Научная статья на тему 'Совершенствование уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного педагогического образования'

Совершенствование уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE APPROACH / ANDRAGOGY / POSTGRADUATE EDUCATION OF TEACHERS / TRAINING / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER / STRUCTURE / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL COMPETENCE / TEACHERS OF PRIMARY EDUCATION / PRINCIPLES / FORMATION / IMPROVEMENT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АНДРАГОГИКА / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / СТРУКТУРА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова В.Н.

Статья посвящена изучению проблемы повышения уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного образования педагогов. В работе обосновывается значимость компетентностного подхода относительно реализации последипломного образования педагогов, определена сущность понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «научно-методическая компетентность педагога». В исследовании указаны основные особенности повышения уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного образования педагогов, подчеркивается важность соблюдения принципов андрагогики при реализации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEVEL OF FORMATION OF SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is dedicated to the study of a problem of increasing the level of formation of scientific and methodological competence of primary school teachers in the system of postgraduate education of teachers. The paper substantiates the importance of the competence approach to the implementation of postgraduate education of teachers, defines the basics of the concepts of “competence”, “professional competence”, “scientific and methodological competence of the teacher”. The study identifies the main features of increasing the level of formation of scientific and methodological competence of primary school teachers in the system of postgraduate education of teachers, emphasizes the importance of compliance with the principles of andragogy in the implementation of this process.

Текст научной работы на тему «Совершенствование уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного педагогического образования»

прогнозированию, корреляции данных, регрессионному анализу и обработке числовых данных в таблицах, построении диаграмм, гистограмм и т. д. Распространение облачных вычислений ставит перед образовательной средой задачу интеграции облачных сервисов в единую образовательную среду, анализа своей ИТ-инфраструктуры и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс [7].

Широкое использование облачных вычислений ограничено рядом факторов, которые включают: ограничение использования функциональности отечественного программного обеспечения по сравнению с зарубежными аналогами; отсутствие отечественных провайдеров облачных услуг, отсутствие государственных и международных стандартов; отсутствие нормативной базы для регулирования облачных технологий; риск несанкционированного доступа к данным. Ещё одним существенным недостатком использования облачных технологий является необходимость обеспечения бесперебойного доступа в Интернет.

Использование быстро развивающихся облачных технологий способствует регулированию отношений новой формации на требуемом уровне и подталкивает сдвиг парадигмы в области управления интеллектуальной собственностью. В связи с этим, прежде всего, представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство с точки зрения введения единообразия терминологии, а именно: уточнить ряд определений и ввести понятие «провайдера облачного сервиса». Согласно статье 1253.1 ГК РФ «провайдера облачного сервиса» нельзя отнести к категории информационного посредника, в этой связи представляется целесообразным изменить пункт 1 статьи 1253.1 ГК РФ с целью чёткого законодательного определения данного понятия.

Кроме того, считаем необходимым внесение определения «провайдера облачного сервиса» в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а именно дополнить ст. 2 пунктом 21 в следующей редакции: «провайдер

Библиографический список

облачного сервиса - лицо, предоставляющее сервис с использованием облачных вычислительных технологий для размещения и обработки информации и данных в принадлежащей ему информационной системе».

Введение вышеуказанной нормы позволит усилить правовой инструментарий для защиты и обеспечить наиболее безопасное создание и распространение результатов интеллектуальной деятельности при использовании облачных технологий.

Другой проблемой является защита данных в облаке от несанкционированного доступа. Важным критерием обеспечения защиты данных является возможность выбора универсальных средств защиты данных, способ шифрования данных.

Однако в действующем законодательстве отсутствуют нормы регулирующие вопросы использования средств шифрования провайдерами облачных средств.

Широкое применение облачных вычислений сдерживается определёнными рисками. Для повышения уровня доверия к облачным сервисам необходимо, на наш взгляд, осуществить страхование данных в среде облачных вычислений. Страховые услуги можно включить в абонентскую плату облачных сервисов.

Реализация вышеуказанных путей решения позволит устранить имеющиеся факторы, сдерживающие широкое применение облачных технологий в России.

В заключение следует отметить, что использование облачных технологий в образовании - перспективное направление в сфере высшего образования, которое позволяет снизить затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысить качество и эффективность образовательного процесса, а так же подготовить специалистов ориентирующихся в современном информационном обществе.

С помощью облачных технологий осуществляется быстрый и безопасный доступ к сервисам, используемым в учебном процессе.

1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

2. Сурхаев М.А. Новые требования к образовательному процессу в условиях становления информационного общества. Стандарты и мониторинг в образовании. 2008; 1: 35 - 38.

3. Князьков К.В., Ларченко А.В. Предметно-ориентированные технологии разработки приложений в распределенных средах. Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2011; 10: 36 - 43.

4. Емельянова О.А. Применение облачных технологий в образовании. Молодой учёный. 2014; 3: 907 - 909.

5. Болгова Е.В. и др. Инфраструктурное обеспечение виртуальных лабораторных практикумов для междисциплинарных образовательных программ в рамках концепции облачных вычислений. Современные проблемы науки и образования. 2012; 5 (43).

6. Никифоров О.А., Глухих В.Р, Левкин Г Г Тенденции применения облачных технологий в образовательном процессе. Инновационная экономика и общество. 2015; 1 (7): 80 - 86.

7. Еськов А.В., Ефимова ГВ. Информационные технологии в образовании. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2014: 75 - 80.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017- 2030 gody».

2. Surhaev M.A. Novye trebovaniya k obrazovatel'nomu processu v usloviyah stanovleniya informacionnogo obschestva. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2008; 1: 35 - 38.

3. Knyaz'kov K.V., Larchenko A.V. Predmetno-orientirovannye tehnologii razrabotki prilozhenij v raspredelennyh sredah. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Priborostroenie. 2011; 10: 36 - 43.

4. Emel'yanova O.A. Primenenie oblachnyh tehnologij v obrazovanii. Molodoj uchenyj. 2014; 3: 907 - 909.

5. Bolgova E.V. i dr. Infrastrukturnoe obespechenie virtual'nyh laboratornyh praktikumov dlya mezhdisciplinarnyh obrazovatel'nyh programm v ramkah koncepcii oblachnyh vychislenij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 5 (43).

6. Nikiforov O.A., Gluhih V.R., Levkin G.G. Tendencii primeneniya oblachnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe. Innovacionnaya 'ekonomika i obschestvo. 2015; 1 (7): 80 - 86.

7. Es'kov A.V., Efimova G.V. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. Materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Saratovskij gosudarstvennyj universitet im. N.G. Chernyshevskogo, 2014: 75 - 80.

Статья поступила в редакцию 15.04.19

УДК 371

Kabanova V.N., Municipal budget educational institution "Yalta Secondary School № 12 with In-Depth Study of Foreign Languages" (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

IMPROVING THE LEVEL OF FORMATION OF SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION. The article is dedicated to the study of a problem of increasing the level of formation of scientific and methodological competence of primary school teachers in the system of postgraduate education of teachers. The paper substantiates the importance of the competence approach to the implementation of postgraduate education of teachers, defines the basics of the concepts of "competence", "professional competence", "scientific and methodological competence of the teacher". The study identifies the main features of increasing the level of formation of scientific and methodological competence of primary school teachers in the system of postgraduate education of teachers, emphasizes the importance of compliance with the principles of andragogy in the implementation of this process.

Key words: competence approach, andragogy, postgraduate education of teachers, training, competence, professional competence of teacher, structure, scientific and methodological competence, teachers of primary education, principles, formation, improvement.

В.Н. Кабанова, директор МБОУ «Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков», Республика Крым, г. Ялта,

E-mail: viza_1986@ukr.net

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению проблемы повышения уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного образования педагогов. В работе обосновывается значимость компетентностного подхода относительно реализации последипломного образования педагогов, определена сущность понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «научно-методическая компетентность педагога». В исследовании указаны основные особенности повышения уровня сформированности научно-методической компетентности учителей начальных классов в системе последипломного образования педагогов, подчеркивается важность соблюдения принципов андрагогики при реализации данного процесса.

Ключевые слова: компетентностный подход, андрагогика, последипломное образование педагогов, повышение квалификации, компетентность, профессиональная компетентность педагога, структура, научно-методическая компетентность, педагоги начального образования, принципы, формирование, совершенствование.

Повышение квалификации является одним из ключевых условий обязательной аттестации педагогических работников учебных заведений - системы мер, направленной на всестороннее комплексную оценку их педагогической деятельности, по которой определяются в соответствии педагогического работника занимаемой должности, уровень его квалификации.

Согласно положениям концепции непрерывного образования, повышение квалификации является естественным и необходимым компонентом непрерывного образования педагогических работников.

Реализация повышения квалификации педагогов начального образования в учреждениях последипломного педагогического образования характеризуется упорядоченной совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных подходов, целей, задач, содержания, функций, форм, методов и средств осуществления учебно-познавательного процесса, направленных на профессиональное развитие педагога.

На современном этапе систему целеполагания последипломного образования учителей начальных классов составляют направления деятельности по повышению уровня профессиональной компетентности, педагогического мастерства, всех видов ключевых профессиональных компетентностей, информационной грамотности и культуры; формированию готовности реализации педагогической деятельности в условиях становления инновационной парадигмы образования.

В системе работы учителя начальных классов на современном этапе важное значение имеет реализация научно-методической деятельности. Это актуализирует потребность формирования всех компонентов научно-методической компетентности будущих педагогов начального образовании в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе, а также совершенствования уровня сформированности указанной компетентности в системе повышения квалификации учителей начальных классов в учреждениях последипломного образования педагогов.

Переход на инновационную модель развития общества и государства способствует глубинном реформированию образования, в том числе и системы повышения квалификации учителей в последипломном образовании.

На современном этапе своего развития система последипломного педагогического образования должна реализовывать системную подготовку и переподготовку педагогов, а также деятельность по повышению их квалификации с учётом гуманистического, профессионально-ориентированного, системно-дея-тельностного и средового подходов. Ведущей концептуальной основой реализации последипломного образования учителей является компетентностный подход.

Признание компетентностного подхода как ведущей концептуальной основы реализации последипломного образования педагогов обосновывается, по мнению исследователей Е.Н., Асеевой, С.Д., Асеевой, Д.В. Марчук, тем, что «в условиях новой образовательной парадигмы присвоению квалификации специалисту предшествует официальное признание его компетентности в том или ином виде профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, должна быть идентифицирована по набору обязательных профессиональных компетенций» [1, с. 269].

Основной задачей последипломного образования педагогов, согласно позициям компетентностного подхода, является совершенствование уровня сфор-мированности профессиональной компетентности учителей и всех её компонентов. В данном ключе целесообразно обратиться к уточнению значения ключевых понятий компетентностного подхода.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней определяют компетентность как «совокупность черт (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на решение проблем (задач) в какой-либо области» [2, с. 263].

По мнению А.В. Хуторского, компетентность - это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере; владение соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к предмету деятельности; устоявшееся качество личности (совокупность качеств) и опыт деятельности в данной сфере [3].

На основе приведенных определений компетентность будем рассматривать как динамическую комбинацию знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, морально-этических ценностей, которая определяет способность личности успешно осуществлять профессиональную и дальнейшую учебную деятельность и является результатом обучения на определенном уровне образования.

А.А. Деркач, В.Г. Зазикин определяют профессиональную компетентность как обобщающую психологическую и акмеологическую категорию. Ученые считают, «если ее рассматривать с системных позиций, то можно утверждать, что она не является неким полиобразованием, но содержит различные взаимодействующие компоненты. На личностном уровне она может выступать в конкретных видах, отражающих специфику профессиональной деятельности» [4, с. 151].

Обретение учителем профессиональной компетентности заключается в том, что профессиональное знание должно формироваться одновременно на всех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом, технологическом. Это требует развитого профессионального мышления, способности подбирать, анализировать и синтезировать полученные знания в достижении педагогической цели, целостно представлять технологию их применения.

Профессиональная компетентность педагога, по мнению Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности:

- специальную и профессиональную компетентность в преподаваемой области дисциплины;

- методическую компетентность (относительно способов формирования знаний, умений у обучающихся);

- социально-психологическую компетентность (относительно процесса общения);

- дифференциально-психологическую (относится к мотивам, способностям, направлениям учащихся);

- аутопсихологическую компетентность (касается преимуществ и недостатков собственной деятельности и личности [5, с. 90].

Как видим, в структуре профессиональной компетентности педагога, в том числе учителя начальных классов, одно из главенствующих мест занимает методическая компетентность.

Согласно положениям Профессионального стандарта «Педагог», современный учитель должен реализовывать, наряду с другими направлениями педагогического труда также и научно-методическую деятельность. Что актуализирует потребность не только формирования научно-методической компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе, но и повышения уровня её сформированности у практикующих педагогов в системе последипломного образования.

Исследователи Н.А. Нагибина, Н.В. Ипполитова рассматривают научно-методическую компетентность педагога как «интегративную характеристику субъекта педагогического труда, основанную на совокупности общепедагогических и методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, отражающую готовность и способность к эффективной методической деятельности и обеспечивающую достижение высоких показателей в обучении и воспитании учащихся» [6, с. 46].

Научно-методическая компетентность учителя начальных классов связана с выполнением им научной, учебно-научно-инновационной, исследовательской деятельности.

Цель формирования научно-методической компетентности учителей начальных классов в рамках последипломного педагогического образования заключается в развитии интеллектуальных способностей педагогов в процессе исследовательского обучения, осуществления организации и проведения научных исследований, применения исследовательских технологий в образовательной деятельности.

Процесс формирования научно-методической компетентности учителя начальных классов в последипломном педагогическом образовании требует использования эффективных инновационных технологий, форм, методов и средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.