Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧИ ВОЗМОЖНА. ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ'

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧИ ВОЗМОЖНА. ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание / поддержка речи / семейная групповая логопсихотерапия / онлайнкурс / профилактика рецидивов / stuttering / speech support / family grouplogopsychotherapy / online course / prevention of relapses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Н.А., Янченко И.В., Бальцер А.Л.

В статье рассматривается проблема восстановления нарушенного речевого общения при заикании средствами системы семейной групповой логопсихотерапии; предлагается организация онлайн курса «Правильная речь» в работе с заикающимися подростками и взрослыми; описываются технологии нормализации темпо-ритмической стороны речи, дыхательной гимнастики, голосовые упражнения, нейрокоррекционный и психотерапевтический блоки; анализируются возможности поддержки речевого прогресса и профилактики рецидива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE SPEECH SUPPORT IS POSSIBLE. THE FIRST EXPERIENCE OF AN ONLINE COURSE FOR STUTTERING TEENAGERS AND ADULTS

The article discusses the problems of rehabilitation of redress communication while stuttering and addressing by family group logopsychotherapy methodology. Present online school solution “Pravilnayarech” for teenagers and adults;describes the technologies of normalizing the tempo-rhythmic part of speech, breathing and voice exercises, neuro correction and psychotherapeutic approach; analyzes the possibilities of supporting progress of a speech and prevention of relapses.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧИ ВОЗМОЖНА. ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ»

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧИ ВОЗМОЖНА. ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ

ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

Ситникова Н.А. (Москва) Янченко И.В. (Таганрог, Центр «Правильная речь»)

Бальцер А.Л. (Израиль, Иерусалим) nat.sitnikova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема восстановления нарушенного речевого общения при заикании средствами системы семейной групповой логопсихотера-пии; предлагается организация онлайн курса «Правильная речь» в работе с заикающимися подростками и взрослыми; описываются технологии нормализации темпо-ритмической стороны речи, дыхательной гимнастики, голосовые упражнения, нейрокоррекционный и психотерапевтический блоки; анализируются возможности поддержки речевого прогресса и профилактики рецидива.

Ключевые слова: заикание, поддержка речи, семейная групповая логопсихотера-пия, онлайнкурс, профилактика рецидивов.

REMOTE SPEECH SUPPORT IS POSSIBLE. THE FIRST EXPERIENCE OF AN ONLINE COURSE FOR

STUTTERING TEENAGERS AND ADULTS Sitnikova N. (Moscow) Yanchenko I. (Taganrog, Center «Correct Speech»),

Baltser A. (Jerusalem) nat.sitnikova@mail.ru

Annotation. The article discusses the problems of rehabilitation of redress communication while stutteringand addressing by family group logopsychotherapy methodology. Present online school solution "Pravilnayarech" for teenagers and adults; describes the technologies of normalizing the tempo-rhythmic part of speech, breathing and voice exercises, neuro correction and psychotherapeutic approach; analyzes the possibilities of supporting progress of a speech and prevention of relapses.

Keywords: stuttering, speech support,family grouplogopsychotherapy, online course, prevention of relapses.

Введение.

Ю.Б. Некрасова создала уникальную систему групповой логопсихотерапии для заикающихся подростков и взрослых (Некрасова, 1968, 1992, 2006). Сотни пациентов, которые имели трудности не только в произношении, но страдали нарушением речевого общения, отсутствием навыков личностных коммуникаций, получили в руки инструментарий, позволяющий создать свой новый образ «Я говорящий» и встроить его в социальную среду.

С конца 1980-х гг. данный метод стал развиваться Н.Л.Карповой в направлении семейной групповой логопсихотерапии (Карпова, 1997, 2003, 2011). Он предполагает кропотливую и тщательную работу не только с заикающимися пациентами, но и с членами их семей, родителями и родственниками на всех четырех этапах социореабилитации (диагностическом, сеансе «снятия заикания», активном групповом и контрольно-поддерживающем). Во многих случаях семья почти в полном составе проходит все этапы курса и создает «силовое поле», в котором продолжается работа над новой речью. При этом подчеркнем, что все занятия во время основного курса семейной групповой логопси-хотрапии ориентированы на формирование не только правильной незаикливой речи, но и дают каждому алгоритмы эффективного речевого общения, навыки рефлексии и самоанализа. А по окончанию курса бывший пациент (при идеальном сценарии) пролонгирует и

закрепляет полученные знания и навыки, формирует устойчивость успешных речевых ситуаций в общении самостоятельно.

Необходимость в поддержке заикающихся, окончивших в разные годы курс лого-психотерапии, оставалась актуальной всегда, поскольку даже у успешных выпускников групп бывают периоды ухудшения речи и срывы. И те участники групп, которые смогли новые речевые проблемы и трудные ситуации перевести в творческую задачу и решали их при поддержке родственников и других «бывших» заикавшихся, добивались устойчивого успеха. Это требовало большой мотивированной вовлечённости в процесс работы над речью.

Для участия в основном активном курсе семейной групповой логопсихотерапии пациентам и их родственникам необходимо глубокое погружение в социореабилитацион-ный процесс, соблюдение «сохранного» речевого режима в отрыве от учебы и работы, выполнение множества заданий, тщательного самоанализа собственных состояний. Все эти условия трудно повторно соблюсти заикающимся любого возраста, находящимся в разных городах и странах вдали от центра проведения занятий. Плюс уровень речевой и личностной готовности к дальнейшей работе у выпускников, прошедших весь основной курс, остается на разном уровне.

Время тотального карантина 2020 года высветило возможность для бывших пациентов встретиться в онлайн-формате, поделиться своими проблемами и успехами, вновь обретёнными вопросами и попробовать провести вместе несколько занятий. Начинание оказалось успешным. Такие встречи привели нас к возможности создать и реализовать полноценный поддерживающий групповой онлайн курс для заикающихся, которые уже проходили обучающий курс в системе семейной групповой логопсихотерапии, но хотели бы поддержать своё речевое и психическое состояние, закрепить успехи в речевом общении.

Разработчиками и ведущими курса стали И.В. Янченко, ученица Н.Л. Карповой, к. психол. н., руководитель центра «Правильная речь» в городе Таганроге (Янченко, 2005, 2008, 2011; Карпова, Янченко, 2005), Н.А. Ситникова - выпускница группы логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой 1986 года (Ситникова, 2005, 2011; Карпова, Лейтес, Голзицкая, Ситникова, 2011) и А. Бальцер - выпускник группы семейной логопсихотерапии Н.Л. Карповой 2012 года. Научным консультантом данной работы стала д. психол. н., профессор Н.Л. Карпова, чей большой научный и практический опыт формирования разновозрастных групп семейной логопсихотерапии в разных городах (Москва, Таганрог, Самара, Владивосток, Саратов) помог преодолеть сомнения организаторов и создать в группах индивидуальный подход и атмосферу интереса у каждого участника - и заикающегося, и членов его семьи.

За время работы нашей онлайн школы (с апреля 2020 по декабрь 2021) уже проведены 3 полных курса (каждый курс состоит из 2-х модулей по 1 месяцу занятий). В курсах участвовали 19 семей заикающихся пациентов. Вся работа велась именно с семьей, и родственники участников-заикающихся наравне с ними выполняли все задания, работали и над собственной речью, вели речевые дневники, отмечали у себя динамику в речевом поведении и изменения психических состояний.

Организация онлайн курса «Правильная речь»

В онлайн курс «Правильная речь» вошли занятия дыхательной гимнастикой Стрельниковых для постановки правильного дыхания и развития голоса, речевые упражнения, тренировки артикуляции и дикции, нейрокоррекционный блок, психотерапевтические беседы. Для быстрой информации, обмена домашними заданиями и контроля был создан чат в мессенджере Телеграм. Такой способ показал отличную эффективность в тренировке речи, получении обратной связи от руководителей, комментариев сокурсников. Например, участники-подростки записывали видео с ответом на обычный школьный урок по истории или биологии с применением речевых правил. Таким образом, мы решали задачи речевой тренировки, подготовки к занятиям в школе, внедрения полученных

знаний в реальную, а не смоделированную ситуацию, закрепление речевого успеха. В чате участники получали рекомендации, задавали вопросы и размышляли. Чат развивал ответственность, повышал дисциплину и развивал интерес.

Несколько раз в неделю участники получали блок из записанных заранее уроков и заданий по каждому направлению. Самостоятельное выполнение заданий активизировало новое восприятие материала на основе предыдущего речевого опыта. Отработка и тренировка речевых навыков проходила не в «тепличных» условиях группы, как на основном этапе, а непосредственно в реальных ситуациях, в существующем окружении участника.

В программу онлайн модуля был добавлен мини-курс «Английский на правилах речи», в котором разбирались уже знакомые речевые «запасы прочности», но в другом языковом формате, рассматривались под другим углом. Перенос основных правил методики на другой язык способствовал расширению задачи, заставлял мозг по-другому думать, и менял стиль произношения на иностранном языке. Мы заметили, что каждый участник курса ищет закономерности и, используя опорные точки в произношении, учится говорить на всех языках по общим правилам произнесения слов, вырабатывает привычку свободной речи всегда и везде.

Отметим, что анализ своих состояний и динамики курсанты отмечали в дневниках, которые присылали на электронную почту курса. Кроме самостоятельных занятий проводились очные встречи на платформе Zoom: гимнастика Стрельниковой онлайн, психотерапевтические беседы и разбор накопившихся вопросов и впечатлений. Психотерапевтические беседы сопровождались активным спонтанным обсуждением темы с соблюдением речевых правил.

Участникам курса понравилось задание «Спонтанный очный или телефонный разговор» на заданную тему с применением правил. В отличие от спонтанной речи на основном курсе, пациенты общаются не друг с другом, а с коллегами, одноклассниками, дальними родственниками вне группы. Такой выбор собеседников закрепляет внедрение внутреннего контроля за соблюдением речевых правил в повседневные ситуации. Анализом своего состояния во время разговора участники также делились в мессенджере. Таким образом, «перенос упражнения в жизнь», то есть использование правил не только в курсе при выполнении задания, но и отработка речевых навыков новой речи в естественной среде общения участника группы, это ключевой, на наш взгляд, фактор для успешной речи. Ведь если участник прекрасно справляется с речевыми и голосовыми заданиями на индивидуальном или групповом занятии, а за пределами кабинета специалиста или вне курса говорит «по-старому», то лечебный КПД стремится к нулю и эффект будет кратковременным и неустойчивым.

Речь важна не сама по себе, а в процессе общения. Поэтому речевые тренировки в онлайн курсе выносятся в реальные ситуации общения. И это ключевой показатель успешности в речи и в способности участника взять ответственность за свой результат на себя. Из отзывов участников курса: «То, что занятия в онлайн курсе проходили без отрыва от работы, очень способствовало внедрению упражнений в разговоры. После каждого урока я тренировал свою речь на коллегах, смотрел на их реакцию, отмечал свои успехи» (И.Г., 30 лет).

Для отработки навыка новой «незаикливой» речи не нужно никаких инструментов, без чего, например, не может обойтись музыкант, - нужен только собеседник умение во время разговора «включать» самоконтроль: «В онлайн курсе было много нового. Особенно мне понравились телефонные звонки и разговоры на заданные интересные темы. Я стал чувствовать удовольствие от разговоров» (Д.М., 9 лет). Удовольствие от собственной речи — это то состояние, которое начинают испытывать пациенты и их родственники уже в ходе курса: «Учителя жалуются, что сын стал много разговаривать, а раньше молчал. Сделали запись в дневнике - «болтает на уроках». Я, конечно, ругаю его, но в душе радуюсь - слава Богу, болтает» (И.М., мама участника Д.М., 9 лет).«Я теперь говорю мед-

леннее и мне неприятно слышать слишком быструю речь других. Избавилась от сорных слов» (В.И., мама А.П., 9 лет).

Цикл психотерапевтических бесед мотивировал пациентов на внутреннюю работу со своими состояниями, способствовал формированию нового взгляда на речевые проблемы и корректировке негативных эмоций: «Психотерапия оказалась большим подарком. Не ожидала такой работы над собой и, главное, таких открытий в себе. Сейчас у меня ощущение, что есть что-то еще значимое и полезное, которое мне нужно усвоить» (ОХ., 28 лет).

После курса у участников появляется более оптимистичный взгляд на повседневность и на свои речевые и личностные возможности. Возникает интерес создавать и вживаться в новые образы с успешной уверенной речью: «Я стал думать о будущем оптимистично, ставя приятные планы... Я чувствую, что можно уменьшить непонимание с окружающими и с самим собой» (И.Г., 30 лет). Динамику состояний и речевые успехи курсанты отслеживали в реальных, сложных для них ситуациях на работе или в учебе, обсуждая их с однокурсниками: «За время курса я более осознанно начала воспринимать свою речь, научилась управлять ею, нахожусь в состоянии речевого успеха. Хочется больше говорить. Каждый день делаю телефонные звонки и радуюсь, что речь ровная» (О.К., 28 лет).«Регулярные упражнения дают эффект. Мне захотелось и стихи читать, и общаться с сыном. В душе ощущение чуда, которым хочется делиться» (В.И., 35 лет).

Словами про «чудо, которым хочется делиться», мы закончим эту статью, поскольку для ведущих онлайнкурса «Правильная речь» такая динамика и воодушевление пациентов стали мощным стимулом продолжать начатую работу.

Литература

1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии:учеб.-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ : Флинта, 2003. 200 с.

2. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающегося: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: ФГБНУ «ПИ РАО», 1992. 45 с.

3. Некрасова Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: автореф.дис. ... канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1968.18 с.

4. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 223 с.

5. Семейная групповая логопсихотерапия. Исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

6. Ситникова Н.А., Янченко И.В., Бальцер А.Л. Поддерживающий курс онлайн для заикающихся. Первый опыт // Комплексные исследования детства. Т. 3. 2021. № 3. С. 196-209.

7. Ситникова Н.А. Этапы личностной социореабилитации // Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: матер.науч.-практ. конф. памяти Ю.Б. Некрасовой. М.Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. С. 99-104.

8. Янченко И.В. Творчество и сотворчество в системе семейной групповой логопсихо-терапии // Творческая личность: технологии и методики ее развития: матер. Между-нар.науч.-практ.конф. (Оренбург, 23-24 апреля 2013 г.):сб. ст. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. Т. 1. С. 666-675.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.