Научная статья на тему 'Интеграционный потенциал информационно-средового подхода в профессиональном образовании'

Интеграционный потенциал информационно-средового подхода в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДИНАМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION SOCIETY / DYNAMIC DEVELOPMENT / SYSTEM INTEGRATION / INFORMATION CULTURE / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Галия Ильдусовна, Власова Вера Константиновна

В данной статье интеграционный потенциал информационно-средового подхода описывается с позиции динамичности информационного общества; раскрываются идеи стратегического использования и перспективного развития интегрированной информационной среды; представлен принцип системной интеграции, значимыми условиями реализации которого является формирование информационной культуры и интеллектуального потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND ENVIRONMENTAL APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING AND ITS INTEGRATED POTENTIAL

In this article the integration potential of information and environmental approach is described from the dynamic perspective of information society. The idea of strategic use and progress of the integrated information sphere is revealed and the principle of system integration which means development of information culture and intellectual capacity of the individual is presented.

Текст научной работы на тему «Интеграционный потенциал информационно-средового подхода в профессиональном образовании»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q13. №1(31)

УДК 378

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Г.И.Кирилова, В.К.Власова

В данной статье интеграционный потенциал информационно-средового подхода описывается с позиции динамичности информационного общества; раскрываются идеи стратегического использования и перспективного развития интегрированной информационной среды; представлен принцип системной интеграции, значимыми условиями реализации которого является формирование информационной культуры и интеллектуального потенциала личности.

Ключевые слова: информационное общество, динамическое развитие, системная интеграция, информационная культура, профессиональное образование.

Введение Интеграционный характер информационной

Человечество во все времена последовательно и планомерно создает искусственную среду, в основе которой лежит информация. Если раньше развитие общества обусловливалось преобразованием природной среды, то теперь объективным условием совершенствования общественного развития становится накопление и переработка опыта продуктивной деятельности с целью его передачи следующим поколениям через информационную среду. Опыт понимается как философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности в единстве знания, навыка, чувства, воли.

Информационная среда социума в целом определяется как совокупность условий, обеспечивающих осуществление информационной деятельности субъектов.

В качестве содержания информационной среды рассматривается совокупная, упорядоченная, структурированная информация, представленная как система. В качестве источника целевых и процессуальных функций сбора и использования аккумулируемой в систему информации рассматривается информационная деятельность человека, все большая доля которой получает целостное алгоритмическое представление и передается для исполнения электронным ресурсам и системам.

Аккумулируемая в систему информация в данной статье рассматривается с позиции ин-формационно-средового подхода, существенным достоинством которого является усиление интегративных свойств, функций и возможностей информационной среды, адекватных культуросообразному развитию общества на современном этапе.

культуры

Интегративное накопление опыта продуктивной деятельности является объективным условием продолжения жизни общества, а его передача в качестве достояния культуры осуществляется с естественно исторической необходимостью. В современной теории и практике образования цели, процесс и результат передачи профессионально значимого опыта, накопленного человечеством, описываются и раскрываются в рамках компетентностного подхода [1].

Отдельно рассмотрим, по крайней мере, два аспекта опыта, накапливаемого в информационной среде. С позиции информационно-деятельностного аспекта - это алгоритмический опыт информационной деятельности, а с позиции информационно-информативного аспекта - это содержательная информация, собираемая на цифровых носителях и образующая структурированный информационный «контент». При этом совокупное освоение накопленного в информационной среде опыта и его применение в профессиональной деятельности рассматривается как единая, имеющая интегративный характер система деятельности. Основные признаки информационного общества проявляются в превращении теоретических и прикладных знаний в источники инноваций, которые становятся определяющим фактором культуросообразного развития.

Информационная культура в широком смысле понимается как результат продуктивной информационной работы ряда поколений соответственно перспективному опережающему развитию информационного общества [2]. Необходимые для дальнейшего развития общества накопление значимой информации и позитивного опыта, а также отторжение бесполезного опыта обеспечиваются посредством механизмов соци-

ального, исторического, культурного наследования. Интеграционный характер информационной культуры проявляется в аккумулировании информации, в ее взаимосвязи со всеми другими составляющими культуры, в объединении усилий членов социума для передачи продуктивной информации будущим поколениям.

В узком смысле информационная культура понимается как компонент в структуре культуры личности, связанный с целями, содержанием и формой информационной деятельности человека. В этом смысле информационная деятельность раскрывается с позиции исторически и личност-но обоснованного культуросообразного развития информационных уровневых инфраструктур социума [3], различается активными ценностными и познавательными установками, а также направленностью деятельности на использование или развитие информационных ресурсов, информационных технологий и компьютерных средств [4].

В данном изложении содержание информационной деятельности в профессиональном образовании рассматривается с позиции объединения черт информационной, образовательной и профессионально-ориентированной деятельности.

В качестве содержания информационной среды рассматривается совокупная, упорядоченная и представленная как единая система информации. Систематизация и упорядочивание информации в среде регулируются системой управления знаниями, которые описаны в литературе [5-6].

В качестве процессуальных составляющих информационной образовательной среды в данной статье рассматривается система информационной деятельности, которая опирается на наукометрические методы.

Объединение в целостную систему содержательных и процессуальных составляющих информационной образовательной среды обеспечивается за счет приоритетной нацеленности на достижение ведущих целевых функций среды, в числе которых: а) функции информационного взаимодействия, б) функции системной интеграции, в) функции инновационного развития.

Основой информационно-средового подхода является диалектическое понимание управляемых процессов совершенствования профессионального образования в современной информационной среде [7], которое исторически обосновано культуросообразным информационным развитием социума, а также активными ценностными и познавательными установками личности, детерминированными стремительным развитием информационных ресурсов, информационных технологий и компьютерных средств и их внедрением в образовательной и профессиональной сферах.

Основные аспекты интеграции, выделенные в структуре информационно-средового подхода раскрываются, во-первых, с позиции концептуальной роли взаимодействия подсистем науки, производства и образования, во-вторых, с позиции внешних и внутренних информационных потоков, в-третьих, с позиции уровневой организации международной, федеральной, региональноотраслевой, институциональной, предметнодисциплинарной и личностной инфраструктур, в-четвертых, с позиции объединения компонентов образовательной среды в целостную педагогическую систему.

Интеграция в условиях инновационного информационного развития науки, производства и образования (рис. 1) является концептуальным ядром информационно-средового подхода. Эта идея раскрывается в рамках научной ориентации информационно-технологической подсистемы, производственной ориентации профессиональной подсистемы и, наконец, ориентированной на образовательную среду педагогической подсистемы.

Основные аспекты интеграции в структуре информационно-средового подхода

Теоретико-методические основы интеграции, призванной обеспечить решение задач модернизации профессионального образования, предложено строить в рамках информационно-средового подхода.

Рисунок 1. Системная интеграция в условиях инновационного информационного развития науки, производства и образования как взаимодействующих подсистем.

Следует учитывать специфику целей, процесса и результатов интеграции в зависимости от

выбора каждой из соответствующих культуроформирующих подсистем:

— науки, в том числе информационной,

— производства, базирующегося на достижениях 1Т-индустрии,

— образования, все в большей мере осуществляемого в условиях информационной среды.

Специфику культуроформирующих подсистем можно проследить по следующим отличительным признакам:

- информационно-средовый аспект характеризуется динамичностью информационных процессов в 1Т-индустрии и информационной науке,

- профессионально-средовый - его специфика заключается в качественном многообразии профессионально-ориентированных и информационных взаимодействий с использованием информационно-коммуникационных технологий,

- образовательно-средовый аспект специфично проявляется в системной интеграции содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы, которая приводит к увеличению учебной активности и продуктивной деятельности студентов.

Проследим функциональные особенности выделенных подсистем.

Для науки, в том числе информационной, характерна функциональная направленность на генерацию инновационного ускоренного изменения информационной техники и технологий.

Для производственной и общественной сфер характерны выпуск информационной техники и технологий, а также опора на информационную технику и технологии для повышения эффективности своей основной деятельности.

Для образовательной подсистемы характерна подготовка кадров:

- готовых к генерации информационных инноваций и к производству инновационной продукции,

- имеющих опыт использования информационной техники и технологий,

- способных оперативно осваивать инновации и переводить их на методический и педагогический уровни.

Таким образом, каждая из интегрируемых культуроформирующих подсистем обладает собственным функционалом (рис. 2).

В науке

- генерация инновационного ускоренного изменения информационной техники и технологий

В производственной и общественной сфере

- выпуск информационной техники и технологий,

- опора на информационную технику и технологии для повышения эффективности своей основной

деятельности

В образовательной системе

- подготовка кадров, готовых к генерации информационных инноваций

- к производству инновационной продукции

- к использованию информационной техники и технологий

- способных оперативноосваивать инновации и переводить их на методическом и педагогическом уровне

Рисунок 2. Функциональная направленность научной, производственной и образовательной подсистем информационной образовательной среды.

Интегративное объединение компонентов образовательной среды с позиции целостной педагогической системы осуществляется с учетом целей профессионального образования, содержания, форм, методов, средств обучения и контроля, механизмов обеспечения обратной связи.

Целевой и содержательный компоненты раскрываются в рамках межпредметного характера

информационных знаний как основы интегрированного содержания учебных дисциплин.

Процессуальные компоненты раскрываются через совокупность интегрированных сфер деятельности, имеющих сходные элементы общенаучного, профессионального и информационного знания, а также через сходство процессуальных аспектов образовательного процесса в различных учебных дисциплинах.

С позиции внешних и внутренних информационных потоков в условиях инновационного информационного развития выделяется ориентация на управление, развитие и саморазвитие.

Гармоничное сочетание внутренних и внешних информационных потоков (рис. 3) позволяет ставить и решать вопрос о саморазвитии информационной среды и образовательной системы.

профес-

сиональна;:

с о ставляю щая

ПС

ПС субъекгно-личностяой инф р аструктуры

Обозначения: - внешние информационные потоки,

<=> - внутренние информационные потоки

Рисунок 3. Интеграция инфраструктур и составляющих информационной среды профессионального образования.

Интеграция по уровням инфраструктур профессионального образования рассматривается по следующим уровням: международная и федеральная, регионально-отраслевая и институциональная, предметно-дисциплинарная, личностная.

Покажем функционал обозначенных выше уровневых инфраструктур.

Международная и федеральная инфраструктура:

— повышение значимости интеллектуальноинформационной деятельности, результат которой овеществляется в образовательных ресурсах, информации и технологиях образовательной сферы, имеющих значимость и ценность для регулирования подготовки специалистов, обеспечивающих производство и потребление,

— разработка и ввод консалтинговых механизмов нормативно-правового регулирования рынка информационных продуктов и услуг на базе активного внедрения интерактивных систем и сетевых телекоммуникаций в сфере образования,

— политика мотивации создания и использования эффективных образовательных ресурсов, образовательных инфраструктур, обеспечения информационной безопасности, информационного обмена и взаимодействия, способствующих

выводу информационного общества на инновационный путь развития.

Регионально-отраслевая и институциональная инфраструктура:

— синхронизация информационных потоков (объемы и профили обучения в учебных заведениях региона),

— совершенствование системы профориентации,

— мониторинг трудоустройства выпускников,

— выработка оптимальных схем сотрудничества с региональным рынком труда,

— преодоление излишнего формализма.

Предметно-дисциплинарная инфраструктура:

— реализация банка данных предметноориентированных информационных инноваций,

— проектирование научно-методического обеспечения подготовки,

— регулирование сроков обучения информационным компетенциям, соответствующих динамике информационного развития общества и производства,

— достаточная опережающая ориентация содержания и процесса образования,

— усиление обратной связи.

Личностная инфраструктура персонализированной информационной среды:

— акцент на осознанном выборе и анализе информации и информационных технологий,

подкрепленный развитой поисковой исследовательской деятельностью,

— формирование учебной активности и продуктивной ориентации на базе опыта проектной деятельности, самообразования, самоконтроля и самоорганизации,

— освоение алгоритмов информационного взаимодействия, в том числе в процессе смены ролевых функций профессионально-ориентированной информационной деятельности,

— перевод информационной среды в русло субъектно-значимого развития и саморазвития как системы персонифицированной экспертизы и прогнозирования.

Реализация в образовательном процессе принципа системной интеграции

В теоретических положениях, раскрытых в данной статье, обозначена нацеленность на непрерывное повышение у субъектов информационного взаимодействия: а) информационной

культуры, б) учебной активности и в) профес-

сиональной компетентности. Данные цели были реализованы на практике в процессе подготовки студентов высшей профессиональной школы, переподготовки на курсах преподавателей информатики ссуз, а также в учебной работе с аспирантами [8].

Покажем результаты реализации в образовательном процессе высшей профессиональной школы принципа системной интеграции, раскрываемого по аспектам открытости, технологичности и динамической оптимизации.

Студенты работают с открытым программным продуктом, в среде которого размещают свои промежуточные и итоговые разработки (рис. 4), обеспечивают доступ к ним, а также участвуют в рецензировании выполняемых студенческой группой работ. Это становится возможным за счет технологически выверенного механизма взаимного рецензирования, выполняемого по предлагаемым стандартизованным схемам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очщ «воем«»1 ' | t 3 Вю»

• £Гпм> О Стгм 0Мс*И- О t—М О Т ЙЛ. ghi.i. d Г*® '

* • I

жматрсмиая SB55eabac*LJ аряк».

РЕФЛ ОТВЕТ РЕСУРС

вми>*ММ»

Клріьі РІау УооТиЬ* Помос ш

Докуиемты Google скоро будут преобразованы в Диск Google

‘ Диса Geo|b - эго ие«м1 рщм дм ярини— файле* У майт* ui ммт patory

ЫЗ»М| «липши

ІЮСЯДИІ ПИЯМ

□ Кт ***** rntr^cm- ■■♦opuxw см>

□ Ка пАпгь сік«ц«ром г тмсчижчп

□ "»•*«»»»•* іи*ирч>ікпч

□ ІУицміиі ІМТДДМ 4ii4*,fi^n гіщкшичії шіЬтиш а cant

□ Интммам фіілпкмсо МЧ4М иті • уииоарсиїсі* tarn

Q UnuM doc umirt * м>»«гті цкцч

□ Как nituib npotM и* noauiM ■ уииварагмтату Ін»чс*і<иі;

В) «Єни IpMkers dub і»е-кп**сгие

П Цу иіііиім <і»іііімш імнм ма к^иїді ■ уячраищ

ОтДочІио Cotr gopnk

УМ(И1і Оам*а*а0а**

••і Аядрп* Ивчао««

Лпосцці Грещееое ЙаЫаЫава М>1 Гули*» Hytw*«*a Я0С", йшьиымыа Ыаг»1

ілмвВ™

Рисунок 4. Фрагменты взаимного рецензирования студенческих разработок в открытом информационном пространстве.

Обозначенный опыт соответствует реализации заявленного принципа открытости и способствует формированию информационной культуры участников образовательного процесса, так и совместной деятельности по совершенствованию интегрированной информационной образовательной среды [9-10].

Принцип технологичности реализуется в рассматриваемом примере с опорой на матричную реляционную структуру совместного образовательного пространства. Учебная деятельность получает пошаговое, технологически организованное управление, базой которого служат инструктивные материалы и развернутые комментарии к ним (верхние закрепленные строки табли-

24S

цы, ссылки на дополнительные материалы, оценочные суждения преподавателя и сокурсников по ходу и результатам учебных разработок и исследований). Таблично организованная матричная структура интегрирует описание целей, постановку учебных заданий, необходимые информационные материалы, рекомендации и пояснения по ходу выполнения заданий, а также набор демонстрационных примеров.

Приведенные фрагменты (рис. 5) подготовленных в учебном процессе студенческих научных статей и аналитических расчетов по проблемам интегрированной информационной среды служат основой учебной библиотеки студенческой исследовательской деятельности.

Как правило, отбираемые примеры должны наилучшим образом демонстрировать баланс образовательных потребностей, потребностей общества и производства и разрабатываемых инновационных образовательных ресурсов.

В соответствии со специализацией в системе профессионального образования следует делать акцент на профессионально-значимые механизмы развития и саморазвития информационной образовательной среды (организационные, пра-

вовые, технические, программные и др.), которые предполагают многомерную персонифицированную ответственность в процессе создания и распространения инноваций: а) ответственность разработчиков и заказчиков продукции за распространение инноваций и обеспечение открытого доступа к разработкам, особенно созданным на базе государственного финансирования, б) ответственность экспертов и организаторов разработок за корректное отслеживание и должное обеспечение качественных характеристик разработок, за их адекватную оценку и преимущественное распределение выгодных и ответственных заказов позитивно зарекомендовавшим себя специалистам, участвующим в открытых конкурсных проектах, организуемых при снятии ведомственных, гендерных и других ограничений для разработчиков, в) гражданская ответственность по вопросам правомерного распространения и использования информации и информационных инноваций в различных аспектах соблюдения авторского права, г) ответственность субъектов образовательной среды за дидактически корректное, здоровьесберегающее применение информационных ресурсов и др.

—-

любом месте, я СМИ

Средняя сумма, полученная мошенниками

Цель работы:

Помочь поисковику убрать мусор из сети(убирая из выдачи подозрительные сайты), и выдавать только полезную и релевантную информацию для простых

Рисунок 5. Фрагменты студенческих научных статей и экспериментальных расчетов.

Диалектическое понимание управляемых процессов модернизации профессионального образования в современной информационной среде исторически обосновано культуросообразным информационным развитием социума, а также активными ценностными и познавательными ус-

тановками личности, детерминированными стремительным развитием информационных ресурсов, информационных технологий и компьютерных средств и их внедрением в образовательной и профессиональной сферах. Названные пробле-

мы весьма продолжительный период времени сохраняют актуальность [11-12].

Многолетняя опытная работа в сфере обозначенной проблемы позволила наметить интеграционные требования, обеспечивающие эффективное взаимодействие инфраструктур информационной образовательной среды профессионального образования:

- развитие социальных институтов в информационно-образовательной среде профессиональной школы требует адресного и целевого управления и реализуется во взаимодействии информационных потоков федеральной, региональноотраслевой и институциональной инфраструктур;

- обеспечение свободы и безопасности в условиях информационной образовательной среды требует единства правовых, техникотехнологических и организационных механизмов и реализуется во взаимодействии информационных потоков федеральной, институциональной и личностной инфраструктур;

- открытость информационной образовательной среды должна сопровождаться качественной определенностью и доступностью образовательных ресурсов, реализуемой во взаимодействии информационных потоков институциональной, предметной и личностной инфраструктур;

- функциональные модели и механизмы, призванные реализовать ведущие задачи модернизации образования, строятся в контексте обеспечения функциональной дифференциации и детерминированности информационных процессов при тесном взаимодействии информационных потоков федеральной, регионально-отраслевой и предметно-дисциплинарной инфраструктур информационной образовательной среды;

- сочетание непосредственной природы информационного обмена субъектов образовательного процесса и опосредованного характера применения информационных ресурсов требует пересмотра форм организации образовательного процесса и специфично проявляется во взаимодействии информационных потоков регионально-отраслевой, предметно-дисциплинарной и личностной инфраструктур информационной образовательной среды.

Заключение

Эффективность реализации интеграционного потенциала информационно-средового подхода в профессиональном образовании обеспечивается в рамках обозначенных целевых ориентиров, принципов системной интеграции, а также механизмов многомерной персонифицированной ответственности, позволяющих перевести декларируемые возможности информационного иннова-

ционного развития среды профессионального образования в русло педагогической целесообразности и продуктивности, качественной определенности и экспертной апробации.

1. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетентностного подхода // Инновации в образовании. - 2011. -№4. - С. 4 - 14.

2. Кирилова Г.И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки студентов средней профессиональной школы: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2001. - 377 с.

3. Кирилова Г.И., Власова В.К. Моделирование регионально-профессиональной инфраструктуры информационной среды профессионального образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2011. -Т. 14. - № 1. - С. 407 - 417.

4. Кирилова Г.И. Дидактическая модель динамической оптимизации содержания информационно -компьютерной подготовки специалиста // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2002. - Т. 5. - № 2. -С. 217 - 224.

5. Кирилова Г. И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения: дис канд. пед. наук.

- Казань, 1994. - 219 с.

6. Власова В.К., Кирилова Г.И. Алгоритмы мониторинга и контроля учебного процесса в условиях электронных образовательных ресурсов // Качество. Инновации. Образование. - 2012. - №7.

- С. 36 - 40.

7. Власова В. К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2010. - Т.13.

- № 2. - С. 269 - 273.

8. Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. - 22 с.

9. Кирилова Г.И., Власова В.К. Информационное развитие инфраструктур системы профессионального образования // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 8. - С. 21 - 27.

10. Нурмеева Н.Р. Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке: ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 20 с.

11. Михайлов В.Ю., Волик О.Н., Пшеничный П.В. О функциях преподавателя в условиях применения электронных образовательных ресурсов // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 6.

- С. 89 - 98.

12. Кирилова Г.И. Развитие и саморазвитие информационной образовательной среды профессионального образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). -2012. - Т. 15. - № 3. - С. 358 - 368.

INFORMATION AND ENVIRONMENTAL APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING AND ITS INTEGRATED POTENTIAL

G.I.Kirilova, V.K.Vlasova

In this article the integration potential of information and environmental approach is described from the dynamic perspective of information society. The idea of strategic use and progress of the integrated information sphere is revealed and the principle of system integration which means development of information culture and intellectual capacity of the individual is presented.

Key words: information society, dynamic development, system integration, information culture, vocational training.

Кирилова Галия Ильдусовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры системного анализа и информационных технологий Института вычислительной математики и информационных технологий Казанского федерального университета.

E-mail: gikirilova@mail.ru

Власова Вера Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.

E-mail: v2ko@mail.ru

Поступила в редакцию 14.G9.2G12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.