Научная статья на тему 'Информационная культура педагога профессионального обучения: к вопросу о сущности понятия'

Информационная культура педагога профессионального обучения: к вопросу о сущности понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING TEACHER'S INFORMATIVE CULTURE / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING TEACHER / INFORMATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Екатерина Викторовна

В статье проанализирована система понятий, определяющих категорию «информационная культура педагога профессионального обучения», делается попытка конкретизации данного понятия, определения его основных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнатышина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Training Teacher's Informative Culture: Revisited the Essence of the Concept

The article deals with the system of concepts which determine the category of «professional training teacher's informative culture»; the attempt is made to specify this concept and to determine its basic components.

Текст научной работы на тему «Информационная культура педагога профессионального обучения: к вопросу о сущности понятия»

УДК 378 ББК 74.480

Гнатышина Екатерина Викторовна

кандидат педагогических наук г. Челябинск Gnatyshina Yekaterina Viktorovna

Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Информационная культура педагога профессионального обучения:

к вопросу о сущности понятия Professional Training Teacher’s Informative Culture: Revisited

the Essence of the Concept

В статье проанализирована система понятий, определяющих категорию «информационная культура педагога профессионального обучения», делается попытка конкретизации данного понятия, определения его основных компонентов.

The article deals with the system of concepts which determine the category of «professional training teacher’s informative culture»; the attempt is made to specify this concept and to determine its basic components.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, информационная культура, информационная культура педагога профессионального обучения.

Key words: professional-pedagogical education, professional training teacher, informative culture, professional training teacher’s informative culture.

Развитие информационного общества неразрывно связано с необходимостью в постоянном повышении квалификации каждого, в обновлении знаний, в освоении новых видов профессиональной деятельности. Рынок труда требует специалиста, обладающего высоким уровнем образованности, воспитанности, готовности к самостоятельному поиску знаний и принятию нестандартных решений. Особое значение в данном случае играет информационная культура специалиста, являющаяся базовым личностным качеством, определяющим современное информационное мышление, профессиональную мобильность.

Особенностью исследования проблемы формирования информационной культуры педагога профессионального обучения является широта понятийного аппарата, что оказывает существенное влияние на построение концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения.

В ходе исследования нами были использованы три группы понятий:

1. Понятийный аппарат профессионально-педагогического образования («профессиональное образование», «профессионально-педагогическое образование», «педагог профессионального обучения»).

2. Понятийный аппарат, определяющий специфику категории «информационная культура» («информация», «культура», «информационная культура», «информационная культура педагога»).

3. Собственно конкретизированное нами понятие «информационная культура педагога профессионального обучения».

Профессиональное образование может быть рассмотрено как социальный институт, представляющий собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида.. Основной задачей профессионального образования является передача знаний от одного поколения другому, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений [4]. Профессионально-педагогическое образование понимается как один из структурных элементов системы профессионального образования, берущий его функции и смысловые ориентации.

Понятие «профессионально-педагогическое образование» возникает на основе понятия «инженерно-педагогическое образование». Его появление связано с новыми потребностями систем начального и среднего профессионального образования, рынка туда, с появлением новых профессий [5]. Принципиально важным является различие понятий «профессионально-педагогическое образование» и «профессиональное педагогическое образование», которое отчасти обуславливает и специфику деятельности педагога профессионального обучения. Профессионально-педагогическое образование обеспечивает реализацию образовательных программ при обучении профессиям в учреждении профессионального образования, а педагогическое - общеобразовательных, в основном предметных программ общего среднего образования. Цель системы профессионально-педагогического образования - подготовка специалистов по обучению профессиональным знаниям и умениям в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также непосредственно на производстве [7].

Содержание профессионально-педагогического образования и квалификационную характеристику педагога профессионального обучения определяет Государственный образовательный стандарт по специальности 030500 - Профессиональное обучение. Мы делаем акцент на бинарном характере квалификации, получаемой выпускниками профессионально-педагогических учебных заведений, включающей психолого-педагогическую и специальную отраслевую подготовку. Необходимо также учесть двуединый характер их будущего должностного функционала как преподавателей теоретических дисциплин и организаторов производственно-технологических работ.

Таким образом, специфика квалификации существенным образом определяет специфику исследуемого нами феномена и должна быть отражена в сущности определяемого понятия «информационная культура педагога профессионального обучения».

Другим семантическим полем, позволяющим конкретизировать интересующее нас понятие, является сама дефиниция «информационная культура». Анализ основных подходов к данному понятию необходимо начинать с основополагающих понятий «информация» и «культура».

Существует несколько десятков определений информации. Мы склоняемся к традиционному пониманию информации как «сообщения, осведомления о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми» [6, с. 222].

Ошибочным нам представляется современное употребление слова «информация» как синонима термина «знание». Необходимо видеть разницу между неструктурированным, несортированным информационным потоком и осмысленным переработанным знанием. Информация есть не что иное, как источник знания, ее необходимо осмыслить, отсортировать, переработать. И только в случае владения навыками работы с информацией она способна стать истинным знанием, а не заблуждением. В свою очередь знания: «это совокупность сведений в какой-нибудь области»[6, с. 227], это отражение в сознании человека объектов действительности, доступных посредством понятий и категорий их пониманию и объяснению.

В динамичной системе «информация знание» связующим звеном становится набор инструментов, позволяющих личности осуществлять это постоянное преобразование. Личность, обладающая высоким уровнем информационной культуры с легкостью транслирует информацию в знание, а, следовательно, становится более обучаемой. Информационная культура становится своеобразным пропуском в информационное общество, где категория «знание», представляется как ценный материальный продукт. Информационная культура входит в структуру феномена культуры как таковой. В самом широком, философском, представлении культура - это «уровень внебиологического развития личности или общества в целом, это и деятельность человека, и ее выражение, и ее результат.». Культура это именно человеческий способ существования в мире, поэтому современное словарное определение культуры звучит так: «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [6, с. 292-293].

Сам термин «информационная культура» имеет пока не устоявшийся объем понятия. Анализ исследований показал две основные тенденции в современном понимании информационной культуры. Первая заключается в сведении информационной культуры к овладению информационными технологиями, наблюдается тождественность в понимании «информационной культуры» и «информационной компетентности». Вторая тенденция состоит в том, что информационная культура признается в качестве интегративной характеристики, сочетающей достижения традиционной культуры с достижениями, основанными на информационных технологиях. Здесь обязательным является рассмотрение данного понятия с философской, социальной, культурологической, психологической точки зрения.

Значимую для нашего исследования структуру понятия предлагают А.Н. Дулатова, Н.В. Зиновьева. По мнению ученых, информационная культура состоит из следующих структурных блоков:

1. Информационное поведение, которое понимается как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой.

2. Культура информационной деятельности, под которой, в данном случае, понимается совокупность процессов сбора, обработки, хранения, поиска и использования информации.

3. Осознание собственных информационных потребностей, которые понимаются как физиологический и психологический феномен, выступающий первоосновой побудительной причиной поиска информации, толкающей субъекта к активным действиям по ее переработке и использованию.

4. Мировоззренческая культура. В данном случае речь идет, прежде всего, об информационном мировоззрении [3].

Информационная культура педагога (возможно использование термина «информационная культура учителя») привлекает все больший интерес исследователей, что закономерно: педагог является источником информации для своих учеников, от его индивидуального уровня информационной культуры зависит отношение к информации и информационным процессам обучающихся.

Проанализировав основные работы по проблеме исследования, можно выделить шесть основных структурных элементов информационной культуры педагога: когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с профессией).

Информационная культура педагога профессионального обучения входит в состав профессионально-педагогической культуры. Суть ее заключается в наличии определенной совокупности духовных и материальных ценностей образования и воспитания, проявляющейся в организации творческой профессиональнопедагогической деятельности и необходимой для осуществления в образовательно-воспитательных процессов в профессиональном учебном заведении.

Компонентный состав информационной культуры педагога профессионального обучения, на наш взгляд, должен включать три ведущих категории:

«информационная деятельность», «информационное мировоззрение» и «информационная компетентность».

«Информационная деятельность» в большинстве исследований понимается как универсальная форма бытия человека в информационном обществе. Мы согласны с Е.В. Данильчук, дающей следущее понятие: «Информационная деятельность - это инновационная творческая деятельность, носящая проектировочный характер, предполагающая альтернативность и инвариантность решений, быстроту их поиска» [2, с. 28].

Под «информационным мировоззрением» мы, вслед за Н.И. Гендиной, понимаем «систему взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя убеждения, принципы познания и деятельности. Эта система выражается в ценностях образа жизни личности, социальной группы и общества в целом в век информации. [1, с. 76]. Именно такое мировоззрение является необходимым условием для эффективного взаимодействия субъекта с информацией.

Другим сложнейшим феноменом, необходимым личности в информационном обществе, является «информационная компетентность», под которой можно понимать систему знаний и умений информационного поиска, отбора, анализа, а также умения преобразовывать, сохранять и транслировать информацию при помощи современных информационных технологий. Необходимо семантически разграничивать понятия «информационная культура педагога» и «информационная компетентность». Наличие информационной культуры предполагает обладание высоким уровнем информационной компетентности. Мы рассматриваем информационную компетентность как необходимый компонент информационной культуры, предполагающий информационные знания, информационные умения, опыт информационной деятельности и наличие личностных ориентаций на развитие этих качеств. Исходя из понимания культуры как совокупности духовных и материальных ценностей, мы акцентируем внимание на ценностных ориентациях и мировоззренческих позициях личности, проявляющихся в информационной культуре. Информационная культура включает в себя категории знаний, умений и качеств личности, но от

информационной компетентности ее отличает наличие системы культурных норм, культурных ценностей и культурных символов, культурных традиций, связанных с освоением информации, а также мировоззренческих ориентиров, определяющих собственную позицию личности в освоении информационного пространства.

Таким образом, под информационной культурой педагога профессионального обучения мы будем понимать сложное системное качество личности, включающее совокупность ценностных ориентиров, традиций и норм информационной деятельности и отражающее уровень развития информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога профессионального обучения.

Библиографический список

1. Гендина, Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы [Текст]/ Н.И. Гендина // Открытое образование. ? 2007. ? №5. ? С.58- 69.

2. Данильчук, Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. ... д-ра пед. наук [Текст]/ Е.В. Данильчук. - Волгоград, 2005. - 357 с.

3. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева. - М.: Либерия-Бибинформ, 2007. - 176 с.

4. Педагогика профессионального образования: под ред. В.А. Сластенина [Текст]. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

5. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика [Текст] /В. А. Федоров. ? Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2001. ? 330 с.

6. Философский энциклопедический словарь /под ред. С.С. Аверинцева [Текст]. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

7. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева [Текст]. - Т 2. -М - П - М.: АПО,1999. - 440 с.

Bibliography

1. Danilchuk, E.V. Methodical System of a Future Teacher’s Informative Culture Forming: Thes. ... Doctor of Ped. / E.V. Danilchuk. - Volgograd, 2005. - 357 p.

2. Dulatova, A.N. Personality’s Informative Culture: Guidance Manual / A.N. Dulatova, N.B. Zinovyeva. -M.: Liberiya-Bibinform, 2007. - 176 p.

3. Encyclopaedia of Professional Education: in 3 Vol. / under Edit. of S.Ya. Batyshev. - V. 2. - M - P. - M.: APO, 1999. - 440 p.

4. Fedorov, V.A. Professional-Pedagogical Education: Theory, Empiric, Practice / V.A. Fedorov. - Yekaterinburg: Ural. St. Prof.-Ped. Un-ty, 2001. - 330 p.

5. Gendina, N.I. Personality’s Informative Literacy and Informative Culture: International and Russian Approaches the Problem Solving / N.I. Gendina // Open Education. - 2007. - № 5. - P.58 - 69.

6. Gnatyshina, E.A. Theoretical Aspects of Innovative Processes Management in Establishment of Professional-Pedagogical Education / E.A. Gnatyshina. - M.: Sputnik+ Company, 2007. - 185 p.

7. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian Language: under Edit. Of N. Yu. Shvedova. - M.: Rus. yaz., 1990. - 92 p.

8. Pedagogics of Professional Education: under Edit. of V.A. Slastenin. - M.: «Akademia» Publishing Center, 2006. - 368 p.

9. Philosophical Encyclopaedic Dictionary /uder Edit. of S.S. Averintsev. - M.: Encyclopaedia, 1989. - 815 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.