Научная статья на тему 'ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ Ю.Б. НЕКРАСОВОЙ – ПРИМЕР КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ'

ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ Ю.Б. НЕКРАСОВОЙ – ПРИМЕР КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
906
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое общение / заикание / семья / групповая логопсихотерапия / психические состояния / библиотерапия / диагностика / speech communication / stuttering / group logopsychotherapy / mental states / bibliotherapy / diagnostics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Н.Л.

Представлен вклад Ю.Б. Некрасовой в теорию и практику психологии. Рассмотрены особенности авторской методики групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой, ее новаторского подхода к лечению заикания у подростков и взрослых с применением нетрадиционных методов и приемов: динамическая психотерапевтическая диагностика, основанная на библиотерапии, символотерапия, использование киносъемки, активное участие родственников заикающихся в логопсихотерапевтическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOPSYCHOTHERAPY BY YU.B. NEKRASOVA – AN EXAMPLE OF TECHNOLOGY CONVERGENCE

The contribution of Yu.B. Nekrasova to the theory and practice of psychology is presented. The features of the author's method of group logopsychotherapy by Yu.B. Nekrasova, her innovative approach to the treatment of stuttering in adolescents and adults using nontraditional methods and techniques are considered: dynamic psychotherapeutic diagnostics based on bibliotherapy, symbolotherapy, the use of cinematography, the active participation of relatives of stuttering in the logopsychotherapy process.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ Ю.Б. НЕКРАСОВОЙ – ПРИМЕР КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПАМЯТИ ЮЛИИ БОРИСОВНЫ НЕКРАСОВОЙ

ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ Ю.Б. НЕКРАСОВОЙ -ПРИМЕР КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ Карпова Н.Л. (Москва, ФГБНУ «ПИ РАО») nlkarpova@mail.ru

Аннотация. Представлен вкладЮ.Б. Некрасовой в теорию и практику психологии. Рассмотрены особенности авторской методики групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой, ее новаторского подхода к лечению заикания у подростков и взрослых с применением нетрадиционных методов и приемов: динамическая психотерапевтическая диагностика, основанная на библиотерапии, символотерапия, использование киносъемки, активное участие родственников заикающихся в логопсихотерапевтическом процессе.

Ключевые слова: речевое общение, заикание, семья, групповая логопсихотерапия, психические состояния, библиотерапия, диагностика.

LOGOPSYCHOTHERAPY BY YU.B. NEKRASOVA -AN EXAMPLE OF TECHNOLOGY CONVERGENCE KarpovaN.L. (Moscow, PI RAE) nlkarpova@mail.ru

Abstract. The contribution of Yu.B. Nekrasova to the theory and practice of psychology is presented. The features of the author's method of group logopsychotherapy by Yu.B. Nekra-sova, her innovative approach to the treatment of stuttering in adolescents and adults using non-traditional methods and techniques are considered: dynamic psychotherapeutic diagnostics based on bibliotherapy, symbolotherapy, the use of cinematography, the active participation of relatives of stuttering in the logopsychotherapy process.

Keywords: speech communication, stuttering, group logopsychotherapy, mental states, bibliotherapy, diagnostics.

Юлия Борисовна Некрасова, 90-летию которой посвящена данная конференция, работала с 1976 по 2000 гг. в Психологическом институте РАО (до 1993 г. он назывался НИИ ОПП АПН СССР), где в 1992 году защитила докторскую диссертацию.

В 1960-1990-е годы она занималась с тяжело заикающимися подростками и взрослыми и создала уникальную авторскую методику групповой логопсихотерапии, объяснив целый ряд феноменов нарушенного речевого общения, которые помогают лучше понять психологию общения в норме. По словам многих ведущих психологов - А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.И. Чуприковой, А.С. Спиваковской, А.Б. Орлова и др., тем самым она внесла большой вклад в теоретическую и практическую психологию.

Традиционно заикание в дефектологии рассматривается как нарушение темпа и плавности речи. Этим речевым недугом, который чаще возникает у детей в 3-4 года, страдает 1%-2,5 % населения. И если в детском возрасте свои речевые особенности многие не замечают, то к подростковому и старшему возрасту заикание обрастает целым набором личностных расстройств, осложняя жизнь человека в социуме и выбор профессии. Ю. Б. Некрасова рассматривала это сложное системное речевое нарушение как «тройное страдание»: заикающийся слышит свою спотыкающуюся речь («феномен Эхо»), ощущает мышечно-спазматическое неудобство при речи («феномен Кинези»), видит себя глазами

другого человека: случайного прохожего, собеседника и др. («феномен Зеркало»). В результате происходит стойкое негативное условно-рефлекторное закрепление страдания, которое часто сопровождается скоптофобией (стыд за свою речь и себя), а также появляется страх речи -логофобия (Некрасова, 1992, 2006). Такое понимание заикания, а также многочисленные рецидивы после логопедических занятий и медикаментозного лечения требовало для его коррекции комплексного подхода и целенаправленного воздействия на речь и личностные характеристики заикающегося для восстановления у него ощущения адекватности во время общения.

Для тех, кто был знаком с Юлией Борисовной Некрасовой, знал ее публикации и присутствовал на сеансах эмоционально-стрессовой терапии по «снятию» заикания у подростков и взрослых, - слова с механистическим оттенком «технология», «НБИК-конвергенция» относительно ее живой, наполненной яркими творческими элементами работы, вызовут недоумение. Но с позиций сегодняшних реалий именно она в области коррекции речевых нарушений уже в 1960-е годы стала применять в органическом соединении элементы самых разных научных практик.

Первое - в начале 1960-х годов, пройдя обучение в Харьковском институте повышения квалификации медицинских работников у врача-психотерапевта К.М. Дубровского методу сеанса «одномоментного снятия функциональных неврозов», в том числе заикания (Дубровский, 1966), она, логопед по образованию, создала новое направление в области специальной психологии, логопедии и психотерапии - логопсихотерапия. Это был комплексный метод лечения тяжелых случаев заикания у подростков и взрослых, где она первой среди логопедов по призыву своего Учителя сделала психотерапию из подчиненной ведущей на всех этапах лечения логоневроза: подготовительном, в сеансе «снятия заикания» и на активном групповом этапе коррекции речи. В 1968 г. она защитила в МГПИ кандидатскую диссертацию «Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых» (Некрасова, 1968).

Второе - работая в Психологическом институте в лаборатории Ф.Д. Горбова и опираясь на его исследования психических состояний представителей сложных и опасных профессий - летчиков и космонавтов (Горбов, 1971), - она определила психические состояния как объективные показатели, характеризующие процесс логопсихотерапии на всех этапах логопсихотерапии и поставила своей целью обучение заикающихся свободе смены психических состояний в любых коммуникативных ситуациях.Особую роль в вызывании и формировании продуктивных психических состояний играл именно сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. Нов отличие от К.М. Дубровского, Ю.Б. Некрасова рассматривала сеанс «не как одномоментное воздействие, могущее освободить заикающегося от его недуга, а как мобилизующий этап в комплексе мероприятий, создающий правильную настроенность больного, установку на дальнейшую работу» (Некрасова, 1968, 1992). Также в своей работе с заикающимися Некрасова решала не столько вопросы избавления от речевого недуга, а более широкие проблемы личности заикающегося и восстановления у него нарушенного речевого общения с окружающими. В этом она особо утвердилась под руководством академика А.А. Бодалева (Бодалев, 2002).

Третье - Ю.Б. Некрасова первой среди дефектологов и логопедов стала активно использовать на всех этапах логопсихотерапии проективный методбиблиотерапии - лечение направленным чтением. В нашей стране этот метод стал развиваться в 1970-е годы (Миллер, Вельвовский, 1973). Ю.Б. Некрасова прошла обучение и создала специально для заикающихся список произведений, направленных на повышение мотивации к излечению и активизацию внутреннего потенциала каждого пациента. Метод библиотерапии и созданный новый метод символотерапии (использование лечебных символов в процессе со-циореабилитации) она применяла в индивидуальной и групповой формах (Некрасова, 2006).

Четвертое - Ю.Б. Некрасова разработаладинамическую психотерапевтическую диагностику, целью которой, в отличие от уже укоренившегося в те годы понятия, вве-

денного А.Р. Лурия «внутренняя картина болезни» (ВКБ), стало выявление «внутренней картины здоровья» и «портрета неповторимости» каждого пациента. Данная диагностика основана на библиотерапии и представляет собой художественные произведения, которые последовательно предлагаются пациентам для прочтения и письменного отзыва в особой «связке» с психологическими тестами и опросниками. Анализ полученных материалов помогает логопсихотерапевтувыявить «внутреннюю картину здоровья» каждого пациента и служит основанием создания его «портрета неповторимости», на которых выстраивается вся последующая работа в группе.

В дискуссии о нетрадиционной диагностике Ю.Б. Некрасовой на страницах журнала «Вопросы психологии» (1991, № 5) А.Б. Орловотметил: «по сути дела, медицински ориентированная психодиагностика направлена преимущественно не на выявление картины дефекта (хотя и это, конечно же, имеет место), а на определение того, что Ю.Б. Некрасова вслед за А. Адлером и Л.С. Выготским называет гиперкомпенсаторным фондом личности». Он также высказал пожелание ввести в широкий обиход психологов «не менее мощный по своему содержательному потенциалу антоним» «внутренней картине болезни» А.Р. Лурия понятие «внутренняя картина здоровья», предложенное Ю.Б. Некрасовой. Н.И. Чуприковаобратила внимание на то, что стандартные тесты Кеттелла, MMPI и др. работают в основном на выявлении патологии, а Ю.Б. Некрасова нашла уникальный прием - через библиотерапию выявлять индивидуальные структуры личности.В.Э. Чудновский отметил: 1) двойное действие диагностического блока, поскольку «в него органически включены коррекционные воздействия»; 2) глубокий личностный подход, заложенный в психодиагностическом комплексе, необходимый для преодоления системного речевого расстройства; 3) составление «портрета неповторимости» каждого участника - «результат соединения объективных диагностических данных со знанием субъективного мира человека». Было подчеркнуто, что все вышеперечисленное «дает возможность найти в личности больного те силы, опираясь на которые можно совершить «обыкновенное чудо»».А.А. Бодалевподчеркнул, что «диагностический инструментарий и технология работы с личностью, страдающей нарушениями в речи, имеют более широкое значение и могут с большим успехом применяться не только в психологических консультациях, но и в повседневной деятельности специалистов, решающих задачи воспитания и перевоспитания».

Пятое -Ю.Б. Некрасова известна не только научными исследованиями по ряду аспектов восстановления нарушенного речевого общения: о ее методе и яркой творческой работе с группами заикающихся по заказу Т/О «Экран» сняты научно-документальные фильмы «Человек может все» (1986), «Я, конечно, вернусь...» (1988). Она практически ввела использование постоянной киносъемки в лечебно-коррекционный процесс. И мы, к счастью, имеем возможность видеть на экране и сегодня работу Мастера-логопсихотерапевта. Отметим, что возможности снять эти фильмы мы обязаны и таланту Юлии Борисовны привлекать к своей работе ведущих специалистов - в данном случае Иосифа Гольдина, сценариста и режиссера первых телемостов. Он был также председателем Комиссии по исследованию резервных возможностей человека в Научном совете по кибернетике при Президиуме РАН СССР и в 1982 году организовал сеанс Юлии Борисовны на сцене Театра на Таганке. После просмотра фрагментов видеозаписи того блестящего сеанса руководство Творческого объединения «Экран» приняло решение начать съемку фильма «Человек может всё» (режиссером был назначен Александр Шувиков). В 1987 году этот фильм получил «Гран-При» на Международном конкурсе научно-документальных фильмов в Палезо (Франция).

Шестое - В конце 1980-х гг. Юлия Борисовна пришла к выводу о необходимости привлечения к активному участию в восстановлении речевого общения родителей и родственников заикающихся, и мы начали подготовку первой группы семейной логопси-хотерапии, которая была проведена в 1993 году и подтвердила эффективность и действенность всех разработанных Ю.Б. Некрасовой логопсихотерапевтических приемов и методов.

С 2000 года разновозрастные группы семейной логопсихотерапии постепенно начали работать и в Таганроге, Самаре, Владивостоке, с 2016 г. - в Саратове, Екатеринбурге, Ижевске (Семейная... 2011). И это лучшее подтверждение жизнестойкости и открытости творчеству созданной Ю.Б. Некрасовой системы групповой логопсихотерапии, суть которой - опора на положительное в человеке и его внутреннюю активность.

Литература

1. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.Воронеж: МПСИ, 2002.

2. Горбов Ф. Д. Детерминация психических состояний // Вопр. психол. 1971. № 5. С. 20-29.

3. Дубровский К. М. Методика директивного группового внушения // Психотерапия в курортологии. Киев, 1966. С. 233-235.

4. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством / под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 223 с.

5. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопр. психол. 1991. № 5. С.123-129.

6. Некрасова Ю. Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1968. 18 с.

7. Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дис. ... д-ра психол. наук в форме науч. докл. М.:ФГБНУ «ПИ РАО», 1992. 45 с.

8. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н. Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.