Научная статья на тему 'Формирование устойчивых саногенных психических состояний в процессе семейной групповой логопсихотерапии'

Формирование устойчивых саногенных психических состояний в процессе семейной групповой логопсихотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психические состояния / саногенные состояния / экстремальные состояния / семейная групповая логопсихотерапия / psychological states / sanogenic states / extreme conditions / family group logopsychotherapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Н. Л., Данина М. М.

В статье рассматривается развитие подхода к формированию устойчивых саногенных психических состояний в социореабилитации заикающихся детей, подростков и взрослых. Анализируются исторические предпосылки системы семейной групповой логопсихотерапии, а также ее современное состояние. Показано, как на каждом этапе работы психические состояния и их динамика становятся основанием для формирования навыков эффективного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUSTAINABLE SANOGENIC PSYCHOLOGICAL STATES IN THE PROCESS OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY

The article considers the development of an approach to the formation of stable sanogenic states in the social rehabilitation of stuttering children, adolescents and adults. The historical background of the family group logopsychotherapy system is analyzed, as well as its current state. It is shown how at each stage of work, psychological states and their dynamics become the basis for the formation of effective communication skills.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивых саногенных психических состояний в процессе семейной групповой логопсихотерапии»

8. Пономаренко В.А. Теоретические и экспериментальные данные о профилактике безопасности полета. М.: Когито-Центр, 2014.

УДК 159.96

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ САНОГЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ26 Карпова Н.Л., Данина М.М.

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия БшаИ: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается развитие подхода к формированию устойчивых саногенных психических состояний в социореабилитации заикающихся детей, подростков и взрослых. Анализируются исторические предпосылки системы семейной групповой логоп-сихотерапии, а также ее современное состояние. Показано, как на каждом этапе работы психические состояния и их динамика становятся основанием для формирования навыков эффективного общения.

Ключевые слова: психические состояния, саногенные состояния, экстремальные состояния, семейная групповая логопсихотерапия

FORMATION OF SUSTAINABLE SANOGENIC PSYCHOLOGICAL STATES IN THE PROCESS OF FAMILY GROUP LOGOPSYCHOTHERAPY

Karpova N.L., Danina M.M.

Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ЕшаП: [email protected]

Abstract. The article considers the development of an approach to the formation of stable sanogenic states in the social rehabilitation of stuttering children, adolescents and adults. The historical background of the family group logopsychotherapy system is analyzed, as well as its current state. It is shown how at each stage of work, psychological states and their dynamics become the basis for the formation of effective communication skills.

Keywords: psychological states, sanogenic states, extreme conditions, family group logopsychotherapy

С позиций системного подхода и концепции самоорганизации логопсихотерапия -метод работы с заикающимися людьми, нарушения речи у которых проявляются наиболее ярко в ситуациях значимого общения, т.е. эта патология речи имеет коммуникативный характер и возникает при нарушении симметрии между организмом и средой. Можно представить, что в данной ситуации «складывается новое функциональное образование системы -неравновесное (неустойчивое) состояние» [8, с. 217]. Ф.Д. Горбов, специалист в области психических состояний, говорил о «симптомокомплексе заикания» и помог Ю.Б. Некрасовой определить заикание как сложное напряженное состояние, которое проявляется речевыми сбоями в ситуации значимого речевого общения и требует, прежде всего, нормализации состояний.

Теория саногенного (оздоравливающего) мышления Ю.М. Орлова [6; 7] постулирует, что произвольная регуляция эмоций и изменение состояния человека связана с формированием особых мыслительных схем, предотвращающих возникновение негативных эмоций или способствующих этому. Ю.М. Орлов определяет саногенное мышление как философию обыденной жизни, способствующую физическому и психологическому здоровью за счет задействования: а) принципа уместности умственных операций, б) принципа осознания при-

26 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-00721.

вычек собственного ума, в) принципа интроспекции, г) принципа научности обыденного мышления [6]. В данной теории подчеркивается особая значимость таких аспектов развития саногенного мышления, как самостоятельность его усвоения и коррекция негативных эмоционально-насыщенных отношений человека к себе и другим людям, сопровождающихся отрицательными эмоциями. Поскольку в патогенном мышлении принимают участие практически не осознаваемые мыслительные автоматизмы, развитие саногенного мышления предполагает разворачивание процесса рефлексии в трудных жизненных ситуациях, осознание патогенных компонентов, участвующих в порождении негативных эмоциональных переживаний, их произвольная замена и далее - сворачивание процесса до автоматического состояния. Последнее представляет собой наиболее продолжительную фазу развития саногенного мышления и происходит поэтапно.

Понятие саногенных состояний в работе с заикающимися впервые использовала Ю.Б. Некрасова - создатель метода групповой логопсихотерапии - восстановления нарушенного речевого общения у тяжело заикающихся подростков и взрослых 14-40 лет. Являясь в 19761980 гг. сотрудником лаборатории психических состояний НИИ ОПП (в настоящее время -ПИ РАО) под руководством Ф.Д. Горбова, она уже с конца 1970-х гг. активно разрабатывала проблему психических состояний, сделав ее одной из ключевых в процессе социореабилита-ции заикающихся. Ф.Д. Горбов также помог Некрасовой проанализировать и динамику психических состояний заикающихся в экстремальной ситуации - говорения в присутствии большой аудитории зрителей: были выделены 9 основных состояний, которые переживают пациенты во время сеанса групповой эмоционально-стрессовой психотерапии, что было описано в статье «Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся» [5] и ряде последующих статей: «Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии» [3], «Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся» и др.

Суть созданного Ю.Б. Некрасовой метода лечения заикания состоит «в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается здесь на основе личностного подхода, позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс» [4, с. 58].

В начале 1990-х гг. Ю. Б. Некрасовой были выделены основные группы саногенных психических состояний, возникающих в качестве обратной связи на эффективно реализованный для каждого отдельного пациента прием воздействия: 1) состояния, связанные с удовольствием от самого процесса выполнения диагностико-психотерапевтических заданий; 2) состояния «озарения», инсайта по поводу осознания себя и своей проблемы; 3) психические состояния уверенности в достижении цели, являющиеся ведущими в иерархии выделенных групп состояний [4]. В 1993 году под ее руководством была защищена кандидатская диссертация Н.Н. Скуратовской «Психические состояния успеха», которые также являются сано-генными. Было показано, что психические состояния успеха коммуникации играют важную роль в контексте работы с проблемой нарушенного речевого общения, в том числе указывается на важность ценностей творческого, оптимистического отношения к миру, использования прошлого и текущего позитивного опыта, поиска эффективных решений, самоактуализации в профессиональной и общественной деятельности и общения с другими людьми.

В системе семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л.Карповой, которая получила развитие на базе методики групповой логопсихотерапии, динамика экстремальных и саногенных психических состояний, переживаемых участниками разновозрастной группы, также является центральной [1; 2].

На I - пропедевтическом (подготовительном) - этапе семейной групповой логопсихотерапии, который длится 3-6 месяцев при дистантной диагностике [4], динамика психических состояний как обратной связи на приемы воздействия протекает как нагнетание интен-

сивности саногенных состояний пациентов через многократное воображаемое «проигрывание» ими себя здоровыми.

Особую роль в формировании саногенных состояний в системе семейной групповой логопсихотерапиииграет метод библиотерапии - лечение специально подобранным чтением. В связке со специально подобранными психологическими методиками диагностики библиотерапия выполняет образовательную, воспитательную, коммуникативную и терапевтическую функции, помогая развитию творческого воображения и излечению пациентов: «Переключение с узколичных, болезненных проблем на творческое преобразование своей когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы в процессе коллективного сотворчества позволяет выйти за пределы порочного круга заикания» [там же, с. 59].

Сначала пациентам и их родителям и родственникам предлагают прочитать специально подобранные небольшие художественные произведения и дать письменный отзыв на них, тем самым способствуя познанию через произведения самих себя. В методике это делается с определенной целью - натолкнуть пациентов на выявление, осознание и раскрытие своих внутренних ресурсов, реконструировать мотивационную сферу участников социореабилита-ционного процесса, зарядить ее оптимизмом, а также посеять и взрастить «зерно нового Я» в душе каждого. Все это с неизбежностью также порождает «нетерпение к переменам», жажду излечения и самоизлечения, веру в логопсихотерапевта и его методику.

На II этапе логопсихотерапии - в ходе сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии по К.М. Дубровскому в аранжировке Ю.Б. Некрасовой и дополнении Н.Л. Карповой - производится развертывание свернутой модели излечения, усиление состояния готовности к принятию методов работы. Сеанс представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания на группу из 8-12 заикающихся. На сеансе за 1,5 часа происходит «снятие» сим-птомокомплекса заикания через «реконструкцию личности» во фрустрирующей ситуации. Это концентрированное внушение наяву, основанное на материалах подготовительного этапа самих пациентов и их родственников, с целью в короткий временной промежуток изменить характер отношения заикающегося к своему страданию, т. е. осуществить реконструкцию поведенческих реакций.

Поскольку публичное выступление на сцене перед большим числом зрителей для заикающихся является самым трудным, общее состояние пациента во время сеанса можно назвать стрессовым (стресс определяется как психическое состояние, возникающее в экстремальных условиях [8, с. 409]). В то же время динамика состояний может быть охарактеризована как нагнетание, пиковые переживания и положительная разрядка. Схожие переживания испытывают родители, родственники и другие участники, сидящие в зрительном зале, которые вовлекаются в сеанс эмоционально. За короткое время (1-1,5 часа) ведущий сеанса показывает каждому стоящему на сцене возможности его речевого успеха, стимулируя улучшение адаптивных возможностей организма и пост-стрессовый личностный рост. Саногенные возможности управляемого стресса хорошо изучены и описаны в психологической и медицинской литературе [см. 8].

Особо отметим, что психические состояния пациентов на втором этапе социореабили-тации - в экстремальных условиях выступления перед большим зрительным залом - по своей предметной направленности, интенсивности и эмоциональному характеру едины для всех пациентов, поскольку моделируются в общей для них ситуации (использование закономерного эмоционального «заражения» в группе). Речевые успехи в экстремально стрессовой для заикающихся ситуации закрепляют саногенные состояния и создают фундамент для активной работы на последующих этапах социореабилитации. Участие на этом этапе ближайшего окружения пациентов способствуют усилению и закреплению готовности к изменениям [1; 2].

На III (основном) этапе активной семейной групповой логопсихотерапии в ходе ежедневных 8-часовых занятий в течение 3-5 недель происходит перевод саногенных психических состояний в устойчивые новообразования при поддержании выраженной мотивации к

излечению, что достигается за счет включения элементов библиотерапии, символотерапии, кинезитерапии (парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковых, гуманно-структурированный танец Г. Аммона и др.), а также психотерапевтических бесед и специальной системы речевых упражнений с элементами социально-психологического тренинга.

Финалом работы на третьем этапе системы социореабилитации является возникновение устойчивого континуума саногенных психических состояний, носящего следующие характеристики: а) доступность для осознания пациентом своих психических состояний, умение использовать их в дальнейшем в непосредственной деятельности и общении - т. е. самоуправление психическими состояниями; б) включенность уже имеющегося у пациента внутреннего потенциала здоровья и направленность его на дальнейшее развитие, т. е. эволюция внутренней картины здоровья27; в) ориентация бывших заикавшихся на сохранение и развитие полученных в ходе занятий навыков речи, знаний и умений, на наращивание психологической и речевой вооруженности; г) направленность состояний на разделенность их с другими людьми, на совместность переживания (коммуникативно-диалогический характер).

Характерным для данного этапа логопсихотерапии является высокая мотивационная включенность в творческий лечебно-обучающий коллективный процесс абсолютного большинства участников разновозрастной группы - и т.н. «пациентов» (в нашей методике они называются «дети» независимо от возраста), и их родителей и родственников. Это состояние можно охарактеризовать как состояние «потока» - наслаждения и удовлетворения, доставляемого глубоким погружением в процесс деятельности» [8, с. 594].

IV этап лечения - контрольно-поддерживающая семейная групповая логопсихотера-пия - проводится спустя 4-6 месяцев после основного лечебного курса, длится две недели и повторяет на новом, более высоком уровне основные элементы, приемы и методы групповой семейной логопсихотерапии. Саногенные психические состояния актуализируются на новом уровне изменений, более осознанно, что помогает преодолеть естественный процесс спада и поддержать необходимые изменения.

Отдельной задачей данного этапа социореабилитации является закрепление продуктивных стратегий совладания со стрессом и трудными жизненными ситуациями, с которыми участники группы успели столкнуться в перерыве между активными групповыми этапами лечения. От результативности этой работы зависят долгосрочные успехи выпускников. В качестве копинг-стратегий предлагается саногенная рефлексия и работа с собственными мыслями, навыки управления своими состояниями через образную визуализацию, работу с телом, поддерживающее общение с участниками своей группы, а также помощь новым группам и творчество.

Таким образом, в методике групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой закладывается, а в системе семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой развивается идея о психических состояниях как о значимом аспекте нарушенного речевого общения в форме заикания и его восстановления. Стоит отметить, что бОльшая устойчивость в достижении полноценного функционирования в данной системе социореабилитации достигается за счет работы со всей семьей. После завершения логопсихотерапевтического курса родители и родственники остаются поддерживающей средой для ранее заикавшегося пациента. Также важным аспектом в данной системе является введение контрольно-поддерживающего этапа, позволяющего через 4-6 месяцев снова актуализировать саноген-ные состояния всех участников, делая результат излечения более устойчивым.

Вышесказанное позволяет нам сделать вывод и о том, что комплексная система семейной групповой логопсихотерапии может выступать как модель системы социореабилита-ции не только для детей, подростков и взрослых с различными нарушениями речи, но и с другими ограничениями возможностей здоровья.

27 Понятие «внутренняя картина здоровья» как обозначение перспектив выздоровления пациентов в противовес понятию «внутренней картины болезни» предложено и развивалось Ю.Б. Некрасовой [4].

Список литературы

1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1997. - 160 с.; 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта, 2003. - 200 с.

2. Карпова Н.Л., Данина М.М. Комплексный подход к восстановлению нарушенного речевого общения в системе логопсихотерапии // Международная конференция по консультативной психологи и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов [электронное издание] / под ред. В.В. Архангельской, А.А. Голзицкой, Н.В. Кисельнико-вой, Е.А. Семеновой. М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО». 2018. С. 70-73.

3. Некрасова Ю.Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся // Вопросы психологии. 1984. № 2. СС. 75-82.

4. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С.57-63.

5. Некрасова Ю. Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. № 5. СС. 32-40.

6. Орлов Ю.М. Саногенное мышление: Метод. пособие для обучения. М.: Ин-т проблем сознания, 1993. - 64 с.

7. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. М.: Слайдинг, 2006. - 96 с.

8. Психология состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.

УДК 159.9

ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ КАК РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАБОЧЕЙ СРЕДЕ

Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И.

ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия [email protected]

Аннотация. Представлены результаты исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции и увлеченности работой как ресурсов психологического благополучия человека на работе. Показано, что отсроченные последствия стресса, выраженные в форме личностных и поведенческих деформаций значимо взаимосвязаны как с осознанной саморегуляцией, так и с увлеченностью работой, при этом отмечается реципрокный (перекрестный) характер взаимосвязей. Полученные данные расширяют имеющиеся представления о структуре взаимосвязи между осознанной саморегуляцией, увлеченностью работой и разными формами профессиональных деформаций и ориентируют на дальнейший анализ механизмов и ресурсов, обеспечивающих психологическое благополучие человека в рабочей среде.

Ключевые слова: саморегуляция, благополучие, увлеченность работой, стресс.

SELF-REGULATION AND WORK ENGAGEMENT AS PSYCHOLOGICAL RESOURCTS OF THE WORK-RELATED WELL-BEING Kondratyuk N.G., Morosanova V.I.

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

[email protected]

Abstract. In this paper we examine the interconnections between conscious self-regulation and work engagement as psychological resources of the work-related well-being. The study revealed that personality and behavioral deformations, being a delayed result of stress, turned out to be significantly interconnected with both self-regulation and work engagement, with reciprocal (cross-) nature of these connections to be noted. The findings contribute to the knowledge of the nature of the relationship between self-regulation, work engagement, and different forms of professional deformations and allow approaching to the mechanisms and resources that ensure a person's psychological well-being at work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.