Научная статья на тему 'Значение формирования социальной компетентности будущих педагогов в системе изучения социологии в высшей школе'

Значение формирования социальной компетентности будущих педагогов в системе изучения социологии в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIOLOGY / SOCIOLOGICAL DISCIPLINES / SOCIOLOGICAL TEACHER TRAINING / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / FUTURE TEACHERS / SOCIOLOGICAL THINKING / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В статье обосновывается общее значение социологической подготовки будущих педагогов в системе их обучения в высшей школе. В работе обосновывается роль социологического знания в условиях информационного общества и в контексте современных условий реализации педагогического труда. В исследовании актуализируется потребность формирования социологического мышления и социальной компетентности педагогов, обосновывается роль преподавания вузовских дисциплин социологического цикла в решении указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF TEACHING OF SOCIOLOGY IN HIGH SCHOOL

The article substantiates the General importance of sociological training of future teachers in the system of their education in higher education. The paper substantiates the role of sociological knowledge in the information society and in the context of modern conditions of pedagogical work. The study actualizes the need for the formation of sociological thinking and social competence of teachers, substantiates the role of teaching University disciplines of the sociological cycle in solving this problem.

Текст научной работы на тему «Значение формирования социальной компетентности будущих педагогов в системе изучения социологии в высшей школе»

8. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной». Система пейзажных образов в русской литературе. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье обосновывается общее значение социологической подготовки будущих педагогов в системе их обучения в высшей школе. В работе обосновывается роль социологического знания в условиях информационного общества и в контексте современных условий реализации педагогического труда. В исследовании актуализируется потребность формирования социологического мышления и социальной компетентности педагогов, обосновывается роль преподавания вузовских дисциплин социологического цикла в решении указанной проблемы.

Ключевые слова: социология, социологические дисциплины, социологическая подготовка педагога, профессиональное педагогическое образование, будущие педагоги, социологическое мышление, социальная компетентность.

Annotation. The article substantiates the General importance of sociological training of future teachers in the system of their education in higher education. The paper substantiates the role of sociological knowledge in the information society and in the context of modern conditions of pedagogical work. The study actualizes the need for the formation of sociological thinking and social competence of teachers, substantiates the role of teaching University disciplines of the sociological cycle in solving this problem.

Keywords: sociology, sociological disciplines, sociological teacher training, professional pedagogical education, future teachers, sociological thinking, social competence.

Введение. Современная общественная ситуация последних десятилетий характеризуется кардинальным изменением общественных, мировоззренческих и моральных ценностей. Современное общество, находясь в перманентном процессе трансформаций и модернизации, сегодня остро нуждается в мыслящих, сознательных, гражданственно зрелых специалистах, способных принимать деятельное участие в общественной жизни и решать актуальные проблемы современности.

В таких условиях актуализируется задача социологического образования подрастающего поколения, в частности - будущих педагогов общего среднего образования. Роль социологического образования будущих педагогов на современном этапе заключается в формировании социологического мышления студентов как одной из основ развития социальной компетентности и способа конструктивного понимания социальной реальности и жизни в ней.

В процессе обучения в вузе будущие педагоги изучают социологию и другие социо-гуманитарные дисциплины, на основе чего происходит усвоение знаний, составляющих основу формирования у них социологического мышления и социальной компетентности, необходимых им при реализации профессиональной деятельности.

Так, формирование социальной компетентности выступает одним из условий реализации профессионального образования педагогов. Ведущая роль в системе формирования указанного профессионально значимого качества будущих педагогов отведена преподавателям, реализующим цикл социологических дисциплин в высшей школе. Уровень сформированности социологического мышления и социальной компетентности выпускника педагогического вуза, по нашему мнению, зависит от создания преподавателем в рамках курса социологии необходимых организационно-педагогических условий, а также от используемых средств, методов и технологий обучения.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение роли социальной компетентности в системе профессионально значимых качеств педагога и дидактических аспектов ее формирования у будущих учителей в процессе изучения социологических дисциплин в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к изучению методологических и дидактических аспектов формирования социальной компетентности будущих педагогов, проанализируем сущность данного феномена и обозначим его роль в системе профессионально значимых качеств педагога.

Исследование сущности социальной компетентности педагога обосновывает потребность обоснования сущности и значения компетентностного подхода в аспекте профессиональной подготовки будущих учителей.

Так, на современном этапе развития высшего профессионального образования происходит процесс его модернизации, который не обошел и сферу профессионального педагогического образования. Процесс модернизации характеризуется поиском и внедрением в систему профессиональной подготовки будущих специалистов в области образования оптимальных средств, форм, методов и технологий реализации профессионального образования. Модернизируется не только формальная сторона профессионального образования, а, в первую очередь, концептуальная основа его реализации.

Так, на современном этапе одной их концептуальных основ реализации высшего профессионального педагогического образования является компетентностный подход.

Как отмечает З.И. Колычева, «компетентностный подход - реальность нынешней социальной жизни, образовательной политики государства, образовательного процесса» [3, с. 27]

По словам Ибрагимова, компетентностный подход ориентирован, в первую очередь, «на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим

компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки» [2, с. 365].

А.П. Лобанов в данном ключе подчеркивает, что «парадигма основанного на компетенциях образования является результатом преодоления оппозиции между усваиваемыми в вузах академическими знаниями и эффективностью их применения на практике» [4, с. 227].

Целью реализации профессионального образования, согласно положениям концепции компетентностного подхода, является формирование компетентного специалиста. Среди задач данного подхода - проектирование и реализация специальных технологий обучения, позволяющих «создавать ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов)» с целью формирования у будущих специалистов «таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда» [2, с. 365].

В рамках данного исследования нами изучается одно из основополагающих понятий компетентностного подхода - компетентность. По определению Э.Ф. Зеера, в широком смысле компетентность представляет обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [1, 40]. Чаще данное понятие рассматривается как интегративное качество личности, позволяющее успешно реализовывать задачи профессиональной деятельности, несмотря на изменяющиеся условия труда.

В структуре профессиональной компетентности педагога, под которой вслед за Е.А. Тархановой будем понимать интегративную характеристику личности, определяющую ее способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности посредством знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5], выделяют социальную компетентность.

В современной теоретической литературе социальная компетентность рассматривается как:

- способность или умение личности функционировать в обществе, понимать проблемы общества и механизм его деятельности;

- социально-активная деятельность и реализация социально направленных проектов;

- способность личности социально адаптироваться в обществе на основе принятия правил, норм, законов социальной жизни и, в то же время, умение реализовать себя как неповторимую индивидуальность, осуществлять сознательный выбор, формировать систему ценностей, приемлемую для себя и общества;

- способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений в работе и развитии социальных институтов [3].

Структуру социальной компетентности составляют следующие компоненты:

- познавательный (когнитивный);

- эмоционально-волевой;

- операционально-деятельностный;

- ценностно-мотивационный.

На основе теоретического анализа социально-педагогических источников можно определить различные подходы ученых к проблеме исследования социальной компетентности личности.

Понятие социальной компетентности может касаться как одного конкретного человека, так и целой социальной группы и предусматривает наличие не только системы знаний, умений, навыков и опыта деятельности, но и сформированность жизненных и профессиональных ценностей, самостоятельности, определенного уровня образованности и способности эффективно решать новые, нестандартные задачи.

Так, социальная компетентность представляет собой приобретенную личностью способность гибко и конструктивно ориентироваться в постоянно меняющихся социальных условиях, эффективно и творчески взаимодействовать с социальной средой.

Социальная компетентность является необходимым условием успешной профессиональной деятельности педагога, что предполагает усвоение студентами педагогических специальностей социальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения социальных функций, которые снимают ощущение внутреннего дискомфорта и блокируют возможность конфликта с социальной средой.

По словам З.И. Колычевой структурно и содержательно социальная компетентность педагога представляет собой «сплав профессиональных знаний, умений, опыта самопознания, познания особенностей поведения и эмоционального состояния детей; способность структурировать эти знания, умения и опыт для адекватного понимания ребенка; для принятия верного решения и выработки линии поведения в общении с детьми с целью их развития» [3].

Социальная компетентность педагога является интегративным понятием, включающим следующие профессионально значимые качества педагога:

- социальную зрелость;

- социальную направленность личности и деятельности;

- социальную адаптивность;

- социальную активность;

- социальную мобильность;

- социальную успешность;

- социальную креативность.

Социальная компетентность педагога предопределяет готовность самостоятельно решать задачи, связанные с социальной жизнью, оценивать результаты собственной деятельности в соответствии с требованиями общества.

Процесс формирования социальной компетентности имеет гуманистическую, гражданскую, аксиологическую, креативную, рефлексивную направленность и максимально способствует внутреннему личностному раскрытию, самоопределению, саморазвитию, самовыражению и социализации, проявлению самостоятельности, инициативности, лидерских качеств личности, усвоению позитивных стереотипов и алгоритмов социального поведения, общественно значимой деятельности, решению жизненных социальных проблем, повышению социального и личностного статуса, развитию уверенности будущих педагогов в себе.

В системе высшего профессионального педагогического образования социальная компетентность в большей степени формируется в процессе изучения будущими учителями социологических дисциплин.

Эффективность данного дисциплинарного цикла обосновывается тем, что ведущим задачей его преподавания является обучение студентов понимать социальные связи и общественные отношения, анализировать содержание и структурно-функциональные связи, существующие в различных социальных системах, таких как экономика, политика, наука, культура, образование и т.д.

Социологический цикл дисциплин направлен на реализацию и учебного и социокультурного компонентов профессионального образования. В рамках изучения будущими педагогами содержания курсов социологических дисциплин у студентов формируются представления об обществе, социальных процессах. Изучение социологии и ее отраслевых, специальных теорий способствует не только формированию у будущих учителей системных знаний об обществе, закономерностях и тенденциях его развития, социальной структуре, причинах социальных кризисов, но и мотивации их к обоснованию новых социально значимых ценностей, к адекватной оценке состояния общества, поиску путей его улучшения; а также воспитанию научного мировоззрения и гражданского сознания.

Грамотное построение и содержание учебных курсов социологического цикла способствует повышению уровня гражданской позиции и социальной зрелости.

Так, наряду с учебными курсами психологического и педагогического циклов социологические дисциплины составляют основу системы высшего образования и способствуют развитию качеств социальной компетентности будущих учителей.

Выводы. В системе профессиональной подготовки будущих педагогов в содержательном контексте важное значение должно быть отведено социологической подготовке личности. Это обосновывается необходимостью формирования у будущих педагогов в процессе их профессионального обучения в высшей школе социологического мышления и на его фоне - социальной компетентности. Данные задачи могут и должны решаться в системе преподавания будущим педагогам цикла социологических дисциплин, в рамках которых преподавателем должна реализовываться системная деятельность, направленная на подготовку выпускника к активной созидательной профессиональной деятельности в условиях современного мира.

Литература:

1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России, 2007. - № 2. - С. 40.

2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2007. - № 3. - С. 361-365.

3. Колычева З.И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - №. - С. 26-35.

4. Лобанов А.П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2009. - № 2. -С. 227-232.

5. Тарханова Е.А. Компетентностный подход к обучению студентов в высшей школе // Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской науч.-практ. заочной конф. (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.). - Нижневартовск, 2007.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблем профессиональной подготовки будущих учителей истории в высшей школе на современном этапе. В исследовании обосновывается потребность в модернизации модели реализации профессиональной подготовки: ее концептуального и содержательного аспектов, а также методической системы преподавания исторических дисциплин в высшей школе. В статье отражены рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих историков в системе высшего профессионального педагогического образования на современном этапе его развития.

Ключевые слова: история, исторические дисциплины, методика преподавания истории, профессиональная подготовка историков в высшей школе, активные методы обучения, современные педагогические технологии, компетентностный подход, компетенции, компетентности, будущие учителя истории, модернизация высшего профессионального образования.

Annotation. The article is devoted to the problems of professional training of future teachers of history in higher education at the present stage. The study substantiates the need to modernize the model of implementation of vocational training: its conceptual and substantive aspects, as well as the methodological system of teaching historical disciplines in higher education. The article presents recommendations for improving the process of professional training of future historians in the system of higher professional pedagogical education at the present stage of its development.

Keywords: history, historical disciplines, methods of teaching history, professional training of historians in higher education, active teaching methods, modern pedagogical technologies, competence approach, competence, future history teachers, modernization of higher education.

Введение. Становление в отечественном пространстве высокоразвитого гражданского общества, развитие демократических ценностей в государстве и другие социально-политические тенденции современности требуют существенных изменений в подходах к формированию нового поколения граждан, обеспечения более высокой эффективности обучения и воспитания молодежи, повышения качества учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Большое значение сегодня придается преподаванию предметов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.