Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
УДК: 615.851.135:616.89-008.434.35 „
ББК- 88 727 56 84 Психологические науки
К оценке эффективности восстановления нарушенного речевого общения при заикании.
© Н.Л. Карпова, М.М. Данина, ЕМ. Елистратова
Карпова Н.Л. - ведущий научный сотрудник лаборатории консультативной пси-оА хологии и психотерапии, д.психол.н., профессор. ФГБНУ Психологический инсти-
тут Российской академии образования (ПИ РАО) E-mail: [email protected]
Данина М.М. - старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, к. психол.н. ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО) E-mail: [email protected]
Елистратова Е.И. - сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО)
Адрес: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются методологические аспекты оценки эффективности восстановления речевого общения при заикании на примере групп семейной логопсихотерапии. Обсуждается комплексный характер нарушения и необходимость введения комплексных критериев диагностики состояния лиц с заиканием №6 (15) 2018 до и после прохождения социореабилитации.
www.j-chr.com
Ключевые слова: диагностика, семейная групповая логопси-хотерапия, заикание, оценка эффективности.
F со ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:
^О ¡^(^[йЕД клинико-психологический подход
ÏÏCN КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
Введение.
Проблема излечения любого заболевания требует грамотного подхода к его диагностике, организации лечебного процесса и оценке его эффективности. Современные представления о природе заикания свидетельствуют о комплексном и системном характере данного нарушения, которое включает в себя биологические, психологические и социальные факторы, - соответственно, диагностика начальная и итоговая должна включать в себя оценку всех факторов.
Исследования подтверждают генетическую основу заикания: родственники мужского пола несут существенно более высокий риск, чем родственницы [1; 15]. Выздоровление или устойчивость недуга также оказались наследуемыми признаками [22]. Отдельно можно говорить о нейропсихологических основаниях нару шения речи. Так, внутри функциональной системы речи выделяется механизм готовности к речи, нарушение которого вносит вклад в формирование заикания [3]. Взрослые заикающиеся демонстрируют повышенную активность отделов правого полушария и аномальную координацию между областями мозга, которые планируют и выполняют речевую функцию [24].
Психологические факторы, формирующие и поддерживающие заикание, довольно хорошо изучены, исследован их вклад в прогноз эффективности реабилитации [6; 28]. Дети, рано осознающие свое заикание, демонстрируют более негативное отношение к своей речи, и это отношение прямо коррелирует с частотой запинок, негативными эмоциями от общения и страхом речи [18]. Фиксированность на дефекте [13] возрастает со временем, коррелирует с наличием других речевых дефектов и сопутствующих моторных нарушений, а также обратно коррелирует с положительными результатами логопедической работы. ЯЬееЬаи и Майуп по казали, что люди, которые имеют о себе устойчивое представление как о заикаю-
щемся, реже реабилитируются спонтанно [27].
В исследованиях эмоционального компонента восприятия ситуаций речевого общений показано, что для заикающихся характерна повышенная личностная тревожность и тревога, связанная с коммуникативными ситуациями по сравнению с группой нормы или людьми после коррекции речевой проблемы, а ситуативная тревога и социальная фо бия опосредуются убеждениями человека относительно речи и заикания [23]. Вы сказываются предположения об опосредующей роли родителей в формировании самооценки ребенка с заиканием [6; 12].
Во взрослом возрасте при наличии высокой значимости межличностного общения тяжелые формы заикания неизбежно приводят к изменению представлений о речи и о себе в контексте речевых трудностей [12; 20], в процессе познания и самопознания [7]. Речевые затруднения могут привести к избеганию речевых ситуаций и, таким образом, провоцировать невротическое развитие личности заика ющегося [9].
Современный комплексный подход включает в себя работу как с поверхностным признаками заикания, так и с более глубокими его атрибутами: тревожность, страх заикания, избегание общения, неуверенность в себе, отрицательное самовосприятие. На сегодняшний день известно, что наиболее качественные и устойчивые результаты в немедикаментозном лечении заикания связаны с учетом всех сторон развития этой речевой проблемы [19]. И в отечественной логопедии прослеживается тенденция комбинирования этих.
Одной из научно обоснованных систем выступает групповая логопси-хотерапия, объединяющая в себе логопедический, психологический и пси хотерапевтический подход [11;13] и развивающаяся на ее основе система семейной групповой логопсихотерапии [6;
33
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход
viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
-.со
го 1—
КУР СКЯсм
34
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
14], где в работу по восстановлению нарушенного речевого общения у людей с заиканием включены их родители и род ственники.
Цель семейной групповой логопси хотерапии - помочь человеку компенсироваться за счет личностных факторов и ресурсов (своих собственных, семейных и групповых), создавая для этого специальные «помогающие» условия. Б методологическом плане подход опирается на теорию отношений и «лечебного перевоспитания» личности В.Н.Мясищева, теорию общения A.A. Бодалева, идеи о коммуника-тивной функции речи Н.И.Жинкина, пред ставления о психических состояниях Ф.Д. Горбова, теорию и практику творческой коррекционной педагогики A.C. Макарен ко, Б.А. Сухомлинского и К.М.Дубровского. Система включает в себя интенсивное групповое общение с использованием разнообразных коррекционных речевых и коммуникативных психолого-педагоги-ческих методов, приемов и упражнений, в частности - библиотерапии (лечение направленным чтением), методов арт-терапии, кинезитерапии. Содержание процес са меняется от этапа к этапу, каждый из которых реализует свою функцию, создавая каркас для достижения планируемых эффектов.
I пропедевтический диагностиче ский этап - длится 3-6 месяцев и строится на динамической психотерапевтической диагностике, разработанной Ю.Б. Некра совой для заикающихся, расширенной и дополненной нами для членов их семьи. Цель данного этапа не только уточнение поставленного логопедами и врачами заикающемуся диагноза, но и выявление компенсаторных ресурсов личности, изучение семейной атмосферы пациента и готовности его ближайшего окружения к включению в процесс предстоящего лечения. Мы составляем «портрет неповторимости» и пациента (по Ю.Б. Некрасовой), и его семьи.
II этап - сеанс эмоционально-стрес-
совой психотерапии (ЭСПТ) K.M. Дубров ского в модификации Ю.Б. Некрасовой представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально групповое воздействие пси хотерапевтического и педагогического содержания. На сеансе за 1-1,5 часа про исходит «снятие» симптомокомплекса заикания через «реконструкцию личности» во фрустрирующей ситуации.
III этап активная семейная группо вая логопсихотерапия - начинается после сеанса и проходит в течение 3 4 недель. Б ежедневных 8-9-часовых занятиях обязательно участвуют родственники пациентов. Занятия имеют целью формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через их последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление к стойким но вообразованиям личности. Этому служат методы библиотерапии, символотерапии, кинезитерапии (парадоксальная дыха тельная гимнастика A.C. и А.Н. Стрельниковых, гуманно-структурированный танец Г.Аммона и др.), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых и голосовых упражнений с элементами социально-психологического тренинга. Б настоящее время для усиления речевых результатов группы введены дополнительные занятия по нейрокор рекции.
Основным механизмом воздействия на этапах коллективной работы является вовлечение пациента в творческий про цесс по преодолению недостатка речевой коммуникации и самовоспитанию, а его родственников - в активный процесс соучастия «лечебному перевоспитанию» и овладение приемами творческой логопсихо терапии. Бее члены группы и пациенты, и их родственники ведут личные днев ники и участвуют в текущей диагностике.
IV контрольно поддерживающий этап - проводится спустя полгода, длится 2 недели и на более высоком уровне сложности повторяет основные элементы
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
____клинико-психологический подход
£¡(N1 КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция
F 00 го i—
-".о
ТЕМА НОМЕРА:
предыдущего, а также дополняется новыми элементами и методами (кино- и видеотерапия).
Комплексный характер данного процесса реабилитации логоневроза ставит перед исследователями задачу поиска критериев ее эффективности. На осно ве почти 60 лет успешно развивающей ся системы логопсихотерапии накоплен большой опыт практической и исследовательской работы, в ходе которой была разработана динамическая психотерапевтическая диагностика, направленная на диагностику и одновременную коррекцию речевой сферы заикающихся иод ростков и взрослых [11; 13], а в 1990-2000-е гг. создавались новые диагностические комплексы для объективной оценки [5; 6; 7; 8; 14; 16].
За последние 20 лет особо пристально исследовались изменения психологических параметров у заикающихся:
1) речевых показателей, включая готовность к речи, функциональный уровень речи, удовлетворенность речью и др. [16];
2) личностных показателей, таких как отношение к речевому общению, уровень логофобии, осознание речевого дефекта, восприятие и поведение в критических ситуациях, эгоцентризм [8], используемые стратегии совладания [4]; 3) показателей процесса общения [9].
Цель исследования: выявление ди намики ситуативной и личностной тре вожности, ригидности и самооценки эмоциональных состояний до и после курса семейной групповой логопсихотерапии.
Методы.
Испытуемыми выступили 11 чело век-участников группы семейной логопсихотерапии Москва 2018, из которых 2 женщины и 9 мужчин, средний возраст 21,1 год.
Для диагностики использовались: опросник Спилбергера, тест «Ригидность» Левитова, тест Рикса Уэссмана. Дополни тельно использовалась развёрнутая само-
характеристика испытуемых по заранее сформулированным вопросам до и после лечения.
Результаты тестовых опросников были обработаны с применением непараметрического критерия Манна Уитни. Для анализа самоописаний бы использован метод контент-анализа.
На испытуемых той же группы ДО и ПОСЛЕ прохождения курса семейной логопсихотерапии была проведена диа гностика по методикам: вербально-ману-альная интерференция и нейропсихоло гическое обследование.
Результаты.
Выявлено ранговое снижение уров ня ригидности, ситуативной тревоге, лич ностной тревожности, а также повышение уровня самооценки эмоциональных состояний. При этом уровень значимости р>0,05 не позволяет нам опровергнуть нулевую гипотезу и сделать вывод о динамике по данным диагностики. Такой результат может быть связан с объемом выборки, что требует дальнейших исследований для установления эффектов от терапевтического воздействия.
Отметим, что использование качественных методов даёт более высокую чувствительность к изменениям на маленьких выборках. Контент-анализ самоописаний показал, что ДО лечения самые часто используемые категории - «искренний», «дома хорошо», в самохарактеристике ПОСЛЕ - «спокойный», «лечение помогло». Б самохарактеристике ПОСЛЕ лечения в самоописании отсутствуют негативно окрашенные категории (ДО лечения их было 39), также снижается общее количество категорий: позитивно окрашенных (ДО 114, ПОСЛЕ 27), описывающих отно шение к речи позитивно (ДО 75, ПОСЛЕ 27), негативно (ДО 16, ПОСЛЕ И). Это может характеризовать большую адекватность и позитивную динамику самохарактеристик. Также отмечается большее единообразие характеристик за счет
35
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: клинико-психологический подход
viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
-.со
го i—
■k-MKlSÍO КУР СКЯсм
36
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
снижения количества категорий в опи сании: ДО 250 слов/119 категорий (0,79), ПОСЛЕ - 68 слов/45 категория (0,66).
Рассматривая психофизиологический аспект данного речевого нарушения, отметим следующее: заикание в виде сформировавшегося патологического явления у взрослых людей характеризуется системным нарушением психической деятельности (в ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектах) и проявляется в сложнораспределенном динамическом паттерне как деактиваци-онных, так и гиперактивационных корко вых и подкорковых нарушений. Б рамках конкурсных программ, поддержанных РФФИ, нами была разработана система комплексной диагностики, которая также включает в себя оценку нейропсихологи-ческих и психофизиологических факто ров.
По результатам данной комплексной диагностики были выявлены значимые отличия по следующим параметрам: праксис (р = 0,007), речь (р = 0,008), память (р = 0,005), интеллект (р = 0,024), степень заикания (р = 0,003), степень личностных расстройств (р = 0,003), ведущее ухо (р = 0,007), ведущий глаз (р = 0,018). Также значимо отличается суммарный балл по всем исследуемым когнитивных функциям (р=0,003). На вышеперечисленные когнитивные функции и латерализации проведенная терапия оказала статистически значимое влияние (уровень статистической значимости р<0.05). Высокие показатели по коэффициенту корреляции Спирмена подтверждают согласованность результатов по группе (0,74-0,93) [2].
Обсуждение.
Значимая динамика результатов по комплексу методик обследования подтверждает наличие речевых, личностных,
психофизиологических и нейропсихоло гических изменений у участников группы. Это согласуется с данными, полученными ранее в исследованиях семейной логопси-хотерапии [14].
Данный эффект можно объяснить большим количеством функциональных тренировок, проводимых при восстановлении нарушенного речевого общения, в ходе которых целенаправленно прорабатываются, формируются и автоматизируются новые способы саморегуляции, отрабатываются новые речедвигательные стереотипы, а также навыки коммуникации с различными группами людей и раз вивается психологическая устойчивость, что и является целью логопсихотерапев-тического процесса.
Выводы.
1. В результате комплексной диагностики участников семейной логопсихоте-рапии до и после лечения была показана значимая динамика ситуативной и лич ностной тревожности, ригидности и самооценки эмоциональных состояний.
2. Контент-анализ самоописаний показал, что до лечения самые часто используемые категории - «искренний», «дома хорошо», в самохарактеристике после - «спокойный», «лечение помогло». В самохарактеристике после лечения в самоописании отсутствуют негативно окрашенные категории, а также снижается общее количество категорий.
3. По результатам данной комплексной диагностики были выявлены зна чимые отличия по следующим параметрам: праксис, речь, память, интеллект, степень заикания, степень личностных расстройств, ведущее ухо, ведущий глаз. Также значимо отличается суммарный балл по всем исследуемым когнитивных функциям.
F со ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:
^О ¡^(^[йЕД клинико-психологический подход
Я (n1 КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
ЛИТЕРАТУРА
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заика иие. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" М.: Б. Секачев, 1998. 304 с,
2. Глозман Ж.М., Карпова Н.Л., Че бурашкин Антипов Д.Н. Динамика изме нений личности и плавности речи в ходе логопсихотерапии заикания // Дефектология. - 2018. - № 5. - С. 50-58.
3. Глозман Ж.М., Кисельников A.A., Вартанов A.B., Карпова Н.Л. Мозговая ор ганизация речевого действия при заикании // Физиология человека / «Human Physiology». 2005. Т. 2. С. 13 17.
4. Данина М.М. Куминская Е.А. Ди намика копинг-стратегий у людей с ло-гоневрозом в процессе реабилитации // Психология наука будущего: Материа лы VII Международной конференции мо лодых ученых / Под редакцией А.Л. Жу равлева, Е.А. Сергиенко. М.: НП РАН, 2017. С, 58 461.
5. Карпова Н.Л., Пастушкова Л.М., Волкова Н.В., Кисельников A.A. Психоло гические, психофизиологические и ней ропсихологические исследования заика ния // Логопедия. - 2006. - № 3. - С, 5-19.
6. Карпова Н.Л. Основы личност но направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997; 2-е изд. испр. и дополн. М.: МПСИ; Флинта, 2003.
7. Карпова Н.Л., Данина М.М. Позна ние и самопознание в процессе библиотерапии (на примере семейной групповой логопсихотерапии) // Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Барабанщико ва, Е.С. Самойленко М.: Изд во «НПРАН», 2009 С.344 349.
8. Карпова Н.Л., Пашукова Т.Н., Те решкова Е.Б. Речевые и личностные изме нения в процессе социореабилитации // Реабилитация, абилитация и социализа ция: междисциплинарный подход. Сбор ник научных статей / под ред. O.E. Нестеровой, P.M. Шамионова, Е.С, Пяткиной,
Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой. М.: Изд во «Перо», 2016. С. 54 66.
9. Карпова Н.Л., Янченко И.В. Форми рование диалогического общения в се мейной групповой логопсихотерапии // Психол. журн. 2008. Т. 29. № 1. С, 109 118.
10. Некрасова Ю.Б. Применение ком плексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.Б. Некрасова. М., 1968.
11. Некрасова Ю.Б. Особенности диа гностики при реабилитации людей с на рушением речевого общения // Вопросы психологии 1991. № 5. С, 123 129.
12. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. — М.: Смысл, 2006.
13. Селиверстов Б.И. Современный комплексный метод преодоления заикания. Расстройства речи у детей и подрост ков / Под ред. С,С,Ляпидевского. М., 1969
14. Семейная групповая логопсихоте-рапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб. : Нестор История, 2011.
15. Шкловский В. М. Заикание: моно графия. М„ 1994. 256 с,
16. Яковистенко А.Д. Особенности динамики личностных и речевых харак теристик заикающихся в процессе социореабилитации (на примере семейной групповой логопсихотерапии) // КПЖ. -2007. №6.
17. Anderson JM, Hughes JD, Rothi LJ, Crucian GP, Heilman KM. Developmental stuttering and Parkinson's disease: the effects of levodopa treatment. // J Neurol Neurosurg Psychiatry. 1999;66(6):776-8 [PMC free article] [PubMed]
18. Bajaj, A., Hodson, B. & Westby, C, (2005). Communicative ability conceptions among children who stutter and their fluent
37
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00
клинико-психологический подход
38
peers: A qualitative exploration. // Journal of Fluency Disorders, 30, — 1, — 41 64.
19. Blomgren, M. (2010). Stuttering treatment for adults: An update on contemporary approaches. // Seminars in Speech & Language, - 31(4), - 272-282
20. Blood, G„ Blood, I., Gabel, R„ & Tellis, G. (2003). A preliminary study of self-esteem, stigma, and disclosure in adolescents who stutter. // Journal of Fluency Disorders, - 28(2), -143-159.
21. Chang SE. Research updates in neu roimaging studies of children who stutter. // Semin Speech Lang. — 2014;— 35(2):— 67 79. Epub 2014 May 29 [PMC free article] [PubMed],
22. Dworzynski K, Remington A, Rijsdijk F, Howell P, Plomin R. Genetic etiology in cas es of recovered and persistent stuttering in an unselected, longitudinal sample of young twins. // Am J Speech Lang Pathol — 2007; 16(2): 169 78 [PMC free article] [PubMed]
23. Iverach, L„ Menzies, R. G., 0'Brian, S., Packman, A., & Onslow, M. (2011). Anxi ety and Stuttering: Continuing to Explore a Complex Relationship. // Am J Speech Lang
Pathol, 20(3), 221 232. doi: 10.1044/1058 0360(2011/10 0091).
24. Kell CA, Neumann K, von Kriegstein K, Posenenske C, von Gudenberg AW, Euler H, et al. How the brain repairs stuttering. // Brain. 2009; 132(Pt 10): 2747 60. Epub 2009 Aug 26 [PubMed]
25. Ludo M, Guenther FH, Gracco VL, Ghosh SS, Wallace ME. Unstable or insuffi ciently activated internal models and feed back biased motor control as sources of dysfluency: a theoretical model of stutter ing. // Contemp Issues Commun Sei Disord.
2004; 31: 105 22.
26. Maguire GA, Yu BP, Franklin DL, Riley GD. Alleviating stuttering with pharmaco logical interventions. // Expert Opin Phar macother. 2004; 5(7): 1565 71 [PubMed]
27. Sheehan JG, Martyn MM (1966). Spontaneous recovery from stuttering. // Journal of Speech and Hearing Research;
9: 121 135. PMid: 5960191.
28. Van Riper C. The Treatment of Stuttering. // Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall; 1973.
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
____клинико-психологический подход
£¡(N1 КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция
F 00 m i—
-".о
ТЕМА НОМЕРА:
ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF STUTTERING REHABILITATION
© Natalia L. Karpova, Maria M. Danina, Elizaveta I. Elistratova
Karpova Natalia L. - Leading Researcher, Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy Ph.D., Professor. RAE Psychological Institute (PI RAO) E-mail: [email protected]
Danina Maria M. - Senior Researcher, Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy PhD in Psychology RAE Psychological Institute (PI RAO) E-mail: [email protected]
Elistratova Elizaveta I. - Researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy Psychological Institute of the Russian Academy of Education (PS RAO)
Address: 125009, Moscow, st. Mokhovaya, 9, building 4, Russian Federation.
Abstract
The article discusses the methodological aspects of assessing the effectiveness of stuttering rehabilitation on family group logopsychotherapy sample. The complex nature of the disorder and the need to introduce complex criteria for diagnosing the state of persons with stuttering before and after social rehabilitation are discussed.
Keywords: diagnostics, family group logopsychotherapy, stuttering, effectiveness esima-
REFERENCE
1. Belyakova L.I., D'yakova Ye.A. Zaikaniye. Uchebnoye posobiye dlya studentov pedagoglcheskikli institutov po spetsial'nosti "Log'opediya" - M.: V. Sekachev, 1998. - 304 s.
2. Glozman ZH.M., Karpova N.L., Cheburashkin-Antipov D.N. Dinamika izmeneniy lichnosti i plavnosti rechi v kliode log'opsiklioterapii zaikaniya // Defektologiya. - 2018. - № 5. - S. 50-58.
3. Glozman ZH.M.. Kisel'nikov A.A., Vartanov A. V., Karpova N.L. Mozgovaya organizatsiya rechevog'o deystviya pri zaikanii // Fiziologiya cheloveka / «Human Physiology». — 2005. — T. 2. — S. 13-17.
4. Danina M.M. Kuminskaya Ye.A. Dinamika koping-strategiy u lyndey s logonevrozom v protsesse reabilitatsii // Psikliologiya - nauka budushcheg'o: Materialy VII Mezhdunarodnoy konferentsii molodykli uchenykh / Pod redaktsiyey A.L. Zhuravleva, Ye.A. Sergiyenko. M.: IP RAN. 2017. S. 58-461.
5. Karpova N.L., Pastushkova L.M., Volkova N.V., Kisel'nikov AA. Psikhologicheskiye, psikliofiziologicheskiye i neyropsikhologicheskiye issledovaniya zaikaniya // Log'opediya. — 2006. — № 3. - S. 5-19.
6. Karpova N.L. Osnovy lichnostno-napravlennoy log'opsiklioterapii. M.: Flinta, 1997; 2-ye izd. ispr. i dopoln. M.: MPSI; Flinta, 2003.
7. Karpova N.L., Danina M.M. Poznaniye i samopoznaniye v protsesse biblioterapii (na primere semeynoy gruppovoy log'opsiklioterapii) // Poznaniye v strukture obshcheniya / Pod red. V.A. Barabanshchikova, Ye.S. Samoylenko - M.: Izd-vo «IPRAN», 2009 - S.344-349.
8. Karpova N.L., Pashukova T.I., Tereshkova Ye.B. Rechevyye i lichnostnyye izmeneniya v protsesse sotsioreabilitatsii // Reabilitatsiya, abilitatsiya i sotsializatsiya: mezhdistsiplinarnyy podkliod. Sbornik nauchnykh statey / pod red. O.Ye. Nesterovoy, R.M. Shamionova, Ye.S. Pyatkinoy, L.V. Shipovoy, M.D. Konovalovoy. M.: Izd-vo «Pero», — 2016. S. 54-66.
9. Karpova N.L., Yanchenko I.V. Formirovaniye dialogicheskog'o obshcheniya v semeynoy gruppovoy log'opsiklioterapii // Psikhol. zhurn. - 2008. - T. 29.
№1.-S. 109-118. №6(15)2018
10. Nekrasova YU.B. Primeneniye kompleksnog'o www.j-chr.com (log'opedicheskog'o i psikhoterapevticheskog'o)
vozdeystviya pri ustranenii zaikaniya u vzroslykli : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / YU.B. Nekrasova. —
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00
клинико-психологический подход
40
М., 1968.
11. Nekrasova YU.B. Osobennosti diagnostiki pri reabilitatsii lyiidey s nanisheniyem rechevog'o obshcheniya // Voprosy psikliologii —1991. — № 5. — S. 123-129.
12. Nekrasova YU.B. Lecheniye tvorchestvom / pod red. N.L. Karpovoy. — M.: Smysl. 2006.
13. Seliverstov V.I. Sovremennyy kompleksnyy metod preodoleniya zaikaniya. Rasstroystva rechi u detey i podrostkov / Pod red. S.S.Lyapidevskog'o. -M.. 1969
14. Semeynaya gruppovaya log'opsikhoterapiya: issledovaniye zaikaniya / Pod red. N.L. Karpovoy. — SPb.: Nestor-Istoriya. 2011.
15. Shklovskiy V. M. Zaikaniye: monog'rafiya. — M.. 1994. - 256 s.
16. Yakovistenko A.D. Osobennosti dinamiki lichnostnykli i rechevykli kharakteristik zaikayushchiklisya v protsesse sotsioreabilitatsii (na primere semeynoy gruppovoy log'opsiklioterapii) // KPZH. - 2007. - №6.
17. Anderson JM. Hughes JD. Rothi LJ. Crucian GP. Heilman KM. Developmental stuttering and Parkinson's disease: the effects of levodopa treatment. // J Neurol Neurosurg Psychiatry. 1999;
- 66(6):7 - 76-8 [PMC free article] [PubMed]
18. Bajaj. A.. Hodson. B. 8 Westby. C. (2005). Communicative ability conceptions among children who stutter and their fluent peers: A qualitative exploration. // Journal of Fluency Disorders. — 30. — 1.
- 41-64.
19. Blomgren. M. (2010). Stuttering treatment for adults: An update on contemporary approaches. // Seminars in Speech 8 Language. — 31(4). — 272-282
20. Blood. G.. Blood. I.. Gabel. R.. 8 Tellis. G. (2003). A preliminary study of self-esteem, stigma.
and disclosure in adolescents who stutter. // Journal of Fluency Disorders. - 28(2). -143-159.
21. Chang SE. Research updates in neuroimag-ing studies of children who stutter. // Semin Speech Lang. - 2014;- 35(2):- 67-79. -Epub 2014 May 29 [PMC free article] [PubMed],
22. Dworzynski К Remington A. Rijsdijk F. Howell P. Plomin R. Genetic etiology in cases of recovered and persistent stuttering in an unselected. longitudinal sample of young twins. // Am J Speech Lang Pathol.- 2007;- 16(2):- 169-78 [PMC free article] [PubMed]
23. Iverach. L.. Menzies. R. G.. 0'Brian. S.. Packman. A.. 8 Onslow. M. (2011). Anxiety and Stuttering: Continuing to Explore a Complex Relationship. // Am J Speech Lang Pathol. - 20(3). - 221-232. doi: 10.1044/1058-0360(2011/10-0091).
24. Kell CA Neumann K. von Kriegstein К Pose-nenske C. von Gudenberg AW. Euler H. et al. How the brain repairs stuttering. // Brain. - 2009;- 132(Pt 10): - 2747-60. Epub 2009 Aug 26 [PubMed]
25. Ludo M. Guenther FH. Gracco VL. Ghosh SS. Wallace ME. Unstable or insufficiently activated internal models and feedback-biased motor control as sources of dysfluency: a theoretical model of stuttering. // Contemp Issues Conimun Sci Disord. — 2004;— 31:-105-22.
26. Maguire GA Yu BP. Franklin DL. Riley GD. Alleviating stuttering with pharmacological interventions. // Expert Opin Pharmacother. — 2004;— 5(7):— 1565-71 [PubMed]
27. Sheehan JG. Martyn MM (1966). Spontaneous recovery from stuttering. // Journal of Speech and Hearing Research; - 9: - 121-135. PMid: 5960191.
28. Van Riper C. The Treatment of Stuttering. // Engiewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall; 1973.
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
____клинико-психологический подход
<\j (n1 КУРСК viii всероссийская научно-практическая конференция
F 00 m i—
-".о
ТЕМА НОМЕРА:
Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
УДК: 159.946:616.896-053.4 „
оо /I ч о о Психологические науки
ЬЫч: оо.41о-о
Особенности развития речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
© Т.В. Чумакова, И.А. Нигматуллина
Чумакова Т.В. - студент, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федераль- 41
ный университет», Институт психологии и образования. E-mail: [email protected]
Нигматуллина И.А. - доцент кафедры дефектологии и клинической психологии, к.п.н., ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт психологии и образования. E-mail: [email protected]
Адрес: г. Казань ул. М. Межлаука, д. 1. 420021, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
В последнее время актуальным становится вопрос об особенностях развития речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра с целью их успешной адаптации, социализации. В данной статье представлены результаты диагностики речевых навыков детей с аутизмом. Автор обратил
внимание на состояние импрессивной, экспрессивной и самостоятельной
^ - ' ^ №6 15 2018
речи детей с аутизмом, а также на особенности их поведения в процессе про- . ,
г ^ ' г г www.j-chr.com
ведения диагностики.
Ключевые слова: аутизм, дети дошкольного возраста, речевые навыки.
ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00
клинико-психологический подход