Библиографический список
1. Калиненко, В.И. Психологическая помощь мигрантам. Травма, смена культуры, кризис идентичности / В.И. Калиненко, Г.Э. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Смысл. -2002.
2. Короленко, Ц.П. Идентичность в норме и патологии / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. - Новосибирск: НГПУ, 2000-2007.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологические защиты // Психологический журнал. - 1994. - № 1.
4. Ильина, Е.С. Экстремальная профессия - сотрудник УИС // Развитие личности. - 2002. - № 4.
5. Шаров, А. А. Динамика личностных особенностей сотрудников исправительно-трудовых учреждений: автореф. дис.... канд. психол. наук. -Ярославль, 2005.
6. Ахмедова, Х.Б. Изменения личности при ПТСР (по данным обследования мирного населения, пережившего военные действия): автореф. дис.. д-ра психол. наук. - М., 2004.
7. Пищелко, А.В. Психология посттравматического стресса: учебное пособие. - Домодедово: РИНК работников МВД России, 1998.
8. Решетников, М.М. Психическая травма. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.
9. Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: сборник статей / под ред. А.В. Пилещко. - Домодедово, 1996. Статья поступила в редакцию 21.10.09
УДК 378:373
Е.В. Гнатышина, докторант ЧГПУ, доц. ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрены основные теоретические аспекты проблемы формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения: на основе анализа теоретического и практического опыта определены ведущие теоретико-методологические подходы к исследуемой проблеме, конкретизировано понятие «информационная культура педагога профессионального обучения», представлена периодизация и выявлены социально-исторические предпосылки становления проблемы.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, экономическая подготовка в вузе, информационная культура, информационная культура педагога профессионального обучения, теоретико-методологические подходы.
Увеличение и постоянный рост информационного потока, ускорение развития общественно-экономических процессов требуют изменений в ценностно-смысловых ориентациях специалистов экономического профиля. Основой деятельности, результат которой можно считать эффективным, становится информационная культура. Информация сейчас выступает как один из базисов функционирования общественных процессов, более того информационный обмен является условием взаимосвязи между ними. Как отмечено в программе «Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях» несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям. Среди принципиальных отличий новой модели, на построение которой направлены все текущие образовательные реформы, можно выделить следующие: 1) информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков; 2) культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления; 3) жесткие рамки формальной системы образования размываются; появляются новые «несистемные» образовательные институты -научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-произ-водителей и дистрибуторов; частные консультанты, коучеры и репетиторы; 4) реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося [1].
Система профессионально-педагогического образования решает задачи экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Появление самого термина «профессионально-педагогическое образование» связано с новыми потребностями систем начального и среднего профессионального образования, рынка туда, с появлением новых профессий. Как пишет В.А. Федоров «В рамках профессионально-педагогического образования наряду со сложившимся инженерно-педагогическим образованием реализуются программы подготовки специалистов для «нетехнических» учебных заведений всех уровней и профилей, например экономического, агроэкономического, зоотехнического, дизайнерского и т.п.» [2, с. 22].
В системе профессионально-педагогического образования формирование информационной культуры является первоочередной задачей вследствие того, что в современной экономической ситуации востребован специалист - педагог, эффективно работающий в информационной среде, решающий профессиональные задачи, направленные на обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.
В результате анализа профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения (специализация -экономика и управление) были выявлены следующие тенденции:
• отсутствует система информационной подготовки студентов экономических специальностей, зачастую подобный опыт сводится к освоению основ информатики, студенты привыкают к «однобокому» информационному анализу, отсутствует критичность в восприятии информации, не сформированы потребности в постоянной информационной деятельности;
• несмотря на переход к компетентностной парадигме в практике превалирует теоретическая подготовка, сводящаяся исключительно к формированию «знаний», а не практического опыта, основанного на творческой информационной деятельности;
Анализ культурологической, психолого-педагогической и методической литературы, а также существующего опыта профессионального образования позволил выявить проблему нашего исследования, заключающуюся в разрешении противоречий между
- осознаваемой в обществе потребностью в формировании нового поколения специалистов экономического профиля с высоким уровнем информационной культуры и существующей традиционной подготовкой в вузе, не обеспечивающей данного уровня;
- требованиями современного рынка труда к конкурентоспособному специалисту, информационно грамотному, склонному к самообучаемости, и уровнем готовности будущего педагога профессионального обучения к работе в новых условиях;
- необходимостью повышения уровня информационной культуры в процессе экономической подготовки педа-
гога профессионального обучения и отсутствием четких механизмов ее формирования;
- необходимость формирования информационной культуры как целостного явления и существующими в науке разнонаправленными тенденциями ее формирования
Объектом нашего исследования является экономическая подготовка педагога профессионального обучения; предметом -процесс формирования информационной культуры в системе экономической подготовки педагога профессионального обучения.
Целью данного этапа исследования является теоретическое обоснование формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения.
Теоретическое осмысление проблем экономического образования занимает одно из ведущих мест в современной педагогической науке. Вопросы экономической подготовки рассмотрены в исследованиях А.Ф. Аменда, П.Р. Атутова, Н.П. Рябининой, И.А. Сасовой и др.
Основными задачи экономической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, связаны с развитием культуры экономического мышления (; формированиеу экономических знаний, необходимых для ориентации и социальной адаптации студентов в условиях происходящих изменений в российском обществе; формированием способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у студентов инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.
Значительную роль в определении теоретических положений нашего исследования играет теория информации, которой посвящены труды Ю.Ф. Абрамова, В.Г. Афанасьева, В.В. Кима, А. Д. Урсула и др. Проблемы совершенствования образовательного процесса с использованием новых информационных технологий отражены в работах Д.Ш. Матроса, Е.С. Полат, Б.Е. Стариченко, Н.Ф. Талызиной и др.
Категория «информационная культура» является объектом интереса ученых различных направлений. К настоящему времени в педагогической науке разработаны продуктивные методы формирования информационной культуры. Можно выделить следующие направления исследований, сформировавшихся к настоящему моменту:
1) с позиций основ библиотечно-библиографического дела (Г.А. Коряковцева, В.А. Минкина, И.Г. Моргенштерн,
Н. А. Сляднева и др.);
2) с позиций основ информатики и научно-технической информации (А.П. Суханов, В.Г. Кинелев, А.Я. Фридланд и др.);
3) процесс формирования информационной
культуры учащихся школы описаны в работах
О.В. Артюшкина, А.А. Витухновской, Э.Г. Скибицкого,
Т. Е. Соколовой и др.
4) процесс формирования информационной культуры специалистов различного профиля представлен в работах А.Р. Абдусаламова, В.В. Бурматова, А.М. Витт,
А.Н. Дулатовой, А.Ю. Оршанского, М.Н. Толстяковой и др.
5) формированию информационной культуры будущего педагога в процессе обучения в вузе Е.В. Данильчук, Н.Э. Касаткиной, С. М. Конюшенко, М.Ю. Новокшоновой, Т. И. Поляковой и др.
Предметом нашего исследования является информационная культура педагога профессионального обучения, специфика которой определяется спецификой квалификации. Педагог профессиональной школы помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовятся кадры в профессиональном учебном заведении. Цель системы профессионально-педагогического образования -подготовка специалистов по обучению профессиональным знаниям и умениям в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также непосредственно на производстве [8, с. 401]. Специалист должен знать особенности техно-
логии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоретического, так и практического обучения.
С целью определения исходных исследовательских позиций и обеспечения обоснованности выдвигаемых положений необходимо выявить и обосновать теоретико-методологические основания как исходные методологические процедуры изучения проблемы формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения. В качестве теоретико-методологических оснований исследования выступает совокупность методологических подходов, что обеспечивает упорядочение терминологического пространства науки; определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта, выявление закономерностей и принципов развития, обозначение неподдаю-щихся изучению и слабоизученных сторон, рассматриваемой проблемы, определение перспектив развития изучаемого направления [4].Подход выступает как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая рассмотреть педагогическое явление под определенным углом зрения, как стратегия исследования изучаемого процесса и базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога [5, с. 82].
На общенаучном уровне ведущим подходом был выбран системный, в качестве стратегии исследования - деятельностный подход, в качестве практико-ориентированной тактики -культурологический.
Системный подход позволяет обеспечить целостность представления о феномене информационной культуры. В рамках системного подхода на первом уровне анализа информационная культура рассматривается учеными как диалектическое единство материальной и духовной культуры; на втором -как проявление профессиональной культуры отдельных групп людей, являющихся представителями каких либо профессий; на третьем - как проявление профессионально-педагогической культуры лиц, занимающихся педагогической деятельностью на профессиональном уровне, что позволяет нам обратиться к анализу информационной культуры педагога профессионального обучения. Ценность системного подхода для нашего исследования состоит в следующем:
- понятия, принципы и методы системного подхода позволяют более глубоко проникнуть в сущность процесса формирования информационной культуры, получить более объективную информацию о его механизмах;
-охватить значительный круг проблем формирования информационной культуры, установить взаимосвязи между информационной культурой личности и информационной культурой педагога профессионального обучения;
- системный подход позволяет дифференцировать связи в системе формирования информационной культуры, тем самым создать целостное представление о ней, более эффективно организовать педагогическое управление.
Формирование информационной культуры возможно лишь при вовлечении обучающегося в различные виды самостоятельной деятельности по обработке и созданию информации, поэтому важнейшим элементом в комплексе методологических подходов является деятельностный. Деятельностный подход мы определяем как практико-ориентированную тактику исследования, которая предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности студентов. Исходя из закона психологии о единстве деятельности и развития личности (С. Л. Рубинштейн), можно сказать, что информационные знания, умения и навыки формируются исключительно в ходе творческой деятельности обучающихся, в процессе самостоятельной работы над индивидуальными заданиями, проектами, исследовательскими работами.
Культура и информация -это непосредственный результат и необходимая составляющая человеческой деятельности. Особую роль в структуре человеческой деятельности играет общение, которое является связующим звеном с другими дея-
тельностными компонентами и чаще известно как информационное общение или коммуникация [6]. Использование деятельностного подхода в процессе формирования информационной культуры педагога профессионального обучения обусловлено следующим:
1. Процесс взаимодействия преподавателя и будущих педагогов профессионального обучения рассматривается внутри единой системы.
2. Процесс формирования рассматривается в соответствии со структурой учебной деятельности субъекта и этапами процесса усвоения, основанном на деятельности.
3. Выработка навыков происходит в процессе самостоятельной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.
Большинство исследователей в качестве основы процесса формирования информационной культуры признают культурологический подход (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев,
В.А. Сластенин, Е.В. Данильчук и др.). Культурологический подход сосредотачивает свое внимание на человеке как субъекте культуры, ее главном действующем лице и определяется следующим:
- гуманистической позицией, предполагающей, что человек свободен по отношению к своей судьбе, своему историческому прошлому и будущему;
- рассмотрением феномена культуры как стержневого понятия в объяснении человека, его создания и жизнедеятельности;
- новым взглядом на образование, развитие и жизнедеятельность человека [7].
Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. Реализуя культурологический подход, применяются достижения культуры, развивается культура мышления, общения, нравственная и психологическая культура у объектов формирования (учащихся, студентов и др.), которые овладевают несколькими областями знаний [7]. Такой подход обеспечивает личностно-смысловое развитие студентов, поддерживает индивидуальность личности, превращает ее из пассивного объекта воздействия культуры в субъекта культурного творчества. Применяя этот подход, мы в конечном результате ориентируемся не столько на знания, сколько на освоение элементов информационной культуры. Культурологический подход позволяет корректно выявить культурную обусловленность изучаемого нами явления, выявить сущностные характеристики информационной культуры будущих педагогов профессионального обучения, выделить структуру, определить содержание и уровни функционирования информационной культуры.
Методологические подходы, примененные нами в процессе исследования, образуют единый неделимый методологический комплекс, позволивший решить основные проблемы исследования.
Не менее важным теоретическим аспектом является определение основных понятий исследования, особенностью которого является широта понятийного аппарата, внутри которого происходит функционирование анализируемых процессов. В ходе исследования нами были использованы три группы понятий:
1. Понятийный аппарат профессионально-педагогического образования (профессиональное образование, профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения).
2. Понятийный аппарат, определяющий специфику категории «информационной культуры» (информация, культура, информационная культура, информационная культура педагога).
3. Собственно конкретизированное нами понятие «информационная культура педагога профессионального обучения».
На основании анализа существующих подходов к трактовке понятия информационная культуру и с учетом специфики квалификации специалиста под информационной культурой педагога профессионального обучения мы будем понимать сложное системное качество личности, являющееся разновидностью профессионально-педагогической культуры, обусловленное информационной деятельностью и отражающее уровень развития информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога профессионального обучения.
Исходя из структуры и задач нашей работы, представляется необходимым проведение исторического анализа существующего в науке опыта по проблеме формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения, выявление исторических предпосылок изучаемой проблемы. Под предпосылками становления проблемы понимаются объективно существовавшие или существующие обстоятельства, отражающие эволюцию научных взглядов о сущности явлений, его развитии в системе наук, связях с производством и социальными институтами [Яковлевы]. Историко-педагогический анализ позволил провести периодизацию разработанности проблемы.
В истории подготовки инженерно-педагогических кадров (позднее профессионально-педагогических) было выделено пять основных периодов. Однако проблемы информационной подготовки на ранних периодах поднимались достаточно редко, поэтому мы позволим, взяв за основу периодизацию профессионально-педагогического образования, выделить четыре периода развития проблемы формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения.
Первый период -конец 19 века-тридцатые годы 20-века характеризуется становлением системы российского профессионального образования, обеспечивающей практикоориентированную подготовку рабочего/специалиста, выявление потребности и первыми попытками подготовки педагогов для системы начального профессионального образования (специалистов трудовой школы), зарождением и наращиванием на основе социально-обусловленных факторов эмпирического материала для осмысления проблематики информационной культуры.
Второй период - военный период - 70е годы 20-века отличался возрождением системы профессионального образования, его реформированием и развитием, вниманием к его проблемам, определением квалификационных требований к специальности «инженер-педагог»; появлением в науке направлений, рассматривающих информационный обмен в качестве важнейшего социального явления; появлением
научных трудов, делающих попытку осмысления проблем экономического образования и воспитания подрастающего поколения.
Третий период - 80е - 90 е годы 20 века стал знаковым в процессе становления проблемы формирования информационной культуры педагога профессионального обучения по причине существенного реформирования системы профессионального образования, давшего толчок к качественным изменениям в подготовке педагогов профессионального обучения. Бурное развитие средств связи повлекло за собой повышение интереса к проблемам формирования информационной культуры, что вызвало появление первых трактовок понятия, первых концепции ее формирования. Социально-экономические изменения в общественной жизни страны оказали существенное влияние на развитие научных школ по экономическому образованию.
Четвертый период - последние годы 20 века - по настоящий момент отличается интеграционными процессами, связанными с постепенным вступлением России в европейское образовательное пространство, реформированием системы профессионального образования, вызвавшим возобновление интереса к качеству подготовки педагогов профессионального обучения, активное развитие вопросов информатизации образования и появление различных подходов к про-
блеме формирования информационной культуры в образовательном процессе.
Современный период развития рассматриваемой проблемы можно определить как период активного развития. Информационное общество делает одним из показателей качества подготовки современного педагога профессионального обучения высокий уровень информационной культуры, определяющей информационное мышление специалиста, выражающееся в аналитическом восприятии информационных процессов. Информационная культура воспринимается как важнейший компонент системы профессиональной подготовки специалиста. Вместе с тем не получают должного развития вопросы формирования информационной культуры педагогов профессионального обучения, обусловленной творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять теоретическую и практическую/производственную деятельность, способностью решать социально значимые задачи в профессиональной сфере и нестандартных ситуациях.
Представленная нами историография проблемы определила исторические предпосылки становления проблемы формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения, что послужило основанием для дальнейшего теоретического осмысления проблемы формирования информационной куль-
туры педагога профессионального обучения в системе экономической подготовки.
Таким образом, итогами данного этапа исследования проблемы формирования информационной культуры педагога профессионального обучения в процессе экономической подготовки, отражающими личный вклад автора в решение заявленной проблемы, стали:
1. Анализ эффективного передового педагогического опыта по профессионально-педагогическому образованию, экономической подготовке подрастающего поколения, формированию информационной культуры.
2. Историко-педагогический анализ, выявление социально-исторических предпосылок становления проблемы исследования.
3. Систематизация понятийного аппарата исследования, конкретизация ведущего понятия «информационная культура педагога профессионального обучения».
4. Определение теоретико-методологических подходов к проблеме формирования информационной культуры педагога профессионального обучения.
Анализ основных теоретических аспектов послужил основой для построения концепции формирования информационной культуры в процессе экономической подготовки педагога профессионального обучения, что является целью следующего этапа нашего исследования.
Библиографический список
1. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.
2. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. унта, 2001.
3. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. -М.: АПО,1999. - Т. 2.
4. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
5. Уварина, Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе: монография. - Челябинск: Взгляд, 2007.
6. Бурматов, В.В. Вузовские средства массовой коммуникации как фактор формирования информационной культуры студентов гуманитарных специальностей / В.В. Бурматов - Челябинск, ЧГАКИ, 2006.
7. Данильчук, Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2005.
Статья поступила в редакцию 23. 09.09
УДК 373 (0б)
А.К. Мендыгалиева, канд. пед. наук, доц., ОГПУ, г. Оренбург, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
В статье рассматривается сложная актуальная проблема преемственности в обучении школьников при переходе младших из начальной в основную школу. Специфика преемственности обучения школьников при переходе из начальной в основную школу определяется: расширением границ учебной деятельности и смещением акцента с ее предметной стороны на мотивационную; развитием самосознания подростка, усилением его активности в оценке себя и других особой ролью общения для подростков.
Ключевые слова: преемственность в обучении, онтогенетический подход, кризис переходного возраста, самоопределение, учебнопознавательные мотивы, мотивационный вакуум.
Мы обратились к анализу психологических предпосылок преемственности в обучении школьников, в связи с тем, что переход из начальной школы в основную совпадает с критическим периодом развития школьников 11-12 лет.
При переходе из начальной в основную школу, как отмечает Г.А. Цукерман, происходит синхронизация двух кризисов: образовательного кризиса, связанного с резкими внешними изменениями в укладе жизни школьников и возрастного кризиса, связанного с существенными внутренними изменениями. Этот процесс приводит к распаду устоявшейся системы связей и отношений человека с другими людьми и построением новой формы жизнедеятельности [1].
Анализ научной литературы, наблюдения учителей-практиков позволили выделить внешние трудности переходного периода из начальной школы в основную, связанные с
различиями в организации учебно-воспитательного процесса: увеличение количества изучаемых предметов; рост объема учебной нагрузки; переход к систематическому изучению основ наук; усложнение форм и методов учебно-познавательной деятельности (способа познания); различия в стилях педагогической деятельности учителей; и внутренние, выражающиеся в требованиях к ученику как субъекту учебной деятельности; сформированность мотивации учебно-познавательной деятельности; способность к самоконтролю и самооценке в учебной деятельности; способность к групповой организации учебной деятельности; сформированность навыков самостоятельного учебного труда; готовность к более взрослому типу взаимоотношений с учителями и одноклассниками.