Научная статья на тему 'Реализация педагогической концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения'

Реализация педагогической концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Екатерина Викторовна

В статье представлены основные положения авторской концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения, состоящей из закономерностей и принципов, структурно-смыслового наполнения и условий эффекгивного функционирования, а также проанализированы этапы процесса ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогической концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения»

РАЗДЕЛ XI РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 378

Гнатышина Екатерина Викторовна

Кандидат педагогических наук, докторант Челябинского государственного педагогического университета, доцент кафедры экономики, управления и права ЧГПУ, gnatishina@ mail.ru, Челябинск

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Gnatyshina Ekaterina Viktorovna

The candidate ofpedagogical sciences, the doctoral candidate of the Chelyabinsk state pedagogical university, the senior lecturer of chair of economy, management and right CSPU, gna-tishina@mail.ru, Chelyabinsk

REALIZATION OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE FOR THE TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

Ценность и конкурентоспособность специалиста на современном этапе развития общества напрямую зависит от его умений и готовности к постоянному обновлению и пополнению своей образованности, от способности своевременно принимать компетентные решения, от осуществления быстрого и точного поиска необходимых для решения производственных задач данных, что, в свою очередь, требует самостоятельной ориентации внутри современного информационного пространства [1; 2]. Это определяет актуальность выбранного нами направления исследования - формирование информационной культуры. В системе профессионального образования, находящейся в струе образовательных реформ, подготовка специалиста с высоким уровнем исследуемого вида культуры становится первоочередной задачей, потому что именно ему, этому специалисту, предстоит готовить квалифицированные кадры для современных производств. Высокий уровень информационной культуры педагога профессионального обучения зачастую становится условием успеха его профессиональной деятельности, условием качества его труда.

Целью своего исследования мы ставим разработку и верификацию концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения. Мы понимаем анализируемую категорию как сложное системное качество личности, обусловленное информационной деятелъно-

стъю и отражающее уровень развития информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога профессионального обучения.

Под концепцией формирования информационной культуры педагога профессионального обучения мы будем понимать сложную, целенаправленную систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о процессе формирования информационной культуры педагога профессионального обучения, базирующуюся на идеях системного, деятельностного, аксиологического и технологического подходов.

Цель концепции - теоретико-методологическое и методикотехнологическое обеспечение формирования информационной культуры педагога профессионального обучения, как целостного специфического процесса, направленного на становление информационно культурной личности, обеспечивающего постоянное саморазвитие и профессиональное самосовершенствование будущего педагога профессионального обучения.

В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступает совокупность методологических подходов, что обеспечивает упорядочение терминологического пространства науки; определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта, выявление закономерностей и принципов развития, обозначение неподдающихся изучению и слабоизу-ченных сторон, рассматриваемой проблемы, определение перспектив развития изучаемого направления [4].

На общенаучном уровне ведущими подходами выбран системный, в качестве стратегии исследования - аксиологический подход, деятельностный и технологический подходы - в качестве пракгико-ориентированной тактики.

Ядро концепции, включающее обобщенные теоретические положения, аккумулирует наиболее значимые характеристики исследуемого процесса, необходимые для понимания его сути и адекватного оперирования с ним на практике. Содержание ядра составляют закономерности и принципы формирования информационной культуры педагога профессионального обучения, позволяющие представить совокупность его важнейших внутренних свойств, выявить факторы, влияющие на его функционирование.

В состав ядра входят две группы закономерностей - внешние и внутренние. Внешние соответствуют общекультурному аспекту, а внутренние - педагогическому и специально-практическому аспектам деятельности. Внутри каждой группы выделены специфические принципы. Общие принципы едины для всех групп закономерностей, а именно принципы системности, гуманизма, научности, целенаправленности, согласованности, доступности, верифицируемое™. Каждая группа закономерностей включает атрибутивную закономерность, закономерность обусловленности и закономерность эффективности.

В рамках общекультурного аспекта названные закономерности проявляются следующим образом:

• атрибутивная закономерность: процесс формирования информационной культуры педагога профессионального обучения представляет собой упорядоченное целенаправленное информационное воздействие на

общую культуру личности. С данной закономерностью связаны принципы: культурособразности, целостности, социальной активности;

закономерность обусловленности: возможность формирования информационной культуры происходит в процессе освоения системы ценностей информационного общества. С данной закономерностью связаны принципы: развития ценностных ориентаций, диалогичности, достаточности ресурсов;

• закономерность эффективности: познавательная активность личности в процессе социального становления влияет на результативность процесса формирования информационной культуры. С данной закономерностью связаны принципы: личностного становления, постоянного совершенствования, комплексности;

В рамках педагогического аспекта закономерности проявляются по-иному:

атрибутивная закономерность: информационная культура проявляется в целенаправленной деятельности в информационно-образовательной среде учебного заведения. С данной закономерностью связаны принципы: информативности, последовательности, результативности;

закономерность обусловленности: формирование информационной культуры происходит в процессе профессионально-педагогического становления будущего педагога профессионального обучения. С данной закономерностью связаны принципы: рефлексии, учета индивидуальных способностей, диалогичности;

• закономерность эффективности: включение будущих педагогов профессионального обучения в регулярную научно-педагогическую деятельность определяет процесс формирования информационной культуры. С данной закономерностью связаны принципы: мотивации, взаимодействия в системе «информация - знание - информация», связи теории с практикой.

В рамках специально-практического аспекта названные закономерности проявляются следующим образом:

атрибутивная закономерность: информационная культура педагога профессионального обучения отражает особенности получаемой специализации и рабочей профессии. С данной закономерностью связаны принципы: профессиональной направленности, комплиментарности информационной и профессиональной деятельности, отбора содержания;

• закономерность обусловленности: формирование информационной культуры происходит в процессе проектной деятельности, направленной на решение практико-производственных задач. С данной закономерностью связаны принципы: прикладной направленности, технологичности, обратной связи;

закономерность эффективности: интеграция дисциплин специального блока профессиональной подготовки делает процесс формирования информационной культуры результативнее. С данной закономерностью связаны принципы: интеграции, вариативности, прочности усвоения знаний.

Содержательно-смысловое наполнение педагогической концепции представляет собой проекцию теоретических положений на практическую область деятельности педагога и является ее структурной частью. В качестве основного метода для изучения процесса формирования информационной культуры педагога профессионального обучения нами был применен метод моделирования.

Модель процесса формирования информационной культуры педагога профессионального обучения основана на описательной модели информационной культуры педагога профессионального обучения и представляет собой структурно-функциональную модель, особенностью которой является единство целевого, содержательного, технологического, результативного аспектов, что находит отражение в блоках модели.

Для оптимального функционирования разработанной концептуальной модели формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения необходимо создать необходимые педагогические условия.

Говоря об условиях, мы используем понятие «комплекс условий», подразумевая многофакторность педагогических явлений. Комплексность позволяет рассмотреть анализируемый процесс с позиции выбранных методологических подходов и особенностей профессионально-педагогической деятельности.

Взаимосвязанные позиции комплекса условий таковы:

- создание инновационной педагогической среды профессиональной подготовки педагога профессионального обучения;

- активизация самостоятельной работы студентов на основе методического обеспечения;

- обогащение методами проблемного обучения процесса изучения специальных дисциплин.

В рамках концепции формирования информационной культуры педагога профессионального обучения мы гипотетически выделяем три стадии ее формирования:

1) Стадия идентификации в профессионально-педагогической информационной среде. Посредством усвоения ролей образов, общепринятых образцов, традиций профессионально-педагогической субкультуры, поведения в информационной среде проявляется осознание личностью поля своих возможностей в ней.

На этой стадии становления будущий педагог профессионального обучения характеризуется проявлением интереса к предметам педагогического и специального циклов, интегративно направленных на формирование его информационной культуры, развитием способностей к интерпретации жизненных обстоятельств, событий в сфере специального интереса, связанных с собственной деятельностью в информационной среде, формированием мотивации информационной деятельности, поиска альтернативных способов решения профессиональных и жизненных задач в информационной среде.

Будущий педагог профессионального обучения имеет пока еще слабое представление о своих идеалах в области информационной деятельности, находясь на стадии профессиональной подготовки и начиная осознавать себя в будущей профессии. Уровень информационной культуры характеризуется использование инструментария информационных технологий, воспроизведением услышанного, увиденного, освоенного. Разрешение предложенных ситуаций носит репродуктивный характер. Важная роль в этот период принадлежит самостоятельной работе, усвоение основных правил которой предопределяет успех дальнейшего процесса формирования информационной культуры.

2) Стадия дифференциации и индивидуализации в профессионально-педагогической информационной среде. На данной стадии будущий педагог профессионального обучения проявляет индивидуальный подход в информационной деятельности, характеризующийся креативностью, критичностью, рефлексивностью, а также усилением потребности в самореализации в информационной среде. «Постепенно происходит соотнесение усвоенных знаний с действительным отношением к себе и другим в сфере информационных отношений, формируются навыки саморегуляции информационной деятельности, появляется первые прогнозы и оценка собственных результатов» [3, с. 151]. Это период активного развития основных направлений деятельности, направленной на формирование информационной компетентности и информационного мировоззрения в профессионально-педагогической сфере. На данной стадии формируется проектировочный аспект информационной культуры педагога профессионального обучения, стимулируется поиск личностных особенностей в создании моделей и продуктов. Особый интерес вызывает работа над групповыми, индивидуальными проектами общекультурной, педагогической и специальной направленности.

3) Стадия персонализации в профессионально-педагогической информационной среде. Характеризуется сформированным самосознанием, адекватной самооценкой своей деятельности в информационной среде. Персонализация в информационной среде включает такие качества как прогноз, самоанализ, коррекция информационной деятельности, прак-тико ориентированная направленность, сформированная субъектность в профессионально-педагогической информационной среде. Проекты, выполняемые на этом этапе, характеризуются ориентацией на практическую деятельность (могут включать решения психолого-педагогических и специально отраслевых проблем). Результаты, полученные в процессе поисковой деятельности могут использоваться в исследовательских студенческих работах: курсовых и дипломных работ.

Согласно основных положений концепции, исходя из особенностей модели и логики технологии формирования информационной культуры на каждом этапе были разработаны методы ее формирования, входящие в структуру как специально разработанных спецпрактикумов, так и входящие в основу преподаваемых дисциплин специального и профессионального блока. На основе

практико-ориентированной тактики исследования - деятельностного и технологического подходов - нами были разработаны и внедрены в процесс профессиональной подготовки спецпрактикумы «Основы самостоятельной работы студентов», «Основы информационной культуры педагога профессионального обучения», а также согласно технологии выстроена работа по освоению курсов «Маркетинг», «Ценообразование», «Педагогический менеджмент».

Первый этап становления информационной культуры происходит в ходе освоения основных принципов организации самостоятельной работы в вузе. Информационная культура составляет основу для эффективной самостоятельной работы студентов на протяжении всего периода обучения. При этом важна активизация самостоятельной работы как во вне учебное время, так и во время аудиторных занятий. На младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.

Решить эти проблемы, характеризующие организацию учебного процесса, может активизация мотивационных факторов самостоятельной информационной деятельности. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Внутренние факторы мотивации самостоятельной информационной деятельности и методы их применения в процессе реализации технологии формирования информационной культуры педагога профессионального обучения можно увидеть в таблице 1.

Второй этап нами был реализован в ходе работы над спецпрактикумом «Основы информационной культуры». Идейная структура технологии такова: содержательный блок отражен в методических рекомендациях для самостоятельной работы, которые имеются у каждого слушателя курса; процессуальный блок и его компоненты определяют действия педагога в организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Овладение теоретическим материалом студенты осуществляют самостоятельно в процессе подготовки к вводному семинару, пользуясь методическими рекомендациями, содержащими основные теоретические положения, а также рекомендованной литературой и источниками. Остальные занятия проходят в процессе приобретения базовых навыков работы с информацией и информационными ресурсами.

Курс выдержан в строгой логике технологии, все направления деятельности сосредоточены на формировании определенных нами основных составляющих информационной культуры педагога профессионального обучения. Содержательно-информационный компонент технологии находит отражение в отборе материала для практических занятий, в который входят,

прежде всего, информационные ресурсы разного вида: книги, монографии, периодические издания, телепередачи, Интернет сайты и т. д. Формы организации работы учащихся по реализации основных этапов формирования также отражаются внутри содержательно-информационного компонента и подробно представлены в методических рекомендациях. Важнейшей частью содержательно-информационного компонента являются разработанные нами алгоритмы поиска информации, формулирования информационного запроса, анализа информации.

Таблица 1. - Внутренние факторы мотивации информационной деятельности

Мотивационный фактор Характеристика фактора Методы применения

1 2 3

Полезность выполняемой работы Использование результатов самостоятельной работы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации, доклада и т.п. Активное применение результатов работы в профессиональной подготовке: задание на курсовую, дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу. Беседа, личный пример (психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая им самостоятельная работа. Альтернативные формы итогового контроля знаний (проект, эссе, маркетинговое исследование и т. п.). Организация курсового, констатирующего этапа квалификационного исследования.

Участие студентов в творческой деятельности Участие в научно-исследовательской, опытноконструкторской или методической работе, проводимой на кафедре. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ

Использование мотивирующих факторов контроля знаний При определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивациионным фактором самосовершенствования студента. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать Накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, эссе, творческие работы и выступления

Окончание таблицы

1 2 3

Индивидуализация заданий Уровень ответственности повышается значительно в связи с индивидуализацией задания. Приветствуется самостоятельность поиска, выбора источников и форм подачи материала Индивидуальные задания, работа в малых группах, эссе

Личный пример Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. Беседа, проблемная лекция, презентация

«Метод погружения» в проблему интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач

Процессуальный блок определяет последовательность и логику действий педагога в процессе формирования информационной культуры. В результате практической деятельности, представленной внутри данного блока, и находит разрешение поставленная проблема.

Внутри диагностического компонента выявляются уровни информационной культуры каждого учащегося в группе, согласно уровням сформированное™ информационной культуры происходит деление учащихся на творческие группы, внутри которых и ведется формирующая деятельность. Таким образом, диагностический компонент определяет формы проведения занятий. Диагностика проводилась на первом занятии, на основе самостоятельно найденного и прочитанного материала.

Деятельность внутри организационного компонента должна четко следовать цели формирования основных составляющих элементов информационной культуры педагога профессионального обучения: информационной компетентности и информационного мировоззрения.

Раскрытие сущности компонентов происходит в процессе реализации двух механизмов деятельности:

1) Сознательное педагогическое воздействие на эмоциональную сферу личности студента через убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по усвоению и принятию готовых ценностей и связанных с ними убеждений, целей, потребностей, которые должны превратиться из внешне воспринимаемых во внутренние и реально действующие.

2) Включение студентов в такую деятельность и взаимоотношения, которые актуализируют отдельные ситуативные побуждения, переходящие при систематической активизации в устойчивые мотивационные образования.

Третий этап - реализуется на материале общепрофессионального и специального блоков государственного стандарта, в ходе педагогической и производственной практик, выполнения выпускной квалификационной работы. Основное содержание этапа можно свести к накоплению опыта творческого применения информационной культуры в учебной, исследовательской, технологической и педагогической деятельности педагога профессионального обучения.

Реализация данного этапа происходила в процессе освоения студентами специальности «Профессиональное обучение» дисциплин «Маркетинг», «Педагогический менеджмент», «Ценообразование» и др.

Исходя из ведущих положений концепции, логики разработанной технологии и условий ее реализации нами был сделан акцент на активизации самостоятельной работы, поисковой и исследовательской деятельности. Нами было предложено изучение дисциплины специального цикла «Маркетинг» с помощью модульно-проектной технологии. Разработка и применение модульно-проектной технологии обучения на сегодняшний день является наиболее актуальным, так как он ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение в конкретных профессиональных ситуациях и приобретение новых, соответственно изменяющимся условиям необходимых знаний.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.

Использование модульно-проектной технологии позволило путем создания квазипрофессиональной ситуации (модели) как сформировать информационные умения, так и отточить их. Концентрация на материале модуля позволяет устранить разрыв между информационными знаниями и умениями.

Совместно с реализацией модульно-проектной программы нами велась активная работа по повышению уровня качества исследовательской работы будущих специалистов, а именно руководство квалификационными и курсовыми работами, руководство исследовательскими работами в рамках конкурса научных работ студентов.

Библиографический список

1. Большакова, О. Н. Необходимость формирования самоятоятельной, творческой, инициативной личности профессионала в вузе [Текст] / О. Н. Большакова // Сибирский педагогический журнал. - № 10. - 2010. - С. 316-326.

2. Гнатышина, Е. А. Моделирование подготовки педагога профессионального обучения [Текст] / Е. А. Гнатышина // Сибирский педагогический журнал. - № 4. -2007.-С. 21-30.

3. Данильчук, Е. В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. ... доктора пед. наук [Текст] / Е. В. Данильчук; Волгоград. - 357 с.

4. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения [Текст] / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.