Педагогика
УДК:378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент III курса, магистратура Проскурякова Анастасия Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СЕНД-КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста с помощью современных методик. Также рассматривается эффективность авторской методики сенд-коррекции заикания с педагогическим учетом возрастных и психофизиологических особенностей, формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Ключевые слова: Заикание, коррекционная работа, сенд-коррекция, песочная терапия, логопедическое воздействие, воспитание речи, плавная речь.
Annotation. This article discusses the correction of stuttering in preschool children with the help of modern techniques. The article also discusses the effectiveness of the author's method of sand - correction of stuttering with pedagogical consideration of age and psychophysiological features, the formation of children's skills of using independent speech without stuttering.
Keyword: Stuttering, correctional work, sand-correction, sand therapy, speech therapy, speech education, smooth speech.
Введение. Под сенд-коррекцией заикания темпо-ритмических нарушений у дошкольников старшего возраста понимается комплексное лечебно - педагогическое воздействие на разные стороны психо -физического состояния заикающегося разными усилиями и средствами, а также широкого спектра специалистов. Целью данного воздействия является устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, правильное формирование его личности и поведения, социальная реабилитация и адаптация заикающегося.
Сенд-коррекция заикания у детей старшего дошкольного возраста- актуальная проблема нашего общества в целом, которая особо остро проявляется в малых городах и районах из - за неукомплектованности образовательных и медицинских учреждений узкими специалистами (логопедами, психологами, неврологами и другими специалистами). Ранее использованные методы и средства оказались не эффективны, наибольшую эффективность принесёт именно сенд-коррекция заикания, которая позволит нормализовать темпо-ритмическую организацию речи. Данным вопросом занимались Е. Л. Ворошилова, Е. А. Борисова, Л.З. Андронова, Л. И. Белякова, Дьякова Е.А. и другие.
Изложение основного материала статьи. Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно - образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, речи детей, развития логического мышления, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях [5, с. 209].
В настоящее время в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия : фито, арома, хромо и др. виды терапий [8, с. 14]. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся:
1 Ароматерапия - лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
2 Музыкотерапия - воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
3 Имаготерапия- театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
4 Пескотерапия (send-play) -игра с песком как способ развития ребенка [1, с. 50].
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине XX века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич -Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Данные авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции [11, с. 5].
В связи с этим особую актуальность и корекционно-развивающую значимость приобретает развитие темпо-ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство, прежде всего, связано с координацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.
Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса [2, с. 364].
Для того, чтобы повысить продуктивность занятий и поддерживать устойчивый интерес к коррекционному процессу в работе можно использовать элементы пескотерапии.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Частичный перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу, дает больший эффект, чем стандартные формы обучения [9, с. 25].
Игры с песком:
•улучшают эмоциональное состояние;
•мотивируют ребенка к активной деятельности; •снимают мышечную напряженность;
•совершенствуют зрительно- пространственную ориентировку;
•способствую развитию связной речи;
•позволяют плавно регулировать поведенческие трудности;
•развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
•повышают речевую активность;
•способствуют расширению словарного запаса.
Также существует метод песочного рисования «Send-Art». Термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введен А.Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения.
Специалистами доказано, что метод песочного рисования «Send-Art» можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, в образовательных и развивающих целях. Метод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет [6, с. 10].
В практике детского сада №4 п.Сокольское Нижегородской области применяются известные методики Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что впервые предложили поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. Также применяется методика Н.А. Чевелёвой в которой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процесс.
В работу дошкольного учреждения включена методика построеная на авторском произведении А.А Проскуряковой «Приключения жителей песочного города», представляющем собой семь историй для детей старшего дошкольного возраста. История посвящены темам нравственного характера, забота о близких, послушание, ответственность за тех, кого приручили, о дружбе, доброте и конечно жажду к приключениям. Главной особенностью песочных историй является разнообразие героев и взаимная поддержка. На первом этапе дети знакомятся с главными героями, узнают их характер и особенности (обезьянка Дуня, Кенгуренок Шустрик, Львёнок Лёва и др.). Далее начинаются настоящие приключения в песочном городе с нашими героями. Дети реально «проживают», проигрывают всевозможные ситуации вместе с персонажами «Песочной страны». Это создает простор для воображения и собственного творчества детей ручной деятельности.
Целью методики «Приключения жителей песочного города» является нормализация темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Задачами коррекционно- направленной работы являются:
-нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания;
-ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; -избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту; -социальная реабилитация и адаптация заикающегося. Принципы и подходы к формированию авторской методики.
Коррекционно-направленная работа строится на обще-дидактических и специфических принципах. Обще-дидактические: систематичность и последовательность логопедических занятий. Логическое расположение этих занятий, с учетом речевых возможностей детей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному;
-наглядность и технические средства обучения. В учебном процессе пособия и технические средства используются в соответствии с возрастом детей;
-сознательность и активность. Без сознательного и активного участия заикающегося преодоления заикания невозможно;
-возрастные и индивидуальные особенности. На каждом занятии важно учитывать темперамент, характер, мысли, интересы, переживания воспитанника, так же половозрастные особенности. Специфические:
- системность. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, согласованность их действий. Данный принцип обеспечивает единство диагностик, коррекции и единства.
-непрерывность. Данный принцип гарантирует непрерывную помощь воспитаннику и его родителям до полного решения проблемы.
-комплексность. При устранении заикания важно комплексное психолого-медико-педагогическое воздействие.
-онтогенетический принцип. Логопеду необходимо знать формирование психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторных функций, зрительного восприятия, действий с предметами, бытовых навыков и умений, подражательности, импрессивной, экспрессивной речи.
-принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. Закреплению правильных речевых навыков способствует тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя и семьи. Логопед сообщает о характере речевого нарушения ребенка родителям, информирует о поставленных задачах, методах и приемах коррекционной работы на каждом этапе. Авторская методика состоит из пяти этапов:
1. Первый этап- «Слушай и выполняй».
- Знакомство с жителями «Песочного города». Главной задачей данного этапа было привыкание детей к речи логопеда, заикающиеся дети только слушают его речь, которая должна быть четкая, ритмичная и правильная.
2. Второй этап-«Расскажи что делаешь?».
- Допускается собственная речь детей по поводу совершаемых ими действий при наличии постоянной зрительной опоры. Речь постепенно усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и подбором поделок на песке. Дети проговаривают ответы, полные и развернутые.
На этом этапе речь детей временно ограничена.
3.Третий этап- «Расскажи что сделал?».
- Дети рассказывают о выполненной работе или ее части на песке. Логопед выдерживает паузу для того, чтобы ребенок мог подготовить ответ.
4. Четвертый этап - «Расскажи что будешь делать».
- У детей развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ о герое «Песочной страны» рисуя на песке.
5. Пятый этап - «Подведи итоги».
- На этапе «подведи итоги» - дети рассказывают о процессе изготовления того или иного рисунка на песке, составляют собственный рассказ о полюбившемся герое и создают свой персонаж.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности. Коррекционная методика основана на принципах логопедической работы - принципах учета механизмов нарушения речи (этиопатогенетическом), системности, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, учета ведущей деятельности (игры), использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного общения, тесного сотрудничества с родителями. При разработке данной методики особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями.
Перед началом занятий с песком, вместе с детьми проговариваем правила игры в песочнице, так как игры с песком имеют ограничения и запреты.
Песок-загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка - он способен принимать любые формы: быть влажным, сухим, легким и ускользающим, пластичным и плотным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на пальчиках и ладошках детей, тем самым стимулируя соседние речевые зоны в коре головного мозга. Для дошкольников - это игра, от которой ребята получают огромное удовольствие [2, с. 365].
При работе по авторской логопедической методике «Приключения жителей песочного города» в течение учебного года задания в рамках алгоритма постепенно усложнялись в соответствии с задачами конкретного этапа.
Элементы пескотерапии используются для развития ручной моторики, для автоматизации изолированных звуков, для развития плавности речи.
Занятия по «Приключениям жителей песочного города» позволяют осуществлять коррекционную работу комплексно: развитие монологической речи неразрывно связано с пополнением, расширением и активизацией словарного запаса детей, а также совершенствованием грамматического строя языка и синтаксиса. Занятия в групповом формате помогают более замкнутым и стеснительным детям раскрыться и почувствовать себя более уверенно.
Для выявления эффективности проведенной работы была проведена контрольная диагностика, по результатам которой были сделаны следующие выводы: Дети из экспериментальной группы, испытывавшие затруднения во время выполнения заданий по всем указанным методикам на этапе констатирующего эксперимента, улучшили свои показатели, научились составлять рассказы-описания, повествования и рассуждения. Усовершенствовалась и их темпо- ритмическая сторона речи в целом. Стали более редкими запинки в произношении, устранилось напряжение и скованность мышц лица. Дети научились пользоваться речью в отсутствии наглядной опоры и планировать свою работу, а также закрепили навыки самостоятельной речи. Речь стала четкой, ритмичной и правильной.
Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися стало закрепление полученных навыков плавной речи. Дети научились самостоятельно составлять рассказы, о полюбившимся герое и создают свой персонаж с помощью рисунка на песке.
Результаты контрольного эксперимента:
Выполнение заданий на последовательность речи экспериментальной группой оценивается в 71,30% (рост 36,67%). Контрольная группа выполнила те же задания на 41,15% (рост 6,52%).
Задания на темпо-ритмическую связность навыков речи экспериментальной группой выполнены на 77,05% (рост на 40,66%). Выполнение тех же заданий контрольной группой оценивается в 43,04% (рост на 6,65%).
Также можно отметить значимость занятий по логичности и связности речи. Было преодолено нарушение логичности и последовательности повествования (пропуски моментов действия, отсутствие связи между частями, незавершенность фрагментов) при пересказах и составлении самостоятельных рассказов. В речи детей с заиканием из экспериментальной группы благодаря коррекционной работе ребенок хорошо владеет устной речью, у него сформирована звуковая и лексико-грамматическая сторона речи; ребенок говорит без заикания (отсутствие запинок, непреднамеренных пауз, сопутствующих движений.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что целенаправленная коррекционная работа по нормализации темпо- ритмической стороны речи принесла положительные результаты благодаря особенностям авторской методики сенд-коррекции для детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
С помощью песочной терапии:
Во -первых, существенно повысилась мотивация ребенка к занятиям. Повысилась его активность, желание участвовать в коррекционном процессе.
Во-вторых, в песочнице был создан дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы.
В -четвертых, песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, т.е. происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, этим и объясняется желание прикоснуться к песку, погрузить в него руки, ощутить его сыпучесть и изменчивость. Использование данного метода в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Литература:
1. Грабенко Т.М.. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. -СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013. - 50 с.
2. Воробьева Ю.В., Гордиенко Е.В. Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 364-367.
3. Козлова М. Школа красивой речи. Формирование плавности речи. Издательство: В.Секачев, 2018. С. 120
4. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Учебно-методическое пособие. Издательство: В.Секачев, 2016 г. - С. 34
5. Рау Е.Ю., Чайкина А.С. Модель темпо-ритмической организации речи семейного окружения заикающихся младших школьников. // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 2. - М.: Логомах, 2015. С. 209-215.
6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников, ООО «Сфера», 2017. С. 10
7. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. - ООО «ТЦ Сфера», 2016, С. 40
8. Харисон Джон Переосмысление заикания. - СПб.: Издательско - Торговый Дом «Скифия», 2015. -С. 14-15.
9. Эсаулова Е.В. Использование песочной сказкотерапии в дошкольном образовании // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №4 С. 24-26.
10. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др. Основы дошкольной логопедии. - Москва: Эксмо, 2015. - С. 187.
11. Барсукова О.В. Песочная игротерапия для дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 5-7-URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1451/ обращения :05.12.18)
12. Логопедия: нарушение темпа речи, заикание [Электронный ресурс]: практикум / Е.А. Эм. — Ставрополь: изд-во СКФУ, 2017. — 96 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/671144
13. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам [Электронный ресурс]: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко .— М.: ВЛАДОС, 2013 .— 49 с.: ил. — (Библиотека логопеда). — ISBN 978-5-691-01924-1. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/325089
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Салахова Алина Рашидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И В
НОРМЕ
Аннотация. В статье отображены ключевые аспекты изучения звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи (чаще - второго или третьего уровня). Авторы обратили внимание на необходимость сравнительного анализа у детей данных групп по 14 ступеням слоговой структуры, разработанные А.К.Марковой, с целью дальнейшего создания коррекционной программы для устранения нарушений в звуко-слоговой структуре слова.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звуки, слоги, коррекция нарушений, дети дошкольного возраста.
Annotation. The article displays the key aspects of the study of the sound-syllable structure of the word in children of senior preschool age with the norm and general underdevelopment of speech (more often - the second or third level). The authors drew attention to the need for comparative analysis in children of data groups on 14 steps of the syllable structure, developed by AK Markova, in order to further create a correctional program to eliminate violations in the sound-syllable structure of the word.
Keywords: the general underdevelopment of speech, sounds, syllables, correction of children of preschool age.
Введение. Все чаще встречается среди дошкольников ситуация, когда ребенок слышит и понимает речь обращающегося к нему человека, но сам проявляет низкую речевую активность, общение у ребенка происходит через невербальные средства, как жесты и мимика, а также присутствуют попытки «спрятать» речевой дефект с помощью различных уловок. В таких случаях у детей диагностируется общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, фонематики, лексики, грамматики, а, значит, и связной речи [4].
Данное речевое нарушение является одним из самых сложных в изучении, диагностике и коррекции. Научно-практические труды плеяды ученых (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.В.Чиркина Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, И.К.Клоповская, Е.Ф.Соботович и др.) сформировали единую классификацию данного нарушения в зависимости от уровня и степени тяжести проявления. Как известно, существует 4 уровня ОНР, начиная от «отсутствия общеупотребительной речи» и заканчивая «остаточными проявлениями недоразвития элементов лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов».
В данной статье мы бы хотели рассмотреть нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (преимущественно II («начатки общеупотребительной речи») и III уровня (фразовая речь с выраженными недостатками лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития)). Для проверки состояния звуко-слоговой структуры мы обратились к разработанной А.К.Марковой системе, состоящей из 14 классов слогов. Полученные результаты мы сравним с результатами детей, речь которых развивается согласно норме (диагностика их состояния звуко-слоговой структуры слова будет проводиться аналогично по этой же системе А.К.Марковой).
Изложение основного материала статьи. На базе двух МБДОУ (один детский сад компенсирующего вида и один - общеразвивающий) г. Набережные Челны (Россия, Татарстан) нами было организовано экспериментальное исследование звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (6