ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.124
Е. В. Гнатышина Челябинск
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование; педагог профессионального обучения; информационная культура личности; информационная культура педагога профессионального обучения; модель формирования информационной культуры.
АННОТАЦИЯ. Предлагается авторская трактовка понятия «информационная культура педагога профессионального обучения», делается попытка выделить специфику информационной культуры в контексте профессионально-педагогической деятельности, также представлена разработанная автором модель формирования информационной культуры педагога профессионального обучения.
E. V. Gnatyshina Chelyabinsk
ABOUT FEATURES OF PROCESS OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING
KEY WORDS: vocational training; the teacher of vocational training; information culture of the person; information culture of the teacher of vocational training; model of formation of information culture.
ABSTRACT. In article deals the author's treatment of concept «Information culture of the teacher of vocational training», attempt becomes to allocate specificity of information culture in context of is professional-pedagogical activity, also is presented the model of formation of information culture of the teacher of vocational training.
Внимание современной науки к нанием научным сообществом роли ин-
вопросам формирования ин- формации в формировании общества и
формационной культуры является зако- личности. Овладение комплексом зна-
номерной тенденцией, связанной с осоз- ний и навыков, позволяющих искать,
оценивать и использовать информационные ресурсы управленческой направленности, становится одной из важнейших задач современного образования. Именно навыки «добывания» нужной информации позволяют организовать процесс самообразования творчески работающего управленца. «Получение информации - не новая область деятельности организации. Ситуация стала иной потому, что из эры недостатка информации мы перешли в эру избытка информации. Работники постоянно испытывают огромное напряжение, пробираясь через массивы данных в поисках конкретной, нужной именно в эту минуту информации» [2. С. 52]. Система профессиональной подготовки в современных условиях обилия информационных потоков не в состоянии дать будущему специалисту все многообразие специальных знаний при отсутствии у него развитых умений работы с информационными ресурсами. Таким образом, одной из приоритетных задач современного профессионального образования в целом становится формирование личности с высоким уровнем информационной культуры. Профессиональное образование сегодня в большей степени должно не давать готовые знания, а вооружать методологией их поиска и преобразования.
Проблема формирования информационной культуры будущих специалистов достаточно емка и неоднозначна; ее понятийный базис находится на пересечении исследовательских полей педагогики, философии, психологии, социологии, физиологии. Сам термин «информационная культура» имеет пока не устоявшийся объем понятия. Разрабатываемые подходы к пониманию информационной культуры отличаются фрагментарностью, разорванностью и, что самое печальное, достаточно небольшим количеством крупных исследовательских форм.
Информационная культура — это важнейшее качество личности, однако
принципиальным для характеристики ее является профессиональная направленность носителя данного качества. «Чтобы определить основные обязательные требования к информационной культуре специалиста, прежде всего надо знать специфику отрасли, к которой он принадлежит, особенности его профессиональной деятельности. Практическими определителями профессиональной принадлежности личности являются его профессиональный тезаурус, профессиональная деятельность, профессиональное сознание. Поэтому содержание информационной культуры специалиста формируется, исходя из общего содержания информационной культуры личности и особенностей ее профессиональной принадлежности» [5. С. 149].
Задачей нашего исследования является определение специфики категории «информационная культура педагога профессионального обучения» и особенностей ее формирования. Данная специфика определяется самой профессиональной квалификацией «Педагог профессионального обучения». Вслед за Е. А. Гнатышиной мы акцентируем внимание на бинарном характере получаемой квалификации, включающей психо-лого-педагогическую и специальную отраслевую подготовку. Необходимо также учесть двуединый характер их будущего должностного функционала как преподавателей теоретических дисциплин и организаторов производственно-технологических работ [4]. Авторы энциклопедии профессионального образования придерживаются подобного понимания специфики профессионально-педагогического образования: «Педагог профессиональной школы, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовятся кадры в профессиональном учебном заведении. <...> Цель системы профессионально-педагогического обра-
зования — подготовка специалистов по обучению профессиональным знаниям и умениям в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также непосредственно на производстве» [8. С. 401]. Специалист должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоретического, так и практического обучения.
Таким образом, «бинарность» квалификации делает процесс профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения разнонаправленным, в котором гармонично должны сочетаться дисциплины психо-лого-педагогические, методические и специальные. Подобная широта и разноплановость вызывает затруднения у будущих специалистов. По результатам исследования, проведенного со студентами Профессионально-педагогического института Челябинского Государственного педагогического университета, обучающимися по специальности Профессиональное обучение (экономика и управление), 53% студентов испытывают трудности в усвоении психолого-педаго-гических и методических дисциплин, 27% — в усвоении экономических и управленческих дисциплин, 78% обнаруживают затруднения в написании курсовых работ по специальности, 64% отмечают трудности в подготовке к занятиям и самостоятельной работе. Наблюдения и беседы со студентами позволяют сделать вывод о необходимости формирования особого подхода к организации информационной деятельности будущих педагогов профессионального обучения, позволяющей работать с разноплановыми массивами информации внутри различного вида информационных ресурсов.
Под информационной культурой в широком смысле мы понимаем сложное системное качество личности,
обусловленное информационной деятельностью в профессиональнопедагогической сфере и отражающее уровень информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога профессионального обучения.
Проанализируем компонетный состав исследуемого понятия. Основополагающими выступают три ведущие категории: «информационная деятельность», «информационное мировоззрение» и «информационная компетентность».
«Информационная деятельность» в большинстве исследований понимается как универсальная форма бытия человека в информационном обществе. Исходя из базового определения деятельности как «специфической человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» [7. С. 151], мы понимаем под информационной деятельностью деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации. Следует уточнить, что информационная деятельность позволяет осуществлять преобразование действительности на основе информации, а активность личности направлена на изменения внутри собственного информационного пространства.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, понятие «мировоззрение» определяется как система общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе. Философский энциклопедический словарь дает более развернутое толкование: «Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека, на отношение к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, познания и дея-
тельности, ценностные ориентации» [7. С. 375] Под «информационным мировоззрением» мы, вслед за Н. И. Гендиной, понимаем «систему взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя убеждения, принципы познания и деятельности. Эта система выражается в ценностях образа жизни личности, социальной группы и общества в целом в век информации. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки» [3. С. 76]. Именно такое мировоззрение является необходимым условием для эффективного взаимодействия субъекта с информацией.
Другим сложнейшим феноменом, необходимым личности в информационном обществе, является «информационная компетентность». Вслед за А. С. Белкиным мы определяем компетенцию как «совокупность, прежде всего, знаниевых компонентов в структуре сознания человека, т. е. систему информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие» [1. С. 4]. Соответственно под информационной компетентностью можно понимать систему знаний и умений информационного поиска, отбора, анализа, а также умения преобразовывать, сохранять и транслировать информацию при помощи современных информационных технологий.
В качестве основного метода для изучения процесса формирования информационной культуры педагога профессионального обучения нами был применен метод моделирования. Рассмотрим основополагающие положения теории моделирования.
Понятие «модель» (от фр. modele) возникло в области прикладного знания и первоначально употреблялось для обозначения эталонных образцов тех или иных предметов (явлений), предназначенных
для обиходного распространения, тиражирования в массовом сознании.
Рассматривая понятие модели в аспекте проблем образования, мы, со своей стороны, усиливаем в ней ее эталонное назначение и акцентируем внимание на ее свойстве выступать образцом проектируемых процессов. По словам Е. В. Яковлева: «Любая педагогическая модель предназначена для того чтобы заменить объект в исследовательской деятельности. Естественно для этого необходимо определенное сходство модели и оригинала, причем оно должно быть задано операционально» [9. С. 124].
Под моделированием в образовании мы будем понимать способ получения объективно новой информации об исследуемом явлении с помощью построения вспомогательной системы знаково-символических средств, отражающих гипотетически заданные эталонные характеристики проектируемых новшеств [4].
Принимая во внимание все вышесказанное и учитывая структуру информационной культуры педагога профессионального обучения, рассмотрим авторскую концептуальную модель системы формирования информационной культуры педагога профессионального обучения. Структурные компоненты рассматриваемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования информационной культуры педагога профессионального обучения — цель, задачи, содержание основных концептуальных идей, организационных форм и методов — и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, то есть способ организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической системы.
В качестве первого блока модели мы выделяем блок целеполагания, вклю-
чающий определение генеральной цели, подцелей и задач формирования информационной культуры педагога профессионального обучения.
Генеральная цель — формирование информационной культуры педагога профессионального обучения, определяется социальным заказом общества, требованиями государственного образовательного стандарта. Генеральная цель делится на подцели в соответствии со структурой информационной культуры педагога профессионального обучения:
• формирование положительной мотивации, опыта эмоционально-ценностного отношения к информационной деятельности, осознания взаимосвязи успешной профессиональной деятельности и эффективного функционирования в информационной среде, представляющих собой основу информационного мировоззрения педагога профессионального обучения;
• формирование системы знаний и представлений, составляющих содержательную основу информационной культуры;
• формирование комплексов умений и навыков, образующих основу информационной компетентности педагога профессионального обучения, включающего приобретение опыта информационной деятельности, его коррекцию в процессе профессиональной деятельности в соответствии с пониманием информационной культуры как структурной составляющей профессионально-педагогической культуры педагога профессионального обучения.
Задачи реализуются последовательно, согласно выявленным нами основным этапам формирования информационной культуры педагога профессионального обучения, позволяющим организовать процесс формирования информационной культуры:
Рефлексивно-мотивационный этап направлен на достижение первой подцели (формирования положительной мотивации, эмоционально-ценностного отношения к информационной деятельности) и решения ее задач. Содержание этапа включает диагностику уровня сформированно-сти и формирование положительной мотивации к информационной деятельности.
Информационный этап направлен на формирование знаний об информационной культуре педагога профессионального обучения, о способах повышения ее уровня и возможностях оценки этого уровня.
Проектно-творческий этап ориентирован на совершенствование уровня информационной культуры педагога профессионального обучения. Основу содержания этапа составляет накопление опыта творческого применения информационной культуры в учебной, исследовательской и педагогической деятельности.
В соответствии с целевым блоком рассмотрим содержательный, технологический и результативный блоки модели и выделим их системные связи. Осуществить эту задачу возможно с позиций системного, аксиологического, деятельностного и технологического подходов к процессу формирования информационной культуры педагога профессионального обучения. На наш взгляд, первоочередной задачей в процессе формирования информационной культуры педагога профессионального обучения становится понимание содержательной его сущности в соответствии с идеями системного подхода как общенаучной основы исследования и структурой понятия «информационная культура педагога профессионального обучения». Представим содержательный компонент модели анализируемого процесса.
Мы понимаем содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмо-
ционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечит развитие личности [6], а под информационной культурой педагога профессионального обучения — сложное системное качество личности, обусловленное информационной деятельностью и отражающее уровень информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога профессионального обучения. Исходя из этого, содержательный блок в нашем исследовании состоит из мировоззренческого и компетентностного блоков, представляющих основные направления формирующей деятельности.
Системообразующим фактором выступает преобразующий компонент, который является фактором развития профессионально-педагогического и научного мышления педагога профессионального обучения, адекватного современному информационному обществу, информационного мировоззрения, интеллекта, умений и способностей, связанных с восприятием, осмыслением, использованием профессионально значимой информации.
Ценностно-смысловой компонент развивает эмоционально-ценностное отношение к информации, способность ценностного самоопределения по отношению к получаемой информации, извлечения личностных смыслов информации и превращению ее в «живое», «личностное» знание.
Парадигмально-мировоззренческий компонент способствует формированию определенного типа профессионального мировоззрения педагога профессионального обучения, его парадигмального самоопределения в контексте ценностей современного информационного общества. Под парадигмой в нашем исследовании мы будем понимать исходную модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического
периода в науке [7. С. 477]. Соответственно под парадигмальным самоопределением педагога профессионального обучения — определение ведущих моделей поведения в системе профессионально-педагогического образования, основанных на существующих общественных ценностно-смысловых ориентациях.
Оптимизирующий компонент позволяет оптимизировать усилия будущего педагога профессионального обучения в учебной, педагогической, исследовательской деятельности, т. е. добиваться максимальных результатов с минимальными затратами сил и времени.
Компетентностный блок концептуальной модели формирования информационной культуры педагога профессионального обучения включает следующие компоненты, выделенные с учетом содержания информационной культуры педагога профессионального обучения, а также структуры учебной, педагогической, производственной, технологической и исследовательской деятельности будущего специалиста:
Мотивационно-волевой компонент включает активизацию мотивации к совершенствованию информационной культуры, на ее основе — учебной, педагогической, производственной и научноисследовательской деятельности.
Информационно-содержательный компонент включает овладение системой знаний о сущности, содержании и функциях информации в практической деятельности педагога профессионального обучения, о его особенностях, достоинствах и недостатках как носителя информационной культуры.
Операционально-деятельностный компонент подразумевает наличие адекватной оценки состояния своей информационной культуры и соотнесение ее с существующим уровнем развития информационной культуры общества в целом, способности к постановке адекватных целей
развития информационной культуры, владение различными средствами, приемами работы в информационной среде.
Контрольно-преобразующий компонент характеризует способность к формированию опыта информационной деятельности, включая его коррекцию в процессе учебной, профессиональнопедагогической и исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.
Представленные компоненты составляют основу для организации формирующей деятельности в процессе профессиональной подготовки педагога профессионального обучения, реализованной в технологии формирования информационной культуры. Технология формирования информационной культуры педагога профессионального обучения в нашем исследовании — это система формирования информационной культуры, реализуемая в процессе экономической подготовки, которая пред-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БЕЛКИН, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А. С. Белкин. — Челябинск : Юж. — Урал. кн. изд-во, 2004.
2. БУКОВИЧ, У. Управление знаниями: руководство к действию / У. Букович, Р. Уильямс. - М. : ИНФРА-М, 2002.
3. ГЕНДИНА, Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности : международный и российский подходы к решению проблемы / Н. И. Гендина // Открытое образование. - 2007. - №5.
4. ГНАТЫШИНА, Е. А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография / Е. А. Гнатышина. — СПб. : ООО «Книжный дом», 2008.
5. ДУЛАТОВА, А. Н. Информационная культура личности / А. Н. Дулатова, Н. В. Зиновьева. -М. : Либнрия-Бибинформ, 2007.
6. ЛЕРНЕР, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. — М. : Знание, 1980.
7. ФИЛОСОФСКИЙ энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева. — М. : Сов. энциклопедия, 1989.
8. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ профессионального образования : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. — М. : АПО, 1999. — Т 2.
9. ЯКОВЛЕВ, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения /
Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Получено 14.04.10 © Гнатышина Е. В., 2010
ставляет собой объединенные мировоззренческой основой содержательный и процессуальный блоки, включающие совокупность взаимосвязанных компонентов: целевого и содержательно-информационного; диагностического, организационного и инструментального, необходимая для формирования основных составляющих элементов информационной культуры педагога профессионального обучения.
Анализ основных теоретических аспектов, моделирование процесса формирования информационной культуры, а также разработка и реализация технологии формирования информационной культуры педагога профессионального обучения послужили основой для построения концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения, что является целью следующего этапа нашего исследования.