Научная статья на тему 'Средовой подход к формированию профессионально-информационной культуры будущего учителя'

Средовой подход к формированию профессионально-информационной культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / INFORMATION CULTURE / PROFESSIONAL AND INFORMATION CULTURE / ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ремизова Н. У.

Многоаспектно проанализированы понятия «информационной культуры» и «профессионально-информационной культуры». Выявлены возможности средового подхода в развитии личности. Логика средового подхода обосновывает процесс формирования профессиональной культуры будущего педагога в последовательно развивающемся взаимодействии трех этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средовой подход к формированию профессионально-информационной культуры будущего учителя»

УДК 371.3

СРЕДОВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Н.У.Ремизова

Астраханский государственный университет, nsadykova@aspu.ru

Многоаспектно проанализированы понятия «информационной культуры» и «профессионально-информационной культуры». Выявлены возможности средового подхода в развитии личности. Логика средового подхода обосновывает процесс формирования профессиональной культуры будущего педагога в последовательно развивающемся взаимодействии трех этапов. Ключевые слова: информационная культура, профессионально-информационная культура, средовой подход

In this article the author analyzes such concepts as “information culture” and “professional and information culture” in terms of different aspects. The potential of an environmental approach in the development of a person were determined. The logic of an environmental approach gives grounds for the forming of the professional culture of a future teacher within the sequentially developing interaction of 3 stages.

Keywords: information culture, professional and information culture, environmental approach

В условиях перехода к информационному обществу информационная культура становится неотъемлемой частью, базисом жизнедеятельности. Успешность каждого человека зависит все более от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей профессиональной деятельности.

Понятие информационная культура достаточно широко и определяется на современном методологическом уровне неоднозначно. В основном — как особый тип культуры, но семантическая наполненность его различна. Целесообразно рассмотреть данное определение в двух аспектах.

Информационная культура в широком смысле — это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации. В узком смысле слова (профессиональноинформационная культура) — это развитие системы обучения, подготовка будущего специалиста к эффективному использованию информационных средств и информации в профессиональной деятельности.

Большинство исследователей под информационной культурой подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, т.е. все то, что относится к информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей. При этом определения информационной культуры строятся только на информации, что значительно суживает само понятие. Следовательно, технологический акцент информационного подхода не дает полного представления о таком сложном феномене, как информационная культура.

Использование культурологического подхода к интерпретации информационной культуры существенно расширяет ее содержание. При этом информационная культура рассматривается как неотъемлемая составная часть общей культуры личности; как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; включается в человеческую культуру в целом и является ее информационной компонентой; гармонизирует внутренний мир личности в ходе освоения социально необходимой информации и т.д.

Обратимся к исследованиям, выявляющим сущность информационной культуры в процессе решения образовательных задач. Многие исследователи (Е.В.Данильчук, А.М.Коротов, В.А.Новикова и др.) вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Современное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового

информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества, наконец, деятельности самого человека; информационной культуры будущего гражданина информационного общества. Для решения этих задач в образовании востребован педагог, владеющий целостной информационной культурой — интегративным качеством, обеспечивающим его деятельность в информационной среде при решении как общекультурных, так и образовательных задач, направленных на обучение, развитие и воспитание новых членов информационного общества.

Мы разделяем точку зрения Е.В.Данильчук, определяющей информационную культуру педагога как «интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности; реализуемое в способах взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и ее познании; определяющее целостную готовность человека к творческому освоению нового образа жизни на информационной основе и проявляющееся в специфике педагогической деятельности и системе профессиональных качеств педагога» [1]

Несмотря на всю ценность исследований по проблеме формирования информационной культуры личности как в ее общекультурном, так и профессиональном аспектах необходимо отметить, что многие важные вопросы остаются мало разработанными, в стадии становления находится средовой подход к пониманию информационной культуры педагога.

Проведенный анализ понятия профессионально-информационной культуры показал, что развитие таких ее критериев, как информационно-познавательная активность студентов, информационная мотивация и профессионально-информационная результативность во многом определяется степенью включенности обучаемых в информационное образовательное пространство. Формирование профессионально-информационной культуры будущего педагога средствами информационно-образовательного пространства включает: информацию в парадигме образования как содержание личностно-значимых, профессиональноориентированных сообщений, отражающих с достаточной степенью адекватности происходящее в объективной реальности; информационно-образовательное пространство как открытую образовательную систему, объединяющую информационные и образовательные ресурсы, адекватные современному уровню развития информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающую информационное взаимодействие пользователей в процессе их образования и самообразования; формирование профессионально-информационной культуры будущего педагога как развитие его способности оценивать полезную и значимую информацию, отбирать ее и целенаправленно использовать в контексте профессионального самосовершенствования.

Педагогическими условиями формирования профессионально-информационной культуры будущего

педагога являются: оптимальное и соответствующее современному уровню развития общества использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе; активизация ценностносмыслового освоения информационных и коммуникационных технологий в аспекте будущей профессии; взаимодействие с другими субъектами дидактической системы в компьютерной среде [2]. В связи с этим возникает необходимость использования таких методов формирования профессионально-информационной культуры личности, которые позволяют войти в открытое информационно-образовательное пространство, приблизить обучение к конкретным информационным проблемам практической деятельности, а также создадут условия для саморазвития и самосовершенствования личности. Так, А.М.Коротков считает, что «готовность к обучению в дидактических компьютерных средах нельзя редуцировать лишь к содержательному или операционально-технологическому компоненту». Обучаемому требуются методологические и методические знания, дополнительная информация о способах взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в среде, у него должно быть сформировано стремление решать учебные задачи, используя возможности среды [3].

Становление субъекта профессиональнопедагогической деятельности возможно через активизацию самоопределения специалиста как профессионального, так и личностного. Возможность построения активной позиции возникает на основе теоретического осмысления себя, своей деятельности, своего взаимодействия с педагогической реальностью. Педагогическое взаимодействие осуществляется через создание определенной среды, в которой развертываются жизненно значимые ситуации и события, требующие проявления и развития личности.

Среда человека издавна является объектом научного исследования. Однако в последние десятилетия интерес к феномену среды многократно возрос. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и изменениями самой среды. Разрешить противоречие между стремлением полнее исследовать возможности среды и отсутствием соответствующих технологий и призвана концепция средового подхода, способа организации среды и оптимизации ее влияния на личность.

Одна из серьезных попыток всестороннего анализа средового подхода была предпринята Ю.С.Мануйловым. Средовой подход он определяет как теорию и технологию опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка [4].

Главный источник развития человека, движущая сила находится в самом человеке. Однако для того, чтобы включились внутренние механизмы личностного роста, необходимы определенные условия. На начальных этапах развития ведущее место среди этих условий занимают условия социальные, содержащиеся во взаимодействии участников образовательной среды.

В исследованиях Л.С.Выготского доказано, что ход развития высших психических функций существенным образом связан с основной формой социальной

деятельности. Л.С.Выготский возводил это положение в ранг закона, согласно которому «каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая» [5].

Социальный компонент среды предполагает опыт социальных отношений, который личность может приобрести в процессе взаимодействия с другими студентами, преподавателями. Важными являются как профессиональные и личностные качества, так и стиль, характер их взаимоотношений. Диалогичность отношений рассматривается как важная характеристика данного компонента, поскольку она является фактором гуманизации всего образовательного процесса, основой приобретения позитивного опыта совместной деятельности, разрешения проблем. Кроме того, социальный компонент профессионально-образовательной среды должен обеспечить корпоративную культуру как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, отражающих их индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Ведь наряду с процессом интериоризации очень важен и противоположно направленный процесс — индивидуализации. Человек не только объект различных воздействий, но и субъект, который, творчески изменяя внешнюю среду, проявляет свою неповторимую индивидуальность, изменяет посредством этого собственную личность.

Формирование личностной сферы специалиста, подчеркивает А.И.Артюхина, осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказывается, обучаясь в высшей школе [6].

В соответствии с исследуемой проблемой рассмотрим возможности средового подхода как способа профессионально-личностного развития студентов и становления преподавателей. На всех этапах развития информационной культуры важнейшей остается такая организация учебной деятельности студентов, которая выражает динамику роста информационной культуры, когда формируются социально значимые качества личности, а творческое мышление становится профессионально значимым качеством личности.

Формирование профессионально-информационной культуры будущего учителя следует рассматривать как процесс создания внешних условий для проявления внутренних побуждений к обучению, осознание их студентом и дальнейшее саморазвитие. Этот процесс опирается на реальный уровень, сложившийся ранее, и предполагает определение ближних и дальних перспектив развития. Средовой подход позволяет реализовать этот процесс в виде последовательности трех этапов: репродуктивно-обучающего, продуктивно-взаимообога-щающего и аналитико-оценочного.

Цель репродуктивно-обучающего этапа — обеспечить адаптацию личности в информационной среде и готовности к активному диалогу с ней.

Средовой подход формирует и дает возможность самостоятельно ориентироваться в ускоряющемся потоке информации и обеспечивает при этом максимум адаптивности. Среда представляет различные пути и способы приобретения и применения профессионально значимых знаний и опыта социальных отношений. На этом этапе формирования профессионально-информационной культуры у будущего педагога вырабатываются умения работы с различными источниками информации, информационнопознавательная активность, умения применять знания в решении стандартных профессиональных задач на основе информационных технологий.

Продуктивно-взаимообогащающий этап характеризуется включением студентов в совместный поиск и самовыражение в информационной деятельности. Цель этого этапа — интегративное влияние на мотивы учебной деятельности студентов, актуализация и стимулирование которых ведет к последовательно взаимодействующему развитию всех сторон профессионально-информационной культуры.

Образовательная среда как условие и средство развития и индивидуальности студента обеспечивает создание информационного пространства, предоставляющего студентам и педагогам возможность выбора различных образовательных технологий, форм деятельности и иных условий, обеспечивающих удовлетворение потребности общества и индивидуальных потребностей на основе включения их в различные виды совместно-раздельной работы, коммуникативной, исследовательской, проектной, и иных видов деятельности, необходимых для создания ситуаций взаимодействия, в рамках которых происходит вхождение студентов, педагога и других субъектов образовательного процесса в информационное пространство; превращение учебного материала в средство создания проблемно-развивающих учебных ситуаций, а студента — в субъекта деятельности по их преодолению. Креативная функция образовательной среды заключается в предоставлении возможности проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал. Проявление личности в среде как субъекта деятельности актуализирует возможность опосредованного влияния всех средовых факторов на профессиональноличностное становление специалиста.

Аналитико-оценочный этап предполагает устойчивое стремление к самоактуализации в профессии, потребность в самообразовании, рефлексии результатов деятельности. Его цель — актуализация личностных смыслов профессиональной деятельности, мотивов самосовершенствования профессионально-информационной культуры, профессионально-информационная результативность.

Данный этап характеризуется устойчивыми навыками самоуправления в информационной среде: готовностью правильно воспринимать требования к себе, способностью анализировать ситуации деятельности, правильно оценивать наличие у себя предпосылок выполнить эти требования, правильно оценивать других людей как возможный источники инфор-

мации, готовностью предъявлять требования к самому себе, способностью выбирать среди своих различных желаний, влечений и подавлять те, которые препятствуют успешной деятельности. На этом этапе у студентов ярко выражено устойчивое стремление к самоактуализации в профессии, потребность в самообразовании, поиске путей преобразования ситуации, обретения нового опыта информационных отношений, рефлексии результатов деятельности.

Среда предлагает обилие вариантов саморазвития, активизирует способности будущего учителя к переосмыслению существующих способов деятельности и созданию нового через внесение элементов собственного видения проблемы, индивидуальных качеств личности, формирование собственного стиля деятельности. Это способствует формированию у студентов готовности к самостоятельной разработке и решению профессиональных задач, потребности в саморазвитии, самоактуализации личности, ценностного отношения к будущей профессии, выявлению сущностных свойств личности, их развитие в той мере, которая необходима для наиболее полной самореализации, самоутверждения в информационной среде.

Таким образом, мы видим, что средовой подход позволяет выявить систему условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов, расширяющих возможности процесса формирования профессионально-информационной культуры будущего педагога.

1. Данильчук Е.В. Стадийная модель становления информационной культуры будущего педагога // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2003. №1. С.93.

2. Новикова В.А Активизация творческой деятельности студентов средствами информационных и коммуникационных технологий // Использование информационных технологий в образовании: Мат. межвуз. науч.-практ. конф. / Рязанский обл. ин-т развития образования. Рязань, 2008. С.85.

3. Коротков А.М. Некоторые особенности учебной деятельности в компьютерной среде // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2004. №1. С.86.

4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. №7. С.36-41.

5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М, 1983. Т.3. С.197.

6. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: Монография. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 237 с.

Bibliography (Translitirated)

1. Danil'chuk E.V. Stadijjnaja model' stanovlenija informacion-nojj kul'tury budushhego pedagoga // Izvestija Volgo-gradskogo gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2003. №1. S.93.

2. Novikova V.A. Aktivizacija tvorcheskojj dejatel'nosti studen-tov sredstvami informacionnykh i kommunikacionnykh tekhnologijj // Ispol'zovanie informacionnykh tekhnologijj v obrazovanii: Mat. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. / Rjazanskijj obl. in-t razvitija obrazovanija. Rjazan', 2008. S.85.

3. Korotkov A.M. Nekotorye osobennosti uchebnojj de-jatel'nosti v komp'juternojj srede // Izvestija Volgogradskogo gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2004. №1. S.86.

4. Manujjlov Ju.S. Sredovojj podkhod v vospitanii // Peda-gogika. 2000. №7. S.36-41.

5. Vygotskijj L.S. Problemy razvitija psihiki // Vygotskijj L.S. Sobr. soch. v 6 t. M, 1983. T.3. S.197.

6. Artjukhina A.I. Obrazovatel'naja sreda vysshego uchebnogo zavedenija kak pedagogicheskijj fenomen: Monografija. Volgograd: Izd-vo VolGMU, 2006. 237 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.