Научная статья на тему 'Заикание как психологическая проблема'

Заикание как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7511
793
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кругликова Анна Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению заикания как психологической проблемы: источник, феноменология, стратегии речевого поведения, типы оказания психологической помощи. Представлен эффективный способ преодоления заикания семейная групповая логопсихотерапия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is dedicated to the examination of stuttering as the psychological problem: source, phenomenology, strategy of vocal behavior, the types of rendering to psychological aid. Is represented the effective method of overcoming the stuttering family group of logopsychoterapiya

Текст научной работы на тему «Заикание как психологическая проблема»

го здоровья ребенка, его возможности, потребности, интересы и способности. Все предлагаемые дошкольнику занятия должны соответствовать двигательным возможностям детей. Во время режимных моментов и игр рекомендуется использовать спокойную, релаксационную музыку. С целью преодоления тревожности, страхов, агрессии проводятся мероприятия с использованием здо-ровьесберегающих технологий. Наиболее продуктивной технологией в развитии адаптивных механизмов детей с ДЦП в окружающем мире является сказкотерапия. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает восстановить силы. Сказкотерапия влияет на развитие эмоциональной сферы, вербальных и невербальных средств общения, познавательных процессов [3].

Как дополнительные технологии используют музыкотерапию, арттерапию, театрализацию, драматизацию и др.

Такой подход в освоении содержания обучения создает условия для развития у детей позитивной оценки своих возможностей, побуждает веру в свой интеллектуальный и духовный рост. Индивидуализация обучения и воспитания, дифференциация требований к каждому ребенку обеспечивает благоприятную атмосферу, снимает ощущения дискомфорта, создает обстановку сотрудничества, доверия и доброжелательности. Методы и приемы работы педагогов ДОУ направлены, прежде всего, на включение воспитанников с ДЦП в образовательно-оздоровительный процесс деятельности дошкольного учреждения, на создание ситуации успеха у таких детей.

Таким образом, реабилитация детей с ДЦП - это не только медицинская задача, но и во многом задача педагогическая и социальная.

При осуществлении комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательно-оздоровительном процессе ДОУ компенсирующего вида, необходимо обеспечить скоординированную деятельность всех специалистов, работающих с детьми с ДЦП на основе интеграции. Порознь решая свои задачи, не имея объединяющего начала, эти специалисты не имеют возможности обеспечить преемственность помощи и поддержки ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ипполитова, М.В. О детях с церебральным параличом // Дети с отклонениями в развитии: метод. пособие / сост. Н.Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997.

2. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

3. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.

4. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП / И.А.э Смирнова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

5. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук И.И. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

УДК 159.9 ББК 88.6

А.Ю. Кругликова

ЗАИКАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению заикания как психологической проблемы: источник, феноменология, стратегии речевого поведения, типы оказания психологической помощи. Представлен эффективный способ преодоления заикания - семейная групповая логопсихоте-рапия.

Ключевые слова: заикание, психологическая проблема, психологическая помощь, семейная групповая логопсихотерапия.

A.Yu. Kruglikova

STUTTERING AS PSYCHOLOGICAL PROBLEM

Abstract. Article is dedicated to the examination of stuttering as the psychological problem: source, phenomenology, strategy of vocal behavior, the types of rendering to psychological aid. Is represented the effective method of overcoming the stuttering - family group of logopsychoterapiya.

Key words: stuttering, psychological problem, psychological aid, the family group of logopsychoterapiya.

В настоящее время значимость разработки систем и комплексных программ по улучшению социально-психологической адаптации, как отдельных индивидов, так и целых социальных групп определяется тем, что наличие любой физической, психологической или психосоматической патологии неизбежно создает тяжелый «психологический фон» и является благоприятной почвой для нарушения многообразных связей с миром. Выраженная степень невротических проявлений у подростков и взрослых, в частности при заикании, оказывает деформирующее влияние на процесс их общения и личностного развития.

Заикание определяется как сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в расстройстве ритма и плавности речи в ситуациях значимого общения [1]. Данное нарушение относится к группе функциональных неврозов, имеющих коммуникативную природу, и может быть рассмотрено как нарушение речевой коммуникации. Заикание, возникшее в раннем возрасте и сопровождающее развитие личности до возраста ее зрелости, существенным образом деформирует ее отношения с внешней средой, с одной стороны, и собственное развитие, с другой. Особую значимость при этом нарушении приобретает фиксированность человека на своем речевом дефекте (В.И. Селиверстов), что препятствует не только плавному, ритмичному речеговорению, но и возможности полноценно выразить себя в общении. Степень фиксации на заикании начинает прогрессировать уже в подростковом возрасте и становится фактором, препятствующим не только общению, но и личностному росту во многих сферах жизнедеятельности.

Поскольку при заикании повреждается не просто способность к речепорождению и речего-ворению, но и способность полноценно общаться, заикающимся показана не только (а иногда и не столько) коррекция речи как таковой, но и психологическая помощь, способствующая восстановлению нарушенного речевого общения на всех уровнях: коммуникативном, перцептивном, интерактивном. Это позволяет рассматривать заикание как психологическую проблему.

Психологическая проблема (от греч. problema - задача, задание) всегда связана с невозможностью удовлетворения того или иного сильного желания (влечения, потребности, мотива) человека. Причина невозможности достижения желаемого и само желание находятся в психике самого человека, в его внутреннем мире, в его отношении к себе, к миру. В этой связи психологическая проблема может быть решена только средствами внутренними, порой включающими в себя отказ от первичного желания, и задача оказывающих помощь в том, чтобы помочь клиенту измениться самому, а не изменить нечто во внешних, не зависящих от него обстоятельствах жизни.

Рассмотрим заикание как психологическую проблему. Изучение причин и механизмов возникновения заикания в форме логоневроза показывает, что устоявшиеся логофобические трудности можно рассматривать как следствие незавершенности многих ситуаций речевого общения. Концепция незавершенных действий является одной из центральных в гештальт-терапии, а ее истоки лежат в гештальт-психологии восприятия (Б.Ф. Зейгарник, Ф. Перлз, Польстер и Польстер). Б.Ф. Зейгарник был открыт феномен улучшенного запоминания незавершенных действий, который постулировал принцип завершения: личность всегда стремится к завершению действия или ситуации, поскольку незавершенные действия и ситуации составляют напряженно заряженную систему, требующую разрешения, реализации. Принцип завершения стал фундаментом концепции незавершенных действий (ситуаций) в гештальт-терапии (Ф. Перлз) [4].

В основе незавершенного речевого действия при заикании - неполнота и неполноценность коммуникативного акта, а часто и его прерывание, а, следовательно, прерывание удовлетворения потребности в общении. Личность в общении стремится к удовлетворению своей активно-напряженной коммуникативной потребности, т. е. к завершению незавершенных коммуникативных ситуаций. Однако при устоявшемся заикании мы наблюдаем формирование обратной тенденции - к избеганию завершения, что выражается в ограничении общения или отказе от него.

Первично незавершенная ситуация общения при заикании выступает источником возникновения проблемы. Она вызывает психическое состояние неудовлетворенности от контакта и его прерывание. Возникает и прерывание ведущей в контакте потребности на уровне мобилизации ресурсов и окончательного действия. На основе психолингвистического анализа наличие заикания также устанавливается на всех этапах речепорождения, начиная с уровня мотивации, когда моти-вационная включенность несет на себе влияние прошлого негативного состояния в ситуациях неполноценного, прерванного общения. С позиций патогенетической концепции невроза при невротическом заикании повторяющиеся многократно негативные психические состояния в дальнейшем начинают не просто сопровождать, но и предварять каждый процесс речевого общения. Возникает невротический патологический круг незавершения ситуаций общения и неудовлетворения потребности в естественном и полноценном общении. Можно сказать, что у заикающихся с возрастом накапливается опыт негативного речевого общения, лишенного успешного завершения и сопряженного с негативными психическими состояниями (неудовлетворенность собой и своей речью, повышенная тревожность, раздражительность, обреченность и т.п.).

Феноменологически заикание проявляется на всех уровнях целостной личности: на уровне мыслей, чувств, действий. Мы видим целый комплекс проявлений психофизического расстройства на уровне дыхания, голоса, темпа речи, телесных ощущений (спазмирование отделов речевого аппарата, мышечные ощущения от позы и двигательной активности и т.п.), а также на уровне чувств (волнение, тревожность, страх, неуверенность). Проблема заикания, в отличие от многих психологических проблем, не может быть скрыта от людей. По меткому замечанию Ю.Б. Некрасовой, заикание является «звучащей психотравмой», она становится явной не только аудиально (запинки в речи клоно-тонического характера, речевые уловки, свертывание речевой программы), но также визуально (судорожные проявления в мышцах лица, рта, шеи, лицевые тики, сопутствующие движения - подергивания плечом, рукой или ногой, постукивания, притоптывания и пр.) и телесно (принятие неудобных поз «неуверенности» и собственной незначительности, разговор без визуального контакта, негибкие стратегии речевого общения и пр.).

Еще одной особенностью заикания как психологической проблемы является ее маскировка под болезненное состояние. Для некоторых заикающихся и их родителей до сих пор заикание -это болезнь, которую нужно лечить преимущественно медицинскими средствами. Необходимость лечебного воздействия при тяжелых формах заикания опровергнуть нельзя, однако это никак не умаляет значимости психологических трудностей, возникающих в общении заикающихся.

Вопросы оказания психологической помощи лицам, страдающим заиканием, на сегодняшний день достаточно проработаны, но потребность в них не всегда осознается. В словаре под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского психологическая помощь определяется как «область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации» [5, 306]. Здесь же указаны основные способы оказания психологической помощи - индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы, например, психокоррекция, психопрофилактика, а также психотерапия, в том числе групповая.

Как подчеркивал Карл Роджерс, автор клиент-центрированной психотерапии, психологическая помощь заключается в создании особых «помогающих» отношений между специалистом и человеком; это «отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими» [6]. Помогающие отношения проявляются, прежде всего, в сопереживании человеку, испытывающему трудные моменты жизни, в поощрении его к осознанию этих переживаний. Это можно делать и без активного вмешательства, а просто быть рядом. В результате таких отношений Другой становится «более целостной личностью, человеком с более выраженной индивидуальностью, способным выразить себя».

Помощь может быть оказана тому, кто в ней нуждается, кто имеет какие-либо трудности в поведении, общении, требующие разрешения. Иначе говоря - проблему. Для решения проблемы и оказания помощи, когда сам человек не справляется, от другого человека требуется: 1) обладать определенными ресурсами; 2) знать, как решается проблема; 3) предпринять действия по ее решению. Третье звено - центральное, поскольку только собственные действия человека приводят к разрешению проблемы и к удовлетворению фрустрированной потребности. Вот почему оказать помощь человеку вне его участия даже с самыми лучшими намерениями невозможно.

Анализируя опыт индивидуального консультирования и групповой работы с заикающимися, мы приходим к выводу, что признание заикания как психологической проблемы дается им нелегко. Очень часто это просто отрицается, и все их внимание направлено на работу только с речью. Заикающиеся чаще предлагают себя в качестве объекта воздействия и в меньшей степени позволяют себе быть подлинными субъектами психологической помощи.

Существует два способа решения психологических проблем: 1) с опорой клиента на самого себя и свои силы - модель «вместе с клиентом», 2) с опорой клиента на психотерапевта - модель «вместо клиента». Необходимо заметить, что оба способа по-своему ценны, они дополняют друг друга и могут быть полезными и эффективными. Выбор того или иного типа помощи зависит от ситуации, потребностей и возможностей людей. Но при этом первый тип помощи в большей степени связан с субъектными отношениями, а второй - с объектными отношениями.

Опыт показывает, что эффективность преодоления заикания как разрешения психологической проблемы общения определяется личностным участием заикающегося, его постепенным личностным ростом посредством саморазвития. В таблице показаны отличия двух типов оказания психологической помощи [2].

Таблица

Типы оказания психологической помощи

Тип 1. Решение проблемы вместе Тип 2. Решение проблемы вместо

с клиентом клиента

Оказание помощи в соответствии с индивидуальными особенностями клиента, его жизненной ситуацией с опорой на осознавание клиентом собственных переживаний и его личностный потенциал.

Базовая установка психолога - в клиенте есть достаточный уровень компетентности и необходимые личностные ресурсы.

Задача психолога - укрепление способности клиента самостоятельно разрешать свои проблемы, активизация его внутренних ресурсов в преодолении трудностей

В жизни человек одновременно является и субъектом, и объектом в зависимости от роли, которую он играет в определенном социальном действии. Кем быть предпочтительнее - зависит от ситуации, выбор всегда за самим человеком. Плохо, когда человек находится в положении объекта не по своей воле (ребенок, которого наказывают, отчитывают, взрослый, которым скрыто манипулируют). В этом случае человек не может действовать свободно. Как правило, человек, имеющий проблему и испытывающий в связи с этим страдание, обделенность (фрустрацию) находится в зависимости от психотравмирующей ситуации, что мешает ему принимать адекватные решения. Проблема загоняет человека в тупик, в результате чего он оказывается в роли «страдающего объекта», а не субъекта. Задача психотерапевта - освободить человека от этой зависимости и сделать его в большей степени субъектом собственной ситуации.

Проблему клиента как субъекта своей жизни первым поставил один из родоначальников гуманистической психотерапии Карл Роджерс, создавший клиенто-центрированную терапию, то есть терапию, центрированную на человеке, его личности. Главное - это наличие у человека собственных внутренних сил здоровья и саморазвития [6]. Поэтому он утверждал, что человек может и должен ощущать себя субъектом.

Именно субъект становится готовым к принятию решения в ситуации выбора и способен нести ответственность за выбранный путь. Чаще всего это - путь личностного роста, источник которого, по мнению Ф. Перлза, заключается в тупиковых ситуациях, где значимость выбора определяется очень высоко [4]. Именно в результате осознанного выбора личность приобретает новое знание о себе и новый опыт практического действования: сначала в терапии, а потом и в реальной жизни. Ф. Перлз создал реальную практическую модель личностного роста, определив его условия, отдельные техники и технологии, подчеркивая при этом, что личностный рост не может проходить насильственно, ему нельзя обучить, его можно только фасилитировать.

Результативность процесса социальной реабилитации всегда зависит от того, насколько человек ощущает себя субъектом личностного преобразования. Личностно-направленная (психологическая) психотерапия всегда обращена к субъектной составляющей личности клиента - это часть ее основополагающей философии. Психотерапевт Н.Д. Линде выделяет следующие шесть отличий человека в позиции субъекта от человека в позиции объекта [2, 16-18].

1. Субъект проявляет свободную активность, это выражается в трех основных видах действий: а) инициативе, т.е. в спонтанных, самостоятельных начинаниях и предложениях; б) принятии решений, наиболее приемлемых из ряда альтернатив; в) самореализации, т.е. самостоятельных действиях по воплощению в жизнь своих решений и намерений (автономность и ответственность).

2. Субъект обладает богатым, разносторонним внутренним миром и принимает решения, опираясь на свое собственное понимание ситуации, своих интересов, последствий своих действий.

3. Субъект способен меняться, он может сформировать в самом себе новые качества, изменить свое поведение, может быть спонтанным и открытым к новому качеству, к новому опыту. 4. Субъект способен к самостоятельному развитию, самосовершенствованию, т. е. сегодня он может справляться с задачами более сложными, чем он решал вчера, а завтра он будет решать еще более сложные проблемы. Это относится и к интеллектуальным, и к творческим способностям, и к личностному росту человека. Последнее особенно важно для психотерапии, потому что личность на пути своего развития постоянно сталкивается с все более сложными проблемами и, решая их, совершенствуется. 5. Субъект строит некоторую личностную перспективу, то есть в своих сегодняшних действиях и решениях исходит из некоторого представления о своем будущем. Это выражается в ощущении осмысленности своего существования (концепция Виктора Франкла о смысле жизни). Ради будущего, ради перспективы своего развития человек способен перенести огромные тяготы «здесь и сейчас» (если знать, зачем - человек может вынести любое как). 6. Жизнь субъекта многомерна, она протекает одновременно как бы во многих планах, все ее параметры важны и необходимы для полноценного существования (семья, работа, хобби, спорт, духовные

Оказание помощи в форме готовых рецептов разрешения той или иной проблемы, советов, уменьшение остроты переживаемых трудностей путем внушения или поддержки.

Базовая установка психолога - клиент не обладает достаточным уровнем компетентности и необходимыми ресурсами.

Задача психолога - предложить собственные ресурсы для решения проблемы, продемонстрировать конкретные действия для клиента

интересы, отдых). Все это образует сложный разноплановый контекст жизни (некий целостный гештальт). Сильное изменение одного из параметров (неудовлетворенность работой, трудоголизм при неумении отдыхать, выпивка для алкоголика и пр.) может привести к разрушению всего образа жизни.

Перечисленные выше качества субъекта представляют собой целостную систему, выпадение одного из качеств ведет к серьезным нарушениям, даже к нарушению субъектности, а наличие всех шести качеств достаточно для ее полноценного существования. Парадоксально, но факт: очень часто клиент с заиканием приходит к психотерапевту (чаще к врачу) в надежде переложить на него груз ответственности за решение своих проблем и сохранить свое состояние объектности в другой форме. Помощь же психотерапевта заключается в том, чтобы сделать человека сильнее, свободнее, независимее, чтобы он сумел сам выйти из своего психологического тупика и мог полноценно реализовать себя.

Преодоление такого сложного речевого нарушения, как заикание, у детей, подростков и взрослых наиболее эффективно осуществляется на основе логопсихотерапевтического подхода (Л.З. Андронова-Арутюнян, М.И. Буянов, С.И. Гарбузов, А.И. Лубенская, М.И. Мерлис, Л.Я Мис-суловин, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова, В.М. Шкловский). В своей практике авторы используют лого- и психокоррекцию, психологическое консультирование, психотерапевтические методы. Так, среди психотерапевтических форм работы можно отметить сеанс императивного внушения в бодрствующем состоянии по К.М. Дубровскому (Л.З. Андронова-Арутюнян, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова, В.М. Шкловский), аутогенную тренировку и самовнушение (А.И. Лубенская, С.М. Лю-бинская), рациональную психотерапию (Л.З. Андронова-Арутюнян, В.М. Шкловский).

Логопсихотерапевтический подход, сложившийся в 60-70-х годах ХХ в., основан на взаимонаправленности логопедической, психологической и психотерапевтической работы и взаимопроникновении разнообразных методов воздействия не только на речь как психическую функцию, но и на личность заикающегося (Ю.Б. Некрасова) [1, 3]. Такой подход является комплексным, личностно-ориентированным, во многом эклектичным, вобравшим в себя наиболее ценные методы и формы работы с заикающимися в современной психологической и логопедической теории и практике преодоления заикания.

Семейная групповая логопсихотерапия Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой в наибольшей степени является выразителем данного подхода. Цель ее состоит в вызывании, закреплении, пролонгировании позитивных психических состояний в ситуациях речевого общения [1]. В фокусе внимания логопсихотерапевта - исследование, анализ испытываемых человеком психических состояний, сравнение их с состояниями в других коммуникативных ситуациях и формах общения (в паре, в кругу, в команде, на публике). Нацеленность на осознавание состояний сочетается с поиском тех из них, которые для человека являются ресурсными, т.е. позитивными, саногенными (оз-доравливающими, по Ю.М. Орлову), приносящими уверенность, комфорт, удовлетворенность своим общением. Стимулируется создание таких ситуаций общения, которые позволяют получить эффект завершенности в форме «коммуникативного успеха». Через осознавание удается перейти к последовательному разрушению старых стереотипов общения и возможности управлять своим общением.

Поскольку привычные стратегии устанавливать и прерывать контакты, строить свое общение закладываются, формируются достаточно рано и являются характерными для той семьи, в которой вырос клиент, то оправдан семейно-ориентированный подход. Семейная групповая логоп-сихотерапия, рассматривая феномен косвенного участия родителей в закреплении и хронифика-ции заикания, выдвигает принцип активного участия в процессе социальной реабилитации родителей и родственников каждого из участников группы. Это делает исследование детско-роди-тельских отношений, характерных стратегий и способов организации контакта (или его прерывания) достаточно наглядным и осязаемым (за счет присутствия родителей в группе), а также вполне открытым для психологического вмешательства.

Для семейной логопсихотерапии характерны все виды работы с телом (кинезитерапия, в том числе дыхательная гимнастика Стрельниковых, голосовые упражнения, вокалотерапия, аутогенная тренировка), осознаванием (библиотерапия, коммуникативно-речевой тренинг, психотерапевтические беседы), чувствами (символотерапия, арт-терапия, сказкотерапия) [7]. В модифицированном виде здесь способны «работать» разнообразные психологические техники: отреагирова-ние негативных чувств разными средствами (игровыми, художественными, вербальными, невербальными), экспериментирование как способ обретения нового коммуникативного опыта через личностные изменения, поиск здоровой творческой адаптации (психотерапевтические беседы).

Понимание заикания как психологической проблемы, проявляющейся в трудностях речевого общения, позволяет экстраполировать на область его преодоления - семейную групповую ло-гопсихотерапию - принципов и методов психологической работы. Это дает возможность обогащать имеющиеся направления работы, искать новые ориентиры и точки приложения в организации психологических воздействий и психологического взаимодействия. Использование в семей-

ной групповой логопсихотерапии психологического консультирования (индивидуального и группового) придает процессу восстановления нарушенного речевого общения дополнительные возможности и продуктивность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карпова, Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учеб. пособие / Н.Л. Карпова. - 2-е изд. - М.: МПСИ: Флинта, 2003.

2. Линде, Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Линде. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.

3. Некрасова, Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дис. в форме научн. докл. ... д-ра. психол. наук / Ю.Б. Некрасова. - М., 1992.

4. Перлз, Ф. Гештальт-подход, Свидетель терапии: пер. с англ. М. Папуша / Ф. Перлз. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.

5. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.

6. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / К. Роджерс; под ред. Е.И. Исе-ниной. - М., 2001.

7. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. - СПб.: Нестор-История, 2011.

УДК 37 ББК 74.37

Н.В. Макарова

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. Автор описывает наиболее актуальные в настоящее время технологии коррек-ционно-логопедического воздействия на речь детей с дизартрией.

Ключевые слова: артикуляционная моторика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж.

N.V. Makarova

USE TECHNOLOGIES WILL BE IN SPEECH THERAPY WORK WITH CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Abstract. The author describes the most relevant technology currently correction and speech therapy effects on the speech of children with dysarthria.

Key words: articulating motility, breathing exercises, massage logopaedic.

В настоящее время дизартрия является одним из самых распространённых нарушений речи у детей и довольно часто встречается в логопедической практике (Е.Н. Винарская, О.Г. При-ходько, О.А. Токарева и др.).

В многочисленных исследованиях, посвящённых состоянию речи при дизартрии, отмечаются смазанность и нечёткость звукопроизношения, различные фонационные и просодические расстройства, а также нарушение речевого дыхания (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мас-тюкова, О.В. Правдина и др.). Так, у дошкольников данной категории одним из частых проявлений является назализованность и хриплость голоса, отсутствие его мелодичности, а также малоин-тонированная, монотонная и невыразительная речь. Например, декламируя стихи или повествуя о чем-то, дети делают вдох в середине фразы, что превращает их высказывание в речь «на бегу», взахлеб.

При обследовании двигательных механизмов у детей с дизартрией на практике всегда выявляются недостатки в развитии общей, мелкой и речевой моторики, выраженные в различной степени. Так, для движений артикуляционных органов характерна неточность, ограниченность и низкая амплитуда. При их выполнении проявляется гиперсаливация, синкинезии подбородком, цианоз и тремор языка, его отклонение от средней линии в статичном положении вне рта.

Несмотря на то, что у детей с легкой степенью выраженности дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задержива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.