Научная статья на тему 'Особенности формирования информационно-образовательной среды в системе профессионального образования Кемеровской области'

Особенности формирования информационно-образовательной среды в системе профессионального образования Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC LEARNING RESOURCES / МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / MEDIA AND INFORMATION LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалина Татьяна Александровна, Пфетцер Алена Алексеевна

Введение. В статье рассматриваются особенности формирования единой информационнообразовательной среды в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области. Методология. Исследование проводилось на основе теоретико-эмпирических методов, а также с учетом принципа системного изучения деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций. Результаты. Одной из особенностей формирования такой среды авторы видят совершенствование информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников региона путем участия в конкурсах профессионального мастерства. Обоснована необходимость медийно-информационной грамотности педагогов и обучающихся профессиональных образовательных организаций. Заключение. Авторы отмечают, что знание особенностей формирования региональной единой информационно-образовательной среды позволит создать оптимальные условия для развития профессиональной компетенции будущих специалистов для работы в цифровом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекалина Татьяна Александровна, Пфетцер Алена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT FORMATION IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION OF KEMEROVO REGION

Introduction. The article discusses the features of formation of unified information and educational environment in the vocational and educational organizations of Kemerovo region. Materials and Methods. The research was carried out on the basis of theoretical and empirical methods, and also taking into account the principle of systematic study of activity of vocational educational organizations’ teachers. Results. One of the features which the authors highlight is the improvement of information and communication competence of teachers in the region through the participation in professional skills competitions. The article proves the necessity of media and information literacy of teachers and students of vocational educational organizations. Conclusions. The authors note that the knowledge of the identified features of the formation of a regional unified information and educational environment will help to increase the level of development of the professional competence of future specialists to work in a digital society.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационно-образовательной среды в системе профессионального образования Кемеровской области»

УДК/uDC 004:377 Т. А. Чекалина, А. А. Пфетцер

T. Chekalina, A. Pfettser

особенности формирования информационно-образовательной среды в системе профессионального образования кемеровской области

the features of information and educational environment

FORMATION IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDuCATION OF KEMEROVO REGION

Введение. В статье рассматриваются особенности формирования единой информационно-образовательной среды в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области.

Методология. Исследование проводилось на основе теоретико-эмпирических методов, а также с учетом принципа системного изучения деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций.

Результаты. Одной из особенностей формирования такой среды авторы видят совершенствование информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников региона путем участия в конкурсах профессионального мастерства. Обоснована необходимость медийно-информационной грамотности педагогов и обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Заключение. Авторы отмечают, что знание особенностей формирования региональной единой информационно-образовательной среды позволит создать оптимальные условия для развития профессиональной компетенции будущих специалистов для работы в цифровом обществе.

Introduction. The article discusses the features of formation of unified information and educational environment in the vocational and educational organizations of Kemerovo region.

Materials and Methods. The research was carried out on the basis of theoretical and empirical methods, and also taking into account the principle of systematic study of activity of vocational educational organizations' teachers.

Results. One of the features which the authors highlight is the improvement of information and communication competence of teachers in the region through the participation in professional skills competitions. The article proves the necessity of media and information literacy of teachers and students of vocational educational organizations.

Conclusions. The authors note that the knowledge of the identified features of the formation of a regional unified information and educational environment will help to increase the level of development of the professional competence of future specialists to work in a digital society.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, система профессионального образования, электронные образовательные ресурсы, медийно-информационная грамотность.

Keywords: information educational environment, system of vocational education, electronic learning resources, media and information literacy.

Введение

Изменения требований к информационной среде влияют и на процессы создания, передачи, потребления информации; и на развитие виртуальных отношений, что в целом естественным образом отражается в системе профессионального образования. Одновременно с этим выдвигаются новые требования к организации образовательного процесса, соблюдение которых влечет изменения в структуре, содержании единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) профессиональных образовательных организаций.

Основная суть ЕИОС состоит в использовании современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, систем, а также создании условий для обновления содержания образовательных программ, расширения доступа к образовательным услугам за счет электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В последние годы актуализируется необходимость в развитии материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, что, несомненно, сказывается на подготовке будущих специалистов как в рамках традиционного, так и электронного обучения. Необходимое развитие информационно-образовательной среды способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, столь необходимого современному обществу.

Стоит отметить еще одну положительную тенденцию: педагогические работники осознают изменение сути профессионального образования, которое требует нового понимания особенностей информационной образовательной среды, в том числе активного применения современных ИКТ. Поэтому, осуществляя подготовку будущих специалистов к жизни в цифровой среде, формируя у них ключевые навыки информационного общества, преподаватели регулярно повышают свой профессиональный уровень с учетом обновленных требований к профессиональной подготовке.

Методология

За основу своего исследования мы приняли теоретико-эмпирические методы, а также учитывали принцип системного изучения деятельности профессиональных образовательных организаций. Изучение нормативных документов, в частности федеральных государственных образовательных стандартов, позволило нам ЕИОС рассмотреть как средство и как информационно-методическое условие соблюдения требований стандартов и реализации основных профессиональных образовательных программ.

Традиционно содержание и структуру ЕИОС рассматривают на основе двух подходов: программно-технического и социально-педагогического [3]. Мы сделали акцент в своем исследовании на социально-педагогическом подходе, так как считаем целесообразным исследовать не в целом ЕИОС, а с позиции типа и специфики образовательной организации [1].

Результаты

Мы остановимся на некоторых особенностях развития ЕИОС в регионе, которые относятся к обновлению ее содержания и информационному обеспечению.

Обновление содержания ЕИОС мы видим путем совершенствования, развития профессиональных компетентностей педагогических работников, прописанных в профессиональном стандарте. Обновлению информационного обеспечения, на наш взгляд, способствует участие педагогических работников, специалистов библиотек в региональных конкурсах профессионального мастерства.

Согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», педагогические работники должны «применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать ДОТ, ИКТ, электронные образовательные и информационные ресурсы...», знать «требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, ЭОР и иным методическим материалам.» и др. Требуемые компетентности педагог должен демонстрировать в образовательном процессе, как и в ходе прохождения различных процедур, необходимых для подтверждения (повышения) его профессионального статуса, в соответствии с действующими нормативными актами [2].

В Кузбасском региональном институте профессионального образования регулярно проводятся курсы повышения квалификации, направленные на совершенствование информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников системы профессионального образования региона. Тематика курсов обширна, и в их содержание обязательно включены модули, освещающие требования к ЭОР, современному программному обеспечению, разработке ЭОР, образовательному процессу с использованием ЭОР и ДОТ с учетом особенностей его разработки [4].

В последние годы в регионе наблюдается увеличение числа педагогических работников системы профессионального образования, владеющих современными образовательными тех-

нологиями, в том числе основанными на использовании электронных образовательных ресурсов. Это позволяет говорить о создании системы ЭОР, обеспечивающей возможности для дифференциации образовательного процесса, повышения качества образования за счет эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.

С целью совершенствования единого информационно-образовательного пространства системы профессионального образования Кемеровской области в течение четырех лет в регионе при поддержке департамента образования и науки Кемеровской области проходит областной конкурс «Лучший электронный образовательный ресурс для профессиональных образовательных организаций».

Приведем статистические данные по конкурсам за 2014-2017 гг., которые свидетельствуют и о потребности педагогических работников в современном учебно-методическом обеспечении, и об актуальности разработки ЭОР. В 2014 г. был объявлен и проведен первый областной конкурс на лучший электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) дисциплины для профессиональных образовательных организаций (ПОО). Предварительно приказом департамента образования и науки Кемеровской области было разработано и утверждено региональное положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины для профессиональных образовательных организаций, в котором отражены основные дидактические и методические принципы разработки ЭУМК, а также требования к содержанию, структуре, техническому оформлению ЭУМК. В конкурсе приняли участие 55 педагогических работников из 39 ПОО региона. В результате экспертного отбора в финал прошли пять ЭУМК, разработанных с привлечением работодателей, в том числе по эффективному поведению на рынке труда и основам предпринимательства. В 2015 г. был объявлен второй областной конкурс на разработку лучшего электронного учебно-методического комплекса дисциплины или профессионального модуля. На отборочном этапе эксперты проанализировали 41 техническое задание, в том числе учебные и методические материалы, которые в дальнейшем использовались при разработке ЭУМК. В 2016 г. обновились требования к работам конкурсантов «Лучшего электронного образовательного ресурса», а также изменилось содержание номинаций. Из 39 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области поступило 63 заявки. В 2017 г. оргкомитет областного конкурса принял уже 88 электронных образовательных ресурсов, среди них электронные учебно-методические комплексы, электронные учебно-методические пособия, электронные курсы в системах дистанционного обучения.

Год Количество ЭОР Виды ЭОР

2014 55 Электронные учебно-методические комплексы

2015 41 Электронные учебно-методические комплексы

2016 63 Электронные учебно-методические комплексы, электронные курсы лекций, электронные фонды оценочных средств, электронные учебно-методические пособия, электронные практикумы

2017 88 Электронные учебно-методические комплексы, электронные курсы лекций, электронные фонды оценочных средств, электронные учебно-методические пособия, электронные практикумы, электронные курсы в системах дистанционного обучения, электронные учебно-методические материалы, направленные на противодействие экстремизма и терроризма

Ежегодно по рекомендации редакционно-издательского совета института лучшие ЭОР регистрируются в НТЦ «Информрегистр» и распространяются среди ПОО Кемеровской области. Разработка собственных электронных образовательных ресурсов и их издание позволяют комплектовать современный электронный учебный библиотечный фонд (учебники и учебные пособия), тем самым решая одну из серьезных проблем обеспечения выпущенными за последние пять лет учебными изданиями основных образовательных программ по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям).

Нельзя не отметить и такую особенность ЕИОС, как информационно-библиотечное обеспечение образовательного процесса. С целью совершенствования информационно-библиотечного обеспечения, развития профессиональной компетентности библиотечных специалистов с 2015 г. при поддержке департамента образования и науки Кемеровской области ежегодно проходит областной конкурс «Библиотекарь — профессия творческая». Специалисты библиотек профес-

сиональных образовательных организаций представляют на конкурс электронные библиотечные ресурсы, которые могут быть использованы преподавателями общеобразовательных дисциплин при аудиторной работе, а также при проведении внеклассных мероприятий, библиотечных уроков и для повышения информационной культуры обучающихся и педагогических работников, так как, несмотря на положительную динамику в области владения ИКТ, актуальной остается проблема, связанная с информационной культурой и владением компьютерной грамотностью педагогами. Все конкурсные работы соответствуют требованиям, предъявляемым к современным ЭОР.

Согласно данным Министерства образования РФ, сегодня только 16 % учителей владеют базовыми навыками пользователя, а значит, могут использовать персональный компьютер в процессе обучения и при подготовке к занятиям.

В связи с данной проблемой в Кемеровской области в январе 2017 г. начался эксперимент по разработке учебно-методических средств формирования медийно-информационной грамотности обучающихся, который будет проходить на базе Беловского педагогического колледжа в течение трех лет. В ходе эксперимента будут активно проводиться исследования по содержанию, формам, методам и средствам подготовки обучающихся в области медийно-информационной грамотности. Опыт формирования медийно-информационной грамотности обучающихся, а также все результаты будут распространены не только среди профессиональных образовательных организаций Кузбасса, но и за его пределами для широкой педагогической общественности.

Актуальность данного эксперимента обусловлена отличительной особенностью новых ФГОС СПО: выделение блока общих компетенций, связанных с поиском, переработкой и применением информации для решения личных и профессиональных проблем, то есть возникает необходимость формирования особого вида грамотности будущих специалистов — медийно-информационной грамотности. На наш взгляд, это не только владение ИКТ, но и навыки критического мышления, осмысления и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медийно-информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.

Новые подходы к формированию интегративных компетенций в сфере работы с различными видами информации в условиях современной информационно-образовательной среды определены в содержании общих компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах по всем профессиям и специальностям СПО (ОК 4 «осуществлять поиск, анализ и оценку информации...» (ППСЗ); «осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» (ППКРС); ОК 5 «использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности» (ППСЗ); «использовать ИКТ в профессиональной деятельности» (ППКРС)).

Важным фактором сформированности данных компетенций у обучающихся является обладание самих педагогов профессионального образования медийно-информационной грамотностью, что также отражено в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Рис. Особенности единой информационной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях

Заключение

Таким образом, в настоящее время в региональной системе профессионального образования Кузбасса можно выделить ряд особенностей процесса формирования информационно-образова-

тельной среды. Во-первых, разработка педагогическими работниками высококачественных электронных образовательных ресурсов для обеспечения образовательного процесса, в том числе для электронного и дистанционного обучения. Во-вторых, профессиональное развитие педагогов, которые осваивают и используют разработанные ЭОР, в том числе через участие в конкурсах профессионального мастерства, так как уровень информационной подготовки педагогических кадров становится все более важным фактором, определяющим качество образования. В-третьих, обновление информационно-библиотечного обеспечения образовательной деятельности, включая повышение уровня медийно-информационной грамотности всех участников образовательного процесса. Таким образом, выявленные особенности формирования региональной единой информационно-образовательной среды, безусловно, способствуют повышению уровня развития профессиональной компетенции будущих специалистов для работы в цифровом обществе.

Литература

1. Абаев А. М. Средовой подход к образованию. Анализ опыта изучения и формирования образовательной среды различных типов образовательных учреждений. Владикавказ, 2011. 111 с.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015 № 608н. URL: http://base.ganant.nu/71202838/#ixzz529l0eQKt.

3. Трубицына Е. В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды [Электронный ресурс] // Конгресс конференций ИТ0-2009. URL: http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/I/I-0-13.html.

4. Чекалина Т. А. Создание электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 66-69.

References

1. Abaev A. M. Sredovoj podhod k obrazovaniyu. Analiz opyta izucheniya i formirovaniya obnazovatel'noj sredy razlichnyh tipov obnazovatel'nyh uchrezhdenij [A balanced approach to education. Analysis of the experience of studying and forming the educational environment of various types of educational institutions]. Vladikavkaz, 2011, 111 p. (In Russian).

2. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [On the approval of the professional standard 'Teacher of vocational training, vocational education and additional professional education"]. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 no. 608 n. Available at: http://base.garant.ru/71202838/#ixzz529l0eQKt. (In Russian).

3. Trubicyna E. V. Dva podhoda k opredeleniyu informacionno-obrazovatel>noj sredy [Two approaches to the definition of the information and educational environment]. Congress of Conferences ITO-2009. Available at: http://ito.edu.ru/2009/ MariyEl/I/I-0-13.html. (In Russian).

4. Chekalina T. A. Sozdanie ehlektronnyh obrazovatel>nyh resursov v professional>nyh obrazovatel>nyh organizaciyah [Creation of electronic educational resources in professional educational organizations]. Professional Education in Russia and Abroad, 2014, no. 3, pp. 66-69. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.