_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.9+615.8
Карпова Наталия Львовна
Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, [email protected], Москва
Крючков Владимир Петрович
Доктор филологических наук, зав. кафедрой СГУ им. Н. Г. Чернышевского, [email protected], Саратов
Терешкова Елена Борисовна
Учитель-логопед, школа № 6, [email protected], Саратов
Сенаторова Ксения Павловна Логопед, Сурдоаудиологический центр, [email protected], Саратов
Пуговкина Елена Александровна
Педагог-психолог, школа № 1, [email protected], с. Кинель-Черкассы Самарской области
ГУМАННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ
Аннотация. В статье рассматриваются психологические, педагогические, культурологические, дефектологические, логопедические аспекты проблемы гуманизации образовательного, воспитательного и коррекционного пространства на примере работы с заикающимися и членами их семей. Представлен системный опыт семейной групповой логопсихотерапии и проведен анализ гуманистической составляющей данной системы на примере работы первой в Саратове логопсихотерапевтической группы: реализованы приемы сочетания индивидуальных и групповых форм работы в процессе образования и реабилитации личности; организации педагогической деятельности в разновозрастных образовательных и коррекционных группах, способы согласования деятельности родителей (лиц, их заменяющих), социальных педагогов, психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования в процессе развития личности субъекта образования. Результаты коррекции логоневроза прокомментированы данными диагностики и отзывами участников разновозрастной группы.
Ключевые слова: гуманистические проблемы, логоневроз, разновозрастный коллектив, семья, логопсихотерапия.
Рассмотрение и решение дефектологических проблем способствует лучшему пониманию закономерностей развития ребенка в норме. Это дает основание при решении вопросов общеобразовательного пространства обратиться к опыту гуманизации коррекционного процесса в логопсихотерапевтиче-ских группах.
Гуманизация образовательного, воспитательного и коррекционного пространства является одной из актуальных проблем педагогики, психологии и дефектологии в изменяющемся мире и системе отечественного образования. При этом, по справедливому утверждению Н. Б. Крыловой, иным должен быть характер коммуникации в системе педагог-ученик: «Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, должен всегда видеть возможное поле глубинного общения с ребенком», стре-
миться к созданию «ауры культуры общения (а не просто деловой или предметной коммуникации)» [5, с. 95]. Одним из центральных положений гуманистической - культурологической - концепции современной педагогики, по мнению Н. Б. Крыловой, является идея гуманистического воспитания как «диалога культур» - культуры взрослого и ребенка: «Гуманистическое воспитание... есть диалог культур. Оно есть созвучие детской и взрослой культуры, их взаимодействие и взаимовлияние» [5, с. 97]. Казалось бы, что понятие гуманизма и его принципы уже заложены в системе воспитания и образования нашей педагогики, но практика последних десятилетий все более убеждает в формализации и чрезмерной рационализации процесса обучения и взаимоотношений педагогов с учащимися и воспитанниками, а также во взаимодействии с их родителями
и ближайшим окружением [1]. Данные приемы переносятся и на коррекционно-воспи-тательную систему, где именно организация гуманных отношений во многом определяет эффективность и результат работы.
Система семейной групповой логопсихо-терапии уже более 20 лет развивается на основе методики групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой для тяжело заикающихся подростков и взрослых [7]. Разрабатываемая ею с начала 1960-х годов в Москве система работы основывалась на тесном взаимодействии с пациентами, которые в большинстве уже многократно и безуспешно пытались справиться с недугом речевого общения. Принципы, заложенные Ю. Б. Некрасовой в многоплановой коррекционной практике: сотворчество пациента с психотерапевтом, превращение группы в коллективного психотерапевта, использование нетрадиционных парадоксальных методов работы, стимулирующих рефлексию и взаиморефлексию участников, - отвечали высоким гуманистическим требованиям и способствовали хорошим результатам [8].
Отметим, что ведущие отечественные психотерапевты в определении невроза особо подчеркивали его коммуникативную природу (В. Н. Мясищев) и нарушения семейных отношений у пациентов (В. Н. Мяси-щев, Б. Д. Карвасарский, Э. Г. Эйдемиллер, С. Г. Юстицкий и др.). В частности, выявлено, что в семьях с заикающимися разного возраста возникает проблема взаимопонимания и установления уровня требований к нему в плане речевого поведения [9]. Нередко члены семьи смотрят на ребенка через призму тех переживаний и огорчений, которые ему доставляют запинки в речи. Это побуждает родителей в одних случаях преуменьшать, а в других - преувеличивать личностные нарушения, которые, по их мнению, могут возникнуть в развитии ребенка.
С конца 1980-х гг. мы начали активно привлекать к социореабилитационной работе на всех ее этапах родителей и родственников пациентов, с 1999 г. включая в группы и младших школьников, что позволило разработать систему семейной групповой ло-гопсихотерапии [9] и новые подходы к процессу социореабилитации [6].
Один из основных принципов гуманизма и гуманистической педагогики в частности
состоит в признании того, что все внешние причины всегда и изначально действуют только через внутренние условия, что требует изучения и развития внутренней активности (мотивации, инициативы) субъекта воспитания. На развитие интрагенной (внутренней) активности и мотивационной включенности в деятельность всех участников социореабилитации направлен уже подготовительный (пропедевтический) этап логопсихотерапии, который требует и от заикающихся, и от их родственников участия в разработанной Ю. Б. Некрасовой нетрадиционной динамической психотерапевтической диагностике - прочтения и письменного анализа специально подобранных художественных произведений и выполнения ряда психологических тестов (при этом все задания выполняются письменно, в домашних условиях, что не травмирует заикающихся, и пересылаются руководителям группы). В результате анализа всех выполненных заданий логопсихотерапевт выстраивает «портрет неповторимости» каждого пациента и его семьи, и это служит основой для работы на следующих этапах социореабилитации.
Есть «портрет неповторимости» и у каждой из наших групп. Так, первая логопсихо-терапевтическая группа в Саратове состояла из 12 заикающихся 8-38 лет с родителями и родственниками (17 человек от 6 до 67 лет), 4 руководителей, 10 специалистов (логопедов и психологов) и 8 студентов - будущих логопедов, которые прошли в данной группе свою первую практику. Таким образом, наша разновозрастная группа в полном составе насчитывала более 50 человек.
По анамнезу пациентов было выявлено следующее: наследственность отягощена у 7 участников группы (у 4 в роду есть заикающиеся, у 2 - алкоголизм, у 1 человека присутствуют оба фактора). Перинатальные проблемы имели 8 человек; до заикания у 3 детей мамы отмечали беспокойство, 4 ребёнка болели с высокой температурой (ветрянка, гнойный отит и т. д.,), 4 лечились у невролога. Заикание появилось у всех в период с 3 до 5 лет, у 7 детей присутствовали выраженные внешние негативные факторы (конфликты родителей; испугался собаки, фейерверков и т. д.), у 5 запинки возникли в момент быстрого накопления словаря, из них у 4 на фоне неврологической симптома-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
тики. Лечили заикание медикаментозно 7 человек, 7 посещали логопедические занятия и 3 использовали методы нетрадиционной медицины, но без желаемого результата. Степень фиксации на дефекте у 4 человек сильная, у 7 - средняя, у 1 - низкая. Поскольку на возникновение заикания могут влиять такие факторы, как наследственность, патология в перинатальном и постнатальном периоде, психологический климат окружения ребёнка и др., мы не наблюдали ни одного заикающегося без отягощающих факторов в анамнезе.
При этом некоторые участники после прохождения данного этапа еще до начала активной групповой работы отмечают происходящие с ними изменения: «Мне уже стало легче говорить...» (Е. Х., 38 лет); «После прочтения стольких интересных книг я стала лучше понимать и сына, и себя» (мама 14-летнего Н. К.).
Главное в процессе воспитания и образования, выстроенном на основе субъект-субъектных отношений - то, что передача опыта и знаний, становление индивидуальной деятельности обучаемого (интериориза-ция) внутри совместной деятельности происходит только в результате со-творчества, предполагающего учет индивидуально-личностных особенностей и воспитуемого (обучаемого), и воспитателя (педагога). Процесс семейной групповой логопсихотерапии строится на активной совместной работе всех участников, постоянном соотнесении своих результатов с достижениями других при доброжелательном обсуждении и взаимной поддержке. Мы обучаем искусству благодарить и хвалить друг друга, а также отмечать свои собственные успехи в речевых дневниках и прилюдно, во время группового анализа отдельных элементов занятий и экзаменационных творческих вступлений. Это способствует речевому и личностному раскрепощению участников группы, созданию атмосферы доброжелательности и взаимоподдержки: «Я в группе заметила, что меня слушают все. В школе меня слушает только мой класс, а остальные присутствующие -нет. Здесь все не так. Меня слушают все, и им интересно моё мнение...» (С. П., 12 лет); «Очень крутое выступление было у Матвея. Потому-то я им очень горжусь....» (Ф. Д., 23 года).
Особо следует сказать о необходимости
включения родителей и ближайших родственников в коррекционно-воспитательный процесс [2]. Члены ближайшего окружения могут как способствовать преодолению недуга, так и (сознательно или не осознавая) препятствовать достижению результата. Родственники - сторонние наблюдатели, не умеющие отмечать даже незначительные успехи пациента и грамотно поддерживать его в сложных ситуациях, склонны более критично относиться к результатам и отрицать свою роль в происходящем. Родственники, активно участвующие в процессе логопсихотерапии, также совершенствуют навыки своей хорошей речи и чаще отмечают достижения не только своих близких, но и других участников группы и всей группы в целом: «Давно я не встречала в коллективах такой атмосферы взаимного тепла и поддержки...» (мама 14-летнего К. Н.); «В группе стоит какое-то единение "не навреди", "помоги ближнему", и мне это очень нравится...» (мама 20-летней В. О.); «В группе такая дружеская, добрая и веселая атмосфера раскрепощает людей, придает им уверенность...» (мама 12-летней С. П.).
Подобные высказывания мы встречаем и в отзывах наших гостей: «Хочется сказать про коллектив в целом и ту атмосферу, которая здесь царит. Все дети и взрослые - это целая семья, причем не просто как-то формально, а действительно между каждым членом группы есть неподдельная связь, чувствуется "семейность"» (студентка В. П.).
Подтверждением гуманистической направленности нашей системы логопсихо-терапии служит и изменение (в основном у подростков и взрослых участников) целевых установок и ценностных ориентаций: «говорить, как все», «добиться хорошей речи, чтобы тебя слушали» и т. д. Целью становится «грамотная красивая речь», «роскошь общения», «быть интересным собеседником», «умение не только говорить, но и слушать». Об этом пишут участники групп после завершения курса логопсихотерапии: «Перестала быть суетной, теперь я гораздо спокойнее, ко всему отношусь проще» (В. О., 20 лет); «После лечения я стал более сдержанным, спокойным. Я стал менее раздражительным. Перестал волноваться по пустякам. Во мне появилась уверенность в себе, что раньше было, но не много. Я силь-
нее полюбил себя и стал уважать и ценить себя» (Ф. М., 17 лет); «Я стала спокойнее, рассудительнее, более уверенной в себе. Точнее стала больше верить в себя. Значительно стала смелее» (тетя 17-летнего Ф. М.).
Система семейной групповой логопси-хотерапии рассматривается нами как модель любого процесса социореабилитации [3], поскольку имеет уже разработанные и апробированные многолетней практикой обязательные элементы: подготовительный, основной и контрольно-поддерживающий этапы, многоплановая работа с семьями и родственниками пациентов, работа с разновозрастной коррекционно-терапевтиче-ской группой по превращению ее в творческий коллектив, осуществление принципов «совместной педагогики» по А. В. Суворову - объединение в образовательном, воспитательном и социореабилитационном процессе больных и здоровых людей [10], на что нацеливает сейчас наше общество и система инклюзивного образования.
Группы семейной логопсихотерапии эффективно работают уже в нескольких городах России: Москва, Таганрог, Самара и Самарская область, Владивосток, с 2016 года - в Саратове; и в каждом из регионов они имеют свои особенности и по составу руководителей и участников, и разное базирование, в частности: в Москве группы работают на базе Психологического института
РАО, где проводится максимальное количество научных исследований; в Таганроге - в Центре «Здоровый ребенок», где система впервые была адаптирована для заикающихся дошкольников; в Самаре - в Центре развития образования; в Саратове - при кафедре логопедии и психолингвистики СГУ с привлечением психологов и логопедов города. При этом в работе всех наших групп во всех регионах активно участвуют студенты психолого-педагогических вузов. Проанализированы многие аспекты и проблемы данного сложного коррекционно-воспитательного процесса [4] и исследования продолжаются.
Опыт семейной групповой логопсихоте-рапии может способствовать решению фундаментальных психолого-педагогических и коррекционно-воспитательных проблем, содействовать поиску путей повышения значимости образования для растущего человека; определению возможностей сочетания индивидуальных и групповых форм и методов образования и реабилитации личности; организации педагогической деятельности в разновозрастных образовательных и кор-рекционных группах, и, в этой связи, способов согласования деятельности родителей (лиц, их заменяющих), классных воспитателей, педагогов-предметников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, тьюторов в процессе развития личности субъекта образования.
Библиографический список
1. Александрова Е. Как открыть школу родителям и для родителей // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 219-224.
2. Александрова Е. А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства: психолого-педагогическое сопровождение // Психология обучения. - 2014. - № 11. - С. 4-15.
3. Карпова Н. Л. Семейная групповая логоп-сихотерапия как модель системы социореабилита-ции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - Вып. 4 (16). - 2015. - С. 338-342.
4. Карпова Н. Л., Пашукова Т. И., Терешкова Е. Б. Речевые и личностные изменения в процессе со-циореабилитации // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сборник научных статей. - М.: Издательство «Перо», 2016. - С. 54-67.
5. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. -1995. - № 2. - С. 67-103.
6. Некрасова Ю. Б., Бодалев А. А., Карпова Н. Л., Суворов А. В., Чудновский В. Э. Разработка новых путей социореабилитации людей с различными формами нарушенного общения // Вестник РГНФ. - 1996. - № 3. - С. 199-206.
7. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. -М.: Смысл, 2006. - 223 с.
8. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушенного общения // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 90-95.
9. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. -М.; СПб., 2011. - 328 с.
10. Суворов А. В. Школа Взаимной Человечности. - М.: Издательство УРАО, 1995. - 100 с.
Поступила в редакцию 22.10.2016
_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
Karpova Natalia L'vovna
Dr. Sci. (Psychol.), Prof., Leading Researcher, Psychological Institute of RAE, [email protected], Moscow
Kryuchkov Vladimir Petrovich
Dr. Sci. (Philol.), Prof., Chief of Department, Saratov State University N. G. Chernyshevskij, [email protected], Saratov
Tereshkova Elena Borisovna
Speech Therapist, Secondary School № 6, [email protected], Saratov
Senatorova Ksenia Pavlovna Speech Therapist, Center of Surdoaudio, [email protected], Saratov
Pugovkina Elena Aleksandrovna
Educational Psychologist, School № 1, [email protected], Kinel-Cherkassy, Samara Region
SPACE OF HUMANITY IN FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY
Abstract. The article deals with psychological, pedagogical, culturological, defectological and logopedic problem of humanization of educational and correctional space as an example of work with stutterers and their families. Long-term experience of family group logopsychotherapy system is submitted and the humanistic component of the system is analyzed with the example of the first logopsychotherapy group in Saratov. This experience included techniques of combining individual and group modes of work in the process of education and personality rehabilitation, organizing pedagogical activity in different ages educational and correction groups, as well as ways of coordinating the work of parents (or substituting persons), social educational specialists, psychologists, speech therapists, additional education specialists in trainees personality development process. The results of logoneurosis correction are commented with diagnostic data and feedback from the participants of different ages groups.
Keywords: humanistic problems, logoneurosis, multiaged group, family, logopsychotherapy.
References
1. Aleksandrova, E. A., 2008. Kak otkiyt' shkolu roditeljam i dlja roditelej [How to open a school for parents?]. Narodnoe obrazovanie [Peolples' education], 5, pp. 219-224 (in Russ.).
2. Aleksandrova, E. A., 2014. Samoorganizacia detei i vzroslih v obrazovatelnih uchrezdeniiah I po mestu zitelstva [Self-organization of children and adults in educational institutions and at a local level]. Psixologia obuchenia [Psychology of education], 11, pp. 4-15 (in Russ.).
3. Karpova, N. L., 2015. Semejnaja gruppovaja logopsihoterapija kak model' sistemy socioreabil-itacii [Family group logopsychotherapy as a model of social rehabilitation system]. Izvestija Saratovsko-go universiteta. Novaja serija. Serija Akmeologi-ja obrazovanija. Psixologija razvitija [Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology], vol. 4 (16), iss. 2, pp. 338-342 (in Russ.).
4. Karpova, N. L., Pashukova, T. I., Tereshkova, E. B., 2016. Rechevye i lichnostnye izmenenija v processe socioreabilitacii [Speech and personal changes in the process of social rehabilitation]. Reabilitacija, abilitacija i socializacija: mezhdisciplinarnyj pod-
hod [Rehabilitation, habilitation and socialization: an interdisciplinary approach]. Moscow, pp. 54-67. (in Russ.).
5. Krilova, N. B., 1995. Sociokul'turnyj kontekst obrazovanija [Socio-cultural context of education]. Novye cennosti obrazovanija [New values of education], 2, pp. 67-103 (in Russ.).
6. Nekrasova, Y. B., Bodalev, A. A., Karpova, N. L., Suvorov, A. V., Chudnovsky, V. I., 1996. Raz-rabotka novyx putej socioreabilitacii ljudej s razlich-nymi formami narushennogo obshhenija [Developing new ways of social rehabilitation of people with various forms of impaired communication]. Vestnik RGNF [Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Foundation], 3, pp. 199-206 (in Russ.).
7. Nekrasova, Y. B., 2006. Lechenie tvorchest-vom [Healing by creativity]. Moscow: Smysl Publ., 223 p. (in Russ.).
8. Nekrasova, Y. B., 1985. Osnovnye printcipy korrektcii narushennogo obsheniya [Basic principles of impaired communication correction]. Vo-prosy Psyxologii [Psychology Issues], 5, pp. 90-95 (in Russ.).
9. Karpova, N. L., ed., 2011. Semeynaya grup-
povaya logopsyxoterapiya: issledovanie zaikaniya [Family group logopsychotherapy: study of stuttering]. Moscow; St.-Petersburg, 328 p. (in Russ.).
10. Suvorov, A. V., 1995. Shkola Vzaimnoj Chelovechnosti [Mutual Humanity School]. Mocow, 224 p. (in Russ.).
Submitted 22.10.2016