Научная статья на тему 'Информационная культура современного педагога как условие формирования готовности к применению инновационных технологий'

Информационная культура современного педагога как условие формирования готовности к применению инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ / COMPUTERIZATION PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLEXION / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / INFORMATION WORLDVIEW / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-IMPROVEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE ABILITY / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дири Марта Игоревна

В данной статье рассматривается профессиональная компетентность современных педагогов, которая предполагает владение информационной культурой вследствие повышенных требований, предъявляемых модернизацией системы образования. Произведён анализ социально-педагогической, педагогической, психологической, методической литературы, вследствие чего конкретизировано понятие «информационная культура педагога», определена сущность и структура данного понятия. В результате теоретического анализа выявлено, что информационная культура педагога является одним из условий формирования готовности педагога к профессиональной деятельности с учётом применения современных инновационных образовательных технологий. Это объясняется тем, что появившиеся с приходом техники в образовательный процесс возможности позволяют современному педагогу сделать занятия более интересными, наглядными не только с помощью готовых мультимедийных продуктов, но и за счёт собственных творческих инновационных разработок. Систематическое использование инновационных технологий в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность образовательного процесса. Выяснилось, что, говоря о понятии «информационная культура педагога», необходимо различать три его разных смысла:умения работать с информацией и программными средствами, применять информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) для достижения профессионально значимых целей;творческий подход к представлению применения компьютерных технологий на различных мероприятиях, постоянное самосовершенствование.знания педагога в сфере дидактики и теории воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дири Марта Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educator`s information culture as readiness formation factor to application of innovative technologies

In this article the professional competence of modern educators is considered, which presupposes the possession of an information culture due to the increased requirements imposed by the modernization of the educational system. The analysis of social, pedagogical, psychological, methodical literature has been made, as a result the concept «educator`s information culture» is concretized, the essence and structure of the given concept have been defined. As a result of the theoretical analysis, it was revealed that educators` information culture is one of the conditions of their readiness to become professional in the use of modern innovative educational technologies. This is due to the fact that the opportunities that have arisen with the arrival of technology in the educational process allow a modern educator to make the classes more interesting, not only with the help of finished multimedia products, but also through their own creative innovations. The systematic use of innovative technologies in combination with traditional methods significantly increases educational process effectiveness. It turned out that talking about the concept of educator`s information culture, it is necessary to distinguish three of its different meanings:ability to work with information and software; to use information and communication technologies (ICT) to achieve professionally significant goals;creative approach in the application of computer technologies at various events; non-stop self-improvement;educators` knowledge in the field of didactics and the theory of education.

Текст научной работы на тему «Информационная культура современного педагога как условие формирования готовности к применению инновационных технологий»

УДК 378.14

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.И. Дири1

Самарский государственный технический университет, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 1E-mail: martha_2002@mail.ru

В данной статье рассматривается профессиональная компетентность современных педагогов, которая предполагает владение информационной культурой вследствие повышенных требований, предъявляемых модернизацией системы образования. Произведён анализ социально-педагогической, педагогической, психологической, методической литературы, вследствие чего конкретизировано понятие «информационная культура педагога», определена сущность и структура данного понятия. В результате теоретического анализа выявлено, что информационная культура педагога является одним из условий формирования готовности педагога к профессиональной деятельности с учётом применения современных инновационных образовательных технологий. Это объясняется тем, что появившиеся с приходом техники в образовательный процесс возможности позволяют современному педагогу сделать занятия более интересными, наглядными не только с помощью готовых мультимедийных продуктов, но и за счёт собственных творческих инновационных разработок. Систематическое использование инновационных технологий в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность образовательного процесса. Выяснилось, что, говоря о понятии «информационная культура педагога», необходимо различать три его разных смысла:

- умения работать с информацией и программными средствами, применять информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) для достижения профессионально значимых целей;

- творческий подход к представлению применения компьютерных технологий на различных мероприятиях, постоянное самосовершенствование.

- знания педагога в сфере дидактики и теории воспитания.

Ключевые слова: информационные и коммуникативные технологии, процесс информатизации, профессиональная компетентность, информационная культура, рефлексия, информационное мировоззрение, самосовершенствование, педагогическая культура, профессиональное мастерство, конкурентоспособность.

Изменения в системе образования в современном обществе тесно связаны с переходом к информационной стадии его развития, характеризующейся распространением информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни. Меняются информационные и культурные запросы населения. Успешность процесса информатизации образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров, а именно в области информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). В этой связи подготовка и переподготовка преподавателей, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, становится актуальной задачей на всех уровнях системы профессионального образования и является формированием педагогами ИКТ-

1 Марта Игоревна Дири, аспирант кафедры «Психология и Педагогика»

41

компетенций. Становится необходимым изменение взглядов на процесс, технологию и результаты повышения профессионального уровня педагогов. Профессиональная компетентность в настоящее время предполагает развитую информационную культуру. Современный педагог должен владеть информационно-компьютерными технологиями; уметь их использовать в своей повседневной работе; знать особенности информационных потоков в своей образовательной деятельности; уметь организовать поиск информации из множества источников, структурировать её, систематизировать и обобщать; уметь создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества. А в совокупности всё вышеперечисленное сегодня составляет необходимый ресурс профессиональной деятельности - «информационную культуру» специалиста.

Сохранить творческую форму, способность активно осваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для обучающихся педагогу поможет только обновление знаний и навыков. Жизнь не стоит на месте, поэтому обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет. И современный педагог обязан идти в ногу со временем, а значит, использовать все средства на благо подрастающего поколения. Для этого он сам должен обладать особым типом культуры - информационной как составной частью общей профессиональной культуры современного педагога. Между тем, в системе формирования информационной культуры педагогов существует ряд нерешенных проблем, начиная с недостаточного уровня владения педагогами ИКТ-компетенциями.

Исходя из вышеизложенного, задачей данного исследования является конкретизация сущности и структуры понятия «информационная культура педагога» на основе теоретического анализа социально-педагогической, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования. Наличие интереса различных учёных к проблеме формирования информационной культуры в педагогике способствовало становлению и развитию данного понятия.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что данная тематика активно обсуждается учёными, что говорит об актуальности понятия «информационная культура специалиста» как многоаспектного понятия, включающего в себя возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владеть компьютерной грамотностью.

Первое появление термина «информационная культура» относится к началу 1970-х годов, когда его начинали использовать библиографоведы и книговеды. И.Я. Лернер был первым, кто в начале 1980-х годов попробовал охарактеризовать с педагогической точки зрения сферу применения понятия «информационная культура». Согласно утверждению этого учёного, информационная культура личности неразрывно связана с общеучебной культурой. Автор считает, что информационная культура личности - это взаимосвязанные общеучебные знания и умения для успешного освоения других предметных сведений. Речь идет об умениях, которые обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации или «работают» на дидактическом уровне, то есть не относятся к конкретному предметному содержанию. Эти умения относятся к содержанию общеучебной информационной культуры и образуют фундамент для последующего овладения компьютерной культурой. В эти умения входит следующее: умения оперировать адекватной содержательной информацией; умения генерировать, передавать, запоминать и преобразовывать эту информацию [1].

Большой вклад в разработку методологических проблем, формирование теоретических основ и понятийно-терминологического аппарата информационной куль-

туры внесли С.М. Конюшенко, М.В. Корнилова, Т.С. Коваль, Ю.С. Зубов, Н.И. Гендина, В.А. Минкина и другие, но однозначного определения понятия «информационная культура», а также научно доказанных подходов к ее формированию в педагогической деятельности пока не найдено [2-7].

Н.В. Ходякова считает, что информационная культура есть социально-значимый способ жизнедеятельности специалиста в информационной среде, связанный с определёнными проявлениями личности. К ним относятся: поиск индивидуального смысла; гуманистически ценностная ориентация; творческий характер целей и способов информационной деятельности; осознанный выбор позиции и отношения к процессам и явлениям информационной действительности; реализация способностей и стремлений личности как в интересах собственного развития, так и с пользой для окружающих людей [8].

Г.А. Герцог сводит понятие «информационная культура» лишь к степени овладения профессионально-значимой информацией и навыкам работы с ней в профессиональной деятельности (сбор, хранение, преобразование и передача) [9]. Существует точка зрения Н.В. Огурцовой, согласно которой информационная культура означает овладение определенным уровнем готовности к оптимальному информационному общению [10].

И.Г. Овчинникова соотносит понятие информационной культуры с качественной характеристикой определенного вида деятельности, проявляющейся в единстве процесса поиска, накопления и практического применения информации [11].

Анализ указанных подходов к определению понятия «информационная культура» показал, что все они сводятся преимущественно к одному аспекту понятия информационной культуры, который можно назвать информационной компетентностью, что сужает сущность рассматриваемо ресурса продуктивной профессиональной деятельности специалиста вообще и педагога в частности в условиях информационного общества.

Наиболее полное и широкое понятие информационной культуры рассматривает С.Г. Антонова, которая не только объединяет все вышеперечисленные компоненты информационной компетентности, но и включает в понятие информационной культуры мировоззренческий компонент. По её мнению, наряду с информационной компетентностью в понятие информационной культуры педагога входит ещё и информационное мировоззрение. Согласно С.Г. Антоновой, информационная культура педагога - это часть информационной культуры личности в рамках профессионально-педагогической деятельности, которая представляет собой совокупность информационной компетентности и информационного мировоззрения, направленных на формирование информационной культуры обучающихся. Эти составляющие транслируются в образовательный процесс и определяют качество информационно-образовательных продуктов [12].

Говоря об информационном мировоззрении педагога, следует отметить, что оно заключается в выработке у педагога собственной позиции, адекватного отношения к постоянным и стремительным изменениям информационной среды, а также умении взаимодействовать в глобальном информационном пространстве. Понятие «информационное мировоззрение» связано с пониманием значимости информации, роли информационных процессов и инновационно-информационных технологий как в жизни каждого, так и в развитии общества в целом.

Рассматривая компоненты информационного мировоззрения, можно сказать, что ученые, исследующие это понятие, пока не пришли к единому мнению. С.Г. Антонова, например, в своих работах рассматривает информационные ресурсы

и ценности в качестве основных компонентов содержания информационного мировоззрения [13], в то время как Н.Б. Зиновьева к основным компонентам данного понятия относит принципы мышления, поведения, деятельности и функций информации [14]. В свою очередь, О.Г. Басалаева считает, что компонентами информационного мировоззрения являются идеалы, принципы познания и деятельности, а сущность понятия информационного мировоззрения сводит к системе взглядов человека на информационный мир и место человека в нем [15].

Анализ рассмотренных подходов к выделению компонентов информационного мировоззрения, позволяет говорить о том, что определение информационного мировоззрения, данное О.Г. Басалаевой, является более обобщенным и включает в себя компоненты, предложенные другими авторами. Автор отмечает, что информационное мировоззрение нельзя «вложить (вбить) в голову», надо создать условия, чтобы человек сам пришел к своим убеждениям, которые позволили бы ему успешно преодолеть барьер между своим и компьютерным миром. Поскольку современная информационная среда уже стала образом жизни человека, то ему стало недостаточно простого умения оперировать информацией. У него должно складываться информационное мировоззрение, осознание своего места и задач в информационном обществе.

Информационную компетентность как составляющую информационной культуры педагога трактуют как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле слова информационная компетентность проявляется в ограниченном круге знаний:

- методы аналитической обработки документов и использование их в работе;

- основные принципы обмена информацией и ее передачи, например передачи практического опыта педагогов на различных мероприятиях: конференциях, семинарах, «круглых столах», тренингах, а также дальнейшее применение полученных знаний в профессиональной деятельности;

и умений:

- искать информацию как электронными, так и традиционными способами;

- извлекать информацию из различных источников, управлять ей, использовать, представлять в понятном и доступном виде и хранить ее;

- работать с большим объемом и различными видами информации;

- эффективно работать с основными типами документов, видами изданий в области образования;

- создавать новые источники информации, всесторонне используя в своей работе информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Говоря об информационной компетентности в широком смысле слова, можно рассмотреть четыре её смысла. Информационная компетентность педагога проявляется:

1) в умениях и навыках сбора, хранения, преобразования, передачи, а также практического применения информации, в способности применять ИКТ в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

2) в способности к коллективной деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий, кратко говоря, в информационном общении, которое необходимо для достижения профессионально значимых целей;

3) в творческом подходе, то есть в умении представить свои знания на любом уровне (открытые уроки, мероприятия, мастер-классы с применением компьютерных технологий и, конечно, публикации работ);

4) в компетентности педагога в области дидактики и теории воспитания, которая необходима для того, чтобы реализовывать развивающую и воспитывающую функции обучения.

Приобретение необходимых знаний и навыков педагогами возможно на различных курсах. Но самое главное - это применять полученные знания на практике, иначе в скором времени их можно потерять. Процесс совершенствования информационной культуры педагогов должен быть непрерывным, а непрерывным его делает только постоянное самосовершенствование.

Анализ составляющих информационной компетентности педагога свидетельствует о том, что она не только сводится к знаниям и умениям работать с ИКТ, но и имеет общекультурную составляющую (навыки работы с любыми другими информационными источниками), а также предполагает методическую составляющую (компетентность в области дидактики и теории воспитания).

Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что информационная культура педагога - это совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, обеспечивающая готовность педагога к эффективной профессиональной деятельности в условиях информационного общества (структурная модель представлена на рисунке ниже).

Структурная модель информационной культуры педагога.

Таким образом, говоря об информационной культуре специалиста, в том числе и педагога, следует учитывать два смысла данного понятия:

- информационная культура - это один из компонентов общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, системы знаний и умений, что в совокупности обеспечивает профессиональную деятельность по наиболее полному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и инновационных информационных технологий;

- информационная культура - это одно из важнейших условий и один из важнейших показателей успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности и удовлетворённости личности в современном информационном обществе.

Для того чтобы овладеть всеми компонентами информационной культуры, педагогу необходимо обладать рядом определённых умений, так называемым комплексом профессионально важных качеств или способностей в различных областях:

1) в волевой области: готовность и интерес к работе; владение собой в различных ситуациях поиска информации, её переработки в педагогических целях; настойчивость в овладении инновационными информационными технологиями;

2) в интеллектуальной области: знания информационных технологий; оперативное мышление; способность анализировать информационные ресурсы, выявлять их возможности в решении задач в педагогических целях; проявлять гибкость, критичность, стабильность, мобильность в ситуациях поиска, переработки и трансформации необходимой информации;

3) в эмоциональной области: способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации, а именно: сосредотачивать свое внимание на способах получения информации, подходить с пониманием к отсутствию результата, техническим и другим проблемам и препятствиям при работе в информационной среде; способность оптимально оценивать собственные возможности и результаты в использовании инновационных информационных технологий;

4) в области мотивации: мотивация к формированию и развитию информационной культуры педагога подразумевает под собой наличие мотива достижения желаемой цели, стремление овладеть современными инновационными информационными технологиями и готовность к саморазвитию в этом направлении, чтобы постоянно повышать квалификацию и реализовывать себя в профессиональной педагогической деятельности; желание изучать передовой педагогический опыт в области информатизации образования; нацеленность на достижение необходимого уровня информационной культуры;

5) в предметно-практической области: умение ориентироваться в информационной среде; ставить и осознавать цели своей информационной деятельности; способность осваивать и применять на практике новые знания, виды и формы деятельности в информационной среде; владение навыками обработки информации; умение общаться с использованием информационных средств и технологий;

6) в области саморегуляции: способность к рефлексии в области поиска и переработки информации, в овладении информационными технологиями; умение сопоставить, сравнить свою деятельность и уровень информационной культуры с социальным и профессиональным педагогическим опытом; способность пересмотреть и проанализировать свои результаты; желание искать способы решения возникающих проблем, стремление к их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Помимо вышеперечисленного комплекса профессионально важных качеств и способностей, педагог также должен обладать рядом специфических качеств, которые тоже в свою очередь характеризуют уровень его информационной культуры. К специфическим качествам относятся:

- стремление или интерес к современным способам информационного обмена, а также поиск новых способов развития образовательного процесса на информационном уровне;

- личностные качества, такие как потребность в непрерывном саморазвитии и обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде; профессиональная мобильность и адаптивность к информационному обществу; ответственность при работе с технически-

ми средствами за информационную безопасность общества и личности; согласованность в постановке и последовательность в решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий; уверенность в правильности принятия каких-либо решений, в том числе при необходимости нестандартных;

- позиция: отношение к информации, к объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде; адекватный стиль педагогического взаимодействия с коллегами внутри информационной среды; самооценка и рефлексия на уровне компьютерных коммуникаций.

При наличии комплекса вышеперечисленных профессионально важных качеств и способностей, а также ряда специфических качеств, педагог может формировать и развивать свою информационную культуру.

Подводя итоги, можно сказать, что информационная культура личности характеризуется умением находить, структурировать, обрабатывать, анализировать новую информацию на основе получаемых сведений; формируется на протяжении всей жизни личности и является одной из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в современном информационном обществе, а также это важная составляющая общей педагогической культуры и главный фактор профессионального мастерства и соответствия современным стандартам в образовательной сфере. Овладеть целостной информационной культурой, понять весь этот информационный мир - одна из задач подготовки современного специалиста, в том числе и в сфере образования. Регулярное применение инновационных образовательных технологий в совокупности с традиционными методами значительно повышает эффективность и качество образовательного процесса. И это является хорошим аргументом для педагога, чтобы непрерывно повышать свой профессиональный уровень, что происходит параллельно с повышением уровня информационной культуры, которая в свою очередь стала новым важным показателем профессиональной подготовки специалиста сферы образования XXI века. Это залог успешной профессиональной деятельности педагога, требующий от него новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.

В век, охватившей все сферы жизнедеятельности глобальной информатизацией, современным образовательным пространством востребован педагог, который может с успехом решать профессиональные задачи; достигать социально-важных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения; который осознаёт перспективы своего личного и профессионального развития; который готов к творчеству, педагогическому сотрудничеству и дальнейшему профессиональному развитию. Только педагог-профессионал-специалист, обладающий высоким уровнем развития профессиональной компетентности, информационной культуры и конкурентоспособности, востребован в современном информационном обществе.

В представленной работе были изучены теоретические основы и проблемы формирования информационной культуры педагогов в образовательной организации, рассмотрены понятия «информационная культура личности», «информационная культура педагога», их компоненты.

Результаты данного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. К перспективным направлениям дальнейшего исследования проблемы формирования информационной культуры педагогов можно отнести:

- разработку и внедрение в практику образовательных организаций эффективных форм формирования мировоззренческой составляющей информационной культуры;

- поиск и создание новых форм организации учебных занятий с использованием ИКТ;

- создание модели организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов в образовательной организации, что предполагает реализацию трёх основных целей: повышение профессиональной компетентности педагогов; обеспечение высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием ИКТ; достижение высокого уровня удовлетворенности потребителей (родителей, обучающихся) качеством оказываемых образовательных услуг. Разработанная модель организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов внесёт определенный вклад в развитие теории и практики изучения проблем формирования информационной культуры педагогов, что является важным условием формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности с учётом применения новых образовательных технологий в образовательной организации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

2. Конюшенко, С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования / С.М. Конюшенко. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - 248 с.

3. Корнилова, М.В. Исследования феномена «информационная культура личности» [Текст] / М.В. Корнилова, Е.А. Малкина // Ползуновский вестник № 3. - Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2006. - С. 130-132.

4. Коваль, Т.С. Развитие содержания понятия «Информационная культура личности» [Текст] / Т.С. Коваль // Вестник ТГПУ, серия Педагогика. - 2007. - Вып. 7 (70). - С. 67-72.

5. Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей. - М.: Academia, 1994. - С. 6-11.

6. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина. - М.: Просвещение, 2002. - 337 с.

7. Минкина, В.А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетради. - Вып. 3. -СПб.: СПбГУКИ, 1999. - С.121-136.

8. Ходякова Н.В., Информационная культура специалиста: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.В. Ходякова. - Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 2007. - 278 с.

9. Герцог, Г.А. Информационная культура современного педагога [Текст] / Г.А. Герцог. -Екатеринбург, 2005. - 228 с.

10. Огурцова, Н.В. Информационная культура специалиста: изучение и оценка [Текст] / Н.В. Огурцова. - М., 1990. - 17 с.

11. Овчинникова, И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования [Текст] / И.Г. Овчинникова. - Магнитогорск, 2009. - 341 с.

12. Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. - 1994. - № 1. - С. 82-87.

13. Антонова, С. Г. Информационное мировоззрение. К вопросу об определении сущности понятия / С.Г. Антонова // Проблемы информационной культуры: сб. ст. - Вып. 3. - М., 1996. - С. 25-32.

14. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности. Введение в курс [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Зиновьева. - Краснодар, 1996. - 136 с.

15. Басалаева, О.Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества / О.Г. Басалаева // Вестник Челябинского гос. университета. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - № 1 (182). Вып. 16, - С. 73-76.

Поступила в редакцию 10.01.2018 В окончательном варианте 15.02.2018

UDC 378.14

MODERN EDUCATOR S INFORMATION CULTURE AS READINESS FORMATION FACTOR TO APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

M.I. Diri1

1 Samara State Technical University,

244, Molodogvardejskaya st., Samara, 443100

E-mail: martha_2002@mail.ru

In this article the professional competence of modern educators is considered, which presupposes the possession of an information culture due to the increased requirements imposed by the modernization of the educational system. The analysis of social, pedagogical, psychological, methodical literature has been made, as a result the concept «educator's information culture» is concretized, the essence and structure of the given concept have been defined. As a result of the theoretical analysis, it was revealed that educators ' information culture is one of the conditions of their readiness to become professional in the use of modern innovative educational technologies. This is due to the fact that the opportunities that have arisen with the arrival of technology in the educational process allow a modern educator to make the classes more interesting, not only with the help of finished multimedia products, but also through their own creative innovations. The systematic use of innovative technologies in combination with traditional methods significantly increases educational process effectiveness. It turned out that talking about the concept of educator's information culture, it is necessary to distinguish three of its different meanings:

- ability to work with information and software; to use information and communication technologies (ICT) to achieve professionally significant goals;

- creative approach in the application of computer technologies at various events; non-stop self-improvement;

- educators ' knowledge in the field of didactics and the theory of education.

Keywords: information and communication technologies, computerization process, professional competence, information culture, reflexion, information worldview, self-improvement, pedagogical culture, professionalism, competitive ability.

REFERENCES

1. Lerner, I.Y. Didakticheskie osnovyi metodov obucheniya [Didactic principles of teaching methods] / I.Y. Lerner. Moscow: Pedagogy, 1981. 186 p.

2. Konyushenko, S.M. Formirovanie informatsionnoy kulturyi pedagoga v sisteme nepreryivnogo professionalnogo obrazovaniya [Formation of the information culture of the teacher in the system of continuous vocational education] / SM. Konyushenko. Kaliningrad: Publishing House of KSU, 2004. 248 p.

3. Kornilova, M.V. Issledovaniya fenomena «informatsionnaya kultura lichnosti» [Studies of the phenomenon of "Personal information culture"] / M.V. Kornilova, E.A. Malkina //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Marta I. Diri, Postgraduate of Psychology and pedagogy Department

49

Polzunovsky Herald № 3, The Altai State Technical University. I.I. Polzunova. Barnaul, 2006. P. 130-132.

4. Koval, T.S. Razvitie Soderzhaniya Ponyatiya «Informatsionnaya kultura lichnosti» [Development of the content of the concept "Information culture of the individual"] / T.S. Koval // Bulletin of TSPU, issue 7 (70), series Pedagogy, 2007. P. 67-72.

5. Zubov, Y.S. Informatizatsiya i informatsionnaya kultura [Informatization and information culture] / Y.S. Zubov // Problems of Information Culture: Sat. Articles. Moscow: Academia, 1994. P. 6-11.

6. Gendina, N.I. Formirovanie Informatsionnoy kulturyi lichnosti v obrazovatelnyih uchrezhdeniyah [Formation of personal information culture in educational institutions]: Teaching-Methodological Manual / N.I. Gendina. Moscow: Education, 2002. 337 p.

7. Minkina, V.A. Informatsionnaya kultura spetsialista i problemyi ee formirovaniya [Information culture of a specialist and problems of its formation] / V.A. Minkina // Modern Library and Information Education: Proc. Notebook. № 3. Saint Petersburg: GUKI, 1999. P. 121-136.

8. Khodyakova, N. V. Informatsionnaya kultura spetsialista [Information culture of a specialist: textbook-method. The manual] / Khodyakova N.V. // Russian Federation MVD. The Volgograd. Jur. Univ; Volgograd: Volgograd. Jur. In-t Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. 278 p.

9. Herzog, G.A. Informatsionnaya kultura sovremennogo pedagoga [Information culture of a modern teacher] / G.A. Herzog. Ekaterinburg, 2005. 228 p.

10. Ogurtsova, N. V. Informatsionnaya kultura spetsialista: izuchenie i otsenka [Information culture of a specialist: study and evaluation] / N.V. Ogurtsova. Moscow, 1990. 17 p.

11. Ovchinnikova, I.G. Razvitie informatsionnoy kulturyi obuchayuschihsya v sisteme neprery-ivnogo obrazovaniya [Development of information culture of students in the system of continuous education] / I.G. Ovchinnikova. Magnitogorsk, 2009. 341 p.

12. Antonova, S.G. Informatsionnaya kultura lichnosti. Voprosyi formirovaniya [Information culture of personality. Formation issues] / S.G. Antonova // Higher Education in Russia. 1994. № 1. P. 82-87.

13. Antonova, S.G. Informatsionnoe mirovozzrenie. K voprosu ob opredelenii suschnosti ponyatiya [Information worldview on the question of determining the essence of the concept. Problems of Information Culture] / S.G. Antonova // Sat. Art. Issue 3. Moscow, 1996. P. 25-32.

14. Zinoviev N.B. Informatsionnaya kultura lichnosti. Vvedenie v kurs [Information culture of the individual. Introduction to the course] Textbook. The allowance / N.B. Zinoviev. Krasnodar, 1996. 136 p.

15. Basalaeva O.G. Informatsionnoe mirovozzrenie i kultura sovremennogo obschestva [Information worldview and culture of modern society] / O.G. Basalaeva // Bulletin of the Chelyabinsk State University. № 1 (182). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 16, 2010. P. 73-76.

Original article submitted 10.01.2018 Revision submitted 15.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.