Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы создания и использования банка информационных инноваций'

Проблемы и перспективы создания и использования банка информационных инноваций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАНК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ / INFORMATION INNOVATION / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION INNOVATIONS BANK / INFORMATION ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL AND ORGANIZING CONDITIONS OF THE USE OF INFORMATION INNOVATIONS BANK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Галия Ильдусовна, Волик Ольга Николаевна, Грунис Максим Леонидович, Шубина Елена Александровна

Рассматриваются понятия инновации и информационной инновации, вопросы создания и использования банка информационных инноваций в информационно-образовательной среде профессиональной школы, обосновываются педагогические и организационные условия реализации банка информационных инноваций, анализируются функции субъектов информационно-образовательной среды при работе с банком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилова Галия Ильдусовна, Волик Ольга Николаевна, Грунис Максим Леонидович, Шубина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF CREATION AND USE OF INFORMATION INNOVATIONS BANK

The concept of innovation and information innovation, creation and use of information innovations bank in information and educational environment of professional schools is considered, pedagogical and organizational conditions for implementation of the use of information innovations bank are grounded, the functions of subjects of educational environment are analyzed while working with the bank.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы создания и использования банка информационных инноваций»

Кирилова Г.И., Волик О.Н., Грунис М.Л., Шубина Е.А.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ

Рассматриваются понятия инновации и информационной инновации, вопросы создания и использования банка информационных инноваций в информационно-образовательной среде профессиональной школы, обосновываются педагогические и организационные условия реализации банка информационных инноваций, анализируются функции субъектов информационно-образовательной среды при работе с банком.

Ключевые слова: информационная инновация, информационная компетентность, банк информационных инноваций, информационная среда профессионального образования, педагогические и организационные условия использования банка информационных инноваций.

Банк информационных инноваций в данной статье рассматривается как реальный двигатель модернизации профессионального образования, а впоследствии - модернизации производственной и социальной сферы, продвигаемой современными специалистами, подготовленными к инновационной информационной деятельности. Данный банк в информационной среде - это открытая, динамическая, технически и технологически оснащенная, методически координируемая, основанная на управлении знаниями система аккумуляции опыта и его продвижения к достижению общих и частных целей профессионального образования [1]. Банк инноваций обеспечивает условия информационной, образовательной и профессионально-ориентированной деятельности субъектов профессионального образования и функционирует на базе современных технологий. Возможности информационных технологий и компьютерных средств рассматриваются как атрибуты аккумуляции системы знаний в едином банке инноваций.

Наиболее применяемое и принятое в данном изложении толкование термина «Инновация (нововведение)» - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Наряду с термином «Инновация», в данной статье используется термин «информационные инновации», понимаемый как разновидность

инноваций в области, связанной с рациональной организацией информационной деятельности. Актуальность информационных инноваций следует из того, что информационная деятельность, направленная на создание, хранение, поиск, обработку, переработку и использование новой информации, становится ведущим видом деятельности в современном мире. Информационные инновации призваны повысить достоверность и оперативность получения информации за счет организации информационных потоков и оптимизации информационной деятельности, способствующей систематизации информации [2].

Ведущие цели банка информационных инноваций, используемые для решения его функциональных задач, формулируются в терминах инновационного информационного развития и включают: а) интеграцию в информационной среде знаний (педагогических, профессиональных и информационных); б) качественную определенность и доступность информационных технологий и компьютерных средств; в) адекватное и продуктивное отражение профессионально-значимых функций и информации в образовательных ресурсах. Банк информационных инноваций создается как совокупность инновационных электронных образовательных ресурсов и их описаний, прошедших целенаправленную экспертизу, оформленных и взятых для длительного хранения и оперативного выбора, сопровождаемого непрерывным мониторингом эффективности применения. Способ организации банка информационных инноваций имеет библиотечную структуру, позволяющую аккумулировать опыт создания и использования информационных инноваций. Кроме функций накопления и выбора банк информационных инноваций оснащен специфичным комплексом программно-технических средств, обеспечивающих потребительскую экспертизу, рейтинговую оценку, многоаспектную систематизацию, обновление, корректировку и возможность применения интеллектуальных поисковых процедур [3].

Банк информационных инноваций обеспечивает использование представленных данных в различных целях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования, управления образовательным процессом профессиональной школы с опорой на современные информационные образовательные ресурсы. Описание этих ресурсов представляется в виде записей одинаковой структуры, для обработки которых используются специальные процедуры упорядочивания и выборки по указанным правилам, основанными на методах искусственного интеллек-

та, специальных языках описания знаний, интеллектуальном интерфейсе. Таким образом, банк информационных инноваций содержит набор инновационных ресурсов, информацию о них и процедуры экспертизы, мониторинга, обработки, выбора, обновления.

Банк информационных инноваций сферы профессионального образования предполагает наличие систематизированной совокупности электронных образовательных ресурсов и их адекватных описаний. Характеристиками банка данных информационных инноваций являются:

• достаточный объем и достоверность инновационной информации об объектах и способах действий с ними;

• систематизированное описание, дающее адекватное и полноценное представление о ресурсах, включенных в банк информационных инноваций;

• поисковые возможности, обеспечивающие удобный выбор включаемых в банк ресурсов и их описаний;

• возможности корректировки, дополнения и расширения представленных ресурсов и их описаний;

• возможность комплексной экспертизы и мониторинга востребованности и эффективности информационных инноваций;

• возможность автоматизированной обработки хранящихся сведений и оперативных вычислений рейтинговых оценок, проводимых по основаниям, значимым для различного потребителя [4].

Экспертиза инноваций, включаемых в банк, осуществляется на основе содержательных, пространственных, педагогических, экономических и политических характеристик. Содержательные характеристики, влияющие на выбор применяемых методов и методик, описываются показателями, связанными с совокупностью информационных ресурсов. Пространственные и технико-технологические характеристики, влияющие на выбор информационных ресурсов, описываются через показатели, связанные с доступом к ресурсам, и их системными взаимосвязями с технико-технологическим комплексом средств хранения, обработки и передачи информации. Педагогические характеристики связаны с методами освоения информационных инноваций, отражающихся в содержании, формах и методах обучения. Экономические характеристики связаны с регулированием затрат и прибыли от использования информационных инноваций. Политические характеристики, влияющие на приоритетность и включенность образовательных и научных учреждений, социальных партнеров и

субъектов образовательной системы в разработку и использование инновационных процессов, связываются с информационной политикой и безопасностью реализации информационных инноваций для системы профессионального образования.

Создание банка информационных инноваций влияет на успешность модернизации профессионального образования и может быть описано и раскрыто в последовательности задач, представленных следующим образом:

1. Исследование тенденций создания и использования инновационных информационных образовательных ресурсов, связанных с переходом от постиндустриального к информационному обществу и способствующих модернизации системы профессионального образования, которое строится на базе теории и методологии прогнозирования в сфере информатизации образования.

2. Формирование информационно-образовательной инфраструктуры, включающей инновационные образовательные ресурсы учебной и профессиональной ориентации, призванные обеспечить соответствие подготовки специалистов в профессиональной школе и потребностей рынка труда по направлению ключевых и профессиональных компетенций.

3. Исследование эффективности использования информационных ресурсов системы профессионального образования.

4. Построение и реализация в рамках образовательной области «Информатика содержания информационно-компьютерной подготовки» выпускника профессиональной школы, способного разрабатывать и внедрять информационные инновации.

5. Разработка и внедрение информационных образовательных ресурсов в сфере управления качеством и управления развитием профессионального образования, построенных на основе информационных технологий.

6. Разработка модели оптимального сочетания традиционного и дистанционного образования в рамках внедрения банка информационных инноваций как основы развития единой образовательной информационной среды.

7. Обеспечение системы профессионального образования высококвалифицированными в информационной области кадрами, способными разрабатывать и внедрять информационные инновации.

Анализ информационных инноваций, разрабатываемых отдельными педагогами профессиональной школы,творческими коллективами, образовательными учреждениями или отраслями производства, позволяет вы-

делить следующие цели создания и использования банка информационных инноваций:

1. банк может создаваться как для отдельного учебного заведения профессиональной школы, так и отрасли (по спецдисциплинам) или региона/регионов (для общепрофессиональных дисциплин), а также для страны(федеральный банк - аналог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов);

2. банк может создаваться и использоваться при организации взаимодействия с социальными партнерами для поддержки разработки профессионально-значимых информационных инноваций;

3. банк может обеспечить функционирование системы творческих профессионально-ориентированных конкурсов студентов и конкурсов совместного творчества студентов и педагогов;

4. перспективное развитие банка информационных инноваций видится в организации добровольной сертификации научно-методических средств и систем в сфере информатизации образовательной отрасли с целью обеспечения необходимого качества электронных образовательных ресурсов на основе сертификации соответствия заявленного средства или системы.

Сегодня есть все основания говорить о необходимости формирования информационной компетенции студентов - будущих специалистов. В зависимости от развития информационно-коммуникационных технологий компонентный состав информационной компетенции может меняться. На современном этапе эта компетенция должна быть дополнена компетенциями в области инновационной деятельности, а также самообучения и саморазвития специалистов [5]. Для формирования информационно-инновационной компетенции будущих специалистов целесообразно использовать банк информационных инноваций. Этот банк можно рассматривать с позиций нейросе-тевых технологий организации образовательного процесса [6].

Отбор инноваций в банк осуществляется на основе изучения и распространения опыта отдельного преподавателя, творческого коллектива и учебного заведения профессиональной школы, результатов научных исследований. Изучение и распространение опыта должны осуществлять эксперты из подготовленных преподавателей под руководством заместителя директора по научной работе. Необходимость создания таких экспертных групп объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, автор информационной инновации не всегда отдает отчет в ее ценности и перспективности. Во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься вне-

дрением своих идей, так как это требует дополнительного времени и затрат. В-третьих, новшество в изложении автора не всегда получает научное и методическое обоснование. В-четвертых, экспертная группа осуществляет педагогический мониторинг - систематический отбор, отсеивание новых идей, технологий, концепций по материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы учебных заведений профессиональной школы. Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования его индивидуальнотворческих возможностей. Таким образом, в условиях образовательного учреждения объединяются усилия создателей и распространителей информационных инноваций. В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием полученных результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности практиков к инновационной деятельности. Но большинство преподавателей профессионального образования не готовы в настоящий момент использовать информационные инновации в силу объективных и личностных причин.

Междисциплинарная координация развития инноваций является функцией организаторов банка и руководителей учреждений профессионального образования, а также руководителей промышленных предприятий. Выполнение данной функции позволит сэкономить ресурсы специалистов, работающих с инновациями в отдельных дисциплинах, а также решать общие проблемы использования инноваций [7]. Положительный опыт использования инновации в одной дисциплине может быть адаптирован для распространения в других дисциплинах.

Выбор информационного ресурса из банка инноваций, организация и обработка потока обратной связи является функцией методических служб и преподавательских коллективов. Данный выбор вызывает затруднения у преподавателей. Выработка положений и рекомендаций по отбору и использованию инноваций в профессиональном образовании с учетом специфики преподавания или академических традиций учебного заведения дает преподавателю возможность выбора оптимального образовательного ресурса для формирования у студентов профессиональных компетенций.

Обработка результатов использования инноваций является функцией независимых экспертов, которые после обработки полученной инфор-

мации вынесут рекомендации по дальнейшей работе с ресурсом, а также целесообразности его использования. Таких групп экспертов может быть несколько. Отзыв на один и тот же ресурс могут дать эксперты-руководители промышленных предприятий, эксперты-преподаватели, эксперты-студенты и т.д. Можно воспользоваться механизмом создания социальных групп пользователей, сетевыми взаимодействиями между ними и «индексом доверия». «Индекс доверия» может рассматриваться как одна из характеристик ресурса (инновации), ее значение определяется как совокупное мнение определенных групп экспертов и отдельных пользователей банка.

Совершенствование инноваций на основе их эксплуатационных характеристик является функцией разработчика, проектировщика и специалистов по сопровождению ресурса. Если в процессе использования инновации возникают проблемы, то пользователь может направить свои рекламации в адрес проектировщика, разработчика или специалиста по сопровождению курса. В результате нескольких циклов использования инновации разными преподавателями часто создаются вариации одних и тех же материалов. Регулирование этого процесса видится в требовании указания первоначального источника, а также описания характера и содержания изменений. В банке информационных инноваций предусмотрена система ссылок, которая дает картину эволюции первоначального ресурса и позволяет выбрать из всего множества имеющихся «клонов» наиболее соответствующий целям преподавательской деятельности.

Обучение и организация самоподготовки специалистов для использования банка инноваций и включения в него новых ресурсов является функцией организаторов банка. Одновременно с этим организаторы банка должны создавать условия для обучения специалистов методам работы с данным банком.

Реализация творческой активности и самостоятельности при оценке и использовании образовательных ресурсов является функцией педагогов, студентов и специалистов в профессиональной области. После использования инновации пользователю предлагается оставить отзыв о её эффективности в решении задач. Таким образом, в банке инноваций накапливается-полезная статистика. У пользователей при постоянной работе с банком инноваций формируется умение самостоятельного эффективного выбора ресурса из банка инноваций в соответствии с решаемыми задачами.

Главной целью внедрения банка информационных инноваций, аккумулирующего знания об информационно-коммуникационных технологиях, должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных для дисциплинарной инфраструктуры современной информационной среды профессионального образования. Важно четко выстраивать деятельность субъектов профессионального образования с позиции эффективности информационной среды в рамках модернизации профессионального образования в России. Эти новые виды деятельности, формы и методы обучения должны стать предметом проектирования, апробации и последующего внедрения в учебный процесс, организованный в информационной среде профессионального образования. Эта деятельность должна опираться на социальные сервисы Интернет: аудио и видеоконференции, ЖЖ/-страницы, документы для совместной работы, ментальные карты, тематические форумы и пр. Именно с этих позиций мы рассматриваем реализацию банка информационных инноваций и его включение в дисциплинарную инфраструктуру информационной среды профессионального образования, которая содержит субъекты среды (студентов и преподавателей), дидактико-техническое обеспечение процесса преподавания учебных дисциплин в вузе и взаимодействия субъектов среды в учебном процессе на основе дидактико-технического обеспечения.

Подводя итог вышеизложенного, выделим следующие методические рекомендации на этапах создания и использования банка информационных инноваций:

1. Изучать информационные инновации и включать их в банк целесообразно на основе внутренней по отношению к учебному заведению экспертной оценки и сетевой общественной экспертизы по заданным критериям.

2. Организовать поддержку преподавателей, работающих с ресурсами банка информационных инноваций, со стороны администрации.

3. Внедрить систему «портфолио» педагогов и студентов, использующих информационные инновации в своей деятельности.

4. Внедрить систему самостоятельной внеаудиторной работы студентов и педагогов с банком информационных инноваций.

Итак, банк информационных инноваций призван стать доступным и полезным в открытой системе профессионального образования, проходить все циклы инновационного развития, начиная от научного поиска и заканчивая отражением в дисциплинарной инфраструктуре информационной среды профессионального образования. Таким образом, образовательная

среда будет выполнять свою сущностную функцию, будет способствовать передаче будущим специалистам опыта, знаний и способов действия, отраженных в информационных инновационных образовательных ресурсах.

Источники

1. Кирилова Г.И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования //Казанский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 54-60.

2. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2008. Т.11. № 4. С. 297-305.

3. Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. №

2. С. 269-273.

4. Ахметов Л.Г. Интегрированная информационная среда профессиональной подготовки студентов педвуза и ее влияние на конкурентоспособность специалистов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 7-8. С. 131-139.

5. Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистрантов первого года обучения // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. Т. 2. № 2. С. 113-123.

6. Руанет В.В., Хетагурова А.К. Нейросетевые технологии как средство организации образовательного процесса // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2005. Т. 8. № 4.С. 296-317.

7. Михайлов В.Ю., Волик О.Н., Пшеничный П.В. О функциях преподавателя в условиях применения электронных образовательных ресурсов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 89-98.

Зарегистрирована 02.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.