Научная статья на тему 'Информационная культура и информационная грамотность как необходимые факторы формирования готовности будущих педагогов к реализации инновационной образовательной деятельности'

Информационная культура и информационная грамотность как необходимые факторы формирования готовности будущих педагогов к реализации инновационной образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY / INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER / INFORMATION CULTURE / INFORMATION LITERACY / INFORMATION SOCIETY / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поштарук Дмитрий Алексеевич, Лисецкая Ирина Анатольевна

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих педагогов к инновационной образовательной деятельности в информационном обществе. В работе характеризуется понятие «информационное общество», указываются требования к педагогу и его профессиональной деятельности в обществе такого типа. В статье обосновывается необходимость формирования информационной компетентности педагога и таких ее составляющих, как информационная культура и информационная грамотность. В исследовании охарактеризована сущность указанных понятий, обоснована их роль в системе профессионально значимых качеств современного педагога, изложены особенности их формирования у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поштарук Дмитрий Алексеевич, Лисецкая Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE AND INFORMATION LITERACY AS NECESSARY FACTORS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR REALIZATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY

The article is devoted to the problem of formation of readiness of future teachers to innovative educational activities in the information society. The paper describes the concept of "information society", substantiates the requirements for the teacher and his professional activity in a society of this type. The article substantiates the need for the formation of information competence of the teacher and its components such as information culture and information literacy. The study characterizes the essence of these concepts, substantiates their role in the system of professionally significant qualities of a modern teacher, shows the features of their formation in future teachers in the process of training in high school.

Текст научной работы на тему «Информационная культура и информационная грамотность как необходимые факторы формирования готовности будущих педагогов к реализации инновационной образовательной деятельности»

4. Скабалланович М. Толковый типикон. Обьяснительное изложение типикона с историческим введением. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008 — 2-е изд, испр. 816 с.

Педагогика

УДК 371

заместитель начальника по работе с личным составом, кандидат юридических наук Поштарук Дмитрий Алексеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Лисецкая Ирина Анатольевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих педагогов к инновационной образовательной деятельности в информационном обществе. В работе характеризуется понятие «информационное общество», указываются требования к педагогу и его профессиональной деятельности в обществе такого типа. В статье обосновывается необходимость формирования информационной компетентности педагога и таких ее составляющих, как информационная культура и информационная грамотность. В исследовании охарактеризована сущность указанных понятий, обоснована их роль в системе профессионально значимых качеств современного педагога, изложены особенности их формирования у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационная образовательная деятельность, информационная компетентность педагога, информационная культура, информационная грамотность, информационное общество, профессиональная подготовка будущих педагогов.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of readiness of future teachers to innovative educational activities in the information society. The paper describes the concept of "information society", substantiates the requirements for the teacher and his professional activity in a society of this type. The article substantiates the need for the formation of information competence of the teacher and its components such as information culture and information literacy. The study characterizes the essence of these concepts, substantiates their role in the system of professionally significant qualities of a modern teacher, shows the features of their formation in future teachers in the process of training in high school.

Keywords: pedagogical innovations, innovative educational activity, information competence of the teacher, information culture, information literacy, information society, professional training of future teachers.

Введение. На современном этапе своего развития отечественный социум переживает процесс перехода от индустриального к постиндустриальному периоду. Новый этап развития общества ученые в области социологии, культурологии, экономики, политологии и других наук называют периодом информатизации. Так, сегодня отечественная социокультурная среда характеризуется становлением информационного общества, в котором основной ценностной единицей выступает информация.

Ведущей характеристикой процессов информатизации общества является внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности и активности человека. Не составляет исключения и образовательная сфера. Современные тенденции развития системы образования на всех его ступенях и уровнях характеризуются внедрением в учебно-воспитательный процесс педагогических инноваций различного плана. Ввиду указанного, современный учитель, помимо основных составляющих профессиональной готовности, должен обладать готовностью к реализации инновационной образовательной деятельности, что является одним из условий жизни и труда в инновационном обществе. В этой связи задачей педагогических вузов сегодня является осуществление подготовки будущих педагогов не только к реализации образовательных услуг на высоком качественном уровне, но и инновационной деятельности в учреждениях образования.

Инновационный подход к образованию предусматривает наличие у специалистов, в частности у педагогов, ряда новых знаний, умений, способностей, навыков и профессионально значимых личностных качеств, среди которых на первом месте выступают инновационное мышление, а также информационная компетентность как условие жизнедеятельности в постиндустриальном обществе.

Формирование у будущих педагогов информационной компетентности в высшей школе требует учета ее составляющих компонентов и факторов формирования, среди которых современные исследователи в первую очередь выделяют информационную культуру и информационную грамотность.

Изложение основного материала статьи. По мнению М.И. Царевой, «одной из ключевых проблем, стоящих перед высшим образованием, считается подготовка выпускника к профессиональной деятельности в информационном обществе» [9, с. 391. Данная проблема обосновывается спецификой современной социокультурной ситуации, сущности и форм деятельности в обществе. Исследовательница подчеркивает, что «информационное общество отличает тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, сети Интернет, лекций, семинаров в рамках системы всеобщего образования» [8, с. 911.

Сущность указанной профессиональной подготовки заключается в формировании информационной компетентности педагога как одного из показателей его готовности к инновационной образовательной деятельности в век господства информационных технологий. Иными словами, полноценная качественная профессиональная подготовка будущих педагогов на современном этапе предусматривает реализацию целенаправленной педагогической деятельности по формированию у выпускников всех компонентов информационной компетентности. Реализация данной цели, ввиду учета тенденций развития современного мирового социума, является не только важной задачей профессионального образования, но и острой потребностью времени, так как у будущего педагога, обладающего низким уровнем информационной компетентности, невозможно сформировать готовность к реализации инновационной профессиональной деятельности в информационном обществе [5].

Важность формирования информационной компетентности будущих педагогов вызвана также и тем, что одной из задач современного учителя, согласно требованиям актуальных образовательных стандартов, является повышение уровня информационной компетентности обучающихся. Теоретики педагогики называют проблему информационной компетентности обучающихся одной из сложных проблем современной методики, объясняя в данном ключе трудности невысоким уровнем информационной компетентности педагогических работников [61.

В современной педагогической науке с позиций компетентностного подхода информационная компетентность рассматривается как одна из ключевых компетентностей личности, представляющая собой совокупность знаний, умений, навыков и способностей эффективной работы с информацией в любых ее формах, осознание своего места в информационной среде, совокупность норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением профессиональной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях [71.

Формирование информационной компетентности будущих педагогов, вслед за М.И. Царевой, будем понимать как «процесс приобретения устойчивых информационных знаний и умение применять их в новой ситуации, способность достигать значимых результатов в информационной деятельности» [9, с. 391.

Как было отмечено выше, основными содержательными компонентами информационной компетентности педагога и факторами ее формирования ученые считают информационную культуру и информационную грамотность. В данном ключе целесообразно обратиться к изучению данных категорий.

На основе анализа теоретических источников можем говорить о том, что в современной науке под термином «информационная культура» ученые понимают способности личности или социума эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информации и информационно-коммуникационных технологий.

По мнению Ш.С. Шариповой, данный термин означает «степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом пользовании» [10, с. 1831.

Под информационной культурой исследователи М.Т. Михридинова и С.Р. Волкова понимают «систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей личности, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной, профессиональной деятельности [4, с. 1101.

На основе приведенных определений информационную культуру педагога будем понимать как интегральный показатель уровня его совершенства в информационной сфере деятельности, поскольку данное интегративное качество включает не только умения работать с прикладным обеспечением и реализовывать деятельность по программированию, а, прежде всего, глубокое понимание сути процессов обработки информации и удовлетворения информационных потребностей общества.

В основе информационной культуры педагога - знания об информационной среде, законах ее функционирования и развития, умения ориентироваться в безграничном информационном пространстве; находить информацию в разных источниках; пользоваться автоматизированными системами поиска, хранения и обработки информации; выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать, структурировать данные; рационально использовать средства современных информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения информационных потребностей [81.

Ссылаясь на мнение Н.Н. Маслениковой, в качестве показателей сформированности информационной культуры педагога будем понимать следующие:

- овладение компьютерной грамотностью;

- способность к овладению информационно-коммуникативными технологиями как новыми средствами для решения педагогических проблем;

- умение сотрудничать с обучающимися в образовательном процессе, используя сети телекоммуникации;

- способность своевременно отслеживать, оценивать, понимать предложенную информацию и включать ее в учебный процесс;

- комплекс профессионально важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности [31.

Важным содержательным компонентом структуры информационной культуры является информационная грамотность. На основе обобщений позиций современных исследователей под данным термином в широком смысле будем понимать умение формулировать информационную потребность, искать, отбирать, оценивать информацию, в каком бы виде она не была представлена [11.

В современной педагогической инноватике информационная грамотность педагога трактуется как способность понимать необходимость определенной информации, находить, оценивать, дифференцировать и эффективно использовать эту информацию для решения конкретных учебно-организационных и научно-методических проблем.

Информационную грамотность педагога Ш.С. Шарипова определяет в значении оптимальных способов обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их обучающимся для решения теоретических и практических задач; механизмов совершенствования навыков освоения информационных и компьютерных технологий, хранения и передачи информации; развития системы обучения, подготовки обучающихся к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций [101.

Формирование информационной компетентности будущих педагогов и ее составляющих в рамках реализации учебно-воспитательного процесса требует соблюдения ряда условий и учета методологических принципов современных педагогических концепций. В частности, реализация профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе должна осуществляться с учетом положений компетентностного, системно-деятельностного, гуманистического, профессионально-ориентированного подходов. Формирование компонентов информационной компетентности - одна из важнейших составляющих современного педагогического образования [61.

Процесс формирования основ информационной культуры и информационной грамотности педагога как составляющих его информационной компетентности должен опираться на современные психолого-педагогические научные концепции и обеспечивать соответствие целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения запланированному уровню и потребностям дальнейшего социально-экономического, научного и культурного развития общества [21.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что одной из важнейших задач современного педагогического образования является подготовка будущих учителей к реализации инновационной образовательной деятельности в информационном обществе, в которой ведущей ценностно-смысловой единицей выступает информация. В этой связи задачей высшей школы является формирование готовности будущих учителей грамотно совершать все возможные операции по взаимодействию с информацией. Иными словами, обязательным условием реализации высшего образования и одним из показателей его качества является уровень сформированности информационной компетентности педагога, а также ее важнейших компонентов и факторов развития: информационной культуры и информационной грамотности. По нашему мнению, высокий уровень сформированности указанных профессионально значимых интегративных качеств личности педагога позволят ему достичь готовности к инновационной деятельности в области образования и осуществлять ее на высоком профессиональном уровне.

Литература:

1. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследовании): доклад на ИФЛА-2004 // Школьная библиотека. - 2005. -№ 3. - С. 18-24.

2. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. - М., 2011. - №1. - С. 4-8.

3. Маленикова Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета//Дисс. кан. пед. наук. - Ростов - на Дону,1999. - 170 с.

4. Михридинова М.Т., Волкова С.Р. Организационно-педагогические условия повышения информационной культуры преподавателя профессионального колледжа // Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. - С. 110-113.

5. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. - М., 2012. - №2. - С. 37-43.

6. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: http://www.eidos.ru/joumal /2004/0622-09.htm (дата обращения: 21.12.2014).

7. Царева М.И. Информационная компетентность: теория и технология развития // Молодой ученый. -2015. - №17. - С. 580-583.

8. Царева М.И. Информационная культура и информационная компетентность с позиций философии и социологии // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 91-94.

9. Царева М.И. Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля // Педагогика высшей школы. - 2017. - №3. - С. 39-43.

10. Шарипова Ш.С. Информационно-компетентностный подход к профессиональной подготовке педагогов // Молодой ученый. - 2018. - №9. - С. 183-185.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, начальник кафедры

тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Хенцинский Евгений Александрович Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); учитель высшей категории Светличная Надежда Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1» (г. Симферополь)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие: «методическое мастерство». Говорится о том, что методическое мастерство - это высший уровень компетенции преподавателя. Изложены основные пути повышения методического мастерства при работе с курсантами учебных заведений системы МВД.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, методическое мастерство, преподаватель, качество обучения, специальная подготовка, МВД.

Annotation. This article discusses the concept: "methodological skill". It is said that methodological excellence is the highest level of teacher competency. The main ways to improve methodological excellence when working with cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs system are outlined.

Keywords: pedagogical skills, methodological skills, teacher, quality of education, special training, Ministry of Internal Affairs.

Введение. В педагогической науке есть такие понятия как «педагогическое мастерство» и «методическое мастерство». Отечественные учёные (Скаткин М.Н., Сластёнин В.А., Никандров Н.Д. и др.) полагают, что эти понятия близкие по значению, но не являются идентичными. Большинство видных ученых полагает, что качество профессиональной подготовки преподавателя очень сильно влияет на развитие его методического мастерства в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.