УРОКИ РАБОТЫ ГРУПП СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ОНЛАЙН Карпова Н.Л. (Москва, ФГБНУ «ПИ PAO»)[email protected] Данина М.М.(Москва, Пиходемия)[email protected] Аксючиц В.В. (Владивосток, МДОУ № 135)[email protected] Загородникова Е.З. (Владивосток)[email protected] Поприк Ю.Б. (Москва, ГБОУ№ 1159)[email protected] Ситникова Н.А. (Москва) [email protected] Терешкова Е.Б. (Саратов, МГОУ № 6)[email protected] Яковистенко А.Д. (Самара) [email protected] Янченко И.В. (Таганрог, Центр «Правильная речь») [email protected]
Аннотация. В статье прослежены этапы становления системы семейной групповой логопсихотерапии; дано описание работы и исследований, проведенных в двух экспериментальных логопсихотерапевтических группах для заикающихся детей, подростков и взрослых онлайн в период пандемии COVID-19. Коллективом соруководителей обеих групп проведен анализ результатов работы и показаны плюсы и минусы онлайн формата в процессе социореабилитациилогоневроза.
Ключевые слова: речевое общение, заикание, динамическая психотерапевтическая диагностика, библиотерапия, семейная групповая логопсихотерапия, разновозрастная группа, онлайн формат.
LESSONS OF FAMILY GROUPS LOGOPSYCHOTHERAPY ONLINE Karpova N.L. (Moscow, PI RAE) [email protected] Danina M.M. (Moscow, PI RAE) [email protected] Aksuchits V.V. (Vladivostok, Kindergarten № 135) [email protected] Zagorodnikova E.Z. (Vladivostok) [email protected] Poprik Y.B. (Moscow, School № 1159) [email protected] Sitnikova N.A. (Moscow) [email protected] Tereshkova E.B. (Saratov, School № 6) [email protected] Yakovistenko A.D. (Samara) [email protected] Yanchenko I.V. (Taganrog, Center «Correct Speech») [email protected]
Abstract. The article shows the stages of the system of family group logopsychotherapy formation; describes the work and research conducted in two experimental online logopsycho-therapy groups during the COVID-19 pandemic for children, adolescents and adults who stutter. A team of co-leaders of both groups analyzed the results of the work and showed the pros and cons of the online format in the process of socio-rehabilitation of logoneurosis.
Keywords: verbal communication, stuttering, dynamic psychotherapeutic diagnostics, bibliotherapy, family group speech therapy, multi-age group, online format.
^стема семейной групповой логопсихотерапии и этапы ее развития
Пример комплексного подхода к решению проблемы заикания у детей, подростков и взрослых - семейная групповая логопсихотерапия Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой. Данная система основана на методике групповой логопсихотерапии для заикающихся старших подростков и взрослых Ю.Б. Некрасовой, которую она разрабатывала с начала 1960-х гг. и к началу 1980-х выстроила в стройную психолого-педагогическую систему, где психотерапия по К.М. Дубровскому была ведущей и определяющей (Некрасова, 1968, 1992, 2006).
Система семейной групповой логопсихотерапии состоит из 4-х основных этапов: I - пропедевтический (3-6 месяцев) строится на динамической психотерапевтической диа-
гностике, разработанной Ю.Б. Некрасовой для заикающихся и дополненной Н.Л. Карповой для членов их семьи (в основе - метод библиотерапии). II этап - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского в модификации Ю.Б. Некрасовой, где за 1-1,5 часа происходит «снятие» симптомокомплекса заикания. III - активная семейная групповая логопсихотерапия: 3-4 недели ежедневных 7-8-часовых занятий для формирования и закрепления саногенных психических состояний. Этому служат творческие методы библиотерапии, символотерапии, кинезитерапии. IV - контрольно-поддерживающий этап (2 недели) проводится спустя полгода и на более высоком уровне сложности повторяет основные элементы предыдущего, а также дополняется новыми методами (кино- и видеотерапия и др.) (Карпова, 1997, 2003; Семейная..., 2011).
С начала работы первой группы семейной логопсихотерапии в 1993 году под руководством Ю.Б. Некрасовой и Н.Л. Карповой (подготовка велась с конца 1988 года) почти за тридцать лет семейная групповая логопсихотерапияпри соблюдении всех основных принципов и составляющих процесса социореабилитации заикающихся по авторской методике Ю.Б. Некрасовойпрошланесколько этапов:
I. В 1990-е годы работа с разновозрастными группами семейной логопсихотерапии велась в Москве на базе Психологического института РАО. Заикающиеся были старшие подростки и взрослые. В 1999 году в состав группы впервые были включены двое 11-12-летних подростков, и исследование подтвердило хорошие результаты их работы вместе с родителями (Семейная. 2011, с. 192-205).
II. С 2000 года работа групп в разных городах: после обучения в Московских группах начали организовывать группы семейной логопсихотерапии в Таганроге И.В. Янченко и А.Ю. Кругликова с коллегами ДОУ «Здоровый ребенок», в Самаре - А.Д. Яковистенко с коллегами в Центре развития образования, во Владивостоке - Е.З. Загородникова и В.В. Аксючиц на базе Дальневосточного университета, в Саратове - Е.Б. Терешкова при поддержке кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского университета. С 2018 года помощь в подготовке и проведении работы групп в Екатеринбурге и Ижевске оказывает А.Д. Яковистенко.
Ш.С 2002 года на базе МДОУ «Здоровый ребенок» в Таганроге система семейной групповой логопсихотерапии под руководством И.В. Янченко и А.Ю. Кругликовой была адаптирована Н.В. Глуховой для заикающихся дошкольников; две такие группы работают также воВладивостоке (Семейная... 2011, с. 126-134).
IV. 2020 и 2021 годы - работа в режиме онлайн. К работе группы «Москва - 2020» онлайн подключались 7 из 9 авторов данной статьи, а в работе группы «Москва-Владивосток - 2021» участвовали и Владивостокские соруководители. Сейчас мы можем проанализировать результаты обеих групп.
Работа группы «Москва - 2020» онлайн
В условиях пандемия COVID-19 и вызванного ею карантина впервые была организована работа группы семейной логопсихотерапии онлайн. Особенностью данной группы было то, что впервые за многие годы нашей практики она полностью состояла из школьников, которые уже имели представление о такой форме занятий.
Разновозрастная группа семейной логопсихотерапии «Москва-2020» работала онлайн на активных групповых II-III этапах летом и на IV этапе осенью. Все 9 участников-заикавшихся (3 девочки и 6 мальчиков) - школьники 9-17 лет. Ежедневно в Москве и Подмосковье, Рязани и Казани с ними находились родители - 8 мам и 1 бабушка. В разные дни в занятиях и на экзаменах в конце недели участвовали еще 10 родственников ребят - отцы, братья, сестры и 8 выпускников предыдущих групп («старики») и 3 руководителя групп в Таганроге, Самаре, Саратове.
Традиционно в начале I диагностического этапа заикающиеся и их родители пишут сочинение «Моя семья», а в 2020 году все участники написали также сочинение «Моя семья в дни изоляции». Было отмечено, что включенность членов семьи в подготовку к предстоящей работе в группе способствовали улучшению внутрисемейных отношений:
«Сейчас мы с дочерью готовимся к курсу лечения, т. к. понимаем его важность и значимость» (мама 16-летней З.А.). «Мы вместе выполняем задания по подготовке к работе в группе» (мама 10-летнего З.И.).
Ежедневные занятия на III и IV этапах проходили с 10 до 13-00 и с 15 до 18-00, начинались с зарядки А.С. и А.Н. Стрельниковых, курса нейрокоррекции, речевых упражнений. Во второй половине дня проводились психотерапевтические беседы, групповая библиотерапия, речедвигательные упражнения, аутогенные тренировки и др. В конце каждой недели - открытые творческие экзамены. Были выполнены все основные элементы системы логопсихотерапии.
Исследования показали, что в процессе дистанционной работы также выявлена положительная групповая динамика. Ценностно-ориентационное единство группы в начале активного этапа достигло высоких показателей. Коэффициент сплоченности группы на момент начала работы был выше среднего. В конце Шэтапаоценка психологической атмосферы в коллективе была высокая. Коэффициент сплоченности вырос с начала активного этапа. По окончании ГУэтапа оценка психологической атмосферы в коллективе выросла и стала высокой. Результаты соотносятся с ежедневными самоотчетами участников группы в дневниках: после первой встречи-знакомства 15-летняя З.А. написала: «Мне понравилась группа, которая собралась... и я очень рада, что заведу такие интересные знакомства»», а мама 10-летнего З.И. призналась: «Это, наверное, странно, но после этого, самого первого занятия, появилось чувство уже какого-то единения, готовности работать и всем помогать».
Как в предыдущих группах, в группе «Москва-2020» было проведено исследование степени тяжести речевых и личностных проблем, связанных с речевым общением, до и после курса логопсихотерапии. Также все испытуемые до начала и по окончании активной групповой работы проходили нейропсихологическое обследование когнитивных, двигательных и нейродинамических функций. Положительные результаты нейродиагностики были подтверждены и психологической диагностикой. Проведенный сравнительный анализ результатов групп 2018, 2019, 2021 гг. также выявил, что, несмотря различный формат семейной групповой логопсихотерапии, исследуемые характеристики испытуемых и результаты всей работы совпадают (Карпова, Данина, Попорик и др., 2021).
Работа группы «Москва-Владивосток - 2021» онлайн
В условиях продолжающейся пандемии в формате онлайн была проведена работа группы семейной логопсихотерапии «Москва-Владивосток - 2021», в составе которой было 15 семей с заикающимися 8-41 года (из них было 3 семейных пары: двое заикающихся мужчин с женами и одна женщина с мужем). При 7-часовом временном разрыве занятия проходили ежедневно двумя подгруппами: с 6-00 до 9-00 по Москве работала Владивостокская подгруппа под руководством своих руководителей, затем с 10-00 до 13-00 обе подгруппы занимались вместе, с 15-00 до 18-00 работала подгруппа Москвы со своими руководителями (участники были из разных городов и поселков Приморья, Москвы и Подмосковья, Сочи, Благовещенска и Краснодара), помогали и руководители групп Самары, Саратова и Таганрога.
Спецификой данной группы была не только работа онлайн по 3 часа двумя подгруппами и 3 -часовые общие занятия, но и то, что в ее составе было четверо младших школьников 8-10 лет. Это требовало проверки всех форм работы на восприятие материала младшими участниками.
По окончании курса всеми соруководителями групп был проведен анализ результатов комплексной динамической психотерапевтической диагностики младших детей и их родителей, участвовавших в занятиях. Было выявлено: у всех четверых заикание было тяжелое или средней степени тяжести, возникшее в 2-3 года; все из благополучных семей, родители старались помочь им в преодолении речевого недуга на всех этапах логопсихо-терапии; на III этапе у всех отмечались трудности вхождения в новый речевой режим и выполнение домашних заданий. При этом трое 8-9-летних детей достаточно быстро с по-
мощью родителей вошли в интенсивный ритм работы, справлялись с заданиями и значительно улучшили речь и коммуникативные навыки. Проблемным оказался старший - 10-летний участник, основной диагноз которого был не заикание, а СДВГ. Проявилось и бессилие родителей в решении вопросов организации занятий у экрана с группой и в выполнении домашних заданий. Вывод сделали и руководители группы: при наличии второго, тяжелого диагноза, логопсихотерапия эффективна только при его снятии, тем более в режиме работы онлайн (Карпова, Данина, Аксючиц и др., 2021). Заключение
Отмечая положительный результат группы семейной логопсихотерпии и в формате онлайн, мы видим основные отличия вработепридистантном общении следующие:
- повышенные требования к переключению и удержанию внимания участников при работе за экраном;
- повышенные требования к контролю речи во время занятий и между ними, что связано с большей включенностью семьи и окружения участников;
- недоступность некоторых форматов работы, включающих активную работу с телом, а также групповые речевые упражнения, требующие синхронизации звучания;
- из-за разной скорости и возможностей интернета затрудненность ряда форм работы с речью и голосом, требующих синхронизации исполнения;
- важность стабильности технических средств и интернета в ходе работы группы.
К плюсамонлайн формата можно отнести: доступность участия в группе, возможности координировать участие нескольких руководителей и специалистов в работе групп, а также реальность достижения хороших результатов социореабилитации.
К недостаткам онлайн формата относится следующее: сложнее «разделять» детей и родителей в процессе групповой работы, давая возможность коммуникации «детей» друг с другом и с разными родителями; сложнее работать со страхом публичных выступлений без непосредственной работы на сцене; отсутствует важная форма коммуникации -спонтанное общение в перерывах между основными занятиями. Также менее благоприятна работа с участниками, имеющими когнитивные или личностные расстройства, которые удавалось корректировать при непосредственном контекте.
Таким образом, онлайн формат работы групп семейной логопсихотерапии не является предпочтительным, но возможен в условиях отсутствия альтернатив и демонстрирует достаточно хорошие результаты.
Литература
1. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. 160 с.; 2-е изд. испр. и доп. М.: МПСИ :Флинта, 2003. 200с.
2. Карпова Н.Л., Данина М.М., Поприк Ю.Б., Дементьева А.А., Тулин А.С. Исследование отношений в семьях лиц с заиканием // Polishjoumalofscience. №. 37. 2021. Vol. 1. P. 49-53.
3. Карпова Н.Л., Данина М.М., Аксючиц В.В., Загородникова Е.З., Поприк Ю.Б., Терешкова Е.Б. Младшие школьники в разновозрастной группе семейной логопсихоте-рапии // Специальное образование и социокультурная интеграция - вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху:матер. Междунар.науч.-практ. конф.(15-16 октября 2021 г.)/ СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2021. (В печати).
4. Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: ФГБНУ «ПИ РАО», 1992. 45 с.
5. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 223 с.
6. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.