Научная статья на тему 'Полный стиль произношения как средство восстановления нарушенной темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков'

Полный стиль произношения как средство восстановления нарушенной темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3360
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПО-РИТМ / ФОНЕТИЧЕСКИЕ СТИЛИ ПРОИЗНОШЕНИЯ / PHONETIC PRONUNCIATION STYLE / ПОЛНЫЙ СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ / PROFOUND STYLE OF PRONUNCIATION / РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ / ЗАИКАНИЕ / STUTTERING / ЛОГОПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPECIAL LOGO PSYCHOTHERAPEUTIC TECHNOLOGY / TEMPO-RHYTHMIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Янченко Ирина Владимировна

В статье рассматриваются фонетические стили произношения (полный и разговорный); описывается полный стиль произношения как специальная логопсихотерапевтическая технология, способствующая нормализации темпо-ритмической организации устной речи при заикании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about phonetic pronunciation styles (profound and colloquial). The profound style of pronunciation is described as a special logo psychotherapeutic technology which promotes normalization of tempo-rhythmic speech while stuttering.

Текст научной работы на тему «Полный стиль произношения как средство восстановления нарушенной темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков»

4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

5. Ткаченко, Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова / Т. А. Ткаченко. - М.: Дрофа, 2004.

6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

7. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009.

УДК 808 ББК 74.37

И. В. Янченко

ПОЛНЫЙ СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются фонетические стили произношения (полный и разговорный); описывается полный стиль произношения как специальная логопсихотерапевтическая технология, способствующая нормализации темпо-ритмической организации устной речи при заикании.

Ключевые слова: темпо-ритм, фонетические стили произношения, полный стиль произношения, разговорный стиль произношения, заикание, логопсихотерапевтические технологии.

I. V. Yanchenko

PROFOUND STYLE OF PRONUNCIATION AS A METHOD OF RESTORATION OF STUTTERING TEENAGERS' TEMPO-RHYTHMIC SPEECH

Abstract. This article is about phonetic pronunciation styles (profound and colloquial). The profound style of pronunciation is described as a special logo psychotherapeutic technology which promotes normalization of tempo-rhythmic speech while stuttering.

Key words: tempo-rhythmic, phonetic pronunciation style, profound style of pronunciation, stuttering, special logo psychotherapeutic technology.

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Заикание у подростков характеризуется рядом особенностей: они начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами. Ряд исследователей (М. И. Буянов, Н. А. Власова, Б. З. Драпкин) объясняет эти особенности постепенно увеличивающейся потребностью в речевом общении. Усложнение взаимоотношений со сверстниками и нарастание требований, предъявляемых к речевой коммуникации в подростковом возрасте, приводят к тому, что для подавляющего большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Это, в свою очередь, вызывает повышенную утомляемость (как психическую, так и речевую) и может способствовать развитию патологических черт характера.

Как правило, данный речевой дефект принято рассматривать в ряду нарушения темпа и ритма речи (И. А. Поварова). Темп относится к просодической стороне речи и может быть быстрый, медленный и прерывистый; он формируется одновременно со становлением речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов. Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации; его резкие отклонения от средних величин - как ускорение, так и замедление - мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи - ритма, который представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи [2].

Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи; впервые данные понятия в одно - «темпо-ритм» - объединил К. С. Станиславский. Он советовал: «Берите за образец подлинных певцов и заимствуйте для своей речи их четкость, правильную размеренность и дисциплину в речи. Передавайте правильно длительность букв, слогов, слов, остроту ритма при сочетании их звуковых частиц, образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз ме-

жду собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения), типичные для переживаемых чувств, страсти или для создаваемого образа» [4].

Действительно, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. В настоящее время специалисты говорят о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В настоящее время разработано достаточно технологий, с помощью которых можно формировать или восстанавливать нарушенную темпо-ритмическую сторону речи (Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова). К эффективным технологиям специалисты-логопеды относят в том числе полный стиль произношения, который характеризуется четким проговариванием ударных и безударных слогов, а также отчетливым произнесением гласных звуков. Однако возможности полного стиля произношения в коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи исследованы недостаточно и требуют систематизации и обобщения.

В словаре под редакцией Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской выделяются такие фонетические стили произношения, как полный и разговорный [1]. Полный стиль - это звуковая форма речи или ее отдельных отрезков (в зависимости от необходимости) в несколько замедленном, тщательном произношении, но согласно правилам действующей литературной нормы. Полный стиль может колебаться от посложного произношения до обычного, но четкого, без выпадения безударных гласных, а также некоторых согласных и слияния их.

Полный стиль свойствен, в частности, публичной речи, когда слова произносятся «в их идеальном фонетическом составе», т. е. ясно и отчетливо. В повседневной речи мы произносим совершенно отчетливо (т. е. полным стилем) не все высказывание целиком, а либо отдельные фразы, либо отдельные слова, либо даже их части. Так бывает в тех случаях, когда мы употребляем редкое или малоизвестное для собеседника слово или когда говорим на расстоянии (по телефону, из другой комнаты, а также в случаях привлечения внимания к определенным элементам речи). В случае полного стиля проявляется так называемый идеальный фонетический состав слов, стирающийся в той или иной мере тогда, когда мы быстро (а тем более небрежно) произносим фразу.

Неполный (разговорный) стиль - звуковая форма речи, произнесенная в несколько убыстренном темпе при отсутствии ее четкости, что влечет за собой ряд изменений, но обязательно в пределах действующей литературной нормы. Характерными фонетическими особенностями неполного стиля (в сравнении с полным стилем) является большая редукция безударных гласных, доходящая в небрежной скороговорке до их полного выпадения, большая ассимиляция согласных и выпадение некоторых из них. Особенности неполного стиля касаются не только звукового состава речи, но и ее слогового строения и ритмики. Мелодика слова становится живой и разнообразной, но не выходит за пределы литературной нормы.

Употребление неполного стиля также социально обусловлено: когда мы говорим среди товарищей, в своей семье или среди лиц примерно одного возраста, то нет надобности в подчеркнуто тщательном произношении. Неполный стиль употребляется чаще, чем полный, а изменения, происходящие в нем, в ряде случаев создают произносительные дублеты, особенно в часто употребляемых словах (здравствуйте, здрасте).

Впервые вопрос о стилях произношения (или фонетических стилях) был обозначен Л. В. Щербой в работе «О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слова», вышедшей в 1915 году в «Записках неофилологического общества» при Петроградском университете (вып. 8). Изначально лингвист ссылается на П. Пасси, который еще в 1887 году обращал внимание на различные стили говорения. Л. В. Щерба отмечает «объективно существующее в связной речи разнообразие произношений» и задумывается о том, «как относятся друг к другу объективно встречающиеся в разных условиях формы глагола «говорит»: ^Ъ^г'к, gXvr'it, gXr'it, gr'it]». Специалист в области языковедения называет данные формы «зародышами будущих языковых состояний» и объясняет их наличие психологическими причинами, ассимиляцией и вариативностью ударения [5].

Идеальный фонетический состав слов применяется, «когда мы употребляем редкое, для собеседника малоизвестное слово, когда говорим из другой комнаты, когда говорим занятому, рассеянному, тугоухому и т. п., когда поправляем детей, когда хотим привлечь внимание на то или другое слово или даже часть его (когда для понимания смысла фразы важен тот или другой морфологический элемент), когда тянем слова в недоумении или удивлении, когда говорим нараспев или попросту поем». В словарях предлагается принять за правило печатать всегда две транскрип-

ции: одну - обнаруживающую идеальный фонетический состав слов, другую - транскрипцию связной речи.

Далее лингвист уделяет внимание проблеме различения долготы и краткости гласных в разных языках. По его мнению, «для русского языка данное различие несвойственно, тогда как в немецком это факт капитальнейшей важности» [5].

Ю. Б. Некрасова предложила использовать полный стиль произношения (ПСП) в работе с заиканием, определив его как устную речь, исключающую редукцию произношения для восстановления темпоритмоинтонационной стороны речи заикающихся. К сожалению, Ю. Б. Некрасовой не оставлены ни определения запасов прочности, ни пошаговые разработки по овладению технологией достижения плавной речи. Поэтому данная методика собиралась нами долгие годы -благодаря беседам с выпускниками «некрасовских групп», собственному многолетнему опыту и погружению в теоретико-методологические источники логопедической и сценической направленности.

В настоящее время полный стиль произношения является ведущей технологией в системе семейной групповой логопсихотерапии (Ю. Б. Некрасова, Н. Л. Карпова). Введение полного стиля произношения как основного средства восстановления нарушенной речевой функции при заикании способствует выработке саморегуляции темпо-ритмической стороной речи у заикающихся подростков [3]. Овладение данной технологией предполагает поэтапное формирование нового динамического стереотипа речи и способствует достижению плавности речи. Рассмотрим данные этапы более подробно:

• 1-й этап (1-й запас прочности, «дубовый») - формирование замедленной равнотемповой основы полного стиля произношения путем утрированного произношения гласных звуков и вставления нейтрального звука [Э]; его основными правилами является речь на основе правильного диа-фрагмального вдоха; правильное использование пауз; опора на «примарный тон» голоса; «поливание гласных звуков»; использование энергетических звуков [И], [Э], [Я]; применение нейтрального звука в стечениях согласных; формирование смычных согласных [П], [Т], [К] и сонорных звуков [М], [Н];

• 2-й этап (2-й запас прочности, «интонационный») - добавление интонационной окрашенности речи с первоначальным использованием изменения интонации на изолированных звуках, слогах, словах, а лишь затем в предложениях; предупреждение запинок становится возможным благодаря постепенному усложнению форм речи от сопряженной к отраженной, вопросно-ответной, спонтанной;

• 3-й этап (3-й запас прочности, «зашагивание») - к предыдущим правилам речи присоединяется правило «зашагивания», т.е. ударения на первом слоге с использованием присоединения первого слога (звука) к последнему слогу предыдущего слога; это правило позволяет блокировать запинки в начале слова и постепенно «сдвигать» темп речи;

• 4-й этап (4-й запас прочности, «разнотемповость») - формирование смешанного использования полного и разговорного стилей произношения с целью максимального приближения ритмоинто-национной стороны речи пациентов к естественному стилю; заключается в обучении смене темпов речи от замедленного к умеренному и наоборот и сопряжении с правилом постепенного «вплывания в речь».

Летом 2012 года мы принимали активное участие в исследовании темпо-ритмической стороны речи, которое проводилось в процессе подготовки и организации работы экспериментальных групп семейной логопсихотерапии на базе Психологического Института РАО (Москва) под руководством Н. Л. Карповой. Экспериментальную группу составили заикающиеся подростки и взрослые в возрасте от 13 до 35лет (10 человек); логопсихотерапевтическое воздействие длилось две недели. В исследовании также принимали участие родители и родственники заикающихся, выпускники предыдущих логопсихотерапевтических групп.

В ходе нашей диагностики мы использовали следующие методы эмпирического исследования:

• методику «Определение уровня овладения новым речевым навыком в процессе логопсихотерапии» (Н. Л. Карпова, А. Д. Яковистенко);

методику изучения саморегуляции навыка полного стиля произношения у заикающихся после логопсихотерапевтического воздействия в процессе публичного выступления и спонтанной речи (И. В. Янченко).

1. Методика определения уровня овладения новым речевым навыком (Н. Л. Карпова, А. Д. Яковистенко).

Уровень овладения новым речевым навыком определялся после окончания лечебно-обучающего курса по следующим параметрам: степень осознанности мотива к овладению новой речью; сила и устойчивость мотива к овладению новым навыком речи; эмоциональное отношение к процессу овладения новым речевым навыком; степень активности действий по овладению новым речевым навыком. Было выделено четыре основных уровня и два промежуточных.

I уровень (очень низкий). Отсутствие осознания мотива к усвоению новых речевых навыков. Низкий уровень саморегуляции речи. Слабое, неустойчивое состояние заинтересованности в овладении новой речевой техникой, фактически не проявляющееся в действиях по их реализации.

II уровень (низкий). Частичное осознание необходимости обучения новым речевым навыкам. Ситуативное применение навыков речевой саморегуляции. Состояние заинтересованности в получении новых речевых навыков носит положительный, но неустойчивый характер.

II-III уровень (низкий с тенденцией к среднему). Данный промежуточный уровень свидетельствует о переходе к устойчивому и заинтересованному отношению к овладению новой речью. Отмечаются тенденции к осознанному соблюдению соответствующего речевого режима, но для активного использования нового речевого навыка требуются помощь и большие волевые усилия.

III уровень (средний). Средний уровень овладения навыком. Положительное, более устойчивое, но нестабильное состояние заинтересованности в процессе овладения новым речевым навыком. Понимание необходимости соблюдения соответствующего речевого режима, но применение полученного навыка требует больших волевых усилий и помощи, то есть успешно осуществляется только в рамках группы, поэтому активность снижается при затруднениях внешнего и внутреннего плана (носит полезависимый характер).

III-IV (средний с тенденцией к высокому). Понимание необходимости не только в овладении, но и поддержании и совершенствовании полученных речевых навыков не только в рамках группы, но и за ее пределами. Активное использование данного навыка в различных коммуникативных ситуациях и вне рамок группы, но это еще требует больших волевых усилий.

IV уровень (высокий). Интерес к овладению новым речевым навыком носит устойчивый, продолжительный характер, не зависящий от ситуационных факторов. Обучение приносит радость, удовольствие. Четкое понимание и осознание необходимости в овладении, поддержании и совершенствовании полученных навыков (настоятельная потребность); использование, развитие и совершенствование полученных речевых навыков не только в рамках курса социореабилитации, но и за ее пределами (поленезависимая активность).

2. Методика изучения саморегуляции навыка полного стиля произношения у заикающихся после логопсихотерапевтического воздействия в процессе публичного выступления и спонтанной речи (И. В. Янченко).

В данной методике было выделено шесть основных критериев полного стиля произношения: соблюдение требований орфоэпических норм, ясность и отчетливость произношения, верная расстановка словесного и логического ударения, умеренный темп, правильные речевые паузы, соблюдение нейтральной интонации.

Критерии оценивания: 3 балла - высокая степень саморегуляции, соблюдает правило всегда; 2 балла - средняя степень саморегуляции, соблюдает правило не всегда;1 балл - низкая степень саморегуляции, не соблюдает правило.

В результате определения уровня овладения новым речевым навыком (полным стилем произношения) мы пришли к выводу о том, что в конце первой недели 80% участников имели низкий уровень его освоения. Это проявлялось в том, что у пациентов отмечалось частичное осознание необходимости использовать новую речь, желание изменить ее присутствовало, но носило неустойчивый характер. В конце второй недели у 80 % участников наблюдался уже третий уровень овладения новым речевым навыком: у пациентов появилось осознание, для чего нужен новый речевой режим, но все-таки все правила речевого режима соблюдались только в пределах группы. И только у 20 % отмечался высокий уровень - в процессе всей работы у них наблюдался устойчивый интерес и совершенствование полного стиля произношения не только в рамках группы, но и за ее пределами.

Анализируя данные о саморегуляции навыка полного стиля произношения у заикающихся после логопсихотерапевтического воздействия, мы пришли к выводу о том, что показатели его сформированности зависят от ситуации общения. В публичном выступлении больше внимания уделялось темпу речи, речевым паузам, четкому произношению, в результате этого речевых запинок становилось значительно меньше у всех участников; в спонтанной речи навыки саморегуляции были значительно ниже.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

• полный стиль произношения является одной из основных логопедических технологий в методике семейной групповой лого-психотерапии;

• полный стиль произношения формирует стабильность темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков и взрослых благодаря последовательной и поэтапной работе по овладению новым речевым навыком;

• овладение полным стилем произношения предполагает взаимопроникновение логопедических и психологических технологий;

• благодаря освоению нового речевого навыка патологическое состояние страха речи при заикании замещается на саногенные состояния речевого успеха и коммуникативного удовольствия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской. - М.: Флинта, 1998.

2. Поварова, И. А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи: монография. - СПб.: Речь, 2005.

3. Семейная групповаялогопсихотерапия: исследования заикания / под ред. Н. Л. Карповой. - М.; СПб.: Нестор-История, 2011.

4. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. - СПб.: Азбука, 2013.

5. Щерба, Л. В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слова // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. - С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.