Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГРУПП СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГРУПП СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логоневроз / коррекция заикания / система семейной групповой логопсихотерапии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загородникова Е.З., Аксючиц В.В.

В статье представлен опыт работы по системе семейной групповой логопсихотерапии во Владивостоке. Цель: коррекция речи детей, подростков и взрослых, страдающих логоневрозом; развитие личности, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном и коррекционном процессе. Опыт работы адресуется учителям-логопедам, психологам и всем, кто интересуется проблемами общения и логопедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГРУПП СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ГРУПП СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ Загородникова Е.З., Аксючиц В.В. (Владивосток, МБДОУ № 135)

Аннотация. В статье представлен опыт работы по системесемейной групповой ло-гопсихотерапии во Владивостоке. Цель: коррекция речи детей, подростков и взрослых, страдающих логоневрозом; развитие личности, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном и коррекционном процессе. Опыт работы адресуется учителям-логопедам, психологам и всем, кто интересуется проблемами общения и логопедии.

Ключевые слова: логоневроз, коррекция заикания, система семейной групповой логопсихотерапии.

Система семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой-Н.Л. Карповой развивается во Владивостоке с 2002 года. Данная система основана на методике групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой, которая целостно представлена в ее книге «Лечение творчеством», ставшей основой ее докторской диссертации.

Выдающийся специалист в области лечения тяжелых случаев нарушенного речевого общения в форме заикания, Ю.Б. Некрасова определила главный лозунг в коррекции логоневроза: «Лечение творчеством». И мы неукоснительно следуем ему, применяя различные логопсихотерапевтические технологии, направленные на развитие речевого дыхания, просодического компонента речи, развитию связной плавной речи, свободной от заикания, а также на формирование навыков мышечной и эмоциональной саморегуляции. Известно, что логоневроз (как и любой другой невроз) - это не столько проблема ребенка, сколько проблема семьи, в которой воспитывается данный ребенок. Поэтому организация тесной взаимосвязи с родителями на всех этапах коррекционного процесса является одним из главных направлений нашей работы, которая проводится во Владивостоке как с разновозрастными группами заикающихся от 7 до 40 лет, так и с дошкольниками 4-7 лет на базе двух детских садов.

Работа разновозрастных групп семейной логопсихотерапии

Как было сказано выше, первая группа владивостокцев в количестве 15 человек (бзаикающихся от 8 до 28 лет, 5 родителей и родственников, а также двое руководителей и их двое детей 10-13 лет) после большой подготовительной диагностической работы летом 2002 года успешно прошла курс коррекции логоневроза совместно с московской подгруппой в Психологическом институте РАО под руководством доктора психологических наук Н.Л. Карповой. Так группа «Москва-Владивосток - 2002» положила начало работе групп семейной логопсихотерапии, в составе которых уже 20 лет принимают участие заикающиеся и их семьи из городов всего Приморского края: Находка, Артем, Уссурийск, Дальнегорск, Фокино, Спасск-Дальний и др. населенные пункты.

В разные годы мы работали в сотрудничестве с преподавателями кафедры психологии МГУ им. адм.Невельского, руководитель: кандидат философских наук В.И. Пузько; кафедры дефектологии Дальневосточного Федерального Университета, руководитель: кандидат педагогических наук Г.Б. Михина; кафедры клинической психологии Медицинского института, руководитель: доктор психологических наук Н.А. Кравцова; а также с Центром клинической психологии и психотерапии, руководитель: кандидат психологических наук Р.В. Кадыров. И всем, кто помогал нам, говорим слова большой благодарности!

Система семейной групповой логопсихотерапии состоит из четырех основных этапов: подготовительный-диагностический; сеанс эмоциональной психотерапии; этап активной логопсихотерапии и контрольно-поддерживающий этап. При этом, подчеркнем, на всех этапах логопсихотерапии обязательно участвуют родители, родственники и друзья заикающихся.

Отметим особенности работы групп семейной логопсихотерапии на различных этапах во Владивостоке:

I). На пропедевтическом этапе наши пациенты пишут сочинение «Я и мое заикание», а их родители - «Заикание моего ребенка». Вот отрывок из сочинения Кирилла П., 27 лет: « Я стараюсь воспринимать заикание как своеобразное испытание, пока ограничивающее и сковывающее мои истинные возможности. В учёбе заикание мешало при докладах у доски, сказывалось волнение. Иногда, когда меня просили что-нибудь прочесть, я мобилизовался и читал без запинок, этот момент словно окрыляет и появляется уверенность в собственных силах».

Сергей В., 35 лет: «Горько вспоминать насмешки одноклассников и однокурсников. На почве этого выработалось какое-то особенное отношение к людям. Я был одновременно замкнутым и открытым к людям. В среде, где меня понимали, я чувствовал себя уверенно и почти не заикался. Стоило на горизонте появиться недоброжелателям, как вместе с ними появлялось и заикание. Я поделил людей на хороших и плохих. Всегда почему-то осознавал свой недуг временным явлением. Однако с течением времени понимаю, что если ничего не изменить в ближайшее время, то на многие вещи можно смело махнуть рукой. А так хочется быть - ГОВОРИТЬ!».

Ирина С.40 лет: «Заикание моё доставляет мне массу хлопот. Оно повлияло на формирование личности, на судьбу. В своё время я бросила институт, не в силах сдать очередную сессию только лишь по этой причине. Я очень хорошо училась, успеваемость была на высоте, но необходимость сдавать экзамены лично учителю (тестов тогда не было), читать доклады действовала на меня удручающе. Заикание развило во мне чувство неполноценности, обиды на мир. Мир представлялся мне очень агрессивным, мрачным».

Многие фразы из этих сочинений мы включаем в содержание сеанса.

II) Сеанс «снятия заикания» мы проводим по основному алгоритму методики сеанса К.М. Дубровского в аранжировке Ю.Б. Некрасовой, но исключаем медицинскую суггестию, используя только материалы, полученные на подготовительном этапе, в основном из отзывов на библиотерапевтические задания, т.е. используем педагогическую психотерапию, опираясь на воздействие словом.

III) Особенности третьего этапа - активной групповой семейной логопсихотера-

пии:

1) Осваивая дыхательную гимнастику Стрельниковых, мы обязательно используем прием регуляции вдоха с речевым выдохом. После короткого, мощного вдоха следует фонационный выдох вслух на счет от 1 до 8; гласные И,Э,А,У; слоговые цепочки, например: МИ,МЭ,МА,МУ, со стечением согласных, например: МэРи, МэРэ, МэРа,МэРу. Целью этих упражнений является автоматизация навыка регуляции речи с вдохом и развитие силы голоса.

2) Овладев навыком новой речи, на основном этапе все «дети» (так мы называем всех заикавшихся участников группы, независимо от возраста), рассказывают о себе, подкрепляя свой рассказ фотографиями, поделками, полученными грамотами за различные успехи и др. Также каждый из участников группы выступает на тему «Моя семья». Это способствует знакомству со всеми семьями, гармонизации детско-родительских взаимоотношений, сплочению и укреплению семейных связей, а нередко - проработке внутрисемейных проблем. Целью данного вида работы является преодоление у заикавшихся страха речевого общения - основного симптома логоневроза

3) После рассмотрения традиционной для всех логопсихотерапевтических групп темы «Айсберг заикания» мы проводим беседу на тему «Солнышко», где «дети» отвечают на вопрос, как растопить «Айсберг», перечисляют все приемы методики семейной лого-психотерапии, рисуют плакат «Мое солнышко» и объясняют свое понимание лозунга: «Зажги внутри себя солнце!».

4) Речевые приемы используем следующие: а) пропевание гласных для улучшения работы артикуляционного аппарата, особенно губ, для усиления силы голоса, развития плавности и мелодичности речи и удлинения речевого выдоха; б) чтение чистоговорок,

стихов, любых текстов и проведение диалогов с пробками во рту для снятия артикуляционных зажимов.

5) В программу коррекции заикания мы включили нейрокинезиологическийпальце-вый тренинг по авторской методике «Азбука в ладошках», который способствует развитию межполушарного взаимодействия, фонематическому слуху, правильному звукопро-изношению, синхронизации речи с деятельностью руки, ритмизации и координации движений. Также данный тренинг способствует профилактике нарушений письменной и устной речи, дисграфии и дислексии, нередко сопровождающих основной диагноз заикающихся школьников.

6) В разделе кинезиотерапии кроме зарядки Стрельниковых проводятся: а) уроки логоритмики и вокала с музыкальным руководителем. Это также способствует развитию голосоподачи, голосоведения, расширению голосового диапазона; б) уроки танцевальной терапии с целью улучшения координации, ритмизации, пластики движений, а также снятия скованности и напряжения в теле.

7) Еженедельно «дети» и их группа поддержки сдают речевые экзамены: в первые недели выступления семейные, затем - индивидуальные и в завершение курса - групповые. Этот вид работы помогает апробировать и закрепить новую речь в различных речевых ситуациях: монолог, диалог, полилог. Совместная творческая деятельность в группе позволяет сплотить всех для достижения общей цели - овладение красивой правильной речью в разностороннем общении.

IV) В контрольно-поддерживающий этап мы включили такой вид работы, как проведение каждым участником урока для всей группы. Тему каждый выбирает и планирует планируетсамостоятельно (например: математика, естествознание, искусство оригами и т.п.). Это способствует снятию страха перед публикой, развитию интереса к учебе и преподаванию. Практика показывает, что такие занятия интересны всем участникам - и взрослым, и детям. После проведенного урока «учитель» анализирует свое эмоциональное состояние, речь, степень достижения целей, а затем проводится общий анализ урока всеми участниками с пожеланиями «учителю». Таким образом, каждый участник группы демонстрирует свои способности в роли «учителя» и оратора.

Разновозрастные группы семейной логопсихотерапии работают во Владивостоке уже на протяжении 20 лет, и выпускники показывают хорошие результаты в речевом общении. За этот период компенсировано заикание у 136 человек в возрасте от 5 лет до 47 лет из разных уголков Приморского края.

Работа групп семейной логопсихотерапии для дошкольников

Более чем 20-летний опыт коррекции заикания у детей дошкольного возраста позволяет говорить о влиянии быстрого речевого темпа родителей, особенно мамы, на появление логоневроза у детей. В среднем 7-8 человек из 12 детей группы имеют заикающихся или быстроговорящих родственников (это ежегодная статистика). Но для подтверждения этих данных необходимы научные исследования на эту тему.

На основе многолетней практики учителя-логопеда В.В. Аксючиц и старшего воспитателя В.П. Панфёровой детского сада № 135 и учителя-логопеда Е.З. Загородниковой детского сада № 186 была разработана программа по коррекции заикания детей 5-7 лет. Программа основывается на комплексном подходе системы «Семейная групповая лого-психотерапия» Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой для детей школьного возраста, подростков и взрослых и программы «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада» Н.В. Глуховой. Спецификой и достоинством данной программы является авторская методика В.В. Аксючиц «Азбука в ладошках», которая позволяет интересно и грамотно организовать подготовку 5-7-летних заикающихся детей к овладению грамотой, чтением и плавной речью.

Цель программы - овладение детьми-дошкольниками и их родителями навыками речевой и психической саморегуляции посредством использования комплексных методов

и приемов, позволяющих развить коммуникативную функцию речи, используя личностно-ориентированный подход.

За период с 2002 года по настоящее время по данной программе из детского сада № 186 выпущено 72 ребенка (12 выпусков) и из детского сада № 135 выпущено 114 детей (17 выпусков). Всего в рамках системы семейной групповой логопсихотерапии прошли курс коррекции заикания 186 детей и их родители.

Мы неоднократно делились опытом работы по данной программе на методических объединениях, курсах повышения квалификации и фестивалях образования различного уровня. В 2016 году Дипломом участников конкурсной программы «Стратап-идеи образования: новые рубежи управления» награжден авторский коллектив: Н.Л. Карпова, В.В. Аксючиц, Е.З.Загородникова, В.П.Панферова за программу по коррекции заикания детей 5-7 лет в краевом конкурсе «Образовательная политика в практике учителя».

Е.З. Загородникова и В.В. Аксючиц награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные заслуги в сфере образования. В 2017 году В.В. Аксючиц получила сертификат ГАУ ДПО ПК ИРО за трансляцию опыта работы «Технологии работы с родителями в детском саду» в рамках международного круглого стола «Поликультурное образовательное пространство КНР и РФ: вектор сотрудничества», заняла первое место в конкурсной номинации «Инновационные программы и методики дополнительного образования» городского Фестиваля образовательных инноваций «Образование - 2017», в 2018 получила сертификат за опыт работы «Взаимодействие с семьей - как условие успешного формирования личности ребенка» на городском методическом объединении.

О работе групп семейной логопсихотерапии под руководством Е.З. Загородниковой и В.В. Аксючиц писали местные газеты, организовывало передачи Приморское телевидение. Опыт работы отражен в ряде авторских публикаций.

Литература

1. Аксючиц В.В. Взаимодействие с семьей по методу логопсихотерапии в детском саду // Психологические логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании:матер.науч.-практ.конф. памяти Ю.Б. Некрасовой (Москва, ФГБНУ «ПИ РАО», 14 октября 2004 г.) / ред. С.Н. Шаховская, В.И. Селиверстов, Н.Л. Карпова. М.-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. С. 162166.

2. Аксючиц В.В., Куприченкова А.Ю., Коничева А.В. Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в ходе коррекции заикания посредством сказкотерапии // Перспективные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы:матер. Междунар.науч.-практ.конф. Чебоксары, 2014.

3. Аксючиц В.В., Гончаренко С.А., Загородникова Е.З. Влияние библиотерапии на результативность коррекции заикания в группах семейной логопсихотерапии //Детство и семья в современном мире:матер.междунар.науч.-практ. конф.(10-12 октября 2013 г., 9-11 октября 2014 г.).

4. Глухова Н.В. Программа «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада»/ под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: ПТ «Нюанс» : изд-во Кучма Ю.Д., 2005.

5. Загородникова Е.З., Аксючиц В. В. О работе групп семейной логопсихотерапии с заикающимися дошкольниками // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 287-290.

6. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 223 с.

7. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.