ЛИТЕРАТУРА
1. Давиденко, Д.Н. В сб.: Актуальные проблемы физического воспитания в профессиональной подготовке студентов высшей школы // Матер. 52-й межвуз. науч.-метод. конф. - СПб.: СПб ГМТУ - 2003, С. 37-39.
2. Занина, Т. Н., Сыроваткина, И. А., Хвалебо, Г. В. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова - 2013. -№ 1. - С. 21-26.
3. Кибенко, Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.
4. Кибенко, Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 101-106.
5. Кизиляева, Е. Ю., Барышникова, Т. В., Безбородов, Н. И. Обеспечение безопасности на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 492-496.
6. Чурикова, И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. - Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина - 2004. - С.63-64.
И.В. Янченко
СОТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ
Аннотация. В статье описывается принцип сотворчества пациента и психотерапевта в организации социореабилитации заикающихся подростков и взрослых средствами системы семейной логопсихотерапии; рассматривается проблема восстановления нарушенного речевого общения при заикании; анализируется творческая активность пациентов на разных этапах лечебного перевоспитания.
Ключевые слова: сотворчество, творчество, заикание, речевое общение, социореабилитация личности, система семейной групповая логопсихотерапии, библиотерапия.
I.V. Yanchenko
CO-CREATIVITY IN THE GROUP FAMILY LOGOPSYCHOTHERAPY SYSTEM
Abstract. The article considers the problem of restoring violation of speech communication when stuttering with the group family logopsychotherapy methods; it describes the principle co-creation of the patient and psychotherapeutist in the organization of correctional and pedagogical process; the article analyses patients' creativity activity on different periods of medical re-education.
Key words: co-creativity, creativity, stuttering, speech communication, group family logopsycho-therapy, bibliotherapy.
Книга выдающегося психотерапевта Ю.Б.Некрасовой, автора уникальной методики лого-психотерапии - лечения тяжелых случаев нарушенного речевого общения в форме заикания - называется «Лечение творчеством». «Сущность творчества состоит в том, что человек, создавая образ, или попадает в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту... Попавшие в тон - преуспевают, взявшие фальшивую ноту - нет». Эти слова принадлежат не психологу и педагогу, а известному в профессиональных кругах металлургу XIX века В.Е. Грум-Гржимайло [цит. по 4, 7]. Но как созвучны они нам!
Современный интегративный подход к коррекции нарушенной речевой функции при заикании требует комплексного медико -психолого-педагогического воздействия, которое реализуется в различных направлениях: в восстановлении согласованности и координации всех звеньев речевой функциональной системы, формировании правильной техники речеобразования, а также в коррекции поведения и личности заикающихся (Г.Н. Волкова, В.А. Калягин, В.М. Шкловский). Однако, несмотря на большое разнообразие достаточно разработанных коррекционных методик, остаются определенные трудности в преодолении заикания. Это определяет поиск более эффективных методов и приемов, направленных как на восстановление темпо -ритмической организации речи, так и на социореабилитацию личности заикающегося в целом [5].
Заикание - это сложное психофизиологическое состояние, которое выражается в нарушениях темпа, ритма и плавности речи и проявляется в ситуациях значимого общения [1]. Расстройства речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации и приводит к определенным психологическим изменениям, нередко вызывающим деза-
даптацию этих лиц в обществе (Л.З. Арутюнян, Л.И. Белякова, Г.А. Волкова, Е.А. Дьякова, И.А. Поварова, Andrews G., Bloodstein O.). Симптомокомплекс заикания приобретает еще более значительную сложность и стойкость у подростков и взрослых, что обусловлено во многих случаях хронификацией процесса, возникновением и закреплением вторичных невротических симптомов, деформацией межличностных отношений, нарушением их коммуникативной компетенции. Можно сказать, что заикание является примером нарушения операциональных возможностей общения (Ж.М. Глозман) и одним из вариантов затрудненного общения (В.А. Лабунская) [1, 5].
Как правило, в основном ведущую роль в «волшебном выздоровлении» пациенты возлагают на специалиста, будь то логопед, психолог или психотерапевт; при этом внутренний потенциал самого заикающегося остается невостребованным. Однообразные занятия, выполнение упражнений, подчас повторяющихся, в итоге - недостаточная результативность, частые рецидивы, неверие в исцеление... «Бег по кругу...»
Наш многолетний опыт работы с заикающимися разного возраста (детьми, подростками, взрослыми) в рамках системы семейной групповой логопсихотерапии основан на ином видении ведущих механизмов преодоления названного речевого дефекта. Данная система выстроена Н.Л. Карповой на основе разработанной Ю.Б. Некрасовой комплексной методики социореабили-тации для заикающихся подростков и взрослых. Предметом нашего практического и исследовательского интереса выступает изучение условий активного включения самого пациента и его семьи в логопсихотерапевтический процесс, цель которого - восстановление нарушенного речевого общения. Такими ключевыми условиям авторы системы называют творчество самого пациента и СОТВОРЧЕСТВО всех участников группы: пациента и логопсихотерапевта, пациента и членов его семьи, пациента и выпускников предыдущих лет [1, 3].
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что творчество положительно влияет на становление личности человека. Это подтверждается в работах, раскрывающих проблему творчества с разных сторон: определение психофизиологических механизмов творчества в искусстве (П.В. Сеченов, В.М. Бехтерев); психология художественного творчества (Б.М. Теплов, М.Г. Ярошевский); эстетико-психологический аспект художественного творчества (Б.С. Мейлах, С.Х. Раппопорт); творческая деятельность (Я.А. Пономарев); различные проблемы детского творчества (Л.А. Венгер) [2].
Особое компенсаторное значение придается в теории и практике психотерапевтической работе с личностью, имеющей проблемы психического развития. Согласно концепции Адлера, в каждом человеке живет его творческое Я, позволяющее ему активно формировать свою личность. С точки зрения представленной гуманистической психологии (К. Роджерса, А. Маслоу), коррекци-онные возможности художественного творчества связаны с предоставлением личности практически неограниченных возможностей для самовыражения, самореализации в продуктах творчества, утверждения и познания самой себя.
Психологический словарь под редакцией В.Б. Шапарь предлагает следующее определение творчества: «Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры» [6, 646]. Академик А.А. Бодалев подчеркивал, что главным в системе семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой является не только решение вопроса нормализации темпо-ритма речи. В предисловии к книге Ю.Б. Некрасовой он пишет о методе, который «может поднять до высот большой духовности, нравственного порыва, вдохновенного творчества личность, потерявшую веру в себя, в людскую доброту, в возможность постоянного движения вперед» [3, 12].
Этот принцип предполагает постоянный анализ психотерапевтом как своей работы, так и творческой продукции пациентов (анализ художественных произведений, аранжировки элементов методики и т.д.). Вследствие этого происходит непрерывное включение в саму структуру методики, ее развитие, основанное на соученичестве психотерапевта и пациента. Творческий подход к процессу коррекции речи и социальной реабилитации личности заикающегося состоит в том, что психотерапевт так организует работу с новым материалом, что каждое занятие спонтанно подготавливает восприятие и понимание пациентов к последующему.
Субъективно это выражается в том, что бывшему заикающемуся представляется, что новое (психические состояния, новые формы речи) родились в нем непроизвольно, без помощи специалиста. Постепенно, от занятия к занятию, психотерапевт развивает в своих подопечных способность видеть это новое, осознавать и использовать его. Таким образом, встречные действия больных, их творческий вклад являются тем лечебным рубежом, на котором начинается перестройка личности, т.е. излечение.
Принцип сотворчества заикающегося и психотерапевта органично пронизывает все этапы социальной реабилитации и используется во всех приемах - от речевых до пантомимических. Это и проекция себя в анализах художественных произведений, и видение себя в воображаемом про-
игрывании успеха сеанса, и готовность говорить в экстремальных ситуациях, и культивирование в себе интрагенного поведения.
Успешное решение поставленной цели достигается тем, что с первых контактов со своими пациентами логопсихотерапевт настраивает их на творчество и сотворчество и в деятельности, и в отношениях друг с другом. Система реализуется через прохождение участниками группы ряда этапов, каждый из которых имеет свои особенности творческих вкладов в глубокую перестройку личности пациента. Подтекстом инициирования творчества пронизан каждый из четырех этапов методики: подготовительный (пропедевтический), сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, этапы активной и поддерживающей логопсихотерапии.
Особая психотерапевтическая диагностика, предлагаемая пациентам и членам их семей на пропедевтическом (подготовительном) этапе, ставит перед собой несколько целей, одна из которых - включение самого заикающегося в коррекционную работу. Ведущим методом на пропедевтическом этапе выступает библиотерапия. Библиотерапия (от лат. biblio - книга и греч. Therapia -лечение, уход за больным) - разновидность психотерапии, использующая художественную книгу как одну из форм лечения словом, заключенным в художественную форму.
Принципиально важно, что чтение построено на очень важном механизме - механизме сопереживания. Постигая через чтение, как преображаются герои книг, читатель начинает испытывать потребность самому совершить подобные поступки, испытать подобные чувства гордости, уверенности в себе; данное состояние можно назвать состоянием коммуникативной готовности к принятию лечебной информации и готовности к собственному преобразованию.
От анализа литературного творчества пациенты переходят к творчеству собственному. Пациентам предлагается стать автором собственного произведения, а именно - сказки. Ее образно-символическая форма способствует художественной интерпретации пациентом своих личностных проблем. Классическим примером такого творческого начала мы считаем сочиненную выпускницей Ю.Б. Некрасовой Наташей Уманской сказку «Яблоня», которая в настоящее время является «программным» логопсихотерапевтическим произведением и включена в перечень библиотера-певтических заданий. Символ яблони - опосредованно, иносказательно переданный образ Наташи. Садовник - логопсихотерапевт. Особым символическим языком девочка описала и свои переживания по поводу заикания - «.. яблонька все ниже гнулась от стыда и все больше кривела», и непростой путь преодоления-«выпрямления», и взаимоотношения с садовником, который объяснил, как надо «тянуться вверх».
По словам Ю.Б. Некрасовой, сказка - это приближение мечты; в сказке стирается грань между желаемым и реальным, между настоящим и будущим. Н.Л. Карпова пишет о том, что сказки служат для наших пациентов первым опытом самореализации в описании своего страдания и выхода из него, в демонстрации собственной оригинальности и способности к образному выражению мысли. Приведем пример сказки «Удача» 35-летней выпускницы группы 2011г. Зои М., проходившей курс социореабилитации совместно со своей 7-летней дочерью в г. Таганроге:
«Давным-давно жила одна маленькая девочка, она была веселая, добрая и очень жизнерадостная. Девочку звали Удача».
И далее пациентка рассказывает, как однажды девочка Удача подавилась рыбьей косточкой, которая попала ей прямо в горло, и ... замолчала:
«Девочка не могла разговаривать: когда она открывала рот, то только шевелила губами, как рыбка, а сказать ничего не могла».
Следующей значимой темой, отраженной в сказке, является тема «Я и общество»: «Подружки и друзья отвернулись от Удачи - им было скучно и неинтересно дружить с молчаливой рыбкой. Ей было горько и обидно..».
Вторая часть сказки повествует о волшебном исцелении. Девочка, помогая неведомой старушке сесть в трамвай, случайно-закономерно попадает в сказочную страну, населенную добрыми и приветливыми людьми. Не трудно догадаться, что в следующих строках прячется описание ло-гопсихотерапевтической кропотливой работы:
«Чудесные люди встали в круг и стали говорить девочке приятные слова; ей стало так хорошо, что она закрыла глаза и не заметила, как косточка выпала из горла сама. Она открыла глаза оттого, что ей стало легко... Девочка Удача уже взрослая, но ни на минуту не забывает свой счастливый трамвайчик».
На примере этой сказки видно, что именно на подготовительном этапе зарождающееся состояние творчества стимулирует формирование так называемой «интрагенной активности», под которой мы понимаем и глубокое погружение каждого члена семьи в процесс социореабилитации, и состояние новых открытий в себе и другом человеке, и личностный рост каждого пациента. Безусловно, это есть начало самостоятельной и «самозатачивающейся» работы над преодолением себя. Ю.Б.Некрасова, используя любимый ею метод символотерапии, называет библиотерапевти-ческий этап ситуацией индивидуального сотворчества.
Как нигде более, принцип сотворчества пациента и терапевта прослеживается на сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии. Участникам группы предстоит выйти на сцену, представить свою речь и в течение одного часа быть в центре внимания зала. Слова логопсихотерапевта на сцене по сути являются опосредованным возвращением значимой информации о трудностях и переживаниях пациента. Главным моментом здесь является то, что терапевт говорит с пациентом его же словами (при подготовке к сеансу мы проводим глубинный анализ всех материалов пропедевтического этапа, выбираем самые значимые и самые яркие строки из работ пациентов и их родственников). Происходит своеобразное «возвращение» строк, написанных участниками группы ранее. Пациенту убедительно и творчески предлагается в символической форме его «портрет неповторимости», который представляет собой «трансформацию» (Н.Л.Карпова) его же воображения.
Одним из центральных компонентов социально-психологической структуры личности является ее отношение к самой себе и к людям, составляющим ее непосредственное окружение (В.Н.Мясищев). Именно творческое отношение каждого участника групповой социореабилитации к опосредованному разговору с терапевтом и группой в целом является условием успешности активного (4 недели) и поддерживающего (1 неделя) этапов, которые проходят по принципу «погружения» в систему логопсихотерапии всей семьи пациента. При этом важнейшие элементы психотерапевтического процесса представлены через переживания, эмоциональный опыт и осознание самих пациентов, через их собственное творчество.
Безусловно, этот огонек вдохновения присущ каждому отдельному методу работы: психотерапевтической беседе, гуманно-структурированному танцу Аммона, кинезитерапии, символоте-рапии. Определенной вершиной творчества каждого пациента и сотворчества всей группы в целом можно считать так называемые «экзамены» - иногда подготовленные, но чаще спонтанные, в духе экспромта еженедельные публичные выступления. Подготовка к ним, как правило, ведется в тайне от руководителей группы и является сюрпризом. Это монологи, диалоги, стихотворно-музыкальные композиции, театрально-танцевальные постановки; индивидуальные выступления-соло на сцене сменяют семейные, а затем и групповые команды.
Подчеркнем, что весь материал, к которому мы обращаемся, представляет собой высокохудожественные произведения культуры. Поэзия и музыка способствуют развитию гармоничного мировосприятия, а музыкальное и поэтическое творчество выступает основой не только самовыражения и самовосприятия человека, но и средством его познания: психологии восприятия, переживаний, эмоций.
Доброй итоговой традицией стало сочинение и последующая защита аранжировок нашей методики. Особенностью аранжировок таганрогских групп является их художественное оформление - участники группы сначала выполняют творческий рисунок, а затем дополняют его комментариями:
«Методика семейной групповой логопсихотерапии как фундамент, гранит, что-то такое, что навеки, неразрушающееся («греческие колонны»), что-то упорное («вода точит камень»); на этом фундаменте вырастает наша красивая, замечательная речь (на рисунке она представлена в виде розы). Красивая правильная речь (роза) черпает свои силы в виде воды и опирается на твердые стены. Речь не оставляет равнодушными окружающих. Яркое солнце символизирует отношение окружающих к речи... » (Н.О., 24 года);
«Лично для меня группа представляется ночным пейзажем с морской лунной дорожкой к воде. Я представляю это так потому, что группа - это для меня речевое успокоение, неспешность, возможность высказаться всем и каждому» (М.А., 15 лет);
«Мне представляется наша методика в виде солнца. Потому что без солнца жизнь не возможна, оно греет нас, дает нам силы. Наша методика как солнце, заикающимся без нее жить невозможно» (П.С., 13 лет).
Насыщенность современными информационно-техническими технологиями позволяет расширить ракурс творческих взглядов; к ним можно отнести создание фотопрезентаций и даже -видеофильма!!! А выпускники пишут стихи:
Простите нас, что часто не звоним. Мы не звоним - не значит, мы не любим... Умом и сердцем бережно храним То знание, что вы нам подарили. Поверьте нам, Ваш труд - неоценим! Мы лишь со временем все это оценили, И каждый день, что в группе мы прожили. Где мы учились, где молчали, говорили, Смеялись, плакали, дышали, пели, ели, Где мы не группой, а почти семьею стали,
Где вместе мы экзамены сдавали -Экзамены на прочность, на поддержку и на речь! Теперь мы все стараемся сберечь Все лучшее, что Вы нам в группе дали. И даже если Вы от нас устали, От нас отделаться вы сможете едва ли. Все! Вы теперь обречены на нашу ВЕЧНУЮ ЛЮБОВЬ!!!
Марина А., мама 14-летней Вероники А. И все вышеперечисленное - всего лишь начало творческого отношения к жизни. Кажется, что система семейной групповой логопсихотерапии попадает «в тон и в такт природе», и наши представления о творчестве и сотворчестве как ведущих механизмах достижения положительной динамики речевых и личностных характеристик общения у заикающихся приводят к длительному и стойкому успеху.
В итоге можно констатировать следующие изменения в плане развития творческого компонента ранее заикавшихся подростков и взрослых, которые характеризуются:
• выраженностью мотивации к творчеству после процесса социореабилитации, устойчивостью творческой деятельности;
• активизацией волевых усилий, находчивостью в художественно-творческом действии;
• нахождением новых оригинальных решений, осуществлением фантазий;
• адекватностью использования символов и выразительных средств художественного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпова, Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд-е. - М., 2003. - 200c.
2. Медведева, Е.А. Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с задержкой психического развития в условиях взаимодействия с искусством / Дефектология, 2007, № 5. С.10-18.
3. Некрасова, Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л.Карповой. - М., 2006. - 223 с.
4. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1989. - 186 с.
5. Поварова, И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. - СПб, 2005. -255 с.
6. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха. О.В.Шапарь. - Ростов н/Д, 2006. - 808 с.