Научная статья на тему 'Влияние установки на способ решения задач у заикающихся и особенности восстановления их речевого общения в процессе семейной групповой логопсихотерапии'

Влияние установки на способ решения задач у заикающихся и особенности восстановления их речевого общения в процессе семейной групповой логопсихотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ЛОГОНЕВРОЗ / LOGONEUROSIS / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / COGNITIVE PROCESSES / УСТАНОВКА / SET / РИГИДНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / RIGIDITY OF THINKING / СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ / FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY / ДИНАМИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ / DYNAMICS OF SPEECH RECOVERY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашукова Т.И.

В статье выделяются этапы и показатели восстановления речевого общения у лиц, страдающих логоневрозом в форме заикания в процессе семейной групповой логопсихотерапии. Приводятся результаты экспериментального исследования влияния установки на способ решения задач у заикающихся и испытуемых, которые не имеют нарушений речи. Анализируются особенности когнитивных процессов и состояния эгосистемы у лиц с разной динамикой восстановления речи. Характеризуется специфика установки и показатели эффективности восстановления речевого общения на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии у лиц, страдающих логоневрозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of set on the method of problem solving in stutterers and the peculiarities of their verbal communication recovery during family group logopsychotherapy

The article specifies stages and indicators of the verbal communication recovery in persons suffering from logoneurosis in the form of stuttering during family group logopsychotherapy. Experimental research results of the influence of set on the method of problem solving in stutterers and subjects without speech disorders are presented. The features of cognitive processes and the state of the ego-system in persons with different dynamics of speech recovery are analyzed. The specific features of the set and the indicators of the effectiveness of the verbal communication recovery at different stages of family group logopsychotherapy in persons suffering from logoneurosis are characterized.

Текст научной работы на тему «Влияние установки на способ решения задач у заикающихся и особенности восстановления их речевого общения в процессе семейной групповой логопсихотерапии»

УДК 159.9.923.2

Т. И. Пашукова

доктор психологических наук, профессор каф. психологии и педагогической антропологии факультета гуманитарных наук ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: tpashukova@yahoo.com

ВЛИЯНИЕ УСТАНОВКИ НА СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ У ЗАИКАЮЩИХСЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИХ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ1

В статье выделяются этапы и показатели восстановления речевого общения у лиц, страдающих логоневрозом в форме заикания в процессе семейной групповой логопсихотерапии. Приводятся результаты экспериментального исследования влияния установки на способ решения задач у заикающихся и испытуемых, которые не имеют нарушений речи. Анализируются особенности когнитивных процессов и состояния эгосистемы у лиц с разной динамикой восстановления речи. Характеризуется специфика установки и показатели эффективности восстановления речевого общения на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии у лиц, страдающих логоневрозом.

Ключевые слова: общение; логоневроз; когнитивные процессы; установка; ригидность мышления; семейная групповая логопсихотерапия; динамика восстановления речи.

T. I. Pashukova

Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU (Moscow State Linguistic University), Moscow; e-mail: tpashukova@yahoo.com

INFLUENCE OF SET ON THE METHOD OF PROBLEM SOLVING

IN STUTTERERS AND THE PECULIARITIES OF THEIR VERBAL COMMUNICATION RECOVERY DURING FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY

The articLe specifies stages and indicators of the verbaL communication recovery in persons suffering from Logoneurosis in the form of stuttering during famiLy group logopsychotherapy. Experimental research results of the influence of set on the method of probLem soLving in stutterers and subjects without speech disorders are presented. The features of cognitive processes and the state of the ego-system in persons with different dynamics of speech recovery are analyzed. The specific features of the set and the indicators of the effectiveness of the verbal communication recovery at different

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-06-10626а.

stages of famiLy group Logopsychotherapy in persons suffering from Logoneurosis are characterized.

Key words: communication; logoneurosis; cognitive processes; set; rigidity of thinking; famRy group logopsychotherapy; dynamics of speech recovery.

Логоневроз в форме заикания является одним из распространенных видов невроза, которым страдают 2,5-3,5 % населения.

Понятие «невроз» ввел в медицину в 1776 г. шотландский врач У. Каллен. Клиническая картина логоневроза проявляется в особенностях умственной и физической работоспособности человека [Кар-васарский 1990].

Логоневроз рассматривается как функциональное психогенное расстройство, имеющее тенденцию к затяжному течению. При определенных условиях это расстройство обратимо. Однако, как и любой невроз, он влияет на состояние личности и сопровождается появлением специфических особенностей функционирования психических процессов и их свойств, которые необходимо учитывать в реабилитационной работе.

Проблемы речевого общения у заикающихся, их эгосостояние и особенности функционирования психики отражаются на когнитивно-коммуникационном процессе взаимопонимания партнеров по общению и взаимодействию. У них могут развиваться трудные психические состояния и изменения в эгосистеме. Как показали наши исследования, у лиц с логоневрозом частым явлением становится эгоцентризм как свойство и состояние личности, проявляющееся в форме сфокусированности на себе [Пашукова 2015]. Поэтому при выделении факторов и критериев, способствующих повышению эффективности восстановления речевого общения у лиц с логоневрозом и при подборе дополнительных приемов и способов работы с речевыми процессами, необходимо учитывать их когнитивные и личностные свойства и состояние эгосистемы в целом.

Вопрос о когнитивных и индивидуально-личностных особенностях психики при логоневрозе ставился и обсуждался в ряде исследований, в том числе и в связи с проблемой саногенного мышления [Данина 2011]. Ж. М. Глозман, считает, что трудности преодоления ло-гоневроза связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение, компенсацию и декомпенсацию. На каждом этапе болезни, как справедливо замечает Ж. М. Глозман, первостепенное

значение приобретают взаимоотношения когнитивных нарушений и личности больного. Она пишет: «На трудности в общении каждый заикающийся реагирует типичным для себя способом в зависимости от своих основных установок, индивидуально-психологических особенностей, отношения к ситуации общения, индивидуальных стереотипов преодоления стресса и т. д.» [Глозман 2002, с. 70-71].

Существует группа аспектов проблемы взаимоотношения когнитивных нарушений и личности больного определяющих ее актуальность на сегодняшний день. Открытыми остаются вопросы о роли и значении когнитивных и личностных факторов в формировании установки на восстановление речевого общения у заикающихся, о соотношении восстановления речи и особенностей функционирования мыслительных процессов, о компенсаторных свойствах эгосистемы при заикании и др.

При лечении тяжелых случаев заикания большим потенциалом обладает групповая логопсихотерапия. Она представляет собой систему психолого-педагогического воздействия, основанного на эмоционально-стрессовой психотерапии [Семейная групповая логопсихотерапия ... 2011]. Система разрабатывалась в 1960-1990-е гг. и основные ее положения были обоснованы и подтверждены в работах К. М. Дубровского и Ю. Б. Некрасовой [Некрасова 1985].

В настоящее время восстановление речи проводится по модифицированному варианту семейной групповой логопсихотерапии специалистами, подготовленными на базе Психологического института РАО. Исследовательская деятельность, которую осуществляют сотрудники группы «Общение и реабилитация личности» Психологического института РАО, позволяет уточнять психологические проблемы восстановления речи при логоневрозе в форме заикания и разрабатывать приемы совершенствования методики в целом и отдельных ее этапов, в частности. Н. Л. Карпова и ее коллеги организовали работу групп семейной логопсихотерапии не только в Москве, но и в ряде других городов: во Владивостоке, в Самаре, Таганроге и др. Восстановление речи проводится не только у взрослых, но и у детей; накоплен опыт проведения и смешанных по возрастному составу групп. Проделанная коллективом группы работа позволяет понять специфику психических процессов и эгосостояний личности заикающихся, учитывать их роль и особенности в динамике восстановления речи

и реабилитации личности. Проведены исследования, и имеется опыт работы с более 40 разновозрастными группами семейной логопсихо-терапии [Семейная групповая логопсихотерапия ... 2011]. Установлено, что несмотря на физиологические нарушения мозговых механизмов, определяющих эмоциональные, когнитивные и перцептивные процессы, улучшение речи в ходе ее восстановления вызывает личностные изменения, которые, в свою очередь, способствуют дальнейшему улучшению речевой коммуникации.

В систему работы с заикающимися входит комплекс заданий и упражнений, предполагающих библио- и кинотерапию. Применение комплекса упражнений, предназначенных для саморегуляции, и разработка приемов, развивающих умение красиво говорить в процессе делового и межличностного общения и в ситуациях публичного выступления, удалось сократить сроки восстановления речи и повысить эффективность семейной групповой логопсихотерапии в целом.

В настоящее время одним из приоритетных направлений исследования психологических проблем, связанных с восстановлением речевого общения у заикающихся на разных этапах семейной групповой логопсихолотерапии, является проблема особенностей функционирования мышления. Данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение не только для понимания психологических особенностей заикающихся и закономерностей восстановления их речи, но и вообще для психологической науки.

Речевое общение имеет важное значение в силу его неразрывной связи с системой общения и отношений между людьми. О влиянии общения и отношений на самосознание, состояние и самочувствие личности писали Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев и др. [Психология общения. Энциклопедический словарь 2015, с. 25-26; 28-29].

Нарушения речевого общения негативно отражаются на самосознании и самочувствии личности и, в свою очередь, влияют на характер отношения к другим людям. Знание закономерностей взаимосвязи общения, отношений и обращения позволяет понять причины того, почему у лиц с логоневрозом в форме заикания образуется «замкнутый круг», при котором заикание ведет к проблемам общения и отношений с людьми, а они, в свою очередь, возвращаются проблемами речи и изменениями личности [Семейная групповая лого-психотерапия ... 2011].

Мы полагаем, что в силу законов сохранения целостности личности и функционирования ее психических процессов, происходящие изменения в системе отношений ведут не только к изменениям личности, но и к изменениям психических свойств, включая свойства мышления. На разных этапах восстановления речи влияние свойств и особенностей функционирования мышления может быть разным, что необходимо учитывать.

Восстановление речи и реабилитация личности у заикающихся с помощью процедуры семейной групповой логопсихотерапии состоит из четырех основных этапов, которые описаны в ряде публикаций [Волкова 2006; Данина 2011; Карпова 2003; Пашукова 2015 и др.].

Первый этап начинается с групповых консультаций и является подготовительным. На эти консультации, помимо потенциальных клиентов (пациентов), приглашают их родственников. На них же присутствуют выпускники прошлых групп, с уже восстановленными способностями речи и общения. После первых встреч проводится психологическая диагностика лиц с логоневрозом и начинается их подготовка к восстановительной работе с использованием возможностей библио- и кинотерапии [Данина 2011; Карпова, Яковистенко 2005]. Заикающимся и их родителям предлагают читать специально подобранные тексты художественной литературы и просят писать сочинения, в которых делается анализ; интерпретируют прочитанное и увиденное. Сюжеты предлагаемых художественных произведений и фильмов способствуют эмоциональному отреагированию накопившихся переживаний, вызванных трудностями говорения, активизируют рефлексивные процессы и самосознание. Так, общение, опосредованное книгами и кинофильмами, становится составной частью коррекционного процесса системы семейной групповой логопсихотерапии.

Второй этап основан на эмоционально-стрессовой психотерапии, направленной на снятие заикания и страха речи [Волкова 2006].

К сеансу пациенты и их родственники настраиваются особым образом, так как его успешность имеет решающее значение.

Сеанс проходит в зале при большом количестве участников. Кроме заикающихся на нем присутствуют родственники пациентов; специалисты, которые ведут диагностическую и психотерапевтическую работу с заикающимися; кандидаты на восстановление речи для

участия в следующих группах; студенты психологических отделений университетов и др. Сеанс готовится с учетом результатов анализа сочинений и дневников, а также психологического обследования пациентов и их родственников. Заикающихся приглашают на сцену, где проходит непосредственное личностно ориентированное общение логопсихотерапевта с каждым из них.

Личностно ориентированное общение выстраивается с использованием полученного на подготовительном этапе библиотерепевти-ческого материала. Оно представляет собой особую форму взаимодействия логопсихотерапевта с заикающимся, со стоящей на сцене группой пациентов и с залом.

Каждому стоящему на сцене заикающемуся дается установка уверенности в том, что он сможет красиво и правильно говорить, после чего ему удается четко и правильно произнести несколько фраз. Присутствующие в зале люди закрепляют успех произношения аплодисментами. Первая удача усиливает у заикающихся мотивацию на лечение логоневроза, а родственники, находящиеся в зале, видя их большую речевую публичную победу, получают представление об их речевых возможностях. Как справедливо отмечают Н. Л. Карпова и М. М. Данина, подъем энергетической составляющей психических процессов пациента на данном этапе способствует активизации всех когнитивных функций [Карпова, Данина 2009, с. 31].

Третий этап требует волевых усилий у бывших заикающихся. Теперь им предстоит освоить систему дыхания и правильное произношение. Активная работа в группе рассчитана на три-четыре недели ежедневных многочасовых занятий с целью выработки техники свободного говорения и соответствующей ему техники дыхания. Помимо этих упражнений с заикающимися ведутся психотерапевтические беседы, обсуждения основных личностных проблем при логоневрозе, что позволяет адекватно и более полно понять ими себя и свои отношения с людьми.

Большое значение на данном этапе имеет когнитивный аспект установки усваивать образцы правильной и красивой речи. Он поддерживается лозунгом «Каждый заикающийся может и обязан стать оратором» [Семейная групповая логопсихотерапия ... с. 235-236]. Поведенческий аспект установки наблюдается у участников группы в психофизиологической готовности повторять за логопсихотерапевтом

слова и фразы, правильно выговаривать гласные и согласные звуки, моделировать темп речи.

Помимо работы по восстановлению речи на третьем этапе осуществляется развитие умений межличностного общения и формирование навыков публичного выступления. На занятиях используются как индивидуальные, так и групповые формы работы, включающие ролевые игры и дискуссии.

Далее начинается период самостоятельного освоения основных упражнений и тренировки речи, который длится 2-3 месяца до начала контрольно-поддерживающего этапа.

Четвертый этап называется в соответствии с его задачами -контрольно-поддерживающий. Его продолжительность составляет две недели, а главная задача состоит в поддержке навыков правильного говорения. На этом этапе участникам предлагают основные упражнения третьего этапа, но более сложного уровня. Показателями эффективности речевого общения на этом завершающем этапе являются: устойчивость установки говорить по правилам полногласного произношения, использовать обратную связь в общении и умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Результаты наблюдения и анализ психологических особенностей заикающихся, имеющихся на разных этапах восстановления речи, дает нам основание предположить, что состояния и свойства их личности связаны с особенностями мыслительных процессов [Карпова, Пашукова, Терешкова 2016].

Поскольку особенности мышления заикающихся могут отражаться на восстановлении их речи, мы решили проверить влияние установки решать задачи определенным образом на способ решения задач и определить в этой связи соответствующие свойства их мышления.

Установка появляется у человека на основе опыта. Она оказывает направляющее и стимулирующее влияние на так называемые ответы по отношению к объектам и ситуациям, с которыми он связан [Без-менова, Гулевич 1999, с. 15].

Для изучения влияния установки на способ решения задач обычно используется экспериментальная методика А. Лачинза и Е. Ла-чинз [ЬисЫш А., ЬисЫш Е. 1959]. Она позволяет понять характер выработки установки при решении задач определенным образом,

выяснить степень чувствительности и фиксированности установки и установить ригидность или гибкость мышления.

Исследование влияния установки на способ решения задач было проведено нами в московских группах в 2014-2017 гг.

Материалом послужили десять задач на переливание воды с помощью сосудов определенного объема для получения требуемого ее объема [Психологические исследования ... 1996, с. 40-45].

В соответствии с экспериментальной процедурой первые пять задач были направлены на выработку установки использовать действия вычитания (отливания) из большего объема меньших для получения нужной величины. Все следующие задачи имели либо иной способ решения или предполагали два способа. Они были необходимы для выяснения чувствительности к установке, степени ее фиксированно-сти и ригидности или гибкости мышления.

Слово «ригйдность» в переводе с латинского (rigidus - жесткий, твердый) означает жесткость, неэластичность. Ригидность мышления проявляется в данном эксперименте как зависимость направлений поисков решения задач испытуемыми от выработанной установки решать их определенным способом. В нашем эксперименте - из большего числа вычитать меньшие. Если условия задачи предполагают другой способ решения, а испытуемый применяет выработанный способ поиска ответа, то в одних задачах он оказывается неэффективным, а в других -невозможным. Противоположным свойством мышления является лабильность, предполагающая функциональную гибкость, подвижность.

Исследование зависимости мышления от установки мы провели в трех группах семейной логопсихотерапии, чтобы иметь достаточную выборку, на основании результатов которой можно было судить об особенностях мышления заикающихся. Выборка составила 26 человек (19 мужчин и 7 женщин), в возрасте от 9 до 44 лет. Дети младше 9 лет в этом исследовании не участвовали.

Показатели свойств мышления представлены в таблице (см. табл. 1).

Как видим, у большинства испытуемых, имеющих логоневроз в форме заикания, обнаружена ригидность мышления. В процентном отношении лица с ригидностью мышления составили более 73 %, а испытуемых с гибкостью или лабильностью мышления было значительно меньше - всего 26,92 %. Судить о роли гендерной принадлежности у заикающихся сложно из-за незначительной разницы в показателях.

Таблица 1

Ригидность и лабильность мышления у заикающихся

Свойства мышления Ригидность Лабильность

N % N %

У мужчин 14 73,68 5 71,43

У женщин 5 26,32 2 28,57

Всего 19 73,08 7 26,92

Для понимания ригидности как свойства мыслительных процессов у заикающихся сравним эти данные с результатами экспериментального исследования испытуемых, которые не имели речевых нарушений. Эксперимент был проведен с 85-ю испытуемыми-студентами педагогического университета, обучавшимися на историческом факультете. Ригидность мышления была обнаружена только у 28 человек, что составило 32,94 %, в то время как гибкость мышления показали 57 человек, т. е. 67,06 % [Пашукова 2009].

Таблица 2

Степень чувствительности и фиксированности установки у заикающихся

Степень чувствительности и фиксированности установки Чувствительность к установке Фиксированность установки

сильная слабая нет чувствительности сильная слабая нет фиксирован-ности

У мужчин 19 - - 18 - 1

У женщин 4 1 2 3 2 2

Всего 23 1 2 21 2 3

На основании различий результатов, полученных в неравновеликих выборках заикающихся, и лиц, не имеющих речевых нарушений, можно говорить о том, что ригидность представляет собой неслучайное свойство мышления заикающихся.

Поскольку ригидность мышления закономерно связана с чувствительностью и фиксированностью установки, приведем соответствующие данные по этим показателям у лиц с логоневрозом в форме заикания.

Как свидетельствуют данные таблицы 2, у большинства заикающихся наблюдается сильная чувствительность к установке и сильная степень ее фиксированности. Особенно это характерно для мужчин по сравнению с женщинами.

Обсуждая динамику восстановления речи у заикающихся на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии, важно обратить внимание на то, что высокая чувствительность к установке способствует необходимому настрою на этапе эмоционально-стрессовой терапии. Настрой позволяет лицам с нарушением речи под влиянием указаний логопсихотерапевта четко и правильно произнести несколько фраз на глазах у присутствующих в зале людей. Но вызванная сильной чувствительностью и фиксированностью установки ригидность мышления, может мешать переходу к использованию новой речи, отличающейся полногласным произношением и тренируемой в ходе третьего этапа.

Делая вывод о неслучайности обнаружения ригидности мышления у большинства заикающихся и высокой их чувствительности к установке, следует отметить, что эти свойства создают особенности соотношения коммуникативно-когнитивных структур и влияют на функционирование речи.

В процессе семейной групповой логопсихотерапии усилия ведущих направляются на выработку у участников групп установки говорить определенным образом, в определенном темпе, проговаривая все звуки. Показателями эффективности речевого общения на завершающем этапе восстановления речи являются: устойчивость установки говорить по правилам методики семейной групповой логопсихотера-пии; умение преодолевать коммуникативные барьеры; использовать обратную связь в общении. Ригидность, мешающая переходу на новый стиль произношения, равно как и неустойчивость установки говорить по-новому, может приводить к рецидивам заикания в условиях общения вне психотерапевтической группы. Так, например, обнаружено, что известные речевые сбои у лиц, прошедших восстановительные этапы семейной групповой логопсихотерапии, имеют место

в значимых ситуациях и в ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Но происходят они далеко не у всех бывших заикающихся, что, вероятно, как раз и связано с рядом индивидуальных психических свойств, включая и такие свойства мышления, которые проявляется в особенностях применения того или иного способа действия и решения задач определенным образом.

Таким образом, когнитивно-коммуникативные особенности заикающихся проявляются в специфике функционирования мышления и в подверженности влиянию установки при выборе способа решения задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением.

Реферативный обзор. М. : РПО. 1999. 144 с. Волкова Н. В. Условия повышения эффективности коммуникации в процессе сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии (одномоментного снятия заикания) // Общение - 2006: На пути к энциклопедическому знанию // материалы Международной конференции 19-21 октября 2006 г. Психологический институт РАО. М. : Академия имиджелогии, 2006. С. 509-514. Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности : учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2002. 208 с. Данина М. М. Психологическая технология обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : ПИРАО, 2011. 22 с. Карвасарский Б. Д. Неврозы. 2-е изд. М. : Медицина, 1990. 576 с. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Моск. психолого-социальный институт : Флинта, 2003. 200 с. Карпова Н. Л., Данина М. М. Познание и общение в логопсихотерапии // Познание и общение: Теория, эксперимент, практика. М. : Институт психологии РАН, 2009. С. 28-35. Карпова Н. Л., Яковистенко А. Д. Особенности метода библиотерапии в групповой семейной логопсихотерапии // Библиопсихология и библиотерапия. М. : Школьная библиотека, 2005. С. 339-354. Карпова Н. Л., Пашукова Т. И., Терешкова Е. Б. Речевые и личностные изменения в процессе социореабилитации // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход : сборник научных статей. М. : Перо, 2016. С. 54-67.

Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 127-133.

Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, механизмы формирования и коррекции. Кировоград : Центрально-Украинское издательство, 2001. 397 с.

Пашукова Т. И. Сфокусированность личности на себе и особенности мышления как коммуникативно-когнитивное образование психики // Познание и общение: Теория, эксперимент, практика. М. : Институт психологии РАН, 2009. С. 58-65.

Пашукова Т. И. Преодоление эгоцентризма у заикающихся как условие готовности к общению // Психолого-педагогические проблемы развития образования. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. С. 94-102. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 18 (729). Сер. Психологические науки.)

Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост. Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 176 с.

Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бо-далева. 2-е изд., испр. и доп. М. : Когито-центр, 2015. 672 с.

Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. М. ; СПб. : Нестор-История, 2011. 328 с.

Luchins A. S., Luchins E. H. Rigidity of behavior. A variational approach to the effect of Einstellung. Eugen (Oregon) : Univ. of Oregon books, 1959. 623 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.