, с. 42].
Заикание у дошкольников имеет множество внешних проявлений, неоднородность клинических и психолого-педагогических особенностей, что диктует необходимость комплексного воздействия [7, с. 58]. В отечественной логопедии разработаны и применяется ряд комплексных систем по устранению заикания. В практике детского сада №4 п.Сокольское Нижегородской области применяются известные методики Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что впервые предложили поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. Также методику Н.А. Чевелёвой в которой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной
деятельности. При комплексном сопровождении заикающихся детей нами используются многие элементы этих методик в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально-психологическими особенностями и симптоматикой заикания [1, с. 437].
В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, логопедические занятия, лечебная физкультура и логоритмика, воспитательные мероприятия. Создается благоприятная обстановка для детей, режим дня, рациональное питание. Цель этих мероприятий -устранение или ослабление судорог, расстройств дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы, перевоспитание его личности [4, с. 33].
В нашем детском саду организуется комплексная педагогическая работа необходимых специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя) на протяжении всего периода обучения и воспитания ребенка в ДОУ. В работе с заикающимися детьми логопедом применяется: аппарат Фролова позволяющий проводить тренировку дыхательной мускулатуры, вырабатывать продолжительный выдох и упражнения по Хатха - йоге адаптированные к дошкольному возрасту сочетающие в себе физические упражнения с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Используется магнитофон для прослушивания различных произведений в исполнении артистов, музыкального сопровождения во время логопедических занятий и записи голосов детей. Несколько иначе ведут себя заикающиеся дошкольники. Игра вызывает у них затруднения в тех случаях, когда заикание сопровождается болезненными переживаниями, страхом речи. Наблюдения позволяют сделать заключение, что игры необходимо включать в работу с детьми с первого дня пребывания в учреждении.
Игровая деятельность детей с нарушениями речи складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном повседневном руководстве ею. На первых порах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Основные свои знания и впечатления такие дети получают в целенаправленной игровой деятельности, когда у них возникает потребность в словесном общении, закрепляются речевые навыки, полученные на логопедических занятиях.
Исследователи заметили, что игры способствуют формированию социально полноценной личности такого ребенка, развитию правильных взаимоотношений между детьми. Дети овладевают умением вместе играть, согласовывать свои интересы с коллективными, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Одновременно развивается воля, положительные черты характера: честность, смелость, решительность.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его коррекционной работе с дошкольниками.
1. Необходимо широко использовать игры, при этом следует помнить об их значимости как средстве физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. В процессе игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Очень важно в логопедической работе применять ее как основное средство коррекции речевых нарушений [8, с. 146].
Коррекционная работа с заикающимися детьми ведется в основном логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Исходя из степени и формы заикания у детей, логопед дает рекомендации воспитателям и узким специалистам. На основе этого все специалисты в нашем детском саду совместно разрабатывают перспективные планы работы с заикающимися детьми и их родителями.
Для осуществления взаимодействия с воспитателями у нас проходят открытые занятия логопеда, психолога, консультации, беседы, педагогические часы. Даются конкретные задания и рекомендации направленные на закрепление навыков пользования самостоятельной речью, свободной от заикания, усвоенной детьми на занятиях с логопедом в различных играх, режимных моментах, развлечениях, на занятиях. Конкретные задания планируются по лексической теме.
Психолог нашего детского сада дает советы и рекомендации логопеду и воспитателям по индивидуально-психологическим особенностям каждого заикающегося ребенка. Рекомендует подбор различных упражнений, игр для тренировки умения владеть собой, своей речью в различных ситуациях и эмоциональном состоянии заикающихся детей и по воспитанию правильного отношения к дефекту.
Музыкальный руководитель на своих занятиях включает упражнения на развитие ритма и темпа в движениях и речи, проводит элементы логоритмики, использует на занятиях с заикающимися детьми ритмизированную речь (стихи, прозу) с движениями и без движений, мимико-артикуляционные движения, пальчиковую гимнастику. Совместно с воспитателями готовит детей к участию в утренниках, концертах, инсценировках. Проводит мини - консультации для логопеда и воспитателей по развитию плавности и ритмичности речи.
Инструктор по физической культуре на своих занятиях осуществляет задачи направленные на формирование у заикающихся детей общей и мелкой моторики, дыхания, развития внимания, используя упражнения по Хатха-йоге и дыхательную гимнастику, упражнения на координацию речи с движениями. Проводит консультации, практикумы, дает рекомендации по проведению расслабляющей и дыхательной гимнастики с заикающимися детьми.
В детском саду логопед совместно с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем разработали перспективный план совместной работы по развитию плавной речи у заикающихся детей.
Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценки со стороны взрослых [3, с. 551].
Весь комплекс работы по преодолению заикания строится в тесном взаимодействии с родителями: проводятся групповые и индивидуальные консультации, открытые и обучающие занятия, консультации-практикумы, советы, профилактические мероприятия. Выставляются папки передвижки. Логопедом проводится для родителей и воспитателей творческая мастерская «Звуковой калейдоскоп» с практическими показами.
Выводы. Такая четко скоординированная, систематическая, скрупулезная работа всего коллектива детского сада и родителей дает положительный результат в преодолении заикания. Так за период 2016 - 2017
г.г. детский сад посещали 6 детей с нарушениями речи, что составляет 100%. К моменту выпуска из детского сада у 4 детей речь восстановилась. Это составляет 67% и 2 ребенка выпустились с легкой степенью заикания без сопутствующих уловок, это составляет 33%. Эффективность снятия заикания при таком комплексном сопровождении у детей-выпускников МБДОУ №4 п. Сокольское Нижегородской области составила 67%.Это достаточно высокий результат.
Ценится постепенность коррекционно- развивающего процесса, не предпринимается попытка его ускорить. У каждого ребенка свой час и свой срок постижения!
Результат такой совместной, направленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания [7, с. 60].
Литература:
1. Власова Н.А., Герценштейн Э.Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста // Хрестоматия по логопедии (извлечения и педагогическая тексты): развитие В 2 т. Т.1. - М., развитие 1997. -С. 436-439.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: развитие Просвещение, развитие 1985. - 220 с.
3. Волкова Г.А. Волкова Г.А., Заикание и дизонтогенез, Методы изучения и преодоления речевых расстройств — СПб., 1994
4. Ворошилова Е. Л. Система работы с педагогическая заикающимися дошкольниками // Воспитание и педагогическая обучение детей с педагогическая нарушениями развития. - 2006. - № 2. - С. 31-36.
5. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка. «Вестник Мининского университета» 2017 - №2 - С. 12-24.
6. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. №6. С. 15.
7. Петряева А. В., Польшина М. А. Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 58-61. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76656.htm.
8. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. С. 41-42, С. 146 (Учебное пособие).
Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Рысина Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
АВТОРСКИЕ ЛОГОСТИХИ В ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Аннотация. В данной статье отражен результат теоретического и эмпирического исследования по проблеме лексических нарушений старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснована необходимость в разработке методики использования авторских логостихов в дифференцированной коррекции лексических нарушений с учетом уровня речевого развития, которые поспособствуют не только преодолению данных проблем, но и развитию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: лексика, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, логостихи, коррекция.
Annotation. This article reflects the result of theoretical and practical research on the problem of studying the vocabulary of older preschool children with a general speech underdevelopment. The need for the development of differentiated methods of correction of lexical violations, which will contribute not only to overcoming these problems, but also the development of communicative skills is grounded.
Keywords: vocabulary, general underdevelopment of speech, preschool age, speech therapy verses, correction.
Введение. Формирование лексики и коррекция ее нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) является актуальным вопросом логопедии. Процесс овладения новыми словами и понятиями при таком нарушении проходит с задержкой и со значительными затруднениями.
Отсутствие своевременной помощи может привести к нарушениям связи ребенка с окружающим его пространством, его познавательной деятельности, когнитивных способностей, а в дальнейшем безуспешному обучению в школе. Проведенные В. И. Лубовским исследования показали, что лексическая недостаточность негативно отражается на процессах приема, переработки и хранения информации, т. е. «обуславливает недостатки восприятия, памяти, мышления, регуляции деятельности в целом» [9, с. 139]. В своих исследованиях Е.В. Жулина подтверждает взаимосвязь развития психических процессов и всех звеньев речевой деятельности детей с развитием лексики. Представления об окружающей их действительности у таких детей значительно ограничены, замечено замедление психического развития [4, с. 2].
У детей с I уровнем речевого развития лексические нарушения выражаются в отставании активного словаря от пассивного, присутствии в нем только лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов, структура которых чаще всего нарушена. Фразовая речь отсутствует. Нет грамматической связи между словами в выражениях. У таких детей затруднено понимание грамматических форм, различение числа и рода имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм.
Активный словарь детей со II уровнем речевого развития характеризуется присутствием в речи общеупотребительных слов, состоящих в основном из существительных, реже глаголов и прилагательных. Предлоги употребляют крайне редко. Ярко выражено искаженное произношение многих слов.
Лексический запас детей с Ш уровнем речевого развития приближается к норме. Активный словарь уже