Научная статья на тему 'Преодоление эгоцентризма у заикающихся как условие готовности к общению'

Преодоление эгоцентризма у заикающихся как условие готовности к общению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ЛОГОНЕВРОЗ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / ЭГОТИЗМ / СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ / COMMUNICATION / LOGONEUROSIS / EGOCENTRISM / EGOTISM / FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашукова Т.И.

В статье рассматриваются особенности общения лиц страдающих логоневрозом в форме заикания. Приводятся результаты исследования эгоцентризма и эготизма у заикающихся. Доказывается, что у лиц с логоневрозом в форме заикания эгоцентризм выражен сильнее, чем у тех, кто не заикается, и что для них характерен интровертированный тип эгоцентризма. Показываются возможности снижения эгоцентризма в процессе семейной групповой логопсихотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING EGOCENTRISM IN STUTTERINGAS A CONDITION OF FORMING READINESSFOR COMMUNICATION

The features of communication in persons with logoneurosis in the form of stuttering are considered in the article. The research results of egocentrism and egotism in stuttering are given. It is proved that egocentrism is stronger expressed in persons with logoneurosis in the form of stuttering than in ones not stuttering, and that introverted type of egocentrism is typical of them. The possibilities to decrease egocentrism in the process of the family group logopsychotherapy are shown.

Текст научной работы на тему «Преодоление эгоцентризма у заикающихся как условие готовности к общению»

УДК 159.9.923.2 Т. И. Пашукова

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: tpashukova@yahoo.com

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА У ЗАИКАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБЩЕНИЮ

В статье рассматриваются особенности общения лиц страдающих логонев-розом в форме заикания. Приводятся результаты исследования эгоцентризма и эготизма у заикающихся. Доказывается, что у лиц с логоневрозом в форме заикания эгоцентризм выражен сильнее, чем у тех, кто не заикается, и что для них характерен интровертированный тип эгоцентризма. Показываются возможности снижения эгоцентризма в процессе семейной групповой логопсихотерапии.

Ключевые слова: общение; логоневроз; эгоцентризм; эготизм; семейная групповая логопсихотерапия.

Pashukova T. I.

Advanced Doctor (Psychology), Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology MSLU; e-mail: tpashukova@yahoo.com

OVERCOMING EGOCENTRISM IN STUTTERING AS A CONDITION OF FORMING READINESS FOR COMMUNICATION

The features of communication in persons with logoneurosis in the form of stuttering are considered in the article. The research results of egocentrism and egotism in stuttering are given. It is proved that egocentrism is stronger expressed in persons with logoneurosis in the form of stuttering than in ones not stuttering, and that introverted type of egocentrism is typical of them. The possibilities to decrease egocentrism in the process of the family group logopsychotherapy are shown.

Key words: communication; logoneurosis; egocentrism; egotism; family group logopsychotherapy.

Лица, страдающие логоневрозом в форме заикания, испытывают трудности речевого общения и нарушения возможности коммуникации сопряжены у них с проблемами понимания и отношений с партнерами. Логоневроз сопровождается развитием трудных психических состояний, которые ведут к изменениям личности. Для повышения эффективности методов коррекции заикания необходимо исследование факторов и механизмов, которые ему способствуют, а условия и механизмы личностных изменений при лого-неврозе не все еще изучены. Одним из таких механизмом является центрация и эгоцентризм как состояния и свойства личности [5].

Логоневроз и его проявления во многом связаны с фактором ожидания. Люди, которые хорошо знают заикающегося, ожидают, что он не сможет нормально говорить. Они снисходительны к заикающемуся и стремятся досказывать за него необходимые слова и фразы. Это вызывает негативную реакцию у заикающегося, чувство обиды или раздражения, ведет к фокусировке на своей проблеме и мешает процессу общения. Известно, что чем раньше образовались ненормальные взаимоотношения, тем более укрепляются патологические способы реагирования, тем труднее восстановление их до нормы и тем сильнее фиксируются невротические установки. Ю. Б. Некрасова отмечала, что при этом семья может либо усугубить, либо способствовать улучшению ситуации [4]. В силу повышенного внимания в семье к заикающемуся формируется система взаимоотношений, которая способствует его эгоцентризму. Постоянное внимание к речевому дефекту ребенка усиливает его напряжение, ведет к чувству вины за заикание вместо того, чтобы выработать правильное отношение к речевым неудачам и речевым успехам, и способствует формированию невротического комплекса.

Комплекс проявляется в эмоциональном напряжении, а связанное с ним ухудшение речи усиливается в ситуации ожидания речевого срыва. В результате у заикающихся формируется представление о себе как о людях с ограниченными возможностями здоровья, лишенных многих благ жизни, особенно такого блага, как возможность общаться с другими людьми. Они остро чувствуют свою неполноценность, склонны «зацикливаться» на трудностях коммуникации, долго переживают неудачи процесса говорения.

Мы изучали динамику эгоцентризма у заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии на протяжении 20052014 гг. Методика семейной групповой логопсихотерапии разрабатывалась в 1960-1990-е гг. Ю. Б. Некрасовой [8]. В настоящее время восстановление речи проводится на базе Психологического института РАО специалистами по ее усовершенствованному варианту в нескольких центрах под руководством Н. Л. Карповой

[1-4; 8].

Процесс восстановления речи у заикающихся состоит из четырех основных этапов.

Первый этап - подготовительный, который начинается с первой групповой консультации, где, помимо психотерапевтов

и пациентов, присутствуют родственники последних, а также выпускники прошлых групп, с уже восстановленными способностями говорения. На этом этапе проводится психологическая диагностика лиц с логоневрозом, ведется подготовительная работа с использованием возможностей библио- и кинотерапии [2; 8]. Заикающихся и их родителей просят читать специально подобранные тексты художественной литературы, анализировать и интерпретировать их [3]. Общение, осуществляемое опосредованно книгой и кинофильмами, становится составной частью коррекционного процесса системы семейной групповой логопсихотерапии.

Второй этап составляет сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, направленный на «снятие» заикания и страха речи [1]. Сеанс проходит в зале при большом количестве участников: родственников пациентов; специалистов, ведущих диагностическую и психотерапевтическую работу с заикающимися; кандидатов в следующие группы, студентов психологических отделений и др. Он готовится с учетом результатов обследования пациентов и их родственников. Заикающиеся выходят на сцену, где им дается установка уверенности в том, что они смогут красиво и правильно говорить. Это позволяет им произнести несколько фраз без заикания на глазах присутствующих в зале людей и усиливает мотивацию на лечение логоневроза, а родственники, находящиеся в зале, видят их большую речевую публичную победу и получают представление о речевых возможностях заикающихся.

Третий этап представляет собой активную работу в группе. Он рассчитан на 1,5 месяца каждодневных многочасовых занятий. Занятия направлены на выработку техники свободного говорения и соответствующей ему техники дыхания. Они включают психотерапевтические беседы, упражнения, направленные на понимание себя и своих отношений с людьми. Главной акцент здесь делается на развитие умений межличностного общения и на формирование навыков публичного выступления. На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы, в том числе дискуссии.

Вслед за третьим этапом начинается период самостоятельного освоения основных упражнений и тренировки речи. Он продолжается 2-3 месяца до начала поддерживающего этапа.

Четвертый этап - контрольно-поддерживающий. Он длится две недели. Задача данного этапа состоит в поддержке навыков правильного говорения и осуществляется с помощью основных заданий третьего этапа, но более сложного их уровня.

Учитывая этапы процесса восстановления речи у заикающихся, мы определили возможности для изучения эгоцентризма и разработали методики его исследования.

Исследование эгоцентризма у людей, страдающих логоневро-зом в форме заикания, предполагало проверку гипотез о том, что:

1) у лиц с логоневрозом в форме заикания величина эгоцентризма выше, чем у людей того же возраста, но не заикающихся;

2) у лиц с логоневрозом преобладает интровертированный, а не экстравертированный тип эгоцентризма. В ходе исследования применялось наблюдение, тестирование и контент-анализ записей письменной и устной речи заикающихся.

В комплекс методик вошли: методика наблюдения проявлений экстравертированного и интровертированного типа эгоцентризма; методика исследования эготизма с помощью контент-анализа письменной и устной речи; проективный тест эгоцентрических ассоциаций для определения величины и уровня эгоцентрической сфокусированности личности на себе; методика экспертной оценки [5].

Исследовались дневниковые записи, сочинения (сказки) и интервью для измерения величины и уровня эготизма как формы проявления эгоцентризма личности. Выделялись речевые и неречевые показатели эгоцентризма участников групп с использованием наблюдения и просмотра видеозаписей сеансов семейной групповой логопсихотерапии и др.

В качестве эмпирических референтов эготизма и эгоцентризма в речи выбирались слова и предложения, содержащие местоимения первого лица единственного числа, включая соответствующие им притяжательные и собственные местоимения. В процессе наблюдения за невербальным поведением фиксировались особенности интонации, мимики, выражения глаз, жестов, пантомимики, позы и расстояния во время общения.

Дневники, сочинения (сказки), переведенные в текст ответы во время интервью и видеозаписи были предоставлены нам

сотрудниками группы общения и реабилитации личности Психологического института РАО Н. Л. Карповой, М. М. Даниной, Н. В. Кисельниковой. Основная часть видеозаписей, включая серии фильма «Человек может всё», была сделана кинорежиссером и оператором А. И. Шувиковым.

Таким образом, динамика эгоцентризма и его показатели верифицировались с помощью данных, получаемых благодаря нескольким методикам. Эгоцентризм исследовался не только у заикающихся, но и у участников процесса семейной групповой логопси-хотерапии без дефектов речи.

Для повышения объективности наблюдения за эгоцентрическими проявлениями и успехами восстановления речи заикающихся мы прибегали к мнению родителей, к оценкам психотерапевтов, которые вели занятия, к помощи студентов и аспирантов МГЛУ А. А. Поповой, И. М. Середы, Н. М. Каримбековой и др.

Контент-анализ сочинений на тему прочитанных испытуемыми художественных произведений (сказок), дневниковые записи и интервью с целью изучения эготизма проводился нами в группе «Москва-2005». Тестирование с помощью методики эгоцентрических ассоциаций и наблюдение осуществлялись в группах, работавших в Москве, на протяжении 2005-2014 гг.

Эготизм является одним из проявлений эгоцентризма. Его можно выявить в письменной и устной речи и посчитать коэффициенты. Они представляют собой результаты деления количества эготических предложений на общее количество предложений, зафиксированных в высказываниях, исследуемых.

Показатели эготизма у группы заикающихся представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели эготизма в группе лиц с логоневрозом

Исследуемый Статистические величины эготизма

материал в группе заикающихся

Сказки Интервью Дневник

п 7 8 11

х 0,3 0,6 0,43

СТп-1 0,12 0,04 0,08

Величины коэффициентов эготизма у лиц с логоневрозом варьируют в сочинениях на тему сказок от 0,2 до 0,7 при ё =0,5; в интервью от 0,33 до 0,83 при ё = 0,5; в дневниковых записях -от 0,3 до 0,53 при ё = 0,23. Интервью в наибольшей мере способствует эготизму, поскольку, отвечая на вопросы, человек вынужденно говорит непосредственно о себе [6]. Затем следуют величины показателей эготизма, обнаруженные в записях дневников, а наименьшее количество эготизма - в текстах, в которых заикающиеся анализировали художественные произведения и описывали свое отношение к ним.

Статистические данные по группе показывают, что тексты дневников содержат большее количество эготических предложений (X = 0,43) нежели сочинения на тему сказки (X = 0,3). Наибольший показатель эготизма отмечается при интервью (X = 0,6). Величины эготизма, установленные на материалах текстов дневников и интервью, соответствует высокому уровню, а текстов сказок -среднему [5].

Исследование эготизма как разновидности эгоцентризма у участников групп, которые не имели дефектов речи, также осуществлялось с помощью контент-анализа интервью и дневниковых записей (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели эготизма у группы участников без дефектов речи

Исследуемый Статистические величины эготизма

материал в группе заикающихся

Сказки Дневник

п 15 4

X 0,3 0,2

СТп-1 0,05 0,04

У лиц без дефектов речи показатели эготизма варьируют в интервью от 0,15 до 0,6 при ё = 0,45. В дневниковых записях -от 0,13 до 0,28, а величина разброса данных составляет ё = 0,15. В интервью показатели эготизма у них также выше, чем в дневниковых записях и составляют X = 0,3 и X = 0,2 соответственно. Однако показатели эготизма у группы участников без дефектов речи в два раза меньше, чем у заикающихся.

Для выявления преобладающего типа эгоцентризма использовался метод непосредственного наблюдения за характером общения и за поведением заикающихся, а также просмотр видеозаписей групповой работы. В ходе наблюдения и просмотра фиксировались единицы эмпирических референтов экстравертированного и интровертированного типа эгоцентризма [7]. Результаты наблюдения позволяют считать, что у заикающихся преобладает интро-вертированный тип эгоцентризма. Он проявляется как в содержании их речи, так и в мимике, пантомимике и позах. Например, лица с логоневрозом редко смотрели собеседнику в глаза; ждали обращений к ним, не стремились инициировать общение; предпочитали не высказывать своего мнения. Позы были чаще всего закрытыми. Невербальное общение отличалось скудостью и малой эмоциональностью. Эти особенности вербального и невербального поведения мы отмечали у всех участников московских групп семейной логопсихотерапии на первом ее этапе.

В группе 2007 г. с помощью аудиозаписи мы изучали проявления эготизма устной речи во время межличностного и внутри-группового общения. У 19 заикающихся людей этой группы зафиксировано в среднем 29,58 единиц эготизма («сырых» баллов), при оп 1 = 13,86. В то же время у 19 лиц без дефектов речи, которыми являлись родственники и друзья заикающихся, соответствующие показатели были намного ниже. Величина среднего арифметического значения в группе равнялась 19,68 при оп 1 = 11,48. Различия в показателях эготизма группы заикающихся людей и группы лиц с нормальной речью по критерию Хи-квадрат статистически значимы.

Исследования позволяют сделать выводы о том, что уровень эготизма в речевом общении людей, которые страдают логонев-розом выше, чем у лиц с нормальной речью. Тип эгоцентризма в межличностном взаимодействии и общении у заикающихся преимущественно интровертированный. Обе наши гипотезы подтвердились.

Кроме того, изучение динамики эгоцентризма у заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии показало, что высокий уровень эгоцентризма и его устойчивость снижают темпы коррекции логоневроза и восстановление речи заикающихся. В группе «Москва - 2014» было проведено сопоставление

динамики снижения уровня эгоцентризма и экспертной оценки динамики восстановления речи у заикающихся. У шести из девяти участников группы эгоцентризм как свойство и состояние сфокусированности на себе в процессе семейной групповой логоп-сихотерапии был заметно снижен. При этом наибольшие успехи в восстановлении речи и готовности к общению отмечены у двух испытуемых, у которых эгоцентризм снизился на 12 и 18 единиц по сравнению с теми, у кого уменьшение эгоцентризма произошло в пределах от двух до пяти единиц по тесту эгоцентрических ассоциаций. Наоборот, восстановление речи происходит сложнее, если эгоцентризм остается высоким даже на третьем этапе семейной групповой логопсихотерапии. Но как закономерность, проявляющаяся в подавляющем большинстве случаев, семейная групповая логопсихотерапия способствует выводу из эгоцентрического состояния бывших больных логоневрозом в форме заикания.

Специфика работы групп отличается тем, что помимо заикающихся эти группы составляют их родные и близкие и, что особенно важно, участники предшествующих групп, речь которых заметно улучшилась или полностью восстановилась, а логоневроз был снят. Чувство сопричастности, групповые формы работы оказываются очень полезными, а сама атмосфера содружества для общения и восстановления речи имеет первостепенное значение.

Причастность к методике для многих не заканчивается вместе с завершением ее четвертого этапа. Она переходит в этап «стари-ковства». «Стариками» называют выпускников прошлых групп разного возраста, которые приходят на групповые консультации и соответствующие этапы семейной групповой логопсихотера-пии, чтобы поделиться своим опытом, предостеречь новичков от ошибок. Взаимодействие «старика» и «ребенка» (заикающегося) создает в их паре общее пространство взаимопонимания, которое в дальнейшем переходит и на общение с другими людьми - родными, знакомыми и т. п.

Переход от эгоцентризма к стилю интеграции в общении с собеседником происходит далеко не сразу, что и объясняет полученные нами результаты. Установлено, что именно людей пожилого возраста, активно настроенных на помощь в восстановлении речи у заикающихся во всех группах 2005-2014 гг., отличали средние и низкие уровни эгоцентризма. При этом правильная речь

«стариков», способность к ее нормальному произношению и доверие являлись предпосылками для синхронизации состояний и снятия коммуникативных барьеров у тех, кто еще не полностью овладел речевым общением. Таким образом, в процессе семейной групповой логопсихотерапии задействуются необходимые для коммуникации ресурсы личности и группы. Они создают условия, способствующие преодолению эгоцентризма у заикающихся и выработке у них готовности к общению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова Н. В. Условия повышения эффективности коммуникации в процессе сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии (одномоментного снятия заикания) // Общение - 2006: На пути к энциклопедическому знанию: материалы междунар. конф. 19-21 октября 2006 г. / Психологический институт РАО. - М. : Академия имиджело-гии, 2006. - С. 509-514.

2. Карпова Н. Л., Данина М. М. Познание и самопознание в процессе библиотерапии (на примере семейной групповой логопсихотерапии) // Познание в структуре общения. - М. : Институт психологии РАН, 2008. - С. 344-348.

3. Карпова Н. Л., Яковистенко А. Д. Особенности метода библиотерапии в групповой семейной логопсихотерапии // Библиопсихология и библиотерапия. - М. : Школьная библиотека, 2005. - С. 339-354.

4. Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 127-133.

5. Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, механизмы формирования и коррекции. - Кировоград : Центрально-Украинское изд-во, 2001. -338 с.

6. Пашукова Т. И. Эготизм у ведущих и участников телепередач // Психо-лопя д1алогу 1 свгг людини. Зб1рник наукових праць Юровоградського державного педагопчного ушверситету 1м. Володимира Винниченка: в 2 т. - Т. 2. - Кровоград : ФО-П Александрова М. В., 2012. - С. 85-97.

7. Пашукова Т. И. Возможности преодоления эгоцентризма у заикающихся как условие формирования готовности к диалогическому общению // Психолопя д1алогу 1 свгт людини. Зб1рник наукових праць Кровоградського державного педагопчного ушверситету 1м. Володимира Винниченка. - Кровоград : ФО-П Александрова М. В., 2013. -С. 177-191.

8. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. - М.-СПб. : Нестор-История, 2011. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.